Особенности совершения крупных сделок унитарными предприятиями России Features of large-scale transactions of a unitary enterprise of Russia
Ибрагимова Х. А
Студент-магистрант 2 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
РФ, г. Грозный e-mail: ibragimova_eva@mail. ru
Ibragimova K.
2 year Master's Degree student Of the "Chechen state University» Russia, Grozny e-mail: [email protected]
Аннотация.
В научной статье рассмотрены основные положения, касающиеся особенностей совершения крупных сделок унитарными предприятиями, сделан акцент на некоторых теоретических аспектах совершения крупных сделок, а также критериях отнесения их к таковым. Сформулирован вывод о том, что действующее правовое регулирование крупных сделок унитарных предприятий соответствует защите интересов собственников имущества унитарных предприятий.
Annotation.
The scientific article deals with the main provisions concerning the peculiarities of making large transactions by unitary enterprises, focuses on some theoretical aspects of making large transactions, as well as the criteria for classifying them as such. It is concluded that the current legal regulation of large transactions of unitary enterprises corresponds to the protection of the interests of property owners of unitary enterprises.
Ключевые слова: крупные сделки унитарных предприятий, критерии определения крупных сделок, оспоримые и ничтожные сделки.
Key words: big deals of the unitary enterprises, criteria for identifying large transactions, voidable and void transactions.
Сделки являются основой формирования гражданского оборота в любом правовом государстве. Развитие рыночных отношений в России обуславливает принятие мер по совершенствованию правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства в различных областях, в том числе и в сфере осуществления ими крупных сделок.
Специальное правовое регулирование крупных сделок в России присуще не всем юридическим лицам, а лишь коммерческим обществам, унитарным предприятиям, а также государственным корпорациям. В законодательстве по правовой регламентации указанных юридических лиц содержатся специальные нормы, которые устанавливают правила совершения крупных сделок. По этой причине нормы, определяющие правила совершения крупных сделок для указанных юридических лиц будут являться специальными. Общие же нормы, которые касаются правового регулирования крупных сделок, в части признания их недействительными, законодатели разместили в ст. 173.1 и п. 3 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [1]. Такой вывод вытекает из п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 мая 2014 г. № 28 (далее - Постановление Пленума N° 16) [2], которым даны разъяснения судам отдельных вопросов, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
Крупные сделки могут совершаться и иными юридическими лицами, в том числе и некоммерческими организациями, такими, как: бюджетные учреждения, фонды, государственные компании, ассоциации (союзы), а также различные общественные организации и т.д. Связано такое положение с тем, что некоммерческие организации вправе осуществлять деятельность, которая приносит им доход, если это предусмотрено их уставами и служит основой для достижения целей, ради которых они созданы. Однако специальных норм о регулировании крупных сделок перечисленные
юридические лица не имеют в своем законодательстве, которое призвано регулировать только их правовое положение и деятельность. Тем не менее, в уставах этих организаций учредители могут устанавливать положения, которые будут определять правила совершения крупных сделок, либо совершения сделок с заинтересованностью. В таком случае оспаривание таких сделок в судах также возможно с учетом общих норм, расположенных в ст. 173.1 и п. 3 ст. 182 ГК РФ.
В упрощенном понимании, как точно отметила профессор И.С. Шиткина, крупной признается сделка, которая исходя из условий ее совершения, выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом она превышает установленное пороговое значение балансовой стоимости активов субъекта [3, с. 12].
Для субъектов предпринимательства России нормами законодательства могут устанавливаться различные особенности заключения крупных сделок. По этой причине в законодательстве отсутствует универсальное определение крупной сделки, которое можно было бы использовать всем без исключения субъектам предпринимательства. В научной правовой литературе также нет предложений о закреплении в законодательстве общего определения крупной сделки, поскольку это невозможно осуществить в принципе.
Унитарные предприятия законодательство относит к числу коммерческих организаций. Они создаются федеральными органами государства, а также органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для осуществления публичных интересов государства, которые связаны с решением задач социальной политики, обеспечением обороноспособности и безопасности государства, в том числе и иных направлений его функционирования.
Унитарные предприятия, являясь специфической организационно-правовой формой юридического лица, относятся к бюджетным организациям, которые не наделены правом собственности на имущество, закрепленное за ними их собственниками. Имущество унитарных предприятий, как отмечает Е.П. Шульц, в соответствии с положениями законодательства России, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, а также долям и паям, в том числе оно не может быть распределено и между работниками унитарных предприятий [4, с. 122].
Отнесение унитарных предприятий к числу коммерческих организаций наделяет их правом осуществления предпринимательской деятельности, с целью извлечения прибыли, которая определена законом как одна из основных их целей деятельности. Базовую основу осуществления предпринимательской деятельности составляют различного рода сделки. В статье 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [5] (далее - Закон об унитарных предприятиях) закреплены нормы, устанавливающие понятие крупной сделки. Под ней Закон определяет сделку, а равно несколько взаимосвязанных между собой сделок, которые связаны с приобретением или отчуждением имущества унитарного предприятия, либо возможностью отчуждения такого имущества прямо или косвенно. При этом стоимость такого имущества должна составлять более 10% уставного фонда унитарного предприятия, либо в более чем в 50 тыс. раз превышать минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).
Специфика правового положения унитарных предприятий заключается в закреплении за ними правового режима имущества. Из смысла норм п. 1 ст. 113 ГК РФ можно увидеть, что имущество за унитарными предприятиями может быть закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Предприятия, созданные на праве оперативного управления, принято также именовать казенными предприятиями. Одна из их отличительных особенностей заключается в том, что казенные предприятия не должны формировать свой уставной фонд, что прямо вытекает из положений п. 3 ст. 113 ГК РФ. В связи с этим, при совершении крупных сделок казенными предприятиями, последние должны ориентироваться не на свой размер уставного фонда, поскольку у них его не существует, а на следующий критерий - сделка не должна превышать пороговое значение более чем в 50 тыс. раз размера МРОТ.
