Научная статья на тему 'Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода'

Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
образовательная экосистема / экосистемный подход / интерактивная языковая деятельность / образовательная модель / мобильные технологии / педагогическая компетентность. / Educational ecosystem / Ecosystem approach / Interactive language activity / Educational model / Mobile technologies / Pedagogical competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Елена Александровна

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию специфики экосистемного подхода к обучению иностранным языкам в вузе. Цель исследования – обобщить представления об экосистеме в современных концепциях образования и исследованиях языка, в практике реализации моделей эффективного обучения иностранным языкам. Методология. Осуществляются системный подход к анализу понятия образовательной экосистемы в концепциях образования будущего, научный подход к обоснованию экологического направления в исследованиях языковой деятельности, эмпирический подход к описанию современных условий эффективного обучения иностранным языкам. Результаты. На основе обобщения теоретических и практических данных определены основные принципы экосистемного подхода к иноязычному обучению в вузе. Во-первых, образовательная экосистема формируется вокруг учебной ситуации, в центре которой находятся активно взаимодействующие ученики и учитель. Во-вторых, учебная ситуация поэтапно моделируется учителем для каждого вида речевой деятельности с учетом знаний и опыта обучающихся. В-третьих, компетентность учителя способствует установлению интерактивных связей между обучающимися без прямого вмешательства учителя, а также созданию условий для непрерывного обучения, выходящего за рамки аудиторной работы. В-четвертых, учебный материал, подобранный с учетом потребностей и интересов учеников, и мобильные устройства помогают обучающимся ориентироваться в языковой среде и создавать информационное образовательное пространство. Заключение. В заключении делаются выводы о том, что принципы экосистемного подхода должны быть заложены в основу формирования методически грамотной, управляемой, динамичной, гибкой, развивающей среды и проектирования новой образовательной модели обучения иностранным языкам в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern model of foreign language education: Principles of ecosystem approach

Introduction. The paper investigates peculiar features of the ecosystem approach to teaching foreign languages at university. The aim of the study is to summarize the ideas about the ecosystem in modern educational conceptions and language research, in the practice of implementing models of effective foreign language teaching. Materials and Methods. The author applies a systematic approach to the analysis of the concept ‘ecosystem’ being under consideration in modern educational research investigations, a scientific approach to substantiating the ecological views on investigating language skills, and an empirical approach to describing conditions of effective foreign language learning environment. Results. Summarizing the data obtained, the author has formulated the main principles of the ecosystem approach to foreign language teaching at university. Firstly, the educational ecosystem is centered around the learning situation with actively interacting students and their teacher. Secondly, the learning situation is gradually modeled by the teacher for each type of speech activity, taking into account the language proficiency and experience of students. Thirdly, teacher’s didactic and organizational competence contributes to interactions among students with indirect teacher’s intervention, as well as to learner autonomy and development of students outside the classroom. Fourthly, learning materials, corresponding to abilities and interests of students and mobile devices help students construct and navigate informative educational language environment. Conclusions. The article concludes that principles of ecosystem approach should be the basis of creating a new educational environment and designing a new educational model of teaching foreign languages at university.

Текст научной работы на тему «Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода»

Science for Education Today

2023. Том 13. № 3

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

УДК 811.11+316.4+372.881.111.1 DOI: 10.15293/2658-6762.2303.08

Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian

Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода

Е. А. Макарова1

1 Иркутский национальный исследовательский технический университет,

Иркутск, Россия

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию специфики экосистемного подхода к обучению иностранным языкам в вузе. Цель исследования - обобщить представления об экосистеме в современных концепциях образования и исследованиях языка, в практике реализации моделей эффективного обучения иностранным языкам.

Методология. Осуществляются системный подход к анализу понятия образовательной экосистемы в концепциях образования будущего, научный подход к обоснованию экологического направления в исследованиях языковой деятельности, эмпирический подход к описанию современных условий эффективного обучения иностранным языкам.

Результаты. На основе обобщения теоретических и практических данных определены основные принципы экосистемного подхода к иноязычному обучению в вузе. Во-первых, образовательная экосистема формируется вокруг учебной ситуации, в центре которой находятся активно взаимодействующие ученики и учитель. Во-вторых, учебная ситуация поэтапно моделируется учителем для каждого вида речевой деятельности с учетом знаний и опыта обучающихся. В-третьих, компетентность учителя способствует установлению интерактивных связей между обучающимися без прямого вмешательства учителя, а также созданию условий для непрерывного обучения, выходящего за рамки аудиторной работы. В-четвертых, учебный материал, подобранный с учетом потребностей и интересов учеников, и мобильные устройства помогают обучающимся ориентироваться в языковой среде и создавать информационное образовательное пространство.

Заключение. В заключении делаются выводы о том, что принципы экосистемного подхода должны быть заложены в основу формирования методически грамотной, управляемой, динамичной, гибкой, развивающей среды и проектирования новой образовательной модели обучения иностранным языкам в вузе.

Ключевые слова: образовательная экосистема; экосистемный подход; интерактивная языковая деятельность; образовательная модель; мобильные технологии; педагогическая компетентность.

Библиографическая ссылка: Макарова Е. А. Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 3. -С. 163-177. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.08

Н Автор для корреспонденции: Елена Александровна Макарова, helenmak@yandex.ru © Е. А. Макарова, 2023

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

2023. Том 13. № 3

Постановка проблемы

К анализу категории «подход» обычно обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые имеющимися средствами проблемы 1. Сегодня профессиональные сообщества предъявляют достаточно высокие требования к выпускникам вузов. Необходимы специалисты, способные к нестандартному мышлению, саморазвитию, командной работе в интернациональном коллективе. Все больше ценятся уникальные человеческие навыки, такие как креативность, коммуникативность, адаптивность. Вместе с тем традиционное образование, являющееся репродуктивным, в большей степени связанное с усвоением «готовых» знаний [4], не способно ответить на трансформационные изменения, происходящие в обществе и мире, на вызовы научно-технологического прогресса.

