Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ЗАПАДНОЕ ПАПУА. (ЧАСТЬ 2.)'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ЗАПАДНОЕ ПАПУА. (ЧАСТЬ 2.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОНЕЗИЯ / ПРОВИНЦИЯ ЗАПАДНОЕ ПАПУА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INDONESIA / WEST PAPUA PROVINCE / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Александр Вячеславович

Статья посвящена анализу особенностей социально-экономического развития провинции Западное Папуа. Западная часть острова Новая Гвинея, ныне это - провинции Папуа и Западное Папуа, с 1963 г. входит в состав Республики Индонезия. За этот период данная территория, ранее населенная преимущественно папуасскими племенами, подверглась существенной малаизации, и в настоящее время выходцы из других районов Индонезии, являющиеся в основном монголоидами, составляют не менее половины местного населения. За пять с лишним десятилетий центральные власти Индонезии предпринимали определенные усилия по экономическому развитию Папуа, а также приобщения местного населения к более современным формам хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE INDONESIAN PROVINCE OF WEST PAPUA (PART 2.)

The article analyzes the features of socio-economic development of the province of West Papua. The Western part of the island of New Guinea, now the province of Papua and West Papua, has been part of the Republic Indonesia since 1963. During this period, the territory previously populated predominantly by Papuan tribes, have been substantially Malayali, and currently, people from other parts of Indonesia, who is mainly Mongoloids, make up not less than a half of the local population. For more than five decades, the Central authorities of Indonesia have made some efforts for the economic development of Papua, as well as the introduction of the local population to more modern forms of economy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ЗАПАДНОЕ ПАПУА. (ЧАСТЬ 2.)»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2020, Том III, № 4 (49). С. 83-101._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-4-49-083-101

Особенности социально - экономического развития индонезийской провинции Западное Папуа. (Часть 2.)

Попов Александр Вячеславович

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, Россия, Москва, 3638272@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9094-0818 Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей социально-экономического развития провинции Западное Папуа. Западная часть острова Новая Гвинея, ныне это - провинции Папуа и Западное Папуа, с 1963 г. входит в состав Республики Индонезия. За этот период данная территория, ранее населенная преимущественно папуасскими племенами, подверглась существенной малаизации, и в настоящее время выходцы из других районов Индонезии, являющиеся в основном монголоидами, составляют не менее половины местного населения. За пять с лишним десятилетий центральные власти Индонезии предпринимали определенные усилия по экономическому развитию Папуа, а также приобщения местного населения к более современным формам хозяйства. Ключевые слова: Индонезия, провинция Западное Папуа, социально-экономическое развитие

Features of Socio-Economic Development of the Indonesian Province

of West Papua (Part 2.)

Aleksandr V. Popov

PhD in Economics, Senior Researcher at the Center for South-East Asia, Australia and Oceania Studies, IOS RAS. Russia, Moscow, 3638272@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-9094-0818

Abstract: The article analyzes the features of socio-economic development of the province of West Papua. The Western part of the island of New Guinea, now the province of Papua and West Papua, has been part of the Republic Indonesia since 1963. During this period, the territory previously populated predominantly by Papuan tribes, have been substantially Malayali, and currently, people from other parts of Indonesia, who is mainly Mongoloids, make up not less than a half of the local population. For more than five decades, the Central authorities of Indonesia have made some efforts for the economic development of Papua, as well as the introduction of the local population to more modern forms of economy.

Keywords: Indonesia, West Papua province, socio-economic development

© Попов А.В., 2020.

Продолжение. Начало в Том III, № 3 (48), 2020, С. 92-117.

Главным природным богатством Западного Папуа являются, конечно, леса, юридический статус которых был определен решением правительства Индонезии в 2014 г. и отражен в таблице №7.

Таблица №7

Площадь и юридический статус лесов провинции Западное Папуа1

Кабупатен Защищенные Заповед- Производств. Общая

леса, ники леса, в тыс. площадь

в тыс.га в тыс. га га лесов, в тыс. га

Факфак 43,9 55,2 804,2 903,4

Каймана 339,8 131,4 1 028,8 1 500,0

Телук 54,5 785,6 268,8 1 108,9

Вондама

Телук 127,5 198,0 1 450,4 1 775,9

Бинтуни

Маноквари 62,4 96,4 63,3 222,1

Соронг 159,6 12,1 328,1 499,9

Селатан

Соронг 34,7 7,3 521,7 563,7

Раджа 149,9 592,9 168,3 911,1

Ампат

Тамбрау 316,8 607,6 241,3 1 165,7

Майбрат 110,6 21,6 321,3 453,5

Маноквари Селатан 65,2 52,5 81,8 199,5

Пегунунган Арфак 158,4 78,5 41,7 278,6

г. Соронг 6,9 1,1 33,5 41,5

Всего: 1 630,2 2 640,2 5 353,2 9 623,6

Посчитано по: Provinsi PapuaBarat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.264-265.

Необходимо отметить, что, в соответствие с законодательством Индонезии, любая экономическая деятельность в заповедниках и «защищенных» лесах запрещена, что в первую очередь каса-

^ В площадь лесов местная статистика включает внутренние водоемы и прибрежные экосистемы, в т. ч. мангровую растительность, которая, как правило, относится к категории «Защищенных лесов».

