Научная статья на тему 'Особенности социально-философских подходов в русском анархизме'

Особенности социально-философских подходов в русском анархизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
425
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕОРИЯ АНАРХИЗМА / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / CIVIL SOCIETY / THEORY OF ANARCHISM / SOCIAL ORGANIZATION / DEMOCRACY / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комадоров Илья Сергеевич

Предпринятый в данной статье историко-философский дискурс ставитцелью обоснование теории анархизма в качестве актуальной составляющей современной социальной реальности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of social and philosophical approaches in Russian anarchism

According to the historical and philosophical discourse of the article the theory of anarchism is an actual component of social reality of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-философских подходов в русском анархизме»

УДК 101.1 и. С КОМАДОРОВ

Камская государственная инженерно-экономическая академия, г Набережные Челны

ОСОБЕННОСТИ

СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКИХ ПОДХОДОВ В РУССКОМ АНАРХИЗМЕ

Предпринятый в данной статье историкофилософский дискурс ставит целью обоснование теории анархизма в качестве актуальной составляющей современной социальной реальности России.

Ключевые слова гражданское общество теория анархизма социальная организация, демократия самоорганизация.

Отправным пунктом для анализа любого общественного состояния может быть как человек, так и социальная структура. В первом случае фундаментом является духовный мир человека, во втором — состояние социума и общественные отношения. Следствием «столкновения» человеческого характера1 с вызовами времени является генезис разнообразия социально-философских теорий, направленных на рефлексию и преобразование социальной действительности, которая, к сожалению, в силу различных причин, постоянно нуждается в преобразованиях к лучшему. Возникновение анархизма — учения об обществе, согласно которому руководящим началом признается только воля отдельной личности, при этом всякий авторитет и государственный строй отвергается, связано как с проявлениями личностной зрелости отдельными людьми, так и с достижением самодостаточности общества в целом. Философия анархизма — это своего рода мыслительная модель, заключающая в себе социокультурные особенности, присущие той или иной модели безвластного общества, т.е. отбрасывающего все виды авторитета, как-то: государство, церковь, право и др.

Сегодня, в пику псевдодемократической властной вертикали в России актуализируется один из базовых принципов анархизма — ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, а не наоборот.

Анархизм на протяжении значительного времени претендует на статус способа существования социальной действительности. В социально-философском, политико-эпистемологическом и социальноэпистемологическом срезах теория анархизма диалектически противоречива, что свидетельствует о её «не запыленности» временем, а значит, об актуальности. Свидетельствами наличия внутренних противоречий в среде анархизма являются диаметрально противоположные позиции в отношении: демократических институтов, частной собственности, религии, насилия и ненасилия, этнонациональ-ных вопросов, революции, технологического прогресса, цивилизации, этики [1, с. 31].

С позиций современности подчёркнутую важность в свете уточнения теоретических основ анархизма имеет упоминание о его эпистемологическом «тёзке» — принципе методологического анархизма

П. Фейерабенда, выраженного формулой «anything goes» (всё дозволено), а также релятивизме Куайна и Т. Куна. Данные принципы не следует отождествлять только лишь с релятивистской вседозволенностью, а признавать посредством их плюрализм как: а) яркий образчик культуры постмодерна; б) важную предпосылку зрелости демократических процессов; в) свойства и изменения, возникающие под воздействием социальных и культурно-исторических условий и ситуаций, являющиеся главными параметрами знания.

Современной социальной философией выделяется четыре атрибутивных характеристики общества: самоорганизация, самодеятельность, саморазвитие и самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам, однако самодостаточным может быть только общество в целом: совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему2. Русские анархисты проповедовали самодеятельность населения: «Мы хотим устроить так, чтобы каждому родящемуся на свет человеческому существу было обеспечено, во-первых, то, что оно выучится какому-нибудь производительному труду и приобретёт в нём навык, а во-вторых, то, что оно сможет заниматься этим трудом, не спрашивая на то разрешения у какого-нибудь собственника или хозяина и не отдавая львиной доли всего своего труда людям, захватившим землю и машины» [2]. Анархо-коммунисты, в частности П. Кропоткин, утверждали: действительно свободная форма социальной организации возможна только в таком обществе, которое состоит из самоуправляющихся коммун и общин, в которых организовано коллективное использование средств производства, внутри которых действует принцип прямой демократии, то есть коллективного, совместного принятия решений, а между собой эти коммуны связаны через объединение в федерации и/или конфедерации, посредством горизонтальных, и вертикальных (построенных снизу вверх) связей. В России конец соревнованию между анархистами (антиэтатистами) и радикалами-государственниками (этатистами) положил В. И. Ленин, который реализовал выстроенный им в работе «Государство и революция» (1917 г.) план по превращению государства в воору-

І-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

женный «синдикат», служащими которого по найму являются все члены общества3.

