УДК 316.3/4
Викторов Александр Шагенович
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры социальных технологий социологического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова [email protected]
Alexander Sh. Viktorov
Doctor of Sociological Sciences, Professor,
Professor Department of Social Affairs Technologies of the Sociological Faculty, Moscow State University name of M.V. Lomonosov [email protected]
Особенности современного
капитализма: реальность и неравенство
Features of modern
capitalism: the reality and inequality
Аннотация. В статье раскрывается проблема формирования новой объективной и субъективной реальности современного капитализма, находящаяся в тесной взаимосвязи с двумя разнонаправленными стратегиями: преобразование капитализма, обусловленное его структурным кризисом и переходом к новому-техноукладу, в рамках которого ученые пытаются найти некапиталистическую модель общественного развития, где специальное место отводится социальной концепции марксизма. В условиях обострения глобальных противоречий капитализма взаимосвязь социально-экономической реальности и социального неравенства наиболее полно проявляется в значимых трендах: акцент делается на переходе на новую модель, представляющую будущее человеческое общество; увеличивается общая нестабильность на планете, в результате чего появляются разнообразные оппозиционные общественные движения, направленные против действующей политической власти и в развитых государствах, и в государствах третьего мира. В подобных условиях РФ впала в неопределенное состояние общественной реверсивности, связанной с традиционалистской модернизацией, а также официальным статусом, провозглашающим РФ социальным и национальным государством. Когда адекватное (институциональное) решение проблемы неравенства поможет преодолеть не только нестабильность и неопределенность переходного времени, но и выступить основой формирования качественно новых общественных отношений и создания значимой нормативно-правовой (ценностной) базы для будущего общества.
Ключевые слова: социальное неравенство, объективная, субъективная реальность, историко-философский, повседневность, концепту-альность, актуализация.
Annotation. The article reveals the problem of the formation of a new objective and subjective reality of modern capitalism, which is directly connected with two opposing strategies: the transformation of capitalism in the context of its systemic crisis and the transition to a new technological layout or the search for a non-capitalist development model where the social theory of Marxism occupies a special place. In the context of aggravation of the global contradictions of capitalism, the interrelationship between socio-economic reality and social inequality is most fully manifested in significant trends: it is at the heart of the transition to a new model for the future of the human community; becomes the basis for the growth of general instability in the world, activating the expansion of various kinds of protest social movements against the existing system of political power in both developed and developing countries. Russia in this context is in some indefinite state of social reversibility, which is predetermined by the character of traditionalist modernization and the formal status of the national and social state. When an adequate (institutional) solution of the inequality problem helps overcome not only the instability and uncertainty of the transition time, but also serve as the basis for the formation of qualitatively new social relations and the creation of a significant normative-legal (value) basis for the future of society.
Keywords: social inequality, objective, subjective reality, historico-philosophical, everyday life, conceptual, actualization.
Противоречивый процесс модернизационных изменений современного общества непосредственно связан с переходом к новой реальности капитализма,что с необходимостью требует нового теоретико-методологического осмысления и практического решения.
В данной работе раскрываются сущностные (объективные и субъективные) основы реальности современного капитализма через призму актуализации проблемы неравенства, поскольку именно она определяет вектор и стратегию общественного развития. В методологическом плане, благодаря сравнительному анализу основных содержательных аспектов (историко-философского, повседневного и концептуального), мы покажем особенности неравенства в конструировании социальной реальности современного капитализма.
Вопрос неравенства представляется одним из наиболее важных и одновременно противоречивых. Это связано с тем, что в нем отражается действительность, которая может рассматриваться и в качестве индикатора уровня развития социума и цивилизации (низшая, средняя или высшая ступень), и в качестве индикатора проявления человеческой сущности (божественное происхождение человека или взгляд на человека как на «общественное животное»). Из этого определения вытекает вопрос: чем является неравенство? На этот вопрос можно дать по меньшей мере два взаимоисключающих ответа. Это не-мезис либо синкрезис, то есть, предопределенный рок или необходимость, проистекающая изнутри. При этом если учитывать механизм глобальных преобразований, обусловленных усугубляющимся мировым финансовым кризисом, обесценивающейся рыночной экономикой, усилением социальной напряженностина планете между развитыми государствами и странами третьего мира, дисбалансом между материальным благополучием социальной «элиты» (представляющей меньшинство) и нищетой основной массы населения, на данный процесс следует смотреть под несколько иным углом зрения. В частности, акцент теперь делаетсяна вопросе-замены новой моделью общественного мироустройства старой капиталистической модели, исчерпавшей свою идеологию и положительные возможности свободного творческого становления личности. Согласно капиталистической модели социального устройства, наиболее активные члены общества - созидатели - поощрялись и вознаграждались за производство общественно полезной продукции. Как результат - сформировались нестабильные системные социальные взаимодействия, в рамках которых разные люди, их объединения и группы вступили на путь противостояния [1, с. 3].