ется официально работающих компаний. Местные же жители рассматривают леса как свою естественную среду обитания, которая досталась им в наследство от предков, и мало обращают внимания на любые запреты. Более того, небезосновательно считая леса и землю под ними своей законной собственностью, они нередко передают их в пользование пришлым предпринимателям, в том числе нелегальным старателям, которые действуют там зачастую, не сообразуясь с их заповедным статусом. Так, в целом ряде районов Нагорного Арфака, богатых золотом, добычу последнего нелегально ведут «черные старатели», которые, как правило, прибывают на Папуа из других районов Индонезии. Поскольку основная часть земельных участков, богатых золотом, находится в зоне защищенных лесов, получить там официальные разрешения на золотодобычу невозможно, а вот договориться с местными племенами, у которых есть наследственные права на эту землю, вполне реально. В результате, в ряде мест кабупатена возникают примитивные поселения старателей, которые, очевидно, договариваются и с силовыми структурами, которые закрывают глаза на их деятельность. Особенно крупный поселок нелегалов сложился в верховьях реки Ва-риори, близ деревни Ндабоу района Катубоу.1 Периодически в Нагорном Арфаке полиция вылавливает отдельных старателей, конфискуя у них добытое золото, которое исчисляется килограммами. Таким бедолагам, в соответствие с Законом №4 - 2009 г., грозит тюремное заключение до 10 лет и штраф в 10 млрд рупий, однако, как признают представители местной полиции, за ними стоят крупные преступные синдикаты.2

Часть лесов вполне официально «перепрофилируется» в посадки плантационных культур, о которых речь шла выше, а в «производственных» лесах налаживается лесозаготовка с последующей переработкой деловой древесины. В период 2011 - 2019 гг. ежегодная заготовка «кругляка» выросла с 52,2 до 849,9 тыс. куб. м, а добытая древесина была частично переработана в самой провинции, что обеспечило производство 41,1 тыс. куб. м пиломатериалов (2018 г.), 9,6 тыс. куб. м шпона (2019 г.) и 33,8 тыс. куб. м щепы (2019 г.)3 При

этом необходимо отметить, что деревообработка является второй по значимости отраслью обрабатывающей промышленности, стоимость продукции которой в 2019 г. составила 961,9 млрд рупий, что, правда, примерно в 20 раз было меньше стоимости нефте- и газопереработки.4 Одновременно приходится констатировать, что нередко деревообработка ведется бесконтрольно и неэф-

фективно, в результате чего значительная доля вырубленной древесины просто выбрасывается. Так, в кабупатене Телук Вондама проведенная проверка предприятия «ПТ. Виджая Сентоса», которое работает в деревне Симьей района Вамеса, выявила, что часть добытой древесины компания просто закапывает в землю без всякой переработки.5

Реализация потенциала лесного хозяйства в провинции сдерживается принятой правительством Западного Папуа программы консервации лесов, в соответствие с которой новые разрешения на лесоразработку - «hak penguasan hutan - HPH», не выдаются. На конец 2019 г. таковых было выдано 22, из которых 4 их владельцами не использовалось, но и добываемая древесина лишь частично перерабатывалась в провинции, и значительная часть кругляка отправлялась на переработку в яванские города Сурабаю и Семаранг.

р\ с/

В этой связи руководство провинции крайне заинтересовано в привлечении именно в деревообрабатывающую промышленность новых инвесторов, которым могут быть предоставлены и лесные концессии . В соответствие с программой консервации лесов, площадь последних, подпадающих под действие данной программы, по решению губернатора Домингуса Мандачана, должна составлять не менее 70% всего лесного фонда провинции, что фактически значительно расширяет зону заповедных и защищаемых лесов. По состоянию на конец 2020 г., по данным правительства провинции, доля «законсервированных» лесов составила уже 67% всей площади лесов, оставшиеся же площади входят в зону действующих лицензий, статус которых каждые 5 лет пересматривается, что предполагает

Защищают свои леса от вырубки и сами местные жители, которые периодически запрещают компаниям, имеющим лицензии на освоение лесных участков, в том числе для разбивки плантаций масличной пальмы, заходить на свои адатные земли. В кабупатене Маноквари Селатан жители деревни Капрус в районе Тахота выступили резко против вырубки своих адатных лесов на площади в 500 га

возможность отзыва части из них.7

Автор на встрече с губернатором в Маноквари (ноябрь 2018 г.)

компанией «ПТ. Митра Силва Лестари» после того как последняя начисто вырубила леса в соседних деревнях Ярматун и Сайбеба, еще и введя в заблуждение их жителей относительно цены за плодородную землю, которую они взялись поставлять компании под саженцы масличной пальмы . (Очевидно, малограмотные и легковерные папуасы этих деревень договорились с пришлыми бизнесменами без подписания четких соглашений)

В скотоводстве основная роль отводится выращиванию свиней, которые для местного населения помимо кулинарного имеют и ритуальное значение. В 2019 г. их поголовье в провинции составило 89,4 тыс. ед. в т. ч. 38,0 тыс. в Маноквари и 17,2 тыс. - в Сорон-ге. Из крупного рогатого скота заметно лишь содержание бычков на убой: 51,7 тыс. голов в 2019 г., в т. ч. 23,9 тыс. в Соронге и 17,2 тыс. в Маноквари. Кроме того, в провинции насчитывается 20,2 тыс. коз, в т. ч. 9,0 тыс. в Маноквари; 152,5 тыс. кур-несушек, в т. ч. 75,1 тыс. в Соронге и 48,8 тыс. в Маноквари; 1.229,7 тыс. бройлерных кур, в т. ч. 450,5 тыс. в Маноквари и 408,1 тыс. в Соронге, а также 95,8 тыс. уток, в т. ч. 81,0 тыс. в Маноквари.9 Таким образом, очевидно, что именно эти два кабупатена являются в провинции основными центрами развития скотоводства.

