Научная статья на тему 'Особенности современной миграционной политики Казахстана'

Особенности современной миграционной политики Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3976
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / MIGRATORY POLITICS / REGULATION OF MIGRATORY PROCESSES / LABOUR MIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ешпанова Динара Дауренбековна

С первых лет независимости регулирование миграционных процессов относится к одному из важных направлений государственной политики Казахстана. Современная миграция все более подвержена влиянию глобальных тенденций. К сожалению, национальное миграционное законодательство и политика не вполне учитывают новые внутренние и внешние факторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF A MODERN MIGRATORY POLICY OF KAZAKHSTAN

From first years of independency regulation of migratory processes concerns one of the important directions of a state policy of Kazakhstan. Modern migration is more and more subject to influence of global tendencies. Unfortunately, the national migratory legislation and the politician not quite consider new internal and external factors.

Текст научной работы на тему «Особенности современной миграционной политики Казахстана»

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА

ЕшпановаДинара Дауренбековна,

к.э.н., доцент Алматинской академии экономики и статистики (г.Алматы, Республика Казахстан), [email protected]

С первых лет независимости регулирование миграционных процессов относится к одному из важных направлений

государственной политики Казахстана. Современная миграция все более подвержена влиянию глобальных тенденций. К сожалению, национальное миграционное законодательство и политика не вполне учитывают новые внутренние и внешние факторы.

Ключевые слова: миграционная политика, регулирование

миграционных процессов, трудовая миграция.

Eshpanova inara

aurenbekovna,

candidate of science, economics; assicoate professor; Almatian academy of economics and statictics (Almaty, the Kazakh Republic), [email protected]

FEATURES M I GRAT RY KAZAKHSTAN

F A M ERN P LICY F

From first years of independency regulation of migratory processes concerns one of the important directions of a state policy of Kazakhstan. Modern migration is more and more subject to influence of global tendencies. Unfortunately, the national migratory legislation and the politician not quite consider new internal and external factors.

Keywords: migratory politics, regulation of migratory processes, labour migration.

Глобализация экономики и неравномерность социально-экономического развития стран привели к тому, что миграция населения приобрела в современном мире беспрецедентное значение. Активным участником мировых миграционных процессов за годы независимости стала и Республика Казахстан.

Социально-экономическая стабильность, устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни, отсутствие межнациональных конфликтов, большая территория и выгодное геополитическое положение превратили Казахстан в один из центров притяжения миграционных потоков.

С первых лет независимости регулирование миграционных процессов относится к одному из важных направлений государственной политики Казахстана. В 1997 году были приняты Закон «О миграции населения» и отраслевая Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001—2010 годы, основными целями которой являлись обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, создание всех необходимых условий по реализации прав мигрантов, а также укрепление государственной безопасности страны. «Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007—2015 годы», принятая Правительством страны нацелена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами в Республике Казахстан, на проведение селективной (избирательной) политики в области привлечения иммигрантов с высоким образовательным, инновационным, финансовым, инвестиционным потенциалом [1].

Стратегия миграционной политики исходит из того, что в условиях все большей интеграции Казахстана в мирохозяйственные связи, конкурентоспособность страны будет во многом определяться количеством и качеством человеческого потенциала, и включает в себя разработку механизмов привлечения мигрантов, основанных на критериях отбора специалистов; разработку механизмов рационального расселения иммигрантов, исходя из интересов демографического и социально-экономического развития регионов, региональных рынков труда; разработку систем мер по легализации, адаптации и интеграции иммигрантов в казахстанское общество; использование практического опыта зарубежных государств, что в определенной степени позволит усилить и улучшить политику государства в контексте интеграции иммигрантов.

Центральное место в миграционной политике РК занимает регулирование этнической миграции. В 1998 году принято постановление Правительством РК «О Концепции репатриации этнических казахов на историческую родину», основной целью которого является создание реальных механизмов репатриации этнических казахов на историческую родину, в том числе их организованное переселение и создание условий для жизнедеятельности в местах поселения. Главными задачами при репатриации казахов являются действенная организация переселенческих мероприятий и их эффективное финансирование. Как результат возврата этнических казахов на историческую родину рассматриваются увеличение численности и естественного прироста населения, оздоровление демографической ситуации в стране.

За пределами Республики Казахстан проживает около 3,0 млн. этнических казахов. На территории Республики Казахстан в настоящее время численность казахов составляет более 9 млн. человек, вся численность казахов в мире составляет более 12 млн. человек. Таким образом, каждый третий казах живет за границей.

Наибольшая численность казахской диаспоры приходится на Узбекистан до 1,5 млн. человек, Россию - 740 тыс. человек, Туркменистан - 70 тыс. человек. Из дальнего зарубежья наибольшая численность этнических казахов проживает в КНР - порядка 1,5 млн. человек, Монголии - 100 тыс. человек, Афганистане - 30 тыс. человек и Турции - 25 тыс. человек [2].

