ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
ЛАБАЗАНОВА Д.Б.,ЭСЕТОВА А.М.
ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ
Аннотация. В статье обоснована необходимость управления развитием услуг связи с учетом особенностей специализации. Выявлены и определены технико-экономические факторы развития услуг сотовой связи. На основе проведенного исследования отмечено стремительное развитие инновационных технологий и конвергенции услуг связи, что подтверждает актуальность разработки методики системной организации работ по повышению эффективности функционирования предприятий связи. Ключевые слова: фиксированная связь, подвижная связь, инфотелекоммуникации, конвергенция.
LABAZANOVA D.B. ,ESETOVA A.M.
SPECIFIC FEATURES OF SPECIALIZATION AND FACTORS OF STABLE DEVELOPMENT OF COMPANIES OF COMMUNICATION SERVICES
Abstract. The article substantiated the need of managing the development of communication services taking into account the specific features of specialization. Technical and economic factors of the development of mobile connection services have been detected and defined. Based on the testing done a rapid development of innovative technologies and convergence of communication services have been noticed which proves the relevance of the development of a method of systemic organization of work on the escalation of effectiveness of functioning of communication enterprises.
Keywords: landline, mobile connection, infotelecommunications, convergence
В настоящее время повышение эффективности общественного производства и решение социальных задач в развитии связи как транспортной системы передачи данных играет значительную роль. Телекоммуникации обеспечивают сегодня расширение возможностей в общении, получении необходимой информации и обучении.
Повышение эффективности деятельности организаций связи является в этом случае чрезвычайно важным, поскольку в России происходит увеличение объемов и масштабов оказания услуг, что требует разработки новых подходов и методик оценки эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги связи, методов управления развитием сферы услуги связи на основе совмещения систем, методик, показателей и процессов.
В соответствии с прогнозом Минэкономразвития объем услуг связи в Российской Федерации в 2016 году, по консервативному варианту, составит 1,857 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 9,8%. В случае более высоких темпов роста экономики и повышения реальных располагаемых доходов населения темпы роста отрасли увеличатся по сравнению с консервативным вариантом в 2016 году на 3,5 процентных пункта по сравнению с 2012 годом.
В 2013 году объем услуг связи всех видов деятельности с учетом итогов работы сектора оценивается на уровне 1,677 трлн рублей, что на 2,6 % больше, чем в 2012 году (1,574 трлн рублей). Ожидается, что в 2014 году этот показатель вырастет по сравнению с предыдущим годом на 2,1 %, в 2015 году — на 2,3 %, в 2016 году — на 2,4 % [2].
В 2014-2016 годах основные тенденции развития рынка услуг связи сохранятся. Предполагается рост долей услуг почтовой, документальной и сотовой связи при снижении долей услуг местной, междугородной, внутризоновой и международной телефонной фиксированной связи.
Лабазанова Д.Б., Эсетова А.М.
_ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УСЛУГ СВЯЗИ_
Наиболее востребованными останутся услуги сотовой связи, за которой к 2016 году сохранится наибольшая доля (около 46,3 %) в структуре услуг операторов-лицензиатов. Несмотря на наблюдающееся насыщение рынка, число абонентов, подключенных к сетям сотовой связи, будет расти и увеличится в 2016 году на 14,5 % по сравнению с 2012 годом, достигнув 300 млн [3].
В настоящее время в России доминируют как альтернативные операторы связи, так и крупные организации, конкурирующие между собой за привлечение потребителей.
Особенности потребления различных видов услуг определяют количество клиентов (население, организации и учреждения, общественные предприятия, государственные органы), а также способы предоставления услуг связи различным категориям потребителей. Также услуги связи имеют и общие черты, которые характерны для данной отрасли: обязательное наличие надежной и разветвленной сети связи по стране и регионам; неравномерные нагрузки по часам в сутки, неделям, месяцам и сезонам года; высокие требования к качеству услуг, следовательно, и к функциям средств связи; наличие высокотехнологичной базы. Кроме того, прогресс информационно-коммуникационных технологий постоянно вносит различного рода изменения в номенклатуру услуг связи, условия конкуренции, применяемые методы и формы обслуживания потребителей. Динамично развивающиеся организационно-экономические отношения диктуют необходимость совершенствования системы управления как отдельными предприятиями, так и сферой связи в целом.
Развитие рынка инфокоммуникационных услуг происходит на фоне конвергенции услуг, технологий, сетей связи и информатики. В этих условиях потребитель может быть обеспечен всеми видами услуг связи, предоставляемых ему в едином технологическом решении одним поставщиком услуг. Простота и удобство такого варианта состоит в том, что в данном случае потребитель получает более выгодное и простое в использовании предложение из «одних рук», оплачивая единый счет за полный комплекс конвергентных услуг. Применяя конвергентные решения в своем бизнесе, операторы стремятся удовлетворить потребности клиентов в услугах, свойства которых классифицируются следующим образом (табл. 1).