В целом указанная специализация сохраняется и в производстве мяса, где заметна также роль и города Соронга, индустриального центра провинции. Именно здесь в 2019 г. было произведено больше всего свинины - 373,3 т из общего объема по провинции в 1,0 тыс. т, а также козлятины - 32,5 т при общем ее провинциальном производстве в 71,6 т. Остальные направления производства мяса больше развиты в Маноквари: говядина - 602,8 т при общем ее производстве в 2,0 тыс. т; утиное мясо - 50,8 т (общее производство - 60,1 т) и куриное бройлерное мясо - 408,6 т из общего объема в 1,1 тыс. т. В производстве этого мяса велика роль и кабупатена Соронг - 370,1 т. Именно последний производит больше всего яиц от кур-несушек: в 2019 г. - 565,4 т при общем их производстве в 1,1 тыс. т; в Маноквари же, помимо большого объема куриных яиц -367,1 т, в 2019 г. было произведено больше всего утиных яиц -519,6 т при общем их производстве в 614,3 т.10

В экономике Западного Папуа, которое практически со всех сторон окружено морем, огромное значение имеет рыболовство, в первую очередь, именно морское, обеспечившее в 2018 г. улов 204,5 тыс. т морской рыбы и других морепродуктов на сумму в 5,1 трлн рупий, или примерно на 340 млн долл. Значительную часть

этого официально зарегистрированного улова обеспечили рыбаки города Соронга - 80,8 тыс. т. Среди выловленной рыбы больше всего было различных видов тунца: тунец обыкновенный - 55,4 тыс. т (г. Соронг - 33,0 тыс. т), восточный малый тунец - 20,2 тыс. т (г. Соронг- 9,0 тыс. т), полосатый тунец-12,3 тыс. т (г. Соронг - 5,9 тыс. т); 111,7 тыс. т (32,9 тыс. т - г. Соронг) пришлось на прочие виды рыб и 4,9 тыс. т (2,4 тыс. т - г. Соронг) - на креветки. Вылов рыбы во внутренних водоемах - официально немногим более 300 тонн, не имел для экономики существенного значения, тогда как гораздо более важным для местного населения было выращивание рыбы из мальков в пресноводных и морских садках, за счет чего в 2018 г. был получен привес рыбы более 60 тыс. т, из которых примерно половина пришлась на кабупатен Соронг. Здесь же было добыто 21,8 тыс. т морских водорослей из общего их объема по провинции в 33,0 тыс. т, который оценивался в 152,8 млрд рупий,11 или немногим более 10 млн долл. В целом на рыболовство приходится 53% стоимости продукции всего сектора сельского хозяйства.

Постепенно местное население приобщается и к искусственному культивированию морепродуктов. Так, на острове Мансинам, в кабупатене Маноквари, водятся «канареечные крабы», которых местные стали взращивать на продажу проживающим в провинции китайцам по цене до 200 тыс. рупий/шт., или примерно 14 долл, что по меркам провинции дает населению очень существенный заработок.12

У рыбного хозяйства провинции большой экспортный потенциал, который пока используется в минимальных объемах, что связано и с отсутствием соответствующих внешнеэкономических связей у местных предприятий, и с недостатками логистики, и с неразвитостью перерабатывающих мощностей. Тем не менее, уже сейчас Западное Папуа экспортирует тунца (в 2020 г. из кабупатена Раджа Ампат 81,6 т на сумму в 425,5 тыс. долл) и морские водоросли (2020 г. - 20 т на 26,2 тыс. долл), ранее же имел место и экспорт

13

рыбных консервов из г. Соронга.

Рыба и морепродукты в незначительном объеме перерабатываются в провинции, в том числе и на малых предприятиях. Добываемые, например, в кабупатене Телук Вондама морские водоросли перерабатываются в районе Роон в лакомства типа «додол» (печенье из рисовой муки с добавлением водорослей) или «крупук» (лепёшки из тапиоки с добавлением водорослей, которые готовятся на раскаленном масле) и проч. Эти скромные продукты реализуются

местными женщинами на рынках вплоть до столицы провинции Маноквари наряду с традиционными для Папуа орешками пинанго-вой пальмы и бетелем.14

Переработка рыбы и других морепродуктов непосредственно в провинции сдерживается недостатком энергомощностей и неполным покрытием территории Западного Папуа электросетями госкомпании ПЛН. На местном уровне недостаток электроснабжения от ПЛН, конечно, частично восполняется частными дизель электрогенераторами, однако и подвоз солярки во многие горные районы крайне затруднен. В результате, во многих населенных пунктах, формально подключенных к электроснабжению, электричество подается лишь несколько часов в день. Так, в августе 2019 г., к 74-й годовщине независимости Индонезии, 8 деревень района Датаран Исим кабупатена Маноквари начали получать электричество от ПЛН, однако оно подавалось лишь 6 часов в сутки, с 18.00 до 24.00.15 Состояние электроэнергетики провинции частично отражает таблица №8.

