Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ БУТЫЛИРОВАННОЙ ВОДЫ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ'

ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ БУТЫЛИРОВАННОЙ ВОДЫ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА / ПИТЬЕВАЯ ВОДА / БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ / СПРОС / ПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ажиматова Мээрим Руслановна

Автор исследовала особенности спроса на бутылированную воду и другие неалкогольные напитки среди жителей Кыргызстана и туристов путем анкетирования 600 респондентов. Выявлены возрастные, этнические и географические особенности спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ БУТЫЛИРОВАННОЙ ВОДЫ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ»

3 БeЛYК. курортология,

ФИЗИОТЕРАПИЯ, КАЛЫБЫНА КЕЛТИРИП ДАРЫЛОО ЖАНА СПОРТТУК МЕДИЦИНА МАСЕЛЕЛЕРИ.

РАЗДЕЛ 3. ВОПРОСЫ КУРОРТОЛОГИИ, ФИЗИОТЕРАПИИ, ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ БУТЫЛИРОВАННОй ВОДЫ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Ажиматова М.Р.

научно-производственное объединение «профилактическая медицина», КРСу

Резюме: Автор исследовала особенности спроса на бутылированную воду и другие неалкогольные напитки среди жителей Кыргызстана и туристов путем анкетирования 600 респондентов. Выявлены возрастные, этнические и географические особенности спроса.

Ключевые слова: Минеральная вода, питьевая вода, безалкогольные напитки, спрос, потребление.

Кыргызстанда алкоголсуз суусундуктарды жана бутылкадагы сууларды колдонуунун жана талаптардын езгочелуктеру

Ажиматова М.Р

Корутунду: автор Кыргызстандын калкынын жана туристердин арасында 600 респондент™ анкеталык жол менен башка алкоголсуз суусундуктар жана бутылкадагы сууга болгон талаптардын eзгeчeлYктeрYн изилдеген. Талап кылуудагы курактык, этникалык жана географиялык eзгeчeлYктeрY аныкталган.

Негизги сездер: сeздeр:минералдык суу, ичYYгe жарактуу суу, алкоголсуз суусундуктар, талап, колдонуу.

Speicific Features of demand and consumption of bottled water and soft drinks in Kyrgyzstan

Azhimatova MR

Resume: The author investigated the characteristics of demand for bottled water and other soft drinks among Kyrgyz citizens and tourists by 600 survey respondents. The age, ethnic and geographic features of demand.

Key words: mineral water, drinking water, soft drinks, demand, consumption.

Кыргызстан обладает качественным разнообразием и несметным количеством природных питьевых и природных минеральных вод, которые могут служить основой целой отрасли промышленного розлива бутылированных вод [3]. Однако в настоящее время импорт бутылированных вод в Кыргызстане преобладает над экспортом [2, 11]. Потребление бутылированной воды в Кыргызстане составляет литров в год, далеко отставая не только от Европейских стран, но и соседей по региону [1]. Для сравнения потребление бутылированной питьевой воды на одного жителя в год составило 2009 году в Германии - 132 л, в Испании - 121 л, во Франции - 147 л, в Италии - 204 л, в России - 19 л, в Белоруссии - 23 л, Украине - 27 л, в Узбекистане - 15 л, в Казахстане - 27 л.

По расчетам компании "Promotank HQA", выполненным в 2010 году по заказу Deutsche Gesellschaft fuer Technische Zusammenarbeit (GTZ), потенциальный размер внутреннего рынка Кыргызстана составляет 1 210 437 тонн бутилированной воды, что составляет 1 358% или 14 раз больше чем текущий размер рынка.

Маркетинговым исследованиям в России придается большое значение, они доступны на сайтах и в научных журналах [6, 7, 8, 9, 10]. Исследование спроса необходимо фирмам производителям безалкогольных напитков для планирования производства и продаж.

В Кыргызстане были лишь единичные попытки исследования потребности и потребления бутылированных вод.

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

Цель исследования изучить потребность и потребление бутылированной воды и безалкогольных напитков в Кыргызстане.

Дизайн исследования: проведено анкетирование 300 жителей Бишкек (весной 2012 года), и 300 респондентов в г. Чолпон-Ата (летом того же года), из них 69 туристов и 231 местный житель.

В анкету введены следующие графы: Возраст; Место жительство; Пол; Национальность; Как Вы оцениваете свое здоровье; Имеете ли какие-либо хронические заболевания; Какие напитки Вы предпочитаете; Какие бутилированные воды Вы предпочитаете; В какой таре Вы предпочитаете покупать воду; Какой литраж бутылок Вы предпочитаете; Сколько воды Вы покупаете в месяц; Покупаете ли Вы минеральную воду для лечения, если да какую; Удовлетворены ли Вы качеством воды производимой в Кыргызстане; Удовлетворены ли ценой кыргызстанских вод; Где Вы предпочитаете покупать воду; Какую воду Вы хотели бы покупать, но не имеете возможности, Ваши пожелания производителям бутылированных вод.