Современный анархист Синди Милштейн определяет философию анархизма как политическую традицию, постоянно находящуюся в месте соприкосновения индивидуального и общественного. Отметим здесь, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям [3]. Современные анархисты пытаются создать некую альтернативу отчуждённому социуму, решая все вопросы коллективно, на основе консенсуса, уважая личность и избегая всякого авторитаризма и иерархии: субординация должна быть заменена координацией. Патриархату противопоставляется равенство полов, традиционным семейным отношениям — коммуны, иерархии — самоуправление. Пропагандируются и активно практикуются экологизм, антиимпериализм и антифашизм. Анархисты активны в отношении любой формы дискриминации: национальной, гендерной, сексуальной; чуждо им и осуществление межгосударственных войн и проводимой некоторыми западными странами политики неоколониализма.

Если анархизм в угоду его критикам принять в качестве симптома болезненного состояния общества, то «лекарством» будет являться демократия, включая правовое государство и гражданское общество. Место государства в мире зависит от институционального потенциала для демократического развития, а также и от качества реализации государством своих социальных функций, приоритетной среди которых является жизнеобеспечение собственного населения [4, с. 59].

Социально-философская интерпретация жизнеобеспечения населения, т.е. потребностей и интересов индивидов прослеживается по работе постпозитивиста К. Р. Поппера «Открытое общество и его враги», перемежающаяся, на наш взгляд, с базовыми принципами анархизма. Под открытым обществом Поппер имел в виду не государственное и экономическое устройство, а, прежде всего, индивида и его свободу. Государство призвано служить человеку, оно должно существовать ради свободы своих граждан и свободы общественной жизни, т.е. не общество должно служить государству, а государство — свободному обществу. Отсюда следствие: каждый гражданин должен сочетать лояльность с некоторой степенью бдительности и даже недоверия к государству и его чиновникам. Он обязан следить за тем, чтобы государство не переступало границ своей компетенции. В конечном счете, только традиции свободного общества — включая традицию ревностной бдительности граждан — могут составить противовес государственной власти и держать ее под контролем. На этом держится любая свобода. Даже налаженная и хорошо работающая демократия не имеет никакого другого оправдания, как то, что это наименьшее из зол. Гражданским долгом человека, таким образом, признаётся необходимость бдительно следить за тем, чтобы государство не переступало границ своих законных полномочий. Под врагами общества Поппер подразумевал Авторитет, Сообщество и Бюрократию (ср. с принципами анархизма). «Главной проблемой, возникающей в связи с открытым обществом, является наша способность организовать общество таким образом, чтобы не допустить подчинения индивидуальной свободы авторитету сообщества, не дать свободе окончательно затеряться в лабиринте бюрократических структур» [5, с. 97, 98].

Помочь каждому человеку в осуществлении процесса осознания возможности собственной незави-

симости — одна из целей анархизма. И. А. Бродский, принуждённый властями «сменить советский паспорт», отмечал, что независимость есть лучшее качество и лучшее из слов на всех языках. В лекции, прочитанной им по случаю присуждения ему Нобелевской премии по литературе 1987 г. он провозгласил следующее: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно». Начинается лекция примечательными в социальнофилософском контексте теории анархизма словами: «Для человека частного, и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко — и, в частности, от родины, ибо лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии...» [6, с. 240].

В данной связи следует обратить внимание на респектабельность философии в среде гуманитарных наук, причиной чего является стремление философии ко всеобъемлющему осмыслению бытия, своего рода осуществлению суда разума. Одним же из следствий уважительного отношения к философии является современный процесс знаниевой интеграции, ядром которой является философия науки, чем подтверждается былой статус философии как alma mater всех наук. Приверженность теориям анархизма может быть истолкована как проявление творческого инстинкта молодости. Однако следует помнить о разновозрастных представителях данного учения, чем ставится под сомнение один из критических доводов в отношении анархизма — обвинение в инфантилизме.

Анархизм может быть и способом ухода от социума (хотя данное обстоятельство лежит больше в плоскости социально-психологической, нежели в социально-философской). Позиция может быть чисто внутренней или более-менее публичной. Таким образом, достигается относительная свобода мысли, но этот способ нечестен тем, что индивид продолжает зависеть от социума, который критикует, поэтому претерпевает неизбежное внутреннее искажение. Большинство проблем, которые с этим связаны, — проблемы внутреннего сознания диссидентов. Вообще, всем тем, кого не устраивает господствующая культура, можно посоветовать или отыскать другую, или создать ее. Первый способ подходит для групп, второй — для одиночек [7].

Укором человечеству являются слова создателя гуманистического психоанализа, «философа от психологии» Эриха Фромма: «У нас — человеческих существ, нет других целей, кроме всё большего производства и потребления. Мы ничего не желаем, но и ничего не не желаем. Нам угрожает вымирание в результате применения ядерного оружия и внутренняя омертвелость из-за пассивности, исключающей нас из числа тех, кто принимает решения» [8, с. 12]. Теория анархизма4 являет собой ярчайший пример праксеологического отношения человека к миру, и, несмотря на не прекращающуюся критику данного мировоззрения (сводящуюся в основе своей к «награждению» его статусами «утопии» и «болезни» общества), представляется заслуживающей интереса и перспективной. Анархисты, в частности, П. Кропоткин, пытались внушить людям, что от нас самих будет зависеть: осуществлять ли стремления, наметившиеся в современном обществе, или пойти по старым дорогам, «не водворивши ничего существенного в направлении к коммунизму» [2]. Коммунистическое направление скоррелировано множество раз в процессе бесконечных попыток модернизации

отечественной политики, обещающих всем нам лучшее будущее. В конечном итоге, обещание лучшего будущего есть двигатель прогресса, сжигающий, правда, много топлива, в т.ч. человеческого.

