Научная статья на тему 'Особенности становления нормативно-правовой системы государственных закупок в Луганском регионе'

Особенности становления нормативно-правовой системы государственных закупок в Луганском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / публичные закупки / порядок закупки / государственный заказ / нормативно-правовое регулирование / муниципальные закупки / контрактная система. / public procurement / public procurement / procurement procedure / state order / legal regulation / municipal procurement / contract system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эккертшабельникова Евгения Андреевна, Зелепухина Елена Викторовна

В статье рассмотрены основы нормативно-правовой базы государственных закупок ЛНР и проведена сравнительная характеристика с другими странами (Российская Федерация, Украина, Приднестровская Молдавская Республика). Проанализированы основные принципы организации системы государственных закупок, выявлен комплекс проблем реализации системы государственных закупок в Луганском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эккертшабельникова Евгения Андреевна, Зелепухина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of formation of the regulatory system of state procurement in the Lugansk region

The article considers the principles of the regulatory basis of state procurement in the LPR and compares it with other countries (the Russian Federation, Ukraine, and the Pridnestrovian Moldavian Republic). The main principles of the organization of state procurement system are analyzed, and a set of problems in the implementation of the state procurement system in the Lugansk region is identified.

Текст научной работы на тему «Особенности становления нормативно-правовой системы государственных закупок в Луганском регионе»

к.э.н. Шабельникова Е. А., Зелепухина Е. В.

(ДонГТУ, г. Алчевск, ЛНР, evgesha94204@mail.ru)

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЛУГАНСКОМ РЕГИОНЕ

В статье рассмотрены основы нормативно-правовой базы государственных закупок ЛНР и проведена сравнительная характеристика с другими странами (Российская Федерация, Украина, Приднестровская Молдавская Республика). Проанализированы основные принципы организации системы государственных закупок, выявлен комплекс проблем реализации системы государственных закупок в Луганском регионе.

Ключевые слова: государственные закупки, публичные закупки, порядок закупки, государственный заказ, нормативно-правовое регулирование, муниципальные закупки, контрактная система.

УДК 35.073.53(4Луг)

Постановка проблемы. Система государственных закупок, как показывает отечественный и мировой опыт, является неотъемлемым элементом управления финансами и другими ресурсами государственного сектора экономики и предназначена для выполнения не только функций удовлетворения общественных потребностей, но и функций государственного регулирования экономики. Для этого необходимо повысить эффективность законодательного обеспечения системы государственных закупок на основе международного опыта.

По данным ВТО, общая стоимость транзакций государственных закупок в развитых странах составляет в среднем от 10 % до 25 % ВВП. Более того, высокая степень бюрократизации и коррупции в этой области не позволяет оптимизировать процесс закупок на всех уровнях финансовой системы. В некоторых странах арендная плата в сфере закупок составляет 9-10 %, а в государственных органах, контролирующих госзаказ, 20-30 % (и даже 50 %) от суммы контракта.

Анализ последних исследований и публикаций. Широкий спектр зарубежных и отечественных исследований посвящен управлению системой государственных закупок и функционированию механизма поставок. Проблемы, связанные с теорией государственных закупок, отражены в работах таких авторов, как

Б. А. Аникин, А. Гаджинский, Н. В. Афанасьев, В. М. Глущенко, К. Б. Норкин, И. И. Смотрицкая. Методология и механизмы повышения эффективности государственных закупок исследовали в своих работах Н. А. Кротов, В. А. Кныш, Г. А. Лавринов, И. И. Смотрицкая. Особое внимание было обращено на работы зарубежных ученых, таких как Д. Клосс, Дж. Джонсон, М. Д. Ламберт, М. Робсон, П. Самуэльсон, Д. Уотерс, Х. Фирон.

