4. Углубление имущественного расслоения общества.
5. Чрезмерная открытость экономики.
6. Угроза криминализации экономики.
СУЭБ представляет собой иерархическую структуру, разделенную на уровни: страна, регион, предприятие, личность. В функциональном отношении СУЭБ - это система управления любого уровня. Она включает в качестве составных частей системы прогиозиропание, экономический анализ, планирование, организацию, оперативное регулирование, учет, контроль. Для создания такой системы необходимо применение принципов системного исследования. Рассмотрим эти принципы.
1. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Отсюда вытекает два вывода: а) система понимается как нечто целостное лишь тогда, когда она в качестве системы противостоит своему окружению - среде; б) расчленение системы приводит к понятию элемента - единицы, свойства и функции которой определяются ее местом в рамках целого, то есть свойства всей системы не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов, и наоборот. Здесь понятие элемент рассматривается только по отношению к данной системе и представляет собой минимальный (неделимый) компонент системы или же максимальный предел ее расчленения в рамках данной исследовательской задачи.
2. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Но так как наличие связей не является специфическим признаком, характеризующим только системы, то применительно к системному исследованию сформулируем некоторые дополнительные условия, чтобы понятие связи выступало в качестве специфически системного. Таким условием выступает необходимость наличия в системе двух или более типов связей (например, пространственные, функциональные, генетические в биологических организмах). Отметим, что в системах особое место занимают связи, которые называют систе-мообразущими, например, связи управления.
3. Исходя из установок предыдущего пункта, то есть из совокупности связей и их типологической характеристики, приходим к понятиям структура и организация системы. Через эти понятия обычно выражают определяемую устойчивыми связями упорядоченность системы, а иногда - и направленность этой упорядоченности.
Библиографический список
1. Вечканов, Г.С. Экономическая безопасность. - СПб., 2011.
Bibliography
1. Vechkanov, G.S. Ehkonomicheskaya bezopasnostj. - SPb., 2011
4. Специфическим способом регулирования многоуровневой иерархии является управление, то есть разнообразные по формам и по «жесткости» способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие системы.
5. В связи с наличием управления и целесообразным характером поведения систем во многих случаях возникает проблема соотношения функционирования и развития системы, поиска соответствующих механизмов и построения единой картины объекта, в которой учитывались бы как синхронный, так и дискретный его срезы.
Системный подход первоначально возник и биологии и современной технике. По мере его развития возникали попытки распространить его идеи на целый ряд других областей знания, в том числе на решение проблем экономики.
Учитывая сложность и масштабность проблем экономической безопасности, воспользуемся приемами имитационного моделирования.
Модель имитационная - в теории управления модель, воспроизводящая поведение системы во времени, сохраняющая внутреннюю связь между элементами системы и отображающая зависимость выходов системы от входов. Имитационная модель дает возможность получить сведения о состоянии процессов в определенные моменты времени и оценить характеристики системы.
Для логического построения системы экономической безопасности на всех уровнях воспользуемся «Всеобщим законом равновесия» - универсальным законом природы, который выражает степень соотношения противодействующих сил в данной системе и который на этой основе предопределяет направление и сущность развития системы в пределах существующего соответствия. Очевидно, что соотношение равновесности в системе может быть любым, но в идеале именно равновесным, то есть когда противодействующие силы данной системы тождественно уравновешены.
Таким образом, комплекс имитационного моделирования с учетом обеспечения равновесности системы управления экономической безопасностью и методы системного анализа, оказывающие влияние на экономическую безопасность, несомненно, обеспечат формирования направлений и механизмов государственного регулирования экономической безопасности на Юге России.
Статья поступила в редакцию 28.10.12
УДК 330.341:316.4; 330.35:316.4
Sarbashev E.B. FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES. Article is devoted to determination of features of rural territories, their typification from the point of view of problems of social and economic development, to the development purposes.
Key words: rural areas, social and economic development of the village, types of rural territories.
Э.Б. Сарбашев, первый зам. главы администрации МО «Шебалинский район» Республики Алтай, с. Шебалино, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья посвящена определению особенностей сельских территорий, их типизации с точки зрения проблем социально-экономического развития, целям развития.
Ключевые слова: сельская местность, социально-экономическое развитие села, типы сельских территорий.
