Научная статья на тему 'Особенности современного политического движения женщин'

Особенности современного политического движения женщин Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
458
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ГЕНДЕРНОЕРАВЕНСТВО / WOMEN''S SOCIO-POLITICAL MOVEMENT / THE POLITICAL RIGHTS / GENDER EQUALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Королева Татьяна Алексеевна

Женское движение представляет собой одно из проявлений социальной активности и является неотъемлемым элементом гражданского общества. Отражая процесс вызревания демократических идеалов и ценностей, такое движение служит барометром настроений и духовных ориентиров женских масс, по которому власти должны сверять свои программы и политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of modern women''s political movement

In the article "features of modern political movement of women" discusses General approaches to the study of political activity, reveals the specific features of the women's movement in Russia, among which the most important seem to be: lack of awareness of their civil rights activists, their low level of knowledge and legal awareness, lack of ability to protect their rights; underestimating the need for political participation; insufficient development of the relationship of feminist theory and practice of the women's movement; narrow social base, fragmentation and "elitism" of the movement; the absence of strong female leaders; the incorporation of independent NGOs to government agencies; lack of material resources to support infrastructure, social movements, and especially the women's movement; the absence of a national women's ideas, able to lead the women's movement in the direction of consolidation; distrust of attempts to organizational coordination "from top to bottom" in which are infringing on the autonomy; the lack of real work on building coalitions within women's NGOs and other social and political forces, including parties, trade unions, etc. The women's movement is very diverse and in social structures and ideological orientation, however, argues in the public consciousness and in the consciousness of the women themselves world-view that divides the view of woman as the subject of history, which gives women the right to own choice role in society. The requirement of equal opportunities, which certainly is more than a simple equality gender requirement implies the protection of the rights and interests of both women and men taking into account the specificity of each subject's socio-sex groups. Russian society as a whole needs to understand that only gender harmony is the way to a civilized and comfortable society and the state, which comfortably worthy female and male individuals -citizens of the country. It is no exaggeration to say that it is active, enterprising and persevering women's movement, constantly working on improvement of their professional and political level, can become a key factor in the implementation of all positive changes in the status of the female population in achieving the goal of gender equality. Achieving gender balance requires political will, legislative, effective economic and social policies.

Текст научной работы на тему «Особенности современного политического движения женщин»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2015. № 3 (31)

УДК 32.001

Б01 10.17223/1998863Х/31/8

Т.А. Королева

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

Женское движение представляет собой одно из проявлений социальной активности и является неотъемлемым элементом гражданского общества. Отражая процесс вызревания демократических идеалов и ценностей, такое движение служит барометром настроений и духовных ориентиров женских масс, по которому власти должны сверять свои программы и политику.

Ключевые слова: женское общественно-политическое движение, политические права, гендерноеравенство.

Жить в гармоничном мире - мечта каждого человека, это значит жить в мире, который отвечает радостью на твою радость, сочувствием, когда тебе больно. Очень важно для каждого человека жить в обществе, которое принимает, понимает и уважает каждого человека, обеспечивает равные права и равные возможности как мужчинам, так и женщинам.

Перед женским сообществом стоит объективная задача расширения своего взгляда: ощутить себя частью единого целого, где все взаимосвязано и жизненно важна каждая деталь, добиться гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом.

Процесс вызревания демократических идеалов и ценностей имеет своей обязательной предпосылкой индивидуализацию личности, обретение индивидом автономии. Составной частью этого процесса является эмансипация женщин, которая предполагает в числе прочего отказ от парадигмы «естественного» разделения труда между мужчиной и женщиной с характерным для него принципом взаимодополняемости мужской и женской ролей в пользу равенства прав и возможностей между полами и, соответственно, принципа взаимозаменяемости между ними [1. С. 643].

Если согласиться с тем, что главнейшей функцией любого женского движения является работа по подъему самосознания женских масс в духе тендерного равенства и справедливости, то нельзя не заметить, что российское женское движение развивается именно в этом направлении, и оно накопило бесценный опыт в этом отношении. Оптимистично выглядит тенденция к росту самосознания женского населения в России. Действительно, особое историческое значение деятельности женских организаций лежит в плоскости формирования самосознания россиянок, в росте их самооценки, чувства собственного достоинства, основанного на признании права на собственный выбор роли в обществе, не ограничиваясь единственной извечной ролью «хранительницы домашнего очага», полностью подчиненной представителям «сильного пола».

