ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ1
FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF TEENAGERS FROM FAMILIES OF MIGRANTS
О.В. Барканова, В.И. Петрищев
O.V. Barkanova, V.I.Petrishchev
Социально-психологическая адаптация, подростки из семей мигрантов, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, локус контроля, доминирование, коммуникативные и организаторские склонности, копинг-поведение, коммуникативная и поведенческая компетентность, эмоциональное благополучие и созависимость, сила Я.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству современной школы. С помощью математико-статистических методов обработки эмпирических данных в психологии были исследованы взаимосвязи показателей адаптации, коммуникативных склонностей, копинг-поведения подростков; выявлены кластеры, которые легли в основу трехкомпонентной модели социально-психологической адаптации. В качестве компонентов социально-психологической адаптации подростков-мигрантов выделены «Коммуникативная и поведенческая компетентность», «Эмоциональное благополучие и созависимость», «Сила Я». Авторы рекомендуют выстраивать психологическое сопровождение и психокоррекционную работу с дезадаптированными подростками по трем выделенным направлениям.
Socio-psychological adaptation, teenage migrant schoolchildren, self-acceptance, acceptance of others, emotional comfort, locus of control, dominance, communicative and organizational aptitude, coping behaviour, communicative and behavioural competence, emotional well-being and co-dependence, power of ones self The article deals with the issues connected with the peculiarities of social-psychological adaptation of teenage migrant schoolchildren to the polycultural educational environment of modern schools. With help of statistical methods of processing empirical data in psychology the research into correlation of indicators of adaptation, communicative aptitude and coping behaviour was conducted were revealed. Thus the clusters which constituted three basic components in the model of social-psychological adaptation were revealed. The components were marked as "Communicative and behavioural competence", "Emotional well-being and codependence", "Power of on^s self". The authors recommend considering the three mentioned directions in psychological corrective work and accompaniment of disadapted migrant teenagers.
В последнее время наблюдается довольно высокий приток мигрантов в Красноярский край. Сейчас в крае проживает более 100 тысяч мигрантов, многие из них приехали вместе с детьми.
Совершенно очевидно, что кардинальное изменение привычных жизненных условий, языкового и культурного пространства оказывает не всегда благотворное влияние на взрослых и особенно на детей.
В новой социально-культурной среде у ребенка-мигранта появляются проблемы, связанные с незнанием русского языка, культурны-
ми особенностями российского общества, неготовностью их обучаться в наших школах, зачастую они способствуют его дезориентации в обществе и психологическому кризису, который может привести к неблагоприятным последствиям.
По нашему мнению, внешние средовые факторы, к которым мы относим социальные институты общества, могут помочь ему сформировать собственное отношение к социальной реальности, они определяют его последующее поведение. Несомненно, образовательная среда школы является тем объектом, в рамках которого проявляются все проблемы мигранта-школьника, ибо
Работа выполнена при финансовой поддержке Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева, проект № 06-4/12.
современная полиэтническая школа представляет собой новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными школьниками. Она является той площадкой, на которой нередко происходят всевозможные так называемые конфликты культур между учащимися коренного населения и мигрантами. Отмечая это, исследователь Нагуен Ба Тьен утверждает, что они происходят в тех местах, которые считаются наиболее важными в жизни ребенка, т. е. в школе, в семье или ближайшем окружении. Так, к конфликтам приводят сложности, которые обычно возникают при изучении мигрантом языка принимающего общества. Автор указывает, что изучение языка - это не только собственные трудности; оно ставит человека лицом к лицу с двумя системами культуры, что, в свою очередь, требует дальнейшей психологической адаптации с тем, чтобы попытаться выработать личную позицию. Поэтому язык имеет свой эмоциональный заряд [Цит. по: Шульга, 2005].
Как видим, социально-психологическая и культурная адаптация личности школьника-мигранта к новому социуму представляет собой довольной сложный многогранный процесс, который затрагивает как внутренние психологические механизмы и потенциал ребенка, так и внешние, связанные с его взаимодействием с рядом социальных институтов.
Для выяснения особенностей социальнопсихологической адаптации детей в г. Красноярске и присущих ей свойств, отражающих специфику данного явления, мы предприняли попытку провести исследование. Оно проводилось с 10. 2012 по 02. 2013 на базе МОУ СОШ № 16 Ленинского района г. Красноярска [Барканова, 2012]. В нем приняли участие 40 подростков-мигрантов в возрасте 12-14 лет - представители армянской, грузинской, таджикской, киргизской, узбекской, азербайджанской национальностей. Для получения эмпирических данных были использованы анкетные данные (срок обучения в русскоязычной школе) и диагностические методики: опросник СПА К. Роджерса и Р. Даймонда (диагностика социально-психологической адаптации по биполярным показателям адаптации, принятия себя и других, эмоционального комфорта, ло-
куса контроля, доминирования); опросник КОС Б.А. Федоршина (оценка уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей); опросник Э. Хейма (исследование стратегий копинг-поведения).
Для выявления скрытых от непосредственного наблюдения и оценки тенденций полученные эмпирические данные были подвергнуты математико-статистической обработке. Для исследования скрытых взаимосвязей и отношений показателей использовались метод кластерного анализа и метод ранговой корреляции Спирмена (статистическая программа Statgraphics Plus v.2.1.), при этом рассмотрению подлежали только значимые (p<0,05) и высоко значимые (p<0,01) взаимосвязи.
Для начала следует отметить, что корреляционные связи были обнаружены внутри самих методик. В частности, была выявлена прямая (положительная) корреляционная зависимость между показателями КОС, то есть у подростков-мигрантов либо одинаково хорошо развиты и коммуникативные, и организаторские склонности, либо, наоборот, развиты одинаково слабо.
