Научная статья на тему 'Особенности социального управления в системах менеджмента безопасности'

Особенности социального управления в системах менеджмента безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов А. Н., Меньшиков В. И.

Составлена детерминированная модель деятельности судового и берегового специалиста в системе управления безопасной эксплуатацией судов компании (СУБ) при поступлении команды по административной вертикали и даны варианты такой деятельности. В статье приводится описание концепции "социального человека" и показывается применение этой концепции при формировании механизма функционирования СУБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анисимов А. Н., Меньшиков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социального управления в системах менеджмента безопасности»

Особенности социального управления в системах менеджмента безопасности

1 2 А.Н. Анисимов , В.И. Меньшиков

1 Судоводительский факультет МГТУ, кафедра управления судном и промыслового рыболовства Судоводительский факультет МГТУ, кафедра судовождения

Аннотация. Составлена детерминированная модель деятельности судового и берегового специалиста в системе управления безопасной эксплуатацией судов компании (СУБ) при поступлении команды по административной вертикали и даны варианты такой деятельности. В статье приводится описание концепции "социального человека" и показывается применение этой концепции при формировании механизма функционирования СУБ.

Abstract. The deterministic model of activity of the ship and coast specialist in the management system for the ship safe operation (SMS) has been drawn up and the alternatives of this activity have been given. In the paper the description of the "social man" concept has been shown and the application of this concept has been demonstrated at the SMS operation.

1. Введение

Современную организацию управления безопасной эксплуатацией судов в судоходной компании можно достаточно уверенно отнести к классу социально-технических систем, поскольку в такой организации подлежат управлению как технологическая сущность, так и кадровое обеспечение. В свою очередь, для системы с социально-технической ориентацией процесс управления персоналом (кадровым обеспечением) реализуется лишь при наличии в ней как минимум двух взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: управляющего объекта (управляющего субъекта) и управляемого объекта (субъекта управления). Кроме того, социальный процесс управления следует считать состоявшимся только в том случае, когда переданная команда со стороны управляющего субъекта воспринята управляемым субъектом и доведена им до технического средства в виде силового воздействия. Если же управляемый объект не воспринял данной ему команды, воспринял ее не в полной мере, или не довел эту команду до технического средства, то такой процесс управления обычно классифицируется как несостоявшийся.

Для успешного достижения поставленной перед системой управления безопасной эксплуатацией судов компании (СУБ) цели в части управления персоналом необходимо составить структуру организации СУБ, а затем в соответствии с этой структурой выполнить декомпозицию трудовых отношений, выделяя как "функциональные" (вертикальные) так и "отраслевые" (горизонтальные) элементы. При выделении вертикальных и горизонтальных составляющих трудовых отношений в СУБ следует руководствоваться соотношениями, заимствованными из аппарата высшей алгебры:

W = U х V = {(м, v) | u е U, v е V}, (м, v) е A1 о- v < м, (м, v) е A2 О- v ~ м,

где v < м, v ~ м - отношения, определяющие признаки вертикальных и горизонтальных производственных отношений в системе, соответственно.

Особенностью социального управления, реализуемого в СУБ компании, является то, что оно должно включать в себя как административно-производственный, так и социокультурный аспект. Причем эти аспекты могут находиться в непрерывном процессе ранжировки и переранжировки их роли. В тех случаях, когда процесс ранжировки и переранжировки аспектов приводит к появлению "трещин" во взаимоотношениях между "верхами" и "низами" СУБ, первые, как правило, прибегают к чисто административным методам сращивания этих "трещин". Однако обязательное и систематическое управление персоналом в СУБ (п.6 ISM Code) неизбежно приведет к появлению в социуме компании такого высококвалифицированного персонала, который будет уже в состоянии размыть различия в интеллектуальных уровнях между "верхами" и "низами" и активно сопротивляться административному прессингу.

Отсутствие четкой границы между интеллектуальными уровнями "верхов" и "низов" и естественное в этом случае сопротивление административному прессингу, в свою очередь, может ввести существенные изменения в существующие методы управления социумом. Такие изменения следует связывать с переходом от административных методов к более интеллектуальным методам управления, предусматривающим возможность обратного влияния подчиненного на руководителя. Иными словами, в недалеком будущем в СУБ компании могут складываться элементы новой культуры во взаимоотношениях между подчиненным и руководителем. Эти взаимоотношения требуют от последнего создания с подчиненным обратной связи, которая, во-первых, обеспечит приемлемость для подчиненного принимаемых руководителем решений и, во-вторых, усилит внимание к качеству таких решений.

