Научная статья на тему 'Особенности современной транснациональной миграции (теоретические подходы к анализу)'

Особенности современной транснациональной миграции (теоретические подходы к анализу) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
527
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИГРАНТ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сажина Л. В.

Со второй половины двадцатого века миграция стала одним из факторов социальных преобразований в глобализирующемся мире. Под влиянием миграции происходит преобразование социальных отношений. Процессы глобализации с усилившимися процессами миграции воздействуют на социокультурную динамику цивилизаций. Миграция способствует передаче из менее развитой страны в более развитую самого ценного капитала человеческого потенциала. Теория мировых систем доказывает, что международная миграция является производной расширяющегося глобального рынка, по мнению автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MODERN TRANSNATIONAL MIGRATION (THEORETICAL APPROACHES TO ANALYSES)

Со второй половины двадцатого века миграция стала одним из факторов социальных преобразований в глобализирующемся мире. Под влиянием миграции происходит преобразование социальных отношений. Процессы глобализации с усилившимися процессами миграции воздействуют на социокультурную динамику цивилизаций. Миграция способствует передаче из менее развитой страны в более развитую самого ценного капитала человеческого потенциала. Теория мировых систем доказывает, что международная миграция является производной расширяющегося глобального рынка, по мнению автора.

Текст научной работы на тему «Особенности современной транснациональной миграции (теоретические подходы к анализу)»

Л.В. Сажина

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ)

Миграционные процессы обрели со второй половины двадцатого столетия глобальные масштабы. Миграция стала одним из основных факторов со-циальных преобразований в глобализирующемся мире. Под влиянием миграции происходит преобразование пространственных социальных отношений [1]. Процессы глобализации с усилившимися процессами миграции воздействуют на социокультурную динамику цивилизаций. С одной стороны, формируется глобальное социокультурное пространство, усиливаются взаимосвязь стран и цивилизаций, их взаимное влияние, проникновение. С другой, нарастает процесс цивилизационного самосознания, акцентуация самобытности культур. Одновременно наблюдаются процессы интеграции и дезинтеграции, унификации и дифференциации [2].

Важным аргументом в пользу того, что систематически заниматься изучением миграционных процессов следует именно социологии, является то обстоятельство, что в настоящее время процессы миграции представляют собой совокупное следствие крупномасштабной модернизации и глобализации развивающихся демографических, социально-экономических, политических социокультурных процессов -они целостно и системно характеризуют динамику общественной жизнедеятельности во всех ее проявлениях.

Важно постоянно помнить о том, что миграция способствует передаче из менее развитой страны в более развитую самого ценного капитала - человеческого потенциала.

После распада СССР миграционные процессы на всем постсоветстком пространстве стали органической частью всемирного движения населения.

Обозначим кратко основные современные тенденции миграционных процессов в России и в мире.

Первая тенденция - это увеличение объемов и расширение географии миграции. Всего за последние пять лет в более развитые регионы мира перебрались почти 12 млн человек. Наибольшее число мигрантов переехало в Северную Америку (ежегодно туда направлялись 1,4 млн человек), в Европу - по 0,8 млн человек ежегодно. По данным ООН, наибольшее количество мигрантов в 2000 г. проживало в США (35 млн) [3].

Вторая тенденция включает появление новых типов мигрантов, увеличение разнообразия их социокультурных характеристик.

Несколько десятков лет назад активизировались миграции высококвалифицированной рабочей силы -«утечка умов», «утечка мускулов», «утечка талантов». Происходит своеобразная «миграция человеческого капитала», которая в последние годы также включает «утечку невест»* - «репродуктивного капитала страны». Интересно, что в последние два-три года наметился и новый поток - «утечка женихов».

Одной из новых, актуальных тенденций является российская феминизация миграционных перемещений.

Хотя женщины всегда составляли достаточно большую часть мигрантов, их доля за последнее время увеличилась до 48 %. Более важный сдвиг в этой тенденции заключается в том, что если раньше женщины мигрировали в составе семейств, то сегодня их миграционные перемещения становятся самостоятельными.

С этой тенденцией связан трафик (переправка) женщин. Коммерциализация транснациональных сексуальных отношений в рамках миграционных процессов - это также одна из особенностей современной миграции. Россия и другие страны СНГ стали ведущими «странами-экспортерами», порой опережая ранее ведущие источники торговли женщинами в странах Азии и Латинской Америки [4]. Неофициальные данные неправительственных организаций и исследователей показывают, что число россиянок, работающих в международной секс-индустрии, очень велико и продолжает расти. По данным Marco Gramegna (International Organization for Migration), 500 тыс. женщин ежегодно переправляется для работы в сфере оказания секс-услуг в Западную Европу - регион, который первым принял большое число переправленных россиянок [5]. «Россия является главным образом поставщиком женщин и детей, которые продаются в целях проституции в страны Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Америки.