В настоящее время в академических кругах обсуждается концепция экосистемы в новой парадигме образования будущего, отвечающего технологическим, социальным и экологическим вызовам и способствующего формированию навыков будущего. В частности,

ISSN 2658-6762

участники IV Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в контексте будущего» (Россия, г. Москва, 21-22 апреля 2021 г.) В. М. Розин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. М. Ковалёва, Л. Г. Гогиберидзе, А. С. Ермаков, М. Э. Куш-нир и др.2 затрагивают широкий круг вопросов, связанных с экосистемным взглядом и новыми грамотностями в практике экосистем-ного образования. Терминологическому аспекту образовательной экосистемы уделяют внимание М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева [3]. Вопросы методологии и практики экосистемного подхода поднимают в своей работе А. В. Уткин, К. В. Шевченко [11]. Формирование условий для инновационной образовательной экосистемы рассматривают И. А. Дмитриева, Р. Ф. Юлметова 3 . Представители Московской школы управления СКОЛКОВО и Global Education Futures Дж. Спенсер-Кейс, П. Лукша, Дж. Кубиста4 исследуют образовательные экосистемы как возникающую практику для будущего образования. Т. Hall, С. Connolly, G. Mac Ruairc, S. McHugh, P. Flynn5 анализируют теорию и практику проектирования образовательных технологий в обучающей экосистеме. Одной из ключевых характеристик экосистемного

http://sciforedu.ru

1 Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учебное пособие. - Екатеринбург, 2015. - 275 с.

2 Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 21-22 апреля 2021 г.). - М.: Изд-во МГПУ: АПриор, 2021. - 564 с. URL: https://ino. mgpu.ru/wp-content/up-loads/2021/07/Sbornik_INO_2021-1.pdf

3 Dmitrieva I., Yulmetova R. Ecosystem approach and innovative educational ecosystems // IOP Conference Se-

ries: Earth and Environmental Science. - 2021. -Vol. 864 (012002). DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/864/1/012002 URL: https://elibrary.ru/ti-

tle_about_new.asp?id=44279

4 Спенсер-Кейс Дж., Лукша П., Кубиста Дж. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. - М., 2020. - 186 с. URL: https://uo-kuragino.ru/up-load/files/2022/May/3f01e76e/Obrazovate-lnye_ekosistemy.pdf

5 Hall T., Connolly C., Mac Ruairc G., McHugh S., Wade A. M., Flanagan E., Flynn P., Thompson Long B. Narrating the Learning Ecosystem: Knowledge, Environment and Relationships for Participatory and Principled Design of Educational Technology for Childhood and Youth // Studies in Childhood and Youth. - Palgrave Macmillan, Cham, 2021. - P. 257-280. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-55647-1_11

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

164

2023. Том 13. № 3

подхода в образовании является понятие среды в аспекте ее моделирования и построения. Отметим, что к настоящему моменту в России образовательная среда в большей степени объяснена в психолого-педагогической науке, нежели в практике проектирования образовательных пространств. Наиболее известны эколого-личностная модель В. А. Ясвина 6 , психодидактическая модель В. П. Лебедевой7, В. А. Орлова8, экопсихоло-гический подход В. И. Панова9, антрополого-психологическая модель образовательной среды В. И. Слободчикова10. По оценкам многих экспертов, качественно выстроенная и методически продуманная образовательная среда позволяет обеспечить не только доступность и результативность, но и снизить расходы на образование и обеспечить безопасность обучающихся. До сих пор отсутствует единое и четкое представление о критериях качества образовательной среды, о комплексном влиянии среды на учебные результаты. Однако условия, в которых должны формироваться и развиваться уникальные востребованные сегодня человеческие навыки, включая навыки иноязычного общения, играют не последнюю роль. Другими, не менее важными

ISSN 2658-6762

составляющими экосистемы, требующими тщательного анализа, являются неиерархические связи и межличностные отношения между ее участниками. Наряду с этим, сегодня ставится под сомнение традиционное представление о коммуникации, согласно которому язык рассматривается как средство выражения и передачи знаний. В современных лингвистических учениях экологической направленности постулируется, что никакой передачи знания не происходит11 [5; 14; 17]. Знать что-то не означает «владеть знанием» как неким объектом; «знать» - это быть в состоянии, которое позволяет индивиду осмысленно взаимодействовать с окружающей его средой. Усвоение иностранного языка, равно как и любого другого образовательного материала, является сопутствующим результатом активной деятельности, контекстов, сред и особенностей технологий. Ошибочное представление о языке и коммуникации приводит к неэффективному лингвистическому образованию, на что указывают исследователи и практики, в частности А. В. Кравченко, М. В. Паюнена в работе «Практика в плену теории: почему так трудно научиться иностранному языку в школе» [6]. Очевидным

http://sciforedu.ru

6 Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с. URL: https://tmt72.ru/wp-content/up-loads/2016/12/0brazovatelnaya-sreda-ot-modeliro-vaniya-k-proektirovanyu.pdf

7 Лебедева В. П. Психодидактика - предмет научного интереса // Журнал научно-педагогической информации. - 2011. - № 7. - С. 25-48. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=17710840

8 Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. - 1996. - № 5.

