Научная статья на тему 'Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте'

Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4368
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / COPING STRATEGIES / COPING BEHAVIOR / DIFFICULT LIFE SITUATION / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дружинина Юлия Александровна

Статья посвящена изучению совладающего поведения современных подростков. Описаны трудные жизненные ситуации подростков, а также источники, служащие для них примером поведения в сложных ситуациях. Представлены результаты исследования особенностей совладающего поведения подростков и их матерей. Материалы исследования позволяют понять, каким образом копинг-поведение матерей оказывает влияние на совладающее поведение подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of coping behavior in adolescence

The article is devoted to the study of coping behavior of modern teenagers. It describes the difficulty of life situation of adolescents, as well as the sources that serve as an example for them of behavior in difficult situations. It presents the results of research of features of coping behavior in adolescents and their mothers. Materials of research show how coping of mothers has an impact on coping behavior of adolescents.

Текст научной работы на тему «Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

4. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск : Харвест, 1997. — 800 с.

5. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1996. — № 4. — С. 16 — 24.

6. Филатова, А. Ф. Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика : моногр. / А. Ф. Филатова. — Омск : Сфера, 2009. — 484 с.

7. Фанталова, Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов / Е. Б. Фанталова // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 1. — С . 107-117.

8. Собкин, В. С. Трансформация целей и мотивации учебы школьников / В. С. Собкин // Социологические исследования. — 2006. — № 7. — С. 106—115.

9. Психология подростка / Под ред. Реана А. А. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 480 с.

ДМИТРИЕВА Наталья Алексеевна, соискатель по кафедре практической психологии.

Адрес для переписки: ddmitrieff@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2012 г.

© Н. А. Дмитриева

УДК 159923 Ю. А. ДРУЖИНИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОСОБЕННОСТИ

СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ________________________

Статья посвящена изучению совладающего поведения современных подростков. Описаны трудные жизненные ситуации подростков, а также источники, служащие для них примером поведения в сложных ситуациях. Представлены результаты исследования особенностей совладающего поведения подростков и их матерей. Материалы исследования позволяют понять, каким образом копинг-поведение матерей оказывает влияние на совладающее поведение подростков.

Ключевые слова: копинг-стратегии, совладающее поведение, трудная жизненная ситуация, подростковый возраст.

Как известно, современная социальная среда предъявляет повышенные требования к человеку, в плане поиска оптимальных решений в трудных, неоднозначных, стрессовых ситуациях, поскольку на протяжении всей своей жизни человек сталкивается с различными ситуациями, некоторые из которых могут субъективно оцениваться им как трудные и нарушающие привычный ход жизни. В поисках преодоления этих сложностей ребенок может либо использовать опыт его родителей и других родственников, полученный в процессе социализации, либо самостоятельно конструировать новые формы поведения [1].

В этом контексте закономерно растет интерес науки и практики к особенностям совладающего или копинг-поведения личности в трудных жизненных ситуациях. Изучению индивидуальных способов взаимодействия человека с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями в настоящее время посвящено множество исследований как в нашей стране (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Л. И. Анцыферова, 1994; В. М. Ялтонский, 1995; P. M. Грановская, И. М. Никольская, 2000; Л. И. Дементий, 2005; А. Ю. Маленова, 2007; И. В. Шагарова, 2007; К. И. Корнев, 2008) так и за рубежом (R. S. Lazarus, 1986; S. Folkman, 1984; R. McCrae, P. Costa, 2003; R. H. Moos, 1982; N.S. Endler, J.D. Parker, 1990).

Как было отмечено ранее, ближайшее семейное окружение непосредственно играет одну из главных ролей в становлении совладающего поведения и формировании индивидуального стиля совладания ребен-

ка с трудностями, поскольку именно в семье ребенок усваивает определенную модель совладающего поведения и пробует самостоятельно разрешать свои первые трудности [2]. При этом не всегда присутствует возможность прямо проецировать родительский опыт преодоления трудных жизненных ситуаций. Поэтому перед ребенком встает проблема привнесения изменений в усвоенные ранее модели со-владающего поведения в условиях новой динамично изменяющейся среды. И от того, каким образом, и какие именно стратегии совладающего поведения будут им использованы, зависит эффективность преодоления трудностей, с которыми он будет сталкиваться.