Подобные обстоятельства были вызваны также развитием с конца ХХ столетия отрицательной формы капитализма. Ее называют хищнической, паразитической формой, потому что она характеризовалась огромной разницей в прибыли людей и безграничной властью глобальной финансовой системы, которая получала доход не из производственной сферы а из различных спеку-
ляций, в результате которых развились мошенничество, хищничество и обогащение избранных членов общества. В это время активно усугублялся дисбаланс власти, богатства и доходом. В этот период общество перешло нарыночные отношения, в основе которых лежали знания и информация, благодаря которым социум сталбо-гаче, но в то же время ненадежнее и дискомфортнее [2, с. 47].
Исследования, проведенныесотрудниками Федерального института технологий (Швейцария, Цюрих), проанализировавшими в 2007 г. свыше 43 тыс. транснациональных фирм, имеется сравнительно небольшое число фирм (147), главным образом кредитные организации, управляющие экономикой всего мира. Эти фирмы являются стержнем, вокруг которого вращаются находящиеся в постоянном взаимодействии международные финансовые системы, которым принадлежит существеннаячасть активов глобальной экономики. Речь идет о своеобразных единых сверх экономике и сверхгосударстве, под которыми следует понимать незримое глобальное правительство, активно противодей-ствующеевсяческим изменениям существующей системе и устанавливающее требующуюся ему динамику вектора процессов, происходящих в обществе [3].
Можно привести множество дефиниций такого понятия, как «неравенство» или «неравномерное развитие»существующих ныне социумов. Согласно одной из них, развитые государст-ва«бросают» на рынки государств третьего ми-расвои избыточные товары и сохраняют там заниженную зарплату для того, чтобы стоимость ввозимого сырья не увеличивалась. А так как стоимость промышленных продуктов увеличивается быстрее стоимости сырья или природных ресурсов, это позволяет сохранить скорость (динамику) развития лидирующих государств.
Это обстоятельство позволяет некоторым зарубежным авторам утверждать, что современный капитализм не исчерпал своих способностей (внутреннего потенциала) и находится на стадии обновления (перехода на новый уровень биоинформационного капитализма) на основе преобразования своего собственного материального базиса и самопрограммирования [4, с. 37-42]. Существует иная позиция, в соответствии с которой в развитыхгосударствах, в отличие от развивающихся, на протяжении 200 лет система общественных отношений, или сформировавшееся общественное устройство, не менялась. Поэтому в тех и других государствах можно говорить о разнонаправленных векторах изменения общественной стратификации, в результате чего и возникаютновые виды неравенства в обществе.
В развитых государствах активизируются потоки мигрантов (в основном, из азиатских, африканских и ближневосточных государств), в результате чего наступает национально-конфессиональное и общественно-экономическое неравенство, в связи с которым формируется но-выйфундаментоппозиционного движения. В раз-
вивающихся же государствах социальное неравенство усиливаетсяв связи с тем, что во главу угла ставится либеральная идеология рыночных отношений капитализма. Однако главным образом наличие неравенства между двумя типами государствсвязано с тем, что их социальные процессы являются разнонаправленными (в одних происходит упрочениеэтнической самоидентификации, а в остальных она утрачивается вовсе), на основе чего и появляются новые виды неравенства.
Историко-философский аспект связан нетолько с эволюцией первых представлений о феномене неравенства, но и сраскрытием его истоков и форм в разных исторических моделях современного капитализма. В самом общем плане историческая эволюция взглядов о сущности неравенства включала в себя шесть основных временных этапов (первобытность, древневосточные цивилизации, античность, Средневековье, Новое время и современное) - и определялась характером эволюции доминирующих парадигм научного или ненаучного знания общества и природе человека.
Исторически факты социального неравенства наблюдаются во времена родоплеменного строя через противопоставление и доминирование различных оппозиций: гендерных (матриархата -патриархата), возрастных (старшие - младшие), территориальных (удобные - неудобные), кровных (свои - чужие), лежавших в основе истоков социальных взаимоотношений, обусловленных проблемой самосохранения и выживания.
Однако свое рациональное объяснение феномен неравенства получил в эпоху «духовного взрыва» в развитии цивилизаций (УШ-У вв. до н.э.), когда возникли первые религиозные (идея избранных и неизбранных народов, привилегированных и непривилегированных, благородных и неблагородных, совершенных и несовершенных людей и с их разной предопределенностью или предназначенностью в мире) и философские (идея естественного неравенства людей, обществ) системы, направленные на защиту и обоснование существующего миропорядка, установленного свыше.
