ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
УДК 373.8
Д. А. ШПАКИН
Омский государственный педагогический университет
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ ИЗРАИЛЯ_____________________________________
В статье описывается комплекс педагогических условий, созданных в средних школах Израиля для формирования у выпускников ключевых компетентностей, в первую очередь, функциональной грамотности. Выпускники этих школ демонстрируют высокий уровень подготовки к самостоятельной жизни — имеют опыт разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, владеют навыками коммуникации и трудоустройства, умеют защищать свои гражданские права, осознанно стремятся к прохождению военной службы в армии. Становление ключевых компетентностей организовано так, чтобы сам старшеклассник был заинтересован в этом процессе.
Ключевые слова: сопровождение, функциональная грамотность, ключевые компетентности, проектная технология обучения.
Для каждого конкретного человека, живущего в обществе, проблема свободы и ограничения в проявлении собственного «Я» на протяжении всей жизни является очень значимой. Если в обществах, где социальная динамика была низка, человек, привыкая жить в статичных условиях, объективно не сталкивался с ситуацией самостоятельного выбора, то современное общество, динамично меняясь в социальном, экономическом и политическом планах, задает ситуацию непредсказуемости и нестабильности, в которых традиционные алгоритмы поведения не срабатывают. Человек вынужден самостоятельно разрабатывать индивидуальную стратегию на каждую новую ситуацию. Поэтому бесконфликтное его существование в социуме связано с умением действовать в условиях отсутствия внешней регламентации, т.е. самоопределяться в нестабильной незапрограммиро-ванной ситуации.
Несмотря на то, что указанный «вызов» современного социума сам по себе является мотивирующим фактором саморазвития молодых людей, важно профессионально разрабатывать педагогические программы, способствующие развитию у подрастающего поколения обозначенных качеств для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить существование общества без социальных катаклизмов и потрясений, с другой — обеспечить гармоничную адаптацию самого молодого гражданина, избежав, по возможности, внутриличностных конфликтов и кризисов.
Ознакомление с научными источниками и практическим опытом современного Израиля в сфере подготовки выпускников средних школ к успешной адаптации в обществе позволяет признать высокие результаты в этой области, что определяет их важность для педагогической теории и практики в России.
Известный английский профессор Л.Дэвис указывает, что у сравнительной педагогики сегодня
две дополняющие друг друга роли: разрушение мифов и поиски ее потенциальных возможностей внести вклад в создание лучшего мира на Земле. Вместе с тем сравнительной педагогике угрожает опасность одномерного подхода к сложным связям и ситуациям.
Задачи формирования и поддержки ключевых компетентностей школьников в Израиле решаются посредством организации педагогического сопровождения, основанного на парадигме личностно ориентированного образования, концепции его индивидуализации, принципах уважения прав и свобод растущего человека, толерантных взаимоотношениях педагогов и обучающихся. Естественно, что наиболее эффективно вопросы самоопределения реализуются у старшеклассников, поскольку в этом возрасте максимально активизируется их деятельность, касающаяся становления мотивов, связанных с поиском индивидуальности, возникает проблема планирования профессионального и личностного самоопределения [1].
Нами изучен опыт формирования и поддержки ключевых компетентностей старшеклассников в государственной гимназии города Иерусалима и в школе для мальчиков города Кфар Ситрин (вблизи города Хайфа). Материальная база обеих школ позволяет вести образовательный процесс на высоком уровне: имеются оборудованные предметные кабинеты, лаборатории по дисциплинам естественно-математического цикла, большие помещения библиотек с компьютерным оснащением, значительное количество помещений предоставлено для индивидуальной работы школьников, введены электронные журналы учета успехов каждого ученика.
Оба образовательных учреждения ведут учебный процесс в первую половину дня, но работают до 19 часов, предоставляя своим питомцам широкие возможности для дополнительного образования, а также
развития творческих способностей: спортивные и читальные залы, музыкальные студии, художественные мастерские, лаборатории, столовые. Указанные учебные заведения, скорее, похожи на студенческие городки-кампусы, расположенные в нескольких корпусах на красиво озелененной территории.
Особенностью изученных школ являются широкие связи с высшими учебными заведениями страны — университетами городов Иерусалима и Хайфы: часть учителей школ является преподавателями этих вузов, а некоторые преподаватели высшей школы проводят спецкурсы в средних школах. Указанная тенденция положительно влияет на качество образования в школах: с одной стороны, от учителя средней школы требуется высокий уровень научной подготовки, с другой— такая ситуация позволяет преподавателям высшего звена оценивать реальное состояние знаний и запросы современных старшеклассников, а также предъявлять к результатам их обученности требования, помогающие подготовить молодого человека к обучению в высшей школе.
