УДК 37.018.2
Особенности социальных установок в мотивационно-ценностной сфере старшеклассников и родителей
Л. Донога
доктор психологии, доцент кафедры практической психологии, Вятский государственный университет. Россия, г. Киров. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье отражены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей социальных установок старшеклассников и родителей. В качестве объектов социальных установок испытуемых выступили социальные ценности. Избирательные отношения личности к ценностям рассматриваются нами как социальные установки в мотивационно-ценностной сфере. Такой подход обусловил выбор в качестве инструментария эмпирического исследования методики М. Рокича. Выборка испытуемых состояла из представителей двух генеалогических поколений: детей и родителей. Опыты были проведены в 2012 г. в лицее имени академика К. Сибирского и в средней школе № 85 г. Кишинева. Результаты экспериментального изучения социальных установок на ценности старшеклассников и родителей показали, что в мотивационно-ценностной сфере старшеклассников и родителей объединяет общность социальных установок на ценности-цели, а отличает их отношение к ценностям-средствам. Особенностью социальных установок старшеклассников в моти-вационно-ценностной сфере является то, что для них, в отличие от родителей, наибольшее значение имеет ценность-средство независимость. Старшеклассникам свойственно стремление искать и выбирать собственные пути в реализации намеченных целей, даже если их цели совпадают с целями родителей.
Ключевые слова: социальные установки, мотивационно-ценностная сфера, ценности, старшеклассники, родители.
В социальной психологии накоплен богатый опыт изучения социальных установок. Анализ работ, посвященных данной проблеме [3; 5; 13; 18; 19], позволяет выделить ряд важных положений относительно указанных социально-психологических конструктов. Социальные установки считаются сложными когнитивно-аффективными комплексами и социально-психологическими образованиями личности, сложившимися на основе ее жизненного социального опыта и выступающими в качестве составляющих внутренних условий, предрасположенностей к положительной или отрицательной оценке объектов окружающего предметного и социального мира. Основной характеристикой социальных установок является их активность, проявляющаяся не только в оценке, но и в ин-тенциональности и направленности на объект. Социальные установки отражают, как соотносятся предметы окружающего мира и явления социальной жизни с потребностями личности, выражая, тем самым, личностный смысл этих объектов для человека. Как смысловые характеристики личности, как формы ее непосредственной активности, социальные установки являются важными составляющими внутренних условий, внутреннего мира человека и занимают особое место в диспо-зиционной структуре личности, выполняя функции мотивации, иерархизации интенций, саморегуляции и самодетерминации поведения. Обладая качествами активности, направленности и интенциональности, социальные установки обеспечивают анализ, оценку и выбор возможностей окружающего мира, необходимых личности для удовлетворения потребностей и достижения целей. В качестве объектов социальных установок выступают деятельность, другие люди, явления социальной жизни, а также предметы потребностей.
В социальной психологии сложилось мнение, согласно которому объектом социальных установок становятся и социальные ценности. Отношение личности к ценностям в социально-психологической литературе принято называть ценностными ориентациями. В то же время многие специалисты относят ценностные ориентации к социально-установочным явлениям. Так, В. А. Ядов и его коллеги [20] считают ценностные ориентации разновидностью установочных готовностей. Г. М. Андреева [2] рассматривает ценностные ориентации личности как систему фиксированных установок, характеризующуюся избирательным отношением личности к ценностям. И. Г. Кокурина [8] утверждает, что выбор той или иной ценности происходит в результате ее оценивания, а затем имеет место фиксация этого выбора в виде социальной установки. Такой разделяемый нами подход ставит ряд задач: рассмотреть вопрос о ценностях как предмете социальных установок; выделить функции ценностных ориентаций как разновидности социально-установочных явлений и обосновать применяемый нами термин «социальные установки в мотивационно-ценностной сфере».
