Научная статья на тему 'Особенности социальных предпринимателей и понятие социального предпринимательства'

Особенности социальных предпринимателей и понятие социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2738
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МОТИВАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Мешкова Наталья Геннадьевна

Статья написана на актуальную тему, так как социальное предпринимательство явля-ется сочетанием бизнес-подхода к реализации экономической деятельности и стремления к выполнению определенной социальной миссии. Авторами под этом социальным пред-принимательством понимается новый подход к ведению организационной деятельности, предусматривающий сочетание экономической устойчивости с социальной направленно-стью. Важно отметить, что социальные предприниматели формируют бизнес-модель с уникальными характеристиками. Ее прибыль состоит в увеличении социального блага. Необходимо дополнить, что социальное предпринимательство, виды деятельности, ему соответствующие, отличаются от обычного предпринимательства.Социальное предпринимательство развивается, как правило, в тех сегментах, на кото-рые государство не может оказать необходимого влияния по каким-либо причинам. Однако существует тесная связь между финансированием социальных проектов бизнеса государством и реализацией этих программ социальным предпринимателем на рыночных принципах.Прослеживается тесная связь социального предпринимательства и инновационной деятельности, так как последняя выступает в качестве эффективной возможности реали-зации социальных проектов. Авторы статьи провели анализ существующих определений термина «Социальный предприниматель». На основе анализа сформулировано единое определение, а также выявлены отличительные особенности социального предпринима-тельства от других форм этого вида деятельности. Сравниваются личностные характери-стики бизнес-предпринимателей и социальных предпринимателей, взятые из научной литературы. Выделяются характеристики, которые можно встретить с большой вероятно-стью у обоих типов предпринимателей. Рассматривается организационная культура соци-ального предприятия и выдвигаются требования к ней. На основе этих требований из предложенных четырех классических типов организационной культуры определяется наиболее подходящий для социального предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL ENTREPRENEURS AND THE CONCEPT OF SOCIAL ENTERPRISE

Тhe article is written on the actual topic, as social entrepreneurship is a combination of a busi-ness approach to the implementation of economic activity and the desire to fulfill a certain social mission. The authors, under this social entrepreneurship is understood to be a new active approach to more management of organizational external activities, providing for an internal combination of the economic impact of sustainability with the impact of social orientation. It is important to note the provision that enterprises, social entrepreneurs presented shape a business model represent the profit with unique characteristics. Her profit of the promotion is to the manufacturer to increase social benefits. It is necessary to supplement the developing that the social division of entrepreneurship, the types of division of activities, its appropriate distribution, differ from the usual distribution of retail business.Social activities the enterprise develops, designated generally provides those features seg-ments on the distinctive which the government are not the first to provide the necessary supply effects in the provision of any reasons. However, there is a close presented relationship between the financing of social benefits of business promotion projects by the state and the manufacturer of the implementation of these process programs by the social developing entrepreneur on the division of market principles.There is a close relationship between social entrepreneurship and innovation, as the latter acts as an effective opportunity for the implementation of social projects. The authors conducted an analysis of existing definitions of the term «Social entrepreneur». Based on the analysis, we formulated a single definition, as well as revealed the distinctive features of social entrepreneur-ship from other forms of this activity. Personal characteristics of business entrepreneurs and social entrepreneurs taken from scientific literature are compared. The characteristics that can be found with high probability active at both more types of businessmen are allocated. The external organizational culture of the internal social enterprise is considered the impact and the require-ments to its activity are put forward. Based on the dependence of these requirements, the conclu-sion is determined by the most suitable for the procurement of a social enterprise information type of organizational commercial culture of the final proposed four final classical types.

Текст научной работы на тему «Особенности социальных предпринимателей и понятие социального предпринимательства»

Предпринимательство

У

Зайнашева 3. Г. Zainasheva £ С.

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Региональная экономика иуправление», Институт экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной техническийуниверситет», г. Уфа, Российская Федерация

Мешкова Н. Г. Ме8ккогаК С.

