Научная статья на тему 'Особенности социально-экономического развития Папуа (часть 3. )'

Особенности социально-экономического развития Папуа (часть 3. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОНЕЗИЯ / ПРОВИНЦИЯ ПАПУА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INDONESIA / PAPUA PROVINCE / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Александр Вячеславович

Статья посвящена анализу особенностей социально-экономического развития провинции Папуа. Западная часть острова Новая Гвинея, ныне это провинции Папуа и Западное Папуа, с 1963 г. входит в состав Республики Индонезия. За этот период данная территория, ранее населенная преимущественно папуасскими племенами, подверглась существенной малаизации, и в настоящее время выходцы из других районов Индонезии, являющиеся в основном монголоидами, составляют не менее половины местного населения. За пять с лишним десятилетий центральные власти Индонезии предпринимали определенные усилия по экономическому развитию Папуа, а также приобщения местного населения к более современным формам хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-экономического развития Папуа (часть 3. )»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том II, № 4 (45), 2019_

© Попов А.В.

ИВ РАН

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОВИНЦИИ ПАПУА (Часть 3.)

Четвертая адатная зона на Папуа именуется «Ме Паго», что связано с крупнейшим здесь племенем «Ме», живущим в районе горного массива Маниха, вокруг озер Паниай, Таге и Тиги, и в долине Догиай. Ме официально являются христианами, но сохраняются у них и традиционные религиозные верования, также имеющие монотеистический характер. Ме верят, что все сущее создано богом Угатаме, который и определяет весь порядок текущей жизни. Большое значение в жизни ме имеют племенные вожди - тонови, которые стоят во главе объединения нескольких (обычно пяти) деревень. Для ме огромное значение имеет связь с землей, которой придается сакральное значение. В состав зоны Ме Паго входит 6 кабупатенов:

Набире - расположен вдоль так называемой «шеи птицы» форму которой имеет индонезийская часть острова Новая Гвинея, с выходом на побережье залива Чендравасих. Площадь кабупатена составляет 12,1 тыс. кв. км, а население - около 217 тыс. человек. На территории Набире присутствуют и горные массивы, и равнинные участки, и заболоченные низменности. Последние преимущественно в дельте многочисленных рек, текущих на север и впадающих в Тихий океан, в районе залива Чендравасих. Ближе к своим верховьям эти реки являются местом аллювиальных отложений, где повсеместно встречается золото, которое намывают «черные старатели» и официальные концессионеры. Все эти многочисленные золотые прииски расположены на адатных землях местных племен, которые разрешают пришлым золотоискателям работать на своих землях за определенную плату и долю в добыче. Немало в Набире и мигрантов, занятых сельским хозяйством, для которых построены специальные поселки. Именно трансмигранты из других частей Индонезии производят основную часть сельскохозяйственной продукции, объем которой в 2016 г. составил: батата - 3 тыс. т, кассавы - 1,5 тыс. т, томатов и шпината - по 1,7 тыс. т, арбузов - 2,4 тыс. т и мандаринов - 21,2 тыс. т. Последние в Набире с 1981 г. выращива-

ют трансмигранты, и главным центром производства цитрусовых является район в 15 км от г. Набире, от Моргомульё до Буми Рая, где расположен также поселок трансмигрантов №3, или СП3 (Satu-an Permukiman). Однако в последнее время коренные жители Набире, заявляющие права «улаят» на эти земли, стали постепенно сгонять трансмигрантов с выделенных им земель, захватывая часть мандариновых плантаций, после чего последние постепенно зарастают кустарником, а мандариновые деревья болеют. Поскольку мандарины хранятся всего около 10 дней, фермеры вынуждены продавать их перекупщикам по цене примерно 120 тыс. рупий/50 кг, а в рознице цена составляет уже 7-8 тыс. рупий/кг. С 1 дерева обычно собирают 10 кг плодов, и в течение года бывает несколько урожаев. В Набире под мандаринами занято более 10 тыс га. 1 Развито в Набире и птицеводство, и численность кур, используемых для заготовки мяса - 690 тыс. голов. Лесной фонд Набире составляет около 1 млн га, из которых более половины приходится на производственные леса, где ведется заготовка деловой древесины.