Выделение нерешенной проблемы. В настоящее время большинство предприятий в Луганской Народной Республике работают не на полную мощность. Чтобы улучшить работу предприятий, необходимо совершенствовать материально-техническую базу, а система государственных закупок позволит повысить эффективность материально-технического обеспечения производственных процессов.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственных закупок на основе анализа зарубежного опыта организации данной системы, в том числе в регионах с особым статусом.

Основные результаты исследования. Реалии дня сегодняшнего определяют рынок государственных закупок, как один из ключевых векторов в контексте социально-экономического развития государства,

в то время как сама система государственных закупок все чаще выступает в роли одного из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, что оказывает существенное влияние на ее динамику и структуру.

Экономика региона находится в стадии становления и испытывает ряд проблем, обусловленных тем, что крупнейшие компании региона приостановили свою деятельность, производственные связи были нарушены, в результате возникли трудности с реализацией продукции, вследствие чего увеличилась безработица, произошло снижение жизненного уровня населения, а бюджетное пополнение уменьшилось.

Государственные закупки являются одним из наиболее эффективных инструментов управления экономикой. Поскольку закупки являются важной частью бюджетных расходов, они строго регулируются.

Организация эффективной системы государственных закупок способствует сокращению расходов государственного бюджета, усилению централизованного управления, предотвращению неконтролируемых издержек и расходов и повышению эффективности управления материальными потоками. Большинство стран решают с помощью государственных контрактов, в том числе социально-экономические проблемы, проводят исследования, создают и внедряют новые технологии и разработки [5].

Сегодня предприятия региона продолжают работать в сфере государственных закупок, опираясь на законодательство Украины. В связи с возможной интеграцией в Российскую Федерацию необходимо рассмотреть ее законодательную базу в сфере государственных закупок и дать ее сравнительную характеристику.

К основным законам, регулирующим правила, порядок и нормы распределения заказов, относятся: в Российской Федерации — ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ [1],

ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 [4]. В Украине — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-922^Ш [2]. Луганский регион — Порядок закупки, товаров и услуг на территории Луганского региона от 29.12.2015 г. № 02-04/408/15 [3].

В Российской Федерации, в соответствии с действующим ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что «Государственные закупки — это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ в свободном рынке для удовлетворения государственных нужд» [1]. Государственные и муниципальные закупки РФ осуществляются согласно приведенному выше нормативному акту, регулирующему размещение государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Помимо 44-ФЗ [1], процесс обозначения государственного заказа включает в себя свод законов, среди которых основное место принадлежит Конституции РФ, а также бюджетный, налоговый, гражданский кодексы, сопутствующие законы, указы, постановления, приказы и инструкции, решения и постановления (глобальные и локальные), нормативно-правовые акты.

Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-УШ, определяет понятие закупки следующим образом «Публичная закупка — приобретение заказчиком товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства и территориальной общины» [2]. Публичные закупки в Украине осуществляются согласно основному закону Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922^Ш, а также для надлежащего размещения государственных заказов, необходимо руководствоваться: Конституцией, хозяйственным кодексом, бюджетным ко-

Финансы, учет и аудит

дексом, гражданским кодексом, бюджетным законодательством, антимонопольным законодательством, прочими законами Украины, международными соглашениями Украины, нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти, актами органов местного самоуправления, арбитражной практикой Украины [2].

В ЛНР в соответствии с «Порядком закупок товаров, работ и услуг» от 29.12.2015, определяют «Закупка — приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за средства государственного бюджета» [3]. Закупки в Луганском регионе реализуются согласно Постановлению от 29.12.2015 г. № 02-04/408/15 (с учетом всех изменений) «О закупке товаров, работ и услуг на территории Луганской Народной Республики», а также Временным Основным Законом (Конституция) ст. 77, 78; законом «О нормативно-правовых актах» ч. 3 гл. 5; законом «О системе исполнительных органов государственной власти» ст. 28, 32, 41 [3].

Рассмотренные понятия «государственные закупки» в соответствии с действующими законодательно-нормативными актами некоторых стран СНГ отобразим на рисунке 1.

