Научная статья на тему 'Особенности сознания субъекта традиционной культуры сквозь призму современных метаморфоз (на примере чеченского общества)'

Особенности сознания субъекта традиционной культуры сквозь призму современных метаморфоз (на примере чеченского общества) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сознание / традиционная культура / субъект традиционной культуры / религиозное сознание / этническое сознание / consciousness / traditional culture / subject of traditional culture / religious consciousness / ethnic consciousness

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Элина Ибрагимовна Сугаипова, Мадина Султановна Тарамова

В статье исследованы актуальные вопросы трансформации сознания субъекта тради-ционной культуры (чеченского общества). Дан анализ исторических и культурных процессов, определяющих вектор формирования сознания общества. Отмечено, что в ходе развития сознания субъекта культуры, в данном случае чеченского общества, произошел синтез этнического и религиозного. Проведен социологи-ческий опрос в целях выявления соотношения этнического и религиозного в сознании субъекта традицион-ной культуры. В результате авторами установлены факторы, обусловившие трансформацию его сознания. Актуальность исследования вытекает из остроты кризиса этнического и религиозного аспектов сознания субъекта традиционной культуры, а также объясняется важностью поисков дальнейшего безопасного пути развития. Делается вывод о необходимости обеспечения оптимального соотношения этнических и религи-озных ценностей в сознании человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Consciousness of the Subject of Traditional Culture through the Prism of Modern Metamorphoses (On the Example of Chechen Society)

The article examines topical issues of transformation of consciousness of the subject of traditional culture (Chechen society). It analyzes the historical and cultural processes that determine the vector of social con-sciousness formation of the Chechen society. It is observed that ethnicity and religion have been synthesized in the development of the consciousness of a cultural subject, in this case Chechen society. A sociological survey was conducted in order to identify the ratio of ethnic and religious in the consciousness of the subject of traditional culture and to establish the factors that caused the transformation of his consciousness. The relevance of the re-search stems from the severity of the crisis of the ethnic and religious aspects of the consciousness of the subject of traditional culture, as well as explained by the importance of the search for further safe path of development. Conclusion dwells upon the fact that it is necessary to ensure an optimal correlation between ethnic and religious values in the human consciousness.

Текст научной работы на тему «Особенности сознания субъекта традиционной культуры сквозь призму современных метаморфоз (на примере чеченского общества)»

Научная статья

УДК 159.922.4(470.661)

https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.16

Особенности сознания субъекта традиционной культуры сквозь призму современных метаморфоз (на примере чеченского общества)

Элина Ибрагимовна Сугаипова1, Мадина Султановна Тарамова2

■Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, sugaipova20@gmail.com

2Чеченский государственный университет, Грозный, Россия, madina763@mail.ru

Аннотация. В статье исследованы актуальные вопросы трансформации сознания субъекта традиционной культуры (чеченского общества). Дан анализ исторических и культурных процессов, определяющих вектор формирования сознания общества. Отмечено, что в ходе развития сознания субъекта культуры, в данном случае чеченского общества, произошел синтез этнического и религиозного. Проведен социологический опрос в целях выявления соотношения этнического и религиозного в сознании субъекта традиционной культуры. В результате авторами установлены факторы, обусловившие трансформацию его сознания. Актуальность исследования вытекает из остроты кризиса этнического и религиозного аспектов сознания субъекта традиционной культуры, а также объясняется важностью поисков дальнейшего безопасного пути развития. Делается вывод о необходимости обеспечения оптимального соотношения этнических и религиозных ценностей в сознании человека.

Ключевые слова: сознание, традиционная культура, субъект традиционной культуры, религиозное сознание, этническое сознание

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Сугаипова Э.И., Тарамова М.С. Особенности сознания субъекта традиционной культуры сквозь призму современных метаморфоз (на примере чеченского общества) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. С. 122-127. https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.16.