Таким образом, если в древневосточных цивилизациях рефлексия преодоления неравенства отождествлялась с некой фатальной предопределенностью человека как центра борьбы с мировым Злом, то в античности она сводилась к значимой предустановленной роли или деятельности разных социальных классов в жизни общества.
В период Средневековья, когда в Западной Европе сложилась система феодальных отношений , основанная на сословных различиях, и утвердилось христианство как мировая религия, социальное неравенство стало трактоваться в контексте теологического мировоззрения. Причем, с одной стороны, оно стало рассматриваться как нечто производное от веры в Бога, а с другой - закрепляло идею вечности общественного неравенства, проявленной и реализованной
в установившемся социальном порядке на основе сословной иерархии, где было строго предустановлено, что каждый индивид занимает в ней свое определенное место в силу неравного воздаяния по достоинствам, неравной нравственной ответственности и различной ценностной значимости людей «высших» и «низших» сословий в жизни общества.
Особенностями такого миропонимания неравенства были патерналистская мораль и традиционализм, которые предполагали неравенство сословий друг перед другом. Если «низшие» сословия должны были честно трудиться (важность добродетели трудолюбия), ибо труд, это средство «спасения души», то основной долг феодалов - защищать их от насилия, помогать при неурожаях и т.д.
Если рассматривать период Нового времени, то следует отметить, что оно стало временем формирования двух главныхтенденций в философском пониманиитакого явления, как социальное неравенство. В частности, появилисьпозитивный (апологетический) и негативный (критический) подходы, из которых в последствии сформировались консервативная (неоконсервативная) и либеральная (неолиберальная) идеологемы общественно-философской идеологии. Апологетический подход был обусловлен началом буржуазной революции, в результате которой феодальное государственное устройство сменилось капиталистическим, в рамках которогозароди-лись новые социальные характеристики в неравенстве отношений. Эти характеристики обладали своими особенностями.
Критический подходбыл обусловлен всемерной критикой буржуазного социума, природа которого выявляется через потребность в воспроизводстве неравенства в обществе. В качестве аргументов такого понимания приводились следующие доказательства:
• источником социального неравенства выступает появление частной собственности, а потому для ее преодоления необходимо уменьшить имущество посредством ограничения потребностей и пресечения роскоши;
• буржуазное общество не отвечает равному праву всех людей на свободу и пользования жизненными благами;
• преодоление общественного неравенства возможно только посредством уравнительного передела земли;
• для установления равенства необходимо свершение коммунистической революции, установление полной уравнительности и всеобщего аскетизма;
• для преодоления общественного неравенства необходимо мирное переустройство в соответствии с принципами коммунистического перераспределения: от каждого по способностям -каждому по потребностям [5, с. 708-709].
Повседневный аспект - это как субъективное понимание неравенства на уровне повседневной жизни, так и его реальное объективное проявление.
Специальных исследований о субъективности восприятия социального неравенства разными социальными группами и его роли в формировании общественного сознания и поведенческих моделей в повседневной жизни практически не было. На основе анализа различной литературы (научной, художественной, религиозной и др.) и многочисленных опросов общественного мнения, публикуемых в СМИ (интернете), гипотетически обозначим его некоторые особенности проявления в России и Западной Европе [6].
Если для массового общественного сознания россиян его сущность раскрывается через такие категории, как «зло», «неправедность», «несправедливость», т.е. воспринимается как абсолютная антиценность и ему как оппозиция противостоит идеал социального равенства в советское время (для большинства людей старшего возраста), то в европейском общественном сознании она воспринимается через разные виды правовой и политической оппозиции: «равенство -неравенство», «право - бесправие», «законность -беззаконие», «свобода - несвобода», имеющие разный индивидуальный и общественный ценностно-смысловой контекст.
С точки зрения повседневной действительности социальное неравенство выражается в следующих процессах:
1. Отсутствиеравного доступа к материальным благам. В обществе созданы неравноценные условия и возможности. Кроме того, разные социальные слои имеют разные возможности в плане осуществления своих целей в рамках заданного социокультурногополя.
2. Людям свойственны разные как внешние характеристики (половозрастные, состояние здоровья, внутренняя энергия, красота и т.д.), так и внутренние показатели присутствия индивиду-альныхталантов, черт, навыков и т.д.
В научной литературе все эти различия людей принято обозначать и подразделять на естественные и социальные, которые как бы закрепили их неравные статусы в социальных отношениях определенного социокультурного пространства. Считается, что именно они в разной мере могут выступать основой неравных отношений [7].