Становление независимого женского движения в России получило достаточно широкое освещение в отечественной и зарубежной литературе. Тенденции, направления, формы деятельности, успехи и неудачи активисток в 1990-2010-х гг. исследованы Н.И. Абубикировой, С.Г. Айвазовой, Т.А. Клименковой, Е.В. Исраелян, О. Липовской, Т.А. Мельниковой, М.А. Регентовой, O.A. Хасбулатовой, H.A. Шведовой, Л.Т. Шинелевой и другими.

Требование равных возможностей, что, несомненно, больше, чем простое равноправие, подразумевает защиту прав и интересов и женщин, и мужчин с учетом специфики каждого субъекта социально-половой группы. Поскольку любая политика имеет корни в обществе и отражает доминирующие ценности, то политика в отношении женщин в «устоявшихся демократиях» отражает новый социальный контракт, в котором мужчины и женщины имеют равные права.

Действительно, женщины и мужчины - разные, но как члены одного общества, государства - равные и должны обладать не только равными правами, но и равными возможностями. На самом деле, нельзя заниматься по отдельности вопросами равноправия женщин и мужчин, если есть искреннее стремление добиться реального улучшения в этой сфере. Еще в XIX в. великий русский писатель А.П. Чехов говорил, что «женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского - глупеют».

России необходима тендерная стратегия - основная линия политической деятельности государства и главных направлений, по которым правительство предпринимает совокупность мер и мероприятий, провозглашенных в соответствующем политическом курсе по восстановлению тендерного баланса в обществе, и прежде всего в общественно-политической сфере.

Российский опыт показывает, что развитие партнерства в политике объективно зависит от уровня партнерства в социальной модели общества в целом и наоборот. При этом национальный механизм тендерного равенства -объективно необходимый инструмент защиты интересов социально-половых общностей, часть государственной машины, главная функция которой - учет специфики положения мужчин и женщин в обществе. Отсюда вытекает задача - работа над созданием национального механизма, ибо без наличия такого института невозможно осуществление в полной мере ни политических, ни социальных, ни иных прав женского населения в России.

Изучая современное женское движение в России, можно отметить, что движение представляет собой одно из проявлений социальной активности. Оно - неотъемлемый элемент гражданского общества. Отражая процесс зрелости демократических ценностей, такое движение служит барометром настроений и духовных ориентиров женских масс, по которому власти должны сверять свои программы и политику.

Процессы общественной и политической трансформации в России предполагают включение различных социальных групп и политических сил в систему выработки, принятия и реализации политических решений. Современное российское женское движение, несмотря на ослабление политической активности и уменьшение институциональных возможностей для деятельности в 2000-х гг., обладает потенциалом для продвижения и защиты

интересов женщин во власти и в общественной сфере, борьбы за тендерное равноправие и улучшение положения россиянок в обществе. Современное женское движение в России продолжает развиваться. На сегодняшний момент главной задачей российского женского движения, провозглашаемой его представителями и экспертами, становится задача презентации в публичной сфере дискурсов тендерного равноправия и защиты прав женщин, выход женского движения из зоны социальной невидимости [2. С. 28].

Специалисты предлагают различную типологию женских организаций. Одни классифицировали организации по целям, другие - по видам деятельности, третьи - по организационным формам или иным параметрам. В целом, ученые почти единодушны в оценке того, что российским женским организациям удалось многого добиться в области просветительной и образовательной работы, атакже частичного вовлечения в политические процессы. В этом неоценимая заслуга женского движения, которое, конечно, разнолико и по социальному составу, и по идеологической направленности, однако утверждает в общественном сознании и в самосознании самих женщин мировоззрение, разделяющее взгляд на женщину как на субъект истории, что дает женщине право на собственный выбор роли в обществе.

