Научная статья на тему 'Особенности социального заказа на двухуровневую профессиональную подготовку'

Особенности социального заказа на двухуровневую профессиональную подготовку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социального заказа на двухуровневую профессиональную подготовку»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А. ТУЗИКОВ, профессор Р. ЗИНУРОВА, профессор Казанский государственный технологический университет

Особенности социального заказа на двухуровневую профессиональную подготовку1

Политическое решение о переходе к многоуровневой профессиональной подготовке в российских вузах уже принято и оформлено в законодательном порядке. Система, комбинирующая схему «бакалавр - магистр» и схему «специалист», вводится с 2009 г. Однако, несмотря на принятые документы и сложившуюся более чем десятилетнюю «добровольную» практику, остаются вопросы относительно степени востребованности указанных перемен со стороны общества.

В концептуальном плане в данном случае вполне уместно использовать понятие «социальный заказ». На наш взгляд, значение этого понятия применительно к высшему образованию находится на пересечении семантических полей понятий «спрос» и «общественные потребности». «Социальный заказ» трактуется нами как осознанные - политическим классом, работодателями (в лице госорганизаций и бизнес-сообщества), а также в кругах экспертов и получателей образования(абитуриентов, студентов и их родителей) - потребности в профессиональной подготовке, которые выражаются: 1) в готовности учиться в рамках различных программ высшего профессионального образования, в том числе и за собственные средства; 2) в готовности государства и бизнес-сообщества оплачивать высшее профессиональное образование определенных направлений и трудоустраивать выпускников вузов; 3) в признании

обществом статуса данных программ высшего профессионального образования как условия доступа к тем или иным профессиям и, соответственно, позициям в социальной структуре. Таким образом, социальный заказ представляет собой гетерогенное явление, а для его выявления необходим целый комплекс мероприятий, ни в коем случае не сводимых к статистическим методам изучения спроса на кадры или на обучение в высших образовательных уч-режденияхопределенного профиля.

Социальный заказ работодателей на многоуровневую подготовку выпускников высшей квалификации. Исследования, проведенные в последние годы отечественными учеными, характеризуют отношение работодателей к системе высшего профессионального образования в целом, а также их взгляды на механизмы его реформирования, инициированные вступлением России в Болонский процесс.

Согласно проведенным исследованиям, сформировался основной список требований, предъявляемых работодателями к выпускникам высшей школы:

• общий уровень развития и базовые знания;

• способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное;

• умение применять на практике полученные знания, умение и желание постоянно учиться, навыки командной работы;

1 Статья подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» Министерства образования и науки РФ (проект РНП 2.2.2.1.8302 «Сравнительные исследования социального заказа и содержания двухуровневой системы высшей профессиональной подготовки в странах Европейского сообщества и в США как путь реализации Болонского процесса в России»).

• нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность самооценки как специалиста.

Сопоставляя эти требования с уровнями компетенции студентов на разных ступенях подготовки, мы видим, что основные качества и навыки, ожидаемые от выпускников, вполне соответствуют тому набору компетенций, которыми характеризуется степень бакалавра в европейском понимании. При расстановке приоритетов очевидно, что общий уровень развития, обучаемость и личностные качества важнее глубины и актуальности знаний по специальности. Многие работодатели уже избавились от иллюзии получить готового специалиста, который мог бы включиться в работу после минимальной «доводки » на рабочем месте. За вузами работодатели оставляют функции отбора способной молодежи, формирования базовых знаний, а также развития личностных свойств, что вполне вписывается в модель бакалавра.

В регионах РФ можно столкнуться с такой проблемой: новация в образовательной сфере дискутируется, внедряется и используется только самим вузовским сообществом, однако она не находит одобрения в сфере работодателей, потому что с работодателями никто не советуется. Конечно, есть попечительские советы, государственные органы, занимающиеся проблемами рынка труда и заказом на выпуск тех или иных специалистов (например, Министерство труда и занятости). Но для внедрения чего-то нового необходимо более тесное сотрудничество с рынком труда, с каждым его сектором, будь то государственные, муниципальные учреждения и предприятия, крупные частные организации, предприятия малого бизнеса. Политика перехода на бакалавриат и магистратуру также должна не только основываться на позиции администрации вузов, но и учитывать мнение работодателей. С изменением структуры ВПО не только вводятся новые термины («бакалавр» и «магистр»), но и меняется содержание компе-

тенций, к ним относящихся. Если работодатель будет понимать, какой набор компетенций подразумевается под каждым из терминов, он сможет сам решать, кто ему необходим на рабочем месте - бакалавр, специалист или магистр.