9 Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.

URL:

http://www.vgpgk.vrn.ru/files/2017_05_03/Панов%20

В.И.%20Психодидактика%20образователь-ных%20систем.pdf

Рубцов В. В., Панов В. И., Лебедева В. П. От развивающего обучения к развивающему образованию. М.: ИНИМ РАО, 2010.

10 Барсукова Е. М., Белолуцкая А. К., Иванова Е. В., Ле-ван Т. Н., Шмис Т. Г., Устинова М. А., Лозовский М. Б. Формирование современной образовательной среды. - М., 2021. - 107 с. URL: https://vbu-dushee.ru/up-

Ioad/iblock/d2b/d2b4301d501c654b2a59a9048e6f6601.p df

11 Steffensen S. V., Cowley S. J. Thinking on Behalf of the World: Radical Embodied Ecolinguistics. // The Routledge Handbook of Cognitive Linguistics / General eds. of Xu Wen, John R. Taylor. - 2021. - P. 723-736. DOI: https://doi.org/10.4324/9781351034708

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

165

2023. Том 13. № 3

становится тот факт, что в каждой предметной области образовательной системы необходимо разрабатывать новые подходы, схемы, стратегии и создавать современную модель обучения, в центре которой - учащиеся и их непосредственное окружение как единство взаимосвязанных, динамичных сфер. Цель статьи - обобщить представления об экосистеме в современных концепциях образования и исследованиях языка, в практике реализации моделей эффективного обучения иностранным языкам.

Методология исследования

В работе применяется системный подход к изучению понятия образовательной экосистемы. Рассматриваются концепции экоси-стемного подхода в образовании. Выделяются и анализируются ключевые составляющие образовательной экосистемы. С целью обоснования необходимости экосистемного подхода к иноязычному обучению используется научный подход. Он базируется на концепциях современных экологически направленных исследований языка. В работе представлены альтернативные традиционным биологические, экологические, социокультурные направления, подходы и концепции. Осуществляется интеграция знаний из разных предметных областей о языке и коммуникации. Эмпирический подход ориентирован на изучение опыта российских и зарубежных исследователей и учреждений, осуществляющих проектирова-

ISSN 2658-6762

ние и реализацию моделей обучения в иноязычной среде. В частности, систематизируется опыт реализации инновационного образовательного проекта «Инженерный иностранный язык» в Иркутском национальном исследовательском техническом университете.

Результаты исследования

Концепция экосистемного подхода в образовании

Как отмечает ряд авторов, в частности Л. Карасева12, В. М. Розин13 , М. Е. Вайндорф-Сысоева и М. Л. Субочева [3], понятие «экосистема» размыто, а единая концепция экоси-стемного подхода в образовании не разработана. П. Лукша, Дж. Спенсер-Кейс и Дж. Кубиста в рамках своего исследования «Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования», опираясь на анализ более чем 40 образовательных экосистем, определяют образовательную экосистему как «сеть участников, осознанно устанавливающих взаимозависимые, динамические и эволюционирующие отношения, создающие условия для появления новых и разнообразных возможностей образования на протяжении всей жизни»14. Авторы выделяют три базовых характеристики образовательных экосистем: многосторонность, сотворчество, целенаправленность.

В работе А. В. Уткина, К. В. Шевченко «Экосистемный подход в образовании: от ме-

http://sciforedu.ru

12 Карасева Л. Почему будущее образования - за экосистемами. URL: https://trends.rbc.ru/trends/educa-tion/6027f56f9a794723de4d 1b34

13 Розин В. М. Экосистемный подход в образовании -

оптика, аналитика, проектирование, трансформация в направлении будущего // Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 21-22 апреля 2021 г.).

- М.: Изд-во МГПУ: АПриор, 2021. - С. 9-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46408801 14 Спенсер-Кейс Дж., Лукша П., Кубиста Дж. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. - М., 2020. - 186 с. URL: https://uo-kuragino.ru/up-load/files/2022/May/3f01e76e/Obrazovate-lnye_ekosistemy.pdf

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

166

Science for Education Today

2023. Том 13. № 3

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

тафоры к методологии и практике» подчеркивается, что образовательная экосистема - это в первую очередь новая управленческая парадигма организации процесса обучения и подготовки людей, которая может служить одним из механизмов реализации концепции lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни) [11]. По мнению авторов, движение к экосистеме в сфере образования позволяет перейти от иерархических систем к сетевым моделям совместного добровольного обучения и развития. Такие модели строятся на принципах открытости, доверительных отношений в рамках сотрудничества, развития горизонтальных неиерархических структур, «мягких связей», формирующихся в условиях отсутствия организационно закрепленных отношений, а также стратегиях координации, продвижения, содействия, вероятностно-статистическом характере результата [11, с. 186]. Особо подчеркивается идея внимательного отношения к потребностям каждой личности, ориентир на учеников. Авторы также отмечают, что современная среда обучения должна представлять собой множество источников информации и вариантов выбора решений, влияющих на жизненный сценарий и определяющих личностные измерения и изменения каждого ученика.

