Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИК С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИК С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / КОНТРОЛЬНЫЙ ЧЕК-ЛИСТ / СЧЕТ 62 "РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ" / ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА / БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татиевская Каролина Анатольевна

Статья посвящена анализу работы стоматологических клиник с компаниями добровольного медицинского страхования. Данное исследование проводилось на базе одной из частных стоматологий г. Краснодара. Особое внимание уделяется вопросам повышения эффективности ведения внутреннего контроля и бухгалтерского финансового учета в медицинских учреждениях. Автором был разработан контрольный чек-лист для проверки правильности ведения страховых пациентов, а именно правильности составления реестров (калькуляции оказанных услуг) по итогам лечения, формирования актов выполненных работ и счетов на оплату стоматологических услуг, отслеживания поступивших денежных средств на расчетный счет организации, контролю оказания медицинской помощи пациентам стоматологических клиник в целом. Предложено усовершенствовать методику бухгалтерского финансового учета расчетов со страховыми компаниями путем введения дополнительных субсчетов к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с целью максимальной детализации информации, прозрачности поступающих денежных средств на расчетный счет или удержанных денежных средств с расчетного счета в разрезе работы с добровольным медицинским страхованием. Разработан график документооборота, как объекта качества медицинской деятельности, для эффективного ведения бухгалтерского учета в медицинском учреждении, от которого зависит не только поступление своевременной оплаты оказанных стоматологических услуг, но и зачисление денежных средств без удержаний. Предложено уделить особое внимание вопросам кадровой политики, конкурентоспособности организации, контролю качества оказания медицинской помощи с целью усиления внутреннего контроля. Данные разработки возможно применять не только в стоматологических клиниках, но и в многопрофильных медицинских центрах любой организационно-правовой формы собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татиевская Каролина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COOPERATION WITH DENTAL CLINIC AND VOLUNTARY HEALTH INSURANCE ORGANIZATIONS

The article is devoted to the analysis of work with voluntary health insurance companies. This study was carried out on the basis of one of the private dentistry in Krasnodar. Emphasis is paid to improving the efficiency of internal control and financial accounting in medical institutions. The author has developed a checklist for verifying insurance patients treatment (costing of services rendered), formation acceptance certificates and dental invoices, tracking funds received to the organization's checking account, monitoring the provision of medical care to patients in clinics. The author proposed to improve the methodology of financial accounting for settlements with insurance companies by introducing additional subaccounts to account 62 "Settlements with buyers and customers" in order to maximize the details of information, transparency of incoming funds to the current account or withheld funds from the current account in the context of work with voluntary insurance companies. The author develops a document slotting schedule, as an object of the quality of medical activity, for effective accounting in a medical institution, on which not only the receipt of timely payment for dental services provided, but also the transfer of funds without deductions depends. Emphasis is paid to the issues of personnel policy, the organization competitiveness, quality control of medical care in order to strengthen internal control. The developments can be applied not only in dental clinics, but also in multidisciplinary medical centers of any organizational and legal form of ownership.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИК С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

ВЕСТНИК Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №2, Том 13 / 2021, No 2, Vol 13 https://esj.todav/issue-2-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/19ECVN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Татиевская К.А. Особенности сотрудничества стоматологических клиник с организациями добровольного медицинского страхования // Вестник Евразийской науки, 2021 №2, https://esj.today/PDF/19ECVN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Tatievskaya K.A. (2021). Features of Cooperation with dental clinic and voluntary health insurance organizations. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(13). Available at: https://esj.today/PDF/19ECVN221.pdf (in Russian)

Татиевская Каролина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», Краснодар, Россия

«Учетно-финансовый» факультет Аспирант кафедры «Бухгалтерского учета» E-mail: [email protected]

РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=833807

Особенности сотрудничества стоматологических клиник с организациями добровольного медицинского страхования

