Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕРРИТОРИЙ В КОНКУРЕНТНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕРРИТОРИЙ В КОНКУРЕНТНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территориальная конкуренция / конкурентное сотрудничество территорий / интеграционная зрелость регионов и муниципалитетов / доверие в экономике / territorial competition / competitive cooperation of territories / integration maturity of regions and municipalities / trust in the economy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕРРИТОРИЙ В КОНКУРЕНТНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Важенина И. С.

д.э.н., доцент, в.н.с. Института экономики УрО РАН, г. Екатеринбург

isvazhenina@mail.ru

Важенин С.Г.

к.э.н., зав. сектором Института экономики УрО РАН, г. Екатеринбург

svazhenin@mail. ru

ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕРРИТОРИЙ В КОНКУРЕНТНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: территориальная конкуренция, конкурентное сотрудничество территорий, интеграционная зрелость регионов и муниципалитетов, доверие в экономике.

Keywords: territorial competition, competitive cooperation of territories, integration maturity of regions and municipalities, trust in the economy.

Конец XX - начало XXI века в экономической истории - это период становления и развития конкурентной борьбы территорий различного уровня (стран, регионов, городов)1. Складывается конкуренция между регионами и муниципалитетами внутри единого государства за привлечение тех или иных ресурсов посредством повышения социально-экономической привлекательности конкурирующих территориальных субъектов2. Принципиально важно то, что конкуренция регионов и муниципалитетов внутри единого государства или дружественного союза, как правило, не может осуществляться на основе экспансии интересов одних территориальных субъектов в другие.

В 2007, 2010, 2013, 2016 и в 2019 гг. нами были проведены социологические исследования проблем и перспектив территориальной конкуренции, а также конкурентного сотрудничества регионов и муниципалитетов. Всего за эти годы было получено и проанализировано более 1600 анкет от трех групп респондентов (экспертов) - представителей органов власти и управления, бизнеса и научного сообщества Уральского, и Приволжского федеральных округов.

Опросы выявили в основном позитивное отношение респондентов к территориальной конкуренции. Однако при сохраняющемся одобрении межтерриториальной конкуренции в целом, результаты опросов свидетельствуют о тенденции к снижению доли ее сторонников (2007 г. - 85%, 2019 г. - 69%). Причем, негативное отношение к территориальной конкуренции растет у всех трех групп экспертов. Снижение доли сторонников территориальной конкуренции в определенной степени можно объяснить экономической нестабильностью в России в целом и в большинстве ее регионов. В неблагоприятный для развития экономики период ухудшаются условия ведения бизнеса, идет борьба за экономическое выживание, одновременно растет напряжение во взаимоотношениях власти, бизнеса и населения, что, по нашему мнению, определяет существенное снижение доли представителей власти и предпринимателей, позитивно оценивающих территориальную конкуренцию.

В 2019 году респондентам было предложено оценить современный уровень конкуренции между регионами и муниципалитетами. Большинство охарактеризовало его как «средний» (48%), причем лидирующие позиции (53%) у представителей власти. Среди ученых-экономистов, по сравнению с бизнесменами и представителями власти, заметно больше респондентов, охарактеризовавших территориальную конкуренцию в экономике России как «низкую» и «крайне низкую». В целом примерно каждый четвертый респондент уровень территориальной конкуренции в экономике России расценивает как «низкий» и «крайне низкий», что свидетельствует об объективно существующей потребности использования дополнительных усилий по его повышению. При этом настораживает то, что представители органов власти, выполняющие роль основных «организаторов» и «регуляторов» территориальной конкуренции, по нашему мнению, неоправданно высоко оценивают ее уровень.

Территориальная конкуренция - сравнительно новый для России и, в то же время, уже заявивший о себе процесс. Ответы на вопрос о перспективах территориальной конкуренции свидетельствуют об ожиданиях снижения остроты конкурентной борьбы регионов и городов. В 2013 году доля экспертов, ожидающих обострения территориальной конкуренции составила 50%, в 2016 г. - 42% и в 2019 г. - только 33%. Одной из причин таких изменений видится

1 Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важенина И.С., Татаркин А.И. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. - 540 с.; Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. - М.: ТЭИС, 2003. - 526 с.; Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / Маршалова А.С., Ковалева Г. Д., Унтура Г.А. и др. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. - 528 с.; Важенин С.Г., Важенина И.С. Идентификация и оценка территориальной конкуренции // Экономика региона. 2012. - № 1 (29). - С. 29-40. Б01: 10.17059/2012-1-2; Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2008. - 148 с.; Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). - М.: Канон+, 2007. - 367 с.

