Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / БАЗОВЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / SOCIAL CONSTRUCTION / VALUE ORIENTATIONS / NATIONAL IDENTITY / MULTICULTURAL EDUCATION / BASIC AND INSTRUMENTAL VALUES / INDIVIDUAL TRAJECTORY / PERSONAL MEANING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Манюкова Екатерина Валерьевна, Попова Светлана Игоревна

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания. Цель исследования - выявить и описать особенности социального конструирования гражданской идентичности школьников разных возрастных групп в условиях поликультурного воспитания. Методология. Теоретическую основу исследования составил подход Х. Тэджфела, в котором социальная идентичность рассматривается как часть индивидуальной Я-концепции. Эмпирическая основа представлена проективными методиками для учащихся разных возрастных групп: младший подросток, старший подросток и ранняя юность (IV, VIII и X классы). Всего в исследовании приняло участие 360 школьников. Результаты. В качестве фактора социального конструирования гражданской идентичности учащихся в процессе воспитания представлены ценностные ориентации. В ходе проведения эмпирического исследования выявлено, что в условиях поликультурного воспитания преобладает апелляция к знаниям и почти отсутствует обращение к значимым переживаниям школьников, развитию практически-действенного компонента ценностных ориентаций. Для учащихся характерно стремление к осмыслению собственной жизни и своего «Я» в этой жизни. В процессе развития гражданского общества важно проживание, переживание и осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Процесс социального конструирования гражданской идентичности должен осуществляться как на уроке, так и в целом в школе, включаться в жизнедеятельность учащихся. Заключение. Авторами делаются выводы об особенностях социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Манюкова Екатерина Валерьевна, Попова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLCHILDREN’S NATIONAL IDENTITY WITHIN THE FRAMEWORK OF MULTICULTURAL EDUCATION: SPECIFICS OF SOCIAL CONSTRUCTION

Introduction. The article studies formation of schoolchildren’s national identity in the context of multicultural education. The purpose of the research is to identify and describe the characteristic features of social construction of schoolchildren’s national identity within different age groups in the context of multicultural education. Materials and Methods. The theoretical basis of the study is H. Tajfel’s social identity theory, which considers social identity as a part of individual’s self-concept. The authors applied projective methods for the following age groups: early adolescents, middle adolescents and older adolescents (4th, 8th and 10th grades). The sample consisted of 360 schoolchildren. Results. Value orientations are presented as a factor of social construction of schoolchildren’s national identity in the learning process. The empirical research revealed that within the framework of multicultural learning environment the emphasis is made on knowledge. On the other hand, less attention is paid to schoolchildren’s meaningful experiences and practical components of their value orientations. The schoolchildren seek to understand their own life and their role in it. In the process of developing civil society, it is important for individuals to live, experience and realize their belonging to the community of citizens of a certain state on a general cultural basis. The process of social construction of national identity should be conducted both in the classroom and in the school as a whole, to be included in the life of students. Conclusions. The authors conclude about the characteristic features of social construction of schoolchildren’s national identity within the framework of multicultural education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Science for Education Today

2020, том 10, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© Е. В. Манюкова, С. И. Попова

DOI: 10.15293/2658-6762.2002.12

УДК 37.026.9

Особенности социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания

Е. В. Манюкова, С. И. Попова (Череповец, Россия)

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания. Цель исследования - выявить и описать особенности социального конструирования гражданской идентичности школьников разных возрастных групп в условиях поликультурного воспитания.

Методология. Теоретическую основу исследования составил подход Х. Тэджфела, в котором социальная идентичность рассматривается как часть индивидуальной Я-концепции. Эмпирическая основа представлена проективными методиками для учащихся разных возрастных групп: младший подросток, старший подросток и ранняя юность (IV, VIII и Xклассы). Всего в исследовании приняло участие 360 школьников.

Результаты. В качестве фактора социального конструирования гражданской идентичности учащихся в процессе воспитания представлены ценностные ориентации. В ходе проведения эмпирического исследования выявлено, что в условиях поликультурного воспитания преобладает апелляция к знаниям и почти отсутствует обращение к значимым переживаниям школьников, развитию практически-действенного компонента ценностных ориентаций. Для учащихся характерно стремление к осмыслению собственной жизни и своего «Я» в этой жизни. В процессе развития гражданского общества важно проживание, переживание и осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Процесс социального конструирования гражданской идентичности должен осуществляться как на уроке, так и в целом в школе, включаться в жизнедеятельность учащихся.

Заключение. Авторами делаются выводы об особенностях социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания.

Ключевые слова: социальное конструирование; ценностные ориентации; гражданская идентичность; поликультурное воспитание; базовые и инструментальные ценности; индивидуальная траектория; личностный смысл.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Вологодской области в рамках научного проекта № 18-413-350010. Манюкова Екатерина Валерьевна - преподаватель психологии кафедры гуманитарных дисциплин, Череповецкий медицинский колледж. E-mail: [email protected]

Попова Светлана Игоревна - доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского сектора, Череповецкий государственный университет. E-mail: [email protected]

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

2020, том 10, № 2

Постановка проблемы

В России, как и в целом в мире, гражданское общество, представления о его ценностях, эталонах и идеалах находятся в стадии развития. Все это приводит к отсутствию объектов для идентификации, без которых невозможно полноценное самостоятельное конструирование человеком индивидуальной траектории вхождения в общество.

