УДК 338 Ю. В. Синчук
профессор, доктор политических наук, профессор кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ МГЛУ; e-mail: sinchukjv@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье анализируется современное состояние российской деловой культуры, являющейся особенной, специфичной и неоднородной, для которой характерна особая сила неформальных отношений в деловом общении. Деловая российская культура находится в промежуточном положении между западной и восточной культурами, поэтому не может развиваться без целенаправленного и системного содействия.
Ключевые слова: деловая культура; российская деловая культура; западная деловая культура; восточная деловая культура; универсализм; партикуляризм; специфическая особенность российской деловой культуры.
Sinchuk Yu. V.
Advanced Doctor (Political Sciences), Professor, Department of Political Sciences, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: sinchukjv@mail.ru
FEATURES OF THE MODERN RUSSIAN BUSINESS CULTURE
The article analyzes the current state of modern Russian business culture. Russian business culture is special, specific and uniform, it is characterized by a special power of informal relations in business communication. It is located in an intermediate position between Western and Eastern cultures. Business culture can not evolve without purposeful and systematic assistance.
Key words: business culture; Russian business culture; the western business culture; the eastern business culture; universalism; particularism; a specific feature of Russian business culture.
Развитие социально-ориентированной рыночной экономики, усиление ее влияния на все процессы делового взаимодействия в мире обусловливают повышенный интерес к изучению генезиса и современного состояния российской деловой культуры. Сегодня наиболее актуальны: проблема осмысления деловой культуры как активной, детерминирующей реальности в процессах делового взаимодействия на современном этапе исторического развития личности, общества и государства; анализ общих принципов и специфики формирования, функционирования, развития российской деловой культуры, оказывающей определяющее воздействие на развитие
мировой деловой культуры [3, с. 11-16]. С ростом вовлеченности россиян в международные проекты актуализируются вопросы взаимодействия различных культур на всех уровнях ведения бизнеса -от рабочих мест до топ-менеджмента [8, с. 60-65; 9, с. 215-223]. Знание полярных особенностей культур позволяет ориентироваться в ситуациях кросскультурных коммуникаций, оптимизировать отношения с инокультурной общественностью.
Деловая культура - определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей личности, проявляющийся в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях [7]. Деловая культура - совокупность устойчивых форм социального взаимодействия, закрепленных в нормах и ценностях, способах (формах, методах) коммуникативных связей субъектов внутри компании и в отношениях компании с внешним миром. Деловая культура, являясь многомерной системой усвоенного поведения, свойственного представителям определенного общества, охватывает различные области.
Российская деловая культура особенна. На ее специфику существенное влияние оказывает противоречивая двойственность системы ценностей, так как Россия - евразийская страна, занимающая пограничное положение между восточной и западной цивилизациями [1, с. 65-67; 10]. Деловая культура России, по ряду параметров (индивидуализм / коллективизм, иерархичность / эгалитаризм и др.), находится в промежуточном положении между западной и восточной культурами. Как отметил известный специалист в области межкультурного взаимодействия Р. Льюис, российская деловая культура «шизофренична» [6, с. 100-104], т. е. сочетает несовместимые свойства.
Западная деловая культура и восточная деловая культура - два полюса в широком спектре деловых культур. К Западным культурам относятся евро-американская и западноевропейская, к Восточным -деловые культуры стран Азии и Востока (конфуцианские Япония, Китай, Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконга и страны ислама). Особенности этих типов деловых культур имеют исторические, религиозные и общекультурные предпосылки. Специфические отличительные характеристики Восточной культуры, с позиции россиян, следующие: уклончивость, иерархия, коллективизм, ритуальность, декоративность, чинопочитание, зависимость, клановость, кумовство,
хитрость, фатализм, взяточничество. Отличительные черты Западной деловой культуры - независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решительность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность, оптимизм [2]. В российской составляющей деловой культуры наличествуют качества, присущие как Востоку, так и Западу.