Современная образовательная практика Израиля располагает условиями для формирования у старшеклассников навыков самоопределения через поиск собственной индивидуальности в условиях свободного выбора. Выпускник израильской средней школы обладает необходимым набором ключевых компетентностей, позволяющих ему уверенно входить в жизнь общества: он готов (и осознанно стремится) к военной службе в Армии обороны Израиля (и юноши, и девушки, прошедшие военную службу в течение 2 — 3 лет, получают значительную как финансовую, так и моральную поддержку общества для продолжения обучения в высшей школе, а также стартовые денежные средства для приобретения собственного жилья).
Выпускники израильских школ умеют заниматься поиском работы; для них не является проблемой защита собственных гражданских прав; они толеран-тны к представителям других этнических групп, и, владея свободно помимо родного языка еще несколькими иностранными языками (среди которых обязательный — английский), могут легко установить коммуникативные связи в любом коллективе; обычно молодые люди имеют водительские права и очень часто — личный автотранспорт; для них не являются неестественными длительные поездки к месту работы в другой конец страны, а совмещение работы с продолжением обучения в высшем учебном заведении — скорее норма, чем исключение.
В условиях израильских школ организуется педагогическая деятельность, в которой и учителя, и ученики проявляют максимальную личную активность по выстраиванию программы образования каждого старшеклассника (как в плане обученности, так и в плане личностного развития). Это предполагает совместное (ученик-учитель) проектирование деятельности, направленной на саморазвитие выпускника, на совместный выбор методов, средств, темпов реализации деятельности, совместный отбор целей и задач саморазвития и т.д. [2].
Практически это осуществляется посредством организации ситуаций выбора, «проживание» которых актуализирует проявление «Я-позиции» юноши или девушки в различных сферах организации его жизнедеятельности. Включение старшеклассников в разработку собственных образовательных траекторий позволяет сформировать у них умения самоопределения, прогнозирования, планирования без педагогического принуждения и гиперболизированной опеки [3]. Принципиальным моментом в этих педаго-
гических ситуациях является предоставление обучающимся той степени свободы, за которую они могут нести ответственность в силу возрастных особенностей.
Учебно-воспитательный процесс в израильских школах носит индивидуальный, развивающий, «озадачивающий» характер. Его элементами являются проблемно-поисковые ситуации, тренинги общения, индивидуальный эмоциональный контакт учителя с учеником, демонстрация веры в силы и возможности подростка. Важно, что почти все формы работы со старшеклассником предусматривают его нравственный выбор, призывают его обсудить ту или иную проблему со взрослыми членами своей семьи, с друзьями прежде, чем ученик предложит свое решение одноклассникам.
В каждой параллели классов израильской школы имеется свой педагогический советник, в школьном здании предусмотрены помещения для конфиденциальных бесед педагога с ребенком или детей между собою.
Формирование школой ключевых компетентностей происходит в тесной связи с сегодняшней жизнью молодого человека для того, чтобы сам старшеклассник был заинтересован в этом процессе. Задача педагогов состоит не во внушении старшекласснику страха перед тем или иным нарушением, а в осознании им необходимости правильного поведения в обществе, важности ответственного отношения к своему здоровью.
Ознакомление с опытом работы средних школ Израиля по созданию педагогических условий поддержки ключевых компетентностей старшеклассников позволило вычленить еще одну компетентность, на наш взгляд, очень важную в жизни каждого современного гражданина-умение брать на себя решение значимой «сверхзадачи», ответственно планировать ее достижение, переносить возникающие при этом трудности и добиваться положительного результата.
В Израиле нет школ для одаренных детей, поскольку специалисты полагают, что не следует вырывать талант из его обычной среды и учить где-то отдельно. Все одаренные дети учатся в школах по месту жительства и посещают специализированные центры, где с ними работают педагоги-реформаторы, которые ведут уроки театрального искусства, живописи, физики, математического мышления и науки и т.д. Существуют определенные фонды, которые помогают спонсир овать работу таких центр ов, поэтому технические лаборатории и кружки впечатляют своей оснащенностью.
Ознакомление с особенностями работы израильских школ по становлению и поддержке ключевых компетентностей старшеклассников показало, что педагоги в них считают необходимым условием эффективности специально организованное педагогическое сопровождение, подразумевающее создание педагогом первичных ситуаций для того, чтобы обучающийся смог сознательно и самостоятельно разработать план своих действий по разрешению возникшей проблемы, а затем-вторичных ситуаций — чтобы он мог реализовать этот план посредством адекватного ответственного выбора стратегии учения, общения, поведения, выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, не противоречащего его индивидуальной оценочной системе и социокультурным нормам [4].
В проведении описанной работы совместно с молодым человеком большое внимание уделяется
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
степени понимания педагогом и старшеклассником эмоционального состояния друг друга, их совместной включенности в проблему и готовности к ее конструктивному разрешению.