Original article

Features of Consciousness of the Subject of Traditional Culture through the Prism of Modern Metamorphoses (On the Example of Chechen Society)

Elina I. Sugaipova1, Madina S. Taramova2

1Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, sugaipova20@gmail.com 2Chechen State University, Grozny, Russia, madina763@mail.ru

Abstract. The article examines topical issues of transformation of consciousness of the subject of traditional culture (Chechen society). It analyzes the historical and cultural processes that determine the vector of social consciousness formation of the Chechen society. It is observed that ethnicity and religion have been synthesized in the development of the consciousness of a cultural subject, in this case Chechen society. A sociological survey was conducted in order to identify the ratio of ethnic and religious in the consciousness of the subject of traditional culture and to establish the factors that caused the transformation of his consciousness. The relevance of the research stems from the severity of the crisis of the ethnic and religious aspects of the consciousness of the subject of traditional culture, as well as explained by the importance of the search for further safe path of development. Conclusion dwells upon the fact that it is necessary to ensure an optimal correlation between ethnic and religious values in the human consciousness.

Keywords: consciousness, traditional culture, subject of traditional culture, religious consciousness, ethnic consciousness

Funding: Independent work.

For citation: Sugaipova, E.I. & Taramova, M.S. (2023) Features of Consciousness of the Subject of Traditional Culture through the Prism of Modern Metamorphoses (On the Example of Chechen Society). Society: Philosophy, History, Culture. (12), 122-127. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.12.16 (In Russian).

Одной из характерных черт сознания субъекта традиционной культуры является то, что оно формируется под влиянием традиций и норм, аккумулирующим опыт предков. Содержание сознания субъекта традиционной культуры обусловлено историческим опытом, который служит одним из важных факторов, продуцирующих особенности сознания этноса.

© Сугаипова Э.И., Тарамова М.С., 2023

В настоящее время сознание субъекта традиционной культуры претерпевает существенные изменения, и связано это в первую очередь с современными метаморфозами социального бытия. Отсюда цель исследования - выявить особенности сознания субъекта традиционной культуры (чеченского этноса) сквозь призму современных метаморфоз социального бытия. Теоретическая и практическая значимость исследования продиктована актуальностью обозначенной цели. Видится важным выявление соотношения этнического и религиозного в сознании субъекта традиционной культуры и установление факторов, обусловивших трансформацию его сознания.

Методика исследования основана на разработанном нами опроснике «Характер сознания субъекта традиционной культуры», состоящем из 18 вопросов. Механизм реализации исследования: проведен социологический опрос (май 2023 г.) посредством использования ресурсов Google Формы1.

Проблема трансформации общественного сознания с давних пор стала предметом рефлексии многих отечественных исследователей. Например, С.А. Храпов изучает процессы трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России2, И.А. Вальд-ман -традиционного общественного сознания3, Л.Д. Столяренко - массового сознания российского общества4, В.М. Насртдинова - религиозного сознания в современном российском обществе5, Д.С. Александров - национального самосознания в условиях глобализации6, А.Т. Калиева - этнических систем в условиях модернизации регионального социума7, О.К. Гожева - проблемы формирования этнического сознания в условиях социальной модернизации8 и т. д.

Проблема этнического и религиозного сознания стала предметом рефлексии для региональных мыслителей и национальной интеллигенции, рассматривающих этническое и религиозное сознание как важный аспект идентичности и культурного наследия региона. Так, например, В.Х. Акаев исследует вопросы, связанные с мусульманской культурой и религией (2011); М.М. Бе-тильмерзаева изучает ментальные и когнитивные аспекты традиционной культуры9; В.Ю. Гадаев, Р.В. Гадаев (2017, 2019, 2023) и М.М. Керимов10 занимаются анализом проблем духовно-нравственного воспитания молодого поколения в сочетании традиций и современности; Б.Б. Нанаева исследует особенности традиционного общества11; И.В. Мусханова рассматривает этнокультурные факторы, влияющие на формирование личности (2012); а З.Я. Умарова изучает философские проблемы толерантного сознания12.