Отмечая работу женских организаций Санкт-Петербурга, можно назвать следующие: Межрегиональная общественная организация «Союз женщин Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Союза женщин России; Санкт-Петербургская региональная правозащитная общественная организация «Союз содействия призывникам и военнослужащим»; Петербургский женский кризисный психологический центр; Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Женская инициатива»; Санкт-Петербургская общественная женская организация «Лама»; Круглый стол женских общественных организаций и объединений Санкт-Петербурга «Женский диалог», который является консультативно-экспертным органом женских общественных объединений и организаций Санкт-Петербурга при Комитете по труду и социальной защите населения. Е.И. Калинина - создатель Международного института «Женщина и управление» - первого в современной России образовательного учреждения, ставящего своей целью повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда, развитие их лидерских качеств, содействие их профессиональному продвижению. Институт каждый год проводит выставку-презентацию «Женский проект» и международную конференцию «Женщина в меняющемся мире». Преподавателями и учеными института выполнен целый ряд научных исследований по проблемам социально-экономического положения женщин и развития женского бизнеса.

Женщины являются важными носителями политических и экономических перемен. Инвестиции в развитие потенциала женщин и расширение их возможностей, прежде всего на уровне принятия решений, - меры, не только имеющие самостоятельную ценность, но и представляющие собой объективно необходимый и надежный путь к обеспечению участия женщин в процессе экономического роста и развития. Поэтому так важно преодолеть в России реальное отчуждение «женского фактора» в политической жизни страны. Сегодня партии, реально располагающие властью в стране, не проявляют ни должного интереса, ни соответствующего внимания кэтой проблеме [5. С. 17].

А между тем очевидно, что тот из субъектов политического процесса, кто первым осознает это и проявит политическую волю в направлении мобилизации женского потенциала, окажется в политическом выигрыше.

Следует отметить специфические слабости женского движения в России, среди которых наиболее важными представляются:

- недостаточное осознание активистками своих гражданских прав, низкий уровень их знаний и юридической грамотности, отсутствие навыков защиты своих прав;

- недооценка необходимости политического участия;

- недостаточно развитая взаимосвязь феминистской теории и практики женского движения;

- узкая социальная база, раздробленность и «элитарный характер» движения;

- отсутствие ярких женских лидеров;

- инкорпорирование независимых общественных организаций в государственные структуры;

- практическое отсутствие материальных ресурсов для инфраструктуры поддержки общественного движения, а особенно женского движения;

- отсутствие общенациональной женской идеи, способной повести женское движение в направлении его консолидации;

- выраженное недоверие к организационным попыткам по координации действий «снизу доверху», в которых усматриваются посягательства на самостоятельность;

- отсутствие настоящей работы по созданию коалиций как внутри женских НКО, так и с другими общественно-политическими силами, включая партии, профсоюзы и др. [4. С. 14].

Исследование слабых сторон женского политического движения приводит к изучению законодательной базы, призванной обеспечить тендерное равенство в Российской Федерации. И здесь можно отметить отсутствие в нашей стране реально действующего национального механизма по вопросам продвижения интересов женщин, а также мизерное участие женщин в принятии решений: номинальное участие женщин, часто назначение од-ной-двух женщин на высокие должности. Так, мы можем констатировать, что в Правительстве Российской Федерации лишь две женщины занимают руководящие посты: это Ольга Юрьевна Голодец, заместитель председателя правительства по социальным вопросам, и Вероника Игоревна Скворцова, министр здравоохранения РФ.

Характерной особенностью существующей политической культуры, с большим трудом поддающейся изменениям, можно отметить активную позицию женщин в различных формах общественной жизни - в общественных организациях, профсоюзах, школьных родительских комитетах и т. д. Женщины - в центре практически всех добровольческих обществ. Но их гораздо меньше, чем мужчин, на политическом Олимпе. В иерархических политических структурах они находятся у основания пирамиды.

Объясняя слабое представительство женщин в политическом процессе, как российские, так и зарубежные аналитики, как правило, указы-

вают на четыре основные причины: во-первых, социально-экономические условия, не позволяющие средней женщине заниматься «большой политикой»; во-вторых, неспособность политических партий определить в своих концепциях тендерные роли и женские семейные обязанности в соответствии с требованиями сегодняшнего дня; в-третьих, низкую организационную культуру политических партий, не способствующую участию в них женщин; в-четвертых, живучесть патриархат-ных предрассудков в высших эшелонах партийной мужской элиты, отталкивающих женщин от участия в борьбе за место в правительстве или Законодательном Собрании.