В психолого-педагогическом исследовании экологической направленности «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» В. А. Ясвин15, опираясь на «теорию возможностей» Дж. Гибсона, подчеркивает,

15 Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с. URL: https://tmt72.ru/wp-content/up-loads/2016/12/0brazovatelnaya-sreda-ot-modeliro-vaniya-k-proektirovanyu.pdf

16 Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с. URL:

http://www.vgpgk.vrn.ru/files/2017_05_03/Панов%20

что система педагогических и психологических условий и влияний как совокупность возможностей окружающего мира разным людям дает разные возможности развития, что обусловлено их интересами, потребностями и т. д. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта, его уникальным жизненным опытом. Другими словами, то, что является возможностью для одного, для другого может не представлять никакой ценности. Поэтому задача педагога -ориентируясь на личность ученика, создать среду возможностей для каждого, чтобы каждый мог проявлять активность, принимать участие в ней, развивать способности, иметь схожий опыт. Образовательная экосистема должна быть развивающей. В работе «Психодидактика образовательных систем» В. И. Панов16 акцентирует внимание на том, что учащийся в образовательной экосистеме становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность. Соответственно, меняется и критерий ценности учителя - он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития учащегося и себя самого.

Рассматривая экосистемный подход в качестве новой парадигмы образования, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун 17 отмечают необходимость в гибком персонализированном обучении на протяжении всей жизни. Образование и обучение не должны ограничиваться периодом учебы в школе, колледже,

В.И.%20Психодидактика%20образователь-ных%20систем.pdf 17 Аргунова М. В., Моргун Д. В. Экосистемный подход как новая парадигма образования // Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 21-22 апреля 2021 г.). - М.: Изд-во МГПУ, АПриор, 2021. - С. 1925. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46408802

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

167

2023. Том 13. № 3

университете. Процессы образования и обучения, в которых в ходе своей жизни участвуют в какой бы то ни было форме дети, молодежь и взрослые всех возрастов, должны рассматриваться как единое целое. Схожую точку зрения высказывают М. Е. Вайндорф-Сысоева и М. Л. Субочева: «Образовательные экосистемы, должны объединить обучающихся и различного рода сообщества для достижения цели раскрытия индивидуального и коллективного творческого потенциала на основе межотраслевой коммуникации, программирования, с использованием робототехники, искусственного интеллекта, системного и экологического мышления, управления проектами и других технических и социальных возможностей, которые предоставляются всеми сферами современного общественного бытия» [3, с. 10]. И. А. Дмитриева и Р. Ф. Юлметова18 в статье «Экосистемный подход и инновационные образовательные экосистемы» отмечают, что экосистемный подход предлагает большее разнообразие, гибкость и междисци-плинарность не только в предоставлении соответствующего образовательного контента и технологий, но и в выявлении потребности в профессиональных и социальных навыках через естественные механизмы саморегуляции и саморазвития.

Таким образом, образовательная экосистема в концепции современного образования - это гибкая динамичная модель совместного непрерывного обучения и развития всех

ISSN 2658-6762

участников образовательного процесса, изменяемая и управляемая в соответствии с контекстом, средой и особенностями технологий.

Концепция экосистемного подхода в исследованиях языка

Экологическое направление в исследованиях природы языка и языковой деятельности объединило ученых из разных научных областей: биологов, лингвистов, социологов, педагогов, психологов. Исследователи У. Мату-рана19, А. В. Кравченко [5], F. Batisti [14], T. Jarvilehto [15], N. Love [17], S. Steffensen, S. J. Cowley20, V. Raimondi [18] едины в том, что научный подход к языку требует изучения биологических и социальных свойств человека, совместной языковой деятельности людей в естественно-языковой (био-социокуль-турной) среде, которую они создают, взаимодействуя друг с другом, и которая определяет специфику когнитивного развития каждого отдельного человека с момента его рождения. В кругообразно организованной системе «человек- язык- среда» языковая деятельность является важнейшим экологическим фактором, влияющим на эволюционное развитие как человека, так и общества. Коммуникация - это не обмен знаниями, мыслями, информацией, как готовым продуктом, а взаимное ориентирование в области языковых взаимодействий [5]. Собеседники в первую очередь ориентируют себя в своей когнитивной области и друг друга в консенсуальной области, опираясь на имеющийся у них опыт,

http://sciforedu.ru

18 Dmitrieva I., Yulmetova R. Ecosystem approach and in-

novative educational ecosystems // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - 2021. -Vol. 864 (012002). DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/864/1/012002 URL: https://elibrary.ru/ti-

tle_about_new.asp?id=44279

19 Матурана У. Биология познания. Язык и интеллект. - М.: Прогресс, 1996. - С. 95-142.

20 Steffensen S. V., Cowley S. J. Thinking on Behalf of the World: Radical Embodied Ecolinguistics // The Routledge Handbook of Cognitive Linguistics / General eds. of Xu Wen, John R. Taylor. - 2021. - P. 723-736. DOI: https://doi.org/10.4324/9781351034708

© 2011-2023 Science for Education Today

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все права защищены

168

2023. Том 13. № 3

чтобы снять неопределенность, понять другого. Ориентирами могут быть собственные мысли и/или высказывания собеседника, их главной отличительной чертой является информативность. Информативная мысль или высказывание оказывают воздействие, когда человек способен (имеет достаточно опыта) их правильно оценить (соотнести с ситуацией) и интерпретировать [9]. И чем больше общих/схожих/понятных ориентиров имеют и высказывают собеседники, тем успешнее коммуникация. Отсюда следует, что научиться общению на иностранном языке означает взаимодействовать с другими, создавая систему общих, схожих ориентиров, точек соприкосновения, согласовывая свое поведение с поведением других коммуникантов. Именно так естественно-языковые высказывания упорядочивают окружающий мир индивидов, языковую среду как структурированную систему категоризованного опыта взаимодействий, позволяя индивидам держаться «на плаву» в потоке языковых взаимодействий [5]. Необходимо особо подчеркнуть также постулируемую в эколингвистических теориях важность контроля за сферами общения, языковой средой и координированных усилий отдельных индивидов и общества в целом по ее формированию [10; 12].