По мнению многих исследователей (Г. Крайг, В. Квин, Э. Эриксон) подростковый возраст охватывает период от 12 до 18 лет [3]. Начало этого периода традиционно рассматривается как период отчуждения от взрослых с демонстративными стремлениями противопоставить себя взрослым, отстаивать свои права, освободиться из-под опеки и контроля взрослых, но с ожиданием от взрослых помощи, защиты и поддержки. В подростковом возрасте возникает потребность в доверительном общении, складываются две системы взаимоотношений — это общение со сверстниками, выступающее в качестве ведущей деятельности этого периода, и отношения с взрослыми, которые являются неравноправными, поскольку подростков, несмотря на их бунтарство, необходимо поддерживать и подбадривать. Поскольку в этом возрасте наиболее активно продолжается процесс обучения способам психологического пре-

одоления жизненных трудностей, особая роль в успешности которого принадлежит поддерживающим взаимоотношениям со значимыми взрослыми, прежде всего родителями, можно сказать, что становление моделей копинг-поведения происходит именно в этом возрасте. Однако копинг-поведение подростков до сих пор остается еще малоизученным. Поэтому знание специфики и особенностей совлада-ющего поведения в «условно благополучной» семье, справляющейся с возникающими трудностями и нагрузками, позволит увидеть важные ресурсы, заложенные в самой семье, во взаимоотношениях родителя и ребенка, формирование и развитие которых позволит сформировать у ребенка не только модель, но и опыт эффективного совладания с трудными жизненными ситуациями.

Выборку исследования составили 60 человек, разделенных на две равные зависимые группы: родители — 30 женщин, воспитывающих детей-подростков, и 30 подростков в возрасте 14 — 16 лет, среди которых 17 девушек и 13 юношей.

Методики исследования:

1. Опросник копинг-стратегий Ч. Карвера, в адаптации Л.И. Дементий [4].

2. Авторская анкета, составленная нами с целью уточнения и более глубокого понимания особенностей протекания трудных ситуаций, в которые попадает подросток, а также представления подростков о сферах и способах приобретения копинг-стра-тегий.

При статистической обработке полученных эмпирических данных были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS.

Первоначально мы предложили подросткам описать трудные жизненные ситуации, с которыми они реально сталкивались в жизни, их чувства и действия в этих ситуациях, назвать те источники, которые могут либо являются для них примером в сложной ситуации, перечислить круг лиц, к которым они обращаются за помощью и описать, как именно они оказывают эту помощь подросткам в трудной жизненной ситуации.

На просьбу описать трудные ситуации, которые происходили с подростками, они приводили примеры таких реальных ситуаций, как уход из жизни родственников, друзей, родных и близких (21 % подростков), ссоры с родителями и другими родственниками, ссоры и драки между родственниками (в том числе родителями) (так же 21 %), ссоры с подругами, которые случались у 18 % подростков нашей выборки, разлука с дорогими и близкими людьми, болезнь собственная или родственника, а также снижение успеваемости в конце учебной четверти либо по отдельному предмету (8 % подростков соответственно, смерть домашнего животного, «не работал Интернет», обман матери при уходе с уроков и предательство за спиной в качестве трудных жизненных ситуаций, произошедших с ними, указали 4 % подростков соответственно.

При этом подростки указывали, что в такие моменты они чувствовали себя одиноко, подавленно, уныло, некомфортно, были расстроены, испытывали грусть, тоску, обиду. Многие из них (23 %) обращались за помощью к другим людям, чаще всего за советом к матери (13 % подростков), а некоторые использовали (медикаментозные) успокоительные средства или обращались к врачам (6 % подростков).