Насильственное изъятие местными племенами своих адатных земель из пользования трансмигрантами и фактическое допущение запустения этих земель в качестве сельхозугодий, возможно, является их неосознанной попыткой сохранения привычной для них природной среды и предоставления ей возможности восстановиться после некоторого периода эксплуатации, что перекликается с общепапуасской традицией, именуемой «сасси», смысл которой заключается в отказе от добычи на время определенных видов живности, чтобы дать им возможность восстановить свою популяцию. Например, в мае 2015 г. в ка-бупатене Набире жители острова Напан Йаур, который находится в заливе Чендравасих, приняли решение о проведении сасси и на суше в отношении птиц чендравасих, черного ка-

Автор с местными золотоискателями из племени "Ме"

каду и попугая лори, и на море, вдоль побережья Танджунг Мангу-ар в отношении рыбной ловли. На острове добровольцы за свои деньги купили топливо и стали патрулировать залив, чтобы изгонять из этого района пришлых рыбаков. Цель сасси - сделать Ман-гуар идеальным местом для нереста рыба, в основном это - красные окуни и груперы. Сасси ведет к увеличению рыбных запасов, а местные рыбаки крайне озабочены, что их уловы стали резко уменьшаться.2

В Набире построена хорошая шоссейная дорога, ведущая во внутренние районы кабупатена, которая позволяет обеспечивать их необходимыми товарами и оперативно вывозить сельхозпродукцию. При этом, часть изолированных районов доступна лишь воздушным путем, и в Набире действует несколько небольших авиакомпаний, осуществляющих перевозки вертолетами. Одновременно здесь функционирует и современный аэропорт, обеспечивающий воздушное сообщение Набире с другими частями Папуа и через Джаяпуру, и Биак - с Джакартой. Есть в Набире и морской порт, через который завозятся необходимые кабупатену товары и экспортируется его продукция, а также проходит большой пассажиропоток: в 2016 г. - 320 тыс. человек. Относительно неплохо обеспечен Набире и электроэнергией, по крайней мере, сам административный центр и сопредельные районы: в 2016 г. объем проданной ПЛН электроэнергии составил 90 млн квт/час, а число постоянных пользователей превысило 35 тысяч.

Догияй - расположен в зоне центрального горного массива Папуа, и 85% его территории, площадь которой составляет 7,1 тыс. кв. км, занимают горы и возвышенности. Население, численность которого составляет около 95 тыс. человек, проживает в 79 деревнях кабупатена. Основную часть населения составляют представители племени ме, которые в быту используют и родной язык своего этноса, и индонезийский язык. Главное занятие местного населения - земледелие, которое в 2016 г. обеспечило производство 7 тыс. т батата, 1,5 тыс. т кассавы, 760 т таро, а его плантационный сектор -2,3 тыс. т красного плода. Держит население и немало скота, который поставляется на скотобойни, и в 2015 г. было произведено 193 т свинины и 57 т говядины.

Паниай - расположен южнее Набире и Варопен, на площади в 6,5 тыс. кв. км. При голландской администрации этот район назывался «Wissel Meeren», т.е. «Озера Виссела», по имени голландского пилота, обнаружившего здесь с воздуха в 1938 г. три озера: Па-