старший преподаватель кафедры «Региональная экономикаиуправление»,

Институт экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной техническийуниверситет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 334.012.46: 005.35

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья написана на актуальную тему, так как социальное предпринимательство является сочетанием бизнес-подхода к реализации экономической деятельности и стремления к выполнению определенной социальной миссии. Авторами под социальным предпринимательством понимается новый подход к ведению организационной деятельности, предусматривающий сочетание экономической устойчивости с социальной направленностью. Важно отметить, что социальные предприниматели формируют бизнес-модель с уникальными характеристиками. Ее прибыль состоит в увеличении социального блага. Необходимо дополнить, что социальное предпринимательство, виды деятельности, ему соответствующие, отличаются от обычного предпринимательства.

Социальное предпринимательство развивается, как правило, в тех сегментах, на которые государство не может оказать необходимого влияния по каким-либо причинам. Однако существует тесная связь между финансированием социальных проектов бизнеса государством и реализацией этих программ социальным предпринимателем на рыночных принципах.

Прослеживается тесная связь социального предпринимательства и инновационной деятельности, так как последняя выступает в качестве эффективной возможности реализации социальных проектов. Авторы статьи провели анализ существующих определений термина «Социальный предприниматель». На основе анализа сформулировано единое определение, а также выявлены отличительные особенности социального предпринимательства от других форм этого вида деятельности. Сравниваются личностные характеристики бизнес-предпринимателей и социальных предпринимателей, взятые из научной литературы. Выделяются характеристики, которые можно встретить с большой вероятностью у обоих типов предпринимателей. Рассматривается организационная культура социального предприятия и выдвигаются требования к ней. На основе этих требований из предложенных четырех классических типов организационной культуры определяется наиболее подходящий для социального предприятия.

Ключевые слова: предпринимательство, экономическая устойчивость, социальный проект, социальное предпринимательство, социальный предприниматель, социальная миссия, инновационный менеджмент, управление персоналом, мотивация, психологические характеристики.

Entrepreneurship

PECULIARITIES OF SOCIAL ENTREPRENEURS AND THE CONCEPT OF SOCIAL ENTERPRISE

The article is written on the actual topic, as social entrepreneurship is a combination of a business approach to the implementation of economic activity and the desire to fulfill a certain social mission. The authors, under this social entrepreneurship is understood to be a new active approach to more management of organizational external activities, providing for an internal combination of the economic impact of sustainability with the impact of social orientation. It is important to note the provision that enterprises, social entrepreneurs presented shape a business model represent the profit with unique characteristics. Her profit of the promotion is to the manufacturer to increase social benefits. It is necessary to supplement the developing that the social division of entrepreneurship, the types of division of activities, its appropriate distribution, differ from the usual distribution of retail business.

Social activities the enterprise develops, designated generally provides those features segments on the distinctive which the government are not the first to provide the necessary supply effects in the provision of any reasons. However, there is a close presented relationship between the financing of social benefits ofbusiness promotion projects by the state and the manufacturer of the implementation of these process programs by the social developing entrepreneur on the division of market principles.

There is a close relationship between social entrepreneurship and innovation, as the latter acts as an effective opportunity for the implementation of social projects. The authors conducted an analysis of existing definitions of the term «Social entrepreneur». Based on the analysis, we formulated a single definition, as well as revealed the distinctive features of social entrepreneur-ship from other forms of this activity. Personal characteristics of business entrepreneurs and social entrepreneurs taken from scientific literature are compared. The characteristics that can be found with high probability active at both more types of businessmen are allocated. The external organizational culture of the internal social enterprise is considered the impact and the requirements to its activity are put forward. Based on the dependence of these requirements, the conclusion is determined by the most suitable for the procurement of a social enterprise information type of organizational commercial culture of the final proposed four final classical types.

Key words: business, economic stability, social project, social entrepreneurship, social entrepreneurship, social mission, innovative management, personnel management, motivation, psychological characteristics.

Впервые о социальном предпринимательстве в научной литературе заговорили в конце прошлого века, а серьезное развитие данного института началось в 2000-х годах.