Гринчель Б.М., Назарова Е.А. Российские регионы: конкурентная привлекательность и устойчивость развития. - СПб.: ГУАП, 2019. - С. 7.

формирующееся в обществе понимание необходимости развития партнерских отношений в современном экономическом пространстве, становления межрегионального и межмуниципального сотрудничества.

Политика сотрудничества территорий носит компромиссный характер, основанный на достижении консенсуса. Она основана на поисках разумного баланса интересов и взаимоприемлемых соглашений регионов и городов в экономическом пространстве. В рамках таких соглашений каждая территория естественно стремится отстоять свои принципиальные, коренные интересы и реализовать имеющиеся конкурентные (отличительные) преимущества.

Думается, что конкурентное сотрудничество территорий следует рассматривать с точки зрения решения комплекса поведенческих проблем, таких как:

а) достижение солидарности - единства действий сотрудничающих территорий;

б) обеспечение взаимности, когда территории-партнеры развиваются во имя общего блага и получают выгоды от сотрудничества;

в) демонстрация гибкости - готовности территорий-партнеров изменять совместные договоренности по мере изменения условий;

г) необходимость четкого определения ролей, которое предполагает, что должен делать каждый из партнеров;

д) выработка алгоритма улаживания конфликтов - достижение договоренности о том, каким образом урегулируются возможные конфликты, возникающие в процессе сотрудничества.

Концепция развития современного экономического пространства на основе становления межрегионального и межмуниципального взаимодействия - это качественно новая модель рыночной экономики. Она предполагает сосуществование экономически сильных и слабых территорий на основе принципа консенсуса. Это модель, основанная на переходе от жесткого смыслового противостояния понятий «конкуренция» и «сотрудничество» к их диалектическому восприятию как взаимосвязанных, не исключающих друг друга форм взаимодействия. Это такая система конкурентного развития территорий, в которой условные победители и проигравшие могут делить между собой плоды победы.

Понимание выгод и использование на практике потенциала сотрудничества делают регионы и муниципалитеты более гибкими и способными своевременно реагировать на вызовы и изменения мировой или национальной экономики. Это позволяет им превзойти конкурирующие регионы, не участвующие в сотрудничестве, не только по результатам деятельности, но и по уровню компетенции, что создает для них условия конкурентного превосходства в будущем. Сотрудничество территорий позволяет создавать дополнительные ценности для регионов и муниципалитетов в рамках взаимодействия1.

Настоятельной необходимостью является формирование институтов сотрудничества территорий. Актуальность этого определяется рядом причин, среди которых:

- рост количества проблем и ситуаций, требующих от регионов и городов скоординированных действий;

- наличие у территорий общих интересов (например, в создании и эксплуатации инфраструктурных объектов, в разработке и внедрении современных технологических новаций);

- потребности совместной борьбы с различного рода преступлениями, в том числе в экономической сфере;

- превышение «затрат» на конкурентную борьбу над полученным выигрышем.

В подобных ситуациях территориям часто выгоднее пойти на добровольное самоограничение своих экономических интересов и налаживание взаимодействия с соседними территориальными образованиями, результатом которых и становится конкурентное сотрудничество. Проведенные Институтом экономики УрО РАН опросы показали, что в 2013, 2016, 2019 гг. более 60% экспертов (представители власти, бизнеса и науки) поддерживают некоторые самоограничения территорий при организации их конкурентного сотрудничества.

Приходит понимание того, что сотрудничество территорий - это неизбежность, которую надо не только признать, но и максимально использовать в целях повышения жизнестойкости и достижения стабильности развития в конкурентной экономике2. Результаты социологических исследований в регионах и муниципалитетах УрФО, 2016 и 2019 гг. показали, что около 80% экспертов не исключает одновременного существования сотрудничества и конкуренции территорий.