Кроме того, современная российская деловая культура неоднородна. Так, качества, свойственные предпринимателям и топ-менеджерам крупных фирм, прямо противоположны качествам, присущим их персоналу. Различается их отношение к риску, ответственности, проявлению инициативы [11, с. 99-103]. Современная российская деловая культура, включающая деловую этику и этикет, деловой лексикон, телефонный этикет, протокол и другие формы общей деловой культуры, представляет собой пеструю смесь стереотипов: остатки командно-административной системы, заимствования из западноевропейского бизнес-этикета и формирующиеся специфические российские нормы делового поведения. Резко контрастируют два вида компаний. Первым присуща типичная советская культура: как бы ни менялся состав топ-менеджеров, персонал остается прежним, передавая свои методы и подходы следующим поколениям. Руководители второго вида российских организаций ориентируются на некую универсальную западную модель (по американским учебникам). Стремление насадить американизированный тип культуры в российской компании сталкивается с внутренним сопротивлением сотрудников, а также неготовностью организовать и обеспечить весь процесс деятельности производства по западному образцу.
Российская деловая культура по дистанции власти и статусности отличается от западных, но при этом очень близка к большинству восточных культур, где наблюдается высокая дистанция власти и принадлежность к аскриптивным (статусным) культурам. Высокая дистанция власти проявляется в излишней зависимости от начальника, ожидании указаний от него, авторитарности и патернализме власти по отношению к нижестоящим, а также в послушании, смирении перед руководством (при недоверии к власти вообще). В российских компаниях часто наблюдается централизация управленческих функций и стремление начальства контролировать все и вся. Проявлением культуры статусности является желание занять определенное
положение («получить должность в кормление»), пользоваться различными привилегиями («мигалками» на дороге и т. д.). Положение человека в обществе во многом определяется показателями, от него не зависящими (полом, возрастом, родственными связями).
Параметр деловой культуры - универсализм / партикуляризм характеризует ориентацию либо на универсальность для всех людей одних и тех же правил игры (законов), либо на избирательность в следовании правилам. Российская деловая культура является партикуля-ристской - утверждается относительность закона, на который влияют многие случайные обстоятельства, что характеризуется наличием частных привилегий, относительностью закона, коррупцией. Отсутствие четкой установки строго следовать закону - важный элемент российской деловой культуры. В России, на январь 2016 г. занимающей в мире 119 место по уровню коррупции, большинство предпринимателей предпочли бы соблюдать законы, но фактически вынуждены обходить их из-за существенного ущемления своих интересов (это случаи уклонения от уплаты налогов, сокрытие доходов и др.) (https:// lenta.ru/news/2016/01/27/corruption).
В то время как иностранные партнеры (немцы, американцы) понимают закон как нечто непреложное, действующее для всех без исключения, вне зависимости от личных обстоятельств. И такое специфическое отношение россиян к правовым нормам вызывает опасения и недоверие иностранцев. В связи с этим, в руководстве для немецких бизнесменов, отправляющихся в Россию, отмечается: «Будьте осторожны: как только вы наладите с русскими неформальные отношения, они будут уговаривать вас нарушить закон».
Для современной российской деловой культуры характерна особая сила неформальных отношений общении. Бизнес в России - личностный, основанный на связях, «если нельзя рассчитывать на закон, остается доверять себе и тем, кто тебя окружает» (http://constructorus. ru/finansy/rossijskaya-biznes-kultura.html). Любое обсуждение российских компаний заканчивается перечислением имен собственных (кто с кем связан, кто что контролирует), потому что только так можно разобраться в происходящем.
Отношение бизнеса и власти, тенденцию к их сращиванию также можно рассматривать как очередную специфическую особенность российской деловой культуры. Этот фактор касается не столько вмешательства государства в экономику, сколько локальных
взаимоотношений с местными органами власти и проверяющими органами. Важным становится умение с ними «договориться» (именно от власти зависит, получит ли компания, например, разрешение открыть точку в данном месте или нет).
Сравнивая особенности российской и корейской деловых культур, генеральный директор ЗАО «Самсунг Электроникс Рус» Дон Джу Ли отметил следующие черты, присущие российской деловой культуре: легкость смены места работы, отсутствие преданности компании; формализм в работе; угрюмые, сердитые служащие; частая экономия на заработной плате; быстрое единоличное приятие решений; подчинение и страх перед вышестоящим руководством; повсеместное требование опыта работы; возможность резкого грубого выяснения отношений; индивидуализм; маскулинность; жизнь в настоящем времени, недолгосрочное планирование (http://webcache.googleusercontent.com/).