ниай, Таге и Тиги. Район труднодоступный, находится в зоне центрального горного массива Папуа, и 80% его территории расположено на высоте 1000-3000 м над уровнем моря. Для этого района характерен большой перепад температуры, которая может опускаться до 6 градусов по Цельсию. Частично территория кабупатена, в районе Паниай Тимур, относится к Национальному парку Лоренц, а основная часть лесных массивов в Паниай относится к категории «защищенных», что сдерживает экономическую активность населения, численность которого составляет около 170 тыс. человек, и по добыче аллювиального золота, и в земледелии. В последнем, как и в других районах Папуа, преобладает выращивание батата - 36,4 тыс. т на площади в 7,4 тыс. га, а также различных зеленых овощей - 9,5 тыс. т на площади в 2,2 тыс. га (2016 г.). В энергетике, в силу труд-нодоступности многих районов кабупатена, госкомпания ПЛН с 2014 г. осуществляет распределение в деревнях комплектов генерации электроэнергии на солнечных батареях, что позволяет их владельцам обеспечивать свои минимальные потребности в электричестве. Обеспечение электроэнергией актуально и для развития системы здравоохранения в этом кабупатене, особенно в части поддержания здоровья рожениц и младенцев, что в условиях полнейшей антисанитарии, плохого питания беременных женщин и нехватки квалифицированного медперсонала, является крайне слабым местом. Достаточно сказать, что в 2005 г. в дистрикте Погапа, население которого составляло тогда всего 15,8 тыс. человек, в течение

о

только одного месяца умерло 52 младенца.

Дейяй - этот кабупатен является производным от Паниай, из которого он выделился в 2008 г. и с которым граничит на севере и востоке. На западе же его соседом является Догияй, а на юге - кабупатен Мимика. Площадь кабупатена составляет 4,1 тыс. кв. км, население - около 90 тыс. человек, а административный центр располагается в дистрикте Вагете. Значительная часть Дейяй расположена в зоне центрального горного массива Папуа, и примерно треть его территории находится на высоте 1500-3000 м над уровнем моря. В то же время, в кабупатене присутствуют и равнинные, и низменные заболоченные участки, которые находятся в южной части кабупатена. Помимо традиционных для этой части Папуа видов сельхозпроизводства, в кабупатене развито и пресноводное рыболовство на местных реках и особенно в озере Тиги.

Мимика - расположен на самом юге адатной зоны Ме Паго и является производным кабупатена Факфак (этот кабупатен в насто-

ящее время входит в состав провинции Западное Папуа), из состава которого он был выделен в 1996 г. Площадь кабупатена составляет 21,7 тыс. кв. км, а население - около 310 тыс. человек, причем в административном центре кабупатена, Тимике, плотность населения доходит до 1,5 тыс. человек/кв. км. Хотя часть кабупатена находится в горной местности, и Национальный парк Лоренц охватывает его район Агимуга, основные площади приходятся на равнинные и низменные участки, примыкающие к южному побережью Арафурского моря. В этой зоне существуют благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, и, помимо традиционных для Папуа культур батата и кассавы, здесь выращиваются кофе, какао и др. плантационные культуры. В животноводстве первенство у разведения яйценосных кур, поголовье которых превышает 200 тыс. голов. Тем не менее, основу экономики кабупатена составляет горнодобывающая промышленность, а именно разработка крупнейшего в мире золото-медного месторождения «Гразберг», осуществляемая с 1967 г. на условиях так называемого «Рабочего контракта» (т.е. долговременной концессионной лицензии) американской компанией «Фрипорт МакМоран», которая до недавнего времени практически полностью контролировала созданное для эксплуатации этого месторождения местное предприятие «ПТ. Фрипорт Индонесия». Лишь в ноябре 2018 г. правительство Индонезии в лице госкомпании «ПТ. Иналюм» выкупило у американцев 51% акций за 3,85 млрд долл. При этом, 10% акций перешли к местным властям: 7% - администрации кабупатена Мимика и 3% - правительству провинции Папуа.

Многие папуасы выступают против «Фрипорта», поскольку уже одно его присутствие вызывает увеличение силовых структур на территории Папуа, что выливается в насилие. Приток рабочих для работы на шахтах «Фрипорта» вытесняет местное коренное население на окраины населенных пунктов, в которых возникают трущобы. На самом предприятии периодически происходят аварии, и погибают рабочие, в том числе и местные. 14 мая 2013 г. произошел обвал туннеля в тренировочной зоне Биг Госсан, и погибло 28 рабочих. Аналогичные аварии происходили в 1995, 2000 и 2003 гг.