Таким образом, экосистемный подход к осмыслению языка и языковой деятельности существенно трансформирует понятие «изучение языка» от приобретения и передачи абстрактных кодов до координирования действиями между взаимодействующими когнитивными субъектами. Современную модель обучения иностранным языкам необходимо проектировать, принимая во внимание дина-

ISSN 2658-6762

мичность языковых взаимодействий, их ориентирующий потенциал, а также возможность координирования коммуникативного процесса.

Проектирование образовательной модели: условия эффективного иноязычного обучения

Проектирование и реализацию модели иноязычного обучения в условиях активных взаимодействий обучающихся друг с другом связывают с именем Чарльза Артура Керрана. Он одним из первых попытался смоделировать образовательную среду как динамичную систему психолого-педагогических условий и влияний. В 1970-х гг. он разработал подход к изучению иностранного языка под названием «Метод общины» (Community language learning), который базировался на двух видах взаимодействий: взаимодействия между учениками, в результате которых обучающиеся помогают друг другу в учении, восполняют пробелы в знаниях товарищей, поддерживают командный дух, «боевой» настрой в учебе; взаимодействия между обучающимся и учителем, в которых учитель является генератором нового языкового и речевого материала, одновременно выполняя роль проводника от известного (родной язык) к неизвестному (иностранный язык) [8].

В работах R. E. Salvin21, D. Boud с соавторами 22, L. Amhag [13], R. Ruegg [19], K. Topping [20] подробно рассмотрены модели интерактивного обучения без прямого вмешательства педагога, например, модели «совместного обучения» (peer learning), «обучения в сотрудничестве» (cooperative learning), «наставничества сверстников» (peer tutoring).

http://sciforedu.ru

21 Salvin R. E. Cooperative learning: Theory, research, and 22 Boud D., Cohen R., Sampson J. Peer learning in higher practice. - Englewood Cliffs. New York, 1990. education: Learning from and with each other. -_Routledge, 2016. - 196 p._

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

169

2023. Том 13. № 3

Феномен интерактивного обучения исследуется как в широком, общем плане, так и применительно к более узким практическим сферам, например, обучение чтению и говорению на иностранном языке, где более способные и ответственные обучающиеся выступают в роли консультантов-помощников для менее успевающих учеников в заранее смоделированной педагогом учебной ситуации/среде [8].

Рассуждая о том, что должен уметь учитель иностранного языка в новой образовательной системе экологической направленности, А. В. Кравченко, М. Ю. Паюнена выделяют четыре условия [6]. Первые два имеют отношение к «физической» стороне речи -сформированные фонематический слух и навыки артикуляции звуков и их комбинаций. Третье условие - владение грамматикой как некоторыми общими когнитивными принципами и механизмами отображения опыта взаимодействий с миром в семиозисе, т. е. как системы общих ориентиров в консенсуальной области (области совместных языковых взаимодействий). Четвертое условие - умение учитывать реальный контекст, в котором осуществляется языковое взаимодействие; этот контекст включает не только пространственно-временные характеристики коммуникативной ситуации, но и фоновые знания социокультурного характера, обеспечивающие успешность языкового взаимодействия [6,

ISSN 2658-6762

с. 78-79]. В связи с этим хотелось бы обратить внимание еще на одно условие эффективной языковой подготовки, которое также, на наш взгляд, зависит от организационно-управленческого опыта и навыков учителя. Это непрерывность образования, выход за рамки аудиторной работы. Мы согласны с мнением

C. В. Санниковой23 о том, что в условиях сокращения аудиторных часов по иностранному языку на неязыковых специальностях автономия студентов не может привести к сформированной иноязычной коммуникативной компетенции на уровне межкультурного диалога. Расширение образовательного пространства за счет потенциала вуза, города, региона и т. п. является способом не только развития личности ученика, но и сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей.

Особое внимание сегодня уделяется мобильным технологиям, выступающим одной из ключевых характеристик образовательной экосистемы 24 [16; 21]. Так, профессор

D. Zheng из Гавайского университета отмечает, что среда обучения сегодня моделируется как специфическое персонализированное профессионально ориентированное мобильное пространство, где среда, технологии и люди функционируют вместе как единая система [21]. При обучении иностранным языкам с помощью мобильных устройств можно

http://sciforedu.ru

23 Санникова С. В. Непрерывное языковое образование: социокультурное измерение // Иноязычное образование в поликультурной среде: материалы и доклады XXIV научно-практической конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка (NATE 2018). - Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. - С. 53-59. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=35002112

24 España-Villegas C. B., Caeiro-Rodriguez M. Open Education with OER (OPEN EDUCATIONAL RESOURCES) Ecosystem // Open Education Global Conference. Delft University of Technology. - 2018. DOI:

https://doi.org/10.4233/uuid:559c4fa0-60e6-4e1a-8540-37f59afa7745

Olmos E., Cavalcanti J. F., Soler J.-L., Contero M., Al-canizSpringer M. Mobile Virtual Reality: A Promising Technology to Change the Way We Learn and Teach // Mobile and Ubiquitous Learning, Perspectives on Rethinking and Reforming Education. Yu S., Ally M., Tsinakos A. (eds.), Nature Singapore Pte Ltd. - 2018. -P. 95-106. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-10-6144-8 6

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

170

2023. Том 13. № 3

создавать образовательное пространство и управлять им, например, с помощью игр с дополненной реальностью [16]. В настоящее время появились научные исследования, основанные на практическом использовании мобильных технологий в обучении иностранным языкам. В частности, М. Ю. Антропова, ссылаясь на С. В. Титову, пишет: «Мобильные устройства обеспечивают голосовое, текстовое и визуальное общение и, благодаря доступности, простоте использования позволяют не только создавать, накапливать и классифицировать информацию в любом формате на виртуальном облаке, но и обмениваться ею, демонстрировать ее, получать отзывы и критические замечания о ней» [2, с. 219].