Исходя из актуальности данной проблемы, мы решили опросить работодателей в Республике Татарстан с целью определить степень удовлетворенности российским образованием и проанализировать их мнения насчет внедрения многоуровневой системы образования.

Был опрошен административно-управленческий аппарат крупныхпредприятий и организаций Республики Татарстан различных форм собственности, таких как Министерство экологии и природных ресурсов РТ, ГУП «Татспиртпром», ОАО «Татнии-нефтемаш», «НЭФИС-косметикс», ОАО «Мелита», ОАО «Вамин» РТ и другие ^ = 35). Были получены интересные, но порой противоречивые результаты, характеризующие степень принятия руководителями (а следовательно, работодателями) многоуровневой системы. Симптоматичен тот факт, что многие из них не совсем понимают термины «бакалавр» и «магистр» с точки зрения их компетенций, поэтому часто не могут сформулировать набор компетенций, необходимых для каждого уровня обучения. Скорее всего, из-за этого и возникает негативное отношение к реформированию российской системы образования. Но в то же время противоречивы и ответы на вопрос о том, нуждается ли наше высшее образование в реформировании. Более половины опрошенных руководителей ответили утвердительно.

Наиболее актуальным в глазах работодателей является «отсутствие подготовки специалистов конкретно необходимого нам профиля» (17%). Самой малозначимой проблемой ВПО, по мнению руководителей, является слабый учет реальных проблем отрасли при организации учебного процесса (2,8%).

Представляет безусловный интерес

мнение работодателей о возможности приема на работу бакалавров (результаты представлены в табл. 1 и на рис. 1, 2).

Прием бакалавров на должность,

субъектами, формирующими заказ на работников с высшим образованием, должны стать руководители промышленных

Таблица 1 требующую высшего образования

Вариант ответа Количество Процентное соотношение

Однозначно да 1 2,8%

Скорее да, чем нет 12 34,3%

Скорее нет, чем да 14 40%

Однозначно нет 5 14,3%

Затрудняюсь ответить 3 8,6%

-да скорее да

3 - скорее нет

4 - нет

5 - сложно сказать

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

1 -да 4 - нет

2 - скорее да 5 - сложно

3 - скорее нет сказать

Рис. 1. Прием бакалавров на должность, связанную с управлением

Проанализировав графики и сопоставив их между собой, можно прийти к выводу, что работодатели с большей охотой возьмут на предприятие бакалавров на должность, связанную с обслуживанием сложной техники, и скорее вообще не возьмут на должность, связанную с управлением.

Отмечая виды профессиональной подготовки, требующие перехода на двухуровневую систему, руководители указывают на следующие направления: инженерная подготовка (23%); подготовка менеджеров для предприятий (23%); подготовка менеджеров для государственного муниципального управления (11%); подготовка экономистов (9%).

46% полагают, что такой переход не нужен вообще, 70% респондентов считают, что магистры нужны прежде всего в науке, 30% - в системе высшего профессионального образования, только 20% - на производстве.

По мнению респондентов, главными

Рис. 2. Прием бакалавров на должность, связанную с обслуживанием сложной техники

предприятий,ассоциаций,торгово-про-мышленных палат, единый заказчик, объединяющий представителей государства, бизнеса, общественности и высшей школы (46%). Федеральное агентство и региональные власти как субъекты, формирующие заказ, в глазах работодателей не имеют веса. Можно сделать вывод, что работодатели имеют желание участвовать в формировании социального заказа. Это означает также, что для них важно, каких специалистов и с какими компетенциями выпускают вузы.

Двухуровневая подготовка глазами потенциальных потребителей образовательных услуг. Ситуация относительно оценки перехода к системе «бакалавр -магистр » в среде потребителей образовательных услуг характеризуется прежде всего низкой осведомленностью респондентов относительно содержания профессиональной подготовки бакалавров и маги-

стров. Эта картина характерна для подавляющего большинства регионов, исключая столичные образовательные учреждения, зачастую интегрированные с зарубежными структурами.

