Научная статья на тему 'Особенности социально-политических изменений чеченского общества в 90-х гг. ХХ в'

Особенности социально-политических изменений чеченского общества в 90-х гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КАВКАЗ / СЕПАРАТИЗМ / THE CHECHEN REPUBLIC / THE POST-SOVIET PERIOD / THE RUSSIAN-CHECHEN RELATIONS / CAUCASUS / SEPARATISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селиванова М. О.

В статье обозначены основные изменения социальной жизни чеченского общества и его этнического состава в постсоветский период. Существовавший криминально-сепаратистский режим крайне негативно отразился на деятельности, ценностях и моральнонравственном состоянии жителей Чеченской республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-политических изменений чеченского общества в 90-х гг. ХХ в»

дискуссия

журнал научных публикаций

М. О. Селиванова, аспирант, сектор философии российской истории, Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва, Россия, [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЧЕЧЕНСКОГО ОБЩЕСТВА

В 90-Х ГГ. ХХ В.

В постсоветский период значительно изменилась социальная жизнь в бывших социалистических республиках и во многих регионах РФ. Политические и экономические трудности последних лет существования СССР, ослабление жесткой централизации власти привели к усилению республик и их политических элит. Многие национальные элиты были заинтересованы не в сохранении, а в распаде СССР. Именно такая тенденция прослеживалась в ходе «Парада суверенитетов» 1988-1991 гг. Процесс становления российской государственности начался с принятия Декларации о суверенитете в 1990 г. и закончился с установлением новой политической системы и одобрением на всенародном референдуме конституции РФ 12 декабря 1993 г. В переходный период развития страны центральные власти отно-

В переходный период развития страны центральные власти относились невнимательно к тому что происходило в проблемных регионах, управлять ими стало значительно труднее.

нии предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». В постсоветский кризисный период с приходом к власти радикальных лидеров Чеченская республика самоизолировалась от центральной власти и взяла курс на построение собственной государственности. Для достижения данной цели были выбраны методы вооруженной борьбы, насилия и терроризма. Ожесточенные чеченские войны 1994-1996 гг. и 1999-2000 гг., а также установившийся в этот период криминально-сепаратистский режим значительно разрушили прежнюю социальную жизнь общества и изменили этнический состав Чеченской республики.

Исторически Чечня была непокорным

сились невнимательно к тому, что происходило в проблемных регионах, управлять ими стало значительно труднее, возникли напряженные отношения в связи с тем, что некоторые республиканские элиты хотели получить как можно больше преимуществ и независимости. Одними из самых конфликтных регионов были Чечня, Ингушетия и Татарстан, которые отказались в марте 1992 г. подписывать «Договор о разграниче-

и тяжелоуправляемым регионом. Найти мирные способы контактов и наладить добрососедские отношения с его жителями было невозможно. Чечня была присоединена к Российской империи насильственным путем в ходе затяжной Кавказской войны 1817-1864 гг. Талантливый и прагматичный Шамиль смог консолидировать горцев, находящихся на тот момент в переходном состоянии: от родового строя к классовому,

№ 10 (28) ОКТЯБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

с помощью религии мюридизма, идеи газавата и грамотной политики, поэтому противостояние и длилось так долго. В последующем отношения с центральной властью складывались напряженно и во многом конфликтно как в царский, так и в советский период. Периодические крестьянские волнения, мятежи и вооруженные стычки на религиозной почве имели место быть

на протяжении всего

XIX в. Советская власть _

в Чечне также не была прочной. Ожесточенное сопротивление вызывали различные нововведения советской власти, будь то коллективизация, борьба с религией или создание систем образования и здравоохранения. Массовое дезертирство, коллаборационизм и участившиеся случаи бандитизма в Чечено-Ингушской АССР в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. свидетельствовали о крайнем нежелании подчиняться власти. Подобное предательское поведение и полное отсутствие чувства патриотизма в тяжелейшие годы существования нашей страны подтолкнули партийное руководство на одну из крайних мер — депортацию чеченцев и ингушей в 1944 г. Данное событие стало одним из самых драматичных в истории этих народов, а также усилило враждебность по отношению к центральным властям.

Сепаратистские настроения в Чечне имели место быть и до распада СССР, однако реализовать их было практически невозможным (ей не позволял осуществить это статус не союзной, а автономной республики). Только с появлением амбициозных и решительно настроенных политиков у власти, таких как Д. Дудаев, А. Масхадов, Ш. Басаев, М. Удугов, З. Яндарбиев и др., в условиях политической либерализации и краха социалистической системы стала быстро распространяться среди чеченцев идея независимости от России, и предпринимались активные действия в этом направлении. II Общественный конгресс чеченского народа (ОКЧН) с председателем исполкома Д. Дудаевым в июне 1991 г. принял декларацию о провозглашении независимости Чеченской республики, а в августе-

Крах коммунистической системы

дезориентировал людей и выбросил в новые условия существования. В чеченском обществе духовный идеологический вакуум был заполнен религиозно-националистическими идеями.