H.A. Шведова выделяет следующие типичные формы и методы сопротивления тендерному равенству со стороны правительственных структур, возглавляемых, как правило, мужчинами:

- равнодушие и неприятие, активное противодействие идеям тендерного равенства;

- формальное признание идей равенства и отрицание наличия проблемы, часто в узком контексте утверждается, что конкретная деятельность или программы не дискриминационные;

- определение «актуальных» и острых проблем и потребностей женщин на основе нерепрезентативных и поверхностных суждений;

- проволочки с принятием конкретных действий, вопрос откладывается «под сукно»;

- ошибочная интерпретация стратегии интеграции тендерного подхода: тендерное равенство подменяется акцентом на процессе вовлечения женщин в программы и деятельность, где их вклад чрезвычайно незаметен и участие их незначительно;

- видимость деятельности или символические действия.

Очевидно, что женским НКО необходимо научиться работать с разными политическими силами, чтобы передвигаться в поле реальных политических процессов. Необходима работа с молодежью.

Вместе с тем, вопреки всем трудностям и препятствиям, женское движение в России живет и функционирует не хуже любого другого социального или общественного движения в стране. Женские организации появляются, исчезают и вновь появляются, стремясь выражать интересы различных женских групп и объединений. Сформировано информационное поле, позволяющее создавать временные коалиции, альянсы.

Многое будет зависеть от женского лидерства, которому придется позаботиться не только о стратегии женского движения, нацеленной на достижение равенства прав и возможностей для женщин и мужчин путем консолидации на основе конкретной задачи, но и подкрепить ее тактическими разработками. Причем следует особое внимание уделить потребности изменения общественного сознания и повышения самооценки женщин.

Нельзя сбрасывать со счетов активную позицию противодействия проникновению женщин во власть определенной части мужской политической элиты, которая всячески стремится поддержать тендерный стереотип - «политика не для женщин». Отношение российских политиков к системе кво-

тирования по образцу цивилизованных стран, т.е. к реальной возможности достижения равенства мужчин и женщин, также не поддерживается, и многие годы закон о квотировании мест в российском правительстве не принимается.

Пока существует широкая поддержка так называемого «традиционного» общества, которое базируется на идеологии патриархата или сексизма (признания превосходства одного пола над другим, исповедующего следующие устойчивые высказывания: «она - хранительница очага, а он - добытчик-хозяин»; «он - голова, она - шея»; «бьет - значит любит»; и т.д.»), неравенство будет торжествовать в самых различных проявлениях.

Необходимо тендерное просвещение мужчин относительно прав женщин; проведение специальных тренингов по «гендерному равновесию». Обучение по тендерным вопросам не должно проводиться только женщинами, поскольку это может привести к тому, что население понятие ген-дера будет ассоциировать только с женскими вопросами. Необходимо законодательное обеспечение, которое предусмотрело бы нормы, возлагающие на Правительство Российской Федерации обязанность разработки и реализации специальных мер по кадровому, научному и информационному обеспечению государственной тендерной политики, совершенствованию тендерной статистики, характеризующей положение полов. Широкое распространение сексизма требует проведения последовательной и настойчивой борьбы с ним, которую надо рассматривать как главную цель тендерного просвещения. Важно помнить: нет только одного пути, который может подойти всем женщинам мира. История не развивается по прямой - одни и те же причины могут вызывать различные последствия. Регулярные встречи научного сообщества и обмен мнениями и опытом могут способствовать совершенствованию научно-теоретических знаний.

Без введения национального механизма по интеграции интересов женщин в социально-политический процесс на его прагматическом реальном уровне невозможно построить ни демократическое общество, ни правовое государство. Актуальность этого механизма напрямую связана с необходимостью активизации женского электората на всех уровнях. Не случайно мировое сообщество признает соблюдение важнейшего принципа развития человеческого потенциала - равенство полов - необходимым условием прогресса, суть которого в расширении свободы выбора для представителей обоих полов - женщин и мужчин - во имя цели развития.

Российскому обществу в целом необходимо понять, что только тендерная гармония - путь к цивилизованному обществу и государству, в котором комфортно женской и мужской личности - гражданам страны. Без преувеличения можно утверждать, что именно активное, инициативное и настойчивое женское движение, постоянно работающее над повышением своего профессионального и политического уровня, может стать главным фактором в реализации всех позитивных перемен в статусе женского населения на пути достижения цели тендерного равенства. Достижение тендерного баланса требует политической воли, совершенствования законодательства, эффективной экономической и социальной политики.