Таблица №8

Распределение энергетических мощностей ПЛН и потребления

электроэнергии в кабупатенах Западного Папуа в 2019 г.

Кабупатен Установленные мощности МВт Производство Электроэнергии МВт/час Число Потребителей тысяч

Факфак 9,6 69.027,9 17,1

Каймана 6,3 49.230,5 9,4

Телук Вондама* - - -

Телук Бинтуни* - - -

Маноквари* - - -

Соронг Селатан 8,3 31.514,2 6,8

Соронг 60,5 115.473,3 28,4

Раджа Ампат 6,6 33.047,7 7,9

Тамбрау 1,4 1.469,1 2,3

Майбрат* - - -

Маноквари Селатан* - - -

Пегунунган Арфак - - 0,1

Город Соронг 60,5 461.074,3 61,8

*Данные отсутствуют

Источник: Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.301-302

В целом, во многих районах электричеством в той или иной мере обеспечено большинство населенных пунктов. Так, в кабупа-тене Маноквари из 682 деревень электричество есть в 618, причем большинство, а именно 352 деревни, использует частные ее источники, и лишь 266 деревень получает ее от ПЛН.16 Между тем, именно подключение к сетям ПЛН обеспечивает потребителям относительно стабильное получение электроэнергии, как это имеет место, например, в районе Бабо кабупатена Телук Бинтуни, где 620 потребителей ПЛН получает электричество 24 часа в сутки за счет

17

работы в Бабо дизельного генератора мощностью 600 КВт.17 Помимо солярки ПЛН постепенно переходит к использованию более дешевого газа, который добывается на территории самой провинции. Введенная в строй газотурбинная станция в Андай мощностью 20

МВт в значительной мере обеспечивает нынешние нагрузки на

18

электросеть провинции. Наряду с этим, ПЛН приступила к строительству мобильной газогенераторная станция в Соронге мощностью 50 МВт, которая будет обеспечивать электроэнергией и Специальную экономическую зону Соронга.19 Всего в период до 2027 г. ПЛН планирует построить в провинции 13 электростанций общей мощностью 261,3 МВт.20

Пока же в целом ряде районов периодически происходит веерное отключение электроэнергии, особенно в вечерне время суток, когда наблюдается максимум нагрузки на электросети. Особенно страдает этим столичный район Маноквари, получающий электроэнергию от угольной ТЭС компании «РТ. SDIC » мощностью 16 МВт и дизельного генератора ПЛН в Сангенг мощностью 12 МВт. Пиковые нагрузки в Маноквари достигают 25 МВт, а угольная станция периодически выходит из строя из-за высокой влажности угля, что влечет массовые отключения потребителей. При этом, компания «PT.SDIC» продает ПЛН лишь излишки своей электроэнергии, производство которой главным образом предназначено для обеспечения потребностей цементного предприятия, расположенного в деревне Маруни кабупатена Маноквари Селатан, и лишь под нажимом руководства провинции отдает и часть необходимых себе мощностей. 21

Слабое развитие электроэнергетики, несомненно, сдерживает и развитие обрабатывающей и горнодобывающей промышленности. Провинция потенциально богата полезными ископаемыми, в первую очередь, золотом и каменным углем, однако их месторождения разведаны крайне слабо и пока практически не разрабатыва-

ются, хотя в ряде районов, как и повсеместно на Папуа, активно работают нелегальные старатели по золоту, преимущественно выходцы из других районов Индонезии.

Вместе с тем, на территории Западного Папуа сосредоточены значительные запасы углеводородов, разведкой и добычей которых занимаются зарубежные и национальные компании на целом ряде месторождений:

- Берау-Вириагар-Мутури: морские месторождения в кабупатене Телук Бинтуни эксплуатируются с 1998 г. британской «BP» через дочернюю структуру «PT. BP Berau», которая добывает природный газ на 6 газовых полях морских месторождений Берау, Вири-агар и Мутури в заливе Бинтуни. С 2009 г построенное консорциумом международных компаний во главе с «ВР» предприятие «Тангух» осуществляет сжижение природного газа. (Через местные «дочки» «ВР» владеет 40,2% акций предприятия «Тангух», 16,3% принадлежит компании «MI Berau BV», находящейся в собственности японских корпораций «Мицубиси» и «Инпекс» в соотношении 56% - 44%, 13,9% - «CNOOC Muturi Ltd.», дочерней структуре «Китайской национальной оффшорной нефтяной компании», 12,2% - компании «Nippon Oil Exploration (Berau)», которой на 51% владеет «JX Nippon Oil@Gas Exploration Corp.» и на 49% - японская же «JOGMEC»; 8,6% - «KG Berau Petroleum Ltd.», также «дочке» японских «Инпекс» и «Мицубиси», и еще 7,4% -«Indonesia Natural Gas Resources Muturi Inc.», дочернему предприятию японских же «Nisshi Iwai Corp.» и «Sumitomo Corp.») В настоящий момент действует две технологические линии данного предприятия мощностью производства 7,6 млн т сжиженного газа в год, и заканчивается строительство третьей очереди мощностью 3,8 млн т/год и стоимостью около 8,9 млрд долл. Ввод в строй третьей технологической линии планируется на 4-й квартал

2021г., после чего мощность завода по производству LNG соста-

22

вит 11,4 млн т/год.