Действия Правительства РФ все еще не соответствуют минимальным стандартам в области борьбы с торговлей людьми», - таковы предварительные наблюдения докладчиков по России в Европейском Союзе

[3].

Очевидно, что проблему надо изучать и вырабатывать меры воздействия.

Несмотря на то, что социологическая наука накопила определенный объем знаний по проблемам миграции, до сих пор трудно говорить о наличии общей теоретико-методологической концепции анализа миграционных процессов. В лучшем случае можно говорить о разработанности ряда подходов, отражающих их основные тенденции.

Миграция населения - от латинского migration - переселяться. В своем первоначальном значении термин «миграция» связан с английским глаголом «путешествовать пешком, странствовать». В современной отечественной науке существует около 40 определений миграции. Наиболее распространенным является определение Л. Л. Рыбаковского, который предлагает называть миграцией любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности [3].

Традиционно считается, что основы теоретических концепций изучения миграционных процессов заложил английский ученый Э. Равенстайн, который сформулировал 11 миграционных законов на примере миграций в Великобритании и Северной Америке [6].

В рамках транснациональной теории актуально охарактеризовать современного транснационального мигранта, который способен к пересечению культурных границ и созданию сложных или гибридных обществ. Вообще, некоторые исследователи предлагают назвать нарождающуюся модель миграционных процессов транснациональной. В рамках транснационального феминистского анализа (ТФА) рассматриваются как локальные, так и глобальные контексты [7]. Примененяя данный анализ, Н. Дэвис предлагает использовать следующие инструменты: «укоренение» (анализ своей собственной

геополитической ситуации в рамках локальных границ), «дистанцирование» (движение к другой перспективе внутри и за границы своего региона), «транснациональный диалог осторожного включения» (транснациональные взаимоотношения на основе осторожного, тщательно продуманного принципа включения) и «самоотражающие» («саморефлектирующие») техники (самопозиционирование в

геополитических программах, являясь при этом этически аполитическим исследователем).

Целесообразно упомянуть микроэкономическую теорию индивидуального выбора (аналога макроэкономической теории), согласно которой индивиды делают рациональный выбор в пользу миграции, сопоставляя возможные потери и приобретения от переезда.

Согласно «теории толчка - притяжения», причины миграции лежат в комбинации факторов толчка (побуждающих людей оставлять места своего происхождения) и факторов притяжения (являющихся привлекательными для них в других регионах). Например, факторами толчка могут быть низкий жизненный уровень и экономические возможности, невозможность устроить личную жизнь и встретить достойного спутника жизни и т.д.; а факторами притяжения - более широкие экономические возможности, возможность встретить желаемого партнера и создать с ним семью, т.д.

В начале 1980-х гг. происходит переход от концептуальных представлений о миграции, основанных на концепциях об индивидуальном рациональном выборе, к новой экономической теории миграции, выдвинутой О. Старком и другими [8]. Согласно этой теории, решение о миграции принимается не изолированными индивидами, а группами взаимосвязанных людей (семействами и домашними хозяйствами), в которых люди действуют совместно не только с целью максимизации ожидаемых выгод от миграции, но и с целью минимизации риска в случае неудач.

Теория мировых систем доказывает, что международная миграция - это производная расширяющегося глобального рынка.

Интересна теория социальных сетей, в которой сети трактуются как наборы связей, соединяющих мигрантов, давних мигрантов и немигрантов в стране происхождения и принимающих странах через родственные связи, дружеские отношения и т.д. Сети представляют своеобразную форму социального капитала, с помощью которого люди понижают затраты и риски при миграции, а ожидаемые прибыли от миграции могут увеличиваться. Развитием теории социальных сетей стал подход Дж. Госса и Б. Линдквиста, восходящий к теории структурирования Э. Гидденса, которые определяют институты взаимопомощи мигрантов как «многосоставное объединение индивидов, ассоциаций и организаций,

посредством которого социальное действие всех этих агентов и их взаимодействие друг с другом распространяется во времени и пространстве. В рамках того или иного общественного института индивиды действуют стратегическим образом - чтобы продвинуть свои интересы» [9].

Синтетическая теория международной миграции - самая новая теория, представляющая собой синтез теорий, например, теории мировых систем, теории совокупной причинной обусловленности и др. В рамках данной теории международные миграции возникают в ходе социальной, экономической и политической трансформации, которая сопровождается распространением рыночных отношений [10].

Развитие социологического знания о миграционных процессах базируется на интеграционных подходах.