В мире число сельских и городских жителей выровнялось в 2008 году, а уже в середине 2010 года число сельских жителей составляло 49% или 3,46 млрд человек [1]. В России этот показатель на 1 января 2010 года составлял 27% или 38351 тыс. чел., по регионам (исключая г. Москву и г. Санкт-Петербург) этот показатель колеблется от 8,8% до 26,5% [2]. Активно процессы урбанизации начались еще в XI11-Х1Х веке и продолжаются до сих пор. Так в России доля сельского населения за последние 30 лет сократилась на 4 процентных пункта.
По данным Всероссийской переписи 2010 года в составе Российской Федерации насчитывается около 134 тыс. сельских населенных пунктов с численностью населения в каждом от 10 до нескольких тысяч человек. Кроме того, имеется более 19 тыс. сельских населенных пунктов без населения [3]. Для сравнения, по итогам переписи 2002 года этот показатель составлял 13086.
Несмотря на урбанизацию и деградационные процессы, охватившие сельскую местность, село является одним важнейших элементов народного хозяйства, в первую очередь в связи
с его особой отраслевой специализацией, а также в связи с выполнением других функций. Ученые отмечают следующие функции, отражающие ключевую роль села в экономических, экологических и социальных процессах:
- производственная функция (производство продовольствия и сырья для промышленности на основе сельскохозяйственного и лесного производства);
- социально-демографическая (воспроизводство рабочей силы, в том числе для городов);
- культурная (сохранение культурных, исконно национальных традиций, этнических культур);
- политическая (поддержание политической стабильности за счет преобладания рекреационных сил у сельских жителей, однородность, консервативность и толерантность сельчан, развитие демократических принципов государственного управления за счет местного самоуправления);
- природоохранная (поддержание экологического равновесия в агробиоценозах и на территории страны, содержание особо охраняемых природных территорий, аккумулятор загрязнений, ландшафто- и средообразование);
- рекреационная (создание условий для восстановления здоровья и отдыха городских и сельских жителей);
- пространственно-коммуникационная ( предоставление пространственного базиса для размещения инженерных коммуникаций - дорог, линий электропередачи, связи, нефте- и газопроводов);
- функция социального контроля над территорией (контроль над незаселенными территориями, предотвращение хозяйственного захвата приграничных территорий).
Множество выполняемых функций подчеркивает значимость сельской местности для национальной экономики и ее региональных подсистем. В случае, если функции села сужаются до продовольственных (а такие перекосы наблюдались в государственной политике, как в советский период хозяйствования, так и в постсоветский), то сельская экономика изначально становится неконкурентоспособной. Это особенно актуально в условиях глобализации и все более активного использования новых технологических решений в пищевой промышленности.
Традиционно любую территорию разделяют на сельскую и городскую. Это разделение происходит благодаря сочетанию функционального и позиционного признака [4] территории. Первый означает использование земель в зависимости от природных свойств и ресурсной ценности, второй - пространственное положение земель относительно других природных и антропогенных объектов. В сельской местности земли используются для сельскохозяйственного производства и природоохранной деятельности, а их пространственное положение характеризуется отдаленностью промышленных объектов, транспортных узлов, мест с высокой плотностью застройки гражданского и промышленного назначения. Таким образом, говоря о сельской местности, мы, прежде всего, подчеркиваем ее противоположность городу, как урбанизированной территории. Так в документах ОЭСР дано такое определение села - это «сельская местность или сельский регион (район), который охватывает людей, территорию и другие ресурсы общественного ландшафта и маленьких населенных пунктов за пределами непосредственной сферы экономической активности больших городских центров» [5].
Однако следует отметить, что исследователи пошли дальше и в своих трудах подчеркивают не только противоположность села городу, но и сущностные признаки сельской местности. Одни под селом понимают тип поселения, другие социальную структуру общества, третьи как социально-территориальную форму существования общества, четвертые как социально-территориальную общность людей.
Все из указанных определений затрагивают тот или иной аспект сущности села и сельской местности. Игнорирование хотя бы одно из них может привести к неполному анализу сельской местности как объекта управления, непониманию села как субъекта развития. Изучение особенностей сельских территорий и выявление его сущностных характеристик, позволяет выделить следующие положения, которые необходимо рассматривать в комплексе:
- сельская местность охватывает большую часть территории любого государства за пределами урбанизированных территорий (городов), отличающаяся низкой плотностью населения;
- сельская территория включает сельский населенный пункт и территории, функционально предназначенные, прежде всего, для сельского, лесного хозяйства, природоохранной деятельности;
- село является социально-территориальной формой общности людей, характеризующаяся общими условиям жизнедеятельности и социо-культурными традициями.
Указанные положения реализуются через экономические, производственные, социальные, институциональные, пространственные аспекты.