Основными и непосредственными потребителями образовательных услуг, в том числе двухуровневого образования, являются учащиеся школ, которым в ближайшее время предстоит сделать выбор своей образовательной траектории, их родители, мнение которых в большой степени этот выбор предопределяет, а также студенты высших учебных заведений, способные смоделировать свои жизненные стратегии в области образования.

В соответствии с программой эмпирического исследования был проведен массовый опрос данных групп потребителей образовательных услуг методом анкетирования в регионах Приволжского федерального округа (Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Ульяновская область, Марий Эл). Выборка исследования составила 3000 человек (по 200 человек в категории по каждому региону). Данная численность респондентов сопоставима с генеральной совокуп-

ностью представителей целевых групп среди населения изучаемых регионов. (Погрешность выборки составляет 5%.) Результаты массового опроса сопоставлялись с данными, полученными с применением других методов (в том числе интервью и фокус-группы).

Респонденты 1-й и 2-й групп (родители и школьники) знакомы с механизмом двухступенчатой подготовки прежде всего по таким каналам информации, как «личные связи и знакомства»: 36,1% родителей и 25% школьников имеют контакты со студентами, обучающимися по системе «бакалавр - магистр». Личные контакты сформировали их собственную оценку этой системы высшей профессиональной подготовки. В табл. 2 приведены мнения родителей и старшеклассников о различных аспектах двухступенчатой подготовки (в % от числа опрошенных).

В целом можно отметить, что более 40% всех опрошенных склонны считать, что магистерская программа обучения делает выпускника высшего учебного заведения более конкурентоспособным на современном рынке труда. Большинство

Таблица 2

Мнение Родители Школь- ники Студенты

Диплом бакалавра при устройстве на работу воспринимается как «незаконченное высшее образование», и с этим связаны отказы в приеме на работу 36,9 17,5 27,2

Обучение по магистерской программе - лишняя трата времени и средств 7,5 0,0 12,0

Обучение по магистерской программе позволяет устроиться на более «выгодную» работу 47,2 40,0 30,4

Обучение по магистерской программе позволяет заниматься педагогической и научной деятельностью в вузе 20,8 20,0 12,0

Бакалавр от магистра принципиально ничем не отличается, только сроками обучения 13,2 12,5 8,0

Магистерская программа обучения позволяет стать специалистом в какой-либо сфере, а бакалаврская программа дает лишь общие представления и первичные навыки по определенной специальности 22,6 22,5 10,4

Двухуровневая система профподготовки позволяет продолжить обучение по магистерской программе в любом другом вузе, в том числе и за границей 20,8 27,5 13,6

На мировом рынке труда требуется диплом либо бакалавра, либо магистра 5,7 15,0 8,0

опрошенных родителей и их детей-школь-ников считают, что магистерская программа обучения позволяет стать специалистом в какой-либо сфере, а бакалаврская программа дает лишь общие представления и первичные навыки по определенной специальности.

В то же время, отвечая на вопрос: «Будете ли вы продолжать обучение по магистерской программе, если в выбранном вузе существует многоуровневая система профподготовки? », положительный ответ дали 34,9% школьников и 48,6% их родителей. Достаточно большая доля респондентов затруднилась с ответом (46,9% и 33,9% соответственно). Уровень бакалаврской подготовки считают достаточным 7,9% школьников и 5,8% родителей.

Студенты выразили более пессимистические настроения по поводу реализации данной модели обучения применительно к себе (табл. 2). Лишь 14,9% обязательно использовали бы предоставленную возможность продолжить обучение в магистратуре. 41,9% считают, что достаточно программы специалиста, действующей в настоящее время.

В рамках проведенного исследования респондентам было предложено выступить в роли работодателя, осуществляющего

прием на работу выпускников высшей школы с двухуровневой системой профессиональной подготовки. Гипотетические работодатели дали оценку потенциальным возможностям выпускникам вуза с дипломами бакалавра на занятие вакансий специалистов с определенными должностными обязанностями (табл. 3).

Как показывают результаты исследования, респонденты не дали однозначного ответа. Причем родители разделились примерно на две равные группы, одна из которых выражает консервативную позицию, полагая, что бакалавр «скорее не может» и «однозначно не может» занимать должность, требующую высшего образования (39,8%). Другие считают, что в целом бакалавр может соответствовать заданной вакансии - 36,9%. Молодое поколение (школьники и студенты) фактически приравнивают образовательный статус бакалавра к специалисту в «старой», классической системе высшего образования - 47,6% и 51,1% соответственно.