Бутылированная вода относится к продуктам питания, а конкретно к прохладительным безалкогольным напиткам вместе с квасом, кока-колой, фантой, соками, лимонадами, национальными напитками, холодным чаем др. При всей специфичности каждого из них они являются взаимозаменяемыми и в статистике учитываются как одна группа товара, да и выпускаются фирмами производителями часто в ассортименте. Хотя минеральные воды могут также расцениваться как лекарственное средство и реализовываться через аптечную сеть. В нашем исследовании буты-лированная вода исследована наравне с другими безалкогольными напитками, а при анализе видов бутылированной воды использовались современные классификации [4, 5]. В исследование только включено потребление бутылированных напитков промышленного производства. Максым, тан, ар-шан, чалап, холодный чай из бочек, предлагаемые в передвижных точках на улице, а также напитки домашнего производства не учитывались. Также из исследования исключалось потребление питьевой воды из офисных диспенсеров.

Для анализа потребления и потребности бутылированных напитков в зависимости от местожительства, пола, возраста, состояния здоровья и др. факторов респонденты подразделялись на репрезентативные, статистически достаточные группы. Статистическая обработка результатов исследования выполнена с использованием общепринятых методов вариационной и непараметрической статистики при помощи программ SPCC и Excel.

Структура предпочтения безалкогольных напитков у жителей Бишкека, Чолпон-Аты и у туристов была разной (рис.1).

Бутылированную воду предпочитали 42% биш-кекчан, максым и другие национальные целебные напитки - 19%, 26% покупали пепси, фанту, в

небольших количествах 3-4% предпочтение отда-валаось холодному чаю и витаминным подслащенным напиткам, включая лимонад. Иссыккульцы достоверно меньше потребляли бутылированные национальные целебные напитки, и подслащенные витаминные напитки, скорее всего потому, что они часто готовят их в домашних условиях. В то же время они больше других любят колу и фанту (до 33%). Туристы предпочитают воды, но также большая доля выпадает на пепси, фанту. Национальные питательные напитки туристы не знают, предпочитают квас.

Выявлены достоверные отличия в предпочтении безалкогольных напитков у русских и кыргызов (рис.2).

У русских значительно преобладает минералка 60,5%, квас предпочитают 8,7%, кола, фанта составляют 15,2%, Кыргызы минералку покупают достоверно меньше (37,2%), меньше пьют кваса, а национальные целебные напитки - достоверно больше 34%, несколько больше отмечено предпочтение напиткам типа колы. Данные по кумысу не достоверны, так как бутылированный кумыс выпускается фирмой Шоро в достаточном количестве только с 2012 года, в весенний сезон когда проводилось анкетирование в Бишкек, наверное еще не был представлен в магазинах. Другие фирмы кумыс не выпускают.

Для изучения возрастных особенностей респонденты распределены на 3 группы: до 20 лет, 21-40 лет и старше 40 лет (рис.3).

Как видно из диаграммы бишкекчане старшего поколения больше пьют минералку (54,2%), до 8% предпочитают квас. 2-3% жителей 2 и третей группы отметили, что не пьют бутылированные напитки вообще.

Среди первой возрастной группы таких не было. Молодежь квас не любит, минералку пьет достоверно меньше (28,5%), колу достоверно больше (32,4%), также достоверно больше покупают национальные напитки. Достоверно больше (7,4%) молодежь покупает холодный чай, появившийся в продаже в последнее десятилетие, к которому более старшее поколение не привыкло (2-3%). Вторая возрастная группа имеет промежуточные предпочтения.

Количество покупок бутылированной воды представлено на рисунке 4.

Как видно из диаграммы только четверть опрошенных почти ежедневно пьют бутылированную воду. Две трети населения покупают воду изредка, 4% респондентов не покупают минеральную воду совсем. Таким образом, есть резервы для роста внутреннего спроса на бутылированную воду.

При вычисленнии рейтинга популярности бутылированных вод четко просматиривается разница в предпочтениях у туристов и местных жителей (рис.5а,5б).