Под социальным предпринимательством понимается новый подход к ведению организационной деятельности, предусматривающий сочетание внутренней экономической устойчивости с социальной направленностью.

Социальное предпринимательство, как правило, развивается в тех сегментах, которым государство по каким-либо причинам не в силах уделить должного внимания. При этом существует тесная связь между финансированием государством социальных проектов бизнеса и реализацией их социальным предпринимательством.

Важно отметить, что социальные предприниматели формируют бизнес-модель с уникальными характеристиками. Ее прибыль состоит в увеличении социального блага. Необходимо дополнить, что социальное предпринимательство, виды деятельности, ему соответствующие, отличаются от обычного предпринимательства.

Однако в настоящее время пока нет научных исследований, направленных на выявление всего спектра возможностей использования института социального предпринимательства для развития сферы социальных услуг в российских условиях.

Многие ученые придерживаются точки зрения, что предпринимательство становится решающим фактором в развитии

общества. Неважно на что ориентирована предпринимательская деятельность: будь то освоение новых ресурсов, создание экономически эффективного предприятия или инновационная экономическая деятельность, конечный результат все равно будет демонстрировать следующее:

— снижение уровня безработицы;

— создание и освоение инноваций;

— ускорение структурных изменений в экономике [1].

Социальное предпринимательство является той областью деятельности, в которой осуществление экономической деятельности направленно на решение важных общественных проблем посредством эффективного функционирования экономических субъектов. Социальные предприниматели должны осознавать, что в результате их деятельности они могут получить лишь незначительную экономическую выгоду или же совсем ее не получить.

Использование термина «социальное предпринимательство» набирает популярность. Несмотря на это путаница и неточность в его использовании приводят к необходимости задуматься над тем, кем же на самом деле является социальный предприниматель и что он делает.

Таким образом, формируется необходимость определения того, кем именно является социальный предприниматель. Чем социальный предприниматель отличается от других предпринимателей? Чем социальный предприниматель отличается от управляющих социальными работниками и от самих социальных работников? Что подразумевается под социальным предпринимательством, а что нет?

Характерным для предприятий, занимающихся социальным предпринимательством, является следующее: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход, позволяющий находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие устойчивое позитивное влияние на общество [2].

Предпринимательство

Социальное предпринимательство развивается, как правило, в тех сегментах, на которые государство не может оказать необходимого влияния по каким-либо причинам. Однако существует тесная связь между финансированием социальных проектов бизнеса государством и реализацией этих программ социальным предпринимателем на рыночных принципах.

Рассматривая развитие социального предпринимательства, следует отметить связь этого вида предпринимательства с инновационной деятельностью. Одним из важных признаков социального предпринимательства является поиск перспектив и видение провалов рынка, а также их эффективный учет посредством принятия новых решений, оказывающих долгосрочное позитивное влияние на общество в целом [3,4].

Социальное предпринимательство нуждается в таком определении, которое бы соответствовало знаниям о предпринимательстве в общем понимании этого термина.

Согласно анализу научной литературы, предпринимательство — это набор особых видов деятельности, совершаемых определенными людьми с исключительным видом мышления с целью максимизации прибыли. Таким образом, процесс деятельности этих людей тесно связан с результатом и получением выгоды [5].

В научной литературе предпринимателей отличают от деловых людей, основываясь на утверждении, что предприниматели «создают потребности», в то время как деловые люди «удовлетворяют потребности». Предприниматели представляются как люди, которые видят мир по-другому и могут предвидеть изменения среды. Они используют возможность, мимо которой иной бы прошел, не заметив ее, а также осознают и принимают риски.

Основными характеристиками предпринимателя как субъекта экономической деятельности являются:

— ориентация на инновации;

— ориентация на успех и прибыль;

— готовность принимать риски;

— преданность делу и идее;

Entrepreneurship

— инициативность;

— организаторские способности;

— стратегическое мышление;

— создание экономического блага;

— способность использовать новые возможности;

— лидерские качества;

— проницательность;

— стойкость [3].

При анализе научной литературы авторами было выявлено, что некоторые личностные характеристики предпринимателей и социальных предпринимателей являются общими.

