УДК 004.738.5
Алексеенко Евгений Александрович
специалист отдела технического контроля
ЗАО «Электро-ком»
ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ПОКУПОК И КОММУНИКАЦИИ В ОНЛАЙНОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Alekseenko Evgeny Aleksandrovich
Specialist at the Technical Control Department, “Electro-com” CJSC [email protected]
SPECIFIC FEATURES OF SHOPPING AND COMMUNICATION IN THE CYBERSPACE
Аннотация:
В статье рассматриваются основные принципы и особенности совершения покупок в онлайновом пространстве, современные технологические достижения, дается определение понятию «электронная коммерция», раскрывается его феномен. Рассматривается влияние использования социально-демографического профиля на показатели продаж интернет-магазинов.
Ключевые слова:
интернет-магазин, электронная коммерция, система оплаты, социально-демографический профиль, потребитель, интернет-торговля.
Summary:
The article considers main principles and specifics of online shopping and modern technologies, defines e-commerce concept and its features. The author discusses influence of the socio-demographic profile on the sales rates of the online stores.
Keywords:
online store, e-commerce, consumer, payment system, socio-demographic profile, online trade.
Длительное время назад стало понятно, что Интернет предоставляет громадные возможности для прогрессивного движения по продаже товаров и услуг. Онлайн-магазины в России получают довольно широкий круг пользователей. Число пользователей, желающих совершать электронные покупки, неуклонно растет; использование данной процедуры больше не ограничивается только молодыми людьми. Интернет для большой массы людей стал неотъемлемой частью жизни, даже если наступит кризис подобный тому, которой был в 1998 г., когда население резко обеднело из-за девальвации рубля, уже подключившиеся пользователи вряд ли смогут отказаться от Интернета.
Электронная торговля как в свою очередь и электронная реклама, маркетинг и т.д. представляет собой одно из направлений электронной коммерции. Говоря об электронной коммерции, мы понимаем, модель рыночной деятельности, основанную на совокупной автоматизации коммерческого оборота с помощью использования современных информационных технологий, содержащую основную цель получения прибыли и обладающую большей эффективностью по сравнению с традиционными моделями торговли.
Интернет-магазин представляет собой виртуальную реконструкцию воспроизводимой действительности. Имитация в данном случае, не только заменяет прототип, но и претендует на его место. Ж. Бодрийяр идентифицировал виртуальное и гиперреальное, буквально даруя их субстанциальным положением в мире. Она заставляет идентифицировать все реальное с прообразами симуляции, но при этом пропадает отличие между симуляцией и действительностью; поскольку исчезает всякая соотнесенность, ликвидируются все референты, потому как бессмысленно говорить об «удвоении», «имитации» и «копировании» [1].
Эффект действительности является значительно привлекательней и «реальней», чем сама действительность. Экстатическая передача данных на экранах различных цифровых устройств несет полную близость и молниеносность всех вещей, она обрушивается нескончаемым потоком их гипертрофированного информативного раскрытия. Современные технологические достижения способны заменить идейную интерпретацию настоящих событий манипуляцией с ними в произведенной компьютерными средствами среде.
Виртуализация магазинов в Интернете является одной из немногих форм деятельности, на основании которой в состоянии мирового экономического кризиса возникают и развиваются продукты и услуги. В едином информативном пространстве Интернета организация может открыто взаимодействовать с любым эвентуальным клиентом независимо от того, в какой точке земного шара он находится, и получать практически моментально информацию о принятом решении. В таких обстоятельствах стандартные приемы маркетинга, методы ведения торговли и традиционные технологии продаж следует адаптировать к принципам коммуникационной среды.
- вв -
Глобальные сети в большой мере усиливают и ускоряют эффективность продаж благодаря тому, что они эксплуатируются в качестве наиболее быстрого средства коммуникации и приобретения необходимой информации. Большинство реально существующих магазинов сейчас имеют собственные страницы, где помещаются данные обо всех категориях товаров и услуг. Возникают возможности интерактивного общения покупателя и онлайн-консультанта с использованием голосовой связи, видео, электронной почты, чата. Пользователь сети может самостоятельно в удобное для себя время совершать покупки в режиме удаленного доступа, не тратя длительное время на выбор интересующих товаров и очередь в магазинах.
Электронная коммерция в России, несмотря на огромное количество функционирующих интернет-магазинов, находится только на стадии развития и по установленным мировым стандартам, для данной среды деятельности соответствует лишь теоретически. Большинство торговых интернет-проектов не приносит скорой окупаемости, несмотря на это многие инвесторы рассчитывают на то, что это принесет большой доход в будущем. В настоящий момент электронная коммерция в России развивается по двум направлениям: бизнес-бизнес (В2В) и бизнес-потребитель (В2С). Мы поведем речь о втором из них.