«Фрипорт» нещадно загрязняет окружающую среду отходами горной выработки, так называемыми «хвостами», которые сбрасываются в реку Айква и на земли, принадлежащие племени каморо. В результате этих сбросов погибли саговые леса племени в районах Аюка и Коперапорка и рыба в реке Айква. С другой стороны, мест-

ные жители и многочисленные приезжие старатели получили возможность перерабатывать фрипортовские «хвосты», добывая из них золото. На этом нелегальном промысле многие старатели зарабатывают миллионы рупий в день, основная часть которых «просаживается» ими в ночных барах Тимики. Периодически нелегалы «залезают» на территорию самого «Фрипорта», что провоцирует стычки с его службой безопасности.

Следует отметить, что старейшины племени амунгме, на землях которого располагается концессия «Фрипорта», изначально, уже в 1967 г., в долине Ваа воспрепятствовали попыткам американцев начать разведку в районе горы Эрстберг, на языке амунгме «Дугу-дугу», которую племя считает священной и местом обитания

4

душ умерших предков.

среди местных племен, эти дотации вызывают в их среде и взаимные враждебные отношения, порожденные завистью и ощущением, что другие племена незаслуженно получают большие деньги. Эти чувства взаимной обиды нередко выливаются в кровопролитные

Представитель племени амунгме работник компании «Фрипорт Индонесия»

Вместе с тем, по соглашению с местными племенами, на землях которых вела свою деятельность компания «ПТ. Фрипорт Индонесия», последняя изначально выделяла этим племенам 1% своей прибыли. По состоянию на 2015 г. на программу развития местного населения «Фрипорт» потратил 1,4 млрд долл.5. Эти средства получают местные племена: амунгме, ме, дани, ндуга, дамал и каморо. Очевидно, что эти племена в значительной мере живут именно за счет этих средств, да и вся экономика провинции на 60% зависит от налоговых поступлений от «Фрипорта». Следует, однако, отметить, что помимо роста иждивенческих настроений

столкновения, или «племенные войны» (Ргтащ Быки), которые приходится останавливать индонезийским военным и полиции.

Особенно «славится» своими конфликтами селение Квамки лама, расположенное в дистрикте Мимика Бару, всего в 7 км от г. Тимика. Здесь кланово живут представители различных этносов, и

конфликты разгораются по любому поводу. Особенно, очевидно, враждуют представители племен дани и дамал, между которыми большая война с участием всех представителей обоих племен, включая население долины Балиэм, имела место в период 1920-1935 гг., и нынешнее поколение, видимо, сохраняет эту историческую взаимную враждебность. Селение возникло в 1978 г. в результате расселения

1 1 гр '

жителей деревни Банти, расположенной в дистрикте Тембагапура, центре деятельности «Фрипорта». Сюда были перемещены многие племена, проживающие на склонах горы Лоренц: амунгме, дамал, дани, ндуга, ме, каморо и мони, в результате чего вскоре население Квамки Лама составляло уже 20 тыс. человек. Между различными племенами и их кланами, населяющими Квамки Лама, периодически вспыхивают столкновения, которые заканчиваются человеческими жертвами, что приводит уже к племенным войнам с применением луков и стрел, копий и мачете. Если во время таких конфликтов возникают новые жертвы, их необходимо срочно кремировать, чтобы души убитых не донимали живых. Изначально пострадавшая сторона обычно принимает решение о продолжении конфликта или заключении мира, что достигается выплатой ей денежной компенсации или контрибуции в виде нескольких свиней. Перед достижением мира враждующие стороны прямо на поле боя проводят церемонию «Инамбе Аги», во время которой военные вожди с обеих сторон должны сломать тетиву лука и стрелу, что символизирует прекращение враждебности. После этого выплачивается компенсация, и проводится традиционная церемония «Бакар Ба-ту», т.е. поджаривание на горячих углях нескольких свиней и совместная трапеза ранее враждовавших племен.