Примечания

1 При «увеличении» масштаба получаем «столкновение цивилизаций»: в монографии с одноимённым названием С. Хантингтон обратил внимание на то, что после распада СССР мир не только не пришёл к либеральному единообразию, а, наоборот, распался на множество цивилизационных миров.

2 Панарин, А. С. Учебное пособие по социальной философии / А. С. Панарин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/edu/ref/soc/phi_benin.html (дата обращения: 20.07.2011).

3 См. также работу Л. Троцкого (1879 — 1940 гг.) «Перманентная революция».

4 Одними из основателей научной теории анархизма, возникшей в Новое время, наряду с упоминавшимся уже Прудоном были: англичанин У. Годвин, немецкий мыслитель М. Штирнер, социальные анархисты (россияне) М. Бакунин (анархо-коллективист) и П. Кропоткин (анархо-коммунист).

Библиографический список

1. Современный политический анализ и политические технологии : коллективная монография / Под общ. ред. д. ф. н., проф. Л. Н. Панковой, д. ф. н. М. М. Зязикова. — М. : Проф-издат, 2005. — 216 с.

2. Кропоткин, П. Хлеб и воля / П. Кропоткин // Хлеб и воля. Современная наука и анархия. [Электронный ресурс]. —

Режим доступа: http://avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/ / kropotkin/hleb.html (дата обращения: 15.07.2011).

3. Лепский, В. Е. Проблемы субъектов российского развития / В. Е. Лепский // Рефлексивные процессы и управление : международный научно-практический междисциплинарный журнал. — 2006. — № 2. Т. 6. — С. 19.

4. Как измерять и сравнивать уровни демократического развития в разных странах? (По материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности») / А. Ю. Мельвиль [и др.] ; научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. — М. : МГИМО-Университет, 2008. — 135 с.

5. Ноттурно, М. Открытое общество и его враги: сообщество, авторитет и бюрократия / М. Ноттурно // Вопросы философии. — 1997. — № 11. — С. 90—104.

6. Бродский, И. А. Поклониться тени : эссе / И. А. Бродский. — СПб. : Азбука-классика, 2006. — 256 с.

7. Косилова, Е. В. Способы ухода от социума / Е. В. Каси-лова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// vfc.org.ru/rus/personalsites/kosilova/scientia/Werke/autism/ Weggehen.php (дата обращения: 15.07.2011).

8. Фромм, Э. Революция надежды / Э. Фромм. — М. : АСТ МОСКВА, 2006. - 283 с.

КОМАДОРОВ Илья Сергеевич, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью. Адрес для переписки: e-mail: irina-komadorova@ yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2011 г.

© И. С. Комадоров

Книжная полка

Аврелий, М. Наедине с собой. Размышления / Марк Аврелий. - М. : АСТ, 2011. - 384 с. - ISBN 9785-17-075437-3.

Марк Аврелий Антонин (121- 180), римский император, чьи личные записи стали философским откровением для потомков, прозвавших его «философом на троне», был вынужден проводить жизнь в военных походах. Его «Размышления» («Наедине с собой») родились в 70-е гг. II в. н. э. в походной палатке. «Жизнь — борьба и странствия на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Смерть не имеет к нам никакого отношения — когда существуем мы, не существует она, когда же есть она — мы уже не существуем» (Марк Аврелий). Проницательный наблюдатель, наделенный редкой интуицией, Марк Аврелий Антонин проповедовал смирение и аскетизм. В этом его этические взгляды, представления о разуме и душе оказались близки учителям Церкви и оказали влияние на христианских мыслителей от блаженного Иеронима до Л. Н. Толстого.

Синельников, В. В. Найди свой Истинный Путь / В. В. Синельников. - М. : АСТ, 2011. - 153 с. -ISBN 978-5-17-074202-8.

Что такое Истинный Путь? Где начало Пути и его конечная цель? И почему мы говорим Истинный Путь? Значит, есть еще и Ложный Путь? Чем они отличаются друг от друга? Почему одни люди испытывают разочарование или страх в конце своей жизни, а другие — спокойствие, радость и умиротворение? Предназначение человека — в чем оно? На эти и другие вопросы, которые возникнут у читателя в ходе повествования, автор старается ответить на страницах этой книги.

Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм. - М. : АСТ, 2011. - 446 с. - ISBN 978-5-17-071975-4.

Эрих Фромм — крупнейший мыслитель XX века, один из великой когорты «философов от психологии» и духовный лидер Франкфуртской социологической школы. Труды Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала. В прошлом опасность была в том, что люди становились рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами».

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.