Аннотация. Статья посвящена анализу работы стоматологических клиник с компаниями добровольного медицинского страхования. Данное исследование проводилось на базе одной из частных стоматологий г. Краснодара. Особое внимание уделяется вопросам повышения эффективности ведения внутреннего контроля и бухгалтерского финансового учета в медицинских учреждениях. Автором был разработан контрольный чек-лист для проверки правильности ведения страховых пациентов, а именно правильности составления реестров (калькуляции оказанных услуг) по итогам лечения, формирования актов выполненных работ и счетов на оплату стоматологических услуг, отслеживания поступивших денежных средств на расчетный счет организации, контролю оказания медицинской помощи пациентам стоматологических клиник в целом. Предложено усовершенствовать методику бухгалтерского финансового учета расчетов со страховыми компаниями путем введения дополнительных субсчетов к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с целью максимальной детализации информации, прозрачности поступающих денежных средств на расчетный счет или удержанных денежных средств с расчетного счета в разрезе работы с добровольным медицинским страхованием. Разработан график документооборота, как объекта качества медицинской деятельности, для эффективного ведения бухгалтерского учета в медицинском учреждении, от которого зависит не только поступление своевременной оплаты оказанных стоматологических услуг, но и зачисление денежных средств без удержаний. Предложено уделить особое внимание вопросам кадровой политики, конкурентоспособности организации, контролю качества оказания медицинской помощи с целью усиления внутреннего контроля. Данные разработки возможно применять не только в стоматологических клиниках, но и в многопрофильных медицинских центрах любой организационно-правовой формы собственности.

Ключевые слова: добровольное медицинское страхование; контрольный чек-лист; счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; график документооборота; бухгалтерский финансовый учет; внутренний контроль; стоматологическая клиника

Введение

В современном постиндустриальном обществе, в экономике которого господствует конкуренция во всех видах экономической и иной деятельности, лидерство в большей мере определяется конкурентоспособностью человеческого капитала, качество которого зависит от системы образования и здравоохранения [1]. По данным опроса всероссийского центра изучения общественного мнения здоровье устойчиво занимает первое место в приоритетах россиян, опережая безопасность, стабильный заработок и экологию 1 . Согласно демографическим прогнозам, наша страна входит в период ускоренного роста доли и численности пожилых людей и сокращения численности населения. Так численность людей в возрасте старше трудоспособного увеличится на 7,2 млн чел., а численность занятых в экономике может уменьшиться на 5,6 млн чел., что может неблагоприятно сказаться на темпах экономического роста. В этой связи, российское здравоохранение должно способствовать увеличению продолжительности активной трудовой жизни, уменьшению периодов временной нетрудоспособности для сохранения высоких темпов экономического развития, поддержания конкурентоспособности. В настоящее время одной из основных форм социального рыночного функционирования системы здравоохранения является добровольное медицинское страхование (ДМС) [2]. В секторе здравоохранения добровольное медицинское страхование уже давно играет важную роль во многих странах с низким и средним уровнем дохода. При этом важно понимать, что в мире нет двух одинаково сформированных рынков ДМС, так как основные отличия заложены в эффективности системы здравоохранения в современных реалиях, а также историческим развитием страхования в различных странах [3]. Говоря о Российской Федерации, оговоримся, что на сегодняшний день в нашей стране существует два вида медицинского страхования, а именно обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый россиянин имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования2. Несмотря на то, что все население нашей страны застраховано по программе обязательного медицинского страхования, на рынке страховых услуг достаточно много предложений по добровольному медицинскому страхованию. Добровольное медицинское страхование существует в России с октября 1992 г. и обеспечивает получение дополнительных медицинских услуг сверх программ обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день рынок добровольного медицинского страхования - один из самых востребованных видов страховой защиты в России. При этом, данного рода услуги с каждым годом растут. Одной из главных причин такого развития является увеличение социальной ответственности бизнеса и осознания того, что добровольное страхование можно использовать как часть социального пакета [4-5]. Сейчас в рамках корпоративной культуры очень многие крупные компании страхуют своих сотрудников, заключая различные договоры страхования на оказание разнообразных медицинских услуг со страховыми компаниями (СК).

Сотрудничая со страховыми компаниями и обслуживая корпоративных клиентов, каждое медицинское учреждение может столкнуться с определенными трудностями. К примеру, реестры и счета медицинских услуг в системе ДМС могут быть не приняты

1 Опрос ВЦИОМ (2016) https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115960.

