УДК 616-053.2+577.16(07)
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
М. Н. Салова*, кандидат медицинских наук
ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, 153012, Россия, г. Иваново, Шереметевский просп., д. 8
РЕЗЮМЕ У учащихся коррекционных учреждений по сравнению с учениками средних общеобразовательных школ выявлена большая частота патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, ЛОР-органов, нарушений полового развития, острых респираторных заболеваний, а также аномалий развития костной системы и внутренних органов, что требует разработки комплексных программ их медико-социального сопровождения, приоритетными в которых станут профилактические и реабилитационные мероприятия.
Ключевые слова: дети, учащиеся, коррекционные образовательные учреждения, нарушения здоровья.
* Ответственный за переписку (corresponding autor): e-mail: [email protected]
В настоящее время к наиболее острым проблемам профилактической педиатрии ведущие российские ученые относят недостаточное развитие системы восстановительного лечения и комплексной реабилитационной помощи, что особенно касается детей с хронической патологией и инвалидов [1]. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 г. подтвердили тенденцию, сформировавшуюся за прошедший десятилетний период - снижение доли здоровых детей (с 45,5 до 33,89%) с одновременным увеличением вдвое доли детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность [3]. Высокая заболеваемость и инвалидность детского населения свидетельствует о том, что проблема охраны здоровья детей переросла медико-социальный уровень. Для улучшения ситуации необходимо комплексное решение наиболее актуальных вопросов организации охраны здоровья женщин и детей с использованием новых технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации [2]. В связи с этим дальнейшее ускорение разработки научных основ охраны здоровья детей и повышение ее эффективности является приоритетной задачей, которая должна решаться на межведомственном уровне.
Несмотря на очевидность того факта, что состояние здоровья учащихся коррекционных школ хуже, чем общеобразовательных, для них недостаточно подробно разработаны специальные программы реабилитационных мероприятий. Неслучайно в послании президента в 2010 г. говорилось о необходимости максимальной интеграции таких детей в социум, об индивидуальном подходе к ним.
Цель работы - установить частоту и структуру нарушений здоровья учащихся коррекционных образовательных учреждений 7-17 лет и обосновать необходимость разработки комплексных программ их медико-социального сопровождения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Осуществлено комплексное клиническое обследование 368 учащихся коррекционных учреждений трех видов. Из них 111 человек обучались в школе для детей с нарушениями зрения (IV вида), 115 - в школе для детей с нарушениями слуха (II вида), 142 - в школе для детей с умственной отсталостью (VIII вида). Группу контроля состави-
FEATURES OF HEALTH STATUS IN PUPILS OF CORRECTIONAL SCHOOLS Salova M. N.
ABSTRACT It was revealed that pupils of correctional schools demonstrated more frequent pathological states of nervous system, locomotor apparatus, otorhinolaryngological organs, sexual development disorders, acute respiratory diseases also the developmental anomalies of osseous system and internal organs in comparison with secondary schools pupils. It required to work out complex programs of their medicosocial treatment with prior directions of preventive and rehabilitative measures.
Key words: children, pupils, correctional schools, health disorders.
