Научная статья на тему 'Особенности современных услуг сотовой связи'

Особенности современных услуг сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова А.Ю.

В статье рассмотрены особенности современных услуг сотовой связи. Описаны специфические черты, присущие всем услугам, также выявлен ряд особенностей, характерных только для услуг сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности современных услуг сотовой связи»

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ

© Обухова А.Ю.*

Братский государственный университет, г. Братск

В статье рассмотрены особенности современных услуг сотовой связи. Описаны специфические черты, присущие всем услугам, также выявлен ряд особенностей, характерных только для услуг сотовой связи.

В настоящее время услуги голосовой сотовой связи получили широкое распространение, поэтому для дальнейшего успешного развития компаниям сотовой связи необходимо развивать все новые и новые направления. Предоставление компаниями большого количества услуг предопределило особенности современных услуг сотовой связи.

В данной статье выделены свойства, присущие всем услугам, также выявлен ряд особенностей, характерных только для услуг сотовой связи.

Нематериальность. Это свойство определяется спецификой продукта, который не имеет материальной формы, а являет собой конечный полезный эффект (результат производственной деятельности) процесса передачи сообщений и информации от отправителя к пользователю.

Неосязаемость. Услуги сотовой связи невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения. Чтобы уменьшить неопределенность, вызванную неосязаемостью сферы услуг, клиент, прежде чем обратиться за услугами, ищет свидетельства, подтверждающие их качество. Поэтому предприятия сотовой связи должны постоянно следить за степенью удовлетворенности клиентуры с помощью системы жалоб и предложений, опросов, проведения сравнительных покупок и других методов, т.к. при выборе оператора советуются с другими покупателями.

Следующей особенностью услуг сотовой связи является неотделимость ее от источника. Источником этой услуги является специальный аппарат, беспроводное устройство связи. В современном мире почти у каждого человека есть собственное устройство беспроводной связи или сотовый телефон. Стандарт сотовой связи установил идентификацию абонента не с помощью его физического адреса или терминала (аппарата), а с помощью стандартного модуля подлинности абонента - сим-карты - небольшой пластиковой карточки с встроенной электронной схемой. При ее покупке между оператором и клиентом заключается договор об оказании услуг. Поэтому услуги сотовой связи персонифицированы.

Невозможно воспользоваться услугой сотовой связи без специального аппарата и сим-карты. Более того, доступность услуги сотовой связи напрямую зависит от качественных характеристик модели устройства. Поэтому отрасль

* Аспирант кафедры «Экономика и технологии бизнеса».

мобильной связи и отрасль производства аппаратов тесно связаны между собой. На мировом рынке телекоммуникаций в секторе сотовой связи тенденция опережения маркетинговых инициатив технологического прогресса проявляется в полной мере. Сначала решается «какая именно технология нужна потребителю, поймет ли он ее и готов ли ею пользоваться» [1] и только потом выпускается на рынок. Очевидно, что «услуга сотовой связи» все больше подвержена рыночному развитию, нежели естественной технической эволюции.

Еще одной особенностью услуг сотовой связи является отдаленность продавца от получателя-покупателя услуги. Между ними существует только виртуальная связь. Поэтому особую значимость приобретает уровень сервиса оператора.

Несохраняемость. Сами услуги сотовой связи нельзя складировать. Хранению подлежат продукты, полученные в результате использования услуг, например, текстовые или видео сообщения, музыка. А содержание услуги сотовой связи заключается лишь в перемещении информации в пространстве. Причем, другие изменения означают ее искривление, потерю признаков и ценности и наносят убытки пользователям.

Относительная неразрывность производства и потребления. Эта особенность услуг сотовой связи заключается в том, что оплата за услугу взимается автоматически в то же время, в которое клиент услугу получает. Другими словами, производство, продажа и покупка услуги происходят одновременно. Данное свойство нуждается в небольшой оговорке. Потребление некоторых видов услуг, таких как, текстовые сообщения, видео сообщения и информационные услуги может быть отложено во времени.

Непостоянство качества. Услуги сферы сотовой связи отличаются изменчивостью. Сотовая связь - высокотехнологичная отрасль народного хозяйства, поэтому качество услуг напрямую зависит от того, кто их оказывает и при каких условиях. Особенностями процесса предоставления услуг сотовой связи являются сетевые характеристики, используемого оборудования на предприятии. При этом отдельные технологические процессы предоставления услуги сотовой связи могут выполняться разными предприятиями (например, при совершении междугородних вызовов участвуют: предприятие, в сети которого непосредственно зарегистрирован абонент - отправитель; предприятие, через оборудование которого осуществляется транзит трафика, и предприятие абонента, принимающего вызов). Это способствует разработке единых стандартов для процесса предоставления услуг предприятиями сотовой связи [2].