2 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (утв. Государственной думой от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). - URL: http://www.consultant. rii/doaiment/cons_doc_LAWJ21895/.

Страница 2 из 11

19ECVN221

страховыми компаниями из-за неверно заполненных реквизитов документов, просроченного срока действия страхового полиса, некорректности постановки диагноза, из-за отсутствия пациента в списке застрахованных, несогласованной услуги, либо оказание медицинской услуги, не входящей в программу добровольного медицинского страхования.

На основании вышеизложенного особенно актуальными являются вопросы совершенствования внутреннего контроля и ведения бухгалтерского учета в разрезе работы со страховыми компаниями. Так как коммерческие стоматологические клиники так же, как и государственные обязаны вести бухгалтерский учет медицинских услуг, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации [6]. На примере Краснодарской стоматологической клиники «Дент-Реал» рассмотрим возможность усовершенствования внутреннего контроля и бухгалтерского учета в данном направлении.

При написании статьи использовались данные бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2005-2019 гг., а именно бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Была подробна изучена первичная документация в части договоров со страховыми компаниями, реестров оказанных услуг, счетов на оплату. Отдельное внимание было уделено учетной политике и организации документооборота в стоматологии. При разработке практических рекомендаций применялись методы наблюдения, сравнительного и логического анализа, системного и комплексного подхода к изучению оцениваемых показателей и исследуемых вопросов.

В первую очередь подчеркнем, что процесс предоставления услуг пациентам, застрахованным по договорам добровольного медицинского страхования, является трудоемким и проходит несколько этапов (рисунок 1).

Исходя из рисунка 1 видно, что лечение пациента по программе добровольного медицинского страхования затрагивает различных участников организационной структуры ООО «Дент-Реал». На данном участке учета принимают участие администратор, который является первичным входящим звеном, принимая от страховой компании гарантийные письма (ГП), а также в дальнейшем согласовывая лечение со страховой компанией после первичного осмотра пациента доктором. Врач-стоматолог является главным участником предоставления медицинской услуги, после первичного осмотра доктором заполняется вся необходимая медицинская документация с целью возможного продолжения лечения. Завершающим звеном на этапе предоставления медицинских услуг по программе добровольного медицинского страхования является бухгалтер организации. На основании предоставленной медицинской документации он предоставляет в страховую компанию необходимые отчетные документы, а именно реестр предоставленных услуг, акт выполненных работ, счет на оплату медицинских услуг. После поступления денежных средств от страховой компании на счет ООО «Дент-Реал» бухгалтер выплачивает заработную плату врачу-стоматологу. В этой связи очень важно на каждом этапе предоставления услуги пациенту не допустить ошибку.

По данным отчетных документов, начиная с 2005 г. около 15 % полученной выручки ООО «Дент-Реал» составляет выручка, полученная от страховых компаний за оказанные услуги пациентам, посещающим стоматологическую клинику на основании добровольного медицинского страхования.

Методы

Результаты

Рисунок 1. Этапы предоставления медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию (составлено автором по материалам отчетности ООО «Дент-Реал»)

По итогам оказанных услуг в конце каждого отчетного периода (месяца) бухгалтер медицинского учреждения предъявляет соответствующим страховым компаниям пакет документов (реестр, акт выполненных работ, счет) для оплаты. При этом сумма предъявленных и оплаченных счетов страховыми компаниями не всегда совпадает, что продемонстрировано в таблице 1.

Таблица 1

Анализ реестров оказанных медицинских услуг, тыс. руб.

Показатели 2017 год 2018 год 2019 год

Сумма предъявленных реестров медицинских услуг в системе ДМС 418,3 586,0 682,0

Сумма принятых и оплаченных реестров медицинских услуг в системе ДМС 413,9 579,3 640,4

Удельный вес суммы принятых реестров медицинских услуг в общей сумме предъявленных 0,989 0,989 0,939

Составлено автором по материалам финансовой отчетности ООО «Дент-Реал»

Исходя из представленных данных, видно, что страховые компании принимают в работу и оплачивают лишь 90 % предъявленных счетов ООО «Дент-Реал». Оставшиеся 10 % выполненных работ остаются не оплаченными, в этой связи стоматологическая клиника несет потери в виде расходования медицинских препаратов, трудозатрат докторов, потенциальных

пациентов и т. д. На наш взгляд, для решения данной проблемы ООО «Дент-Реал» следует подходить комплексно в четыре этапа, при этом уделив особое внимание вопросам внутреннего контроля, разработав контрольный чек-лист при оказании медицинской помощи по ДМС. Также отдельного внимания заслуживает ведение бухгалтерского учета, в рамках которого авторы разработали усовершенствованную методику бухгалтерского финансового учета расчетов со страховыми компаниями и график документооборота, в части работы со страховыми компаниями.