- Касури: месторождение газа в кабупатене Телук Бинтуни, права на которое в мае 2008 г. сроком на 30 лет получила «дочка» малайзийской «Genting Oil and Gas Limited» (GOGL) - «Genting Oil Kasuri Pte Ltd» (GPKPL) на основе соглашения о разделе продукции. Геологоразведочные работы, проводившиеся в течение 10 лет, позволили выявить объявленные к добыче запасы газа в объеме 1 трлн куб футов, что дало основание компании планировать поставку в течение 20 лет 170 млн куб футов газа/день на нефте-

химическое предприятие, которое планируется построить в Телук Бинтуни с участием китайского государственного капитала.23 В течение первых 8-10 лет с начала эксплуатации компания должна вложить порядка 100 млн долл в разбуривание и обустройство четырех добычных скважин и строительство газокомпрессорной инфраструктуры на трех газовых полях месторождения: Асар,

24

Кидо и Мерах. Потенциально на месторождении ежедневно

25

может добываться до 285 млн куб футов газа в день.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Cалавати: нефтегазовое месторождение находится в районе острова Салавати, который относится к кабупатену Соронг. Разрабатывалось с 1991 г. силами СП госкомпании «Пертамина» и китайской «ПетроЧайна», однако в 2018 г. было достигнуто соглашение с правительством Индонезии о передаче месторождения под управление компании «Petrogas (Island) Ltd», дочернего предприятия сингапурской «RH Petrogas Ltd». В апреле 2020 г. месторождение площадью 1136,8 кв км на 20 лет было передано в эксплуатацию сингапурцам на условиях соглашения «Gross Split», которое предполагает раздел продукции между государством и добывающей компанией без возмещения последней расходов на добычу. К моменту передачи месторождения добыча велась на 7 его нефтегазовых участках, наиболее продуктивным из которых был Матоа. Всего на Салавати пробурено 19 скважин, что позволяет добывать 750 баррелей и 2,5 млн куб футов газа в день.26

- Вокам II: месторождение находится в южной части провинции, в Арафурском море и с 2010 г. разрабатывалось американской компанией «Murphy Oil Corporation», которая должна была провести сейсмические исследования на площади в 600 кв км. Очевидно, что результаты геологических изысканий оказались неудовлетворительными, и американцы в 2015 г. уступили свои права на месторождение индонезийской компании «ПТ. Сака Энерги Индонесия», дочерней структуре государственной газовой компании «ПТ. Перусахаан Гас Негара» (ПГН).27 Дальнейшие геологические исследования будет осуществлять местная «дочка» «ПТ. Сака Энерги Индонесия» - «ПТ. Сака Энерги Вокам», которая будет добывать углеводороды на основе соглашения о разделе продукции, получая 66,7% добываемых нефти и га-

28

за. В провинции Западное Папуа вышеупомянутой «дочке» ПГН американская компания передала и другое месторождение Семай IV, расположенное на шельфе в районе кабупатена Факфак. Еще же одно месторождение в этом районе, Семай II, было признано

американцами экономически невыгодным и возвращено государ-

29

ству.

Еще несколько месторождений были также признаны иностранными инвесторами малоперспективными и возвращены государству. В конце 2014 г. «ExxonMobil Oil Indonesia», индонезийская «дочка» американского гиганта, через 5 лет геологоразведочных работ вернула государству месторождение «Black Gold Cendrawasih» в заливе Чендравасих, не удовлетворившись резуль-

30

татами геологоразведки. Годом ранее «Эксон» уступила 49% своего интереса в месторождении «Cendrawasih» в этом же районе канадской «Niko Resources»,31 но и та вскоре избавилась от него. В 2016 г. правительство предложило иностранным инвесторам еще несколько потенциальных месторождений в Западном Папуа: Северный Аргуни, Касури II, Западная Каймана и Онин, которые должны были быть реализованы через аукцион, однако ни одно из них продано не было, что зарубежные компании объясняли экономическими причинами.32

Следует отметить, что развитие нефтегазовой отрасли в провинции Западное Папуа не только вносит весомый вклад в ее экономику, но и способствует постепенному вовлечению местного населения в высокотехнологичное производство. Это становится возможным и благодаря специальной подготовке, которую папуасская молодежь проходит в местном отделении Технической школе «Петротекно», которое в июле 2018 г. открылось в деревне Беймес

33

кечаматана Бинтуни Тимур кабупатена Телук Бинтуни, являющимся главным центром нефтегазовой промышленности Западного Папуа. Обучение в школе, штаб-квартира которой находится в местечке Чилото, на Западной Яве, финансируют властями провинции и отдельных кабупатенов. В марте 2020 г. уже шестая группа из 100 папуасских студентов начала обучение в Петротекно, которое рассчитано на 3,5 месяца, и к середине 2020 г. в школе было уже подготовлено 489 рабочих средней квалификации, 253 из которых работали на месторождении Берау и предприятии «Тангух» компании «PT. BP Berau». Власти кабупатена Телук Бинтуни, запасы газа в котором оцениваются в 23,7 трлн куб футов, оплачивают обучение своих студентов и «работают» с руководством «дочки» британской компании на предмет принятия на работу местной молодежи, про-

34

шедшей подготовку в Петротекно. Губернатор же провинции До-мингус Мандачан во время очередного выпуска папуасских студентов этой школы просто открытым текстом заявил, что на всех пред-