Объем и структура закупок товаров для государственных нужд определяется заказчиками.

В мировой практике закупки совершаются для государственных нужд в соответствии с конкретной системой, предписанной законом, и эта система направлена на снижение коррупции в этой области. Таким образом, четкий свод правил государственных закупок позволяет сделать расходы налогоплательщиков прозрачными для удовлетворения потребностей государства.

Порядок закупок, товаров и услуг на территории Луганского региона от 29.12.2015 г. № 02-04/408/15 вступил в силу с 03.10.2016 г. Данный порядок регламентирует отношения в сфере результативного и рационального использования средств государственного бюджета, разработки действенной системы «здоровой» конкуренции в сфере закупок, гарантирования соблюдения принципов гласности, достоверности информации и прозрачности закупок, предупреждение коррупционных действий и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также обозначает срок и процедуру осуществления закупок.

Рисунок 1 Понятие «государственные закупки» в действующих законодательных актах

Закупки осуществляются для удовлетворения государственных, национальных (региональных) и муниципальных (местных) потребностей, в частности:

а) целевое достижение и реализация мер согласно государственным и муниципальным программам;

б) соблюдение международных обязательств между странами, реализация целевых межгосударственных программ, в которых участвует одна из двух стран;

в) выполнение государственными органами своих функций и полномочий [8].

Сравнительный анализ приводит к тому, что политика государственных закупок направлена, в частности, на формирование «здоровой» конкуренции, что в свою очередь, требует четкого и неукоснительного следования основным принципам в процессе организации государственных и муниципальных закупок. Одним из таких принципов выступает принцип гласности. Процесс конкурсного отбора на право заключения государственного (муниципального) контракта в первую очередь должен его учитывать.

Рассматривая основные принципы организации системы государственных закупок в некоторых странах СНГ и ЛНР, целесообразно выделить некоторые из них (рис. 2).

Таким образом, законодательство региона по основным позициям соответствует основным нормам законодательной базы. Основой для организации закупок товаров, работ и услуг в регионе является принцип, проверенный многолетним опытом ведущих стран — не только для регулирования выбора поставщика, но также и весь цикл доставки со структурой контроля, мониторинга и аудита.

Следует отметить, что разработка этой концепции связана с конкретными проблемами не только с точки зрения законодательства и его практической реализации, но и с точки зрения точности выбранных подходов. Выделим следующие:

- необоснованная стандартизация подходов и правил, недооценка характеристик закупок товаров, работ и услуг и категори-

зация потребителей в зависимости от общего годового объема закупок;

- незавершенность и несовершенство нормативно-правовой и методологической базы;

- регулярная отсрочка использования ключевых инструментов для закупок товаров (планирование, нормирование и обоснование закупок, типовые контракты и документы о закупках и т. д.);

- неэффективная и рискованная система контроля и рассмотрения жалоб;

- недостаточная координация закупок товаров, отсутствие разрешений для уточнения законодательства о закупках товаров;

- высокая флуктуация персонала, отсутствие единой системы обучения и сертификации;

- отсутствие независимой и объективной системы оценки эффективности контрактной системы.

Для успешного функционирования Порядка закупок товаров, работ и услуг на территории ЛНР может быть полезен международный опыт.

Закупки включают покупку товаров, работ или услуг для нужд Республики покупателем в лице Республики за счет бюджетных средств. Уровень, на котором расположена организация по управлению закупками, отражает степень развития рыночных отношений и состояние экономики в целом.

Общепринятые принципы закупок и размещения заказов сформулированы в законодательстве каждой страны. Различия в сфере регулирования определяются приоритетами государственной экономической политики. Степень централизации экономики имеет очевидный эффект. На уровне национального законодательства устанавливаются международные положения с учетом экономических характеристик государственной политики. Кроме того, в нескольких странах приняты отраслевые правила, которые позволяют формулировать конкретные положения, основываясь на общем национальном законодательстве, отражающем специфику конкретного сектора.