© Донога Л., 2018
В свете решения указанных задач к предмету нашего анализа относится большое количество исследований, посвященных проблеме ценностей и ценностных ориентаций. Понятие «ценность» пришло в психологию из философии, в частности из аксиологии. В социологии ценности выступают как продукты культуры, как нормативный стандарт и составляют основу социальной жизни. По мнению С. Л. Рубинштейна [15; 16; 17], проблема ценностей человека является важнейшим разделом и в социальной психологии как науке об обществе, о человеке и о явлениях общественно обусловленных. И это в силу того, что «наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [15, с. 370]. В социальной психологии под ценностями понимаются некие идеальные цели общества, социальных групп и личности. В этой отрасли научного знания ценности считаются интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, нации, для человечества в целом. Наряду с понятием «ценность» в социально-психологической литературе используются схожие, но не тождественные понятия: социальные и личностные ценности, ценностные ориентации. В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» подчеркивается их принадлежность некоторой общности людей или собственно личности. Человек в процессе социализации, утверждает Д. А. Леонтьев [9; 10], усваивает сложившуюся в обществе систему ценностей и строит по ним, как по ориентирам, свое поведение, которое именно поэтому называется социальным. Усвоенные индивидом социальные ценности образуют ценностные структуры личности, т. е. превращаются в личностные ценности. Тождественным понятию «личностные ценности» является понятие «ценностные ориентации». По мнению В. Г. Алексеевой [1], ценностные ориентации представляют собой определенную форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. Автор считает, что система ценностных ориентаций - это основной канал усвоения духовной культуры общества, превращение культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Поэтому понятие «ценностные ориентации» используется при отнесении ценностей к мотивационной сфере, связанной непосредственно с регулированием социального поведения.
Проблема ценностей и их связи с потребностно-мотивационной сферой личности получила широкое освещение в публикациях Д. А. Леонтьева [11; 12]. Автор заключает, что ценность, будучи в процессе социогенеза усвоенной, становится личностной ценностью индивида, источником индивидуальной мотивации и функционально эквивалентна потребности. Д. А. Леонтьев считает правильным ставить «понятие ценности в один ряд с понятиями потребности и мотива» [9, с. 40] и подчеркивает «тождественность функции потребностей и личностных ценностей в регуляции жизнедеятельности» личности [10, с. 20]. В концепции Д. А. Леонтьева особо важным является тезис о том, что ценности, наряду с потребностями личности, становятся основой порождения личностных смыслов. По словам автора, «источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей» [12, с. 26].
Таким образом, ценностные ориентации личности рассматриваются как разновидность социально-установочных готовностей, предметом которых являются ценности. При изучении социальных установок на предметы потребностей мы обозначили их как «социальные установки в мотивацион-но-потребностной сфере». Социальные установки, предметом которых являются ценности, мы, по аналогии, называем «социальными установками в мотивационно-ценностной сфере». В диспозиционной структуре личности социальные установки в мотивационно-ценностной сфере занимают то же место, что и социальные установки в мотивационно-потребностной сфере в силу тождественности функций потребностей и личностных ценностей в мотивации и регуляции социального поведения человека.
Результаты исследования у представителей двух генеалогических поколений - старшеклассников и родителей - особенностей социальных установок в мотивационно-потребностной сфере были отражены нами в ряде публикаций [4; 6; 7]. Экспериментальные данные показали, что для старшеклассников более значимыми оказываются мотивы «свобода» и «процесс», в то время как для родителей - результат. Для более глубокого сравнительного анализа особенностей социальных установок старшеклассников и родителей нами была поставлена задача установить, что представляют собой эти социально-психологические конструкты не только в мотивационно-потребностной, но и в мотивационно-ценностной сфере.
В социальной психологии известен подход к проблеме ценностей, предложенный М. Рокичем [14]. Автор выделяет иерархию ценностей как структуру предпочтений каждой ценности для индиви-
да, т. е. ценностная иерархия отражает сравнительную значимость ценностей для личности. М. Рокич также утверждает, что истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности. Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико. Ценности делятся на ценности-цели и ценности-средства и организованы в системы. Приведенные выше теоретические представления о социальных установках личности и обозначенная исследовательская позиция относительно социальных установок на ценности обусловили выбор в качестве инструментария эмпирического исследования методики М. Рокича [14].