Еще одним необходимым условием современной образовательной модели обучения иностранным языкам является актуальный дидактический материал. Опыт реализации образовательного проекта «Инженерный иностранный язык» в Иркутском национальном исследовательском техническом университете [7] показал, что систематическая работа с информацией проблемного характера по инженерной тематике, представленной в разных формах и форматах (печатный текст, аудио, видео, схема, картинка и т. п.), способствует формированию проблемного видения, логического мышления, гибкости ума и умения рационально решать проблемы. Интерактивная деятельность студентов в форме дискуссий, решения кейсов, ролевых игр, осуществляемая посредством парной и групповой работы на каждом занятии, - это главная составляющая модели эффективного иноязычного образования. Особого внимания заслуживает академическое наставничество на занятиях при работе в парах между более успевающими студентами и менее успевающими (peer tutoring) при выполнении заданий на чтение, отработку и

ISSN 2658-6762

закрепление тематической лексики, составление диалогов [8]. Также эффективным решением оказалось смешанное обучение с применением небольших закрытых онлайн-курсов и мобильных устройств. Смешанное обучение, осуществляемое за счет интегрирования цифровых средств массовой информации с традиционными формами занятий, сочетания аудиторных занятий с онлайн-обучением, обеспечивает непрерывность образовательного процесса, оптимизирует аудиторную нагрузку и создает более гибкую учебную среду. В Иркутском национальном исследовательском техническом университете охватить обучением разные стороны жизнедеятельности студентов позволяют разговорный и дискуссионный клубы, выездной мультилингвальный лагерь, научно-практические конференции, зарубежные стажировки и практики, творческие и культурно-массовые мероприятия на иностранных языках. Сотрудничество с международным центром языкового тестирования в г. Иркутске способствует языковой подготовке студентов, позволяет получить независимую экспертную оценку их знаний. Большое значение имеет также обратная связь со студентами, выявляющая достоинства и недостатки обучения, позволяющая осуществлять мониторинг и контроль качества образовательной экосистемы.

Таким образом, специфика экосистем-ного подхода к обучению иностранным языкам заключается в вовлеченности всех учащихся в учебную ситуацию, разнообразии образовательных ресурсов и траекторий; неиерархических связях между участниками образовательного процесса; организации обучения интерактивными методами; возможности использовать технологии мобильной связи в качестве источников информации; в опоре на вспомогательную инфраструктуру; наличии

http://sciforedu.ru

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

171

2023. Том 13. № 3

формальных и неформальных учебных процессов; децентрализованной системе управления; непрерывности.

Заключение

В заключение обобщим сказанное. В разрабатываемых сегодня концепциях экосистем-ного подхода в образовании в центре внимания находятся условия формирования и развития востребованных профессиональных и личностных навыков, проектирование, организация и управление образовательной средой. Представленные постулаты лингвистических учений экологической направленности обосновывают необходимость интеграции знаний науки о языке и образовательной практики. Проанализированные модели активных учебных взаимодействий, современные информационные технологии, дидактические средства, условия эффективного обучения иностранным языкам позволяют сформулировать следующие принципы экосистемного подхода к организации обучения иностранным языкам. Во-первых, образовательная экосистема формируется вокруг учебной ситуации, в центре которой находятся активно взаимодействующие ученики и учитель, организатор образовательного процесса. Во-вторых, каждая учебная ситуация моделируется поэтапно с учетом знаний и опыта, эмоционального настроя обучающихся с целью включения абсолютно каждого участника ситуации в учебные взаимо-

ISSN 2658-6762

действия. В такой образовательной среде каждый имеет свою экологическую нишу и право на выбор. Другими словами, смоделированная и грамотно выстроенная среда обучения иностранным языкам максимально приближена к естественной среде усвоения языка, где каждый участник коммуникации встраивается в среду с опорой на собственный опыт и знания. В-третьих, установление интерактивных связей между обучающимися зависит от дидак-тико-методической и организационно-управленческой компетентности учителя. Необходимы широкая эрудированность, способность продуцировать новые идеи, системное мышление, готовность к сотрудничеству, желание самосовершенствоваться, открытость, доброжелательность, чувство юмора, организаторские способности. В-четвертых, учебный материал, подобранный с учетом потребностей и интересов учеников, и мобильные технологии помогают обучающимся ориентироваться в языковой среде и создавать информативное образовательное пространство.

