Научная статья на тему 'Особенности становления и поддержки ключевых компетентностей старшеклассников в средних школах Израиля'

Особенности становления и поддержки ключевых компетентностей старшеклассников в средних школах Израиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / SUPERVISION / FUNCTIONAL ACCURACY / KEY COMPETENCES / PROJECT METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпакин Дмитрий Александрович

В статье описывается комплекс педагогических условий, созданных в средних школах Израиля для формирования у выпускников ключевых компетентностей, в первую очередь, функциональной грамотности. Выпускники этих школ демонстрируют высокий уровень подготовки к самостоятельной жизни имеют опыт разработки и реализации индивидуальныхобразовательныхтраекторий, владеютнавыками коммуникациии трудоустройства, умеют защищать свои гражданские права, осознанно стремятся к прохождению военной службы в армии. Становление ключевых компетентностей организовано так, чтобы сам старшеклассник был заинтересован в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпакин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific issues of setting and running key competences of senior students in secondary schools in Israel

In the article is described the complex of pedagogical conditions which were created in secondary schools of Israel for the forming of the key competencesofschool-leavers,firstly,theirfunctionalcompetence. These school-leavers demonstrate a high level of preparing for an independent life, i.e. they have an experience of development and realization of some individual educational routes they have communicative skills and skills of job placement, can protect their civil rights, deliberately long for military service. The forming of the key competences is organized in the way that a senior pupil himself will be interested in this process.

Текст научной работы на тему «Особенности становления и поддержки ключевых компетентностей старшеклассников в средних школах Израиля»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

УДК 373.8

Д. А. ШПАКИН

Омский государственный педагогический университет

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ ИЗРАИЛЯ_____________________________________

В статье описывается комплекс педагогических условий, созданных в средних школах Израиля для формирования у выпускников ключевых компетентностей, в первую очередь, функциональной грамотности. Выпускники этих школ демонстрируют высокий уровень подготовки к самостоятельной жизни — имеют опыт разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, владеют навыками коммуникации и трудоустройства, умеют защищать свои гражданские права, осознанно стремятся к прохождению военной службы в армии. Становление ключевых компетентностей организовано так, чтобы сам старшеклассник был заинтересован в этом процессе.

Ключевые слова: сопровождение, функциональная грамотность, ключевые компетентности, проектная технология обучения.

Для каждого конкретного человека, живущего в обществе, проблема свободы и ограничения в проявлении собственного «Я» на протяжении всей жизни является очень значимой. Если в обществах, где социальная динамика была низка, человек, привыкая жить в статичных условиях, объективно не сталкивался с ситуацией самостоятельного выбора, то современное общество, динамично меняясь в социальном, экономическом и политическом планах, задает ситуацию непредсказуемости и нестабильности, в которых традиционные алгоритмы поведения не срабатывают. Человек вынужден самостоятельно разрабатывать индивидуальную стратегию на каждую новую ситуацию. Поэтому бесконфликтное его существование в социуме связано с умением действовать в условиях отсутствия внешней регламентации, т.е. самоопределяться в нестабильной незапрограммиро-ванной ситуации.

Несмотря на то, что указанный «вызов» современного социума сам по себе является мотивирующим фактором саморазвития молодых людей, важно профессионально разрабатывать педагогические программы, способствующие развитию у подрастающего поколения обозначенных качеств для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить существование общества без социальных катаклизмов и потрясений, с другой — обеспечить гармоничную адаптацию самого молодого гражданина, избежав, по возможности, внутриличностных конфликтов и кризисов.

Ознакомление с научными источниками и практическим опытом современного Израиля в сфере подготовки выпускников средних школ к успешной адаптации в обществе позволяет признать высокие результаты в этой области, что определяет их важность для педагогической теории и практики в России.

Известный английский профессор Л.Дэвис указывает, что у сравнительной педагогики сегодня

две дополняющие друг друга роли: разрушение мифов и поиски ее потенциальных возможностей внести вклад в создание лучшего мира на Земле. Вместе с тем сравнительной педагогике угрожает опасность одномерного подхода к сложным связям и ситуациям.