Типология социальной интеграции зависит от способов расчленения социокультурной системы и от анализа отношений между ее элементами. Например, различают четыре типа социальной интеграции: 1) культурную - выражающую согласованность между культурными стандартами, нормами и образцами поведения, внутреннюю связанность отдельных подсистем символов; 2) нормативную - говорящую о координации между культурными стандартами (нормами) и поведением людей, т.е. о таком состоянии, в котором основные нормы культурной подсистемы «институализированы» в элементах, составляющих социальную подсистему, в частности, в действиях индивидов; 3) коммуникативную - основанную на обмене культурными символами, информацией и показывающую степень охвата ими всего общества или группы; 4) функциональную - основанную на вытекающих из общественного разделения труда взаимозависимости и обмене услугами между людьми. В зависимости от доминанты тех или иных оснований процессы интеграции приобретают специфические формы [3].

Можно выделить три различных подхода к пониманию социальной интеграции.

Первый подход выражен в работах С. Эйсенстедта, он называется поглощением (абсорбацией) [3].

Второй подход представлен в работах А. Гордона, который рассматривает интеграцию как ассимиляцию, когда иммигранты полностью теряют прежнюю культуру и идентификацию, принимая культуру нового общества [11].

Третий подход отражен в работах Х. Бери, И. Боурхиса, П. Стокера, которые акцентируют внимание на аккультурации в процессе интеграции. П. Стокер называет этот вариант интеграции «миской салата, в которой все ингредиенты создают единое блюдо, но каждый из них сохраняет свою отдельную сущность» [12].

В данном контексте уместно также упомянуть идею С. Рекса, который рассуждает о двух главных особенностях мультикультурного общества: оно гарантирует равенство возможностей, терпимость и поддержку культурных измерений [13].

С исследованиями миграционных процессов в России в XIX-XX вв. связаны имена таких известных ученых, как Л. Л. Рыбаковский [14], А. А. Кауфман, А. А. Исаев, И. А. Гурвич, Г.К. Гинс, С.Г. Струмилин, Н.М. Кокосов, В.И. Переведенцев [15], Т.И. Заславская [16], В.М. Кабузан, Т.М. Регент [17], О.Д. Воробьева [18], Т.Н. Юдина [3] и другие.

Для исследований миграционных процессов актуальна социологическая концепция диалоговой модели интеграции, разработанная в Российском государственном социальном университете [3]. Концепция является аналитическим инструментом, который позволяет анализировать более сложные взаимодействия между иммигрантами и аборигенами, прослеживать различные стратегии интеграции на разных уровнях, учитывать ситуацию при выборе стратегии. Диалоговая модель позволяет обнаружить те нюансы, которые не видны при первом приближении, в ее рамках легче увидеть, что индивиды гораздо более гибки в своем отношении к интеграции. Более того, с помощью данной модели можно не только прогнозировать сферы возможной ассимиляции, но и легче обнаружить, предвидеть проблемы, возникающие во взаимоотношениях между местным жителем и иммигрантом.

Литература

1. Giddens A. Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.

2. Нехаенко Ю. М. Трансформация гендерного символического пространства в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2006.

3. Юдина Т.Н. Социология миграции. Академический проект. М., 2006.

4. One Year La Strada: Results of the First Central and East European Program on Prevention of Traffic in Women. The Dutch Foundation Against Traffic in Women (STV) // La Strada Program. September, 1996.

5. Гиллиэн Б., Стивен Р., Стейнзор Н. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР. Доклад Всемирной сети за выживание (Global Survival Network) в сотрудничестве с Международной лигой прав человека (International League for Human Rights). 1997.

6. Ravenstein E.G. The Laws of Migration // Journal of the Royal Statistical Society. 1885. № 48.

7. Lykke N: Between Particularism, Universalism and Transversalism. Reflections on the Politics of Location of European Feminist Research and Education. Transnational Feminism and Local Perspectives: Theories, Practices and Analytical approaches. European University of St. Petersburg, Russia. 2006. September, 14-16.

8. Stark O. The Migration of Labor. Cambridge: Basil Blackwell, 1991.

9. Goss J., Lindquist B. Conceptualizing International Labor Migration: A Structuralizing Perspective // International Migration Review. Vol. 29. 1995. № 2.

10. Massey D.S., Arango J., Hugo G., Taylor J.E. Theories of International Migration: a Review and Appraisal // Population and Development Review. Vol. 19. 1993.

11. Gordon M.M. Assimilation in America Life: The Role of Race, Religion and national Origins. New York: Oxford University Press, 1964.

12. Стокер П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. М., 1995.

13. Rex J. Race and Ethnicity. Milton Keynes. UK: Open University Press, 1986.

14. Рыбаковский Л. Л. Изучение миграционных процессов в России и формирование научных направлений // Миграция населения. М., 2001. Вып. 1.

15. Переведенцев В.И. Современная миграция населения Западной Сибири. Новосибирск, 1965.

16. Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. 1978. № 1.

17. Регент Т.М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. М., 1999.

18. Воробьева О. Д. Миграционная политика // Миграция населения. М., 2001. Вып. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.