Бесспорно самым знаковым брендом бутылированных вод Кыргызстана является питьевая вода

Рисунок 1 - Структура предпочтения безалкогольных напитков у жителей Бишкека,

Чолпон-Аты и у туристов Примечание: звездочка - критерий различия с предыдущей группой р<0,05

Рисунок 2 - Этнические особенности потребления безалкогольных напитков бишкекчанами Примечание: звездочка - критерий различия с предыдущей группой р<0,05

Рисунок 3 - Возрастные особенности потребления безалкогольных напитков Примечание: звездочка - критерий различия с предыдущей группой р<0,05

1у1ед1лцу1на ежемесячный научно-практический медицинский журнал

Рисунок 4 - Количество покупок минеральной и питьевой воды в месяц

Рисунок 5а, 5б - Рейтинг популярности бутылированных вод у туристов и бишкекчан

Рисунок 6 - Предпочтение безалкогольных напитков больными и здоровыми лицами.

«Легенда», которой отдают предпочтение 39% бишкекчан. Наши исследования подтверждают статистические данные о продажах бутылированных вод. На 2 месте (21 %) стоит слабоминерализованная вода «Иссык-Ата», выпускаемая несколькими фирмами «Шоро», «Абдыш-ата», на третьем (15%) минаральная лечебно-столовая вода «Джалал-Абад», на четвертом с 8% - лицензионная «Бон-Аква», на 5 с 7% импортная «Есентуки», остальные марки все вместе пользуются преимущественным спросом у 10% респондентов.

Туристы явно предпочитают знакомые бренды вод: импортные Боржоми, Ессентуки, Vitel. 48% спроса приходится на воду Бон-Аква, выпускаемую в Бишкеке из воды системы центрального водоснабжения турецкой фирмой "Кока-Кола Бишкек Ботлерс" по лицензии. Так как большинство туристов приезжают на Иссык-Куль из Казахстана они стараются купить знакомые «Сары-Агаш» и «Тасай», а также лицензионную воду «Аква минерале», всего казахстанские воды предпочитают 14% туристов, российские воды - 16%, грузинскую «Боржоми», если она таковой является» - 3%. От-чественные марки вод «легенда», «Джалал-Абад», «Иссык-Ата» предпочитают 19% респондентов.

Ясно, что отечественные воды покупаются мало, они не знакомы туристам и нуждаются в активной рекламе.

Наличие хронических заболеваний отметило у себя 28,4% респондентов. Не вникая в подробности, имеющейся патологии, отметим, что существенно больные и здоровые лица отличались в потреблении безалкогольных напитков (рис.6)

Тревожный факт, что больные лица достоверно больше чем здоровые пьют колу, пепси, фанту, достоверно меньше национальные целебные напитки. Это свидетельствует, активная телевизионная реклама переигрывает пропаганду ЗОЖ.

Список литературы:

1. Баум Л.И. Основные тенденции мирового рынка питьевой воды // Питьевые воды Кыргызстана. - Б.:Учкун,

2007. - С.84-93.

2. Белов Г.В. Анализ регулятивного воздействия к проекту Закона Кыргызской Республики Технический регламент «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод» // Медицина Кыргызстана. 2009. -№6. - с.61-69

3. Белов Г.В., Азыкбекова Г.К. Бутылированные минеральные воды Кыргызстана: биологический потенциал, природные ресурсы, проблемы производства // Здоровье и болезнь. (Казахстан). - 2009. -№2 (78). - C.47-48.

4. Белов Г.В., Касымбеков Ж.О. Классификация и определения бутылированных вод // Медицина Кыргызстана. - 2013. №3.-С.19-25.

5. Бутилированная вода: типы, состав, нормативы / Под ред. Д. Сениор, Н. Деге; пер. с англ. Е. Боровиковой, Т. Зверевич. СПб.: Профессия, 2006. 424 с.

6. Ильянова Т.И. Рынок питьевой минеральной воды: тенденции регионализации // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 1-2. С. 154-157

7. Коновалов Д.В. Влияние конкурентной среды на рынке безалкогольных напитков на стратегическое развитие предприятий / Коновалов Д.В. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 3. С. 173-176.

8. Макаров А.В., Макарова А.Н. Маркетинговое исследование рынка безалкогольных напитков //Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. М.-2014. - С. 382-386

9. Румянцев В.А. Готова ли Россия к выходу на мировой рынок воды? /В.А. Румянцев // Водное хозяйство России: проблемы, технологии, управление. 2009.-№ 2. -С. 4-13.

10. Торосян С.В. Инновации в маркетинговых программах производства и сбыта питьевых минеральных вод // Гуманизация образования. -2011. -№ 4.- С. 92-97.

11. http://stat.kg/ - сайт национального статистического комитета КР.

Сведения об авторе:

Ажиматова Мээрим Руслановна - преподо-ватель кафедры гигиены КРСУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.