На наш взгляд, на первом этапе необходимо разработать контрольные чек-листы для проверки правильности ведения страховых пациентов, правильности заполнения реестров по итогам лечения, выставления счетов, а также отслеживания поступления денежных средств на счет фирмы (табл. 2).

Таблица 2

Контрольный чек-лист при оказании медицинской помощи на основании добровольного медицинского страхования

Чек-лист

Степень соответствия

Да Нет

Контрольные вопросы для первого этапа принятия пациента по программе ДМС (администратор):

На пациента пришло гарантийное письмо

Срок договора пациента со страховой компанией действующий

Пациент обратился за помощью в срок действия гарантийного письма

После осмотра пациента необходимое лечение одобрено страховой компанией

Контрольные вопросы для второго этапа принятия пациента по программе ДМС (врач-стоматолог):

Согласованное лечение выполнено в полном объеме за отчетный период (месяц)

Вся необходимая медицинская документация заполнена

Контрольные вопросы для третьего этапа принятия пациента по программе ДМС (бухгалтер):

Согласованное лечение выполнено в полном объеме за отчетный период (месяц)

Формирование реестра

Формирование акта выполненных работ с указанием необходимых ссылок (на договор, периоды оказания медицинской помощи и т. д.)

Формирование счета на оплату с указанием правильных реквизитов

Оплата получена за отчетный период (месяц)

В случае задержки сроков оплаты, удержания части суммы по итогам медико-экономической экспертизы (бухгалтер):

Предоставление медицинской документации для проведения медико-экономической экспертизы

Удержание части суммы из-за ошибок выставляющей стороны (арифметические, несоответствие согласованному прейскуранту цен и т. п.)

Разработка автора статьи

Разработанный чек-лист имеет подпункты для каждого участника процесса, участвующего прямо (врач-стоматолог) или косвенно (администратор, бухгалтер) в предоставлении медицинской услуги. Данные вопросы чек-листа позволяют организовать самоконтроль сотрудника на каждом этапе лечения пациента. В зависимости от требований различных страховых компаний чек-лист возможно расширять, добавляя дополнительные аспекты, необходимые конкретному медицинскому учреждению.

На втором этапе следует внести корректировки в действующий план счетов. С целью максимальной детализации информации в разрезе работы со страховыми компаниями советуем

ввести дополнительные субсчета к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (рисунок 2).

Рисунок 2. Усовершенствованная методика бухгалтерского финансового учета расчетов со страховыми компаниями по договорам добровольного медицинского

страхования (разработка автора статьи)

Такая детализация информации позволит сделать расчеты со страховыми компаниями прозрачными, а именно появится возможность с легкостью отслеживать не только поступающие оплаты от конкретных компаний, но и увидеть удержания части денежных средств от общей суммы выставленного счета, что позволит оперативно проанализировать сложившуюся ситуацию и принять необходимые контрольные меры в дальнейшем. Более того, в небольших коммерческих организациях такое нововведение позволит руководителям различных уровней самостоятельно отслеживать эффективность работы со страховой фирмой в частности и с добровольным медицинским страхованием в целом.

На третьем этапе важно разработать и закрепить в учетной политике график документооборота, в части касающейся движения документации для страховых компаний (табл. 3). Прежде всего подчеркнем, что любой процесс в организации отражается через входящую или исходящую документацию, но при этом единой, определенной формы графика документооборота на законодательном уровне не существует3. Отметим, что, как правило,

3 Сигидов, Ю.И. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие / Ю.И. Сигидов, А.И. Трубилин. -Краснодар: КубГАУ, 2013. - 521 с.