И/

^гэгй м ¡5

Супружеская пара — амунгме (муж) и мони (жена)

Серьезный конфликт в Квамки Лама разгорелся, например, в июле 2006 г. между кланом Когоя племени дани и местными представителями племени дамал, в котором с обеих сторон за неделю было убито 10 человек и около 150 ранено, причем в боевых действиях приняли участие и жители селения Банти. Заключенный 3 августа мир между сторонами, вновь был нарушен уже спустя неделю, возможно, потому, что стороны не успели провести церемонию «Бакар бату», и вновь были человеческие жертвы с обеих сторон, хотя местная полиция для умиротворения сторон разместила в этом селении подразделение в 500 человек.6 В отношениях племен действует принцип «око за око», т.е. за одного убитого в своем племени его представители должны убить одного человека во враждебном племени. При получении компенсации в денежном эквиваленте один убитый оценивается примерно в 300 млн. рупий. Немалых средств для враждующих сторон стоит и церемония «Ба-кар бату», во время которой зажариваются десятки свиней, каждая из которых в Квамки Лама стоит от 8 до 20 млн рупий. Эти расходы должны нести кланы, основные зачинщики войны.

Относительно более мирным является племя каморо, которое славится своей примитивной резьбой по дереву, отражающей связь племени с «нижним миром» - Муануру, являющимся для каморо источником силы и благосостояния. Легендарный прародитель племени, Опокоро, изваял деревянную композицию Мбиторо,

в которой отражены главные элементы жизни племени: река, лодка и саго, и теперь все традиционные жилища каморо имеют свою Мбиторо, сакральное изваяние. Каморо также режут фигурки людей (вемаве), ритуальные посохи (покай), барабаны (эме), весла (торупа), а также плетеные головные уборы - мбикао, которые служат во время церемонии общения с душами предков. Мбиторо режут наследники искусства Опокоро - марамове, мастерство которых передается по наследству7. В районе Тимики проживает 18 тыс. человек племени каморо в 59 деревнях. 4 из них (Типука, Аюка, Миоко и Сагу) являются поставщиками для Тимики саго. Саговая

Представители племени каморо

пальма обычно растет без культивации и ей дают достичь возраста 5 лет. Поскольку саго растет диким образом, то многие каморо перемещаются в поисках пальмы. Найдя нужное дерево, разведчики возвращаются в деревню, а срубить саго и разделать его доверяют только женщинам. Мужчины же подготавливают площадку и убирают лишнюю растительность. Женщины выбирают пальмы возрастом 3 - 5 лет и высотой 15 м. Для рубки дерева используются традиционные топоры. Качество пальмы определяют по состоянию сагового цвета - если он белый, то саго, т.е. крахмалистого вещества, находящегося внутри саговой пальмы, много. Ствол расщепляют на мелкие части, и саго получают в виде волокон. Эти волокна промывают в воде, используя в качестве фильтра пальмовые листья. Затем то, что оседает, вытаскивают и просушивают на листьях саговой пальмы, после чего складывают в туманг - большие корзины, сделанные из волокон все той же пальмы. Одно дерево дает 150-300 кг саго. 5 женщин могут обработать дерево за полдня. Перед тем как дерево рубится, каморо проводят ритуал, чтобы изгнать злых духов, существующих вокруг него. В Тимике 1 туманг (около 15 кг) может стоить 750 тыс. рупий у перекупщиков, которые затем делят саго на более мелкие порции. Покупают саго и мигранты. Саго разводится горячей водой, перемешивается и подается с острыми соусами и кангкунгом8.

(Продолжение в следующем выпуске)

1 Kompas, (Jakarta), 03.06.2012.

2 Kompas, (JakartaX03.06.2015.

3 Kompas, (Jakarta), 01.09.2007.

4 Kompas, (Jakarta), 01.09.2007.

5 ^ Jakarta Post, (Jakarta), 13.03.2017.

6 Kompas, (Jakarta), 12.08.2006.

7 Kompas, (Jakarta), 05.08.2012.

8 ^ Jakarta Post, (Jakarta), 13.06.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.