Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ И ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ И ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / СТУДЕНТЫ-МИГРАНТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТИВНОСТЬ / LABOR MIGRANTS / MIGRANT STUDENTS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ADAPTATION OF MIGRANTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Константинов В. В., Осин Р. В.

Представлены результаты пилотажного исследования социально-психологической адаптации студентов-мигрантов и трудовых мигрантов, проживающих на территории Пензенской областях. По результатам исследования установлено, что иностранные студенты лучше адаптированы в новой для себя местности, чем трудовые мигранты. Уровень таких показателей, как «Принятие себя», «Стремление к доминированию», «Коммуникативный потенциал» у студентов-мигрантов выше, чем у трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MIGRANT STUDENTS AND LABOR MIGRANTS

The results of a pilot study of the socio-psychological adaptation of migrant students and labor migrants living in the Penza region are presented. According to the results of the study, it was found that foreign students are better adapted to their new locality than labor migrants. The level of such indicators as "Self-acceptance", "Striving for dominance" and "Communication potential" among migrant students is higher than among labor migrants.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ И ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ И ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

В.В. Константинов, д-р псих. наук, профессор Р.В. Осин, канд. психол. наук, доцент Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11365

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00445

Аннотация. Представлены результаты пилотажного исследования социально-психологической адаптации студентов-мигрантов и трудовых мигрантов, проживающих на территории Пензенской областях. По результатам исследования установлено, что иностранные студенты лучше адаптированы в новой для себя местности, чем трудовые мигранты. Уровень таких показателей, как «Принятие себя», «Стремление к доминированию», «Коммуникативный потенциал» у студентов-мигрантов выше, чем у трудовых мигрантов.

Ключевые слова: трудовые мигранты, студенты-мигранты, социально-психологическая адаптация, адаптация мигрантов, образовательная среда, адаптивность.

В настоящее время миграционные процессы являются закономерной частью современного глобального мироустройства. Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что международными мигрантами являются более 200 млн. чел. (3,4% от общей численности населения), и около 1 млрд. человек являются внутренними мигрантами. По данным Статистической службы Европейского союза, масштабы миграции за последние 50 лет возросли более чем в 2,5 раза. Возрастает количество мигрантов и усложняются структурные элементы, особенности миграционных потоков, возникают новые формы миграционной активности (образовательная, брачная, цикличная, незавершенная и др.).

В последние десятилетия заметен рост интенсивности массовой трудовой миграции в Российскую Федерацию и массовой трудовой миграции из экономически неблагополучных регионов России в экономически более развитые регионы. Значительная часть прибывающих мигрантов не является высококвалифицированными работниками, что в свою очередь способствует возникновению серьезного ценност-

ного разрыва между коренным населением и большинством трудовых мигрантов. На сегодняшний день в современной науке накоплен богатый материал, раскрывающий сущность и закономерности миграции [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Особый интерес ученых составляют миграционные потоки, целью которых является получение высшего образования [7; 8; 9]. Ситуация, когда молодой человек поступает в учебное заведение другого государства и становится студентом, может быть рассмотрена как стрессогенная. Она может сопровождаться переживанием конфликта между привычными для молодого человека нормами и ценностями, характерными для среды, которую он покинул, и нормами, и ценностями, характерными для представителей принимающего населения. По мнению ученых, процесс социально-психологической адаптации студентов-мигрантов также, как и трудовых мигрантов характеризуется на начальном этапе «стрессом аккультурации», приводящим к негативным психоэмоциональным проявлениям (дезадаптация, агрессия, депрессивные состояния и т.п.) [10; 11].

Вместе с тем, по сравнению с трудовыми мигрантами иностранные студенты, приезжающие из других государств, имеют реальные возможности для взаимодействия со сверстниками - студенческой молодежью ВУЗа в процессе обучения и вне-учебных мероприятий. Созданная в последние годы во многих учреждениях высшего профессионального образования система сопровождения социально-психологической адаптации первокурсников позволяет студентам, в том числе и студентам-мигрантам, быстрее и успешнее влиться в студенческую группу, найти среди однокурсников друзей, понять требования, предъявляемые ВУЗом и преподавателями, быстрее пережить «культурный шок» и адаптироваться к новым социокультурным условиям.

Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что студенты-мигранты характеризуются более высоким уровнем социально-психологической адаптации, чем трудовые мигранты.

Для проверки гипотезы были использованы следующие методики исследования:

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (модификация А.К. Осницко-го);

2. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин);

3. Оценка эмоционально-деятель-ностной адаптивности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

В пилотном исследовании приняли участие 50 человек - 25 студентов-мигрантов (из Таджикистана, Туркменистана, Индии, Египта) и 25 трудовых мигрантов (из Узбекистана, Таджикистана) в возрасте с 18 до 29 лет. Исследование проходило на базе Пензенского государственного университета и Управления по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области.

В результате исследования двух групп (методика Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (модификация А.К. Осницкого), мы выяснили, что по таким показателям, как «Адаптация» (иЭмп = 273 при p<0.05), «Принятие других» (иЭмп

= 241,5 при р<0.05), «Эмоциональный комфорт» (иЭмп = 312,5 при р<0.05) и «Внутренний контроль» (иЭмп = 237,5 при р<0.05) группа трудовых мигрантов не отличается от группы студентов-мигрантов. Для обеих групп свойственно успешное приспособление к изменяющимся условиям среды, высокая степень принятия других, умение поставить себя на их место, адекватная оценка действиям других, состояние уверенности, принятие ответственности за события своей жизни на себя.