Следует отметить еще одну особенность услуг сотовой связи. В настоящее время сотовая связь стала доступной практически каждому человеку. Услуги постоянно усложняются, отрасль развивается небывалыми темпами, а законодательство не успевает разрабатывать соответствующие нормы и правила. Осложняет процесс то, что продавец и покупатель услуги сотовой связи отдалены и в случае ненадлежащего производства услуг или откровенного произвола сотовых компаний, клиенты не решаются и не пытаются привлекать компании

к ответственности. Изменчивость и колебания в качестве услуги - главная причина недовольства, высказываемого клиентами в адрес качества услуг индустрии сотовой связи. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы клиенты, приобретая требуемые услуги, получали стабильно высокое качество. Услуга сотовой связи чрезвычайно доступна, стоимость сим-карты в настоящее время достаточно низкая, поэтому в любой момент можно воспользоваться услугами другой компании. Ключевым фактором успеха в сфере услуг сотовой связи является высокий уровень сервиса и гарантия постоянства качества.

Помимо описанных выше специфических черт, некоторые авторы [3] выделяют также отсутствие владельца и необратимость.

Свойство отсутствия владельца или непревращаемости в собственность выражается в невозможности дальнейшей перепродажи услуги. Также нет возможности изменить результат оказания услуги путём возвращения процесса в исходное состояние. В этом проявляется такое качество услуги как необратимость, вследствие чего, потребитель сталкивается с определённым риском при получении услуг.

Ритм деловой и личной жизни потребителей обуславливает появление периодов времени, в которых количество потребления услуг сотовой связи минимально и максимально. То есть существуют часы «пиковой нагрузки».

«Для сотовой связи характерна широкая номенклатура основных и дополнительных услуг, при этом некоторые из них могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми. В первом случае появление на рынке новых услуг с улучшенными качественными параметрами приводит к снижению спроса на традиционные услуги. Во втором случае, развитие одной из взаимодополняемых услуг обеспечивает активацию спроса на другую» [2].

Услуга сотовой связи - продукт высокотехнологичный. Для современной услуги сотовой связи характерна интеграция различных технологий, позволяющих предоставлять услуги, несвойственные предприятию по основному роду деятельности. Современные услуги сотовой связи позволяют получить потребителю весь спектр телекоммуникационных услуг через одно предприятие. То есть услуга сотовой связи - конвергентна.

В результате были определены свойства услуг сотовой связи, характерные всем услугам: нематериальность, неосязаемость, относительная неразрывность производства и потребления, неотделимость от источника, непостоянство качества, отсутствие владельца, неспособность к хранению, необратимость, а также выявлен ряд особенностей, которых нет у других видов услуг:

1. сотовая связь является четко персонифицированной;

2. доступность услуг сотовой связи зависит от качественных характеристик модели устройства связи;

3. существование единых стандартов для процесса предоставления услуг предприятиями сотовой связи;

4. неравномерность нагрузки сети во времени;

5. существование широкой номенклатуры взаимодополняемых и взаимозаменяемых услуг на рынке;

6. конвергенция услуг сотовой связи;

7. производственный процесс услуги сотовой связи заключается лишь в перемещении неизменной информации в пространстве;

8. услуга сотовой связи больше подвержена рыночному развитию, нежели естественной технической эволюции;

9. связь между потребителем (абонентом) и производителем (оператором сотовой связи) виртуальна.

Список литературы:

1. Дятлов Б. Особенности маркетинга на телекоммуникационном рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sostav.ru.

2. Казаков М.Ю. Развитие услуг как фактор повышения эффективности предприятий сотовой связи: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М.: РГБ, 2009. - 191 с.

3. Корнилова М. Формирование предложений в сфере услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.p-marketing.ru.

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Пименова М.В.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Для обеспечения эффективного процесса управления устойчивым развитием предприятия необходим эффективный инструмент, позволяющий проводить объективную оценку и анализ достигнутого уровня развития, формировать и корректировать стратегию и тактику устойчивого развития предприятия.

Машиностроение играет важную роль в экономике, поскольку выполняет функцию производства и обеспечения современным производственным оборудованием предприятий всех отраслей народного хозяйства. Уровень развития предприятий машиностроения оказывает самое непосредственное влияние на эффективность и производительность общественного труда, обороноспособность и экономическую независимость государства и является основой реализации стратегии устойчивого развития страны.

* Доцент кафедры Международного кадрового и проектного управления Международной выс-шейшколы бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.