Часть подростков (33 %) ответили, что родители, в первую очередь мама, дают им советы, как поступить в сложной ситуации, 23 % подростков сказали,

что родители проводят профилактические беседы, объясняют, что нужно делать, разговаривают, выслушивают своего ребенка, 17 % подростков отметили, что родители приводят примеры из собственной жизни, случаев из жизни знакомых и друзей, 13 % подростков родители поддерживают различными способами и 3 % подростков ответили, что стараются справиться с трудностями самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям.

Большинство подростков указывали, что источником (примером поведения) в трудных жизненных ситуациях для них служат родственники, чаще всего матери (60 % подростков), отцы (27 %), бабушки или дедушки (30 %), отметим, что бабушки — в два раза чаще, братья или сестры (10 %), тети (7 % подростков), лучшие друзья и знакомые (27 %), учителя и педагоги (10 %) их советы и поведение, некоторые опираются только на собственный опыт (7 % подростков) или отвечают, что «не знают или не помнят», «ни у кого, сама такая», «никто» (20 % подростков). То есть эти подростки не осознают, каким образом они приобретают репертуар копинг-стратегий и на что опираются при выборе того или иного стиля поведения в трудных жизненных ситуациях. Однако 90 % подростков однозначно считают, что родители должны учить ребенка справляться с трудными ситуациями.

Согласно полученным данным, подростки имеют большой репертуар стратегий совладания с трудностями. Применение опросника копинг-стратегий Ч. Карвера в адаптации Л. И. Дементий [4] позволило нам выяснить, какие стратегии подростки и их матери используют, когда оказываются перед лицом трудных или стрессовых ситуаций. Поскольку конкретная трудная жизненная ситуация не была нами задана заранее, членов нашей выборки мы просили ответить, что они обычно делают или чувствуют, когда переживают стрессовую ситуацию. Как известно, существует множество способов, с помощью которых можно попытаться справиться со стрессом, используемый нами опросник включает в себя пятнадцать диагностических параметров: активный копинг, планирование, поиск активной общественной поддержки, поиск эмоциональной общественной поддержки, подавление конкурирующей деятельности, обращение к религии, положительное истолкование и рост, сдерживание, принятие, фокус на эмоциях и их выражение, отрицание, ментальное отстранение, поведенческое отстранение, использование алкоголя и наркотиков, юмор. Анализ степени выраженности данных показателей у каждой группы испытуемых показал, что сходства и различия совладающего поведения существуют между подростками и их матерями.

Однако описание копинг поведения представителей разных поколений (подростков и их матерей) мы начнем с первичного анализа (табл. 1), который показал, что родители наиболее часто в трудной жизненной ситуации используют такие копинг-страте-гии как «Планирование» (ср. зн. 12,83 баллов; 0 = 2,74), «Активный копинг» (ср. зн. 12,83 баллов; 0 = 2,42), «Положительное истолкование и рост» (ср. зн. 12,69 баллов; 0 = 2,35), «Поиск эмоциональной общественной поддержки» (ср. зн. 12,24 баллов; 0=2,17) и «Поиск активной общественной поддержки» (ср. зн. 12,10 баллов; о= 1,78). Реже в трудных жизненных ситуациях матери подростков прибегают к таким копинг-стратегиям, как «Принятие» (ср. зн. 12,07 баллов; 0 = 3,02), «Сдерживание» (ср. зн. 11,69 баллов; 0 = 2,24), «Фокус на эмоциях и их выражение» (ср. зн. 10,93 баллов; 0 = 2,69), «Подавление конкурирующей