Различия были выявлены в показателях «Принятие себя» (иЭмп = 191 при р<0.01) и «Стремление к доминированию» (иЭмп = 214,5 при р<0.05). Уровень показателя «Принятие себя» в группе студентов-мигрантов достоверно выше, чем в группе трудовых мигрантов. Это может говорить о том, что студенты более уравновешенные, спокойные, уверенные в себе, степень принятия себя и своей роль у них выше, чем у гастарбайтеров. Уровень показателя «Стремление к доминированию» в группе иностранных студентов достоверно выше, чем в группе трудовых мигрантов. Это говорит о том, что студенты в большей степени стремятся к доминированию, к власти надо окружающими, чем трудовые мигранты.

Далее в ходе исследования (Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермя-нина) было установлено, что по таким показателям, как «Личностный адаптационный потенциал» (иЭмп = 265,5 при р<0.05), «Поведенческая регуляция» (иЭмп = 247,5 при р<0.05), «Моральная нормативность» (иЭмп = 307 при р<0.05) трудовые мигранты не отличаются от студентов-мигрантов. Обеим группам свойственны: достаточно легкая адаптация к новым условиям деятельности, быстрое вхождение в новый коллектив; высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности; оценивание своей роль в коллективе реально, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения.

Были выявлены различия в уровне показателя «Коммуникативный потенциал»

(иЭмп = 218,5 при p<0.05). Уровень данно- сти в группе трудовых мигрантов досто-го показателя в группе студентов- верно выше уровня эмоционально-мигрантов выше, чем у трудовых мигран- деятельностной адаптивности в группе тов. Это может свидетельствовать о том, студентов-мигрантов (иЭмп = 165 при что уровень развития коммуникативных p<0.01).

способностей в иностранных студентов В целом, полученные результаты под-

выше, чем у гастарбайтеров: студентам твердили гипотезу о более высоком уровне легче устанавливать контакты с однокурс- социально-психологической адаптации никами, окружающими, они менее кон- студентов-мигрантов по сравнению с тру-фликты, чем трудовые мигранты. довыми мигрантами. Сопровождение

Есть различия между двумя группами адаптации студентов-мигрантов, сложив-по показателю «Эмоционально- шееся в ВУЗе, позитивно сказывается на деятельностная адаптивность» (методика включении студентов мигрантов в студен-«Оценка эмоционально-деятельностной ческое сообщество, снижает стресс ак-адаптивности» (Н.П. Фетискин, культурации, обусловленные попаданием

В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов): уровень в новые условия. эмоционально-деятельностной адаптивно-

Библиографический список

1. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - 253 с.

2. Константинов В.В. Системно-динамический подход к социально-психологической адаптации мигрантов // Человеческий капитал. - 201В. - №4 (112). - С. 49-б2.

3. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1993. - 195 с.

4. Ходжиев М., Прокопенко Л.В., Фесенко М.А. Физиологическая адаптация трудовых мигрантов к трудовому процессу и социально-психологическим условиям среды // Здоровье населения и среда обитания. - 201В. - № 2 (299). - С. 4-б.

5. Berry J.W. et al. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. New York: Cambridge University Press, 2011.

6. Scott Basford, Micheline van Riemsdijk. The Role of Institutions in the Student Migrant Experience: Norway's Quota Scheme Population. Space and Place. 2015. Volume 23, Issue 3.

7. Краснощеченко И.П., Ковдюк Д.П. Социально-психологическая адаптация студентов-мигрантов и трудовых мигрантов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №8-5 (39). - С. 3В-41.

В. Поздняков И.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №121. - С. 1б1-1б7.

9. Романова С.А. Теоретические основы программы психологического сопровождения иностранных студентов вуза // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5. - С. 114-117

10. Кагермазова Л.Ц., Галачиева Л.А. Социально-психологическая адаптация студента-мигранта в новых социокультурных условиях // Педагогика и психология «Наука. Инновации. Технологии». - 2013. - №3. - С. 189 - 197.

11. Кагермазова, Л.Ц, Галичева, Л.А. Психологическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов-мигрантов // Миграционные процессы в России: проблемы адаптации и интеграции мигрантов. - Ставрополь: ФГАОУ ВПО «СевероКавказский Федеральный университет». - 2014. - С. 102-105.

PECULIARITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MIGRANT

STUDENTS AND LABOR MIGRANTS

V.V. Konstantinov, Doctor of Psychology Sciences, Professor R.V. Osin, Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor Penza State University (Russia, Penza)

Abstract. The results of a pilot study of the socio-psychological adaptation of migrant students and labor migrants living in the Penza region are presented. According to the results of the study, it was found that foreign students are better adapted to their new locality than labor migrants. The level of such indicators as "Self-acceptance ", "Striving for dominance " and "Communication potential" among migrant students is higher than among labor migrants.

Keywords: labor migrants, migrant students, socio-psychological adaptation, adaptation of migrants, educational environment, adaptability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.