Являясь одной из самых сложных и ключевых проблем развития и функционирования гражданского общества, проблема формирования гражданской идентичности учащихся, их гражданской позиции разрабатывалась и продолжает разрабатываться в современной науке.

А. Н. Аянян, А. Н. Голубева, Т. Д. Мар-цинковская, Н. С. Полева рассматривают становление идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности1. Я. ЕгеПаке, К Уо-БуНБ, I. ОаЬпа1ау1еш1е, Б. Яа121епе эмпирическим путем доказывают, что активное участие в учебной деятельности может служить ресурсом для формирования идентичности подростков [1]. Е. М. Дубовская2, Т. Д. Марцинков-ская и Н. С. Полева в качестве фактора формирования гражданской идентичности и социализации личности выделяют общество [2].

Введенное в психологию Э. Эриксоном3, понятие «идентичность» в настоящее время

ISSN 2658-6762

переосмыслено, является центральным в психологии личности. В 1976 г. Ю. Хабермас4 предложил концепцию баланса личностной и социальной идентичности. Х. Тэджфел и Дж. Тэрнер5 определили идентичность как когнитивную систему, регулирующую поведение человека.

В современных исследованиях понятие гражданской идентичности рассматривается с различных позиций. Оно близко понятию «государственная (национальная) идентичность» в рамках подхода к нации как к общности по государственно-политическому признаку (Б. Андерсон6).

С точки зрения конкретного человека, гражданская идентичность связана с осознанием принадлежности к обществу граждан определенного государства, имеющим для человека высокую значимость. Гражданская идентичность является признаком гражданской общности и характеризует эту общность как коллективного субъекта. Ученые наряду с защитной функцией гражданской идентичности выделяют функции самоопределения личности [2].

Понятие гражданской идентичности связано с осознанием личностью своей принадлежности к обществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей личностный смысл. Гражданская иден-

http://sciforedu.ru

1 Аянян А. Н. Голубева А. Н., Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2016. - № 50.

2 Дубовская Е. М. Транзитивность общества как фактор социализации личности // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2014. - №. 36. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1018

3 Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. - СПб.:

Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга»,

1996. - 592 с.

4 Habermas J. Identität // Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus. - Frankfurt: Suhrkamp Verl., 1976. - S. 98-203.

5 Taifel H., Turner J. C. The social identity theory of inter-group behavior // Worhel S., Austin W.G. (eds.) Psychology of intergroup relations. - Chicago: Nelson-Hall. 1986. - P. 7-24.

6 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева. - М.: Кучково поле, 2016. -416 с.

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

188

2020, том 10, № 2

точность рассматривается как целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения.

Следовательно, под формированием гражданской идентичности учащихся понимается целенаправленный процесс, предусматривающий проживание, переживание и осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Формирование гражданской идентичности школьников реализуется посредством выявления значимых оперативных образов объекта в процессе организуемой педагогом смыслообразующей деятельности учащихся. Источниками смыслооб-разования выступают базовые (Человек, Жизнь, Общество, Природа, Мое «Я») и инструментальные ценности мировой культуры, предъявляемые педагогом и учащимися в процессе совместного социального конструирова-

7

ния .

Социальное конструирование гражданской идентичности учащихся осуществляется посредством обращения педагога к конструированию оперативных образов как выстраивание целостной смысловой картины мира школьников, что охватывает все пространство их жизнедеятельности - учебный процесс, спортивную деятельность, взаимодействие с искусством, межличностное взаимодействие, способствуя расширению воспитательного пространства.

Посредством обращения к системе оперативных образов школьника педагог выявляет его картину мира, помогает ему расширить спектр образов объекта [3]. В процессе формирования гражданской идентичности

ISSN 2658-6762

осуществляется основополагающее влияние на самоопределение учащегося в мире ценностей, а значит, определяется характер и результат воспитательного процесса (формируется историко-географический образ России, региона и т. д., в итоге - целостная смысловая картина мира).

Само по себе умение опредмечивать и распредмечивать смыслы является лишь индикатором наличия у субъекта способности к образной деятельности на операциональном уровне. Представляя собой аффективно-смысловое образование, образное мышление предполагает соединение знания и отношения. Составляющие его аспекты при определенных условиях могут способствовать формированию личностных смыслов и тем самым определять развитие ценностно-смысловой сферы личности [4]. Это становится возможным благодаря процессу присвоения смыслов и является сложнейшей задачей, т. к. связано с изменением мотивов и потребностей, через обращение к переживаниям школьника [5].

Осознание личностью своей принадлежности к обществу граждан имеет личностный смысл, который формируется на основе осмысления, формирования отношения к объекту и вовлеченности в деятельность.