Также прямую связь имеет ряд показателей СПА: адаптация у подростков-мигрантов связана с принятием себя и других, внутренним контролем и доминированием. Дезадаптация, напротив, связана с непринятием себя и других, эмоциональным дискомфортом, внешним контролем, ведомостью и эскапизмом. Это указывает на то, что в коррекционной работе с дезадаптированными подростками следует уделить особое внимание эмоциональному благополучию (например, используя методы и приемы симптоматической терапии и коррекции тревожности, напряжения, страхов), а также развитию внутреннего локуса контроля и самопринятию. Это приведет к развитию уверенности в себе, самоуважения, осознанию собственной ценности, принятию ответственности за свою жизнь, и в конечном итоге подросток будет ощущать себя более адаптированным.
Для нашего исследования интерес представляют взаимосвязи между показателями методик, поэтому обратимся к их анализу. Выявлено, что срок обучения в русскоязычной школе напрямую связан с принятием других и использо-
ванием эмоционального копинга: чем дольше подростки-мигранты обучаются в русскоязычной школе, тем более у них сформировано принятие других и они используют более адаптивные эмоциональные копинг-стратегии (проявляют оптимизм, не боятся выражать протест). И напротив, у новичков присутствуют непринятие других и неадаптивные стратегии совладающего поведения: подавление эмоций, агрессия, самообвинение, покорность. Также между показателем срока обучения и непринятия себя выявлена обратная (отрицательная) корреляционная зависимость: чем дольше срок обучения, тем ниже показатели непринятия себя, и наоборот. Таким образом, можно заключить, что длительность обучения в целом напрямую связана с принятием себя и других и, возможно, сказывается на данных аспектах положительно.
Ряд показателей КОС и СПА также имеет прямые взаимосвязи: уровень коммуникативных склонностей связан с уровнем адаптации, принятием других, эмоциональным комфортом, а уровень организаторских склонностей напрямую связан с применением когнитивных копинг-стратегий. Чем выше уровень развития организаторских склонностей, тем более адаптивные когнитивные стратегии применяются (в частности, подростки используют проблемный анализ и сохранение самоконтроля). Низкий уровень развития организаторских склонностей, напротив, сочетается с использованием неадаптивных стратегий, таких как растерянность, смирение или диссимуляция.
Наконец, выявлена прямая (положительная) корреляционная зависимость между использованием эмоционального копинга, уровнем адаптации и принятием других. Адаптивные эмоциональные копинг-стратегии поведения (оптимизм, выражение протеста) напрямую связаны с высоким уровнем адаптации и позитивным отношением к окружающим. Напротив, дезадаптированные подростки-мигранты используют неадаптивный эмоциональный копинг и имеют напряженные отношения с окружающими.
Проведенный кластерный анализ («Метод ближайшего соседства») позволил более тщательно проанализировать связи между показателями и установить два основных кластера тесно связанных друг с другом показателей (рис. 1).
Рис. 1. Дендрограмма кластерного анализа (по оси ОХ - нумерация показателей методик, по оси OY- расстояние между показателями в условных единицах)
Из рис. 1 видно, что 1-й кластер образуют показатели № 1, 2, 3, 14, 17, 18, 19 (срок обучения, коммуникативные и организаторские склонности, доминирование, когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии). На наш взгляд, кластер можно назвать «Коммуникативная и поведенческая компетентность», исходя из входящих в него показателей.
Во 2-й кластер входят показатели № 7, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 16 (непринятие себя и других, принятие других, эмоциональный комфорт и дискомфорт, внешний контроль, ведомость, эскапизм). Этот кластер можно обозначить как «Эмоциональное благополучие и созависимость». Несколько обособленно от данных двух кластеров стоят показатели № 6 и 12 (принятие себя и внутренний контроль), и довольно близко к ним (однако при этом весьма удаленно от всех остальных) - показатели № 4 и 5 (адаптация и дезадаптация). Эта связь показателей (адаптации, внутреннего контроля и принятия себя) прослеживалась и в описанных выше результатах корреляционного анализа. Можно с уверенностью предположить, что адаптированный подросток принимает себя, видит себя причиной и творцом происходящих в его жизни событий, берет на себя ответственность, проявляет инициативу. На наш взгляд, обозначение «Сила Я» могло бы приблизительно передать сущность данного кластера, который является важным адаптивным механизмом.
На основании полученных кластеров можно
построить трехкомпонентную модель социальнопсихологической адаптации подростков-мигрантов, включающую такие блоки, как коммуникативная и поведенческая компетентность, эмоциональное благополучие и созависимость, сила Я (рис. 2).
Рис. 2. Модель социально-психологической адаптации подростков-мигрантов
Таким образом, статистически подтверждено, что социально-психологическая адаптация подростков из семей мигрантов в значительной мере зависит от особенностей самоощущения и само-принятия, наличия внутреннего локуса контроля. Развитие коммуникативных и организаторских склонностей у подростков может существен-
но повлиять на использование более адаптивных стратегий совладающего поведения, формирование лидерских качеств, повышение показателей социального и вербального интеллекта. Немаловажной также является психологическая работа по улучшению эмоционального состояния подростков, что сказывается не только на общем самочувствии и настроении самих подростков, но и ведет к принятию других и улучшению отношений в коллективе. Данные рекомендации следует учитывать при разработке и реализации программ психологической помощи подросткам-мигрантам.
Библиографический список
1. Барканова О.В. Исследование социальнопсихологической адаптации в рамках проекта оказания психологической помощи мигрант-ской молодежи // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы Viii Международной научной конференции / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. Т. 1. С. 54-58.
2. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005. С. 175.