Научная статья на тему 'Особенности создания Общественной палаты Российской Федерации и ее место в правозащитном измерении'

Особенности создания Общественной палаты Российской Федерации и ее место в правозащитном измерении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
655
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД / ИНСТИТУТ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / ФУНКЦИИ / PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS / INSTITUTE / PUBLIC CHAMBER / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кошкина Зинаида Николаевна

В статье рассмотрены предпосылки возникновения Общественной палаты Российской Федерации, а также принципы организации ее деятельности в современных условиях. Автор анализирует конституционно-правовые нормы, касающиеся места Общественной палаты Российской Федерации в правозащитном измерении, выделяет ее функции как института гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of creation of Public chamber of the Russian Federation and its place in human rights measurement

In article preconditions of emergence of Public chamber of the Russian Federation, and also principles of the organization of its activity in modern conditions are considered. The author analyzes the constitutional rules of law concerning a place of Public chamber of the Russian Federation in human rights measurement, allocates its functions as institute of civil society in the sphere of protection of the rights and freedoms of the person.

Текст научной работы на тему «Особенности создания Общественной палаты Российской Федерации и ее место в правозащитном измерении»

1.5. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ МЕСТО В ПРАВОЗАЩИТНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Кошкина Зинаида Николаевна, аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: kosh [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены предпосылки возникновения Общественной палаты Российской Федерации, а также принципы организации ее деятельности в современных условиях. Автор анализирует конституционно-правовые нормы, касающиеся места Общественной палаты Российской Федерации в правозащитном измерении, выделяет ее функции как института гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека.

Ключевые слова: защита прав и свобод, институт, Общественная палата, функции.

FEATURES OF CREATION OF PUBLIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS PLACE IN HUMAN RIGHTS MEASUREMENT

Koshkina Zinaida Nikolaevna, postgraduate student. Place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: [email protected]

Annotation: In article preconditions of emergence of Public chamber of the Russian Federation, and also principles of the organization of its activity in modern conditions are considered. The author analyzes the constitutional rules of law concerning a place of Public chamber of the Russian Federation in human rights measurement, allocates its functions as institute of civil society in the sphere of protection of the rights and freedoms of the person.

Keywords: protection of the rights and freedoms, institute, Public chamber, functions.

В рамках исследования особенностей создания Общественной палаты Российской Федерации в правозащитном измерении возникновение подобного рода института гражданского общества не является новым в отечественной и зарубежной практике, а также в опыте межгосударственного уровня. Вместе с тем целевые установки подобного рода организаций отличаются от статуса современной Общественной палаты Российской Федерации.

Рассмотрим практику создания и функционирования Международного союза общественных объединений «Общественная палата Союзного государства» (Союзная общественная палата), который был учрежден в 2000 г. по инициативе белорусских и российских общественных объединений, поддержанной Парламентским Собранием Союза Беларуси и России [2]. Палата формируется по территориальному признаку путем образования своих структурных подразделений в го-сударствах-участниках Союзного государства и других странах. В работе Палаты принимают участие авторитетные деятели общественности двух стран, а также представители различных религиозных конфессий.

Целевые установки деятельности Палаты связаны не только с объединением и строительством Союзного государства, но также в качестве одной из таковых прямо указано «...неуклонное соблюдение основных

прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, общечеловеческой морали». Таким образом, логично следует вывод о правозащитном потенциале данного надгосударственного института.

Вместе с тем деятельность данной Палаты все-таки в большей мере связана с интеграцией государств, а защита в них прав человека и граждан выступает факультативной целью. В настоящее время Союзная общественная палата практически не осуществляет свою деятельность, в связи со снижением активности построения Союзного государства. Следовательно, и правозащитные проблемы на данном уровне характеризуются как статичные и возрастающие.

На национальном уровне принятие государственных решений требует обладания точной, разнообразной и глубокой информацией относительно ситуации в различных отраслях, которая и сосредоточена у представителей этих отраслей. В связи с этим представляется целесообразным постоянное консультирование государственной власти с представителями различных организаций гражданского общества как экспертами в своих областях. Этому призвана способствовать институционализация таких отношений, переводящая их на постоянную основу и налагающая ответственность на обе стороны.

Наиболее распространенными примерами таких формализованных структур в развитых странах Запада (особенно, тяготеющих к социальным ценностям, хотя не только в них) являются «советы или комитеты при органах исполнительной власти, состоящие из руководителей данных органов, представителей одной или чаще нескольких групп интересов, а также независимых экспертов».

Из опыта названных институтов гражданского общества видно, что они, действительно являются формированиями, ведущими диалог между государственной властью и населением, а также отстаивающими интересы общества в социальной сфере. Появление подобного рода институтов именно в послевоенное время является закономерным в связи с тем, что в этот период наиболее остро стоял вопрос не только налаживания контактов общества и государства, но и обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина.

Универсальный статус Общественной палаты Российской Федерации не ограниченный сферой действия по сравнению с западными аналогами можно считать эволюционным.

Обращение к опыту создания общественных палат в России показало, что еще Распоряжением Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 659-РП «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания» была образована Общественная палата Конституционного совещания, которая создавалась как организационная форма взаимодействия общественных объединений с федеральными органами власти Российской Федерации.