В силу формирования новых паттернов социального бытия сознание субъекта традиционной культуры проходит этап разрушения прежних духовных оснований, обусловливающий фазу нестабильности и неустойчивости культурных установок. Такие установки (историческая память народа, культурные нормы и правила, общественные стереотипы, этнические традиции, менталитет, психологические особенности и др.) в ходе эволюции сознания закреплялись и оформлялись как границы сознания субъекта традиционной культуры. Последний выступает в качестве носителя классической морали. Духовность как феномен личностного бытия делает человека подлинным субъектом традиционной культуры. От духовности субъекта культуры/народа зависит потенциал культуры, богатство ее содержания и многообразие форм выражения.

1 Социологический опрос [Электронный ресурс] // Google Формы. URL: https://goo.su/XUSMz (дата обращения 27.11.2023).

2 Храпов С.А. Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России : дис. ... д-ра филос. наук. М., 2011. 304 с.

3 Вальдман И.А. Трансформация традиционного общественного сознания : дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2000. 177 с.

4 Столяренко Л.Д. Трансформация массового сознания российского общества: социально-философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2000. 379 с.

5 Насртдинова В.М. Трансформация религиозного сознания в современном российском обществе : дис. ... канд. филос. наук. Казань, 2016. 223 с.

6 Александров Д.С. Трансформация национального самосознания в условиях глобализации : дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2013. 165 с.

7 Калиева А.Т. Трансформации этнических систем в условиях модернизации регионального социума : дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2012. 186 с.

8 Гожева О.К. Формирование этнического сознания в условиях социальной модернизации: философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2008. 172 с.

9 Бетильмерзаева М.М. Этническая ментальность в системе культуры : дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2005. 198 с. ; Ее же. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ) : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2011. 359 с.

10 Керимов М.М. Ислам в системе народной культуры вайнахов : дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 1999. 174 с.

11 Нанаева Б.Б. Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2010. 308 с.

12 Умарова З.Я. Философские проблемы толерантного сознания : дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2006. 162 с.

Современная цивилизация вышла за пределы доминирования традиционных ценностей. В бытийном пространстве культуры наблюдается кризис традиционного сознания. Процесс разрушения традиционного сознания субъекта культуры нашел выражение в кризисе всей системы ценностей и мировоззренческих ориентиров представителей чеченского этноса. В качестве внешних проявлений кризиса традиционного сознания выступают размывание классических коммуникативных связей и отношений в пространстве традиционного общества; доминантность постмодернистских моделей отношений в этническом и религиозном сознании; глобализация диалогового пространства национальных культур и экономик в конце XX в. и неопределенность социокультурного пространства начала XXI в. Распавшаяся система традиционных ценностей послужила началом возникновения новой неустойчивой системы ценностей.

Рассмотрим особенности цивилизационных трансформаций социокультурного пространства (на примере чеченского этноса), определяющих изменения современного этнического сознания. Для этого обратимся к результатам социологического опроса.

Опросник «Характер сознания субъекта традиционной культуры» содержит перечень следующих вопросов.

1. Ваш пол?

2. Ваш возраст?

3. Ваша национальная принадлежность?

4. Относите ли Вы себя к верующим?

5. Ваша религиозная принадлежность?

6. Считаете необходимым выполнять религиозные предписания?

7. Имеются ли в Вашей семье традиции? Если да, то какие?

8. На каком языке Вы предпочитаете общаться?

9. На каком языке Вы говорите дома?

10.Ваше имя?

11.Ваш стиль одежды максимально близок к:

12.Какие праздники Вы отмечаете?

13.Причины участия в традиционных праздниках?

14.Причины участия в религиозных праздниках?

15.Какие праздники отмечают в Вашей семье?

16.Каких взглядов Вы придерживаетесь?

17.В случае нарушения Ваших прав, для решения проблемы Вы прибегните:

18.На каком языке Вы предпочитаете читать?