Финансы, учет и аудит

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

- открытости, прозрачности; - обеспечение честной конкуренции;

- отсутствие дискриминации участников;

- экономное и рациональное использование средств; - объективный и незаангажированный подход в процессе оценки предложений;

- недопущение коррупции.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ *

- открытости, прозрачности;

- гарантирование конкурентоспособности;

- профессионализма заказчика;

- стимулирования инноваций;

- единства контрактной системы в сфере закупок;

- ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- эффективность осуществления закупок.

УКРАИНА

- честная конкуренция между участниками;

- максимальная экономия и эффективность;

- открытость и прозрачность на всех этапах закупок;

- не дискриминация участников; - объективная и беспристрастная оценка тендеров; - предотвращение коррупционных действий.

Рисунок 2 Принципы организации системы государственных закупок в ЛНР, РФ, Украине

Финансы, учет и аудит

Существующая практика государственных закупок, на международном уровне сформировала ряд принципов и факторов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность государственных закупок (рис. 3).

В настоящий момент международное законодательство по вопросам государственных закупок основано на Типовом законе Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупке товаров (работ) и услуг» состоит из 57 статей, сгруппированных в 6 глав: общие положения; методы закупок и условия их использования; тендерные процедуры; основной метод закупок; процедуры, используемые для получения альтернативных методов; обжалование.

Данный документ предназначен для государств, которые намерены регулировать закупки товаров и услуг и преследуют следующие цели:

- гарантировать максимальную экономическую и договорную эффективность;

- распространять и поощрять участие поставщиков (подрядчиков) в заказах независимо от национальности, что послужит развитию международной торговли;

- стимулировать конкуренцию между поставщиками;

- сделать возможным справедливое и беспристрастное отношение ко всем поставщикам;

- содействие объективности и беспристрастности в процессе закупок и доверия общественности к нему;

- воспроизводство публичных тендеров.

Международный и отечественный опыт

свидетельствует о том, что нет единого универсального подхода к разработке оптимальной модели системы государственных закупок. Но есть опыт, позволяющий пройти этот путь с меньшими ошибками и за короткое время.

Рассмотрим некоторые особенности государств с особым статусом в сфере реализации закупочной деятельности (на примере Приднестровской Молдавской Республики (далее ПМР).

Согласно закону ПМР, государственные закупки (далее госзакупки) являются конкурентоспособным способом размещения заказов на товары, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд на заранее определенных условиях, в оговоренные сроки, на принципах конкурентоспособности, справедливости и эффективности [5].

Рисунок 3 Критерии эффективности системы государственных закупок

Основополагающими принципами системы государственных закупок выступают эффективность, прозрачность и открытость. Достижение результативности от принципа эффективности возможно лишь при учете принципа открытости, то есть способности каждого человека подавать заявки на равных основаниях в условиях высокой конкуренции. Однако открытость невозможна без учета принципа прозрачности, которая достигается посредством соразмерного информационного обеспечения.

Несмотря на свою последовательность, отношение к государственным закупкам крайне неоднозначное. Кто-то старается не вмешиваться в этот бизнес и избегает взаимодействия с бюджетом. Кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то знает о его существовании, но не осмеливается участвовать в них (из-за непрозрачности тендеров) [10].

Кроме того, без закупок государство не может выполнять свои прямые функции, а эффективность государственных закупок является предпосылкой обеспечения надлежащего функционирования государственных и муниципальных органов власти. Сегодня из-за бюджетных ограничений меры по сокращению затрат и расходов на государственные закупки по праву занимают приоритетные позиции в списке задач любого государства. На сегодняшний день в Приднестровье действует Закон ПМР от 2 июля 1999 года № 173-3 «О поставках продукции для государственных нужд». Более детальная регламентация существующих правоотношений в сфере государственных закупок осуществляется на основании нормативных правовых актов Правительства ПМР, а именно Постановления Правительства ПМР от 30 января 2014 года № 36 [6].