Можно сделать вполне очевидный вывод: от тендерного равенства и справедливости выиграют и женщины, и мужчины, а значит, и общество, и государство. Несправедливо и расточительно с точки зрения интересов государства такое положение вещей, при котором колоссальный потенциал женщин, их опыт не используются на благо страны, на благо всех членов общества. И это прискорбный факт, поскольку нельзя построить цивилизованное демократическое общество и государство, исключив большую часть населения из активного процесса.

Литература

1. Айеазоеа С.Г. Женское движение как ресурс модернизации России // Тендерная реконструкция политических систем. Санкт-Петербург: АЛЕТЕЙЯ, 2004. С. 641-656.

2. Ушакова Т.Ю. Проблемы тендерного равенства: политические аспекты. М.: Ин-т сравнит политологии РАН, 2008. 78 с.

3. Хасбулатова О.А. Российская тендерная политика в XX столетии: мифы и реалии. Иваново: Ивановский государственный университет, 2004.

4. Шведова Н.А. Тендерный фактор в политике // Права женщин в России. Законодательство и практика. М., 2000. № 1 (10).

5. ШведоваН.А. Просто о сложном. Тендерное просвещение. М.: Антиква, 2002.

Tatiana A. Koroleva. St. Petersburg State University of Film and Television (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/1998863X/31/8

FEATURES A MODERN POLITICAL MOVEMENT OF WOMEN

Key words: women's socio-political movement, the political rights, gender equality.

In the article "features of modern political movement of women" discusses General approaches to the study of political activity, reveals the specific features of the women's movement in Russia, among which the most important seem to be:

- lack of awareness of their civil rights activists, their low level of knowledge and legal awareness, lack of ability to protect their rights;

- underestimating the need for political participation;

- insufficient development of the relationship of feminist theory and practice of the women's movement;

- narrow social base, fragmentation and "elitism" of the movement;

- the absence of strong female leaders;

- the incorporation of independent NGOs to government agencies;

- lack of material resources to support infrastructure, social movements, and especially the women's movement;

- the absence of a national women's ideas, able to lead the women's movement in the direction of consolidation;

- distrust of attempts to organizational coordination "from top to bottom" in which are infringing on the autonomy;

- the lack of real work on building coalitions within women's NGOs and other social and political forces, including parties, trade unions, etc.

The women's movement is very diverse and in social structures and ideological orientation, however, argues in the public consciousness and in the consciousness of the women themselves world-view that divides the view of woman as the subject of history, which gives women the right to own choice role in society.

The requirement of equal opportunities, which certainly is more than a simple equality - gender requirement implies the protection of the rights and interests of both women and men taking into account the specificity of each subject's socio-sex groups.

Russian society as a whole needs to understand that only gender harmony is the way to a civilized and comfortable society and the state, which comfortably worthy female and male individuals -citizens of the country.

It is no exaggeration to say that it is active, enterprising and persevering women's movement,

constantly working on improvement of their professional and political level, can become a key factor in the implementation of all positive changes in the status of the female population in achieving the goal of gender equality. Achieving gender balance requires political will, legislative, effective economic and social policies.

References

1. Ayvazova, S.G. (2004) Zhenskoe dvizhenie kak resurs modernizatsii Rossii [The women's movement as a resource for the modernization of Russia]. In: Stepanova, N.M. Kirichenko, M.M. & Kochkina, E.V (eds) Gendernaya rekonstruktsiya politicheskikh system [Gender reconstruction of political systems]. St. Peterburg: ALETEYYa. pp. 641-656.

2. Ushakova, T.Yu. (2008) Problemy gendernogo ravenstva: politicheskie aspekty [Gender equality: the political aspects]. Moscow: Institute of Comparative Polotology RAS.

3. Khasbulatova, O.A. (2004) Rossiyskaya gendernaya politika v KhKh stoletii: mify i realii [Russian gender policy in the 20th century: Myths and Realities]. Ivanovo: Ivanovo State University.

4. Shvedova, N.A. Gendernyy faktor v politike [Gender in politics]. Prava zhenshchin v Rossii. Zakonodatel'stvo i praktika. 1 (10).

5. Shvedova, N.A. (2002) Prosto o slozhnom. Gendernoe prosveshchenie [Complex things in plain words. Gender Education]. Moscow: Antikva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.