сентябре 1991 г. был совершен фактически государственный переворот. ОКЧН объявил Верховный Совет Чечено-Ингушской республики низложенным и полностью присвоил себе властные полномочия. Также было захвачено здание КГБ, позже грозненский телецентр и радиоцентр. 27 октября 1991 г. победу на президентских выборах одержал Д. Дудаев с большим преимуществом. Со-_ циально-политическая обстановка в регионе становилась все более нестабильной. Устанавливался и процветал криминально-сепаратистский режим. В марте 1992 г. была принята Конституция Ичкерии. Главой республики являлся президент, его заместителем — вице-президент. Исполнительная власть — правительство (кабинет министров), законодательная власть — парламент. До 1995 г. существовали светские суды, после вводилось шариатское судопроизводство. На территории Чеченской республики постановлением парламента была произведена национализация: заводы, банки, промышленные предприятия, оружие и военная техника и др. объекты федерального и регионального уровня были отданы незаконным местным властям, всю прибыль по сделкам с различным сырьем и товарами присваивал себе Д. Дудаев и его окружение.

Во время двух чеченских войн общество находилось в крайне противоречивой ситуации. Крах коммунистической системы дезориентировал людей и выбросил в новые условия существования. В чеченском обществе духовный идеологический вакуум был заполнен религиозно-националистическими идеями. Исламская религия использовалась как средство утверждения власти. Она также стала основной формой идентичности и консолидации населения. Кроме этого, на базе ислама ваххабитского толка формировались антирежимные и сепаратистские лозунги, а также политический терроризм.

На территории постсоветского Северного Кавказа активно стали действовать ваххабиты, поддерживаемые материально арабскими исламистами-радикалами и наемниками. Среди наиболее известных дей-

дискуссия

журнал научных публикаций

ствовавших радикальных организаций — «Братья мусульмане», «Кавказский фронт», «Ибрагим бен Ибрагим» и др. Именно они на территории Чечни создавали специализированные лагеря на месте бывших советских образовательных учреждений и баз отдыха, где мусульманскую молодежь обучали ваххабитской идеологии и различным видам военного дела (рукопашному бою, владению холодным и огнестрельным оружием, взрывотехнике, топографии, выживанию в экстремальных условиях и др.). Выпускники таких лагерей становились профессиональными террористами. Их силами и велась война с федеральным центром. В середине 90-х гг. идея независимой национальной республики сменилась на другую, более глобальную, — построение исламского государства на всем Северном Кавказе.

Таким образом, ситуацию, которая сложилась в постсоветской Чечне, можно охарактеризовать как откровенно террористический режим чеченских сепаратистов. Террор стал основным инструментом функционирования политической жизни. В качестве манипуляции народом, а также для обоснования насильственных действий использовался ваххабизм.

Произошла дезорганизация функционирования общественно-политической жизни. Общество, находясь в социальном хаосе, деградировало, по сравнению с советским периодом.

Интерес к образованию и труду значительно снизился. Об этом свидетельствует следующая статистика. «В 1992 г. среди молодежи ценность образования по сравнению с 1990-м годом упала на 35-50 %, причем у мужчин показатели оказались меньше, чем у женщин, а в городе меньше, чем в селе»1. «Ценность труда, стоявшая очень высоко в 1990 г. (у пожилых выше, чем у молодежи), снизилась в 1992-м и катастрофически упала в 1995-м, при этом у молодежи она оказалась выше, чем у пожилых, а у женщин выше, чем мужчин»2. Чеченцы были мобилизованы харизматическими лидерами во имя создания чеченской государственности и ориентированы полностью на бескомпромиссную борьбу с Россией. Население было поголовно вооружено (оружие доставлялось из Прибалтики, Восточной Европы, а также с Закавказья и Украи-

ны в избытке) и руководствовалось только силой, забыв о трудолюбии и честности. Кроме этого, в чеченском обществе остро проявлялся и межпоколенческий кризис. «В постсоветские годы произошло падение авторитета старших — одного из важнейших столпов традиционного общества. В 1990 г. его считали главной традицией не меньше 70 % чеченцев (80 % в горных аулах и 55 % молодых людей в городах). В 1992-м авторитет стариков практически сошел к нулю, важным фактором его сочли всего лишь 1218 % жителей гор и 14 % горожан. В 1995 г. цифры выросли, но всего на 2-3 %»3.

Находясь в атмосфере разнузданного насилия, бандитизма, шантажа и воровства крайне тяжело было придерживаться прежнего способа существования. Большие и быстрые доходы приносили изготовление фальшивых авизо и банковские операции с ними. Продажа наркотиков и грабежи на железных дорогах также приносили немалые деньги.

Самой прибыльной отраслью в Чечне была нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. «Официально в период с 1991 по 1993 гг. полунезависимая Чечня экспортировала 23 миллиона тонн нефти»4. В действительности умышленное хищение и нелегальная продажа нефти приносили гораздо большие деньги незаконным властям и простым гражданам. Многие прорубали отверстия в резервуарах и трубах, в которых хранилась нефть или тек бензин, наполняли емкости и просто уезжали, что впоследствии привело к сильнейшему экологическому загрязнению.