В ходе первичной обработки результатов и последующего анализа были отобраны анкеты 350 респондентов. Опрошенные подтвердили свою этническую принадлежность. Абсолютный уровень этнической идентификации (100 %) показали чеченцы, что обусловлено территорией проведения опроса - Чеченская Республика. По половому признаку преобладающее большинство (83,4 %) - женский пол, мужской пол - 16,6 %. По возрастному фактору результаты следующие: от 15 до 19 лет - 43,0 %; от 20 до 25 - 34,8; от 25 до 30 - 4,0; от 30 до 40 - 7,4; от 40 лет и старше - 10,8 %.

Как и следовало ожидать, на вопрос «Относите ли Вы себя к верующим?» утвердительный ответ дали 99,4 % респондентов. На вопрос «Ваша религиозная принадлежность?» 100,0 % отметили - ислам. При этом 98,3 % участников исследования считают необходимым выполнять религиозные предписания.

В вопросе «На каком языке Вы предпочитаете общаться?» респондентам была дана возможность выбрать несколько вариантов ответа. Результаты показали, что 92,3 % опрошенных предпочитают общаться на чеченском языке; 52,0 - на русском; 4,0 - на арабском; 1,0 - смешивают несколько языков при общении; 0,6 % респондентов отметили, что предпочитают общаться на английском языке.

Дома респонденты говорят на следующих языках, %: 96,0 - на чеченском; 28,3 - русском; 2,0 - арабском; 0,3 - узбекском; 0,3 - турецком; 0,3 - английском. В данном случае опрошенным также была предложена опция выбора нескольких вариантов ответов.

На вопрос «На каком языке Вы предпочитаете читать?» преобладающее число респондентов отметили чтение на русском (81,4 %). Однако 54,6 % опрошенных используют для этого чеченский язык. Актуальность знания арабского языка среди представителей чеченского этноса позволяет 15,4 % участникам исследования читать на арабском языке. Кроме того, 0,9 % респондентов предпочитают читать на английском.

Ответы на вопрос «Ваш стиль одежды максимально близок к:...» показали, что у участников исследования сугубо индивидуальные предпочтения. Преимущество зафиксировано у смешанного (38,0 % респондентов) и современного (24,9 %) стилей. Однако 13,7 % опрошенных в

обычной жизни предпочитают традиционный стиль одежды. 10,3 % респондентов используют арабский стиль одежды, что особенно актуально и набирает популярность среди представителей чеченского этноса в наши дни вне зависимости от возрастной категории.

Особенности цивилизационных трансформаций социокультурного пространства чеченского этноса определяют изменения современного этнического сознания (религиозно-возрожденческий тренд конца XX - начала XXI в. (исламизация), европеизация, вестернизация, араби-зация, сетевая культура).

Религиозно-возрожденческий тренд конца XX- начала XXI в. - тенденция развития религиозного сознания в конце 1980-х - начале 1990-х гг., характерная для современного общества, определяемая общекультурными ценностями и установками. В актуальной традиционной культуре чеченцев «религиозный ренессанс» получил широкое распространение благодаря пропо-ведческой деятельности, системе образования, средствам массовой информации, технологиза-ции (к началу 1990-х гг. на Северо-Западном Кавказе активно развивалась система исламского образования (медресе, мектеб, университеты, институты, домашнее обучение), активно функционирующая до наших дней).

В конце XX в. формируется «новое религиозное сознание», когда личность идентифицирует себя по религиозному / этно(национально)- религиозному принципу. Таким образом, нельзя не отметить тесную связь религиозного и этнического факторов, постепенно приведших к новому облику сознания - этнорелигиозному.

Многие традиционные цивилизации в ходе исторического развития продемонстрировали возможность относительно гармоничного сосуществования этнического и религиозного компонентов. Сегодня можно говорить об этнорелигиозном сознании чеченцев. Это подтверждают результаты опроса. Так, например, на вопрос «Имеются ли в Вашей семье традиции? Если да, то какие?» 50,4 % респондентов (177 чел.) ответили, что отмечают этнические/национальные праздники; 81,7 (281) - религиозные; 10,6 (37) - светские; 1,7 % (6 чел.) - празднуют иные праздники (не представленные в качестве варианта в опроснике). 9,5 % участников исследования затруднились ответить на данный вопрос.