Феномен сотрудничества территорий характеризуется определенной противоречивостью, поскольку оно влечет за собой не только позитивные результаты, но и негативные последствия, не учитывать которые было бы стратегической ошибкой. Как показали опросы, наиболее вероятны следующие негативные последствия конкурентного сотрудничества территорий: дополнительные затраты на его организацию и поддержание, формирование иждивенчества в развитии отдельных территорий и сохранение высокой дифференциации в развитии территорий. Сотрудничеству всегда присущ риск, но сотрудничество становится в современных условиях конкуренции стратегической необходимо-

1 Жихаревич Б.С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональной сотруенции // Регион: экономика и социология. 2011. - № 1. - С. 3-14; Одинцова А. Межмуниципальное сотрудничество: уроки зарубежного опыта // Федерализм. -М., 2013. - № 2. - С. 145-158; Сачук Т.В. Основные направления развития межтерриториального сотрудничества в современной России // Региональная экономика: теория и практика. 2012. - № 34. - С. 2-8; Ростанец В., Топилин А., Бурак П. Проблемы консолидации процессов межрегионального и межмуниципального экономического сотрудничества: возможные подходы к исследованию // Проблемы теории и практики управления. - М., 2015. - № 7. - С. 22-27; Ускова Т.В., Лукин Е.В. Межрегиональное сотрудничество: оценка и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. - М., 2014. - № 5. - С. 119-131.

2 См.: Важенин С.Г., Важенина И.С. Жизнестойкость территорий в конкурентном экономическом пространстве // Регион: экономика и социология. 2015. - № 2(86). - С. 175-199. Б01: 10.15372/КЕ020150609

стью1. Задача видится в том, чтобы оказывая всемерную поддержку развитию сотрудничества регионов в конкурентной экономике, свести к минимуму возможные негативные последствия.

Приходится констатировать, что сотрудничество территорий в России находится на невысоком уровне, и в значительной мере это определяется неготовностью регионов и городов к партнерским отношениям2. Например, и в 2016 г. и в 2019 г. только 41% всех респондентов считали, что территории «либо готовы, либо скорее готовы, чем нет» к конкурентному сотрудничеству. При этом заметим, что в 2019 г. немногим более 60% экспертов считает, что в перспективе сотрудничество регионов и муниципалитетов будет развиваться.

Перспективы конкурентного сотрудничества территорий в определенной степени будут определяться преодолением или смягчением влияния факторов, тормозящих сегодня процесс формирования этого феномена. Как показали опросы 2016 и 2019 гг., особого внимания заслуживают в данном случае такие факторы, как низкий уровень интеграционной зрелости (степень готовности к сотрудничеству), значительные различия в экономическом потенциале и отсутствие достаточных стимулов к экономической интеграции регионов и городов.

Результативность конкурентного сотрудничества территорий определяется не только их стремлением к установлению взаимовыгодного партнерства, выбором наиболее подходящих форм сотрудничества, но и действенной поддержкой подобных стратегических проектов федеральными и региональными органами власти. Результаты опросов 2016 и 2019 гг. позволяют особо выделить такие действия властных структур, как построение необходимой инфраструктуры сотрудничества и формирование институтов (норм, правил) конкурентного сотрудничества, организация федеральных и региональных конкурсов проектов межрегионального и межмуниципального сотрудничества. Перспективным также видится внедрение с 2018 г. в бюджетную практику новой формы трансфертов - «горизонтальные» субсидии. С их помощью региональные бюджеты смогут софинансировать проекты друг друга.

Конструирование конкурентного сотрудничества территорий включает в себя обязательный учет ряда основополагающих свойств сотрудничества. Представляется важным особо выделить то, что сотрудничество немыслимо без доверия как в экономике соперничающих территорий, так и непосредственно во всем комплексе взаимоотношений между ними. Доверие является «универсальным фактором», который уместен как на стратегическом этапе построения

«3 «4тг

партнерских отношений , так и на этапах поддержания и развития партнерских отношений . К сожалению, уровень доверия в экономике России остается на низком уровне, что подтверждают и результаты нашего опроса: и в 2013, и в 2019 г. 42% респондентов оценили уровень доверия в экономике как «Ниже среднего» и «Низкий».

1 См.: Уэлборн Р., Кастен В. Деловые партнерства: Как преуспеть в совместном бизнесе. - М.: ООО «Вершина», 2004. -

336 с.

2 См.: Важенина И.С., Важенин С.Г. Интеграционная зрелость в системе факторов становления конкурентного сотрудничества территорий // Проблемы теории и практики управления. - М., 2017. - № 5. - С. 51-58.

3 Palmer A. J. Relationship marketing: a universal paradigm or management fad? // The Learning Organization. 1998. - N 3. - P. 1825.

4 Anderson J.C., Narus J.A. Business marketing: Understand what customers value // Harvard Business Review. 1998. -Vol. 76, N 6. -P. 53-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.