Таблица 1.
Классификация услуг связи
Признаки классификации Группы услуг связи
Тип информации Услуги передачи: звука, изображения, текста, цифровых данных, комбинированной информации
Род услуг Почтовая, электрическая связь
Виды почтовой связи Услуги общей почтовой связи, услуги специальной почтовой связи, услуги курьерской связи
Виды электрической связи Местная телефонная связь: а) городская, б) сельская Междугородняя (межрайонная) телефонная связь Международная телефонная связь Документальная электросвязь: а) услуги телеграфа; б) услуги телекса, факса; в) телематические услуги: электронная почта, Интернет, 1Р-телефония Проводное вещание (радио) Телевидение Радиосвязь Беспроводная радиосвязь (мобильная): а) сотовая; б) пейджинговая; в) транкинговая
Степень доступности услуг связи Общедоступные (жизненно необходимые) услуги Услуги широкого и специального спроса Элитные (дорогостоящие — для высокообеспеченных потребителей) услуги
Для современного рынка услуг связи характерны также следующие основные свойства: стремительное развитие инновационных технологий и конвергенция услуг, наличие взаимозаменяемых услуг связи, насыщение рынка услуг подвижной и фиксированной связи, рост влияния сети Интернет на способы коммуникации потребителей, рост инфокоммуникационной
составляющей в факторах производства товаров и услуг смежных секторов экономики.
Операторы фиксированной и подвижной связи ощущают влияние данных тенденций в виде напряженной конкуренции и финансовых проблем, которые вызывают неблагоприятные экономические последствия кризиса. Основными причинами снижения доходов операторов фиксированной связи называют расширение абонентской базы операторов подвижной связи и развитие сервисов. При этом можно отметить активную деятельность операторов подвижной и фиксированной связи на рынках услуг передачи данных и широкополосного доступа в частном и корпоративном сегментах.
Следует отметить, что в современных рыночных условиях приоритетным становится обеспечение инновационного характера развития бизнеса операторских компаний. Одним из наиболее рациональных способов такого бизнеса является слияние отдельных компаний и консолидация не только их финансовых средств, но и производственных возможностей. В результате такого подхода к организации бизнеса становится очевидной выгода от реструктуризации компаний и объединения активов при конкуренции (табл. 2).
Таблица 2.
Возможности компаний — операторов связи в результате объединения
Универсальный консолидированный оператор федерального уровня
Оператор мобильной связи Оператор фиксированной связи
Преимущества объединения
КЛИЕНТЫ
Рост клиентской базы; предоставление услуг в частном, корпоративном, государственном и операторском секторах; реализация перекрестных продаж
УСЛУГИ
Предоставление единого пакета конвергентных услуг, создание инновационных сервисов совершенствование обслуживания
ДИСЛОКАЦИЯ
Увеличение географии присутствия в России, странах дальнего и ближнего зарубежья; выход на новые рынки
СИНЕРГИЯ
Экономия от масштаба, взаимодополняющие ресурсы, экономия от вертикальной интеграции, увеличение стоимости объединенной компании
В настоящее время одним из важнейших стратегических направлений развития операторов связи является концепция конвергенции фиксированной и мобильной связи — Fixed Mobile Convergence (FMC). Для клиента конвергентные решения FMC имеют как технологические преимущества (прямой дозвон с мобильного телефона на внутренний номер, широкий набор функций, удобный способ управления с помощью веб-интерфейса), так и экономические (экономия за счет оптимальной маршрутизации трафика, а также возможности ограничения доступа, например, к междугородной и международной телефонной связи; выставление счетов за фиксированную и мобильную связь «в одном пакете», взаимодействие с одним менеджером по всем вопросам). Согласно данным аналитических исследований, конвергентное решение FMC наиболее востребовано в компаниях банковского сектора, промышленности, в транспортных компаниях и гостиничном бизнесе — здесь до 80 % клиентов подвижной связи пользуются услугой FMC. Приобретение активов компаний соответственно позволило федеральным операторам подвижной связи развивать бизнес и создавать стоимость на следующих направлениях: конвергенция фиксированной и мобильной связи, доступ к сети Интернет, цифровое телевидение, услуги передачи данных, контент-сервисы.
Наряду с этим операторы связи направляют усилия на развитие собственной инфраструктуры магистральных сетей.