Задачи формирования и поддержки ключевых компетентностей школьников в Израиле решаются посредством организации педагогического сопровождения, основанного на парадигме личностно ориентированного образования, концепции его индивидуализации, принципах уважения прав и свобод растущего человека, толерантных взаимоотношениях педагогов и обучающихся. Естественно, что наиболее эффективно вопросы самоопределения реализуются у старшеклассников, поскольку в этом возрасте максимально активизируется их деятельность, касающаяся становления мотивов, связанных с поиском индивидуальности, возникает проблема планирования профессионального и личностного самоопределения [1].

Нами изучен опыт формирования и поддержки ключевых компетентностей старшеклассников в государственной гимназии города Иерусалима и в школе для мальчиков города Кфар Ситрин (вблизи города Хайфа). Материальная база обеих школ позволяет вести образовательный процесс на высоком уровне: имеются оборудованные предметные кабинеты, лаборатории по дисциплинам естественно-математического цикла, большие помещения библиотек с компьютерным оснащением, значительное количество помещений предоставлено для индивидуальной работы школьников, введены электронные журналы учета успехов каждого ученика.

Оба образовательных учреждения ведут учебный процесс в первую половину дня, но работают до 19 часов, предоставляя своим питомцам широкие возможности для дополнительного образования, а также

развития творческих способностей: спортивные и читальные залы, музыкальные студии, художественные мастерские, лаборатории, столовые. Указанные учебные заведения, скорее, похожи на студенческие городки-кампусы, расположенные в нескольких корпусах на красиво озелененной территории.

Особенностью изученных школ являются широкие связи с высшими учебными заведениями страны — университетами городов Иерусалима и Хайфы: часть учителей школ является преподавателями этих вузов, а некоторые преподаватели высшей школы проводят спецкурсы в средних школах. Указанная тенденция положительно влияет на качество образования в школах: с одной стороны, от учителя средней школы требуется высокий уровень научной подготовки, с другой— такая ситуация позволяет преподавателям высшего звена оценивать реальное состояние знаний и запросы современных старшеклассников, а также предъявлять к результатам их обученности требования, помогающие подготовить молодого человека к обучению в высшей школе.

Современная образовательная практика Израиля располагает условиями для формирования у старшеклассников навыков самоопределения через поиск собственной индивидуальности в условиях свободного выбора. Выпускник израильской средней школы обладает необходимым набором ключевых компетентностей, позволяющих ему уверенно входить в жизнь общества: он готов (и осознанно стремится) к военной службе в Армии обороны Израиля (и юноши, и девушки, прошедшие военную службу в течение 2 — 3 лет, получают значительную как финансовую, так и моральную поддержку общества для продолжения обучения в высшей школе, а также стартовые денежные средства для приобретения собственного жилья).

Выпускники израильских школ умеют заниматься поиском работы; для них не является проблемой защита собственных гражданских прав; они толеран-тны к представителям других этнических групп, и, владея свободно помимо родного языка еще несколькими иностранными языками (среди которых обязательный — английский), могут легко установить коммуникативные связи в любом коллективе; обычно молодые люди имеют водительские права и очень часто — личный автотранспорт; для них не являются неестественными длительные поездки к месту работы в другой конец страны, а совмещение работы с продолжением обучения в высшем учебном заведении — скорее норма, чем исключение.

В условиях израильских школ организуется педагогическая деятельность, в которой и учителя, и ученики проявляют максимальную личную активность по выстраиванию программы образования каждого старшеклассника (как в плане обученности, так и в плане личностного развития). Это предполагает совместное (ученик-учитель) проектирование деятельности, направленной на саморазвитие выпускника, на совместный выбор методов, средств, темпов реализации деятельности, совместный отбор целей и задач саморазвития и т.д. [2].

Практически это осуществляется посредством организации ситуаций выбора, «проживание» которых актуализирует проявление «Я-позиции» юноши или девушки в различных сферах организации его жизнедеятельности. Включение старшеклассников в разработку собственных образовательных траекторий позволяет сформировать у них умения самоопределения, прогнозирования, планирования без педагогического принуждения и гиперболизированной опеки [3]. Принципиальным моментом в этих педаго-

гических ситуациях является предоставление обучающимся той степени свободы, за которую они могут нести ответственность в силу возрастных особенностей.