Имена, как показали результаты опроса, в большинстве случаев имеют вайнахское/чечен-ское (44,0 % респондентов) и арабское (43,4 %) происхождение.

Национально-культурная идентичность проявляется во многих феноменах, одним из которых выступает праздник. При ответе на вопрос «Какие праздники Вы отмечаете?» 86,90 % респондентов указали религиозные праздники; 47,35 - национальные/традиционные; 13,10 - общероссийские; 9,40 - всенародные; 9,40 % - региональные. Из них религиозные праздники 90,3 % опрошенных отмечают, потому что это часть веры; 12,3 - чтобы поговорить с единоверцами; 1,1 - потому что не хотят выделяться; 7,1 % - затруднились ответить на вопрос. Национальные праздники участники исследования отмечают, потому что это национальная традиция (36,8 %); так принято (в семье, у родственников) (26,1); чтобы встретиться с людьми своей национальности (14,2); потому что не хотят выделяться (2,6); при этом 34,2 % респондентов затруднились ответить на вопрос. Здесь респондентам были предложены варианты ответов с возможностью выбрать несколько.

Результаты опроса показали, что большинство респондентов придерживаются религиозных взглядов (83,6 %). Традиционные взгляды разделяют меньшее количество опрошенных -35,4 %. 24,8 % участников исследования придерживается современных (светских) взглядов.

В случае нарушения прав, для решения проблемы респонденты прибегнут к нормам шариатского права (обращению в муфтият) - 49,9 %, к закону (обращению в суд) - 35,2 %. Не менее актуальным для опрошенных является обращение к своду традиционных обычаев (адату) - 31,8 %. 28,4 % респондентов затруднились ответить на вопрос.

Значение и востребованность этнических и религиозных ценностей возрастают в условиях кризиса современной культуры и ее противоречивых трендов. Отсюда особо актуальным в наши дни стала государственная политика, направленная на гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения, целью которой является возрождение культуры, самобытности, менталь-ности, национального характера и патриотизма на фоне усиливающейся нестабильности в мире. Об этом свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где в п. 2 четко прописано: «настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации»1. В п. 25.7 делается акцент на чрезвычайно важном аспекте: «с учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире ее национальными интересами на

1 О Стратегии национальной безопасности РФ [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

современном этапе являются. укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России».

Исследование позволяет сделать вывод о факторах, обусловивших трансформацию сознания современного субъекта традиционного чеченского общества: европеизация и вестерни-зация, арабизация, сетевая культура.

Европеизация и вестернизация - тенденция развития западной (европейской) и англо-американской культуры, формирование механизмов адаптации западных нововведений в России, в частности в чеченском обществе. Об этом свидетельствуют результаты опроса, указавшие на европеизированное мировоззрение современного чеченского общества (билингвизм - чтение книг, общение на английском и иных языках, стиль одежды и др.).

Арабизация - тенденция развития арабской культуры, формирование механизмов адаптации арабских заимствований в чеченском обществе. Сегодня, как показали результаты опроса, набирают популярность знание арабского языка, имянаречение (мусульманские имена, по статистике, не уступают именам чеченским/вайнахским), арабизированный стиль одежды (женская/мужская абайя). Элементы арабских (и не только) свадебных обрядов используются на традиционных чеченских свадьбах. Однако влияние арабской культуры на современное чеченское общество неоднородно и может вызывать разные реакции. Некоторые люди приветствуют и активно принимают арабизацию, видя в этом возможность расширить знания и присоединиться к мировому мусульманскому сообществу, в то время как у других это вызывает опасения относительно потери исконных чеченских традиций и культуры.