В такой упрощенной системе закупок совершенно очевиден ряд следующих проблем:

- неполное правовое регулирование процесса закупок;

- нет планов закупок, открывающих возможности закупок, которые в свою очередь не отвечают интересам общества и государства;

- клиент не несет ответственность за результат;

- рост числа договоров, которые заключаются с одним поставщиком, что сводит к минимуму конкуренцию;

- демпинг и неопределенность клиентов со стороны халатных поставщиков и фирм «однодневок».

По имеющимся данным, в ПМР в системе государственных закупок в среднем участвует 500 государственных заказчиков и 600-700 поставщиков, а объем приднестровского рынка государственных закупок в 2012 г. составлял 500 млн руб. или 45 млн дол. США, а в 2017 г. 200 млн руб. или 12,5 млн дол. США [10].

Общее количество контрактов за семь лет сократилось более чем вдвое, очевидно, что объем государственных закупок остался на прежнем уровне, а ежегодное снижение связано с увеличением доли государственных закупок без объявления тендеров, а это означает, что это неэффективно.

В настоящее время ведется работа по формированию эффективности государственных закупок, основанных на законе ПМР «О государственных закупках в Приднестровской Молдавской Республике», который был разработан на основе аналогичного правового акта Российской Федерации в построении и функционировании контрактной системы. Концепция законопроекта основывается на комплексе мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов: прогнозирования и планирования; осуществления закупок товаров, работ и услуг; осуществления мониторинга, контроля и аудита.

Переход к новой системе государственных закупок позволяет не только контроли-

ровать процесс проведения торгов, но и управлять всем циклом государственных закупок, начиная с планирования, и заканчивая его внедрением. Кроме того, планируется создание единой системы государственных заказов и закупок. Основной целью закона является удовлетворение потребностей государства с помощью ограниченных бюджетных ресурсов посредством полного правового регулирования правоотношений в сфере государственных закупок.

В качестве рекомендаций для усовершенствования системы закупок в Луганской Народной Республике предлагаем применить опыт Приднестровской Молдавской Республики, в основу которого лег опыт Российской Федерации по построению и функционированию контрактной службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели создания нормативно-правовой базы, регулирующей государственные закупки, заключаются в следующем:

- создание единого цикла для удовлетворения потребностей правительства;

- эффективное использование бюджетных средств;

- надежное управление рисками при выполнении основных функций государства;

- снижение коррупции в секторе государственных закупок;

- достижение прозрачности при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Принципы, на которых должна строиться система закупок для государственных нужд:

- открытость (прозрачность) системы государственных закупок.

Обеспечение свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о системе государственных закупок на всех этапах её внедрения:

- конкуренция в системе государственных закупок.

Система государственных закупок должна быть направлена на создание равных условий для обеспечения честной конкуренции между участниками закупок:

- профессионализм заказчика.

Деятельность заказчика, специализированной организации и центра закупок должна осуществляться профессионально, с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок;

- единство системы государственных закупок.

Система государственных закупок должна основываться на единых принципах и подходах, которые отвечают потребностям государственных и муниципальных нужд посредством регулярного порядка действий в сфере проведения закупок, прогнозирования, оценки, наблюдения и контроля в сфере закупок по всей стране:

- приоритет отечественных производителей.

При тех же условиях государственных закупок отечественные поставщики (подрядчики, исполнители) должны иметь приоритет при заключении договора:

- стимулирование инноваций.

Государство должно ориентироваться на

закупку высокотехнологичной продукции:

- ответственность за эффективность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных ресурсов.

При планировании и осуществлении закупок все правительственные учреждения и юридические лица должны исходить из того, что должны быть достигнуты определенные результаты для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд. Представители заказчика несут личную ответственность за соблюдение законодательства о государственных закупках.