Для реализации исследовательских задач нами была сформирована выборка испытуемых. Она состояла из представителей двух генеалогических поколений: детей (72 человека) и родителей (144 испытуемых). Всего в экспериментах участвовали 216 человек. Опыты были проведены в 2012 г. в лицее имени академика К. Сибирского и в средней школе № 85 г. Кишинева.
Результаты экспериментального исследования социальных установок на терминальные и инструментальные ценности старшеклассников и родителей представлены на рис. 1 и 2. Детальное рассмотрение результатов, фиксированных на рис. 1, позволяет заметить синхронность трех ломаных линий, отражающих социальные установки на терминальные ценности испытуемых трех выборок. Это говорит о том, что между терминальными ценностями старшеклассников и родителей особых различий нет. Близость линий на рис. 2 сохраняется, но лишь в полигонах, отражающих ценности-средства обоих родителей. Что касается социальных установок на инструментальные ценности старшеклассников, то они отличаются от таковых у матерей и отцов.
На втором этапе рассмотрения этих данных нами был проведен корреляционный анализ ценностей старшеклассников и родителей.
Результаты статистической обработки данных с применением критерия ^ Спирмена показали присутствие тесной корреляционной, статистически значимой связи между социальными установками на терминальные ценности испытуемых трех выборок, что свидетельствует об их сходстве. Корреляция терминальных ценностей старшеклассников и матерей значима на уровне р = 0,001 (^1 = 0,89); старшеклассников и отцов - на том же уровне (^2 = 0,86; р = 0,001). Тесно коррелируют и терминальные ценности матерей и отцов (^з = 0,93; р = 0,001). Следовательно, социальные установки на терминальные ценности старшеклассников коррелируют с социальными установками на данные ценности родителей. Терминальные ценности матерей и отцов также коррелируют. Наибольшие расхождения были зафиксированы в рангах таких терминальных ценностей, как наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость и свобода. Первая из перечисленных ценностей-целей (наличие хороших и верных друзей) имеет более высокий ранг у старшеклассников (2), чем у матерей (8) и отцов (4). Терминальная ценность «жизненная мудрость», наоборот, получила у старшеклассников ранг ниже (10), нежели у обоих родителей (5). Свобода как ценность-цель заняла у старшеклассников восьмую позицию, а у обоих родителей - двенадцатую.
Между иерархиями социальных установок на инструментальные ценности старшеклассников и родителей связь не значимая: корреляция инструментальных ценностей старшеклассников и матерей - = 0,35; старшеклассников и отцов - ^2 = 0,3. Между инструментальными ценностями матерей и отцов установлена статистически значимая корреляционная связь (^з = 0,67; р = 0. 01). Данные, представленные в полигонах, свидетельствуют о том, что старшеклассники солидарны с родителями в отношении к терминальным ценностям, но по-своему относятся к ценностям-средствам, иначе, нежели родители видят пути реализации значимых для себя целей. Существенные различия были зарегистрированы в статусе следующих инструментальных ценностей: воспитанность (12-й ранг у старшеклассников, 1-й - у матерей, 3-й - у отцов); независимость (соответственно 1-й; 9,5 и 11-й); твердая воля (соответственно 6-й; 16-й и 2-й); широта взглядов (соответственно 3-й; 13-й и 14-й). Напомним, что в мотивационно-потребностной сфере старшеклассников свобода занимает первое место. Здесь возникает вопрос: почему потребность в свободе заняла у старшеклассников первое место, а терминальная ценность - лишь восьмую позицию? Мы склонны думать, что свобода, лишь как абстрактная терминальная ценность, оказалась для старшеклассников менее важной, чем такие конкретные ценности-цели, как здоровье, наличие хороших и верных друзей, любовь и др. Зато, когда были оценены ценности-средства, старшеклассники на первое место поставили независимость. Как средство достижения намеченных целей независимость имеет для них первостепенное значение.