вопросу документооборота не уделяется должного внимания в организациях, но при этом следует помнить, что документооборот является необходимым условием для эффективного ведения бухгалтерского учета, так как в зависимости от точности прохождения документации зависит не только поступление своевременной оплаты от страховой компании на счет медицинского учреждения, но и зачисление денежных средств без удержаний, к примеру, за просроченные сроки предоставления документации (согласно условиям договора). Более того отлаженная система документооборота в бухгалтерии позволяет своевременно отражать факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете, передавать первичные документы для регистрации содержащихся в них данных, составлять бухгалтерскую и иную отчетность [7]. Подчеркнем, что соблюдение правил ведения документооборота в стоматологии является объектом контроля качества безопасности медицинской деятельности.

Таблица 3

График документооборота со страховой компанией

График документооборота для страховых компаний

Договор Прейскурант стоматологических услуг по ДМС Контрольный чек-лист при оказании медицинской помощи на основании ДМС Калькуляция оказанных услуг Акт выполненных работ Счет

Количество экземпляров 2 экз. 2 экз. 1 экз. в каждом отделении 1 экз. 2 экз. 1 экз.

Ответственный за составление страховая компания главный бухгалтер, заведующие отделениями администратор, врач-стоматолог, бухгалтер бухгалтер

Документы, на основании которых составляются данные - - - гарантийные письма с согласованным диагнозом, медицинские карты пациентов

Срок составления - до момента подписания договора - с 1 по 10 число каждого текущего месяца

Ответственный за проверку страховая компания, генеральный директор ООО «Дент-Реал» генеральный директор, главный бухгалтер, заведующий отделением заведующий отделением главный бухгалтер

Срок проверки - до момента подписания договора - с 10 по 12 число каждого текущего месяца

Кто утверждает (подписывает) страховая компания, генеральный директор ООО «Дент-Реал» генеральный директор ООО «Дент-Реал» страховая компания, генеральный директор ООО «Дент-Реал» генеральный директор, главный бухгалтер ООО «Дент-Реал»

Куда передается САО «ВСК» (сканированные документы на электронную почту, оригиналы документов почтой России)

Срок передачи - | - | - 1 с 12 по 14 число каждого текущего месяца

Место хранения бухгалтерия

Ответственный за хранение главный бухгалтер

Срок хранения 5 лет в соответствии с действующим договором - 5 лет

Разработка автора статьи

Данный разработанный график документооборота учитывает не только особенности движения документации (договор со страховой компанией, прейскурант стоматологических услуг согласно договору, разработанный ранее контрольный чек-лист при оказании медицинской помощи на основании ДМС, реестр оказанных услуг, акт выполненных работ, счет на оплату), но и ее сохранность согласно договору оказания медицинских услуг со страховой компанией САО «ВСК». Четко прописанные аспекты данного графика, такие как количество экземпляров документов, ответственные лица за заполнение документов, срок

составления документов, ответственные лица за проверку документов, срок проверки, срок передачи документов и т. д., позволят медицинскому учреждению усовершенствовать и ведение бухгалтерского учета, и ведение эффективного внутреннего контроля, так как все названные аспекты работы с документами образуют систему внутреннего документооборота стоматологической клиники. Правильное составление и соблюдение графика документооборота будет способствовать эффективному распределению должностных обязанностей между сотрудниками клиники, что будет способствовать улучшению координации медицинской деятельности в целом в медицинском учреждении, а также поможет избежать дублирования одинаковых функций, в результате чего будет наблюдаться экономия ресурсов.

На четвертом этапе на наш взгляд необходимо усилить эффективность внутреннего контроля в части работы с добровольным медицинским страхованием уделяя особое внимание следующим аспектам:

• кадровая политика: разработать систему поощрений и взысканий с персонала, так как документооборот является громоздим производством, представляющим собой цепочку обработки и перемещения документов следует уделять должное внимание сотрудникам, которые принимают участие в делопроизводстве клиники. Сотрудников, которые необоснованно нарушают график, стоит привлекать к дисциплинарной ответственности, например, делать им замечания (ст. 192 ТК РФ). А мотивировать коллектив соблюдать правила можно с помощью грамотной системы премирования;