2. Модель деятельности при поступлении команды по вертикальным системным связям

Современные методы управления безопасной эксплуатацией судов требуют более точного определения имеющихся в компании экономических, технических и, особенно, социальных ресурсов. Причем методы управления социальными ресурсами, т.е. методы управления интеллектуальными силами компании, должны опираться на представления о качественном содержании социума в СУБ и постоянно совершенствоваться за счет формирования у персонала СУБ компании предпосылок к надежному и эффективному функционированию, например, как с помощью элементов культуры побуждения, так и культуры принуждения. Именно на интеллектуальные силы компании обычно падает огромная ответственность за разработку современного образа безопасной эксплуатации судов, составленного в виде некой совокупности принципов, соблюдение которых способствует самовыражению любого члена судового и берегового персонала СУБ. Причем разработка такого образа на уровне компании всегда будет характеризоваться высокой степенью неопределенности, поскольку каждый индивидуум из социума СУБ по-своему может понимать сущность объекта, связанную с безопасной эксплуатацией судна. Следовательно, для СУБ, как элемента из класса социально-технических систем, важным является разработка силами самой компании своей собственной культуры социального и технического управления на всех ее уровнях и приемов оценки эффективности такого управления.

Стратегическое направление развития социального управления в рамках СУБ не может быть обеспечено только на основе "удачных" и "неудачных" приказов или распоряжений. В процессе управления овеществленная в приказе или в распоряжении и переданная сверху вниз команда естественно вызывает ответную реакцию внизу. Эффективность такой команды будет в определенной мере зависеть от полноты и точности, качества и количества оказанного воздействия на техническое средство, ибо только на базе этого воздействия формируется ответная реакция. Действительно, в процессе социального и технического управления в СУБ, как правило, реализуется не то, что "командуется", а то, что "воспринимается" снизу. Поэтому разработку методики организации обратных связей в элементном множестве СУБ, основанной на особенностях взаимодействия "субъект - субъект", и оценку эффективности использования этих связей следует отнести к наиболее актуальным задачам, решение которых позволит повысить качество управления безопасной эксплуатацией судов, как в береговых, так и в судовых подразделениях компании.

Пусть далее действие субъекта управления описывается «-мерным вектор-столбцом У = (уь у2, ... уи)т, а скалярный параметр а характеризует степень восприятия этим субъектом команды, следующей сверху. Если далее принять, что субъекты объединены в единую эргатическую систему, то оценить качество функционирования устойчивых вертикальных обратных связей можно, если допустить однозначную взаимосвязь между действием субъекта У = (у1, у2, ... уя)т и параметром восприятия им команды а.

Для оценки качества функционирования обратной связи используем математическую модель, составленную в виде нелинейного дифференциального уравнения:

где Е - непрерывный по t вектор нелинейной функции, которая, в свою очередь, дифференцируема как по параметрам действия У, так и по величине а в некоторой области Б, заданной следующим образом:

ёУ/ё = Е(У, а, О,

(1)

| У, а | < Я Я = сошг > 0.

Введем дополнительные обозначения (значкомт обозначено транспонирование):

п

| 7 | = (7 т, 7)1/2 = (Е у?)у\ 1 =1

I 7, а | = | 7 | + | а |,

и допустим, что 7({, а) является однопараметрическим семейством решений уравнения (1), лежащим в области (2), причем таким, для которого

7(и(а),а) = 7с(а),

где {0(а), 70(а) - непрерывные дифференцируемые функции параметра а.

Зафиксируем степень восприятия поступившей субъекту команды величиной а = аг Тогда этому конкретному значению параметра будет соответствовать решение уравнения (1), записанное так:

7Д0 = 7({, а9), 7Д/оЮ) = 7(/оЮ, а9). (3)

Если значение параметра восприятия команды субъектом варьируется и отличается от фиксированного значения а9, т.е. определяется, как а= а9 + /л, то вместо решения уравнения (3) будем иметь скорректированное решение, учитывающее именно такие изменения

7Д0 = 7({, а9 + (4)

Следовательно, при вариации ^ параметра а9, характеризующего восприятие команды управляемым субъектом а на выходе эргатической системы "субъект - субъект", могут наблюдаться дополнительные действия этого субъекта, равные разности

X(t, ¡л) = 7({, а9 + ¡л) - 7({, ар). (5)

Далее положим, что все дополнительные действия субъекта управления Х(/, /л) в (5) при достаточно малых величинах | /л | непрерывны для всех t > {(а) = {0.

