Научная статья на тему 'Особенности социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей как технологии'

Особенности социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей как технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ТЕХНОЛОГИЯ / СУБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ / ВЫБОР / ПРОБЛЕМА / ТЬЮТОР / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / BEING A SUBJECT / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / TECHNIQUE / SUBJECT-SUBJECT INTERACTION / REFLECTIVE MECHANISM / CHOICE / PROBLEM / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна

Статья раскрывает основные аспекты содержания разработанной автором технологии социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника. Рассматриваются особенности исследуемого сопровождения в образовательной среде дополнительного образования детей. Основное внимание акцентировано на субъектной включённости самого обучающегося в сопроводительные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Socio-Pedagogical Support of Senior Schoolchildren's Development as Subjects in Additional Education as a Technology

The article reveals the main aspects of the technology developed by the author of socio-pedagogical support of senior schoolchildren's subjective development in additional education. The peculiarities of the support under research in additional education are discussed. Primary attention is focused on a student's active role as a subject in the support processes.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей как технологии»

УДК 374. 33 ББК 74. 200

Гущина Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент,

докторант кафедры социальной педагогики и организации

работы с молодёжью Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Утттинского

г. Ярославль Gushchina Tatiana Nikolaevna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Applicant for a Doctors Degree Chair of Socio-Pedagogics and Youth Work Organization Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Shinseki

Yaroslavl

Особенности социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей как

технологии

Peculiarities of Socio-Pedagogical Support of Senior SchoolchildrenS Development as Subjects in Additional Education as a Technology

Статья раскрывает основные аспекты содержания разработанной автором технологии социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника. Рассматриваются особенности исследуемого сопровождения в образовательной среде дополнительного образования детей. Основное внимание акцентировано на субъектной включённости самого обучающегося в сопроводительные процессы.

The article reveals the main aspects of the technology developed by the author of socio-pedagogical support of senior schoolchildrenS subjective development in additional education. The peculiarities of the support under research in additional education are discussed. Primary attention is focused on a students active role as a subject in the support processes.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение,

субъектность, дополнительное образование детей, технология, субъектносубъектное взаимодействие, рефлексивный механизм, выбор, проблема, тьютор.

Key words: Socio-pedagogical support, being a subject, additional education of children, technique, subject-subject interaction, reflective mechanism, choice, problem, tutor.

Современная социальная среда выдвигает повышенные требования к гибкости человеческого поведения, самостоятельности, способности как сотрудничать с другими, так и конкурировать. В обществе сформирован новый социальный

заказ на деятельную личность, способную продуктивно и ответственно решать возникающие проблемы.

Старшеклассники, решающие сложные проблемы жизненного самоопределения на пороге выхода в большую жизнь в качестве потенциальных активных субъектов, особо нуждаются в социально-педагогическом сопровождении развития их субъектности. В связи с тем, что пространство самоопределения большинства, старшеклассников сегодня оказалось суженным, актуализируется проблема сопровождения в условиях интеграции подсистем образования, когда создаются дополнительные условия для организации самими старшеклассниками собственной жизни и развития субъектности.

Модернизация системы образования актуализировала использование потенциала дополнительного образования детей как фактора развития субъектности обучающегося.

В связи с этим роль социально-педагогического сопровождения старшеклассника заключается в создании условий для развития способности обучающегося производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, себе самом.

Вместе с тем технология такого сопровождения старшеклассника в дополнительном образовании детей с учётом динамики и глубины изменений, происходящих в процессе жизнедеятельности современного молодого человека не разработана.

Социально-педагогическое сопровождение развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей основывается на трёх общих принципах педагогической деятельности: любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребёнке своё детство [1]. В связи с этим предназначение технологии социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей заключается в создании оптимальных организационно-педагогических условий для реализации потребности обучающегося быть самим собой, для проявления и развития его субъектности. Поскольку именно субъектность несёт в себе Сйнтегративную функцию, олицетворяя собой самость, целостность человека

как деятеля □ [3, с. 32], целью данной технологии является создание условий для перехода сопровождения развития субъектности старшеклассника в самосопровождение; введение обучающегося в режим саморазвития субъектности, поддержание этого режима, формирование веры в себя, снабжение инструментарием развития субъектности.

При этом под социально-педагогическим сопровождением мы подразумеваем целенаправленное и целесообразное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого по созданию социально-педагогических условий для оптимального разрешения проблемы самим обучающимся.

Субъектно-субъектное взаимодействие молодого человека с педагогом, как правило, происходит по поводу непростого выбора, выхода из трудной ситуации, решения актуальной для обучающегося проблемы, преодоления обиды. И здесь очень важно для молодого человека позволить ему самому справиться с проблемой и реализовать индивидуальную программу развития субъектности. Ядро технологии □ рефлексивное осмысление субъектами сопровождения потенциалов, рисков и ограничений развития субъектности старшеклассника в среде дополнительного образования детей.