Таким образом, подчеркнем, что по отношению к ценностям-целям у старшеклассников сформировались схожие социальные установки, что и у их родителей, а относительно ценностей-средств у них есть особая позиция. Особенностью социальных установок старшеклассников в мотивационно-цен-ностной сфере является то, что для них, в отличие от родителей, наибольшее значение имеет такая ценность-средство, как независимость. Старшеклассникам свойственно стремление искать и выбирать собственные пути в реализации намеченных целей, даже если их цели совпадают с целями родителей.
Список литературы
1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М. : Аспект-Пресс, 2004. 288 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект-Пресс, 2010. 363 с.
4. Букун Н., Терещук Р., Донога Л. Особенности социальных установок старшеклассников // Optimizarea invafamantului in contextul societafii bazate pe cunoajtere. Materialele conferinfei §tiinfifice international. Chijinau : Institutul de jtiinfe ale educafiei, 2012. Р. 316-319.
5. Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. Калининград : Калининград. ун-т, 1999. 309 с.
6. Донога Л. Социальные установки старшеклассников // Психология саморазвития человека : материалы IV Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Киров, 2014. С. 69-74.
7. Донога Л. Особенности социальных установок в мотивационно-потребностной сфере старшеклассников и родителей // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 4. С. 39-44.
8. Кокурина И. Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2012. № 1. С. 29-40.
9. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: Социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.
10. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: Социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (продолжение) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 1. С. 20-27.
11. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М. : Смысл, 1993. 43 с.
12. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
13. Надирашвили Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки // Психология личности и образ жизни. М. : Наука, 1987. С. 23-27.
14. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. Карелин. М. : Эксмо, 2009. С. 26-28.
15. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 423 с.
16. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб. : Питер, 2012. 224 с.
17. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб. : Питер, 2012. 288 с.
18. Шерозия А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси : Мецниереба, 1979. 172 с.
19. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М. : Ин-т психологии РАН, 1999. 448 с.
20. Ядов В. А., Магун В. С., Борзикова П. В. и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. : Наука, 1979. 264 с.
Features of social attitudes in the motivational and value sphere of high school students and parents
L. Donoga
Doctor of psychology, associate professor of practical psychology, Vyatka State University.
Russia, Kirov. E-mail: [email protected]
Abstract: The article reflects the results of a theoretical and empirical study of the features of social attitudes of senior pupils and parents. Social values were the objects of social attitudes of the subjects. We consider the selective attitude of a person to values as social attitudes in the motivational and value sphere. This approach led to the selection of the method of M. Rokich as an empirical research tool. The sample of the subjects consists of representatives of two genealogical generations: children and parents. Experiments were conducted in 2012 in the Lyceum named after academician K. Sibirsky and in secondary school № 85 in Chisinau. The results of the experimental study of social attitudes to the values of senior pupils and parents showed that in the motivational and value sphere of senior pupils and parents share a common social attitudes to values-goals, and distinguishes their attitude to values-means. The peculiarity of the social attitudes of senior pupils in the motivational and value sphere is that for them, unlike parents, the most important is the value-the means of independence. Senior pupils tend to seek and choose their own ways to achieve their goals, even if their goals coincide with those of parents.
Keywords: social attitudes, motivational-value sphere, values, senior pupils, parents.
References
1. Alekseeva V. G. Cennostnye orientacii kak faktor zhiznedeyatel'nosti i razvitiya lichnosti [Value orientation as a factor in functioning and development of personality] // Psihologicheskij zhurnal - Psychological journal. 1984, vol. 5, No. 5, pp. 63-70.
2. Andreeva G. M. Psihologiya social'nogo poznaniya [Psychology of social cognition]. M. Aspect Press. 2004. 288 p.
3. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya [Social psychology]. M. Aspect-Press. 2010. 363 p.
4. Bukun N., Tereshchuk R., Donoga L. Osobennosti social'nyh ustanovok starsheklassnikov [Features of social settings of high school students] // Optimizarea mvâfâmântului în contextul societâfii bazate pe cunoaçtere. Materialele conferinfei çtiinfifice internationale. Chiçinâu. Institutul de çtiinfe ale educafiei. 2012. Pp. 316-319.