Естественно, что учет вариаций параметра восприятия команды субъектом управления требует соответствующей корректуры и самой исходной модели (1). Поэтому для учета вариационных особенностей решения (4) исходную математическую модель (1) следует заменить более адекватным аналогом вида

й7ц/й{ = Р^, а9 + ¡л, {). (6)

Теперь в рамках скорректированной модели (6) дополнительное действие Х({, /л) субъекта управления можно записать так:

ёХ/Ж = в(Х, а, {), { = {0, (7)

где

в(Х, А {) = Р 7 ({) + X ({), а9 + ц, {) - Р 7 ({), а„ {). (8)

Здесь следует особо подчеркнуть, что скорректированное уравнение дополнительных действий управляемого субъекта (7) имеет, кроме всех прочих, одно тривиальное решение X = 0, /л = 0, которое соответствует базовому решению (3).

В силу высказанного выше предположения о дифференцируемости вектора Р по 7 и а из выражения (8) непосредственно следует

в(Х, [л, {) = А ({) X + /л + в0(Х, ц, {),

где

А ({) = / 57(7 = 7Д{), а = а9), В ({) = / да (7 = 7Д{), а = а9\ а функция 0(Х, /л, {) имеет порядок выше первого относительно X и ц.

Если далее в (8) отбросить нелинейные слагаемые, то получим линейное уравнение вида

дУ/ dt = A(t) V + B(t) ц,

которое подстановкой вида У = ц U можно преобразовать так:

äü / dt = A(t) U + B(t). (9)

Частным решением уравнения (9) при начальных условиях

Ua(to) = dY0 / da\ а = а9-dY / dt dt0 / da\ a = av

(Розенвассер, Юсупов, 1969) является функция вида

U(t, а9) = dY(t, а) \ да \ а = а9 = UJ^t). (10)

Полученная функция (10), совместно с результатами, предложенными в работе (Степанов, 1953), позволяет произвести декомпозицию структуры дополнительных действий управляемого субъекта вида (5), представить эту структуру, как прямую сумму, и записать ее следующим образом:

X(t, ß) = U(t, a9)ß + Z(t, ß) ß, (11)

где Z(t, ß) [л - нелинейная составляющая дополнительного действия X(t, д).

Введем ряд упрощающих модель взаимосвязи (6) допущений, в частности, примем:

- матрицы A(t) и B(t) в (9) равномерно ограничены по t при всех t > t0;

- решения (3) асимптотически устойчивы по Ляпунову;

- нелинейные слагаемые в уравнение дополнительного движения (7) малы по X и ц, а также ограничены по t.

В рамках этих допущений, дополнительно учитывая результаты работ (Розенвассер, Юсупов, 1969; Степанов, 1953), можно найти

\ Z(t, ß) Ц\< \ М\ £,

откуда непосредственно вытекает

lim \ Z(t, ß) \ = 0. (12)

е> 0

Следовательно, упрощенную математическую модель взаимосвязи между параметром восприятия команды а, вариацией этого параметра ß и величиной дополнительного действия X управляемого субъекта можно получить из выражения (11), учитывая (12), и записать эту модель так

X(t, ß) * Ua(t) Ц. (13)

Математическая модель (13) позволяет на качественном и количественном уровне провести классификацию поведения управляемого субъекта при поступлении команды. Так, в частности, у управляемого субъекта допустимы три наиболее характерные поведенческие ситуации.

3. Варианты деятельности специалиста в эргатической системе с обратной связью

Первой и наиболее благоприятной для реализации цели, стоящей перед СУБ, является такая поведенческая ситуация, при которой каждая команда, воспринимаемая субъектом, вызывает его адекватное дополнительное действие (адекватную обратную реакцию). Такой поведенческой ситуации -в количественном плане - отвечает условие Ua(t) = 1, ас качественной точки зрения для нее характерна гармонизация интересов управляющего и управляемого субъектов и полное совпадение целей, стоящих перед ними. Разумеется, что в реальном процессе менеджмента безопасности морского судоходства выполнение условия Ua(t) = 1 маловероятно. Это условие скорее отражает идеализированное представление о характере организованности субъектов в эргатической системе, объединенных обратной связью, к которой следует стремиться.