В современных исследованиях гражданская идентичность определяется как сложное интегральное личностное образование, отражающее отношение человека с обществом. В качестве значимых факторов структурирования социального пространства выделяются территориальную идентичность и ценностные ориентации. В условиях трансформации ценностей важную роль выполняют «вера в спра-

http://sciforedu.ru

7 Попова С. И., Соловьева Е. Е., Тихонова Л. П. Теоретические основы формирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания // Социально-психологическая адаптация

мигрантов в современном мире: материалы 4-й Международной научно-практической конференции. Отв. ред. В. В. Константинов. - М.: Перо, 2018. - С. 303311.

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

189

2020, том 10, № 2

ведливый мир» [6], согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности [7], выявление рисков формирования личностных ценностей подростков [8], «ценностное образование» в целом [9].

Проблема ценностей в условиях поликультурного мира активно исследуется в современной отечественной и зарубежной науке. Ученые В. И. Моросанова, А. А. Нестерова, Т. Ф. Суслова на основе анализа теоретических подходов выделили факторы позитивной адаптации мигрантов [10], а M. Rudnev обосновал значимость для них ценностной адаптации [11]. В то же время в исследованиях M. Berndsen, N. Gausel акцентируется внимание на проблемах этнических меньшинств в современном обществе [12].

Особую значимость данного вопроса отметила Г. М. Андреева, указывая, что в условиях глобализации мира поиск личностью идентичности, основанный на принятии новых ценностей, более сложная задача, чем простое осуществление диалога культур. Идентичность в условиях поликультурного общества всегда связана с предпочтением некоторого набора ценностей8.

В связи с этим важными являются факторы, влияющие на культурные ценности, которые в рамках кросс-культурного исследования выделили H. Park, J. Joo, B. Quiroz, P. M. Greenfield [13]. R. J. Taormina, R. M. Shamionov описали особенности трансформации традиционных ценностей в разных культурах [14].

В современных условиях значимыми являются проблемы формирования культурологической позиции личности [15], социализации подростков в поликультурном простран-

ISSN 2658-6762

стве [2], особенности становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности, увеличения доли соответствия или несоответствия предполагаемым социальным ролям в больших массовых группах [10]. Изучаются вопросы проявлений агрессии [16; 17], необходимости поддержки разнообразия в сложных социальных системах [18], создания безопасного образовательного пространства

[19].

В последние десятилетия в мировой педагогической практике получила широкое распространение теория социально-эмоционального обучения (social emotional learning). Ученые обосновывают идею о том, что реализация программ социально-эмоционального обучения способствует позитивной социальной адаптации и активности учащихся в разных культурных средах (E. Oberle, C. E. Domitrovich, D. S. Meyers, R. P. Weissberg

[20], C. E. Domitrovich, J. A. Durlak, K. S. Staley, R. P. Weissberg [21] и др.).

В исследовании цель формирования гражданской идентичности школьников - развитие способности самостоятельного конструирования учащимся индивидуальной траектории вхождения в общество. Это целенаправленный смыслоообразующий процесс, предусматривающий проживание, переживание и осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Источниками смыслообразования выступают базовые (Человек, Жизнь, Общество, Природа, Мое «Я») и инструментальные ценности мировой культуры.

В условиях развития гражданского общества, социальной нестабильности процесс

http://sciforedu.ru

8 Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологи-

ческие исследования: электронный научный журнал. - 2011. - № 6. - C. URL: http://psystudy.ru/in-dex.php/num/2011n6-20/580

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

190

2020, том 10, № 2

гражданской социализации может осуществляться с преобладанием этнической, а не социокультурной идентичности. Доминирование этнической идентичности может выстраиваться на основе рационализации проблемы и противопоставления одной культуры другой культуре (обычаи, нормы поведения и т. д.). В современных условиях данная проблема приобретает исключительную значимость, так как преобладание этнической идентичности может стать причиной нетерпимости к представителям других национальностей и социальных групп.

В недавних исследованиях R. Sanderson, T. Crompton, M. Prentice, L. Wolf, N. Weinstein, T. Kasser убедительно показали, что гражданская активность напрямую зависит от самостоятельно усвоенной ценности заботы о других, их благополучии и демонстрируют обратную зависимость от ценности личного успеха и превалирования личных интересов [22]. Б. А. Тахохов обосновал важность сочетания учета этнического своеобразия и идеологии поликультурной парадигмы в образовательном процессе [23].

В условиях социальной нестабильности в многонациональных субъектах Российской Федерации данная проблема может выражаться в обострении национальных конфликтов, в том числе и в общеобразовательных организациях. У школьников часто отсутствует способность разделять эмоциональное отношение от рационального влияния [24].

Отмечается противоречие между необходимостью целенаправленно выстраивать процесс гражданской социализации на основе базовых ценностей культуры и недостаточной изученностью содержания компонентов ценностных ориентаций учащихся как важного фактора социального конструирования позитивной гражданской идентичности в условиях поликультурного воспитания.

