Научная статья на тему 'Особенности социального интеллекта детей с дефицитарным типом развития'

Особенности социального интеллекта детей с дефицитарным типом развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
616
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Николаева Е. И., Колчева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социального интеллекта детей с дефицитарным типом развития»

6. Выготский, Л. С. Избранные педагогические исследования / Л. С. Выготский - М.: АПН РСФСР, 1956. - 520 с.

7. Зайцев, Г. К. Школьная валеология / Г. К. Зайцев - СПб.: Акцидент, 1998. - 159 с.

8. Зайцев, Г. К., Колбанов 3. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии Санкг - Петербурга. - СПб., 1994. - 78 с.

9. Лесгафт, П. Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды / П. Ф. Лесгафт - Воронеж: МОДЭК, 1998. - 410 с.

10. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения. Сост. В. 3. Смирнов /

Н. И. Пирогов - М.: Академия Пед. наук РСФСР, 1953. - 752 с.

11. Сухомлинский, В. А. Антология гуманной педагогики / В. А. Сухомлинский -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с.

12. Татарникова, Л. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей / Л. Г. Татарникова - СПб.: Санкг - Пб ГУПМ, 1993. - 118 с.

13. Ушинский, К. Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С. Ф. Егоров / К. Д. Ушинский - М.: Педагогика, 1990.

14. Игнатова, Л. Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. Т. 4, №3, с. 74 - 79.

15. Вишневская, Е. Л., Барсукова Н. К., Широкова Т. И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для учащихся 4-5 класов общеобразовательных школ. - М.: Русское слово, 1995.

16. Матвеев, В. Ф., Гройсман А. С. Профилактика вредных привычек школьников.-М.: Просвещение, 1987.

17. Баль, Л. В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков / Л. В. Баль - М., 2002.

18. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В. В. Колбанов - СПб.: Деан, 1999. - 229 с.

19. Бодалёв, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев-М.: МГУ, 1982.

УДК 616.12

Е. И. Николаева, Н. И. Колчева

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ТИПОМ РАЗВИТИЯ

Социализация детей с проблемами в развитии во всем мире в настоящее время является актуальной, поскольку, с одной стороны, растет число «особых» [6], с другой - происходит осознание того, насколько важен процесс общения с другими для полноценного развития ребенка [3,4]. Сегодня проблема взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, в значитель-

ной мере, описывается в рамках социального интеллекта [2]. Однако большее число таких работ охватывает, прежде всего, здоровых детей [7]. Очевидно, что именно социальный интеллект может стать опорой для повышения уровня академического интеллекта у детей с проблемами в развитии.

В связи с этим целью нашей работы было изучение социального интеллекта (и прежде всего, умение воспринимать эмоциональные состояния) детей с дефицитарным типом психического развития.

Материалы и методы исследования

Исследования проводились на базе образовательных учреждений г.Абакана (Хакасия): МДОУ Детский сад компенсирующего вида «Орленок», МДОУ Детский сад компенсирующего вида «Журавлик», МДОУ-ЦРР Детский сад «Золушка», специализированная школа № 27 для детей с нарушениями движений, специализированная школа № 21 для детей с нарушениями зрения, средняя общеобразовательная школа № 11.

Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата «Орленок» является малокомплектным и включает 4 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Из них три группы для детей с нормой интеллекта, однако, в этих группах есть дети с задержкой психического и психоречевого развития, одна группа для детей с умственной отсталостью. Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения «Журавлик» имеет 12 групп: 4 общеобразовательных группы и 8 компенсирующего типа, обучающихся по программе Плаксиной. Детский сад общеразвивающего типа «Золушка» реализует программу «Истоки».

Школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является основной (1-9 классы). Всего в ней 18 классов, из них 9 предназначены для детей с нормативным развитием и 9 для детей с особенностями в развитии. Школа-интернат для детей с нарушениями зрения включает 17 классов. Незначительная часть детей обучается по методике Брайля, остальные имеют остаточное зрение. Треть учеников не только обучаются, но и проживают в школе.