Респондентам было предложено оценить профессиональную пригодность бакалавра к работе, связанной с предложенными видами деятельности (табл. 4, 5). Ответы представителей отдельных групп опрошенных не выявили значительных расхождений в заданных мнениях: 33,9% родителей и 39,0% школьников и студентов не отрицают возможного использования бакалавра на должности, связанной с обслуживанием сложной техники. Значительная часть опрошенных дают отрица-

тельный ответ на предмет заключения гипотетического трудового договора с бакалавром.

Сравнительный анализ профессиональной пригодности бакалавра и магистра выявил следующую ситуацию (рис. 3).

Таким образом, можно сказать, что непосредственные представители «спроса» на

Таблица 3

Конкурентные возможности бакалавра, %

Вы бы приняли бакалавра на должность, требующую высшего образования? Родители Школьники Студенты

Однозначно да 8,8 11,6 7,9

Скорее да, чем нет 28,1 36 43,2

Скорее нет, чем да 31,6 29,1 26,7

Однозначно нет 8,2 3,2 5,8

Затрудняюсь ответить 23,4 20,1 16,5

Таблица 4

Конкурентные возможности бакалавра на занятие вакансии, связанной с управлением, %

Вы бы приняли бакалавра на должность, связанную с управлением? Родители Школьники Студенты

Однозначно да 5,3 5,6 7,9

Скорее да, чем нет 26,9 36,0 36,1

Скорее нет, чем да 28,7 31,2 32,7

Однозначно нет 11,7 7,4 7,6

Затрудняюсь ответить 27,5 19,6 19,1

Таблица 5

Конкурентные возможности бакалавра на занятие вакансии, связанной с обслуживанием сложной техники, %

Вы бы приняли бакалавра на должность, связанную с обслуживанием сложной техники? Родители Школьники Студенты

Однозначно да 8,2 9,5 7,6

Скорее да, чем нет 25,7 29,6 31,4

Скорее нет, чем да 25,7 27,0 33,0

Однозначно нет 10,5 10,1 7,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затрудняюсь ответить 29,8 23,8 20,4

Область применения (в %)

70

60

50

40

30

20

10

0

□ На производстве

□ В науке

□ В системе образования

□ Другой вариант ответа

□ Не нужны вообще________

Родители | Школьники | Студенты Бакалавры

Родители | Школьники | Студенты Магистры

Рис. 3. Область применения бакалавров и магистров

65.2

образовательные услуги на сегодняшний день ных возможностях двухуровневой профес-

не сформировали для себя четкого представ- сиональной подготовки и соответствующей

ления о структуре, содержании, перспектив- компетентности бакалавра и магистра.

Магистранты российских вузов о многоуровневости в профессиональной подготовке. Анализ ответов обучающихся по магистерской программе в целом совпадает с тенденциями, выявленными при анализе основных групп потребителей образовательных услуг (потенциальных абитуриентов вузов, их родителей, студентов), и свидетельствует о том, что обучающиеся по такой образовательной программе ориентируются на построение научной карьеры. Т ак, в качестве причины поступления в магистратуру 61,7% опрошенных указали на то, что она является базой для подготовки будущей кандидатской диссертации, а 34% - на то, что поступление вызвано их желанием заниматься научной деятельностью. Повышением своей конкурентоспособности на рынке труда объясняют этот шаг 19,2% опрошенных. На престижность обучения в магистратуре указывают 19,2% респондентов.

Это совпадает и с планами на будущее. 57,5% респондентов однозначно собираются поступать в аспирантуру и продолжать заниматься наукой, 42,1% предполагают устроиться на работу, где требуются знания и профессиональные навыки, полученные в период обучения в магистратуре, 4,3% пока не сделали выбор между этими двумя стратегиями дальнейшей жизни.