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

Копинг-стратегии матерей и их детей-подростков

Шкала Группы выборки Среднее значение Стандартное отклонение

Активный копинг матери 12,83 2,42

дети 11,72 2,89

Планирование матери 12,83 2,74

дети 11,69 2,67

Поиск активной общественной поддержки матери 12,10 1,78

дети 12,10 2,97

Поиск эмоциональной общественной поддержки матери 12,24 2,17

дети 12,28 3,25

Подавление конкурирующей деятельности матери 10,62 2,40

дети 9,59 2,23

Обращение к религии матери 8,66 3,91

дети 7,62 3,20

Положительное истолкование и рост матери 12,69 2,35

дети 12,69 2,41

Сдерживание матери 11,69 2,24

дети 10,79 1,95

Принятие матери 12,07 3,02

дети 11,00 2,66

Фокус на эмоциях и их выражение матери 10,93 2,69

дети 10,83 3,30

Отрицание матери 7,86 2,72

дети 7,48 2,52

Ментальное отстранение матери 9,79 2,37

дети 9,97 2,41

Поведенческое отстранение матери 8,97 3,12

дети 7,10 2,13

Использование алкоголя и наркотиков матери 4,48 1,40

дети 4,76 1,60

Юмор матери 7,83 2,70

дети 9,24 3,15

деятельности» (ср. зн. 10,62 баллов; 0 = 2,40) и «Ментальное отстранение» (ср. зн. 9,79 баллов; 0 = 2,37). Наименее используемые копинг-стратегии — «Поведенческое отстранение» (ср. зн. 8,97 баллов; 0 = 3,12), «Обращение к религии» (ср. зн. 8,66 баллов; 0 = 3,91), «Отрицание» (ср. зн. 7,86 баллов; 0 = 2,72), «Юмор» (ср. зн. 7,83 баллов; 0 = 2,70), а также «Использование алкоголя и наркотиков» (ср. зн. 4,48 баллов; 0= 1,40).

Относительно подростков мы можем сказать, что такие копинг-стратегии как «Положительное истолкование и рост» (ср. зн. 12,69 баллов; 0 = 2,41), «Поиск эмоциональной общественной поддержки» (ср. зн. 12,28 баллов; 0 = 3,25), «Поиск активной общественной поддержки» (ср. зн. 12,10 баллов; 0 = 2,97), «Активный копинг» (ср. зн. 11,72 баллов; 0 = 2,89), «Пла-

нирование» (ср. зн. 11,69 баллов; 0 = 2,67) и «Принятие» (ср. зн.11,0 баллов; 0 = 2,66) используются подростками чаще, чем такие копинг-стратегии как «Фокус на эмоциях и их выражение» (ср. зн. 10,83 баллов; 0 = 3,30), «Сдерживание» (ср. зн. 10,79 баллов; 0=1,95), «Ментальное отстранение» (ср. зн.

9,97 баллов; 0=2,41), «Подавление конкурирующей деятельности» (ср. зн. 9,59 баллов; 0 = 2,23) и «Юмор» (ср. зн. 9,24 баллов; 0 = 3,15). Наименее часто используемые подростками копинг-стратегии — «Обращение к религии» (ср. зн. 7,62 баллов; 0 = 3,2), «Отрицание» (ср. зн. 7,48 баллов; 0 = 2,52), «Поведенческое отстранение» (ср. зн. 7,10 баллов; 0 = 2,13), «Использование алкоголя и наркотиков» (ср. зн. 4,76 баллов; 0=1,6).

Баллы

истолкование и рост (подростки)

3 4 6 8 9 Баллы

Использование алкоголя и наркотиков (родители)

Рис. 1. Влияние «Использования алкоголя и наркотиков» в трудной жизненной ситуации матерями подростков на использование копинг-стратегии «Положительное истолкование и рост» подростками

Следующим этапом нашего исследования является изучение различий и взаимосвязи копинг-стратегий родителей и их детей подросткового возраста. Поскольку мы изучаем копинг-поведение матерей и непосредственно их детей подросткового возраста, обе выборки являются зависимыми, а по результатам критерия К — Б Колмогорова —Смирнова почти все полученные данные кроме копинг-стратегии «Использование алкоголя и наркотиков» у подростков и их матерей имеют нормальное распределение, то оценка значимости различий осуществлялась 1-Стью-дента для нормально распределенных данных и Т-Вил-коксона для данных, имеющих не нормальное распределение, а корреляционные связи — критерием г-Пирсона и г-Спирмена, соответственно [5].