• контроль качества оказания медицинской помощи по ДМС: оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации с целью проведения страховыми компаниями медико-экономических экспертиз; оценка качества обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, с целью устранения и предупреждения нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов; рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи;

• повышение конкурентоспособности: заключение новых договоров со страховыми компаниями, разработка конкурентоспособного прайса для пациентов ДМС, предоставление дополнительных скидок, разработка макета рекламного информационного листа для привлечения новых страховых пациентов, проведение Дней здоровья в крупных компаниях, информирование пациентов о проведении акций, применение подарочных сертификатов, подготовленных к праздничным дням для членов семей застрахованных пациентов, продажа средств гигиены, проведение рекламных кампаниий в СМИ [8-9].

При четком и последовательном выполнении всех разработанных рекомендаций рассматриваемая нами клиника имеет возможность получать денежные средства на расчетный счет за все оказанные ранее услуги пациентам от страховых компаний. В случае полной оплаты бухгалтер клиники выплачивает заработную плату врачу-стоматологу (таблица 3). При этом, хотим заметить, что система оплаты труда в стоматологии определяется специфическими особенностями функционирования клиники, а именно технологией оказания стоматологических услуг. При таких условиях в коммерческих стоматологиях чаще всего внедряют дифференцированную систему оплаты труда, которая включает в себя две составляющие: основной оклад и стимулирующая часть оплаты, которая устанавливается исходя из результата деятельности стоматолога за определенный период. То есть зарплата врача складывается по итогам оказанных им стоматологических услуг [10-11]. Соответственно, оплата труда меняется в зависимости от ежемесячного объема оказанных стоматологических услуг, а также их качества. Именно дифференцированная система оплаты труда применяется в стоматологии «Дент-Реал» и отвечает таким требованиям, как: основывается на объективных критериях трудозатрат, понятна врачам-стоматологам, не утяжеляет документооборот,

прозрачна для учета и контроля, не ущемляет права пациентов, стимулирует повышение качества оказываемых стоматологических услуг и в целом призвана способствовать социальной защите медицинских работников. Перечисленные требования были созданы в рассматриваемой нами стоматологии именно для врачей-стоматологов, так как была осознанная необходимость медицинского учреждения в стимулирующей системе оплаты труда; клиника обладает достаточностью финансовых средств; разработаны определенные критерии оценки трудозатрат медицинского персонала; разработаны и адаптированы к деятельности ООО «Дент-Реал» компоненты и механизмы управленческого учета; имеется соответствующее информационное обеспечение; имеется эффективная система учета, оценки и анализа объемов оказываемых стоматологических услуг и затрат; в целом создана гибкая структура системы клинического управления. Выплата заработной платы за оказанные услуги пациентам страховых компаний относятся именно к стимулирующей выплате.

Таблица 4

Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда

Бухгалтерская запись Сумма расчетов с персоналом по оплате труда Содержание

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» субсчет «Стимулирующая выплата» 3415,65 руб. Начислена оплата труда врачу-стоматологу терапевту в части стимулирующей выплаты исходя из количества оказанных услуг

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит счета 50 «Касса» 3415,65 руб. Выдана заработная плата врачу-стоматологу терапевту

Составлено автором по материалам финансовой отчетности ООО «Дент-Реал»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение

Следует помнить, что сотрудничество со страховыми компаниями жестко регламентировано, при оказании услуг медицинское учреждение должно действовать в пределах определенных рамок, для того, чтобы оказанные медицинские услуги были оплачены в полном объеме. Представленный комплексный анализ работы с ДМС может быть взят за основу частными медицинскими учреждениями любой организационно-правовой формы собственности не зависимо от профиля данного учреждения. Более того, в качестве усиления контрольных мероприятий целесообразно проводить ежемесячные мероприятия по обсуждению произошедших изменений в программах страхования, требований к правильному ведению медицинской документации страховых пациентов для дальнейшего проведения медико-экономической экспертизы страховщиками, алгоритмов правильного предъявления реестров, актов выполненных работ, счетов на оплату и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шишкин СВ. Здравоохранение: необходимые ответы на вызовы времени: доклад / СВ. Шишкин, CX. Боярский, В.В. Власов, Л.С Засимова, М.Г. Колосницына, П.П. Кузнецов, Л.Н. Овчарова, И.М. Чепанов, Н.А. Хохрина, В.И. Шевский, И.М. Шейман, Л.И. Якобсон. - Москва: Центр стратегических разработок, 2018.

