Научная статья на тему 'Особенности социальной адаптации и реабилитации аутичного ребенка'

Особенности социальной адаптации и реабилитации аутичного ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
866
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федулова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной адаптации и реабилитации аутичного ребенка»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (15), 2016 145 УДК 159.973

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Федулова Елена Александровна, студент (e-mail: helenna_nova@mail.ru) Российский национальный исследовательский медицинский университет

им. Н.И.Пирогова, Москва, Россия

В данной статье представлены основные права детей с нарушениями развития. Рассмотрены основные потребности аутичного ребенка в соответствии с симптомами, затрудняющими процесс коммуникации. Представлены особенности программ социальной адаптации и реабилитации детей дошкольного возраста с РАС в образовательных учреждениях разных видов. Выявлены особенности клинико-психологической работы, а также психолого-педагогические условия коррекционной работы с детьми с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра (РАС), нарушения развития, инклюзивное образование, социальная адаптация и реабилитация, потребность в общении, коммуникация, ригидность мышления, сенсорная интеграция, методы альтернативной коммуникации, тьютор, интегративный подход.

Сегодня в России и в мире аутизму уделяется особое значение, что связано с увеличением числа людей, имеющих расстройства аутистического спектра (далее - РАС). Согласно данным мировой статистики за 2014 год (National Center on Birth Defects and Developmental Disabilities), частота встречаемости РАС составляет 1 на 68 человек (для сравнения: в 2008 году частота встречаемости составила 1 на 88) [1]. Стремительный темп распространения аутизма не зависит ни от национального, ни от расового или географического факторов. Практика социальной адаптации и реабилитации страдает от нехватки научных разработок. Вместе с тем, множатся запросы родителей на коррекционное обучение детей с РАС. Охрана здоровья детей с РАС реализуется в системе мер, отраженных в Конвенции о правах инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 61/106 от 13.12.2006 г), в статьях о правах на образование (ст. 24), на охрану здоровья (ст. 25) и реабилитацию (ст. 26) [2]. В Москве программы социальной адаптации и реабилитации осуществляются в рамках образовательной системы в учреждениях дошкольного и школьного образования, медицинских учреждениях, на клинико- психологических базах. Наиболее уязвимым местом реабилитации являются особенности развития аутичных детей: нарушения социальной коммуникации, нарушение социального взаимодействия и ригидность мышления (вследствие данных особенностей аутичные дети с трудом «встраиваются» в систему социальных отношений).

Государственные учреждения системы образования, оказывающие помощь людям с РАС, достаточно разнообразны по уровню и направленности методического обеспечения, по степени специальной подготовленности кадров, по формам обучения и воспитания. Можно предположить, что определение единых психолого-педагогических условий социальной адаптации и реабилитации аутичных детей в ДОУ с опорой на методологию системного подхода повысит эффективность оказываемой помощи.

Развитие потребности в общении аутичных детей в образовательных учреждениях опирается на теоретические положения, представленные в трудах как отечественных психологов Е.Р. Баенской, В.В. Лебединской, К.С. Лебединской, О.С. Никольской, так и в зарубежных разработках О. Богда-шиной, Р. Джордана, Д.М. Рикса, Л. Винг:

1) аутичный ребенок на ранних стадиях развития не интересуется общением со взрослым, он сосредоточен на получении приятных ощущений;

2) ребенок с РАС часто не способен сформировать полноценные связи между своими эмоциями, ощущениями и моторикой, вследствие чего он оказывается неспособным обмениваться эмоциональными сигналами с окружающими людьми;

3) у аутичных детей на ранних этапах развития существуют недостатки взаимной, ритмико-временной, синхронизированной коммуникации, которая свойственна нормально развивающимся детям;

4) постоянные попытки поддерживать связь между разрозненными ощущениями, эмоциями и моторикой очень трудоемки для ребенка, поэтому они могут лишь вступать в кратковременное взаимодействие со взрослым, а инициировать взаимодействие самостоятельно оказывается для них слишком сложной задачей.

Таким образом, целесообразно направить внимание на следующие особенности социальной адаптации и реабилитации ребенка с РАС: необходимость формирования коммуникативных навыков, потребность в сенсорной интеграции получаемой детьми от разных органов чувств информации, формирование полноценных связей между эмоциями, ощущениями и моторикой.