При изучении израильских научных педагогических источников нами выявлена еще одна ключевая компетентность, формированию которой уделяется особенно большое внимание — национальная самоидентификация. Содержание данной ключевой компетентности представляется нам особенно актуальным, отвечающим современной образовательной политике государства Израиль: в изложении «Программы формирования основных умений школьников», целью национальной самоидентификации является «грамотность для всех израильтян» [5]. Сегодня функционально грамотным признается лицо, которое благодаря имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам, постоянно пополняющимся на основе личного и социального опыта, способно принимать решения и успешно преодолевать проблемы культурного и социального направления в регионе своего проживания, тем самым обогащая свой опыт.
Поэтому роль среднего образования в Израиле заключается в том, чтобы создать среду обучения, которая обеспечивает, поддерживает и способствует развитию мышления, навыков, знаний и ценностей, позволяющих школьнику видеть смысл задачи, решать ее функционально продуманно и гибко с учетом условий современного мира. Такой подход касается каждого человека, т.к. влияет на его представления о мире, способствует позитивному мышлению, обеспечивает прогнозируемое поведение в обществе в качестве полноправного партнера.
Заметим, что процесс развития функциональной грамотности человека продолжается в течение всей жизни, функциональная грамотность является персональным новообразованием, разворачиваемым во времени и связанным с познавательным и эмоциональным развитием индивида [6].
Непременным условием успеха в этом направлении считается сочетание двух аспектов: ориентации на все население Израиля и постоянного общественного диалога между ведущими философами, педагогами, раввинами и другими общественными деятелями Израиля, поскольку указанный диалог позволяет сформулировать соответствующий социальный заказ и приводит к созданию в образовании условий для достижения всеобщей функциональной грамотности.
Таким образом, гражданское общество в Израиле с его принципами свободы и открытости актуализирует способность человека самостоятельно осуществлять выбор в политической, экономической, профессиональной, бытовой и других ситуациях [7].
В реализации планов обеспечения всеобщей функциональной грамотности молодого поколения страны одним из основных педагогических условий израильская наука считает обязательное повышение квалификации работников системы образования в этом направлении. Это повышение квалификации должно являться методологическим и междисциплинарным по своему содержанию, сочетать в себе получение зна-
ний из самых разных научных областей-истории, литературы, обществоведения, религии, антропологии, географии и других. Получение работниками образования таких междисциплинарных знаний неизбежно содействует пониманию сложности условий развития мира и поиску путей поддержания и расцвета израильского образования в целом [8].
Руководствуясь идеями синергетического подхода, изучив реальную практику деятельности общеобразовательных учреждений Израиля, ознакомившись с документацией, нормативными актами, законодательной базой этой страны, мы пришли к заключению: в Израиле создана и успешно действует система педагогических условий становления и поддержки ключевых (основных) компетентностей старшеклассников с целью наилучшей адаптации выпускников школ к жизни в современном обществе.
Таким образом, знакомство с педагогическими системами других стран может оказать существенную помощь в подборе педагогических условий для решения задач модернизации образования в России.
Библиографический список
1. Цамерет, Ц. Развитие системы образования / Ц. Цамерт // Общество, экономика и культура Израиля. Тель-Авив : Открытый университет Израиля. -2003. —№ 3. — С. 215-240.
2. Эпштейн, А. Д. Российские учителя как реформаторы израильской системы образования: Десять лет ассоциации «Мофет» / А. Д. Эпштейн // Еврейское образование. — 2000. — № 1. — С. 29 — 54.
3. Основные положения и принципы национальной реформы образования. Иерусалим: Министерство образования, культуры и спорта // Эксперт. — 2005. — № 32. — С. 28 — 33.
4. Dar, Y. Classroom Intellectual Composition and Academic Achievement / Y. Dar, N. Resh / / Education in Comparative Context. Studies of the Israeli Society, vol. 4, ed. by E. Krausz. New Brunswick. — USA : Transaction Books, 1989. — С. 191—208.
5. Resh, N. Segregation within Integration in Israeli Junior High Schools / Y. Dar, N. Resh // Israel Social Science Research. — 1996. — № 11. — С. 1—22.
6. Эпштейн, А. Д. После окончания ульпана: почему русскоязычным школьникам нужны образовательные структуры, созданные учителями-репатриантами? / А. Д. Эпштейн, Н. Хей-мец // Эхо ульпана (журнал Министерства образования Израиля -на языке иврит). — 2003. — № 85. — С. 17 — 29.
7. Хеймец, Н. Языковая политика и дилеммы идентичности в Израиле / Н. Хеймец, Ш. Копелиович, А. Д. Эпштейн // Общество и политика современного Израиля. — М. ; Иерусалим : Мосты культуры, 2002. — № 4. — С. 48 — 67.
8. Эльбойм-Дрор, Р. Администрация мандата и образование на языке иврит: реакция Ишува на культурный колониализм / Р. Эль-бойм-Дрор // «Катедра» [«Кафедра»]. — 1995. — № 75. — С. 93—120.
ШПАКИН Дмитрий Александрович, соискатель кафедры педагогики.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2010 г.
©Д. А. Шпакин