ISSN 2658-6762

Цель исследования - выявить и описать особенности социального конструирования гражданской идентичности школьников разных возрастных групп в условиях поликультурного воспитания.

Методология исследования

В ходе исследования мы опирались на подход Х. Тэджфела, в котором социальная идентичность рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, которая формируется на основе знаний человека о собственной принадлежности к социальной группе или группам вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этой принадлежности. Конструирование социальной идентичности школьников представлено как процесс смыслообразования, источниками которого выступают базовые и инструментальные ценности культуры.

В ходе исследования предполагается выявить содержание компонентов ценностных ориентаций (эмоционального, когнитивного и практически-действенного) учащихся как важного фактора социального конструирования позитивной гражданской идентичности в условиях поликультурного воспитания.

Для исследования эмоционального компонента ценностных ориентаций учащихся использовалась диагностическая методика «Не-дописанная ситуация», позволяющая фиксировать значимые переживания школьника как непосредственно-чувственное отражение отношений к ценностям Жизнь, Человек, Мое «Я», Общество, Человечество. Диагностика когнитивного компонента ценностных ориен-таций, предусматривающего выявление степени осмысленности жизни как выстраивание взаимодействий со значимым Другим, осуществлялась на основе методики «Фантастический выбор». Для исследования практически-действенного компонента применялась

http://sciforedu.ru

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

191

2020, том 10, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

«Методика свободного выбора предъявленных ответов», предполагающая изучение следующих видов ценностных ориентаций: ориентация школьника на учет интересов другого человека; частичный учет интересов другого человека с преобладанием ориентации на Себя; доминирование ориентации на Себя. Автор использованных методик Н. Е. Щур-

9

кова .

Для проведения исследования были определены учащиеся трех возрастных групп: младший подросток, старший подросток и ранняя юность (IV, VIII и X классы). Всего 360 школьников.

Показателями сформированности ценностных ориентаций школьников являются: преобладание у них значимых переживаний относительно ценностей Жизнь, Человек, Мое «Я», Общество, Человечество; степень осмысленности жизни учащимися; поведенческий выбор в практике реализации ценностных отношений.

Выявление результатов осуществлялось на основе анализа ценностных ориентаций учащихся, обучающихся в школах двух типов: школы, в которых воспитательный процесс реализуется преимущественно на основе проведения воспитательных мероприятий, и школы, целенаправленно работающие по программе воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования

Представим результаты проведенного исследования на базе МБОУ «СОШ № 9» и «СОШ № 26» г. Череповца. Важным для проведения диагностического этапа было то, что данные школы находятся в одном микрорайоне города. Учащиеся обеих школ обеспечены приблизительно одинаковыми социально-культурными и материально-техническими условиями. Продуктивность профессиональных педагогических влияний на выстраивание ценностных отношений обучающимися данных школ представлена в табл. 1.

Ценностные ориентации обучающихся школ, реализующих процесс воспитания на основе проведения мероприятий и программы воспитания (%)

Value orientations of schools that implement the process of education on the basis of activities and programs of education,

Таблица 1

Table 1

Компоненты ценностных ориентаций школьников Школы IV классы VIII классы X классы

Когнитивный Первая школа Вторая школа 32,0 25,5 50,0 42,3 59,0 54,9

Эмоциональный Первая школа Вторая школа 51,0 63,0 61,0 50,0 57,0 38,0

Практически-действенный Первая школа Вторая школа 69,0 49,5 51,0 34,0 48,0 28,0

Примечание: первая школа - «СОШ № 9», вторая - «СОШ № 26» г. Череповца. Note: the first school - «SOSH No. 9», the second - «SOSH No. 26» of Cherepovets.

9 Щуркова Н. Е. Обучение в процессе воспитания школы по учебному процессу. - М.: Педагогический

школьника. Руководство для заместителя директора поиск, 2011. - Ч. 3.- 160 с.

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

2020, том 10, № 2

В данной таблице отражена направленность ориентаций школьников, срез на данный момент их взаимодействия с окружающим миром.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что при равных социально-культурных условиях содержание компонентов ценностных ориентаций учащихся обеих школ практически не отличается. Диапазон распределения ценностных ориентаций в первой школе, выстраивающей воспитательный процесс на основе проведения мероприятий и включения в учебную программу курса «Основы светской этики», составляет от 32,0 до 69,0 %. Во второй школе, целенаправленно реализующей программу воспитания, он также представлен - от 25,5 до 63,0 %.

Показатели когнитивного компонента ценностных ориентаций, предусматривающего выявление степени осмысленности жизни как выстраивание взаимодействий со значимым Другим, характеризуются постепенным развитием рефлексивных процессов. В десятых классах у школьников наблюдается снижение показателей эмоционального (57,0 % и 38,0 %) и практически-действенного (48,0 % и 28,0 %) компонентов ценностных ориентаций.