Выявление особенностей интернет-торговли на российской основе при нынешнем несоответствии классическим коммерческим моделям Запада, а также анализ перспектив отечественного интернет-бизнеса, которые связаны разрешением и ликвидацией актуальных проблем, является обязательным условием выживания и совершенствования электронной торговли в Рунете.
Анализируя готовность России к информационному обществу, можно выделить ряд проблем в сфере интернет-торговли и коммуникации в сети Интернет. Первой из них является некачественный сервис; многие посетители, совершившие покупки в интернет-магазине, недовольны обслуживанием, а также ассортиментом товаров, которые зачастую уступают реальным магазинам. Пользователь, находящийся в онлайновом пространстве, прибывает в поиске информации о тех товарах и услугах, которые хочет получить. Однако не в каждом ресурсе он удовлетворяет свои потребности, зачастую сайт создается на базе реально существующей рабочей компании, которая не всегда рассматривает взаимодействие с потребителем как новейшее средство для организации Web-маркетинга. Порталы, которые ориентируются на потребителя, должны пытаться сохранить клиента за счет качественного сервиса, грамотно организуя доставку, предоставляя эргономичный каталог, понятную инструкцию, грамотное и яркое описание товаров, а также внедрять выгодные программы для пользователей неоднократно совершавших покупку онлайн.
Интернет-магазины, существующие сегодня, по большей степени представляют собой Web-витрины, разработчики которых увлечены самой идеей продаж через сеть, но не являются специалистами в торговле и не считаются с тем, что помимо «технологичной» оснащенности, ресурс должен работать на принципах, привычных для покупателя. Таким образом, мы касаемся еще одной проблемы - явной нехватки профессиональных специалистов по интернет-маркетингу и рекламе. На данный момент интернет-маркетинг представляет собой самостоятельный вид деятельности по планированию ассортимента и стимулированию сбыта, оптимизации и продвижению сайта в поисковых системах, изучающий спрос, ценообразование и рекламу. Именно продвижение сайта в поисковых системах является основным положением для достижения продуктивного взаимодействия с целевой аудиторией и посетителями, так как поисковики и тематические каталоги являются основным путем, по которому целенаправленные посетители попадают в интернет-магазин. В будущем необходимо распространить использование ресурсов интернет-маркетинга в России. Для этого необходимо провести маркетинговые исследования (анализ деятельности зарубежных интернет-магазинов, мониторинг рынков и результатов телеконференций, проведение онлайн-опросов посетителей, тестирование продуктов и услуг, производимых на других серверах), провести рекламные кампании, наладить взаимодействие с общественностью, провести поиск иностранных партнеров, поиск потенциальных клиентов в социальных сетях, стимулировать сбыт, отрегулировать коммерческую структуру.
Третьей проблемой является окупаемость и конкуренция проектов B2C. Традиционные компании, функционирующие на местном рынке некоторое время, развернувшие свои представительства в Интернете, представляют большую конкуренцию «чистым» проектам, ворвавшимся в электронную сферу продаж, в будущем данная ситуация будет только нарастать. Стоит отметить хотя бы такие онлайн-магазины, как «М-Видео», «Поиск», московский интернет-универмаг XXL.ru. Плюсом существующих магазинов, вступающих в интернет-торговлю, безусловно, является практический опыт предприятия и умение торговать, к тому же им намного дешевле развивать онлайн-проект, чем новичкам. Однако проблема способна решиться путем продвижения ресурса с помощью интернет-рекламы, грамотной маркетинговой политики.
Четвертой проблемой является неразвитость систем оплаты, недоверие и стереотипы менталитета потенциальных пользователей. Множество интернет-магазинов старается избегать электронной системы оплаты, ссылаясь на то, что не может гарантировать полную безопасность, отдавая предпочтение расчету наличными при доставке товаров или через банковский счет.
Проблема недоверия системам оплаты у потенциальных покупателей возникает, прежде всего, из-за недостатка надежной информации о виртуальном коммерсанте. Результатом данной проблемы является опасение быть обманутым, страх перед мошенничеством с системами оплаты, опасение несанкционированного использования информации индивидуального характера. В Российской Федерации до сих пор отсутствуют отдельные документы, регулирующие электронную коммерцию. Интернет-торговля регулируется абсолютно теми же документами, что и стандартная розничная торговля. В настоящее время в Государственной Думе рассматриваются два законопроекта, которые повествуют о данной сфере деятельности.
Существенно тормозит рост электронной торговли проблема с оплатой товаров и услуг; жители крупных городов имеют возможность оплатить свои товары, заказанные онлайн, по факту получения, чего нельзя сказать о жителях малых городов и тем более поселков, которые вынуждены совершать предоплату при помощи электронных систем оплаты. Таким образом, фактором, препятствующим развитию электронной торговли в России, является: низкая степень распространения кредитных карт и несовершенство работы служб, доставляющих товар.