Сельские муниципальные районы делятся на урбанизированные (включенные в сферу влияния мегаполисов, характер и структура занятости, социальная инфраструктура и уровень благосостояния приближаются к городским) и периферийные. В международной практике встречается разделение сельских территорий на экономически интегрированные, средние (переходные) регионы и отдаленные:
- экономически интегрированные регионы (economically integrated areas) располагаются вблизи экономических центров;
- средние или переходные регионы (intermediate rural areas) располагаются в некотором удалении от экономических центров;
- отдаленные регионы (remote areas) находятся на периферии.
Встречается традиционное деление сельской местности по уровню проблемности на слаборазвитые (имеют традиционно низкий уровень развития экономики и жизни населения), депрессивные (испытывают депрессивное состояние в сравнении с прошлыми периодами), кризисные (подвержены сильным катастрофическим деформациям).
Сами села делят на аграрные, индустриально-аграрные, аграрно-административные. Различия заключаются в специализации, так в аграрных селах системообразующим видом деятельности является сельское хозяйство, в индустриально-аграрных селах - переработка сельхозпродукции, в аграрно-админи-стративных - выполнение административных функций - центров муниципальных районов.
Та или иная типологизация необходима для выполнения различных исследовательских и практических задач. В связи с тем, что в нашей работе рассматриваются закономерности и проблемы развития сельской местности на уровне муниципальных районов, то мы предлагаем типологизировать сельские муниципальные районы с двух позиций, которые, по мнению автора, являются ключевыми в отношении именно сельских местностей: местонахождение по отношению к экономическим центрам (аналог географического, пространственного, геополитического признака) и отраслевая специализация. С точки зрения местоположения, на наш взгляд необходимым является разделение сельских муниципальных районов на экономически интегрированные, переходные и периферийные (в соответствии с международной практикой), по отраслевому признаку на аграрные, аграрно-индустриальные, аграрно-рекреационные. Схематично это можно представить следующим образом (таблица 1).
Типологизация по этим двум признакам позволяет выявить особенности развития каждого из типов сельских муниципальных районов.
1-3 типы сельских муниципальных районов характеризуются растущей численностью населения, многосторонним предложением рабочих мест, а также высокоразвитой инфраструктурой. Первоочередными требованиями в таких регионах становятся: обеспечение экологического равновесия и защита природного и культурного слоя. В сельском хозяйстве таких регионов часто возникает следующая проблема: созданы оптимальные условия производства и сбыта, однако, высокие цены на землю и потенциальные негативные воздействия на окружающую среду ограничивают эти преимущества местоположения.
Переработка сельхозпродукции является более конкурентоспособной ввиду близости рынков сбыта готовой продукции. Природоохранная и рекреационная деятельность затруднены ввиду большой антропогенной нагрузки на территорию.
4-6 типы сельских муниципальных районов часто имеют сравнительно благоприятные экономические перспективы развития, особенно, если они имеют хорошие транспортные связи с экономическим центром. Будущие перспективы развития средних регионов определяются, прежде всего, двумя факторами: во-первых, скоростью, с которой будут проводиться структурные преобразования в приоритетном секторе, прежде всего, в сельском хозяйстве, и, во-вторых, темпом, с которым могут быть созданы альтернативные возможности занятости. Эти районы в сравнении с предыдущими типами лучше подходят для сельскохозяйственной и природоохранной видов деятельности и рекреации. Этому способствует срединное положение между рынками ресурсов и рынками сбыта.
7-9 типы сельских муниципальных районов характеризуются, как правило, низкой плотностью населения, неблагоприятной демографической структурой, низкими доходами и высокой зависимостью от специализации. С их периферийным местоположением, а также сравнительно отсталой инфраструктурой
Таблица 1
Типологизация сельских муниципальных районов
Первый признак Второй признак Характер специализации
Аграрные Аграрно-индустриальные Аграрно-рекреационные
Признак - местонахождение сельской местности по отношению к экономическим центрам Экономически интегрированные 1. Сельские районы расположенные вблизи городов, специализируются на сельскохозяйственном производстве 2. Сельские районы расположенные вблизи городов, специализируется на сельскохозяйственном производстве и переработке сельхозсырья 3. Сельские районы расположенные вблизи городов, специализируется на сельскохозяйственном производстве, туризме и природоохранной деятельности
Переходные 4. Сельские районы, расположенные в отдалении от экономических центров, специализируются на сельскохозяйственном производстве 5. Сельские районы, расположенные в отдалении от экономических центров территорий, специализируются на сельскохозяйственном производстве и переработке сельхозсырья 6. Сельские районы, расположенные в отдалении от экономических центров, специализируются на сельскохозяйственном производстве, туризме и природоохранной деятельности
Периферийные 3. Сельские районы расположенные на периферии, специализируются на сельскохозяйственном производстве 8. Сельские районы расположенные на периферии, специализируются на сельскохозяйственном производстве и переработке сельхозсырья 9. Сельские районы расположенные на периферии, специализируются на сельскохозяйственном производстве, туризме и природоохранной деятельности
экономические перспективы развития наименьшие, что относит их к регионам с особенно невыгодным положением. Особенно неблагоприятны такие виды деятельности как переработка сель-хозсырья и рекреации, оба ввиду отдаленности потребителей. Отдаленные регионы предъявляют наибольшие требования к политике развития сельских регионов. Первоочередной целью здесь является нахождение соответствующего равенства между экономическим предоставлением услуг, достижением приемлемого стандарта жизни, экономической эффективности и окружающей среды.