Похищение людей и работорговля стали также своеобразной формой национального бизнеса в постсоветской Чеченской республике. Особенно выгодным было похищение детей. Взрослых брали в заложники и до получения выкупа использовали их физический труд для военных нужд: рытье окопов, строительство мостов, ремонт зданий. «Более 46 тысяч человек было обращено в рабство, либо использовалось на принудительных работах (от сбора дикорастущей черемши, до строительства дороги в Грузию через Итум-Кале)»5. В случае неполучения выкупа их обычно жестоко убивали, демонстративно отрубая голову для устрашения остальных невольников и их родственников. Содержали заложников в нечеловеческих условиях —

№ 10 (28) ОКТЯБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

впроголодь и в полуразрушенных подвалах зданий, гаражах или землянках. Такие места содержания назывались зинданы. В Чечне также функционировал концентрационный лагерь, в котором находились особо значимые для бандитов заложники. Открыто и систематически действовали рынки рабов, самый известный рынок был в Грозном на центральной площади Дружбы народов.

Фактически чеченское общество находилось в состоянии прогрессирующего социального упадка. Многие традиционные ценности (например, взаимоуважение, почитание старших, верность традициям, гостеприимство) оказались забыты. Атмосфера насилия, страха и постоянной войны сломали здоровое отношение к жизни многих мирных жителей.

С начала 90-х гг. XX в. стал резко меняться и этнический состав Чеченской республики. Мифологизация трудностей депортации, поиск виновных в личных несчастьях и общественных бедствиях послужили основой для восприятия федеральной власти, а также русских и русскоязычного населения как главных угнетателей и врагов чеченцев. Конфликты и убийства на национальной почве стали повседневным явлением и совершались по всей территории Северного Кавказа и за его пределами. Зачастую совершение убийств носило демонстративный и массовый характер.

В начале 1992 г. ВЦИОМ провел обследование миграционных планов русских в союзных и автономных республиках. «Доля желающих выехать из Чечни (37 %) оказалось выше, чем в любой другой части бывшего СССР, даже больше, чем из охваченного гражданской войной Таджикистана»6. Русские и другие беженцы переезжали в Ставропольский край, Дагестан, Ингушетию и другие регионы, причем зачастую власти не оказывали помощи в переселении. Люди в короткие сроки продавали свои квартиры и другое нажитое имущество и с чувством страха покидали родные места навсегда. Месть со стороны чеченцев выражалась именно в унижении «обидчиков» (на словесном и на социальном уровне — например, русских стали вытеснять с высоких должностей и др.) и изгнании, а не в форме массового тотального уничтожения. В большом количестве стала издаваться русофобская

литература и различные псевдоисторические знания, направленные на демонстрацию исторического свободолюбия и уникальности чеченцев как этноса и авторитарности и недоразвитости, присущей русским.

«По данным Федеральной службы миграции, на 1 января 1995 г. было зарегистрировано 83 419 вынужденных переселенцев из Чечни. Среди зарегистрированных беженцев и переселенцев русские составляли 82 %, а русскоговорящие — 90 %»7.

«Русское население к 2002 г. сократилось в 15 раз и практически исчезло из Чечни и Ингушетии. Осталось всего 18 000 человек, 13,5 тысяч в Чечне и 4,5 тысячи в Ингушетии (без солдат российской армии), а старше 14 лет — около 15 тысяч. Также сильно сократилось и русскоговорящее население (украинцы, белорусы, армяне и евреи). Дагестанцы, азербайджанцы, грузины, осетины и татары уменьшили свою численность в 2-3 раза»8.

Историческое сосуществование чеченского и русского народа разрушилось в постсоветский период в течение нескольких лет.

Таким образом, ожесточенные чеченские войны, а также установившийся криминально-террористический режим в постсоветский период способствовали деградации социальной жизни и нравственно-этическому кризису в обществе. Жизненные условия в полуразрушенной республике резко ухудшились. Юридически Чеченская республика осталась в составе России, однако фактически стала превращаться в закрытую моноэтническую территорию. ^

1. Максудов С. Чеченцы и русские. Победы, поражения, потери. - М.: ИГПИ, 2010. С. 241.

2. Там же. С. 241-242.

3. Там же. С. 243.

4. Осли Э. Покорение Кавказа: Геополитическая эпопея и войны за влияние. — М.: Плюс-Минус. С. 573.

5. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад / под ред. А. А. Тишкова. — М., 1999. С. 213.

6. Чечня: Трагедия России. — М, 1995. С. 5.

7. Сурков А. П., Турчина А. Чечня в пламени сепаратизма. — Саратов: Из-во Приволж. академ. гос. службы, 1998. С. 176-177.

8. Максудов С. Чеченцы и русские. Победы, поражения, потери. — М.: ИГПИ, 2010. С. 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.