УДК 316.4
ФОГЕЛЬ Татьяна Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩИХ ПРАКТИК В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ СОЦИУМЕ
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.169-172
FOGEL Tatiana Viktorovna, Candidate for Doctorate in Social Studies, Associate Professor at the Chair of Social and Cultural Work
FEATURES SPECIFIC FOR SOCIAL ASSISTANCE PRACTICES IN THE COMMUNITY THAT UNDERGOES TRANSFORMATIONS
Необходимость анализа в отечественном социально-гуманитарном знании социально-помогающих практик вызвана теми социальными процессами, которые в настоящее время происходят в стране: общественное недовольство, конфликт социальных и индивидуальных интересов. Статья посвящена определению специфики и особенностей социально-помогающих практик, описывается их роль в жизни современного трансформирующегося общества. Автор провел серьезную работу по изучению влияния различных объективных и субъективных условий и факторов социально-помогающей деятельности на организацию социально-реабилитационного пространства. Важным в статье является обоснование социально-помогающих практик как структурирующего свойства с присущими ему позитивными функциями объединения, сохранения стабильности и равновесия. Показано, что в современном трансформирующемся российском обществе имеет место быть моделирование социальных отношений в пространстве и времени на основе воспроизводства социально-помогающих практик (социально-помогающих практик - безвозмездная помощь, благотворительность, поддержка, взаимообмены.)
Ключевые слова: трансформирующееся общество; социально-помогающие практики; структуризация; самоорганизация общества; социальная помощь.
The necessity to analyze the social assistance practices within the social-humanitarian studies in Russia is caused by the current social processes in the country: public discontent, conflict of public and individual interests. The article focuses on specific features of social assistance practices, describes their role in the life of the contemporary society that undergoes transformation. The author completed a serious study related to the impact of various objective and subjective conditions and social assistance activities on the arrangement of the societal rehabilitation environment. The article highlights positive impacts of social assistance practices, such as: consolidation, stability and balance. The study shows that in the contemporary Russian society that undergoes transformation we observe modeling of social relations in space and in time, based on social assistance practices (Social assistance practices are aimed at extending non-repayable help, support, charity, mutual exchanges).
Key words: community that undergoes transformation, social advocacy practices, framework making, inner streamlining within the community, social assistance.
Трансформирующееся общество - сложный объект научного анализа, как теоретического, так и эмпирического. Быстрое изменение основных социальных показателей, ускорение социальных процессов, утеря социальной значимости одних институтов и подсистем на фоне усиления других приводит к возникновению напряжений социальной системы. Данные явления и процессы, объединяясь в определенные тренды, создают условия для усиления тенденций социальной дезорганизации и дисфункциональности.
Социальное расслоение в трансформируемом обществе вправе претендовать на систему критериев его эффективности. Отбор таких критериев не однозначен, здесь присутствуют как предельно положительные, так и системные элементы обратной полярности. Отрицательные сценарии социальных трансформаций, как на это убедительно указывает история рассматриваемого опыта, реализуются чаще положительных.
Системные коммуникации и структурные элементы формируют основу для разнонаправленных социальных институтов. История обществ, стран и народов насыщена вариантами и сценариями мотивации и объяснения условий и функций социального расслоения. В то же время достаточно универсальный подход сохраняет установка, ориентированная к пониманию того, что общественный институт - это не только факторы социальной реальности, подлежащие измерению, одобрению или корректировке. Самостоятельный смысл в социологической диагностике социальных институтов имеет комплекс правил и норм поведения, механизмы контроля и аргументации для такого комплекса, систему приемлемой для большинства совокупности социальных ролей и статусов.
Рассматриваемая как деятельный элемент трансформации, самоорганизация социума раскрывается как многоаспектная и многогранная деятельность в условиях все время развивающихся коммуникационных и информационных технологий. Накопленный в социологии опыт изучения социального расслоения в трансформирующемся обществе позволяет вести речь о том, что назрела необходимость придания особого научного статуса теории социальной трансформации. В этом учении, впрочем, не хватает обобщающих выводов на уровне закономерно-
стей для отраслевых идей, методик, программных познавательных комплексов и новых научных направлений.
По мнению современных авторов, самоорганизация - процесс положительный для социума в том случае, если на основе самоорганизации регулируется функционирование образующих структур, обеспечиваются необходимые условия для жизнедеятельности общества как целостной системы. Для такой целостности можно предложить самостоятельный дисциплинарный подход, в составе которого могут быть:
- интегрирование теоретических подходов и систем, так или иначе связанных с проблематикой изучения процессов в трансформируемом обществе;
- освоение новых аспектов теории коммуникации для реформируемых социальных институтов;
- трансформация в динамике социальных преобразований, личностных установок и норм социальной психологии;
- своевременное выявление недостатков специализированного подхода в интересах теоретического синтеза новых направлений и условий повышения достоверности социологической информации по теме исследования.