Результаты исследования задают направление для дальнейшего изучения и разработки проблемы проектирования среды обучения иностранным языкам, анализа ее ключевых составляющих в их взаимосвязи и их роли в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося. Необходимо исследовать динамику образовательной среды с целью прогнозирования ее влияния на формирование компетенций.

http://sciforedu.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров Е. Л., Шульман М. Г. Формирование инновационной образовательной среды высшей школы как фактор активизации познавательной деятельности студентов: зарубежный опыт // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). - 2018. - № 1. - С. 116-122. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-1-116-122 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30793332

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

172

2023. Том 13. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

2. Антропова М. Ю. Мобильные технологии в учебном процессе (на примере китайского Wechat) // Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). - 2018. - Т. 3, № 3. -C. 218-224. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35466618

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Образовательная экосистема: терминологический аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2021. - № 4. - С. 5-11. DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_5 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=47696999

4. Игнатьева Е. Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в вузе // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2013. - № 74-2. -С. 27-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21142338

5. Кравченко А. В. Язык и природа человечности (приглашение к дискуссии) // Слово.ру: Балтийский акцент. - 2022. - Т. 13, № 3. - С. 7-24. DOI: https://doi.org/10.5922/2225-5346-2022-3-1 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49274337

6. Кравченко А. В., Паюнена М. В. Практика в плену теории: почему так трудно научиться иностранному языку в школе // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2018. - № 56. - С. 65-91. DOI: https://doi.org/10.17223/19986645/56Z5 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=36915321

7. Макарова Е. А. Инновационный образовательный проект как основа формирования компе-тентностной среды обучения иностранным языкам // Непрерывное образование: XXI век. -2022. - № 1. - С. 41-58. DOI: https://doi.org/10.15393/j5.art.2022.7426 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=48204131

8. Макарова Е.А. Обучение говорению на иностранном языке с наставником-ровесником // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, № 3. - С. 551-568. DOI: https://doi.org/10.15507/19919468.092.022.201803.551-568 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=35564516

9. Макарова Е. А. Виды знания в аспекте сопряжения категорий ОПЫТ и ЗНАНИЕ (на материале английского языка) // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2016. - № 2. - С. 74-83. DOI: https://doi.org/10.20916/1812-3228-2016-2-74-82 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=25751474

10. Сиротинина О. Б. Факторы, влияющие на эффективность коммуникации // Экология языка и коммуникативная практика. - 2019. - № 1. - С. 39-47. DOI: https://doi.org/10.17516/2311-3499-047 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37628084

11. Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2022. - № 2. -С. 175-189. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=48291515

12. Франко Е. П., Франко М. В. Экология языка в современном обществе // Политическая лингвистика. - 2019. - № 5. - С. 26-33. DOI: https://doi.org/10.26170/pl19-05-02 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=41234136

13. Amhag L. 4 Peer Learning Activities in Smart Education. Virtual and Mobile Learning Activities in Higher Education. IGI Global. Chapter 4. - 2020. - P. 77-104. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-7998-4183-8.ch004

14. Batisti F. An Argument for Languages in Languaging // Italian journal of philosophy of language (RIFL). - 2021. - Vol. 15 (2). - P. 159-175. DOI: https://doi.org/10.4396/2021201

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

173

Science for Education Today

2023. Том 13. № 3

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

15. Jarvilehto T. The Theory of the Organism-Environment System as a Basis of Experimental Work in Psychology // Ecological Psychology. - 2009. - Vol. 21. - P. 112-120. DOI: https://doi.org/10.1080/10407410902877066

16. Liua Y., Daniel Holdena D., Zheng D. Analyzing students' language learning experience in an augmented reality mobile game: an exploration of an emergent learning environment // Procedia Social and Behavioral Sciences. - 2016. - Vol. 228. - P. 369-374. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2016.07.055

17. Love N. On languaging and languages // Language Sciences. - 2017. - Vol. 61. - P. 113-147. DOI: https://doi.org/10.1016/j.langsci.2017.04.001

18. Raimondi V. The bio-logic of languaging and its epistemological background // Language Sciences. - 2019. - Vol. 71. - P. 19-26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.langsci.2018.03.003

19. Ruegg R., Sudo T., Takeuchi H., Sato Y. Peer Tutoring: Active and collaborative learning in practice // Studies in Self-access Learning Journal. - 2017. - Vol. 8 (3). - P. 255-267. DOI: https://doi.org/10.37237/080306

20. Topping K., Buchs C., Duran D., Keer van H. Effective Peer Learning. From Principles to Practical Implementation. Routledge. - 2017. - 192 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315695471

21. Zheng D., Tian J. Co-constituting second language learning from EDD perspectives and virtual environments // Foreign Languages in China. - 2020. - Vol. 17 (3). - P. 36-44. DOI: https://doi.org/10.13564/j.cnki.issn.1672-9382.2020.03.006

Поступила: 10 марта 2023 Принята: 10 мая 2023 Опубликована: 30 июня 2023

Макарова Елена Александровна

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков №1,

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Российская Федерация. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-3630-1588 E-mail: helenmak@yandex.ru

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Информация об авторах

Science for Education Today

2023, vol. 13, issue 3

http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2303.08 Research Full Article / Article language: Russian

Modern model of foreign language education: Principles of ecosystem approach

Elena A. Makarova h 01 1 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation

Abstract

Introduction. The paper investigates peculiar features of the ecosystem approach to teaching foreign languages at university. The aim of the study is to summarize the ideas about the ecosystem in modern educational conceptions and language research, in the practice of implementing models of effective foreign language teaching.

Materials and Methods. The author applies a systematic approach to the analysis of the concept 'ecosystem' being under consideration in modern educational research investigations, a scientific approach to substantiating the ecological views on investigating language skills, and an empirical approach to describing conditions of effective foreign language learning environment.

Results. Summarizing the data obtained, the author has formulated the main principles of the ecosystem approach to foreign language teaching at university. Firstly, the educational ecosystem is centered around the learning situation with actively interacting students and their teacher. Secondly, the learning situation is gradually modeled by the teacher for each type of speech activity, taking into account the language proficiency and experience of students. Thirdly, teacher's didactic and organizational competence contributes to interactions among students with indirect teacher's intervention, as well as to learner autonomy and development of students outside the classroom. Fourthly, learning materials, corresponding to abilities and interests of students and mobile devices help students construct and navigate informative educational language environment.