На наш взгляд, основной эффект от объединения компаний и возможности стратегического развития объединенного бизнеса, обеспеченного консолидацией ресурсов и увеличением масштабов потребления услуг, состоит в развитии и оптимизации продуктовой линейки, создании комплексной системы обслуживания, поддержке и повышении лояльности клиентов, расширении географического присутствия за счет как строительства инфраструктуры, так и эффективного использования совместных сетей.
Благодаря слиянию объединенная компания получает быстрый доступ к масштабным рын-
Лабазанова Д.Б., Эсетова А.М.
_ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УСЛУГ СВЯЗИ_
кам предоставления услуг во всех четырех сегментах (частном, корпоративном, государственном и операторском), чего было бы трудно добиться компании-оператору, использующему лишь собственные возможности для экономического роста.
Важным аспектом развития объединенного бизнеса является возможность диверсификации деятельности в трех основных направлениях: клиенты, услуги, география присутствие.
Диверсификация бизнеса по предоставляемым услугам (мобильная связь, фиксированная связь, цифровое ТВ, широкополосный доступ в Интернет, услуги контента, услуги аренды приложений и аутсорсинга информационных компонентов) будет способствовать стабильности и росту доходов компании в условиях зрелости рынков услуг подвижной и фиксированной связи.
Диверсификация по потребительским сегментам и географическому присутствию позволит, прежде всего, снизить вероятность возникновения рисков, зависящих от социальных и макроэкономических факторов, а также от нестабильности мировой и национальной экономик [1].
Методологическую основу формирования системы управления компанией в сфере услуг связи могут составить общенаучные положения, на базе которых конкретная фирма способна будет, во-первых, наиболее полно реализовать свои миссию, цели, задачи и функции; во-вторых, оптимизировать комбинацию производственных и социальных факторов эффективного обслуживания потребителей и хозяйствования; в-третьих, интегрировать разнообразные экономические и социальные интересы всех участников жизнедеятельности и сервис-процессов; в-четвертых, обеспечивать высокую мотивацию и развитие персонала; в-пятых, получать и укреплять рыночные преимущества в конкурентной борьбе; в-шестых, соответствовать характеру и уровню развития организационно-экономических отношений; в-седьмых, воспринимать и использовать научно-технические достижения; в-восьмых, создавать условия для самостоятельного и устойчивого собственного развития; в-девятых, способствовать социально-экономическому развитию региона. Определяющим элементом методологии управления в сфере услуг связи является выявление и активизация факторов эффективного развития существующих компаний, сгруппированных на рисунке 1.
Внутренние факторы развития компании в сфере услуг связи
Наращивание и реализация интеллектуального капитала Технологическое обновление в соответствии с достижениями научно-технического прогресса
Укрепление ключевых компетенций Системное использование бенчмаркинга
Совершенствование системы маркетинга Опережающее освоение современных качественных услуг и форм обслуживания
Оптимизация специфических активов Внедрение комплексного управленческого анализа деятельности
Снижение транзакционных издержек Рационализация организационной и производственно-сервисной структуры на основе применения аутсорсинга
Вступление в стратегические партнерства Формирование стратегии экономической безопасности
Рис. 1. Факторы развития компании в сфере услуг связи
Таким образом, генеральная цель управления в сфере услуг связи определяется как создание на территории муниципального образования условий для удовлетворения потребностей населения.
Поскольку законодательно установленные полномочия органов местного самоуправления в сфере предоставления услуг связи и в сфере предоставления коммерческих услуг различаются, то различаются и цели управления этими группами услуг. Цели управления в сфере бюджетных и коммерческих услуг в свою очередь включают в себя цели управления разными видами услуг связи. Частные же цели определяются, исходя из проблем, выявленных в результате анализа предоставления услуг связи.
В условиях либерализации рынка телекоммуникаций операторы связи вправе сами заключать соглашения об оказании друг другу услуг присоединения, однако данный процесс должен проходить строго в соответствии с законодательством Российской Федерации, под надзором и при участии государства.
На рынке должны существовать категории операторов, обладающих не только правами, связанными с оказанием услуг присоединения, но и обязанностями оказывать услуги присоединения.
Литература
1. Бармотина М. В. Влияние государственного регулирования на развитие рынка услуг мобильной связи //Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2011. — № 2.
2. Связь в России [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики РФ [сайт]. — Режим доступа: http://gkshttp://www. gks.ru.
3. [Электронный ресурс] http://digit.ru/business.
References
1. Barmotina M. V. The Impact of State Regulation on the Development of the Market of Services of Mobile Communication //Management and Business Administration, 2011, No. 2.
2. Connection in Russia [Electronic resource] / Federal Service of State Statistics of the Russian Federation [website]. - Retrievedfrom: tp://gkshttp://www.gks.ru
3. Electronic resource - http://digit.ru/business.