Накопленный опыт изучения процессов трансформируемого общества в социологии становится познавательной основой как для изучения, так и для производства новых форм социального расслоения. Соответствующие знания объективируются во внешних по отношению к индивиду познавательных, эмпирических, информационных средах. В ряде случаев такая динамика ведет к тому, что социальные образования, такие как группы, общества, институты, наделяются свойствами и качествами, присущими индивидуальному сознанию. То есть в характеристиках массовых процессов для групп и институтов определяются динамические параметры их поведения деятельности, ценностей, мышления.
Прогресс современного российского общества обусловливает изменение социальных повседневных практик человека. Изменение навыков и обычаев в ежедневной жизни людей обусловливает пересмотр социально-культурных основ существования и приводит к возникновению новых форм социально-помогающих практик.
В настоящее время проявляется тенденция возрастания ответственности за социальный порядок в обществе, в связи с чем отдельные сегменты общества приобретают все большую самостоятельность, проявляют активность в организации социального пространства. Сложная социокультурная система общества, включающая в себя актуальные процессы и состояния, зависит от установленного и поддерживаемого порядка. Но сохранение стабильности общества в момент его кризисного состояния и развития всегда сопряжено с потерей большинства достижений социального устройства, что приводит к активизации ресурсов общества, даже в том случае, если оно не сохраняет свою социокультурную идентичность.
Поэтому решение проблем текущего социального развития в устойчивом, управляемом режиме тесно связано с осознанием природы социально-помогающих практик, которые не вызывают болезненных, разрушительных противоречий социального роста.
Социально-помогающие практики складываются из многообразного переплетения и взаимопроникновения индивидуальных способов жизнедеятельности, фрагментов социальной действительности. Смысл структурирующего свойства социально-помогающих практик - струк-турация общества как социальной системы. Поскольку структурация - это реальный пространственно-временной процесс реализации структуры, то многие функции социальных институтов зависят от социально-помогающих практик.
Социально-помогающие практики как структурирующее свойство воспроизводят социальные отношения, их правила и ресурсы. Основываясь на данном утверждении, можно сделать предположение, что имеет место быть моделирование социальных отношений в пространстве и времени на основе воспроизводства социально-помогающих практик.
Между участниками социально-помогающих практик в их взаимоотношениях обеспечивается доверие, поскольку такие практики - это социально-одобренные формы поведения. Возникает стабильность в социальных отношениях, которые таким образом становятся структурированными. Потенциал социально-помогающих практик (стабильность и порядок) возрастает от присутствия в системной связи с организационными основаниями социального взаимодействия - структурированием коллективов, институтов макросоциального порядка. Структурируя социальную среду, предлагая решение для проблем социального уровня, социально-помогающие практики обеспечивают некоторую предсказуемость социального взаимодействия во временной перспективе в условиях противоречия социальной жизни. Таким образом, социально-помогающие практики как структурирующее свойство с присущими ему позитивными
функциями объединения, сохранения стабильности и равновесия входят в структуру социальной реальности.
Социально-помогающие практики как структурирующее свойство - это образец социальных отношений, существующий в определенном времени и определенном пространстве, таким образом, в структуре общества социально-помогающие практики занимают статус механизма структурации.
Структурная модель социально-помогающих практик складывается из следующих структурных элементов:
1. Социальный потенциал общества. Знания, «отпечатки в памяти» об образцах социально-помогающего поведения как о социально-значимых явлениях. Это потенциальная возможность для практики, ряд диспозиций и тенденций, позволяющих возникнуть практике.
2. Правила и порядки как детерминанты социальных отношений. В любом из отношений, из которых образуется социальная структура, присутствуют ожидания, что человек будет придерживаться определенных правил и образцов поведения.
3. Возможности и потенциалы общества. Возможности, благодаря которым социально-помогающие практики могут существовать в различные промежутки времени и пространства, это: телекоммуникационные возможности, информационные связи, экономические и правовые основы.
4. Акторы (индивиды). Индивиды, которые, стремясь к безопасности, развивают практики (социальные отношения), дающие ощущение защищенности, что подразумевает эффективность социальной жизни.
5. Социально-помогающая деятельность. Социально-помогающая деятельность акторов происходит в контексте структуры социально-помогающих практик, что в свою очередь формирует саму структуру.