Учебно-воспитательный процесс в израильских школах носит индивидуальный, развивающий, «озадачивающий» характер. Его элементами являются проблемно-поисковые ситуации, тренинги общения, индивидуальный эмоциональный контакт учителя с учеником, демонстрация веры в силы и возможности подростка. Важно, что почти все формы работы со старшеклассником предусматривают его нравственный выбор, призывают его обсудить ту или иную проблему со взрослыми членами своей семьи, с друзьями прежде, чем ученик предложит свое решение одноклассникам.

В каждой параллели классов израильской школы имеется свой педагогический советник, в школьном здании предусмотрены помещения для конфиденциальных бесед педагога с ребенком или детей между собою.

Формирование школой ключевых компетентностей происходит в тесной связи с сегодняшней жизнью молодого человека для того, чтобы сам старшеклассник был заинтересован в этом процессе. Задача педагогов состоит не во внушении старшекласснику страха перед тем или иным нарушением, а в осознании им необходимости правильного поведения в обществе, важности ответственного отношения к своему здоровью.

Ознакомление с опытом работы средних школ Израиля по созданию педагогических условий поддержки ключевых компетентностей старшеклассников позволило вычленить еще одну компетентность, на наш взгляд, очень важную в жизни каждого современного гражданина-умение брать на себя решение значимой «сверхзадачи», ответственно планировать ее достижение, переносить возникающие при этом трудности и добиваться положительного результата.

В Израиле нет школ для одаренных детей, поскольку специалисты полагают, что не следует вырывать талант из его обычной среды и учить где-то отдельно. Все одаренные дети учатся в школах по месту жительства и посещают специализированные центры, где с ними работают педагоги-реформаторы, которые ведут уроки театрального искусства, живописи, физики, математического мышления и науки и т.д. Существуют определенные фонды, которые помогают спонсир овать работу таких центр ов, поэтому технические лаборатории и кружки впечатляют своей оснащенностью.

Ознакомление с особенностями работы израильских школ по становлению и поддержке ключевых компетентностей старшеклассников показало, что педагоги в них считают необходимым условием эффективности специально организованное педагогическое сопровождение, подразумевающее создание педагогом первичных ситуаций для того, чтобы обучающийся смог сознательно и самостоятельно разработать план своих действий по разрешению возникшей проблемы, а затем-вторичных ситуаций — чтобы он мог реализовать этот план посредством адекватного ответственного выбора стратегии учения, общения, поведения, выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, не противоречащего его индивидуальной оценочной системе и социокультурным нормам [4].

В проведении описанной работы совместно с молодым человеком большое внимание уделяется

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

степени понимания педагогом и старшеклассником эмоционального состояния друг друга, их совместной включенности в проблему и готовности к ее конструктивному разрешению.

При изучении израильских научных педагогических источников нами выявлена еще одна ключевая компетентность, формированию которой уделяется особенно большое внимание — национальная самоидентификация. Содержание данной ключевой компетентности представляется нам особенно актуальным, отвечающим современной образовательной политике государства Израиль: в изложении «Программы формирования основных умений школьников», целью национальной самоидентификации является «грамотность для всех израильтян» [5]. Сегодня функционально грамотным признается лицо, которое благодаря имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам, постоянно пополняющимся на основе личного и социального опыта, способно принимать решения и успешно преодолевать проблемы культурного и социального направления в регионе своего проживания, тем самым обогащая свой опыт.

Поэтому роль среднего образования в Израиле заключается в том, чтобы создать среду обучения, которая обеспечивает, поддерживает и способствует развитию мышления, навыков, знаний и ценностей, позволяющих школьнику видеть смысл задачи, решать ее функционально продуманно и гибко с учетом условий современного мира. Такой подход касается каждого человека, т.к. влияет на его представления о мире, способствует позитивному мышлению, обеспечивает прогнозируемое поведение в обществе в качестве полноправного партнера.