Предлагаемая система (проект) государственных закупок включает в себя следующие новации:

- введение системы планирования и обоснования закупок;

- создание информационной системы в сфере закупок;

- установление методов определения исходных (максимальных) цен заказов и

установление всех существенных условий в годовых планах закупок;

- расширение сферы применения методов идентификации поставщиков (подрядчиков, исполнителей), совершенствование существующих процедур закупок;

- внедрение антидемпинговых механизмов;

- обязательное включение малого бизнеса в государственные закупки.

Проект предлагает три взаимосвязанных этапа закупок: составление прогнозов и разработка планов; процесс реализации закупок; контроль, наблюдение и проверка исполненных договоров.

I этап — планирование. Этот этап состоит из совершенно новых разделов: обоснование потребителем надобности в конкретном предложении на этапе планирования закупок; определение начальной (максимальной) рыночной цены, а также указание всех ключевых условий в годовых графиках поставок; планирование государственных закупок таким образом, чтобы существовал способ вовлечения общественности в дискуссии по вопросам государственных закупок. Считаем, что в результате внедрения вышеприведенных мер, как производители, так и поставщики смогут заведомо определять уровень спроса со стороны государства, также, где будет потенциальная торговая зона для реализации продукции и т. п.

II этап — осуществление закупок, управление контрактами. Список методов закупок (методов определения поставщиков) был расширен, так что для каждой ситуации с закупками — от поставок детского питания и лекарств до строительства сложных объектов инфраструктуры — можно определить оптимальную процедуру.

При совершении закупок клиенты имеют право использовать следующий список методов для идентификации поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

- открытый конкурс;

- открытый аукцион;

- запрос котировок;

- запрос предложений;

- закрытые методы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — закрытый тендер, закрытый аукцион;

- осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При выборе метода идентификации поставщиков (подрядчиков, исполнителей) клиент должен гарантировать конкуренцию между участниками процедур закупок и не предпринимать никаких действий, которые обеспечивают иррациональное сокращение числа участников процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

III этап — контроль, наблюдение и проверка заключенных договоров.

Клиент должен гласно обосновать любое свое решение, а система контроля должна быть нацелена на осуществление в первую очередь качественного анализа действий заказчика

Проверка (аудит) завершает цикл закупок всей системы государственных закупок и должна определить, соответствует ли результат выполнения контракта первоначально установленным требованиям государства.

Прозрачность и открытость являются ключевыми факторами эффективности закупок, особое внимание уделяется прозрачности информации на всех этапах закупочной деятельности.

Предлагается создать единый официальный веб-сайт государственных закупок, который будет публиковать полную историю каждого заказа: от момента, когда закупка включена в план, и до завершения аудита договора, включая полное обоснование всех действий клиента: выбор процедуры тендера, результаты процедур, расторжение или изменение договора.

Следует также отметить, что поправки предусматривают защиту интересов малых предприятий в связи с обязательством привлекать их к государственным закупкам, требуя от клиентов совершать покупки на установленном законом уровне у малых предприятий. Предпочтение также

оказывается учреждениям и предприятиям пенитенциарной системы, а также организациям инвалидов.

Предлагаемые изменения основаны на контрактной системе, а взаимодействие государства и бизнес-сообщества на основе действия рыночных механизмов. Результатом их взаимодействия должно стать эффективное и стабильное обеспечение государственных потребностей в режиме ограниченных бюджетных средств.

Выводы. Внедрение предложенной системы государственных закупок позволит:

- обеспечить эффективное законодательное сопровождение в сфере государственных закупок;

- повысить эффективность материально-технического обеспечения производственных процессов;

- усилить централизацию управления;

Библиографический список

- решить ряд социально-экономических проблем в результате создания и внедрения новых технологий и разработок;

- динамично развиваться экономической среде, посредством создания равных условий для обеспечения честной конкуренции между участниками закупок;

- рационально использовать бюджетные ресурсы;

- обеспечить свободный доступ к полной и достоверной информации о системе государственных закупок;

- контролировать процесс проведения торгов, а также управлять всем циклом государственных закупок;

- снизить уровень коррупции в секторе государственных закупок;

- эффективно взаимодействовать государству и бизнес-сообществу на основании действия рыночных механизмов.