Судить о подвижности динамичных ценностных ориентаций позволяет непосредственное наблюдение за поведением школьников. В течение процесса диагностирования их способность эмоционально откликаться на жизненные ситуации и в поведенческом плане проявлять более высокие формы отношений к ценностным объектам повышается. Об этом можно говорить, опираясь на вербальные и невербальные показатели поведения («Это очень важно, а я даже не задумывался над этим раньше!»). Сам процесс диагностирования ценностных ориентаций становится процес-

ISSN 2658-6762

сом выявления предрасположенности школьника к «смысловому восхождению» к базовым ценностям культуры, его готовности произвольно и осознанно регулировать собственные эмоциональные переживания.

Данная открытость и мобильность учащихся отражают потенциальные возможности для социального конструирования позитивной гражданской идентичности в контексте воспитания. Но этот же факт свидетельствует об отсутствии у школьников опыта интенсивного осмысления собственной жизни и своего «Я» в этой жизни. Данные выполненного исследования согласуются с результатами, полученными Л. Т. Потаниной и Т. В. Скляровой, которые указывают, что «на предварительном этапе исследования учащиеся показали ограниченность мировоззрения...» [25, с. 260].

Воспитание в условиях поликультурного общества недостаточно реализуется как процесс, способствующий самоопределению учащегося в мире базовых ценностей культуры. Данный процесс часто выстраивается как набор случайных, время от времени организуемых воспитательных влияний единичного порядка. Ценностные отношения пока не стали содержанием воспитания, школа продолжает традиционное целенаправленное формирование у учащихся социально нормативного поведения в конкретной ситуации, возводя в ценность исполнение должного и используя различные методы наказания (штрафные санкции и т. д.).

Для подтверждения сделанного вывода обратимся к материалам исследования содержания компонентов ценностных ориентаций в МБОУ «Лицей № 2» г. Ступино Московской области и сельской школе МБОУ «Ситне-Щелкановская СОШ» Ступинского района Московской области, выстраивающих систему воспитания по программе (табл. 2).

http://sciforedu.ru

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

193

Science for Education Today

2020, том 10, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Таблица 2

Ценностные ориентации обучающихся лицея и сельской школы, реализующих процесс воспитания на основе программы воспитания,

Table 2

Value orientations of students of Lyceum and rural school, implementing the process of education on the basis of the program of education, (%)

Компоненты Ценностных ориентаций школьников Школы IV классы VIII классы X классы

Когнитивный Первая школа Вторая школа 26,7 32,5 44,8 51,0 65,0 59,0

Эмоциональный Первая школа Вторая школа 38,0 53,0 61,0 50,0 39,0 53,0

Практически-действенный Первая школа Вторая школа 54,0 32,5 41,0 48,0 25,0 42,0

Примечание: первая школа - МБОУ «Лицей № 2» г. Ступино, вторая - сельская школа МБОУ «Ситне-Щел-кановская СОШ» Ступинского района.

Note: the first school-MBOU «Lyceum No. 2» Stupino, the second-rural school MBOU «SITNE-Shchelkanovskaya SOSH» Stupinsky district.

Динамика развития ценностных ориента-ций у школьников отмечена в основном по когнитивному компоненту: 26,7 - 44,8 - 65,0 % в лицее и 32,5 - 51,0 - 59,0 % в сельской школе. В обеих образовательных организациях ярко представлено преобладание рационального вектора в отношении осмысленности жизни и фиксируется снижение показателей эмоционального и практически-действенного компонентов ценностных ориентаций у старшеклассников. В лицее у учащихся фиксируется повышение показателей эмоционального компонента от четвертого к восьмому классу и снижение к десятому (38,0 - 61,0 - 39,0 %). Наблюдается и уменьшение показателей практически-действенного компонента (54,0 - 41,0 -25,0 %). В целом у школьника отсутствует опыт адекватного выражения своих эмоций и проявления поведения как заботы и ориентации на интересы Другого человека.

Можно сделать следующие выводы на основании проведенного эмпирического исследования.

1. В условиях развития гражданского общества преобладающая напряженная противоречивая ситуация в обществе проецируется на школу, призванную влиять на формирование ценностных отношений учащихся. Конкурентоспособность и лидерство, заявленные как важные ориентиры личностного развития человека в современном обществе, находят свое воплощение и в деятельности образовательных организаций. Но только акцент на предметной успешности обучающегося в какой-либо деятельности не изменяет сегодняшний процесс воспитания и не влияет положительно на учебные достижения школьников, и тем более на развитие ценностных отношений. Конкурентоспособность, лидерство, независимость личности являются инструментальными и тем самым подменяют общечеловеческие ценности, не

Science for Education Today

2020, том 10, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

способствуют формированию позитивной гражданской идентичности учащихся.

2. Произошла подмена процесса воспитания обучением. Включение в школьную программу учебных курсов «Основы светской этики», «Истоки» и др. является лишь полумерой, если преподавание ограничивается лишь рациональным осмыслением ценностей (человек, страна, общество). Даже обращение педагогов к программе воспитания с осознанной целью и сформулированными задачами не способствует в полной мере формированию ценностных отношений школьников в результате преобладания просветительного элемента. Реализация программы воспитания ограничивается лишь обсуждением и осмыслением ценностей, что свидетельствует о дисгармонии в формировании ценностных отношений. В процессе поликультурного воспитания важно целостное обращение к эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферам личности школьника, учитывая, что эмоции не сопровождают когнитивные процессы, а опережают их.