Общее количество детей, принимавших участие в исследовании, 148 человек. Каждая возрастная группа была представлена тремя категориями детей: с нормативным развитием (31 дошкольник, 21 школьник), с нарушением опорно-двигательного аппарата (25 дошкольников и 20 школьников), с нарушением зрения (27 дошкольников, 24 школьника). Таким образом, в исследовании принимали участие 6 групп детей.

При организации исследования учитывались особенности психического развития детей по дефицитарному типу. Для уравнивания достижений детей из группы норма с результатами других детей, исследование проводилось с перерывами, чтобы предупредить мышечную усталость детей из группы с нарушением опорно-двигательного аппарата. Во время перерывов предлагались

небольшие упражнения для снятия мышечного напряжения. Также во время обследования детям для создания ситуации успеха выражалась уверенность в том, что у них все получится.

Для исследования социального интеллекта были использованы два субтеста: «Истории с завершением» и «Группы экспрессии» методики Я. И. Михайловой [5]. Эти тесты предназначены для измерения социального интеллекта дош- -кольников, имеют доступный для восприятия образный материал и измеряют способности, актуальные для развития социального интеллекта именно в дошкольном возрасте.

Субтест № 1 «История с завершением». Результаты этого теста позволяют предвидеть возможные последствия поведения ребенка в определенной ситуации и предсказать то, что произойдет в дальнейшем. Стимульный материал теста состоит из двух частей, представленных 5-ю сериями картинок, на которых изображены сцены с различными детьми. Первая часть - это картинка с изображением начальной фазы развития события с участием ребенка, она на листе помещена сверху. Вторая часть - три изображения во втором ряду - возможные варианты развития события, причем один из них, отмеченный знаком «+» внизу рисунка, показывает правильный выбор, так как на нем приведено максимально возможное развитие сюжета.

Тестирование происходит следующим образом . Ребенку поочередно друг за другом предъявляются пять изображений определенных и знакомых ситуаций и по три картинки их завершения. Задача ребенка заключается в выборе той картинки, которая, по его мнению, показывает, что произойдет, после ситуации, изображенной на «опорном» рисунке.

Субтест № 2 «Группы экспрессии» предназначен для измерения способности к восприятию невербальных знаков эмоционального общения, их распознаванию и выделению существенных признаков в различных социальных ситуациях. Стимульный материал этого теста содержит 7 карточек с изображением различных проявлений невербальной экспрессии: мимики, поз, жестов, характерных для семи эмоциональных состояний.

Процедура тестирования происходит следующим образом. Дошкольнику предъявляются 7 карточек с нарисованными элементами выражения эмоций и эмоциональных состояний. На двух рисунках, расположенных слева, разными способами изображено одно и то же чувство и состояние человека. Среди 4-х остальных, расположенных справа, ребенок должен найти тот образ, который выражает такое же чувство, что и на «опорных» картинках, и назвать эмоцию и эмоциональное состояние.

Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и суммируются по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной способности, характеризующей социальный интеллект. Результат по тесту в целом выражается суммой оценок по отдельным субтестам и отражает общий уровень развития социального интеллекта.

В субтесте № 1 «Истории с завершением» за каждый правильный выбор наиболее вероятного развития событий присваивается 1 балл и заносится в таблицу. Таким образом, по этому субтесту максимальное число баллов равно

5. В субтесте № 2 «Группы экспрессии» ребенок может набрать максимально по два балла за одну картинку': он получает 1 бал за верный выбор картинки и 1 балл за правильное высказывание об изображенных на каждой карточке чувств. Правильное узнавание эмоций и эмоциональных состояний оценивается также в 1 балл.

Таким образом, окончательный протокол на одного ребенка по всем заданиям выглядит следующим образом:

Таблица 1

Протокол для обследования одного ребенка.