Сетевая культура - область формирования глобального информационного пространства на основе электронных технологий и последующее вовлечение общества в цифровизированный мир. В силу внедрения новых информационных технологий происходят фрагментация национальных культур и изменение системы традиционных национально-культурных кодов, которые в процессе истории играли важную роль в сбережении духовно-нравственного наследия и этнокультурной идентичности.

Особенности коммуникационных барьеров (кросс-культурные коммуникации, региональные тренды, медиареальность, технологический прогресс и др.) современной культуры при сетевой социализации определяют границы и возможности моделирования системы культурных проекций сознания субъекта культуры с учетом маргинализации национальных культур1. Изменения институциональной структуры в обществе, вызванные трансформационными процессами, приводят к преобразованию общественного сознания и трансформации этнических и религиозных установок личности.

Итак, результаты социологического опроса позволили получить информацию об актуальном содержании сознания субъекта современного чеченского общества. Важны поиски новых подходов, способных обеспечить безопасность и устойчивое развитие традиционных основ национальных культур и сохранить социокультурную целостность страны.

Однако для комплексного обеспечения безопасности этнокультурного пространства российского общества, защиты его духовного и нравственного потенциала в глобализирующемся мире постмодернистских ценностей необходимо гармоничное соотношение этнических и религиозных ценностей в сознании подрастающего человека. В данном случае культурная модель традиционности коммуникативных связей выступает лишь единицей (средством) обеспечения безопасности.

Список источников:

Акаев В.Х. Исламское возрождение в Чеченской Республике. Грозный, 2011. 48 с.

Гадаев В.Ю., Гадаев Р.В. Молодежь в поисках смысла жизни : монография. Махачкала, 2017. 488 с.

Гадаев В.Ю., Гадаев Р.В. Патриотизм и молодежь : монография. Махачкала, 2019. 184 с.

Гадаев В.Ю., Гадаев Р.В. Толерантность и молодежь. Грозный; Махачкала, 2023. 420 с.

Мусханова И.В. Социокультурные кризисы и формирование этнокультурной личности. Грозный, 2012. 110 с.

References:

Akaev, V.Kh. (2011) Islamic revival in the Chechen Republic. Grozny, Groznenskii Rabochii. (In Russian) Gadaev, V.Yu. & Gadaev, R.V. (2017) Youth in search of the meaning of life. Makhachkala, ALEF. (In Russian) Gadaev, V.Yu. & Gadaev, R.V. (2019) Patriotism and youth. Makhachkala, ALEF. (In Russian) Gadaev, V.Yu. & Gadaev, R.V. (2023) Tolerance and youth. Grozny; Makhachkala, ALEF. (In Russian) Muskhanova, I.V. (2012) Sociocultural crises and the formation of ethnocultural personality. Grozny, Knizhnoe Izdatel'stvo. (In Russian)

1 Сугаипова Э.И. Этнические и религиозные аспекты сознания субъекта традиционной культуры : дис ... канд. филос. наук. Саранск, 2021. 144 с.

Информация об авторах Э.И. Сугаипова - кандидат философских наук, лауреат премии в номинации «Молодой интеллектуал» с вручением символа «Серебряная сова», доцент кафедры философии, политологии и социологии, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=997960

М.С. Тарамова - кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии, Чеченский государственный университет, Грозный, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=954762

Вклад авторов:

Э.И. Сугаипова - научное руководство, концепция исследования, развитие методологии, написание исходного текста, итоговые выводы.

М.С. Тарамова - доработка текста, итоговые выводы.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors E.I. Sugaipova - PhD in Philosophy, Award Winner in the nomination "Young Intellectual" with the "Silver Owl" symbol, Associate Professor, Department of Philosophy, Political Science and Sociology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=997960

M.S. Taramova - PhD in Philosophy, Lecturer, Department of Philosophy, Chechen State University, Grozny, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=954762

Contribution of the authors: E.I. Sugaipova - academic advising, research conceptualization, methodology development, source text writing, final conclusions.

M.S. Taramova - revision of the text, final conclusions.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.