Характер взаимоотношений компонентов структуры - взаимосвязанность в свете общих ориентаций, то есть структура социально-помогающих практик интегрирована преимущественно взаимным соответствием элементов. Качественная сторона структуры определяет и качественную сторону ее элементов. Обратная зависимость качества структуры от качества элементов, входящих в эту структуру, выражается в том, что структура всецело определяется качеством элементов.
Таким образом, социально-помогающие практики формируют социальное пространство в той же мере, в какой сами формируются ими. Важнейшими элементами социально-помогающих практик как социально-значимой помогающей деятельности в условиях трансформирующегося социума выступают:
1) индивид / общность;
2) социальная реальность;
3) коллективные / индивидуальные действия / взаимодействия;
4) система определенных правил, процедур, моделей поведения;
5) намерения, цели;
6) средства, ресурсы и технологии.
Свойственная структуре социально-помогающих практик самоорганизация предполагает позитивный эффект расширения функциональных альтернатив устоявшейся социальной практики - самоусовершенствование. Неформальные социальные нормы не ограничивают роль социально-помогающих практик в производстве социального порядка, а способствуют их социальному признанию.
Поскольку социально-помогающим практикам свойственна дуальность (это и действие, и структура одновременно), то способом структурирования предполагается сочетание ценностных стандартов и соответствующих конкретных способов практической деятельности. Теория структурации позволяет предположить, что индивиды своими действиями могут и воспроизводить, и трансформировать социально-помогающие практики, которые в свою очередь детерминируют их поведение. Структуры зависят от ряда специфических причинных факторов, отсутствие которых может привести к распаду или модификации самих структур. Например, благотворительные фонды снижали активность своей деятельности во времена экономического спада. Многие виды социально-помогающих практик возникали на основе новых технических возможностей (Телефон доверия, интернет-практики), что являлось причиной модификации структуры самих практик.
По мнению А.Р. Рэдклиффа-Брауна, функция конкретной социальной практики - это «ее вклад в общую социальную жизнь, т.е. в функционирование социальной системы в целом» [3, с. 211]. Социально-помогающим практикам присущи следующие основные функции:
- поддерживающая - функция, обеспечивающая гармоническое развитие личности и общества;
- адаптивная, или приспособительная - функция, обеспечивающая выживание общества и индивида в обществе;
- функция сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей деятельности;
- нормативно-регулятивная функция, обеспечивающая формирование и развитие институциональных оснований социальной работы.
Социально-помогающие практики удовлетворяют потребность общества в защищенности, способствуя сохранению уверенности в завтрашнем дне, в стабильности общественных устоев, поэтому рассматриваемые практики можно определить как условие сохранения гармоничной целостности частей, составляющих общество как систему.
Перечисленные выше функции социально-помогающих практик рассматривались в широком социальном контексте, но также необходимо выявить не только ожидаемые и наблюдаемые функции, но и побочные следствия, вторичные и непредвиденные.
Социально-помогающие практики как процесс изменения и преобразования характеризуются общим качеством - создание не существующего ранее результата. Потребность в социальной организации общества, адаптации к среде порождает потребность в социальном творчестве. Человек, преследуя социально-значимые цели, открывает новые виды деятельности, которые объединены ярко выраженной необходимостью, создавая для других нечто нужное и полезное.
Инновационный эффект социально-помогающих практик - производный, то есть возникают последующие социальные изменения: возникновение новых практик и эффектов, причем как имеющих социально-помогающий характер, так и нет (социальные практики с коммерческим характером). Таким образом, можно признать, что социально-помогающие практики, освоенные в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности, выступают фактором позитивных социальных изменений и структурации в современном трансформирующемся обществе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СЫЛКИ
1. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000. - 880 с.
2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006. - 873 с.
3. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. - М.: Восточная литература, 2001. - 304 с.
REFERENCES
1. Parsons T. The structure of social action. [T. Parsons O structure socialnogo deistviya]. Moscow: Akademicheski proekt, 2000. 880 p.
2. Merton R. Social Theory and Social Structure. [R. Merton Socialnaya teoriya I socialnaya struktura]. Moscow: AST, 2006. 873 p.
3. Radcliffe-Brown A.R. Structure and function in primitive society. [A.R. Radkliff-Braun Struktura I funkciya v primitivnom obchestve]. Moscow: Vostochnaya literatura, 2001. 304 p.
Информация об авторе
Фогель Татьяна Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 25.05.2014
Information about the author
Fogel Tatiana Viktorovna, Candidate for Doctorate in Social Studies, Associate Professor at the Chair of Social and Cultural Work, Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar city, Russia [email protected]
Received: 25.05.2014