Conclusions. The article concludes that principles of ecosystem approach should be the basis of creating a new educational environment and designing a new educational model of teaching foreign languages at university.

Keywords

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Educational ecosystem; Ecosystem approach; Interactive language activity; Educational model; Mobile technologies; Pedagogical competence.

For citation

Makarova E. A. Modern model of foreign language education: Principles of ecosystem approach. Science for Education Today, 2023, vol. 13 (3), pp. 163-177. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.08

H Corresponding Author: Elena A. Makarova, helenmak@yandex.ru © Elena A. Makarova, 2023

Science for Education Today

2023, vol. 13, issue 3

http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

REFERENCES

1. Aleksandrov L., Shulman M. G. Formation of the innovative educational environment of higher school as a factor of activating cognitive activity of students: Foreign experience. TSPU Bulletin, 2018, no. 1, pp. 116-122. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-1-116-122 URL: https: //elibrary. ru/item. asp ?id=30793332

2. Antropova M. Yu. Mobile technologies in educational process (the example of Chinese Wechat). Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES), 2018, vol. 3 (3), pp. 218-224. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35466618

3. Vayndorf-Sysoeva M., Subocheva M. Educational ecosystem: A terminological aspect. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 4, pp. 5-11. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47696999

4. Ignat'eva E. Yu. Analysis of the models of conventional and developmental training at the university. Bulletin of the Yaroslav Mudryi Novgorod State University, 2013, no. 74-2, pp. 27-30. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21142338

5. Kravchenko A. V. Language and the nature of humanness. Invitation to a discussion. Slovo.ru: Baltic Accent, 2022, vol. 13 (3), pp. 7-24. (In Russian) DOI: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49274337

6. Kravchenko A. V., Paiunena M. V. Practice held hostage to theory: Why it is so hard to learn a foreign language at school. Tomsk State University Journal of Philology, 2018, no. 56, pp. 65-91. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17223/19986645/56Z5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36915321

7. Makarova E. A. Innovative educational project as a basis of foreign language learning competence development. Lifelong Education: the 21st Century, 2022, no. 37, pp. 41-58. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15393/j5.art.2022.7426 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48204131

8. Makarova E. A. Teaching foreign language speaking skills through peer-tutoring. Integration of Education, 2018, vol. 22 (3), pp. 551-568. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15507/19919468.092.022.201803.551-568 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35564516

9. Makarova E. A. Types of knowledge defined from interrelation of the categories EXPERIENCE and KNOWLEDGE (in the English language). Issues of Cognitive Linguistics, 2016, no. 2, pp. 7483. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.20916/1812-3228-2016-2-74-82 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25751474

10. Sirotinina O. B. Factors contributing effective communication. Ecology of Language and Communicative Practice, 2019, no. 1, pp. 39-47. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.17516/2311-3499-047 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37628084

11. Utkin A. V., Shevchenko K. V. Ecosystem approach in education: from metaphor to methodology and practice. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 2, pp. 175-189. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48291515

12. Franko E. P., Franko M. V. Ecology of language in modern society. Political Linguistics, 2019, no. 5, pp. 26-33. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.26170/pl19-05-02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41234136

13. Amhag L. 4 Peer learning activities in smart education. Virtual and mobile learning activities in higher education. IGI Global, 2020, vol. 4, pp. 77-104. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-7998-4183-8.ch004

2023, vol. 13, issue 3 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

14. Batisti F. An argument for languages in languaging. Italian Journal of Philosophy of Language (RIFL), 2021, vol. 15 (2), pp. 159-175. DOI: https://doi.org/10.4396/2021201

15. Jârvilehto T. The theory of the organism-environment system as a basis of experimental work in psychology. Ecological Psychology, 2009, vol. 21, pp. 112-120. DOI: https://doi.org/10.1080/10407410902877066

16. Liua Y., Daniel Holdena D., Zheng D. Analyzing students' language learning experience in an augmented reality mobile game: An exploration of an emergent learning environment. Procedia Social and Behavioral Sciences, 2016, vol. 228, pp. 369-374. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.07.055

17. Love N. On languaging and languages. Language Sciences, 2017, vol. 61, pp. 113-147. DOI: https://doi.org/10.1016/jlangsci.2017.04.001

18. Raimondi V. The bio-logic of languaging and its epistemological background. Language Sciences, 2019, vol. 71, pp. 19-26. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.langsci.2018.03.003

19. Ruegg R., Sudo T., Takeuchi H., Sato Y. Peer tutoring: Active and collaborative learning in practice. Studies in Self-access Learning Journal, 2017, vol. 8 (3), pp. 255-267. DOI: https://doi.org/10.37237/080306

20. Topping K., Buchs C., Duran D., Keer van H. Effective peer learning. From principles to practical implementation. Routledge, 2017, 192 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315695471

21. Zheng D., Tian J. Co-constituting second language learning from EDD perspectives and virtual environments. Foreign Languages in China, 2020, vol. 17 (3), pp. 36-44. DOI: https://doi.org/10.13564/j.cnki.issn.1672-9382.2020.03.006

Submitted: 10 March 2023 Accepted: 10 May 2023 Published: 30 June 2023

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

Information about the Authors

Elena Alexandrovna Makarova

PhD in Philology, Associate Professor, Department of foreign languages №1, Irkutsk National Research Technical University, Lermontov St., 83, 664074, Irkutsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-3630-1588 E-mail: helenmak@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.