Все этнические казахи, проживающие за рубежом, имеют право вернуться на свою историческую родину. Начиная с 1993 года, переселение этнических

Экономика, Статистика и Информатика 105 №4, 2009

мигрантов регулируется

установлением квоты иммиграции. Квота имиграции этнических казахов (оралманов) в последние годы (2005— 2008гг.) составляла 15 тысяч семей. С 2009 года, в соответствии с поручением Главы государства, квота иммиграции оралманов будет увеличена до 20 тысяч семей в год.

На постоянной основе проводится изучение миграционных настроений казахских диаспор за рубежом. Создается и постоянно обновляется банк данных о желающих вернуться на свою историческую родину. В него вносятся основные сведения о будущих репатриантах, а также их пожелания по регионам и видам расселения (компактно или отдельно от других репатриантов), работе, учебе и т.п.

По оценкам значительная часть казахской диаспоры, проживающей за рубежом, изъявляет желание вернуться на свою историческую родину, особенно это относится к казахской диаспоре, проживающей в Узбекистане, Туркменистане, КНР и Монголии.

Лица казахской национальности, переселившиеся для постоянного проживания на свою историческую родину, принимаются в гражданство Республики Казахстан, независимо от срока проживания на территории республики.

В ежегодно разрабатываемой Программе занятости населения будут предусматриваться мероприятия по обеспечению занятости населения и занятость репатриантов, включая их профессиональное обучение и самозанятость в малом бизнесе. На репатриантов (оралманов), имеющих вид на жительство, распространяется законодательство Республики

Казахстан, в том числе Закон "О занятости населения".

Для обеспечения скорейшей интеграции репатриантов в казахстанское общество организованы специальные курсы адаптации репатриантов, предусматривающие изучение казахского и русского языков, а также законодательства Республики Казахстан.

Всем юношам и девушкам казахской национальности, являющимся

гражданами других государств, предоставляется право поступления на учебу в профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения, аспирантуру и на

стажировку наравне с гражданами Республики Казахстан. Они обеспечиваются стипендией и необходимыми материальными условиями за счет государства в порядке, установленном

законодательством. Отбор будет производиться непосредственно в местах проживания с учетом пожеланий самих поступающих. Ежегодно устанавливается квота на сверхплановый прием обучающихся в учебных заведениях Казахстана за счет средств Государственного

миграционного фонда.

На протяжении всех лет государство оказывает оралманам необходимую социальную помощь и поддержку. В стране функционируют 14 центров временного размещения оралманов. С 2008 года начали свою работу центры адаптации и интеграции оралманов в Караганде, Шымкенте и селе Аксукент Южно-Казахстанской области. Начато строительство типового центра адаптации в городе Актау.

Одновременно усиливаются и другие миграционные потоки.

Процессы глобализации экономики превратили внешнюю трудовую миграцию в инструмент быстрого реагирования на потребности рынка труда. В условиях определенного дефицита квалифицированных кадров в составе местных трудовых ресурсов привлечение иностранной рабочей силы стало необходимым условием обеспечения потребностей экономики Казахстана.

В целях защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан РК Правительство РК устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз ИРС, проводит политику замены иностранных специалистов местными кадрами (в 2008 году квота составляла 132 тыс. человек, а привлечено было около 60 тыс. человек).

Таким образом, Казахстан привлекает и создает все условия для принятия оралманов, чему способствовала улучшение социально-экономической ситуации,

благоприятная рыночная конъюнктура до сегоднешнего дня. Однако сложившаяся ситуация на мировом может создать возможные экономические проблемы в будущем на казахстанском рынке, например: замедление темпов экономического

роста, падение мировых цен на нефть и т.д., которые могут поставить под угрозу выполнение квоты иммиграции или создать в будущем не только социальные, но и политические проблемы.

Не следует также забывать, что современная миграция все более подвержена влиянию глобальных тенденций. К сожалению, национальное миграционное законодательство и политика не вполне учитывают новые внутренние и внешние факторы.

Поэтому вопрос о дополнительном квотировании иммиграции быть откорректирован с учетом ожидаемых прогнозов.

Должен быть придан новый импульс многостороннему сотрудничеству и разработке национального

законодательства по борьбе с незаконной миграцией, пограничному сотрудничеству, регулированию вопросов гражданства.

Сейчас, когда есть риск влияния мирового финансового кризиса на внутреннюю экономику страны, надо менять отношение к миграционным, демографическим, национальным и в целом социальным проблемам. Все, что связано с народонаселением в целом и благополучием и самореализацией каждого человека (качеством его жизни), должно стать нашим приоритетом.

Литература

1. www.kazpravda.kz

2. Демографический ежегодник Республики Казахстан, 2007г. Статистический сборник. Астана, 2008г. с. 137

3. Методика анализа миграционной ситуации. -М., Институт социально-политических исследований РАН. 1994. с. 112

4. Ионцев В.И. Международная миграция населения: теория истории изучения. М. 1999. с. 325

Bibliography

1. www.kazpravda.kz

2.Demographic year-book of Republic Kazakhstan, 2007г. The statistical collection. Astana, 2008г. Р. 137

3. Technique of the analysis of a migratory situation. М., Institute of socially - political researches of the Russian Academy of Sciences. 1994. Р. 112

4. Iontsev V. I. The international population shift: the theory of history of studying. M. 1999. Р. 325

№4, 2009

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.