Субтест № 1 «Истории с завершением» Обіщя сумма баллов Субгест № 2 «Группы экспрессии» Общая сумма баллов

Ситуация №1 Радость

Ситуация №2 Боль

Ситуация №3 Сила

Ситуация №4 Удивление

Ситуация №5 Гнев

Страх

Растерянность

Использовав полученные численные показатели выполнения двух субтестов и объединив их, можно сравнить полученный общий балл с нормальным диапазоном значений развития социального интеллекта у детей Санкт-Петербурга 6-7 лет. Наиболее вероятные значения социального интеллекта укладываются в диапазон значении: 9-14 баллов. Максимальное значение этого диапазона соответствует хорошему развитию социального интеллекта, что позволяет дошкольникам легко справляться с ситуациями общения и обеспечивает высокий уровень адаптации к жизни и способность освоить социальную роль ученика и новую форму деятельности - учебную. Нижние значения диапазона и все показатели, меньшие 9 баллов, свидетельствуют о сниженной способности воспринимать социальные ситуации и слабо развитой возможности правильно прогнозировать развитие ситуаций.

Результаты и их обсуждение

Оценка результатов субтеста «Истории с завершением» обнаружила, с одной стороны, как возрастные, так и групповые различия между детьми. Все дошкольники одинаково легко справились с ситуациями «Играть вместе», «Ссора из-за машинки» и «Я упал». Известно, что, прежде всего, собственный опыт позволяет детям ориентироваться в развитии ситуации. В то лее время с двумя другими рассматриваемыми ситуациями («Воровство конфет» и «Кто виноват»)

все дошкольники справляются хуже, возможно, в силу большей редкости таких ситуаций. Именно для этих ситуаций есть и межгрупповые различия: дошкольники в норме справляются с ними лучше, чем дети с дефицитарным типом развития. При этом дошкольники с нарушением опорно-двигательного аппарата справляются с работой над ситуацией «Кто виноват» хуже, чем дети других групп.

С возрастом дети, как с дефицитарным типом развития, так и с условно нормативным развитием, лучше интерпретируют социальные ситуации и более точно прогнозируют процесс социального взаимодействия. Различия для каждой группы детей отмечаются в разных субтестах, но в целом видно, что все дети с возрастом лучше справляются с тестом. Только школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата хуже справляются с ситуацией «Кто виноват» по сравнению со школьниками других групп.

Таблица 2

Эффективность детей разных групп в завершении ситуаций по отдельным тестам субтеста «Истории с завершением»

Типы ситуаций Дети с нормой в развитии Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Дети с нарушениями зрения

Дошколь- ники Младшие школьники Дошколь- ники Младшие школьники Дошколь- ники Младшие школьники

Ситуация №1 «Ссора из-за машинки» 0,7±0,5 0,9±0,3Л 0,8±0,4 0,9±0,3 0,8±0,3» 0,8±0,4

Ситуация №2 «Воровство конфет» 0,5±0,5 0,7±0,5 0,3±0,5* 0,5±0,5 0,3±0,5* 0,8±0,4ЛЛ

Ситуация №3 «Играть вместе» 0,8±0,4 1,0±0,2 0,9±0,3 1,0±0,0 0,7±0,4 0,9±0,2

Ситуация №4 «Кто виноват» 0,5±0,5 0,7±0,5 0,3±0,5*° 0,4±0,5*° 0,5±0,5 0,7±0,5Л

Ситуация №5 «Я упал» 0,8±0,4 0,9±0,3 0,8±0,4 1,0±0,2Л 0,9±0,3 1,0±0,2

Примечание: * - отличие нормы от детей с нарушением опорно-двигательного аппарата той же возрастной группы с уровнем значимости более 0,95 (по критерию Стюдента); • -отличие нормы от детей с нарушение зрения той же возрастной группы; ° - отличие детей нарушением опорно-двигательного аппарата от детей с нарушением зрения той же возрастной группы, л - возрастные отличия дошкольников от школьников внутри той же группы развития. Двойные значки обозначают различие с уровнем значимости 0,99.