В реальных процессах менеджмента взаимосвязь между дополнительным действием и восприятием поступившей команды характеризуется, как правило, определенным "люфтом", т.е. величина Па ({) размыта в некотором числовом интервале, близком к единице. Очевидно, что чем "уже" такой числовой интервал, тем выше организованность процесса управления безопасной эксплуатацией судов в СУБ компании.

В силу неопределенностей, свойственных любому субъекту управления, из соотношения (11), кроме идеализированной взаимосвязи, вытекают еще две предельные поведенческие ситуации, которые количественно можно оценить или как иа({) << 1, или как иа({) >> 1.

В первой предельной поведенческой ситуации, когда £/„({) >> 1, процессы, идущие в СУБ, становятся явно неуправляемыми. Действительно, любое, даже незначительное и, на первый взгляд, безобидное недопонимание поступившей управляемому субъекту команды может вызвать у него неадекватную, взрывоопасную реакцию или, говоря языком технических систем, в этой ситуации вертикальные производственные связи в СУБ начинают терять элементы организованности и становятся причиной опасных рисков. Подобная ситуация в системе менеджмента безопасности морского судоходства может сложиться как при ее создании, так и при проведении в ней коренных структурных изменений.

Примерно аналогичным эффектом характеризуется вторая предельная ситуация, когда иа({) << 1, т.е. субъект, подпадающий под управление, становится чрезмерно инертным к внешним командам. Такое поведение управляемого субъекта будет складываться при достаточно слабой его заинтересованности в результатах своей же производственной деятельности.

Очевидно, что полученную математическую модель (13) можно положить в основу методики оценки состояния организованности и управляемости в социо-технических системах типа СУБ компании. Действительно, если выражение (13) переписать как

купР = иа({) *X(t, М) / ц, (14)

то полученным отношением динамики силовых воздействий на технические средства к динамике изменения восприятия команд у субъекта управления в полной мере оценивается как состояние организованности, так и состояние управляемости в системе.

Соотношение (14) свидетельствует о том, что при наиболее благоприятном варианте во взаимоотношениях между "управляющим субъектом" и "управляемым субъектом" коэффициент управляемости и организованности будет колебаться в области, близкой к единице. Очевидно также, что при потере управляемости коэффициент управляемости и организованности будет намного превышать единицу. Управляемость и организованность в системе при купр >> 1 говорит о ее тревожном состоянии, ведущем к развалу контура управления, выходу из состояния повиновения. Крайне низкая величина коэффициента управляемости и организованности купр << 1 характеризует тот случай, когда вероятные производственные взаимоотношения находятся в состоянии, близком к стагнации. Возвращение "взбунтовавшейся" социо-технической системы в управляемое состояние с параметром купр = 1 требует определения причин потери управляемости, восстановления деятельности, нормального функционирования подсистем СУБ, устранения вредно воздействующих факторов внутренней и внешней среды. Сказанное представляется архисложной и вместе с тем весьма необходимой работой, требующей последовательных и целенаправленных усилий всего коллектива СУБ судоходной компании.

Имеющаяся практика управления социо-техническими системами типа СУБ компании показывает, что успех процесса управления, кроме других объективных условий, во многом предопределяется поведенческими мотивами управляемых субъектов и психологическим состоянием системы в целом. Следовательно, чтобы "низы" воспринимали и реализовывали приказы и распоряжения "верхов", а последние были уверены в их исполнении, в структуре СУБ необходимо наличие интеллектуальных обратных связей, качество работы которых можно оценивать коэффициентом управляемости и организованности купр.

4. Концепция деятельности вида "социального человека" при управлении безопасной эксплуатацией

Значения коэффициента (14) и соответствующие физические представления, стоящие за процессами, идущими в интеллектуальных обратных связях, позволяют классифицировать эти связи. В частности, применительно к социо-техническим системам управления типа СУБ можно выделить нейтральные, положительные и отрицательные связи. Поэтому введенный показатель управляемости и организованности купр для социо-технической системы по своей сути идентичен коэффициенту

реактивности в технической системе. Такая идентичность позволяет, с одной стороны, объяснить все те сложности, которые пока не позволяют существенно повысить уровень безопасности на отечественных судах, а, с другой стороны, сформулировать глобальную цель управления персоналом судоходной компании и дать описание особенностей множества допустимых управлений Е, используемых в СУБ.