Идея создания Общественной палаты Российской Федерации была официально представлена Президентом Российской Федерации в Послании 2004 г. Федеральному Собранию Российской Федерации. Действительно, подобные общественные палаты были созданы достаточно давно и эффективно функционируют во многих регионах нашей страны. 4 апреля 2005 г. был принят Федеральный закон № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации».

СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ

Кошкина З.Н.

Особое место в рассматриваемой источниковой базе занимает Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», определяющий статус института, созданного не по инициативе граждан и их объединений, а при активной поддержке, в том числе финансовой, со стороны органов государственной власти.

Практическая деятельность этого органа нескольких созывов показывает, насколько он самостоятелен в принятии решений и формах воздействия на власть, насколько адекватно отражает позицию гражданского общества в целом. В отличие от иных субъектов гражданского общества, выражающих корпоративные позиции отдельных профессиональных или социальных групп общества (пенсионеров, молодежи, женщин, предпринимателей, наемных работников, адвокатов, нотариусов и др.), Общественная палата по статусу является выразителем интересов всех слоев российского общества. Такая правовая природа позволила в новом ракурсе рассмотреть правозащитный потенциал и возможности его реализации в соответствующей сфере.

Анализ истории становления Общественной палаты РФ свидетельствует о том, что основной причиной ее создания явилась осознанная государством необходимость использования потенциала гражданского общества в решении различных вопросов социальноэкономического развития Российской Федерации и борьбы с неблагоприятными тенденциями в сфере государственного управления [1].

Анализ принципов организации деятельности Общественной палаты Российской Федерации свидетельствует о наличии значительного числа общих черт в принципах организации с другим институтами - Федеральным Собранием Российской Федерации, а компетенция Общественной палаты дублирует отдельные функции других общественно-политических и государственных структур, например, Государственного Совета, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и прочих. Именно данная схожесть и обусловливает возникновение дискуссии относительно обоснованности создания еще одного представительного органа в России, преследующего цели взаимодействия государства и гражданского общества.

Однако относительную схожесть принципов организации и форм деятельности Общественной палаты Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации можно объяснить представительным характером обоих социальных институтов. Вместе с тем объем полномочий и порядок формирования данных органов отражают их существенное различие, обусловленное местом в обществе [3].

Если Федеральное Собрание Российской Федерации является органом государственной власти, наделенным соответствующими полномочиями, то Общественная палата Российской Федерации - прежде всего институт гражданского общества, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и государством. При этом особенно необходимо отметить тот факт, что, несмотря на создание Общественной палаты Российской Федерации по инициативе государства и в соответствии с законодательно закрепленным порядком, она формируется гражданским обществом.

На основе осуществленного анализа доктринальных разработок и конституционно-правовых норм, касающихся понятия и места Общественной палаты Российской Федерации в системе структур различной природы (юридической и социальной), отметим ее функции как института гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека. Среди таковых:

- информационно-воспитательная, которая выражена в восполнении знаний о защите прав и свобод человека и гражданина и формировании установки на их уважение и соблюдение в контексте ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации;

- правозащитно-ориентирующая, которая выражена в выработке рекомендаций по улучшению системы защиты и самозащиты прав и свобод человека и гражданина в смысле ст. 45 Конституции Российской Федерации;

- правозащитно-восстановительная, которая реализуется в конкретных действиях, опосредованных нарушением прав и свобод человека и гражданина и направленных на их восстановление в судебном и несудебном порядке в совокупном значении ст. 33, ст. 45 и ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Как показывает анализ, сегодня действующей Общественной палате Российской Федерации удалось занять важное место в числе институтов гражданского общества и ее деятельность имеет большой социальный резонанс. Автором поддерживается мнение о том, что современная Общественная палата Российской Федерации является институтом гражданского общества, обладающим правозащитным потенциалом.

Список литературы:

1. Гнусарева Ю.А. Общественная палата России в системе гражданского общества // Власть. - 2009. - № 10.

2. Руденко В.Н. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности // Политическая экспертиза. - 2006. - № 3.

3. Урюпин А.Н. Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации: автореферат дис. ... к.ю.н. - М., 2008.

Literaturte list:

1. Gnusareva Yu.A. Public chamber of Russia in system of civil society // the Power. - 2009. - №. 10.

2. Rudenko V.N. Advisory public councils: features of the organization and activity // Political examination. - 2006. -№ 3.

3. Uryupin A.N. Constitutional legal status of Public chamber of the Russian Federation. - M, 2008.

Рецензия

на статью аспиранта Кошкиной З.Н. на тему: Особенности создания Общественной палаты Российской Федерации и ее место в правозащитном измерении

В своей статье Кошкина З.Н. дает подробный анализ создания и функционирования Общественной палаты Российской Федерации. За непродолжительный период своей деятельности Общественная палата Российской Федерации зарекомендовала себя в качестве важнейшего звена, обеспечивающего, в первую очередь, правозащитное взаимодействие гражданского общества и государства.

Обращение к данной проблеме является, безусловно, актуальной и своевременной, так как современная ситуация в Российской Федерации самым настойчивым образом требует разработки взвешенной и про-

думанной стратегии участия институтов гражданского общества в правозащитной системе.

Новизна представленной статьи заключается в том, что автор, основываясь на доктринальных разработках и конституционно-правовых нормах, касающихся понятия и места Общественной палаты Российской Федерации в системе структур различной природы (юридической и социальной), выявляет особенности ее функционирования как института гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека.

Содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из различных источников. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.

Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

Г.Н. Щедролюбова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.