Целью данной работы является определение оптимальных психолого-педагогических условий социализации и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Изучение и сопоставление психолого-педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений осуществлялось в период с 2012 по 2015 гг. Базами исследования стали ресурсный центр инклюзивного дошкольного образования «Детский сад № 288», государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида «Ковчег», автономная некоммерческая организация Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». Основным методом исследования выбран констатирующий эксперимент в естественных условиях. До-

полнительные методы - включенное и невключенное наблюдение, беседа, фотозапись, общелогические (анализ, сравнение, обобщение). Применение метода включенного наблюдения находилось в зависимости: 1) от актуального состояния ребенка на момент занятия (при высоком уровне возбуждения нервной системы, при сенсорной перегрузке ребенка с РАС возможно присутствие только педагога), 2) от формы занятия (в индивидуальном занятии с логопедом участие исследователя не допустимо, в групповом занятии допускается наличие незнакомого взрослого).

При исследовании клинико-психологических особенностей аутичных детей и психолого-педагогических условий социальной адаптации и реабилитации в ГБОУ г. Москвы детском саду компенсирующего вида «Ковчег» выявлено:

все воспитанники, включая детей с РАС, занимаются по единой образовательной программе;

воспитатели являются постоянными сопровождающими детей в их игровой и познавательной деятельности;

тьюторы для детей с РАС не предусмотрены;

воспитанники могут использовать образовательное пространство по своему усмотрению, нет строгих правил;

педагоги стараются понять каждого ребенка, чутко и внимательно относятся к детям.

Социальная адаптация и реабилитация детей с РАС в ресурсном центре инклюзивного дошкольного образования «Детский сад № 288» осуществляются следующим образом:

дети с РАС занимаются в отдельных группах в зависимости от уровня развития социальных, бытовых, игровых навыков и определения ведущей задачи группы на ближайшее полугодие;

для групп составлены программы социализации и реабилитации на каждое полугодие с учетом индивидуальных особенностей и интересов воспитанников;

каждый пункт расписания содержит цели и задачи, а также список навыков, предписанных к освоению воспитанниками;

образовательное пространство имеет четкую маркировку (к примеру, на шкафчиках для одежды с именем и фотографией воспитанника);

перед началом занятия предъявляется предметное расписание, к которому дети могут обратиться в ситуации неопределенности или тревоги, каждый пункт расписания нацелен на организацию и стабилизацию энергетического потенциала воспитанников, развитие произвольной деятельности и зрительно-моторной координации;

дети с РАС активно пользуются методами альтернативной коммуникации (PECS, Makaton);

специалисты центра дают обратную связь родителям после каждого проведенного занятия (изменения в поведении воспитанников не остаются

незамеченными, что позволяет определять ближайшие мишени воздействия специалистов для лучших результатов).

За год включенного наблюдения за тремя группами аутичных детей с разными программами (по направлениям: включение в социальные игры, усвоение правил, овладение эмоциями) были отмечены значительные успехи в виде полного или частичного усвоения навыков, предполагаемых программой:

1 группа продемонстрировала значительные успехи в виде полного освоения навыков самообслуживания и освоения правил всеми детьми, освоение навыков взаимодействия и участия в социальных играх в 75% воспитанников;

2 группа показала полную интериоризацию навыков самообслуживания, навык освоения правил находился на стадии формирования у 50% воспитанников;

3 группа успешно овладела навыками самообслуживания и находилась на стадии овладения эмоциями.

Психолого-педагогическая работа в АНКО Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» строится на принципах комплексного воздействия, систематичности, наглядности, дифференцированного подхода к обучению, учета индивидуальных особенностей воспитанников, связи речи с другими сторонами психического развития. Каждый из воспитанников при поступлении в центр проходит медико-психолого-педагогическое обследование, которое является основой формирования индивидуальной программы социализации и реабилитации. Интегративный подход воплощается в тесном сотрудничестве педагогов центра. Каждое из направлений реабилитации - логопедия, коммуникативное, игровое взаимодействие, двигательная терапия, иппотерапия, канис-терапия, сомато-сенсорная терапия, продуктивная деятельность - регулируется деятельностью кураторов. Значимыми особенностями работы специалистов центра является также:

использование средств альтернативной коммуникации при необходимости (PECS, жесты, коммуникативные доски, компьютер);

обратная связь специалистов центра родителям после каждого занятия, возможность присутствия родителей на любых занятиях ребенка, обучение родителей средствам и методам развития детей;

постоянное повышение квалификации всех специалистов центра, что обеспечивает высокий уровень компетентности специалистов по проблемам аутизма.