Для корейской деловой культуры характерно: пожизненная работа в одной компании; привычка улыбаться даже человеку, который неприятен; достойная оплата - главная мотивация сотрудника к труду; долгое обдумывание проблемы, обсуждение ее со всеми сотрудниками; достаточная свобода менеджеров высокого звена в принятии решений; охотное принятие на работу выпускников, обучение за счет компании; уважение и доброжелательное отношение к подчиненным и партнерам по бизнесу; коллективизм; фемининность; ориентация на позитивное мышление, будущее, долгосрочное планирование.
Особенностью российских деловых партнеров является привычка работать импульсивно, аврально, умение в последний момент собраться, мобилизовать все силы и сделать огромный объем работы, а затем вновь перейти в расслабленное, апатичное состояние. И это раздражает многих иностранных партнеров.
Россияне легко адаптируются к особенностям бизнес-партнера, к изменениям внешней среды, быстро реагируют на происходящее на уровне менеджмента. При этом раскрываются русская изобретательность, нестандартность мышления, умение выживать в любых условиях и находить выход из любой ситуации. Но данная особенность имеет и отрицательные последствия: в связи с приспособляемостью нет долгосрочных стратегий, расчет делается на краткосрочную выгоду и «быстрые деньги». Условия, в которых вынуждены работать русские бизнесмены, приучают их к неизбежности риска. Зачастую они начинают проект без разработки масштабного плана,
лишь примерно представляя себе, сколько им придется потратить на него сил, времени и денег: «Начнем, а дальше посмотрим, прорвемся как-нибудь»; «Один дом точно построим, а потом посмотрим, как получится» (строительные компании).
В современной России развитие деловой культуры по целому ряду причин осуществляется путем проб и ошибок. Это тоже российская особенность. Как отмечал русский религиозный и политический философ Н. А. Бердяев, русский народ есть в высшей степени поляри-зированный народ, т. е. совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть [4]. Данное обстоятельство необходимо учитывать при формировании и развитии российской деловой культуры. Остановить действие отрицательных тенденций возможно при условии совершенствования экономического законодательства, улучшения социально-политической обстановки, целенаправленной разработки системы практических мероприятий по формированию надлежащей деловой культуры предпринимателей, а также комплексного обучения специалистов, менеджеров среднего и высшего звена основам деловой культуры и этикета. Деловая культура не может развиваться без целенаправленного и системного содействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абгарян Р. Э., Синчук Ю. В., Чащихин Б. Д. Политология и политическая теория. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - 460 с.
2. Aлeшинa И. В. Западная и восточная деловые культуры. Сайт: http://www. elitarium.ru/zapadnaja_i_vostochnaja_delovye_kultury/ Copyright 2005. Элитариум: Центр дистанционного образования.
3. Белозёров В. К. Особенности геополитической картины современного мира // Россия и мусульманский мир. - 2013. - № 1 (247). - С. 11-16.
4. Бердяев Н. А. Душа России. - М. : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1915. - 42 с.
5. Гладков И. С. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления (2014) // Власть. - 2015. - № 4. - С. 48-52.
6. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе от столкновения к взаимопониманию / пер с англ. - 2-е изд. - М. : Дело, 2001. - 448 с.
7. Радченко И. А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилей-шенз / под ред. Е. Е. Топильской. - Воронеж : ВФ МГЭИ, 2007. - 114 с.
8. Синчук Ю. В. Россия и основные геополитические силы в современном мире // Геополитика и безопасность. - 2012. - 3 (19). - С. 60-65.
9. Синчук Ю. В. Духовный потенциал России // Россия и мир. Российский мировой проект: материалы научно-экспертной сессии (семинара). - М. : Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина), 2016. - С. 215-223.
10. Синчук Ю. В. Геополитические вызовы и угрозы современной России // Безопасность Евразии. - 2011. - № 1. - С. 305-314.
11. Харичкин И. К. О понятии «политическое управление» // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 4. -С. 99-103.