Анализ результатов второго субтеста (Табл. 3), выявляющего способность ребенка оценивать и называть эмоцию другого человека, также обнаружил сходство и отличия между детьми. Общим является то, что все дети достаточно эффективно различают основные эмоции: радость, гнев, страх. Но дошкольникам вне зависимости от диагноза трудно различать более тонкие эмоциональные состояния, таких как удивление и растерянность. В нашем исследовании отчетливо проявились различия между дошкольниками с де-фицитарным и нормативным развитием в оценке боли: первые (и школьники, и дошкольники) лучше оценивают боль. Очевидно, что дети с проблемами в развитии чаще сталкивались с болью, чем дети в норме. При этом другие эмоции лучше оцениваются нормативными дошкольниками, более того, такие эмоции, как растерянность и удивление они оценивают значимо эффективнее по сравнению с другими детьми.

Как и в предыдущем тесте можно отметить, что с возрастом дети более эффективно различают эмоциональные состояния. Однако эмоции сила, удивление и страх школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата оценивают хуже, чем в норме. Даже улучшение оценивания внутри этой группы детей с возрастом не является достоверным.

Таблица 3

Эффективность детей разных групп в оценке эмоций по отдельным тестам субтеста

«Группа экспрессии»»

Типы эмоций Дети с нормой в развитии Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Дети с нарушениями зрения

Дошкольники Младшие школьники Дошкольники Младшие школьники Дошкольники Младшие школьники

Радость 1,7±0,4 1,9±0,2АЛ 1,9±0,3 1,9±0,2 1,7±0,6 1,9±0,2А

Боль 0,8±0,4 1,5*0,6^ 1,3±0,7** 1,5±0,7 1,5±0,6** 1,5±0,6

Сила 1,1±0,7 1,2±0,4 0,6±0,7* 0,8±0,7*° 0,9±0,8 1,1 ±0,6

Удивление 0,8±0,5 0,8±0,4 0,4±0,5** 0,6±0,5* 0,3±0,5** 0,8*0,4^

Гнев 1,5±0,6 1,6±0,5 і,2±0,6 1,6±0,5 1,5±0,7 1,6±0,5

Растерянность 0,9±0,8 0,7±0,5 0,4±0,6** 0,4±0,5** 0,3±0,5” 0,5±0,5

Страх 1,4±0,6 1,7*0,5^ 1,5±0,7 1,7±0,5 1,2±0,6 1,9*0,4^

Примечание: обозначения, как на Табл.2.

Согласно представленным данным, все дети с возрастом лучше прогнозируют социальные ситуации. Успешность выполнения первою субтеста обусловлена умением причинно связывать внешне наблюдаемое поведение и различные психические, в том числе, эмоциональные состояния людей. Понимание ситуации детьми зависит от собственного социального и эмоционального опьгга, который различен в силу биологических факторов, социального окружения, обучающего воздействия. Следует отметить, что трудности у детей вызвали ситуации «Воровство конфет» и «Ссора из-за машинки», в которых эмоциональные проявления связаны с такими сложными социальными эмоциями,

как вина и стыд. Второй тест доказывает проблемность для детей исследуемого опыта в опознании сложных социальных эмоций.

Оценка эмоциональных состояний других людей различается в значительной степени у детей с разным типом патологии. Хуже всего оценивают отдельные эмоциональные состояния дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Более того, с возрастом у них улучшение оценки происходит менее эффективно, чем у детей других групп.