Завершающей проблемой является несовершенство нормативно- правовой базы и законодательства для проведения онлайн продаж.
Для того чтобы повысить эффективность использования интернет-магазинов, необходимо, прежде всего, собрать информацию о сообществе интернет-пользователей России и определить их социально-демографический профиль, а также интенсивность пользования Интернетом.
Социально-демографическая сегментация основывается на следующей гипотезе: отличия социально-демографических профилей указывают на различия в достоинствах и предпочтениях потребителя. Это заметно отражается во многих составляющих, мужчины и женщины пользуются различными требованиями в отношении таких товаров, как одежда, косметика, украшения, предметы интерьера; подобны различия в отношении молодых и пожилых людей, с разным уровнем доходов, городских или сельских семей, составом семьи и т.д. Социальнодемографическая сегментация используется в качестве показателей потребностей.
Среди пользователей интернет-магазинов, чей доход составляет 100-200 долларов, количество постоянных можно оценить в 4-5 %, с доходами, повышающими эту отметку, становится равен 15-17 %. Лица до 20 лет практически не пользуются услугами интернет-магазинов, объясняется это, прежде всего, отсутствием свободных средств, чтобы совершить покупку; в отличие от посетителей от 26 до 50 лет потребительская активность остается стабильной. Основываясь на статических данных о покупках, совершенных в сети; результат показал, что мужчины, чаще представителей женского пола, совершали покупки в сети, это указывает на предрасположенность к риску. Эксперты полагают, что намного безопасней пополнять счета в сети, чем совершать какие-либо крупные покупки [2].
Положительно инспирируется на покупательную способность длительность пользования сетью Интернет, - с повышением профессионального статуса увеличивается и объем покупок в интернет-магазине.
Для комплекса мероприятий по совершенствованию электронной торговли необходимо учитывать создание информационной, организационной и технологической инфраструктуры, способной обеспечить следующие возможности:
- создание единых правил для экономических и торговых сделок, производящиеся с помощью интернет-торговли, сопоставляющихся с общепризнанной международной практикой,
- выполнение государством функций управления и координации сфер внешней и внутренней торговли в интересах прогрессивного развития российской экономики в состоянии глобальной информатизации мирохозяйственных связей,
- увеличение экономической эффективности в области приобретения товаров и услуг для государственных нужд с помощью увеличения среды постоянных респондентов рынков, и как результат повышение конкуренции между ними для приема заказа.
Введение интернет-торговли в область государственных закупок нормирует механизм закупок для потребностей государства на федеральном уровне и субъективном уровне Российской Федерации за счет автоматизации и системы извещения для всех этапов планирования, образования и осуществления скупки для государственных нужд, а кроме того функций исследования и контролирования их реализации и добившихся результатов.
Существенно уменьшаться затраты и время процедуры организации и выполнения конкурсных торгов для потребностей государства и их контроля за счет ясности процесса закупок для государственных нужд на всех стадиях, что поможет избежать деликтов при их выполнении.
Результат состоит в заметной экономии бюджетных средств на образование, осуществление и контроль выполнения закупок товаров для потребностей государства. По оценкам специалистов в области развития электронной торговли, экономия бюджетных средств может составить от 20 до 40 % от объема закупок продукции для потребностей государства [3].
Интернет-торговля способна повысить оборачиваемость средств государственного бюджета в процессе скупки продукции для потребности государства, понизить товарную себестоимость за счет значительного привлечения потенциальных поставщиков соперничества между ними, поднять доходность коммерческих действий.
Обращение метода закупок для потребностей государства к электронным методам станет источником широкомасштабного подъема интернет-торговли в национальном диапазоне, позволит преодолеть барьер сомнения среди рыночных субъектов, а также поможет преодолеть психологический барьер для использования методов электронной торговли в обыденной коммерческой деятельности, в первую очередь для небольших предприятий.
Однако, проанализировав проблему, можно сделать вывод, что есть факторы, способ-
ствующие развитию интернет-торговли в России: разработана государственная программа «Информационное общество», для организации целостной системы использования электронных технологий, принятие закона «Об электронной цифровой подписи», постоянный рост аудитории, находящийся в Интернете.
В очень недалеком будущем все наше общество будет состоять только из двух категорий индивидов: тех, кто предпочитает принимать уже сложившиеся образы и определения мира, не являясь способным воспринимать информацию критически, и тех, кто способен отбирать и применять полученную информацию.
Ссылки:
1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. Минск, 1996.
2. Рынок услуг Интернет 2012: анализ спроса в России и регионах // Сетевой журнал. 11Р1_:
http://marketing.rbc.ru/research/562949985263104.shtml (дата обращения: 10.02.13).
3. Там же.