5. Devyatkin A. A. YAvlenie social'noj ustanovki v psihologii XX veka [Phenomenon of social attitudes in the psychology of the twentieth century]. Kaliningrad Un-ty. 1999. 309 p.
6. Donoga L. Social'nye ustanovki starsheklassnikov [Social attitudes of senior pupils] // Psihologiya samorazviti-ya cheloveka: materialy IV Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem - Psychology of self-development: materials of the IV All-Russia scient. conf. with int. participation. Kirov. 2014. Pp. 69-74.
7. Donoga L. Osobennosti social'nyh ustanovok v motivacionno potrebnostnoj sfere starsheklassnikov i roditelej [Peculiarities of social attitudes in the requirement of motivational sphere of pupils and parents] // Vestnik gumani-tarnogo obrazovaniya - Herald of Humanities education. 2017, No. 4, pp. 39-44.
8. Kokurina I. G. «Otnoshenie» kak fundamental'naya kategoriya social'noj psihologii v analize motivacii sovmestnoj deyatel'nosti ["Attitude" as a fundamental category of social psychology in the analysis of motivation of joint activity] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya - Herald of Moscow University. Ser. 14. Psychology. 2012, No. 1, pp. 29-40.
9. Leont'ev D. A. Ot social'nyh cennostej k lichnostnym: Sociogenez i fenomenologiya cennostnoj regulyacii deyatel'nosti [From social values to personal: Sociological genesis and phenomenology of value regulation of activity] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya - Herald of Moscow University. Ser. 14. Psychology. 1996, No. 4, pp. 35-44.
10. Leont'ev D. A. Ot social'nyh cennostej k lichnostnym: Sociogenez i fenomenologiya cennostnoj regulyacii deyatel'nosti (prodolzhenie) [From social values to personal: Sociological genesis and phenomenology of value regulation activities (continued)] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya - Herald of Moscow University. Ser. 14. Psychology. 1997, No. 1, pp. 20-27.
11. Leont'ev D. A. Ocherk psihologii lichnosti [Essay on the psychology of personality]. M. Smysl. 1993. 43 p.
12. Leont'ev D. A. Cennostnye predstavleniya v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i iz-meneniya vo vremeni [Value orientations in individual and group consciousness: types, determinants and change over time] // Psihologicheskoe obozrenie - Psychological review. 1998, No. 1, pp. 13-25.
13. Nadirashvili SH. A. Klassifikaciya form aktivnosti v svete teorii ustanovki [Classification of forms of activity in the light of the theory of attitude] // Psihologiya lichnosti i obraz zhizni - Psychology of personality and lifestyle. M. Nauka. 1987. Pp. 23-27.
14. Rokich M. Metodika «Cennostnye orientacii» [Technique "Value orientation"] // Bol'shaya ehnciklopediya psi-hologicheskih testov - Great encyclopedia of psychological tests / ed.-comp. A. Karelin. M. Eksmo. 2009. Pp. 26-28.
15. Rubinshtejn S. L. Problemy obshchej psihologii [Problems of general psychology]. M. Pedagogics. 1973. 423 p.
16. Rubinshtejn S. L. CHelovek i mir [Man and the world]. SPb. Piter. 2012. 224 p.
17. Rubinshtejn S. L. Bytie isoznanie [Being and consciousness]. SPb. Piter. 2012. 288 p.
18. SHeroziya A. E. Psihika. Soznanie. Bessoznatel'noe [Psyche. Consciousness. Unconscious]. Tbilisi. Metsniereba. 1979. 172 p.
19. SHihirev P. N. Sovremennaya social'naya psihologiya [Modern social psychology]. M. In-t of Psychology of RAS. 1999. 448 p.
20. YAdov V. A., Magun V. S., Borzikova P. V. et al. Samoregulyaciya i prognozirovanie social'nogo povedeniya lichnosti [Self-regulation and forecasting of social behavior of the individual]. L. Nauka. 1979. 264 p.