Заметим, что процесс развития функциональной грамотности человека продолжается в течение всей жизни, функциональная грамотность является персональным новообразованием, разворачиваемым во времени и связанным с познавательным и эмоциональным развитием индивида [6].

Непременным условием успеха в этом направлении считается сочетание двух аспектов: ориентации на все население Израиля и постоянного общественного диалога между ведущими философами, педагогами, раввинами и другими общественными деятелями Израиля, поскольку указанный диалог позволяет сформулировать соответствующий социальный заказ и приводит к созданию в образовании условий для достижения всеобщей функциональной грамотности.

Таким образом, гражданское общество в Израиле с его принципами свободы и открытости актуализирует способность человека самостоятельно осуществлять выбор в политической, экономической, профессиональной, бытовой и других ситуациях [7].

В реализации планов обеспечения всеобщей функциональной грамотности молодого поколения страны одним из основных педагогических условий израильская наука считает обязательное повышение квалификации работников системы образования в этом направлении. Это повышение квалификации должно являться методологическим и междисциплинарным по своему содержанию, сочетать в себе получение зна-

ний из самых разных научных областей-истории, литературы, обществоведения, религии, антропологии, географии и других. Получение работниками образования таких междисциплинарных знаний неизбежно содействует пониманию сложности условий развития мира и поиску путей поддержания и расцвета израильского образования в целом [8].

Руководствуясь идеями синергетического подхода, изучив реальную практику деятельности общеобразовательных учреждений Израиля, ознакомившись с документацией, нормативными актами, законодательной базой этой страны, мы пришли к заключению: в Израиле создана и успешно действует система педагогических условий становления и поддержки ключевых (основных) компетентностей старшеклассников с целью наилучшей адаптации выпускников школ к жизни в современном обществе.

Таким образом, знакомство с педагогическими системами других стран может оказать существенную помощь в подборе педагогических условий для решения задач модернизации образования в России.

Библиографический список

1. Цамерет, Ц. Развитие системы образования / Ц. Цамерт // Общество, экономика и культура Израиля. Тель-Авив : Открытый университет Израиля. -2003. —№ 3. — С. 215-240.

2. Эпштейн, А. Д. Российские учителя как реформаторы израильской системы образования: Десять лет ассоциации «Мофет» / А. Д. Эпштейн // Еврейское образование. — 2000. — № 1. — С. 29 — 54.

3. Основные положения и принципы национальной реформы образования. Иерусалим: Министерство образования, культуры и спорта // Эксперт. — 2005. — № 32. — С. 28 — 33.

4. Dar, Y. Classroom Intellectual Composition and Academic Achievement / Y. Dar, N. Resh / / Education in Comparative Context. Studies of the Israeli Society, vol. 4, ed. by E. Krausz. New Brunswick. — USA : Transaction Books, 1989. — С. 191—208.

5. Resh, N. Segregation within Integration in Israeli Junior High Schools / Y. Dar, N. Resh // Israel Social Science Research. — 1996. — № 11. — С. 1—22.

6. Эпштейн, А. Д. После окончания ульпана: почему русскоязычным школьникам нужны образовательные структуры, созданные учителями-репатриантами? / А. Д. Эпштейн, Н. Хей-мец // Эхо ульпана (журнал Министерства образования Израиля -на языке иврит). — 2003. — № 85. — С. 17 — 29.

7. Хеймец, Н. Языковая политика и дилеммы идентичности в Израиле / Н. Хеймец, Ш. Копелиович, А. Д. Эпштейн // Общество и политика современного Израиля. — М. ; Иерусалим : Мосты культуры, 2002. — № 4. — С. 48 — 67.

8. Эльбойм-Дрор, Р. Администрация мандата и образование на языке иврит: реакция Ишува на культурный колониализм / Р. Эль-бойм-Дрор // «Катедра» [«Кафедра»]. — 1995. — № 75. — С. 93—120.

ШПАКИН Дмитрий Александрович, соискатель кафедры педагогики.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.11.2010 г.

©Д. А. Шпакин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.