приятиях нефтегазовой отрасли, работающих в кабупатене Телук Бинтуни представители 7 коренных племен кабупатена должны иметь абсолютный приоритет.35

При этом, местные племена, на землях которых или в примыкающих к ним акваториях осуществляется добыча нефти и газа, хотят свою «долю пирога», что должно быть реализовано через специальный фонд раздела дохода нефтегазовой продукции - «Dana Bagi Hasil Migas», который будет формироваться решением Специального контрольного органа по нефти и газу Индонезии - СКК Мигас. Видя какую-то деятельность нефтегазовых компаний на своих землях коренные жители хотят немедленно получать свою долю, зачастую не понимая, что еще идет геологоразведка, и пока нет добычи, а значит и прибыли. Требуют они платежи и за прохождение танкеров в прибрежных водах и газопроводов по их зем-

36

лям.

Экономическое развитие провинции сдерживается и низким уровнем транспортной инфраструктуры. Несмотря на заявления президента Джоко Видодо о необходимости первоочередного строительства дорог на Папуа, в провинции в период 2017 - 2019 гг. не было построено ни одного километра дорог государственного или провинциального значения, данные о протяженности которых в различных кабупатенах Западного Папуа отражает таблица №9.

Таблица №9

Протяженность дорог в провинции Западное Папуа по состоянию на 2019 г.

Кабупатен Дороги государ- Дороги провинци-

ственного значения, ального значения,

в км в км

Факфак 281,4 324,7

Каймана 48,2 146,4

Телук Вондама 70,8 94,8

Телук Бинтуни 70,7 294,2

Маноквари 97,7 230,5

Соронг Селатан 67,9 77,8

Соронг 199,9 331,3

Раджа Ампат 6,6 86,2

Тамбрау 235,0 317,5

Майбрат 38,7 170,2

Маноквари Селатан 147,0 79,4

Пегунунган Арфак - 157,2

город Соронг 17,9 15,7

Вся провинция 1.281,8 2.325,9

Источник: Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, К340-343.

Следует отметить, что при общей незначительной протяженности дорог в провинции лишь 1724 км этих трасс было асфальтировано, причем, даже, по данным официальной статистики, 1576 км было в неудовлетворительном состоянии, в том числе 980 км имело серьезные повреждения.37

В целом ряде районов дороги вообще отсутствуют, и добраться в некоторые населенные пункты возможно только пешком или на вертолете. Так, руководство деревни Аифамас в районе Иререс кабупатена Тамбрау, которая находится на границе с кабупатенами Телук Бинтуни и Майбрат, вынуждено завозить строительные материалы и товары первой необходимости вертолетом из Маноквари, затрачивая на эти цели огромные средства, получаемые в рамках субсидий по программам «Специальной автономии» и «Развития деревень». Дорога же пешком для жителей деревни до ближайшего

38

города занимает по несколько дней.

При этом, в провинции постепенно возрастает количество транспортных средств, наличие которых в определенной мере свидетельствует об уровне экономического развития того или иного района Западного Папуа. В целом в провинции в период 2017 г. количество автомобилей возросло с 873 до 2.216 ед., а мотоциклов, которые, безусловно, являются основным транспортным средством в условиях слабого развития дорожной сети, с 25,8 тыс. ед. до 46,3 тыс. ед.

Таблица №10 Численность транспортных средств в провинции Западное Папуа по состоянию на конец 2019 г.

Кабупатен Легковые Автобусы Грузовики Мотоциклы

Авто (ед.) (ед.) (ед.) (ед.)

Факфак 125 2 4 2.173

Каймана 37 - 6 1.161

Телук Вондама 15 - 1 331

Телук Бинтуни 72 - - 1.341

Маноквари 712 5 41 12.695

Соронг Селатан 43 - 5 1.024

Соронг 596 202 51 13.375

Раджа Ампат 9 - - 457

Тамбрау 6 - - 122

Майбрат 4 - 1 224

Маноквари Селатан* - - - -

Пегунунган Арфак* - - - -

город Соронг 597 11 51 13.387

Вся провинция 2.216 220 160 46.290

*Данные отсутствуют

Источник: Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.344-347.

Как видно из данных таблицы, наибольшее применение транспортных средств имеет место в столичном кабупатене Ма-ноквари, а также в кабупатене Соронг и городе Соронге, которые и являются наиболее экономически развитыми районами Западного Папуа.

В условиях слабого развития дорожной сети первостепенное значение для транспортного обслуживания различных районов провинции, имеющих выход к морю, имеет морской транспорт. В провинции 10 портов, в которые могут заходить крупные морские суда. Морские суда используются для перевозки как пассажиров, так и грузов, главным образом поступающих в провинцию из других районов Индонезии. При этом, если число прибывающих в порты провинции пассажиров примерно соответствует числу отбывающих из них, то объем разгружаемых грузов значительно превышает объем грузов, загружаемых для отправки из этих портов, что отражают данные таблицы №11.

Таблица №11 Оборот морских портов Западного Папуа в 2019 г.

Число Число от- Объем Объем от-

Морской заходов бывших прибывших правленных

порт судов пассажи- грузов грузов

(ед.) ров (тыс.т) (тыс. т)

(тыс. чел.)