Л.А. Чердокова опираясь на изложенную позицию доцента Н.В. Ласкиной [7], которая указана в комментариях ст. 23 Закона об унитарных предприятиях, считает необходимым разделить критерии оценок для крупных сделок, совершаемых казенными предприятиями и унитарными предприятиями, созданными на праве хозяйственного ведения.
При этом Л.А. Чердакова предлагает внести соответствующие корректировки в нормы ст. 23 Закона об унитарных предприятиях [6, с. 82].
Представляется лишним проводить корректировку норм ст. 23 Закона об унитарных предприятиях, указывая на то, что критерий, превышающий в более чем 10% уставного фонда, относится к унитарным предприятиям, созданным на праве хозяйственного ведения, а критерий более чем в 50 тыс. раз превышающий размер МРОТ относится только к казенным предприятиям. На практику правового регулирования крупных сделок, указанное предложение абсолютно не окажет никого влияния.
На важную особенность совершения крупных сделок обращает внимание доцент О.А. Терновая, которая пишет о том, что нормы законодательства об унитарных предприятиях, не содержат положений о том, что к категории крупных сделок не могут относиться сделки, которые совершаются в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия. Например, сделки по выпуску и поставке продукции в адрес заказчиков и т.д. То есть те виды сделок, которые законодательство, регулирующее совершение крупных сделок коммерческими обществами, называет сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, совершаемой ими. Для унитарных предприятий такое положение не установлено Законом об унитарных предприятиях, поэтому все крупные сделки являются таковыми и их совершение обязано быть согласовано с собственником имущества [8, с. 49]. На такой подход также обращено внимание Минэкономразвития России в своем письме от 16 апреля 2014 года № д08и-728 [9].
Нормы о правовом регулировании недействительных сделок, которые законодатели разместили в ст.ст. 166-181 ГК РФ, дают основания вывести ряд важных положений, которые касаются признания всех видов сделок, в том числе и крупных сделок, недействительными. Они направлены на сохранение сделок, защищают права контрагентов по ним. К их числу можно отнести такие особенности, как:
а) сторона сделки, которая своим поведением обозначила свою волю сохранить сделку, не может ее оспаривать по основанию, о котором она знала, либо обязана была знать, в случае проявления ее воли сохранить сделку (абзац 4 п. 2 ст. 166 ГК РФ);
б) в случаях, когда сделка хотя и нарушает требования законодательства и к тому же она посягает на общественные интересы или права и интересы третьих лиц, по общему правилу является ничтожной. Однако исключением из этого правила, являются нормы законодательства, которые прямо определяют о том, что такая сделка является оспоримой, либо к ней обязаны применяться иные последствия нарушения, которые не связан с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Следует также обратить внимание на положение норм ст. 157.1 ГК РФ, которыми законодатели урегулировали положения о согласии на совершение сделки. Из смысла норм данной статьи, вытекает, что закон устанавливает два понятия: а) предварительное согласие - оно дается перед совершением сделки и б) последующее одобрение - оно дается в отношении уже заключенной сделки. При этом нельзя не заметить о том, что нормы п. 4 ст. 157.1 ГК РФ вводят презумпцию на молчание, т.е. они определяют, что не может считаться молчание, например, собственника имущества унитарного предприятия, согласием на совершение сделки. Тем не менее, нормы указной статьи по своему объему не большие и не дают всех ответов на возникающие вопросы о порядке их применения. По этой причине Постановлением Пленума № 16 даны достаточно объемные разъяснения, которые касаются порядка оспаривания в судах крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью. Они касаются, в том числе, и унитарных предприятий, автономных учреждений, кооперативов и других некоммерческих организаций, что прямо отражено в п. 13 указанного Постановления Пленума.
В заключение следует отметить, что в целом нормы гражданского законодательства, позволяют достаточно эффективно осуществлять правовое регулирование крупных сделок, совершаемых унитарными предприятиями России, что позволяет на практике собственникам имущества унитарных предприятий оспаривать крупные сделки в судах, если они были совершены без их предварительного согласия или последующего одобрения.
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017 № 259-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2018. - № 1 (Часть I). - Ст. 43.
2. О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью: Постановление Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28 // Вестник ВАС РФ. - 2014. - № 6.
3. Шиткина, И.С. Новый режим совершения крупных сделок / И.С. Шиткина // ЭЖ-Юрист. - 2017. - № 9. - С. 12-13.
4. Шульц, Е.П. Нормативное регулирование деятельности унитарных предприятий / Е.П. Шульц // Вестник научных конференций. - 2017. - № 8-2 (24). - С. 122-125.
5. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : Федеральный закон РФ от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 48. - Ст. 4746; 2018. - № 1 (Часть I). - Ст. 54.
6. Чердакова, Л.А. Некоторые критерии отнесения сделок унитарных предприятий к категории крупных / Л.А. Чердакова // Сибирский юридический вестник. - 2016. - № 3 (74). - С. 81-84.
7. Ласкина, Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (постатейный) / Н.В. Ласкина // СПС КонсультантПлюс. - 2013.
8. Терновая, О.А. Согласие на совершение крупной сделки унитарным предприятием: теоретические и практические аспекты / О.А. Терновая // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - № 12. - С. 47-51.
9. О применении положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятий: Письмо Минэкономразвития России от 16.04.2014 № д08и-728 // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».