Программа эмпирического исследования включала проведение фокус-групп с обучающимися на магистерских программах. Общее время каждой фокус-группы -60 минут. В трех фокус-группах (Казань, Ижевск, Ульяновск) приняли участие представители следующих направлений подготовки магистров:24010068 - «Химическая технология и биотехнология»; 15060068 -«Материаловедение и технология новых материалов»; 15040068 - «Технологические машины и оборудование»; 28020068 -«Защита окружающей среды »; 26080068 -«Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности»; 08050068 - «Менеджмент»; 2500068 -«Технология и оборудование лесозагото-

вительных и деревообрабатывающих производств»; 14010068 - «Теплоэнергетика».

Мнения участников фокус-группы представлены в следующих суждениях.

«У чась в магистратуре, я могу понять, стоит ли мне дальше заниматься научной деятельностью или мне идти искать престижную работу. Ведь магистратура дает по сути и то и то. То есть это определенная свобода выбора. Но и еще, конечно, это повышение уровня знаний, своего социального статуса » (Р.Г., 22 года).

«Я слышала о Болонском процессе следующее: это заключение соглашения между европейскими странами о едином образовательном пространстве. Чтобы уравнять систему образования, чтобы сделать ее одинаковой, чтобы в дальнейшем это помогало для передвижения по миру» (С.Н., 23 года).

Наиболее острая дискуссия развернулась по поводу профессиональной компетентности бакалавров. У участников фокус-групп сложилось мнение, что бакалавр не является полноценным специалистом с высшим образованием и по своей компетентности уступает традиционному специалисту: «у бакалавра практических навыков меньше, а на предприятиях нужна практика», «бакалавр - это недоучившийся специалист », «это человек, который на уровне выпускника техникума», «то же, что и выпускник 9 класса по сравнению с 11 классом, это бакалавр по сравнению со специалистом. То есть вроде бы среднее образование, но есть разница».

Бакалавр может быть принят преимущественно на рабочие должности или, после прохождения стажировки, на должности, которые может занимать традиционный специалист. Если же искать применение бакалавру в научной сфере, то это, как правило, должность инженера в лаборатории. Однако ряд участников фокус-групп отдают преимущества бакалаврам перед специалистами, считая что «у бакалавра предметная область шире, то есть бакалавр более образован, чем специалист».

Магистр в представлении участников фокус-групп имеет преимущество перед бакалавром в плане дальнейшего трудоустройства, но тем не менее основная сфера его потенциальной деятельности - наука. Участники рассматривают свою учебу в магистратуре как ступень к поступлению в аспирантуру, к продолжению научной карьеры.

Отношение к двухступенчатой подготовке неоднозначно. От категоричного отрицания: «Я считаю, что это вообще нереально в нашей стране. Очень много студентов, получив диплом бакалавра, вообще бросят учиться » (Л.Т., 21 год) - до здорового прагматизма: «Все-таки важно, чтобы наш диплом был признан и у наших работодателей, и за границей. Это вопрос на уровне правительства, не нам его решать. Необходимость введения Болонской конвенции может быть вызвана тем, что вузы могут предоставить студентам право обучаться дальше и в западных вузах» (М.Ф., 23 года).

Между тем две трети участников фокус-групп поддерживают введение двухуровневого образования и считают, что такое преобразование не ухудшит российскую систему высшего образования. Как правило, при этом они либо рассматривают бакалаврские программы как ступень перехода к магистерским программам, либо как возможность получить определенную работу и, накопив в дальнейшем практические навыки, перейти на вторую, магистерскую ступень обучения.

Использование проективных вопросов привело к попытке взглянуть на бакалавра с точки зрения работодателя. Это позволило определить уровень представлений о компетенциях, которыми обладают выпускники вузов указанной ступени. Определенная (большая) часть респондентов отметила, что «на большую должность точно бы не взяли. Ну, аппаратчик или электрик. На рабочие должности »; «если бы был выбор, то я бы выбрал инженера по сравнению с бакалавром. Ба-

калавра поставил бы на рабочую должность высокого разряда, в случае, если были бы вакантные должности»; «начальником точно исключаем. Аппаратчиком 3 разряда, не больше. То есть рабочим»; «я сам работал на заводе и понял, что у бакалавра нет той практики, чтобы подняться выше, чем простой рабочий. У бакалавров нет шансов, чтобы их взяли на должность мастера»; «бакалавр - это помощник »; «опыта ни у магистра, ни у бакалавра нет, я бы взял их на должность рабочего, чтобы они дальше учились».