Факфак 599 53,9 131,0 8,7

Кокас 410 3,6 4,9 6,5

(Факфак)*

Каймана 1065 28,4 20 951,3 6 455,3

Васиор (Телук Вондама) 760 36,3 45,9 125,6

Бинтуни (Телук Бинтуни) 515 10,7 2 244,3 208,3

Маноквари 1263 121,6 319,2 108,3

Теминабуан (Соронг Селатан) 1647 21,7 5,6 1,7

Арар (Соронг) 54 4,2 2.503,3 9,0

Саонек 1938 183,7 9,9 1,5

(Раджа Ампат)

г. Соронг 2013 185,9 1 548,9 376,6

Все порты 10 261 690,0 27 764,3 7 301,5

*Оборот порта за 6 месяцев 2019 г.

Источник: Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.355-359.

Значительное превышение прибывающих грузов связано с программой президента Джоко Видодо по обеспечению одинаковых цен на одни и те же товары в различных частях Индонезии, что предполагает необходимость ликвидации дефицита многих товаров в восточных районах Индонезии, главным образом на Папуа. С этой же целью была запущена и программа скоростного морского сообщения «Tol laut», которая нацелена на бесперебойную доставку морским путем жизненно важных товаров в порты восточной части Индонезии. Отгрузка же товаров из портов Западного Папуа в значительной мере шла на экспорт: в 2019 г. - 6.721,2 тыс. тонн, из которых основная часть экспортировалась непосредственно из портов провинции.

Для перевозки пассажиров все большее значение в Западном Папуа приобретает воздушный транспорт, который крайне важен и для перелетов внутри провинции, учитывая ее значительные размеры и отсутствие прямого наземного сообщения между многими ее районами. При этом, используются как среднемагистральные самолеты, аэропорты для приема которых есть в некоторых кабупате-

нах, так и легкомоторные самолеты типа «Сесна - Караван», способные садиться на небольших грунтовых аэродромах. Данные о пассажиропотоках в аэропортах провинции отражает таблица №12.

Таблица №12

Пассажиропоток аэропортов Западного Папуа в 2019 г.

Кабупатен Аэропорт Число Количество Количество

рейсов прибывших пассажиров (тыс. человек) вылетевших пассажиров (тыс.человек)

Факфак Тореа 494 27,8 25,9

Каймана Утарум 150 21,4 22,2

Телук Вондама Васиор 88 0,7 0,7

Телук Бинтуни Бинтуни 408 3,5 3,6

Телук Бабо 2 120 82,5 76

Бинтуни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маноквари Рендани 3 788 270,4 265,9

Соронг Селатан Теминабуан 157 0,7 1,1

Соронг Инанватан 111 0,8 0,9

Селатан

Раджа Ампат Маринда 117 0,5 0,5

Майбрат Аяваси 101 0,4 0,5

Майбрат Камбуя 148 1,5 1,5

г. Соронг ДЕО 9 015 669,9 670,6

Всего: 14 797 1 080,1 1 069,4

Источник: Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, К360-362.

Из данных таблицы очевидно, что население провинции в целом весьма мобильно, и в течение 2019 г. пассажиропоток на воздушном транспорте превысил все ее население. При этом, если в кабупатенах Телук Вондама, Соронг Селатан, Раджа Ампат и Майбрат работали аэропорты, способные принимать лишь легкомоторные самолеты, то в других кабупатенах, имеющих свои аэропорты, могли приземляться и турбовинтовые АТР-72, а в аэропортах Утарум, Рендани и ДЕО - также и самолеты «Боинг-737».

В ближайшее время руководство провинции планирует расширить столичный аэропорт Рендани в Маноквари за счет удлине-

ния взлетно-посадочной полосы на 300 метров, что потребует выкупа дополнительных земельных участков у местных собственников. На эти цели в бюджете провинции выделено 35 млрд рупий (около 2,5 млн долл). Одновременно вынашиваются планы строительства современного аэропорта Сномеба и в административном

39

центре кабупатена Пегунунган Арфак, г. Анги. Многие населенные пункты в этом кабупатене отрезаны даже от существующих примитивных дорог, и реальный доступ к ним возможен лишь по воздуху, что предполагает необходимость использования легкой авиации христианских миссий, самолеты которых могут садиться на небольших аэродромах. Поскольку для жителей таких районов покупка авиабилетов дело абсолютно неподъемное, местные власти стараются субсидировать такие билеты, и в бюджете кабупатена на 2019 г, например, было выделено 600 млн рупий на эти цели для жителей 7 деревень в районе Мейдодга кечаматана Тестега.40

Весьма перспективным представляется план строительства железной дороги транспапуа, о котором в 2015 г. заявил президент Джоко Видодо. Первый участок дороги протяженностью 390 км должен был соединить два главных города провинции Западное Папуа, Соронг и Маноквари, а затем дорога уходила на территорию провинции Папуа до г. Набире, откуда одна ветка шла на северное побережье, на города Сарми и Джаяпуру, в вторая - на юго-восток до г.Тимика. В дальнейшем, однако, выяснилось, что это были лишь благие намерения на тот момент недавно избранного президента, и в национальном Плане развития железных дорог Индонезии (RIPNAS - Rencana Induk Perkretaapian Nasional) строительство этой магистрали отнесено на 2030 г.41

