Научная статья на тему 'Особенности социально-профессиональной адаптации бывших артистов балета к педагогической деятельности'

Особенности социально-профессиональной адаптации бывших артистов балета к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТ БАЛЕТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДНОСТИ В АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BALLET DANCER / EDUCATIONAL ACTIVITIES / DIFFICULTIES IN ADAPTING TO TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацаренко Татьяна Николаевна

В статье анализируется профессиональная перспектива артистов балета, завершающих сценическую карьеру, рассматриваются специфические особенности педагогической работы в системе дополнительного образования детей; трудности адаптации артиста балета к новым условиям деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features socially-professional adaptation of the former ballet dancers in transition to pedagogical activity

The article presents: a professional perspective of ballet dancers who are finishing their stage career, the specific features of educational activities in the system of supplementary education for children; difficulties of adapting to the new conditions of activity.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-профессиональной адаптации бывших артистов балета к педагогической деятельности»

Т. Н. Мацаренко

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЫВШИХ АРТИСТОВ БАЛЕТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируется профессиональная перспектива артистов балета, завершающих сценическую карьеру, рассматриваются специфические особенности педагогической работы в системе дополнительного образования детей; трудности адаптации артиста балета к новым условиям деятельности.

Ключевые слова: артист балета, педагогическая деятельность, трудности в адаптации к педагогической деятельности.

Специфика хореографического искусства в самом узком смысле состоит в двигательном (танцевальном) исполнении, то есть умении передавать идейный замысел автора произведения посредством тела и актерской игры [1].

Образовательная среда профессионального хореографического учебного заведения, в которой обучались артисты балета, имеет свои особенности, отличные от специфики воспитания и личностного развития учащихся средствами хореографии при дополнительном образовании детей [2]. Поэтому переход бывших артистов балета к работе в качестве руководителя детского хореографического коллектива сопряжен с трудностями социально-профессиональной адаптации.

Такие специалисты искренне заинтересованы в хореографической деятельности, считают ее своим призванием, уверены в правильности своего профессионального выбора и не склонны ему изменять, но в период адаптации к педагогической работе испытывают серьезные затруднения. Исследования показывают, что из 100 артистов балета профессиональных хореографических коллективов (Академического ансамбля песни и пляски Московского военного округа, Московского областного государственного театра «Русский балет», Ансамбля воздушно-десантных войск, Государственного академического хореографического ансамбля «Березка», Театра пластического балета

«Новый балет», Хореографической школы-студии танца хора им. Пятницкого, Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл»), пришедших в дополнительное образование детей, 55 человек в течение первых трех лет практики прекратили заниматься педагогической деятельностью.

Основной проблемой социально-профессиональной адаптации бывших артистов балета является несформированная установка на педагогическую деятельность. Установка же обеспечивает соответствующее отношение специалиста к своей педагогической деятельности, служит основой для формирования профессионально-педагогической направленности личности. Данный компонент необходимо развивать у артистов балета, начинающих педагогическую карьеру, поскольку у них доминирует репетиционная направленность, что предполагает достижение успеха на сцене, и отсутствует мотивация к достижению успеха в педагогической деятельности.

Формирование педагогической установки непосредственно связано с раскрытием возможностей личностного роста. Таким образом удовлетворяется потребность артистов в демонстрации своего творческого опыта, готовности управлять действиями хореографического коллектива.

Важной задачей социально-профессиональной адаптации к педагогической деятельности является овладение бывшими артистами балета навыками работы с детским хореографическим коллективом учреждения дополнительного образования детей. Исследования показывают, что переход в педагогическую профессию осуществляется в условиях неосведомленности о содержании данной деятельности. Это связано с недостаточной разработкой методической литературы для занятий хореографией с учащимися в системе дополнительного образования детей [3].

Хореографические занятия в данном случае ориентированы на общее развитие учащихся, а не на профессиональное овладение ими хореографией. Образовательный процесс служит для привлечения учащихся к миру танца, для развития основ

музыкальной культуры, танцевальностн, координации движений, артистизма, эмоциональной сферы, формирования худо-жественно-эстетической культуры ребенка [4]. Качество подготовки и воспитания в хореографическом коллективе зависит в первую очередь от квалификации педагога-хореографа, от его умелого и грамотного руководства.