В отношении сельских местностей существуют и специфические факторы развития:
1) институциональная структура сельскохозяйственного производства (фермерские хозяйства высокоинтегрированные в агропромышленные комплексы, обслуживаемые развитой инфраструктурой и мелкие автономные фермы, созданные по семейному типу);
Библиографический список
2) условия землепользования, в том числе институты прав собственности на земельные ресурсы;
3) близость городского хозяйства и интегрированность сельской экономики в городскую экономику;
4) комплексность развития сельской местности, а не только сельского хозяйства как системообразующей отрасли села;
5) государственная политика в отношении комплексного развития села.
Изучение теоретических основ экономического развития и анализ общих и специфических факторов развития сельской местности позволяют сформулировать позицию автора в понимании социально-экономического развития сельской местности - это процесс экономических, социальных и институциональных структурных сдвигов, ведущий к повышению уровня и качества жизни сельского населения с целью наиболее полного выполнения функций села в национальной и региональной экономике.
1. Щербакова, Е. Мировой демографический барометр / Демоскоп weekly. - 2012. - № 507-508 [Э/р]. - Р/д: // http: demockop.ru/weekly
2. Население России, статические данные [Э/р]. - Р/д: //http:fedstat.ru/indicator/data.do
3. Данные переписи населения [Э/р]. - Р/д: //http: gks.ru/free_doc/new.site/perepis2010
4. Чепурных, Н.В. Региональное развитие: сельская местность / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов, А.В. Мерзлов. - М., 2006.
5. Шайкин, В.В. Развитие сельской местности. Теория и практика / В.В. Шайкин, Р.Г. Ахметов. - М., 2006.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003. № 131-Ф3, глава 2. - М., 2011.
7. World Development Indicator. Washington DC: World Bank, 2002 [Э/р]. - Р/д: // http: data.worldbank.org/indicator
8. Административно-территориальное устройство России [Э/р]. - Р/д: // http: gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ state
9. Микаель П. Тодаро Экономическое развитие: учебник / пер. с англ. - М., 1997.
10. Серова, Е.В. Аграрная экономика. - М., 1999.
Bibliography
1. Therbakova, E. Mirovoyj demograficheskiyj barometr / Demoskop weekly. - 2012. - № 507-508 [Eh/r]. - R/d: // http: demockop.ru/weekly
2. Naselenie Rossii, staticheskie dannihe [Eh/r]. - R/d: //http:fedstat.ru/indicator/data.do
3. Dannihe perepisi naseleniya [Eh/r]. - R/d: //http: gks.ru/free_doc/new.site/perepis2010
4. Chepurnihkh, N.V. Regionaljnoe razvitie: seljskaya mestnostj / N.V. Chepurnihkh, A.L. Novoselov, A.V. Merzlov. - M., 2006.
5. Shayjkin, V.V. Razvitie seljskoyj mestnosti. Teoriya i praktika / V.V. Shayjkin, R.G. Akhmetov. - M., 2006.
6. Federaljnihyj zakon «Ob obthikh principakh organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossiyjskoyj Federacii» ot 06.10.2003. № 131-FZ, glava 2. - M., 2011.
7. World Development Indicator. Washington DC: World Bank, 2002 [Eh/r]. - R/d: // http: data.worldbank.org/indicator
8. Administrativno-territorialjnoe ustroyjstvo Rossii [Eh/r]. - R/d: // http: gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ state
9. Mikaelj P. Todaro Ehkonomicheskoe razvitie: uchebnik / per. s angl. - M., 1997.
10. Serova, E.V. Agrarnaya ehkonomika. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 28.10.12