В ходе исследования проведено обобщение практического опыта; выявление особенностей клинико-психологической работы с детьми с РАС; определение психолого-педагогических условий коррекционной работы с детьми с РАС.

Педагогические системы в учреждениях дошкольного образования, обслуживающие детей с ограниченными возможностями здоровья являются

подсистемами массового образования; обеспечивают детям с РАС оказание помощи в создании и поддержании взаимодействия с социумом, в повышении уровня социальной адаптации; в динамике как целостный педагогический процесс, направлены на достижение воспитанниками самостоятельности и независимой жизнедеятельности в обществе.

Оптимальными условиями для психолого-педагогической работы по социальной адаптации и реабилитации детей с РАС признаны следующие:

маркирование образовательного пространства в целях снижения тревожности воспитанников, информирования о структуре занятия;

эмоциональная включенность педагогов в деятельность детей и нейтральность внешних проявлений;

следование за ребенком, наполнение и расширение коммуникативной и познавательной деятельности (работа со всем спектром интересов воспитанника);

обусловленность приоритетного направления реабилитации предрасположенностью воспитанника и целесообразностью формирования социальных навыков по запросу родителей (реализация возможностей, находящихся в зоне ближайшего развития ребенка).

Проведенное изучение особенностей программ указанных образовательных учреждений не претендует на исчерпывающее исследование. Дальнейшая разработка темы имеет целью определение психолого-педагогических особенностей отдельных направлений социальной реабилитации и коррекции детей с РАС. Также планируется изучение динамики развития аутичных детей за полгода, год, полтора года. Это позволит оценить эффективность программ по следующим параметрам: длительность программы, возраст начала прохождения реабилитационной программы, сочетание методов реабилитации.

Список литературы

1. National Center on Birth Defects and Developmental Disabilities. Division of Birth Defects and Developmental Disabilities// Mail-Stop E871600 Clifton Rd. Atlanta, GA 30333 USA. URL: http://www.cdc.gov/ncbddd/autism/data.html (Дата обращения 12.10.2015).

2. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. // ООН. Конвенции и соглашения. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (Дата обращения 01.05.2015).

Fedulova Elena Alexandrovna, student

(e-mail: helenna_nova@mail.ru)

Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU), Moscow, Russia

FEATURES OF SOCIAL ADAPTATION AND REHABILITATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Abstract. This article presents the basic rights of children with developmental disorders. The basic needs of the child with autism spectrum disorder, in accordance with the symptoms, complicating the process of communication. The features

of social adaptation and rehabilitation programs for preschool children with ASD in educational institutions of different types. The features of the clinical and psychological work, as well as psychological and pedagogical conditions of correctional work with children with ASD.

Keywords: autism spectrum disorders (ASD), developmental disorders, inclusive education, social adaptation and rehabilitation, the need for communication, communication, rigidity of thought, sensory integration, alternative methods of communication, tutor, integrative approach.

УДК 343.4:347.6

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕУПЛАТУ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ ИЛИ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОВРЕМЕННОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ Фефелова Надежда Дмитриевна, студент (e-mail: nadezhdadmitrievna.fefelova@gmail.com) Сутурин Михаил Александрович, к.ю.н., доцент Иркутский государственный университет, г.Иркутск, Россия

(e-mail: mialsu@yandex.ru)

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, раскрываются проблемы уголовной ответственности за данное преступление.

Ключевые слова: алиментные обязательства; неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; уголовная ответственность по ст.157 УК РФ; несовершеннолетние дети; нетрудоспособные родители.

Социальные и экономические изменения, происходящие в российском обществе, затрагивают все сферы его жизнедеятельности. Семья, как основной институт гражданского общества, тоже претерпевает как позитивные, так и негативные социальные последствия проводимых в России реформ. Во многих случаях предусмотренная действующим законодательством обязанность материальной поддержки наиболее уязвимых членов семьи, детей и нетрудоспособных родителей, при таких условиях зачастую добровольно не исполняется. Закрепление данная обязанность находит, в первую очередь, в главном законе нашей страны, в Конституции РФ. Так, в ч. 3 ст. 38 Конституции РФ сказано, что «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях»[1]. Семейный же кодекс РФ предусматривает, что ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.