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.12.2018).

2. Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-УШ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/922-19/page (дата обращения 25.12.2018).

3. Порядок закупки товаров, работ и услуг на территории Луганской Народной Республики от 29.12.2015 г. № 02-04/408/15. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://merln.su/docs/ (дата обращения 25.12.2018).

4. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения 25.12.2018).

5. Закон ПМР «О поставках продукции для государственных нужд» от 02.07.1999 г. № 173-3.

6. Постановление Правительства ПМР от 30 января 2014 года № 36.

7. Новиков, С. В. Нормативно-правовые основы системы государственных закупок [Текст] / С. В. Новиков, В. А. Тихонов // Электронный журнал «Труды МАИ» [Электронный ресурс]. — 2016. — № 3. — Режим доступа: http://izron. ru/articles/aktualnye-voprosy-ekonomiki-i-sovremennogo-menedzhmenta-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunar/sektsiya-2-ekonomika-i-upravlenie-narodnym-khozyaystvom-spetsialnost-08-00-05/.

8. Локота, О. В. Основы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг [Текст] : монография / О. В. Локота, Е. А. Попова, Л. Г. Черненко, Е. М. Медякова, А. И. Морозова. —Ростов н/Д: ЮРИЦ, 2014.

9. Специфика управления в системе государственных и муниципальных закупок [Текст] : учеб. пособие / О. В. Локота и др. — Ростов н/Д, 2017. — 534 с.

10. Кравчук, В. Госзакупки в ПМР: настоящее и будущее [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pridnestrovie-daily.net/archives/28366 (дата обращения 13.11.2018).

© Шабельникова Е. А.

© Зелепухина Е. В.

Финансы, учет и аудит

Рекомендована к печати д.э.н., проф., зав. каф. экономики предприятия ЛНУ им. В. Даля Максимовым В. В., д.э.н., проф., зав. каф. экономики и управления ДонГТУ Коваленко Н. В.

Статья поступила в редакцию 30.01.20.

к.е.н. Шабельникова G. А. (ДонДТУ, м. Алчевськ, ЛНР, evgesha94204@mail.ru), Зелепухша О. В. (ДонДТУ, м. Алчевськ, ЛНР, gerus_09_12@mail.ru)

ОСОБЛИВОСТ1 СТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВО1 СИСТЕМИ ДЕРЖАВНИХ ЗАКУП1ВЕЛЬ У ЛУГАНСЬКОМУ РЕГ1ОН1

У статт1 розглянуто основи нормативно-правовог бази державних закутвель ЛНР та проведено пор1вняльну характеристику з тшими крагнами (Ростська Федеращя, Украгна, Придн1-стровська Молдавська Республ1ка). Проанал1зовано основм засади оргамзацИ системи державних закутвель, виявлено комплекс проблем реал1зацИ системи державних закутвель у Лугансь-кому рег1от.

Ключовi слова: державм закутвл1, публ1чт закутвл1, порядок закутвл1, державне замовлен-ня, нормативно-правове регулювання, мунщипальт закутвл1, контрактна система.

Shabelnikova E. A. (DonSTU, Alchevsk, LPR, evgesha94204@mail.ru), Zelepukhina E. V. (DonSTU, Alchevsk, LPR, gerus_09_12@mail.ru)

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE REGULATORY SYSTEM OF STATE PROCUREMENT IN THE LUGANSK REGION

The article considers the principles of the regulatory basis of state procurement in the LPR and compares it with other countries (the Russian Federation, Ukraine, and the Pridnestrovian Moldavian Republic). The main principles of the organization of state procurement system are analyzed, and a set ofproblems in the implementation of the state procurement system in the Lugansk region is identified.

Key words: state procurement, public procurement, procurement procedure, state order, regulations, municipal procurement, contract system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.