Отдельные респонденты оценили компетенции бакалавров более высоко: «если есть вакансии, возьмем на инженерную должность»; «взял бы на инженерную должность, но со стажировкой»; «я бы предложила мастером»; «бакалавру можно доверить инженерную работу, но в лаборатории, лишь бы не на практическом производстве».

Однако обсуждение проблемы привело к выявлению более глубинных мотивов, определяющих прием на работу того или иного специалиста высшего учебного заведения. Оказалось, что реально «потенциальные работодатели» оценивают не компетенции, присущие дипломированной степени обучения, а уровень востребованности в обществе тех или иных видов профессиональной деятельности («возможно, диплом бакалавра или магистра будет перспективным, если та квалификация или должность, на которой он учился, будет востребована на рынке. В этом случае неважно, возьмут даже с дипломом бакалавра»). Оцениваются также личные компетенции тех выпускников, с которыми им придется иметь дело: «никакую должность сначала бы ему не дал, а дал возможность себя проявить, показать. То есть возьму на стажировку, посмотрю на него. В качестве помощника моего сложившегося специалиста (мастера). Почему я должен доверять свое оборудование? То есть не так ва-

жен диплом, как важен человек»; «мне как работодателю важно, чтобы человек имел опыт работы, опыт общения»; «для меня бакалавр и магистр равнозначны».

Что касается ответов участников на вопрос, связанный с зависимостью карьеры от уровня квалификации, то они отметили, что магистр имеет больше преимуществ перед бакалавром, а сама карьера в незначительной степени определяется уровнем полученной квалификации (от 5 до 30%). При этом различия между специалистом и магистром не выражены ярко, и «для работодателя что магистр, что специалист будут на одном уровне».

Необходимость реформирования системы высшего профессионального образования, повышения качества образовательных услуг, их соответствия современному международному уровню осознается практически всеми субъектами социального заказа. Вместе с тем, по нашему мнению, имеется противоречие между задачами вуза как профессиональной школы и его же функциями как производителя социальных услуг. С одной стороны, вуз и часть сообщества работодателей и родительской общественности продолжают главными задача-

ми вузов считать профессиональную подготовку и воспроизводство социальной структуры общества. С другой - весьма заметной становится тенденция видеть в вузах прежде всего инструмент «общекультурной базовой подготовки», «развития общих компетенций » и «инкубатора, позволяющего отсрочить выход молодежи на рынок труда ».

Без четкого видения путей модернизации отечественной образовательной системы попытки реализовать двухуровневое образование на практике могут оказаться механическими, а не органическими. Такая ситуация не стимулирует разумное реформирование и не способствует трансформации представлений общества о его конечных достигаемых результатах.

Требуется четкое понимание со стороны государства как крупного «эталонного » работодателя, на какие должности и виды работ могут претендовать бакалавры, а на какие магистры. Без отражения этого в квалификационных справочниках сообщество работодателей вряд ли сможет четко сформировать свой социальный заказ. В задачу вузов безусловно должна входить работа с бизнес-сообществом по разъяснению компетенций бакалавров и магистров.

Б. БЕДНЫЙ, профессор А. МИРОНОС, профессор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

В последнее время в развитых странах мира обучение по программам постдипломного уровня приобрело массовый характер. В связи с этим аспирантура стала полноценным сегментом рынка образования 2 [1-3]. Одной из сторон массовизации

Модель диагностики научного потенциала и результативности аспирантуры1

является то, что многие аспиранты как в России, так и за рубежом (по оценкам, приведенным в работах [3, 4], около 70% выпускников) рассматривают получение ученой степени лишь как средство повышения конкурентоспособности на рынке интеллек-

1 Pабoта выгюлнена при пoддеpжке Министерства oбpазoвания и науки Poссийскoй Федерации (пpoгpамма «Развитие наyчнoгo пoтенциала высшей штолы (2006-2008 гады)», пpoект №2.2.2.4.726).

2 Аспирантские пpoгpаммы на Западе именуются дoктopскими (пpoгpаммы 3-го ypoвня / цикла, Ph.D. degree program) и oсyществляются через институт дoктopантypы. Учитывая инoй смысл дoктopантypы в Poссии, где пoдгoтoвка дoктopскoй диссертации, пo сути, oсyществляется вне системы oбpазoвания, фюрму oбyчения ho пpoгpаммам Ph.D. будем именoвать аспиpантypoй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.