Это говорит о том, что социальные предприниматели — это люди, ставящие в приоритет достижение определенной общественной миссии, используя при этом бизнес-подход. Однако в приоритет ставится не максимизация прибыли, а выполнение определенной социальной миссии. Ниже авторами приведена таблица 1, в которой наглядно отражены существующие определения термина социальный предприниматель и основные характеристики его личности [6, 7].

Наиболее часто встречающейся характеристикой является «Ориентация на иннова-

Таблица 1. Основные характеристики термина «Социальный предприниматель»

Источник

Определение

Основные характеристики

Борнстейн (1998)

Социальный предприниматель — это новатор, реализующий новую идею, который сочетает в себе богатую фантазию и способность решать реальные проблемы, подходя к этому творчески, имеет сильную этическую установку, а также полностью владеет ситуацией, так как он или она могут предугадывать изменения рынка.

руководитель миссии; стойкость;

творческий подход к делу

Томпсон и др. (2000)

Социальные предприниматели — это люди, которые видят, где есть возможность для удовлетворения какой-либо общественно востребованной потребности, которая не может быть удовлетворена на государственном уровне. Эти люди собирают вместе необходимые ресурсы (как правило, людей, зачастую добровольцев, деньги и площадки) и используют их, чтобы «изменить мир к лучшему».

способность сопереживать; формирует социальные блага

Дис (1998)

Социальные предприниматели играют роль «вестника перемен» в социальном секторе. Это проявляется через:

— формирование миссии для создания и поддержания социальных ценностей;

— распознавание и неустанное следование за новыми возможностями, обеспечивающими эту миссию;

— вовлечение в процесс непрерывной инновационной деятельности, адаптации и обучения;

— смелые действия без ограничения теми ресурсами, которые имеются в данный момент.

«Вестник перемен»; высокая

ответственность перед обществом; преданность идее; готовность ответить на общественные проблемы

Бринкер-Хофф (2009)_

Социальный предприниматель — это тот, кто берет разумный риск в интересах людей, которым предоставляет услуги.

признание обществом

Лидбитер (2008)

Социальные предприниматели — это личности, обладающие предпринимательскими способностями: новаторством и способностью к преобразованию, а кроме того, это — лидеры, управленцы, люди, имеющие представление о перспективных возможностях, и люди, формирующие крепкие взаимоотношения внутри коллектива.

управленец; лидерские качества; ориентация на инновации

Захра и др. (2008)

Социальное предпринимательство охватывает действия и процессы, осуществляемые для того, чтобы обнаружить, определить и использовать возможности для повышения общественного благосостояния путем создания новых предприятий или управления уже существующими организациями с использованием инновационных подходов.

ориентация на инновации инициативно сть; способность и готовность использовать новые возможности

Ашока (2012)

Социальные предприниматели — это личности с инновационным подходом к решению наиболее актуальных социальных проблем. Они одновременно и мечтатели, и «заядлые» реалисты, которых, прежде всего, беспокоит практическое применение их идей.

«Практичный мечтатель»; преданность идее; ориентация на инновации

ции», что подтверждает рассмотрение социального предпринимательства как инновационной сферы ведения бизнеса.

Основываясь на результатах приведенной таблицы 1 и приняв во внимание ключевые характеристики социального предпринимателя, можно сделать вывод, что социальный предприниматель — это индивид, ставящий в приоритет достижение определенной общественной миссии, выполнение которой благоприятно повлияет на нуждающуюся в решении проблемы часть населения. Для реализации этой миссии используется предпринимательский подход как возможность осуществлять экономическую деятельность в рамках финансово-независимой и финансово-устойчивой, экономически-эффективной инновационной компании.

Из определения следует, что отличительными особенностями социального предпринимательства от других форм предпринимательства являются:

— ориентация на выполнении определенной социальной миссии — деятельность направлена на удовлетворение социальных потребностей в тех областях, где это необходимо;

— деятельность осуществляется в компаниях, которые имеют сильную культуру в области инноваций, и деятельность которых достаточно прозрачна;

— соединение экономической и социально-ориентированной деятельности. Организация должна функционировать эффективно для того, чтобы быть финансово-устойчивой и независимой.