Согласно полученным данным, значимые различия между родителями и подростками выявлены в использовании копинг-стратегии «Юмор». Так, подростки (ср. зн. 9,24 баллов) используют ее в трудных жизненных ситуациях значительно чаще (1= — 2,194, при р<0,05), чем их матери (ср. зн. 7,83 баллов). В свою очередь, матери детей подросткового возраста (ср. зн. 8,97 баллов) значительно чаще используют «Поведенческое отстранение» (1 = 2,696, при р<0,05), чем их дети (ср. зн. 7,10 баллов). Отдельно отметим, что такие копинг-стратегии, как «Поиск активной общественной поддержки» (ср. зн. 12,10 баллов), «Положительное истолкование и рост» (ср. зн. 12,69 баллов) используются в трудных жизненных ситуациях и родителями, и подростками одинаково часто (1 = = 0,001, при р>1,00). Кроме этого, нами были обнаружены корреляционные связи между копинг-стра-тегией «Обращение к религии» подростков (ср. зн. 7,62 баллов) и копинг-стратегиями «Планирование» (ср. зн. 12,83 баллов, г= —0,382, при р<0,05) и «Поведенческое отстранение» (ср. зн. 8,97 баллов, г = 0,374, при р<0,05) их матерей, а также копинг-стратегией «Юмор» у подростков (ср. зн. 9,24) и «Использование алкоголя и наркотиков» их матерями (ср. зн. 4,48 баллов, г = 0,425, при р<0,05).

Следующим этапом нашего исследования было проведение однофакторного дисперсионного анализа с целью изучения влияния копинг-стратегий матерей на копинг-поведение их детей-подростков. Согласно результатам исследования прямое влияние выявлено между «Ментальным отстранением» матерей подростков и использованием стратегии «Ментальное отстранение» самими подростками (Б = 2,478,

при р<0,05). Также напрямую влияют на использование подростками такой копинг-стратегии, как «Подавление конкурирующей деятельности», использование в трудных жизненных ситуациях их родителями таких копинг-стратегий, как «Сдерживание» (Б = 3,936, при р<0,01) и «Фокус на эмоциях и их выражение» (Б = 4,104, при р<0,01). Однако использование алкоголя и наркотиков матерями подростков в трудной жизненной ситуации неоднозначно влияет на использование копинг-стратегии «Положительное истолкование и рост» подростками. Так, согласно графику (рис. 1), использование подростками в трудных жизненных ситуациях копинг-стратегии «Положительное истолкование и рост» чаще встречается в ситуациях, когда их матери либо фактически не используют копинг-стратегию «Использование алкоголя и наркотиков», либо, напротив, часто используют ее в трудных жизненных ситуациях. В ситуации, когда родители изредка прибегают к использованию алкоголя и наркотиков в трудных жизненных ситуациях, их дети подросткового возраста реже, чем в вышеописанных случаях, используют копинг-стратегию «Положительное истолкование и рост».

Основываясь на полученных данных, мы можем заключить, что круг трудных жизненных ситуаций, в которые попадают современные подростки, довольно обширен, и в этих ситуациях они чаще всего обращаются за помощью к родителям, наиболее часто — к матери и ближайшим родственникам, а также к друзьям и знакомым, которые помогают, прежде всего, советом, объясняют, что нужно делать, выслушивают проблему подростка. Почти все подростки считают, что родители должны учить ребенка справляться с трудностями, однако некоторые подростки не смогли припомнить трудной ситуации, в которой они повели себя так же, как их родители, или утверждали, что они ведут себя совсем не так, как их родители. Анализ совладающего поведения подростков и их матерей показал, что они одинаково часто используют поиск активной общественной поддержки в трудных жизненных ситуациях, стараются вырасти как личность и извлекают урок из этого опыта, вместе с тем подростки используют юмор в трудных жизненных ситуациях значительно чаще, чем их матери, которые значительно чаще, чем их дети, используют отказ от попыток разрешить проблему. Кроме этого, такие копинг-стратегии