Постепенно развиваются в провинции и различные виды связи. Правительство Индонезии, заинтересованное в интеграции Западного Папуа в общественно-политическую жизнь страны, вкладывает большие средства в развитие этой отрасли в провинции, понимая, что именно связь является важным фактором интеграционных процессов. Важнейшим направлением этой политики является обеспечение провинции доступа к интернету, что реализуется в первую очередь через правительственную программу «Jaringan Palapa Ring», в рамках которой осуществляется создания сети оптиковолоконной связи. Благодаря этой программе, интернет уже сейчас доступен во всех административных центрах кабупатенов Западного Папуа, и ставится задача в 2022 г обеспечить интернет во всех деревнях провинции. 42

Следует отметить, что реализация правительственных программ по социально-экономическому развитию провинции в значительной мере зависит от разрешения проблемы собственности на землю, которая на Папуа закреплена адатным правом, что далеко не всегда подтверждается соответствующими земельными сертификатами. В результате, те или иные племена или этнические группы периодически заявляют о своих правах на земельные участки, зачастую уже запущенные в оборот властями, которые игнорируют эти права, а порой о них и не подозревают. Как следствие возникают конфликтные ситуации, перерастающие иногда и в жесткое противостояние. Так, в деревне Дембак района Момиварен власти ка-бупатена Маноквари Селатан построили «центр общественного здоровья - пускесмас» на земле, права на которую предъявили 4 местных собственника, потребовавших от властей компенсацию в размере 4 млрд рупий, т.е около 300 тыс. долл, или примерно по 7075 тыс. долл в расчете на одного собственника. Власти кабупатена, очевидно, посчитав такие требования несоразмерными, долгое время оставляли их без внимания, что сподвигло собственников земли на решительные действия: они выгнали из пускесмаса весь медперсонал и перекрыли доступ к его зданию, соорудив баррикады из де-

43

ревьев.

Аналогичная ситуация сложилась и в кабупатене Соронг, где из-за нерешенности вопроса с компенсацией за землю ее владельцы перекрыли доступ в одну из средних школ района Кламоно, которая находилась в ведении правительства провинции, однако землю под школу должна была выделить администрация кабупатена. Поскольку последняя вовремя вопрос с собственниками участка, которые требовали 500 млн рупий, или примерно 350 тыс. долл, не уладила, последние пошли на жесткие меры, не обращая даже внимания, что речь идет о школе.44

Похожая ситуация и в кабупатене Факфак, где 5 семей требуют от местных властей компенсацию в размере 105 млрд рупий, т.е. более 7 млн долл за 70 га их наследственных земель, на которых администрация кабупатена начала строительство нового аэропорта. До выплаты денег владельцы земли требовали прекратить строи-

тельство.45

Продолжение в следующих номерах.

1 https://papuakita.com/20.01.2020

2 https://papuakita.com/24.06.2020

3 Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.266.

4 Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.440.

5 https://www.wartaplus.com/17.08.2020

6 https://www.antaranews.com/07.11.2019

7 https://jubi.co.id/24.11.2020

8 https://jubi.co.id/08.11.2020

9 Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.267-271.

10 Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.272-278.

11 Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.280-291.

12 https://www.jagapapua.com/article/detail/2775/penangkaran-ketam-di-mansinam-potensi-tingkatkan-ekonomi-warga

https://taburapos.com/05.12.2020

14 https://jubi.co.id/27.10.2020

15 https://papuakita.com/16.08.2019

16 https://potret.co/pln--rasio-desa-berlistrik-di-manokwari-9061-persen

17 https://potret.co/kini-warga-babo-menikmati-listrik-24-jam

18 https://jubi.co.id/16.10.2020

19 https:// http://papuainside.com/24.12.2020

20 https://topikpapua.com/15.02.2019

21 https://papuakita.com/25.04.2019; 27.05.2019

22

https://www.cnbcindonesia.com/23.08.2020

23

https://www.bp.com/id-id/indonesia; http://www.genting.com/04.05.2018

24

https://www.thejakartapost.com/18.07.2017

25 https://www.rambuenergy.com/27.09.2018

26.https://mediaindonesia.com/23.04.2020; https://ekonomi.bisnis.com/23.04.2020

27 www. ekonomi.bisnis.com/10.07.2015

28 www. katadata.co.id/24.09.2018

29 https://industri.kontan.co.id/10.07.2015

30

https://www.rambuenergy.com/08.04.2015

31 https://www.liputan6.com/07.03.2013

32 https://ekonomi.bisnis.com/27.05.2016; 06.10.2017

33 https://papua.bisnis.com/24.07.2018

34 https://www.petrotekno.co.id/en/news/pembangunan-proyek-terminal-lng-tangguh-harus-serap-tenaga-kerja-lokal; https://money.kompas.com/03.02,2020

35 https://www.antaranews.com/berita/1316014/gubernur-ingatkan-perusahaan-migas-bintuni-prioritaskan-tenaga-lokal

36 https://papuakita.com/18.10.2018

37 Provinsi Papua Barat Dalam Angka 2020. Manokwari, 2020, h.348-349.

38 https://kumparan.com/02.12.2020

39 https://papuakita.com/03.11.2020

40 https://papuakita.com/06.10.2019

41 https://www.papuabaratoke.com/15.10.2019

42 https://nokennews.com/28.11.2020

43 https://taburapos.com/11.09.2020

44 https://www.papuabaratoke.com/16.04.2018

45 https://www.wartaplus.com/07.09.2020

Статья поступила в редакцию 25.12.2020, принята к публикации 31.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.