В таблице 2 представлены характеристики бизнес-предпринимателей и социальных предпринимателей и выделены особенности,

Предпринимательство

которые так или иначе будут встречаться у обоих типов.

В рамках рассматриваемой авторами темы организационная культура выступает мощным рычагом регулирования взаимодействий и связей внешней и внутренней среды предприятия в условиях современного менеджмента [8]. Она пронизывает все уровни предприятия и оказывает непосредственное влияние на взаимодействие кадровых ресурсов, обеспечивающих ее функционирование.

В социальном предпринимательстве положение организационной культуры может быть особенно значимым, так как эта область экономической деятельности подразумевает большую вовлеченность в процесс деятельности организации или конкретного проекта. Это объясняется тем, что работая на социальном предприятии, сотрудник и социальный предприниматель изначально не могут преследовать цели одностороннего получения прибыли из проекта. В данном случае прибыль выступает вторичной целью, а на первое место выходит социальная миссия, которую несет в себе проект.

Таким образом, для комфортного осуществления своих обязательств и функций сотрудник должен чувствовать принадлежность к группе и вовлеченность в трудовой процесс.

С учетом специфики в области социального предпринимательства выделяют следующие требования к организационной культуре:

— приверженность идее;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— устойчивые взаимоотношения в коллективе;

— инновационность;

— возможность личностного и профессионального роста;

Таблица 2. Характеристики бизнес- и социальных предпринимателей

Характеристики бизнес-предпринимателей Характеристики общие для обоих типов Характеристики социальных предпринимателей

ориентация на успех и прибыль; готовность принимать риски; организаторские способности; стратегическое мышление; создание экономического блага; проницательность ориентация на инновации; творческий подход к делу; преданность делу и идее; инициативно сть; лидерские качества; способность и готовность; использовать новые возможности; стойкость руководитель миссии; способность сопереживать; «вестник перемен»; признание обществом; формирует социальные блага; готовность ответить на общественные проблемы; управленец «практичный мечтатель»; высокая ответственность перед обществом

- 49

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (23), 2018

Entrepreneurship

— реализация своих потребностей в условиях недостаточной материальной выгоды;

— гибкость;

— возможность делегирования полномочий;

— демократический тип лидерства;

— поощрение инициативности;

— возможность применить творческий подход к работе.

Корпоративная культура должна обеспечить такое функционирование предприятия, при котором сотрудники могли бы соотнести свое стремление реализации какой-либо социальной идеи с целью и миссией этого предприятия. В таких условиях сотрудники будут тесно привязаны к работе предприятия, внося в профессиональную деятельность свои жизненные стремления, тем самым связывая реализацию собственных потребностей с выполнением целей и миссии предприятия. Это в свою очередь может выступать и в качестве фактора, за счет которого возможна реализация личностных потребностей в финансовой выгоде. В данном случае взаимоотношения в коллективе должны быть тесными и формироваться достаточно длительный период, что может быть и минусом, так как не каждый новый сотрудник сразу способен осознать освоенность работы предприятия, занимающегося социальным предпринимательством.

Инновационность тоже является необходимым критерием социального предпринимательства. Как указывалось выше, одним из его важных признаков является поиск перспектив и видение провалов рынка, а также их эффективный учет посредством принятия новых решений, оказывающих долгосрочное позитивное влияние на общество в целом. Демократический тип лидерства и возможность делегирования полномочий подразумевают, что социальный предприниматель такого предприятия взаимодействует с подразделениями по принципу общей вовлеченности сотрудников во все стороны деятельности предприятия. Возможность выделения управляющих конкретными проектами внутри предприятия является свидетельством

того, что для таких предприятий наиболее характерными и подходящими будут органические организационные структуры. Демократический тип лидерства предполагает свободу в выборе и принятии того или иного решения, также возможность творческого подхода к работе. Данный тип лидерства является наиболее подходящим для современного социального предпринимательства.