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

матерей, как планирование решения проблемы или отказ от попыток ее разрешить, связаны с обращением к религии их детей-подростков. А также использование в трудных ситуациях матерями алкоголя и наркотиков связано с использованием в трудных ситуациях подростками юмора и неоднозначно влияет на извлечение подростками урока из сложной ситуации и попыток вырасти как личность в результате этого опыта. При этом прямое влияние выявлено между ментальным отстранением матерей и использованием той же стратегии подростками в сложной ситуации. Также использование в трудных жизненных ситуациях их матерями выражения своих эмоций и чувств или сдерживания собственной активности напрямую влияет на сосредоточение внимания подростков на проблеме и нежелание отвлекаться на посторонние дела.

Полученные нами результаты являются основой для анализа особенностей становления совладающего поведения в подростковом возрасте. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами и непосредственно родителями при определении путей оптимизации психологического развития подростков с целью формирования у них более эффективных копинг-стра-тегий.

Библиографический список

Ю. А. Дружинина // Дружининские чтения : материалы X Все-рос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 9—11 июня 2011 г. / под ред. И. Б. Шуванова, Ю. Э. Макаревской, А. А. Никифоровой, С. С. Новиковой, Л. В. Кравченко, С. В. Вороника. В 2 т. Т. 2. — Сочи : РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2011. - С. 167-169.

2. Никольская, И. М. Психологическая защиты у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. — СПб. : Речь, 2006. — 352 с. — КВК 5-9268-0457-4.

3. Реан, А А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — КВК 5-93878-029-2.

4. Дементий, Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л. И. Дементий // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 3. — С. 20 — 25.

5. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. / А. Д. Наследов. — 3-е изд., стереотип. — СПб. : Речь, 2007. — 392 с. — КВК 5-9268-0275-7.

ДРУЖИНИНА Юлия Александровна, аспирантка кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, педагог-психолог Высшей школы народных искусств (институт), Омский филиал.

Адрес для переписки: druzhinina_julia@mail.ru

1. Дружинина, Ю. А. Совладающее поведение родителей как функциональная модель в стрессовой динамике жизни /

Статья поступила в редакцию 19.10.2012 г. © Ю. А. Дружинина

УДК 37 39 И. Г. ПЧЕЛИНЦЕВА А. В. ЧУМАКОВА

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ВЕКТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье предложена векторная диагностика образовательной среды вуза на предмет построения толерантной среды. Обозначены четыре типа толерантной среды и дана их характеристика. Ключевые слова: толерантность, образовательная среда, векторная диагностика.

Образовательная среда — это динамическое един- включения их в социокультурный контекст жизне-ство субъектов образовательного процесса и сис- деятельности других людей.

темы их отношений, а процесс образования — это В условиях толерантной среды происходит ста-

процесс последовательного изменения отношений новление мировосприятия человека, открытого к ученика и учителя с образовательной средой, свое- диалогу культур, к целостному видению окружа-образный «путь» субъектов образовательного про- ющего мира, признающего уникальность и равно-цесса в образовательном пространстве. Такой «путь» ценность культур каждого и проявляющего искрен-трактуется как образовательная программа, цель нюю заинтересованность в других людях. Для этого которой определяется направленностью движения участники образовательного процесса поддержи-субъектов в образовательном пространстве. вают взаимодействие между культурами; опровер-

Толерантная среда предполагает взаимодействие, гают этноцентрические и основанные на социальных при котором осуществляется взаимообогащение предрассудках критерии оценки и полностью отка-культур, социального опыта студентов на основе зываются от них; признают значимость различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.