3. Процесс социального конструирования гражданской идентичности школьника должен осуществляться как на уроке, так и в целом в школе. Важно, чтобы ценностные отношения выстраивались не только одним педагогом, а становились правилом и ценностью школы, включались в жизнедеятельность учащегося. Традиционно воздействие выстраивается в словесной форме (готовое решение, критика, просьба, распоряжение и т. д.), обращение к образу облегчает понимание, а конструирование смыслового контекста ситуации способствует выстраиванию целостной смысловой картины мира учащегося [9].

Заключение

В ходе проведенного исследования были выделены следующие особенности социального конструирования позитивной гражданской

идентичности школьников в условиях поликультурного воспитания.

Отношения учащихся выступают в качестве содержания социального конструирования тех связей, которые они устанавливают с объектами окружающего мира, формирующими личностный смысл объектов (семья, школа, город и т. д.) для школьников. Основным критерием развития способности учащихся к самостоятельному конструированию индивидуальной траектории вхождения в общество выступают ценностные ориентации. Педагог посредством обращения к оперативному образу акцентирует внимание на отношениях, выстраиваемых в ходе педагогического взаимодействия учителя с учащимися. В результате фиксируется постепенное развитие рефлексии на всех этапах взросления, осознания школьниками своего «Я» в обществе. Деятельность рассматривается как активная форма проявления отношения. Инициирование включения учащихся в активную социальную деятельность является важной особенностью социального конструирования позитивной гражданской идентичности школьников в условиях поликультурного воспитания.

Именно на стыке возрастов у школьников проявляются тенденции к изменению ценностных ориентаций, которые могут вступать в противоречие с существующей системой мотивов и потребностей, определяя их качественную перестройку. Конструирование гражданской идентичности необходимо проводить в процессе всей жизнедеятельности учащихся. На этическом фундаменте уважения другого и «признания его отличительных особенностей» развиваются способности учащихся к самостоятельному конструированию индивидуальной траектории вхождения в общество. Постепенно школьники при поддержке педагога осуществляют конструирование целостной смысловой картины мира, собственное становление в условиях поликультурного мира.

2020, том 10, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Erentaite R., Vosylis R., Gabrialaviciute I., Raiziene S. How does school experience relate to adolescent identity formation over time? Cross-lagged associations between school engagement, school burnout and identity processing styles // Journal of Youth and Adolescence. - 2018. -Vol. 47 (4). - P. 760-774. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-017-0806-1

2. Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Гражданское общество как фактор формирования гражданской идентичности и гражданской социализации // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. -С. 3-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32367227

3. Попова С. И. Технология регулирования эмоциональных состояний учащегося // Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 15, № 1. - С. 187-204. DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2018.L9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35155914

4. Гусельцева М. С. Трансдисциплинарный подход в современной психологии // Вопросы психологии. - 2018. - № 5. - С. 3-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36735668

5. Потанина Л. Т., Гусев А. Н. Прагматическое/непрагматическое видение мира как показатель нравственного развития школьника // Вопросы психологии. - 2018. - № 5. - С. 23-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36735670

6. Неврюев А. Н., Гулевич О. А., Некрасова Е. А. Вера в справедливый мир, гражданская идентичность и социальная установка по отношению к войне (на примере гражданской войны в Сирии) // Психологический журнал. - 2018. - Т. 39, № 4. - С. 17-26. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S020595920000066-8 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35744927

7. Хотинец В. Ю., Плетников А. И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде // Психологический журнал. - 2018. - Т. 39, № 4. - С. 72-85. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S020595920000072-5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35744939

8. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Сиврикова Н. В. Личностные ценности подростков малого и большого города и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9, № 2. - С. 215-233. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191475

9. Lovat T. Values education as good practice pedagogy: Evidence from Australian empirical research // Journal of Moral Education. - 2017. - Vol. 46 (1). - P. 88-96. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03057240.2016.1268110

10. Моросанова В. И., Нестерова А. А., Суслова Т. Ф. Факторы позитивной адаптации мигрантов: анализ теоретических подходов // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36, № 5. -С. 104-116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24376992

11. Rudnev M. Value Adaptation Among Intra-European Migrants: Role of Country of Birth and Country of Residence // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2014. - Vol. 45 (10). - P. 1626-1642. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022022114548482

12. Berndsen M., Gausel N. When majority members exclude ethnic minorities: The impact of shame on the desire to object to immoral acts // European Journal of Social Psychology. - 2015. -Vol. 45 (6). - P. 728-741. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ejsp.2127

13. Park H., Joo J., Quiroz B., Greenfield P. M. Factors Influence Cultural Values: Comparing European American With Korean Mothers and Children in Three Settings - Rural Korea, Urban Korea, and Los Angeles // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2015. - Vol. 46 (9). - P. 1131-1149. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022022115600258