Концептуальный подход - это вопрос исследования современной действительностикапита-лизма с точки зрениякак традиционной идеологии марксизма, так и концепций, представленных модернизмом, постмодернизмом и большим разнообразиеммоделей современного модернизма, подразумевающих разные проекции изменения капитализма. С точки зрениясовремен-ной теоретической мысли,такая действительность как объективно действующая и субъективно осознаваемаяможет быть истолкована неоднозначно, с позиций разных методологических
механизмов и ценностных ориентиров. По мнению социологов,она представляет собой действительность различных социумов (постиндустриальное, информационное, знания, потребление, услуги и пр.), а такжепроцесс формирования социальной реальности капитализма через трансформацию институциональных ценностей, которые проявляются в разных новых видах неравенства, а экономисты - через концепты ре-индустриализации, неоиндустриализации, деиндустриализации.
С точки зрения методологии изучения современного неравенстваразличаются классический и неоклассический подходы. В условиях обострения глобальных противоречий капитализма взаимосвязь социально-экономической реальности и социального неравенства наиболее полно проявляется в нескольких значимых трендах:
1. Произошло опровержение лидирующих в экономической теории либеральной идеологии, согласно которой рыночная модель индустриального (постиндустриального) социума может успешно справиться с проблемой неравного распределения прибыли и свести к минимуму степень социального неравенства.
2. Резко появилась огромная разница в прибыли, плате за работу, качестве жизнедеятельности, уровне доступности духовных и материальных благ, в результате чего понятие «средний класс»стало достаточно размытым и значительно упростилась дифференциация общественного устройства.
3. Становится системообразующим компонентом, предопределяющим на данный момент качественную степень уровень жизнестойкости и продуктивности общественной системы.
4. По причине этой взаимосвязи увеличивается общая нестабильность на планете, в результате чего появляются разнообразные оппозиционные общественные движения, направленные против действующей политической власти и в развитых государствах, и в государствах третьего мира.
5. Акцент делается на переходена новую модель, представляющую будущее человеческое общество.
6. Обозначило динамику неравномерного развития развитых и развивающихся стран.
Исходя из этого, проблема формирования новой объективной и субъективной реальности современного капитализма, находящаяся в тесной взаимосвязи с двумя разнонаправленными стратегиями: преобразование капитализма, обусловленное его структурным кризисом и переходом к новому техноукладу, в рамках которого ученые пытаются найти некапиталистическую модель общественного развития, где специальное место отводится социальной концепции марксизма. В подобных условиях РФ впала в неопределенное состояние общественной реверсивности, связанной с традиционалистской модернизацией, а также официальным статусом, провозглашающим РФ социальным и национальным государ-
ством, когда адекватное (институциональное) решение проблемы неравенства поможет преодолеть не только нестабильность и неопределенность переходного времени, но и выступить
Литература:
1. Викторов А.Ш. Введение в социологию неравенства. М., 2015. 240 с.
2. Малаган Дж. Грабители и созидатели в будущем капитализма // Мир перемен. М., 2013. № 1. С. 47.
3. Коглан Э. 147 компаний, которые правят миром / Э. Коглан, Д. Макинзи. URL : http:// www.mirprognozov.ru/prognosis/103/217
4. Питерс М.Э. Биоинформационный капитализм // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. РЖ. М., 2013. № 3. С. 37-42.
5. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 708-709.
6. Непосредственные вопросы. Эмпирические данные. М., 2011; Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1994; Фулье Э. Современная наука об обществе. М., 2007; Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.
7. Социальные различия и социальное неравенство. URL : grandars.ru/college/sociologia; Социальная организация общества и социальные отношения. URL : socglobal.ru/tekstobschest vovedenie
основой формирования качественно новых общественных отношений и создания значимой нормативно-правовой (ценностной) базы для будущего общества.
Literature:
1. Viktorov A.Sh. Introduction to the sociology of inequality. M., 2015. 240 p.
2. Malagan George. Predators and creators in capitalism's future // World of changes. M., 2013. № 1. P. 47.
3. Koglan E. 147 companies that rule the world / E. Koglan, D. Mackenzie URL : http:// www.mirprognozov.ru/prognosis/103/217
4. Peters M.E. Bioinformatic capitalism // Social and human Sciences. Domestic and foreign literature. Ser. 11: Sociology. RJ.M., 2013. № 3. P. 37-42.
5. Philosophical encyclopedic dictionary. M., 1983. P. 708-709.
6. Direct questions. Empirical data. M., 2011; Berdyaev N. Philosophy of inequality. M., 1994; Fulier E. Modern science about society.M., 2007; Elias N. Society of individuals. M., 2001.
7. Social differences and social inequality. URL : grandars.ru/college/sociologia; Social organization of society and social relations. URL : socglobal.ru/ tekstobschestvovedenie