Анализ деятельности СУБ, например, на Северном бассейне показывает, что пока не сформированы достаточно устойчивые принципы и методы управления социумом (персоналом) компании. Признаком низкой организованности и управляемости могут служить бесконечные малоэффективные решения, принимаемые администрациями компаний и выражающиеся в постоянной перестановке кадров, объединении и разъединении береговых отделов и служб, создании и ликвидации отдельных дополнительных структур управления.

Следует заметить, что трудности, с которыми сталкиваются отечественные компании при желании повысить уровень безопасности своих судов, возникают из-за непонимания руководством этих компаний сущности описанных выше явлений, происходящих в СУБ, как социо-технической системе. Это непонимание следует считать основной причиной того, что руководство компаний стремится достичь выполнения властных указаний только за счет принятия все новых и новых приказов и распоряжений. Увеличение потока как властных внутренних, так и властных внешних распоряжений и "сильная" или "слабая" реакция на них персонала СУБ компании действуют в негативном направлении, приводя к выходу из строя или к сбою в управленческой структуре, вследствие чего может наступить системный кризис. Из всего вышеизложенного вытекает логическое заключение о необходимости выработки предпосылок и теоретических основ для коренного изменения качества процесса управления персоналом судоходной компании с точки зрения подведения этого персонала как можно ближе к состоянию управляемости и организованности, характеризуемому параметром купр = 1.

Естественно, что при такой внешней функции, глобальной целью управления социумом в СУБ компании Я, направленной на повышение уровня безопасной эксплуатации морских судов, является переход от односторонних административных вертикальных связей к интеллектуальным двухсторонним нейтральным вертикальным связям и поддержание в таких связях производственных отношений, которые характеризуются состоянием с параметром, близким к значению купр ^ 1.

Возможные изменения в качестве процесса управления персоналом компании обычно неразрывно связаны с описанием желаемых свойств множества допустимых управлений Е. Поэтому рассмотрим некоторые качественные особенности формирования множества Е, для чего примем, что на Е = ... ¿¡„} задана система свойств Ф с алфавитом свойств N = {4 ... Ат}. Пусть для каждого управления ^ е Ей свойства Aj е N известно, обладает это управление ^ свойством Aj или нет. Тогда каждому свойству Aj можно поставить в соответствие некоторое подмножество Ф(А,) с Е, состоящее из всех управлений, обладающих данным свойством, а каждому управлению ^ будет соответствовать подмножество gi с. N состоящее из всех тех и только тех свойств, которыми обладает данное управление. Если принять, что управления социумом (персоналом) СУБ должны быть ограничены, и ликвидировать только два возможных состояния с параметрами £ купр >> 1 и ку„р << 1 в организованности и управляемости у персонала СУБ, то на множестве Е = {^ ... ¿¡„} следует выделить систему Ф, состоящую лишь из двух свойств N = {4Ь 42}.

Действительно, при купР >> 1 управляемый социум компании имеет явные признаки непрофессионализма в производственных отношениях, и повысить эффективность реализации принятых решений "верхов" возможно лишь за счет правильного подбора персонала, его расстановки и обучения. В то же время, если купр << 1, то ликвидировать элементы пофигизма в производственной деятельности персонала СУБ возможно лишь за счет применения элементов культур наказания и побуждения, принятых к использованию компанией и не противоречащих национальному законодательству. Тогда в системе Ф будут иметь место четыре возможных события вида {а^}, {42}, {А1 42}, где ^0} -

пустое свойство, что и делает правомочным допущение о полноте событий в этой системе. Если далее исходить из очевидности этого допущения, то видимый качественный дефект при полноте событий на допустимом множестве Е= {^ ... £,„} в точке с параметром ку„р = 1 возможен тогда и только тогда, когда будут соблюдаться два условия

Полученные соотношения показывают, что допустимые управления персоналом компании &Е = {£[... £„} не должны носить явно случайный характер или исходить только из условия

Ф 4) п Ф (42) Ф 0, Ф (40 и Ф (42) > Е.

(15)

(16)

удовлетворения текущих потребностей СУБ. В то же время эти соотношения подтверждают, что при саморегулирующемся и саморазвивающемся характере механизма функционирования вида 1(Я, Е), который свойственен любой социо-технической системе управления и направлен на обеспечение устойчивости человеческого развития, этот механизм зависит от множества внешних и внутренних факторов (16). Поэтому такая управленческая структура не может существовать без дополнительной стратегической системы деловых отношений, выработанных компанией и противостоящих действиям возможных негативных внешних и внутренних факторов.