Процесс опознания эмоции предполагает формирование экспрессивного образа и его соответствие системе эмоциональных эталонов, принятых в обществе. Сложность процесса опознания заключается в том, что структура эталона меняется в зависимости от модальности эмоционального состояния. Поэтому в структуре каждого эталона должен быть выделен определяющий компонент, каким для взрослых и детей является мимика лица. В своем исследовании А. М.Щетинина [9] обнаруживает, что дети при восприятии эмоционального состояния человека опираются на мимическую выразительность лица: (либо верхний экспрессивный эталон (глаза, брови) или нижний экспрессивный эталон (рот, носогубная складка). Дети достаточно эффективно отмечают такие эмоции, как радость, страх, гнев именно потому, что мимические выражения включают изменения во всех зонах одновременно (верхний и нижний паттерн эмоций). По этой же причине, возможно, они с трудом опознают растерянность и удивление.

Степень точности и дифференцированности восприятия эмоций человека зависит от многих факторов. Согласно исследованиям В. А. Барабанщикова и Т. Н. Малковой [1], экспериментально подтверждена связь точности идентификации эмоций с модальностью демонстрируемой экспрессии, полноты мимических проявлений, локализации мимических изменений. В то же время эмоции человека имеют комплексное экспрессивное выражение (мимика, жесты, поведение, содержание речи и оттенки голоса, вегетативные изменения и пр [4,8]. Кроме того, экспрессивная выраженность эмоции возникает в контексте определенной эмоциогенной ситуации, а значит, включает в свою структуру компоненты причины, цели, времени эмоционального реагирования. Таким образом, в процесс опознания эмоций «включаются вся совокупность эмоциональных проявлений в целом, взятая в их динамике. Различные экспрессивные элементы, действуя в одном направлении, дополняют друг друга, тем самым, обеспечивая основу однозначного отражения эмоции» [1].

Возможно, отсутствие каких либо компонентов экспрессивного образа эмоции в силу ограниченности опыта детей с дефицитарным типом развития затрудняет процесс опознания. В тоже время эмоция, по поводу которой они имеют достаточный опыт (боль), опознается ими лучше, чем детьми в норме.

Итак, согласно нашим данным, два основных фактора социального интеллекта - умение прогнозировать социальную ситуацию и способность понимать эмоции других людей меняются с возрастом в норме. Однако при де-фицитарном типе развития детей это изменение в отдельных случаях про-

исходит существенно медленнее, чем в норме. При этом чем менее подвижны дети, тем хуже показатели социального интеллекта. Именно поэтому дети с нарушением зрения имеют лучшие значения показатели, чем дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Можно предположить, что необходимы специальные тренинги, чтобы дети с проблемами в развитии могли достигать тех же результатов в социальном интеллекте, что и в норме.

Библиографический список

1. Барабанщиков, В. А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии. -1988.-№5.-С. 131-140.

2. Был кина, Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. -2005. -№ 5. - С. 230-239.

3. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. - М.: Изд. Эксп. Дефект, инст-та, 1936. - 326 с.

4. Изотова, Е. И. Эмоциональные представления как фактор психического развития. - Автореф. дис...канд. психол. наук. - М., 1994. - 23 с.

5. Михайлова, Я. И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуальными характеристиками у детей 6-7 лет. Автореф. дисс. на соискание...кандидата психологических наук. - СПб, 2001. - 22 с.

6. Отева, Э. А., Николаева А. А. Сартакова Н. В., Николаева Е. И., Парм Ю. Н. Оценка состояния здоровья беременных в Новосибирском научном центре: соматические и психологические аспекты // Акушерство и гинекология. -1994. -№3.~ С. 25-27.

7. Чеснокова, О. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. - С. 35-45.

8. Шипицына, Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Владос, 2004. - 343 с.

9. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. - 1984. - №3. - С. 60-66.

УДК 616.12

;'Т' /ф ч> .ч

Е. И. Николаева, О. Г. Япарова

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАКАЗАНИИ И ПООЩРЕНИИ У ДЕТЕЙ В КРОВНЫХ И ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ Работа поддержана РГНФ - грант 07-06-00576/а

Одной их важнейших проблем современной социальной психологии является поиск методов ранней диагностики насилия над ребенком. Известно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.