Science for Education Today

2020, том 10, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

14. Taormina R. J., Shamionov R. M. A New Measure of Traditional Values Across Cultures: China and Russia Compared // Psychological Thought. - 2016. - Vol. 9 (2). - P. 197-221. DOI: http://dx.doi.org/10.5964/psyct.v9i2.202

15. Уайханова М. А., Ушакова Н. М. Развитие культурологической позиции личности в условиях поликультурного образования // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9, № 2. -С. 200-214. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.14 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=38191474

16. Portnow S., Downer J. T., Brown J. Reductions in aggressive behavior within the context of a universal, social emotional learning program: Classroom- and student-Level mechanisms // Journal of School Psychology. - 2018. - Vol. 68. - P. 38-52. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jjsp.2017.12.004

17. Williford A., Boulton A. J., Jenson J. M. Transitions between subclasses of bullying and victimization when entering middle school // Aggressive behavior. - 2014. - Vol. 40 (1). - P. 24-41. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ab.21503

18. Асмолов А. Г., Сорокина С. С. Культурные практики поддержки конструктивного и деструктивного разнообразия в сложных системах // Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 3-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38096351

19. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Conceptualization of safety principle of educational practices // Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshhenija. - 2015. - Vol. 6 (4). - P. 180-188. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/zhmnp.2015.6.180 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25378496

20. Oberle E., Domitrovich C. E., Meyers D. S., Weissberg R. P. Establishing systemic social and emotional learning approaches in schools: A framework for schoolwide implementation // Cambridge Journal of Education. - 2016. - Vol. 46 (3). - P. 277-297. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0305764X.2015.1125450

21. Domitrovich C. E., Durlak J. A., Staley K. S., Weissberg R. P. Social-emotional competence: An essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk school children // Child Development. - 2017. - Vol. 88 (2). - P. 408-416. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/cdev.12739

22. Sanderson R., Prentice M., Wolf L., Weinstein N., Kasser T., Crompton T. Strangers in a Strange Land: Relations Between Perceptions of Others' Values and Both Civic Engagement and Cultural Estrangement // Frontiers in Psychology. - 2019. - Vol. 10 (3). - P. 559-570. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00559

23. Тахохов Б. А. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9, № 4. - С. 73-92. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39256955

24. Попова С. И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22, № 6. - C. 99-108. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220609 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30773813

25. Потанина Л. Т., Склярова Т. В. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. - 2019. -№ 3. - С. 255-265. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2019.3.19 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=38545603

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

2020, Vol. 10, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2002

Ekaterina Valerievna Manyukova Teacher of Psychology, Department of Humanities,

Cherepovets Medical College, Cherepovets, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4111-0380 E-mail: [email protected] Svetlana Igorevna Popova

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Leading Researcher of the Research Sector,

Cherepovets State University, Cherepovets, Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2677-1917

E-mail: [email protected]

Schoolchildren's national identity within the framework of multicultural education:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Specifics of social construction

Introduction. The article studies formation of schoolchildren's national identity in the context of multicultural education. The purpose of the research is to identify and describe the characteristic features of social construction of schoolchildren's national identity within different age groups in the context of multicultural education.

Materials and Methods. The theoretical basis of the study is H. Tajfel 's social identity theory, which considers social identity as a part of individual's self-concept. The authors applied projective methods for the following age groups: early adolescents, middle adolescents and older adolescents (4th, 8th and 10th grades). The sample consisted of360 schoolchildren.

Results. Value orientations are presented as a factor of social construction of schoolchildren's national identity in the learning process. The empirical research revealed that within the framework of multicultural learning environment the emphasis is made on knowledge. On the other hand, less attention is paid to schoolchildren's meaningful experiences and practical components of their value orientations.

The schoolchildren seek to understand their own life and their role in it. In the process of developing civil society, it is important for individuals to live, experience and realize their belonging to the community of citizens of a certain state on a general cultural basis. The process of social construction of national identity should be conducted both in the classroom and in the school as a whole, to be included in the life of students.

Conclusions. The authors conclude about the characteristic features of social construction of schoolchildren's national identity within the framework of multicultural education.

Social construction; Value orientations; National identity; Multicultural education; Basic and instrumental values; Individual trajectory; Personal meaning. Acknowledgments

The study was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research and Government of the Vologda Region. Project No. 18-413-350010.