Из четырех классических типов организационной культуры [9-11], по нашему мнению, нет единственного типа, который полностью соответствовал бы всем требованиям. По мнению авторов статьи, наиболее подходящей является клановая культура, а также некоторые элементы адхократической культуры, которая является наиболее инновационной.

В целом предприятие воспринимается как семья — место, где люди имеют много общего и доверяют друг другу. Внешнее окружение воспринимается положительно. Предприятие настроено на формирование долгосрочных партнерских отношений. Ключевыми ценностями являются: коллективизм, преданность организации, взаимоуважение, делегирование полномочий.

Успехом такого предприятия является стратегический успех, долгосрочный рост и увеличение прибыли. Организационная культура выступает в качестве фактора, формирующего психологические качества или поддерживающего уже существующие, а также развивающего их. Следует отметить, что более существенными являются уже приобретенные качества, так как они могут сократить срок адаптации сотрудника к новым условиям. Личностные качества определяют то, каким образом сотрудник реализует свои профессиональные качества, которые, в свою очередь, и определяют инновационный потенциал предприятия.

Таким образом, не менее важным является выделение характеристик сотрудников, работающих в сфере социального предпринимательства.

В основании мотивации сотрудников предприятия лежит удовлетворение их личностных потребностей того или иного

уровня. В этом рамках социального предпринимательства существует возможность наибольшего удовлетворения таких потребностей, как признание индивида обществом, что является одной из высших ступеней потребностей человека. Ни один из видов бизнеса так не признаётся обществом, как тот, что положительно влияет на его развитие, социальное оздоровление и интеграцию его членов, не способных сделать это самостоятельно. При участии сотрудника в деятельности коммерческих организаций такая возможность предоставляется невсегда. Это является фактором, вызывающим желание работать в сфере социального предпринимательства.

Рассматривая характеристики современного российского общества, можно сделать вывод, что социальное предпринимательство в России является возможностью для трудоустройства многих людей, как целевых групп данного вида деятельности, так и тех, кто оказывает влияние на эти целевые группы через работу на социальных предприятиях.

В качестве наиболее устойчивых и типичных ценностных ориентаций, формирующих социально-культурную составляющую российского общества, представляются такие как: «низкая значимость факторов материального благополучия и устремленность в этом идеальную, духовную сферу, неуверенность в настоящем и обращенность в прошлое или будущее, доминирование социальных ориентаций над индивидуально-личностными, этатированность сознания, недифференцированное, духовно-целостное отношение к жизни, миру» [12].

При рассмотрении особенностей личностных характеристик сотрудника в области социального предпринимательства сделан вывод, что наиболее подходящим психотипом будет являться эмотивный тип, или эмо-центрическая акцентуация.

Психотип — это набор психических качеств и особенностей индивида, определяющий его поведение. Именно правильный отбор и правильное распределение должностей между сотрудниками в соответствии с их психотипами являются одной из гарантий

Предпринимательство

формирования сильного кадрового потенциала предприятия. Нами используется классификация психотипов, разработанная Карлом Леонгардом [13].

Важными кадровыми характеристиками социального предпринимательства являются: профессиональное призвание; глубокая мотивации к выполнению труда в различных его модификациях; духовно-нравственные качества; склонности к работе с людьми, социально-генетическая предрасположенность к работе с человеком; профессиональное мастерство; объективно-критическое отношение к своей деятельности; профессиональные знания и профессиональные умения; способность постоянно обучаться; профессиональная гордость как социально-психологическое состояние личности.

Профессионально-личностное становление и развитие такого сотрудника предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, высокую квалификацию и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования.

Реализация программ развития социального предпринимательства в России позволит увеличить социальный капитал, уменьшить уровень безработицы, повысить уровень жизни населения, а также сформировать сферу деятельности, в которой определенная социальная группа людей сможет занимать эффективной экономической деятельностью в соответствии со своими психологическими характеристиками. В результате это увеличит устойчивость экономического развития страны [14].

Вывод

В заключение хотелось отметить, что социальное предпринимательство выступает инновационным рыночным инструментом, направленным на решение общественных проблем в условиях современной рыночной экономики России, а также формирует собой новую область деятельности экономических субъектов.