Технология реализуется на основе единой стратегии □ тъюторства. Тьютор □ это прежде всего позиция, сопровождающая процесс развития субъектности обучающегося, осуществляющая поддержку педагогом-тьютором разработки и реализации индивидуальных проектов развития обучающихся.

Мы определяем две основные тактики тьюторского сопровождения □ сопровождение разработки и реализации системно- и индивидуально ориентированных программ развития субъектности. Системообразующее основание данной технологии □ разработка и реализация индивидуальной программы развития субъектности старшеклассника, которая предполагает последовательность самостоятельных действий субъекта обучающегося через субъектную включённость в избранные виды деятельности и общение. В нашем опыте экспериментальной деятельности такие программы представлены в вариативных формах: портфолио «Развитие социальной активности

старшеклассника» карта личностного роста, индивидуальная дополнительная

образовательная программа, маршрутный лист и др. В процессе сопровождения такой программы педагог учитывая субъектную доминанту старшеклассника, помогает ему из области переживания выйти в область сознания, используя как механизм □ рефлексию; от констатации и переживания нежелательных фактов перейти к пониманию порождающих их причин, используя как механизм □ анализ; перейти из состояния управляемого □ в самоуправляемое, используя как механизм □ договор с сопровождаемым о совместной деятельности. В формате данной технологии педагог может посодействовать старшекласснику, который по природе активен, овладевать собственной активностью. Для этого необходимо, с одной стороны, поддерживать активность и любознательность ребёнка, а с другой □ развивать его рефлексивные способности, что помогает обучающемуся самому переводить активность в субъектность.

Особенности рассматриваемого сопровождения отражают специфику среды дополнительного образования детей:

- субъекты взаимодействуют друг с другом на учебных занятиях, во время

самостоятельной работы, на досуговых мероприятиях: в результате

формируется групповой совокупный субъект, влияющий на становление субъектности каждого старшеклассника;

- субъектно-субъектное диалоговое взаимодействие внутри форм взаимоотношений СЬбучающийся-обучающийся» и СЬбучающийся-тьютор □

- насыщенность среды событиями, значимыми для старшеклассника;

- возможность перевода ситуаций повседневности в ситуации событийности;

- возможность индивидуализации сопровождения на основе тьюторства;

- приоритет рефлексивных средств развития субъектности старшеклассника.

- возможность индивидуализации социально-педагогического

сопровождения развития субъектности старшеклассника на основе тьюторства;

- приоритет рефлексивных средств, форм и методов в развитии субъектности старшеклассника.

Технология обусловлена общей логикой организации совместной

деятельности субъектов сопровождения и закладывается в структуру: осознание □ поиск вариантов □ выбор □ реализация/проба □ рефлексия/анализ □ преобразование □ коррекция (и далее □ по спирали).

К социально-педагогическим механизмам данной технологии мы относим:

- рефлексию (технология культивирует рефлексию в её наиболее целостных формах, с учётом роли групповой рефлексии и необходимости сбалансированности всех типов рефлексии), идентификацию и интеграцию как ключевые механизмы взаимодействия субъектов сопровождения;

- коммуникацию как межличностный механизм, который функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него Другими;

- понимание как универсальный способ освоения мира человеком «здесь-и-теперь;

- взаимопонимание между субъектами сопровождения;

- принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей.

В процессе работы под нашим научным руководством региональной экспериментальной площадки «Развитие социальной активности

старшеклассника» и федеральных экспериментальных площадок Учреждения РАО «Институт семьи и воспитания» по теме «Социально-педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося в дополнительном образовании детей» мы апробировали данную технологию, выделив в ней основные технологические этапы.

Таблица 1

Этапы технологии

№ Этап Содержание этапа

1 Этап осознания необходимости исследуемого сопровождения и определения его целей Создание условий для осмысления субъектами сопровождения его ценностей, смыслов, целей и задач; создание комфортной обстановки для взаимодействия; знакомство (продолжение знакомства) старшеклассников с теоретическими аспектами сопровождения, понятиями и закономерностями в данном формате; осознание целей развития субъектности, возможностей и ограничений сопровождения; обеспечение регулярного самонаблюдения и объективной самооценки

2 Диагностический Изучаются запросы субъектов сопровождения, желания и интересы детей, возможности педагогов; определяются наличные уровни субъектности старшеклассника и социальнопедагогического сопровождения, возможности образовательной среды. Происходит обнаружение проблем старшеклассника, осознание им их значимости и желания их разрешить

3 Конвенциалъный Субъекты сопровождения договариваются об условиях сопровождения, его границах и формах

4 Проблематизации Обнаружение и актуализация предмета сопровождения; выявление причины возникновения проблемы; обнаружение противоречия, формулировка проблемы; проведение необходимых диагностических исследований

5 Мотивационн ыгй Актуализация предстоящей деятельности по решению проблемы, уточнение её цели и предполагаемого конечного результата; формирование представлений об участии каждого в достижении желаемого результата в связи с индивидуальными интересами и притязаниями