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

Abstract

Keywords

198

2020, Vol. 10, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

REFERENCES

1. Erentaite R., Vosylis R., Gabrialaviciute I., Raiziene S. How does school experience relate to adolescent identity formation over time? Cross-lagged associations between school engagement, school burnout and identity processing styles. Journal of Youth and Adolescence, 2018, vol. 47 (4), pp. 760-774. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-017-0806-1

2. Martsinkovskaya T. D., Poleva N. S. Civil society as the factor of formation of civil identity and civil socialization. Questions of Psychology, 2017, no. 5, pp. 3-13. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32367227

3. Popova S. I. Regulation technology of students emotional states. Russian Psychological Journal, 2018, vol. 15 (1), pp. 187-204. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/1021702/rpj.2018.L9 URL: http s: //www .elibrary .ru/item .asp?id=35155914

4. Guseltseva M. S. A trans-disciplinary approach to contemporary psychology. Questions of psychology, 2018, no. 5, pp. 3-12. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36735668

5. Potanina L. T., Gusev A. N. Pragmatic/non-pragmatic view of the world as an indicator of moral development in school students. Questions of Psychology, 2018, no. 5, pp. 23-32. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36735670

6. Nevryuev A. N., Gulevich O. A., Nekrasova E. A. Belief in a just world, national identity, and military attitudes: the case of Syria war. Psychological Journal, 2018, vol. 39 (4), pp. 17-26. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S020595920000066-8 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35744927

7. Hotinec V. YU., Pletnikov A. I. Coherence of individual and cultural values as a factor of protection of adolescents from bullying in the school environment. Psychological Journal, 2018, vol. 39 (4), pp. 72-85. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S020595920000072-5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35744939

8. Chernikova E. G., Ptashko T. G., Perebejnos A. E., Sivrikova N. V. Adolescents' personal values in towns and cities and risks in their development. Science for Education Today, 2019, vol. 9 (2), pp. 215-233. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191475

9. Lovat T. Values education as good practice pedagogy: Evidence from Australian empirical research. Journal of Moral Education, 2017, vol. 46 (1), pp. 88-96. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03057240.2016.1268110

10. Morosanova V. I., Nesterova A. A., Suslova T. F. Factors of positive adaptation of migrants: Analysis of theoretical approaches. Psychological Journal, 2015, vol. 36 (5), pp. 104-116. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24376992

11. Rudnev M. Value adaptation among intra-European migrants: Role of country of birth and country of residence. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2014, vol. 45 (10), pp. 1626-1642. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022022114548482

12. Berndsen M., Gausel N. When majority members exclude ethnic minorities: The impact of shame on the desire to object to immoral acts. European Journal of Social Psychology, 2015, vol. 45 (6), pp. 728-741. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ejsp.2127

13. Park H., Joo J., Quiroz B., Greenfield P. M. Factors influence cultural values: Comparing European American with Korean mothers and children in three settings - Rural Korea, Urban Korea, and Los Angeles. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2015, vol. 46 (9), pp. 1131-1149. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022022115600258

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

199

2020, Vol. 10, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

14. Taormina R. J., Shamionov R. M. A New measure of traditional values across cultures: China and Russia compared. Psychological Thought, 2016, vol. 9 (2), pp. 197-221. DOI: http://dx.doi.org/10.5964/psyct.v9i2.202

15. Uaikhanova M. A., Ushakova N. M. Nurturing cultural attitudes within the framework of multicultural education. Science for Education Today, 2019, vol. 9 (2), pp. 200-214. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.14 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191474

16. Portnow S., Downer J. T., Brown J. Reductions in aggressive behavior within the context of a universal, social emotional learning program: Classroom- and student-level mechanisms. Journal of School Psychology, 2018, vol. 68, pp. 38-52. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jjsp.2017.12.004

17. Williford A., Boulton A. J., Jenson J. M. Transitions between subclasses of bullying and victimization when entering middle school. Aggressive Behavior, 2014, vol. 40 (1), pp. 24-41. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ab.21503

18. Asmolov A. G., Sorokina S. S. Cultural practices of constructive and destructive diversity maintenance in complex systems. Questions of Psychology, 2019, no. 1, pp. 3-15. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38096351

19. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Conceptualization of safety principle of educational practices. Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosveshhenija, 2015, vol. 6 (4), pp. 180-188. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/zhmnp.2015.6.180 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25378496

20. Oberle E., Domitrovich C. E., Meyers D. S., Weissberg R. P. Establishing systemic social and emotional learning approaches in schools: A framework for schoolwide implementation. Cambridge Journal of Education, 2016, vol. 46 (3), pp. 277-297. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0305764X.2015.1125450

21. Domitrovich C. E., Durlak J. A., Staley K. S., Weissberg R. P. Social-emotional competence: An essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk school children. Child Development, 2017, vol. 88 (2), pp. 408-416. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/cdev.12739

22. Sanderson R., Prentice M., Wolf L., Weinstein N., Kasser T., Crompton T. Strangers in a strange land: Relations between perceptions of others' values and both civic engagement and cultural estrangement. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10 (3), pp. 559-570. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00559

23. Takhokhov B. A. Development of students' ethno-cultural competence in the context of globalization. Science for Education Today, 2019, vol. 9 (4), pp. 73-92. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39256955

24. Popova S. I. Development of self-regulation in adolescents in the context of educational process. Psychological Science and Education, 2017, vol. 22 (6), pp. 99-108. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220609 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30773813

25. Potanina L. T., Sklyarova T. V. Development of value and moral ideas of students in the system school education. Prospects of Science and Education, 2019, no. 3, pp. 255-265. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2019.3.19 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38545603

Submitted: 01 December 2019 Accepted: 10 March 2020 Published: 30 April 2020

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2020 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.