Целью хореографических занятий в дополнительном образовании детей становится формирование начальных хореографических умений и навыков, усвоение несложных танцевальных движений и этюдов. Раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся происходит на основе разучивания танцевальных комбинаций «от простого к сложному» [5]. Данный способ включает:

— визуальный компонент (наглядная подача материала педагогом-хореографом, видеоматериал с образцами танцевальной культуры);

— теоретический компонент (объяснение педагогом-хореографом правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей учащихся);

— практический компонент (разучивание танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти).

Практическая деятельность руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей реализуется через выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений, создание диалога с учащимися, что требует особого артистизма, способности организовывать педагогический процесс так, чтобы он был ярким, самобытным и в то же время лич-ностно-значимым для учащихся. Структуру педагогического артистизма рассматривала М. Грищенко в своем исследовании «Формирование артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в вузах культуры и искусств» (2009 г.) на основе вербальных (звучащая речь, интонационные и смысловые акценты) и невербальных (жесты, мимика, пластика) средств воздействия на учащихся. Данные средства взаимо-

связаны, имеют динамический характер и изменяются в зависимости от конкретной ситуации на различных этапах профессионального становления руководителя хореографического коллектива [6].

Если у артистов балета как руководителей хореографических коллективов нет умения расположить к себе учащихся, пробудить интерес к хореографии, мотивировать к занятиям, то и группы у них не набираются. Анализируя проблемы социально-профессиональной адаптации и вхождения бывших артистов балета к педагогической деятельности, необходимо отметить, что закрепляются в данной сфере путем самообразования. Многие руководители хореографических коллективов, работающие в системе дополнительного образования детей, не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное становление начинается одновременно с их реализацией в самостоятельной практической практике. Здесь важную роль играют различные формы переподготовки, повышения квалификации [7].

Руководители детских хореографических коллективов все больше убеждаются в том, что для успешной профессиональной карьеры им необходимо глубокое понимание педагогического процесса. В соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования педагог дополнительного образования детей в области хореографии, организатор детского танцевального коллектива должен обладать следующими знаниями [8]:

» истории хореографического искусства; ^ основ различных видов танца: классического, народного, бального;

^ структуры и содержания тренировочных упражнений, методики их проведения с детьми в условиях дополнительного образования детей;

^ фольклорной танцевальной культуры региона, края, города;

^ средств музыкальной выразительности, характера влияния их на исполнение танцевальных движений;

^ драматургического развития танцевальных образов;

^ особенностей танцевального костюма для исполнения современных танцев разных видов.

Столь высокие требования к руководителю хореографического коллектива объясняются тем, что они становятся залогом успешного развития творческого коллектива.

Подведем итоги. Для осуществления деятельности руководителя детского хореографического коллектива бывшим артистам балета необходимо формирование установки на педагогическую практику, знание специфических особенностей деятельности в системе дополнительного образования детей. Все это важные компоненты в организации самобытного хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Митакович Л. А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — СПб, 2009. №116.

2. Илларионов Б. Профессиональное балетное образование в России (Петербургская традиция) // История художественного образования в России. — СПб: Композитор, 2007. Вып. 1/2.

3. Паршук С. М., Драган А. О. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников //Успехи современного естествознания. 2011. № 8.

4. Юнусова Е. Б. Значение специфики и типов хореографических занятий для становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ // Актуальные вопросы педагогики и психологии: материалы междунар. науч. -практ. конф. - Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. Ч. III.

5. Шиханова Н. Ю. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе с хореографическим коллективом [Электронный ресурс] // Инновационные информационно-педагогические технологии в образова-нии-2011: междунар. интернет-конф. - [Б. м.], 14.04.2011.

6. Гршценко М. Г. Формирование артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в вузах культуры и искусств: автореф. дисс. канд. пед. наук, Москва, 2009.

7. Горшкова В. В. Образование взрослых: формат опережения // Педагогика. 2007. № 10.

8. Государственный образовательный стандарт. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 Педагогика дополнительного образования (повышенный уровень среднего профессионального образования). Вводится в действие с 2003 г. Москва, 2003.

The article presents: a professional perspective of ballet dancers who are finishing their stage career, the specific features of educational activities in the system of supplementary education for children; difficulties of adapting to the new conditions of activity.

Key words: ballet dancer, educational activities, difficulties in adapting to teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.