6 Поисково- вариативныгй Осуществление поиска вариантов решения проблемы и определение степени участия тьютора в этом процессе; отбор социально-педагогических средств и способов решения поставленных задач

7 Проективныгй Включение старшеклассников в проектную деятельность по разрешению проблемы (трудности, задачи). Проектирование индивидуальной программы развития субъектности старшеклассника

8 Практической деятелъности Совершение совместно с детьми реальных или виртуальных действий по педагогическому сопровождению обучающихся; организация условий для осознания старшеклассником собственной проблемной ситуации и содействие ребёнку в её преодолении; реализация индивидуальной программы развития субъектности старшеклассника; разработка необходимого для решения проблемы методического обеспечения; совершенствование материальной базы образовательного учреждения

9 Аналитико- рефлексивныгй Анализ, рефлексия и оценка достигнутого в решении проблемы; прогноз возможности появления новых трудностей и путей их преодоления

10 Коррекционн ыгй Уточнение, корректировка, изменение, пересмотр групповых и индивидуальных программ развития субъектности старшеклассников; подбор и применение методов и форм коррекционной деятельности

К сожалению, в дополнительном образовании детей существует и ряд причин, которые мешают социально-педагогическому сопровождению развития субъектности быть целостным. К основным рискам и ограничениям в данном феномене мы относим опасность сильного прессинга на старшеклассника со стороны взрослого, закрывающего пространство взаимодействия; отсутствие

социально-значимых дел старшеклассников; недостаточный учёт потенциалов и особенностей среды дополнительного образования детей и др.

Социально-педагогическое сопровождение развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей связано и с созданием системы условий для развития субъектности молодого человека. При этом необходимым минимумом являются уважение и неравнодушие к старшекласснику и проблемам его развития, признание за молодыи человеком способности направлять собственное развитие, права обучающегося совершать выбор относительно собственных целей и предложенных средств, согласие ребёнка на помощь и поддержку; приоритет самого ребёнка в решении собственных проблем; совместность, сотрудничество, содействие; соблюдение принципа, конфиденциальности; доброжелательность; защита «прав и интересов ребёнка на всём пространстве его жизни □ [4, с .141].

Кроме того рассматриваемая технология удерживает молодого человека в образовательном пространстве, потому что педагог готов понимать его проблему, совместно с ребёнком находить достойный выход из сложившейся проблемной ситуации. Таким образом, тьютор защищает обучающегося от обстоятельств, которым тот в данный период без сопровождения противостоять не может.

Вместе с тем мы не противопоставляем сопровождение развития субъектности старшеклассника развитию и саморазвитию субъекта. Это диалектически взаимосвязанные стороны одного бинарного процесса, ибо взаимоотношения человека разворачиваются в «многомерной бинарности развития и саморазвития образовательных систем □ [2, с. 4].

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. □ Мн.: Университетское, 1990. □ 42 с.

2. Андреев В.И. Педагогические законы многомерной бинарности развития и саморазвития образовательных систем [Текст] / В.И. Андреев // Образование и саморазвитие. □ 2008. □ №1(7). □ С. 3 □ 8.

3.Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер.ССПб.: Питер, 2008.И00 с.

4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой [Текст] / Н.Л. Селиванова. □ Изд. 2-е, доп. М., 2010. □ 306 с.

Bibliography

1.Amonashvili, Sh.A. Personal-and-Humane Basis of Pedagogical Process [Text] / Sh.A. Amonashvili. □ Mn.: Universitetskoye, 1990. □ 42 p.

2. Andreev, V.I. Pedagogical Laws of Multidementional Binarity of the Educational Systems Development and Self-Development [Text] / V.I Andreev // Obrazovanie i Samorazvitie. □ 2008. □ №1(7). □ P. 3 □ 8.

3.Gushchina, T.N. Student's Development As a Subject: Rsearch Results in Additional Education [Text] / T.N. Gushchina. □ Yaroslavl: YaSPU, 2011. □ 160 p.

4.Gushchina, T.N. Me and My Values. Workshops for the Students' Social Skills Development [Text] / T.N. Gushchina . □ M .:ARKTY, 2008. □ 128 p.

5.Managing the School' Educational System: Problems and Solutions / Edited by N.L. Selivanova, E.I. Sokolova [Text] / N.L. Selivanova. □ 2nd Edition. - M., 2010. □ 306 p.

6.Nartova-Bochaver, S.K. A Sovereign Person: A SubjectS Psychologiocal Study in His Being [Text] / S.K. Nartova-Bochaver.-SPb.: Piter, 2008. □400 p.

7. Rozkov, M.I. Pedagogical Support of Working with the Youth [Text] / M.I. Rozkov, □ M.: VLADOS, 2008. □ 264 p.

8. Selevko, G.K. Socio-Educational Methods [Text] / G.K. Selevko. □ M.: Narodnoe Obrazovanie, 2002. □ 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.