Entrepreneurship

Список литературы

1. Арай Ю Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности // Российский журнал менеджмента. 2013. № 1. С. 111-113.

2. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Там-бовскогоуниверситета. 2015. №1.С. 20-24.

3. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Государственно-частное партнерство в развитии социально значимых бытовых услуг в регионе. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012. 179 с.

4. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э Особенности и формы реализации социального предпринимательства // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2017. № 4 (22). С. 138-143.

5. Зайнашева З.Г., Прокофьева А.И. Анализ развития социального предпринимательства в современных экономических условиях // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2017. № 3 (21). С. 86-92.

6. Изотова Г.С. Социальное предпринимательство: новый институт современной России // Экономические стратегии. 2011. № 9. С. 44-51.

7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 356 с.

8. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия — сделать мир лучше: Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014. 304 с.

9. Макарченко М.А., Антонов A.A. Организационная культура в системе факторов инновационного потенциала организации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2013. № 1 (12).

10. Макарченко М.А., Антонов A.A. Кадровый инновационный потенциал в структуре инновационного потенциала организации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2014. №1.С. 44.

11. Макарченко М.А. Воздействие мезо-экономических факторов на культуру предприятия // Экономика и экологический менеджмент. 2010. № 2.

12. Позняков В.П. Социально-психологические характеристики российских предпринимателей с разным уровнем деловой активности // ЗПУ 2013. № 4. С. 212-220.

13. Сабирова З.Э. Формирование, поддержка и пропаганда социального предпринимательства в России // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 1 ноября 2016 г. / НИЦ АЭТЕРНА. Уфа, 2016. Ч.1.С. 183-186.

14. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nb-fund.ru.

References

1. Arai Yu.N. Social entrepreneurship in the early XXI century: basic concepts and country features // Russian management journal. 2013. No. 1. P. 111-113.

2. Vetrova E.A. Social entrepreneurship as a factor of socio-economic development of society // Bulletin of Tambov University. 2015. No. 1. P. 20-24.

3. Zainasheva Z.G., Sabirova Z.E. Public-private partnership in the development of socially important domestic services in the region. Ufa: Ufa state academy of economics and service, 2012. 179 p.

4. Zainasheva Z.G., Sabirova Z.E. Features and forms of implementation of social entrepreneurship //Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Economy series, 2017. No. 4 (22). P. 138-143.

5. Zainasheva Z.G., Prokofiev A.I. Analysis of the development of social entrepreneurship in modern economic conditions // Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Economy series. 2017. No. 3 (21). P. 86-92.

6. Izotova G.S. Social entrepreneurship: the new Institute of modern Russia // Economic strategy. 2011. No. 9. P. 44-51.

7. Leonhard K. Accentuated personality. Rostov-na-Donu: Phoenix, 2011. 356 p.

8. Kical J., Lyons T. Social entrepreneur-ship: the mission is to make the world a better place. M.: Alpina Publisher, 2014. 304 p.

9. Makarchenko M.A., Antonov A.A. Organizational culture in the system of factors

of innovative potential of the organization // Scientific Journal NRU ITMO. Series «Economics and environmental management». 2013. No. 1 (19).

10. Makarchenko M.A., Antonov A.A. Personnel innovation potential in the structure of innovative potential of the organization // Scien-tificjournal NRU ITMO. Series Economics and environmental management. 2014. No. 1. P. 44.

11. Makarchenko M.A. The Influence of mesoeconomic factors on the culture of enterprise // Economy and ecological management. 2010. No. 2.

12. Poznyakov V.P Social and psychological characteristics of Russian entrepreneurs with

Предпринимательство

different levels of business activity II ZPU. 2013. No. 4. P. 212-220.

13. Sabirova Z.E. Formation, support and promotion of social entrepreneurship in Russia II Regularities and trends in the development of science in modern society: mater. International scientific practical Conference, 1 November 2016 / SIC AETERNA. Ufa, 2016. Part 1. P. 183-186.

14. The fund of regional social programs «Our future» [Electronic resource]. Available at: http://nb-fund.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.