Здесь следует заметить, что выражения (15) и (16) отражают предположение о вирусном характере пофигизма, способного проникать в структуру производственных отношений СУБ как из внешней среды, так и генерироваться самой управленческой структурой и заражать этим вирусом своих субподрядчиков.

Наиболее перспективным направлением разработки стратегической системы деловых отношений является концепция "социального человека", для которого межличностные отношения в трудовом коллективе, групповые этические нормы и общий социально-психологический климат важнее материальных стимулов и административных санкций. Концепция, преобразованная в систему норм поведения персонала СУБ, должна быть направлена на достижение общих целей и гармоничное согласование общих и личных интересов, причем дух, философия и энергия организации, в рамках такой концепции, способны играть подчас даже более важную роль, чем технологические и экономические ресурсы.

Когда компания вводит в действие концепцию "социального человека" и ограничивает производственные отношения персонала СУБ этическими нормами поведения, состояние пофигизма в конкретных вертикальных связях можно локализовать. При локализации состояния пофигизма пределами структуры управления СУБ множество Е= {^ ... ¿¡„} в точке ку„р = 1 способно изменить свои свойства на новые свойства, которые можно формализовать так:

Выражения (17) и (18) определяют соотношения между подмножествами Ф(Л^) и Ф(Л2) и множеством Е и существуют лишь при наличии логической связи между свойствами Л1 и Л2 на множестве Е, записанной следующим образом:

где —Л2, —Л] - отсутствующие события.

Таким образом, использование компанией в своей деятельности концепции "социального человека" может преобразовать и упорядочить множество допустимых управлений Е= {^ ... ¿¡„}, наделив его свойством дихотомии (19). Множество Е, наделенное этим свойством, в зависимости от наблюдаемого состояния вертикальных производственных связей, характеризуемых параметрами ку„р >> 1 или купр << 1, допускает однозначный выбор управления персоналом из множества допустимых управлений. Идентифицированное из Е = {^ ... ¿¡„} управление реализуется как корректирующее действие, причем целью этого действия является достижение наилучшего состояния организованности и управляемости СУБ компании, характеризуемого стремлением вида к упР ^ 1.

5. Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современную организацию управлению безопасной эксплуатацией судов в судоходной компании можно достаточно уверенно отнести к классу социально-технических систем, поскольку в такой организации подлежат управлению как технологическая сущность, так и кадровое обеспечение. В свою очередь, для системы с социально-технической ориентацией процесс управления персоналом (кадровым обеспечением) реализуется лишь при наличии в ней как минимум двух взаимосвязанных и взаимозависимых элементов - управляющего объекта (управляющего субъекта) и управляемого объекта (субъекта управления).

Модель деятельности субъекта управления (14) свидетельствует, что только при наиболее благоприятном варианте взаимоотношений между "управляющим субъектом" и "управляемым субъектом" коэффициент организованности должен колебаться в области, близкой к единице. Организованность в СУБ при купр >> 1 говорит о ее тревожном состоянии, ведущем к развалу контуров

Ф Л) П Ф (Л2) = 0, Ф (Л!) и Ф (Л2) = Е.

(17)

(18)

(Л ^ Л2) Л (-Л1 ^ Л2),

(19)

управления, выходу системы из состояния управляемости. В то же время малая величина коэффициента организованности к}тр << 1 характеризует тот случай, когда вероятные производственные взаимоотношения находятся в состоянии, близком к стагнации.

Наиболее перспективным направлением при разработке стратегической системы деловых отношений в СУБ компании является концепция "социального человека", для которого межличностные отношения в трудовом коллективе, групповые этические нормы и общий социально-психологический климат важнее материальных стимулов и административных санкций. Концепция, преобразованная в систему норм поведения персонала СУБ, должна быть направлена на достижение общих целей и гармоничное согласование общих и личных интересов, причем дух, философия и энергия организации, в рамках такой концепции, обеспечивая купР ^ 1, способны играть подчас даже более важную роль, чем технологические и экономические ресурсы.

Литература

Розенвассер E.H., Юсупов P.M. Чувствительность систем автоматического управления. М., Энергия, 321 е., 1969.

Степанов В.В. Курс дифференциальных уравнений. М., Гостехиздат, 298 е., 1953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.