- 56 с.

2. Шаталина А. Как строится работа частных клиник в системе ДМС особенности, рентабельность, специфика взаимодействия со страховыми / А. Шаталина // Директор клиники, 2018. - URL: https://www.dirklinik.ru/article/243-kak-stroitsya-raboty-chastnyh-klinik-v-sisteme-dms-osobennosti-rentabelnost-spetsifika (дата обращения 15.02.2021).

3. Sagan Anna. Voluntary health insurance in Europe: country experience / Anna Sagan, Sarah Thomson. - United Kingdom, 2016. - 163 p.

4. Козыренко Е.И. ^временное состояние финансирования здравоохранения в России / Е.И. Козыренко, Л.О. Авдеева // Вестник АГТУ. Cерия: Экономика. -2019. - M 1. - C. 153-162.

5. Куликов А.Ю. Роль страховых компаний в развитии рынка медицинских услуг и его социализация / А.Ю. Куликов // Фармакоэкономика. ^временная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2010. - M 2. - C. 150-152.

6. Парилова Т.В. Особенности ведения бухгалтерского учета в сфере оказания медицинских услуг / В. Парилова // Общество. - 2019. - M 1 (12). - C. 42-44.

7. Жминько H.C. Организация и ведение документооборота, его основные этапы / H.C. Жминькл, В.П. Васильев, Ю.А. Тритяк // Научный журнал КубГАУ. - 2015.

- M110 (06). - C. 1-16.

8. Cмолянинова И.Д. Медицинское страхование как основа здоровья населения / И.Д. Cмолянинова // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2008. - M 1. - C. 1-3.

9. Грищенко Н.Б. Добровольное медицинское страхование: Основы современной практики / Н.Б. Грищенко, В.А. Клевно, В.В. Мищенко. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 78 с.

10. Бойко В.В. Оплата труда персонала и качество стоматологического лечения / В.В. Бойко, А.А. Кураскуа, В.В. Cадовский // ^временная стоматология. - 2015.

- M 1(60). - C. 88-91.

11. Власова О.В. Заработная плата как фактор мотивации медицинского персонала в системе повышения качества медицинских услуг / О.В. Власова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - M 1 (30). - C. 118-121.

12. Бойко В.В., Кураскуа А.А., Cадовский В.В. Оплата труда персонала и качество стоматологического лечения // ^временная стоматология. 2015. N°1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oplata-truda-personala-i-kachestvo-stomatologicheskogo-lecheniya.

Tatievskaya Karolina Anatolyevna

Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia

E-mail: [email protected] PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=833807

Features of cooperation with dental clinic and voluntary health insurance organizations

Abstract. The article is devoted to the analysis of work with voluntary health insurance companies. This study was carried out on the basis of one of the private dentistry in Krasnodar. Emphasis is paid to improving the efficiency of internal control and financial accounting in medical institutions. The author has developed a checklist for verifying insurance patients treatment (costing of services rendered), formation acceptance certificates and dental invoices, tracking funds received to the organization's checking account, monitoring the provision of medical care to patients in clinics. The author proposed to improve the methodology of financial accounting for settlements with insurance companies by introducing additional subaccounts to account 62 "Settlements with buyers and customers" in order to maximize the details of information, transparency of incoming funds to the current account or withheld funds from the current account in the context of work with voluntary insurance companies. The author develops a document slotting schedule, as an object of the quality of medical activity, for effective accounting in a medical institution, on which not only the receipt of timely payment for dental services provided, but also the transfer of funds without deductions depends. Emphasis is paid to the issues of personnel policy, the organization competitiveness, quality control of medical care in order to strengthen internal control. The developments can be applied not only in dental clinics, but also in multidisciplinary medical centers of any organizational and legal form of ownership.

Keywords: voluntary health insurance; checklist; account 62 "Settlements with buyers and customers"; document slotting schedule; financial accounting; internal control; dental clinic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.