ли 512 учеников средних общеобразовательных школ (СОШ). Были изучены данные диспансерного осмотра детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, заболеваемость по обращаемости (ф. 112/у). Для оценки морфофункционального состояния внутренних органов использовались заключения врачей функциональной диагностики по результатам ультразвукового исследования пищеварительной и мочевыделительной систем, а также эхокардиографии.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
У всех учащихся коррекционных образовательных учреждений чаще, чем у учеников СОШ, выявлялась патология опорно-двигательного аппарата, при этом отличия касались частоты нестабильности шейного отдела позвоночника, а у
детей с нарушением зрения - еще и сколиозов и плоскостопия (табл. 1). При анализе острой и хронической соматической заболеваемости установлено, что она значительно чаще имела место у учеников коррекционных школ, чем у обычных школьников. Возможно, это связано с нарушением центральных и периферических механизмов регуляции вследствие перенесенной внутриутробной гипоксии. В группу часто болеющих детей входил каждый четвертый-пятый ученик коррекционного учреждения. Патология ЛОР-органов в 3,5 раза чаще, чем у учеников СОШ, регистрировалась у детей с нарушением зрения, в 5 раз чаще - у детей с нарушением слуха и в 6,5 раз чаще - у детей с умственной отсталостью. Патология пищеварительной системы чаще выявлялась у детей с нарушением слуха, чем у учеников обычных школ, преимущественно она была
Таблица 1. Сравнительная характеристика заболеваемости детей
Учащиеся Дети с наруше- Дети с наруше- Дети с умственной
Диагноз, шифр по МКБ-Х СОШ нием зрения нием слуха отсталостью
(n = 512) (n = 111) (п = 115) (п = 142)
Патология опорно-двигательного аппарата, в т. ч.: 41,41 98,2* 59,13** 60,56* **
нарушение осанки (М 40) 28,13 39,64 18,26** 23,94**
сколиоз (М 41) 16,99 34,23* 26,09 22,54
плоскостопие (М 21.4) 8,01 35,14* 15,65** 11,27**
нестабильность шейного отдела позвоночника
(М 50.8) 8,98 39,64* 23,48* ** 21,13* **
Патология ЛОР-органов, в т. ч.: 6,05 21,62* 27,83* 36,62* **
хронический ринит ^ 31.0), хронический тон-
зиллит ^ 35.0) 3,91 9,01 6,96 7,04
аденоиды ^ 35.2), гипертрофия небных минда-
лин (и 35.3) 4,88 12,61 20,87* 29,58* **
Дети часто болеющие 6,84 23,68* 21,74* 24,27*
Патология пищеварительной системы, в т. ч.: 4,3 13,51 19,13* 9,86
хронический гастродуоденит (К 29.9) 2,34 7,2 1,74 2,82
дисфункция билиарного тракта (К 83.8) 2,93 6,31 17,39* 7,04
Патология мочевыделительной системы, в т. ч.: 15,04 46,85* 14,78** 34,51* ** л
хронический пиелонефрит (Ы 11.0) 7,03 14,41 6,96 14,79
дисметаболическая нефропатия (Ы 15.8) 10,94 43,24* 9,57** 22,54** л
Патология эндокринной системы, в т. ч.: 8,01 18,02 34,1* 22,54*
диффузное увеличение щитовидной железы
(Е 01) 4,3 11,71 21,93* 10,56
болезни обмена (Е 10, Е 65) 3,71 6,31 12,17 11,98
семейная низкорослость (Е 34.3) - 3,6 15,65* ** 4,93
Аномалии развития, в т. ч.: 14,25 69,37* 52,17* ** 80,99* л
деформации костной системы (О 66.6, О 68) 2,93 20,72* 26,09* 26,76*
малые аномалии развития сердца (О 20.9) 11,13 54,05* 32,17* ** 52,82* л
аномалии развития почек (О 60, О 61, О 63.0) 0,31 17,12* 11,3* 20,42*
грыжи (К 40.9, К 42, К 43) 1,56 15,32* 11,3 15,49*
аномалии развития желчного пузыря (О 44.1) 1,76 13,51* 13,9* 11,97
Болезни крови и сосудов (I 83, I 72, й 68) - 11,71* 2,6 1,48
Злокачественные новообразования (С 49, С 56, 7 2
С 71)
Примечание. Статистическая значимость различий: * - с учащимися СОШ (р < 0,05), ** - с детьми с нарушениями зрения (р < 0,05), л - с детьми с нарушениями слуха (р < 0,05).
представлена функциональными нарушениями билиарного тракта.
Нарушения эндокринной системы чаще, чем у учеников СОШ, встречались у детей с нарушением слуха и умственной отсталостью, при этом диффузное увеличение щитовидной железы наблюдалось у каждого пятого ребенка с нарушением слуха. У них же была выше частота семейной низкорослости.
У учащихся коррекционных образовательных учреждений значительно чаще выявлялись аномалии развития органов и систем. Так, распространенность деформаций костной системы и грыж была больше в 10 раз, малых аномалий развития сердца - в 3-5 раз (они установлены у половины детей с нарушениями зрения и умственной отсталостью), желчного пузыря - в 8 раз. Аномалии развития почек имелись у единичных учеников СОШ и у каждого пятого-седьмого ученика коррекцион-ной школы. Болезни крови и сосудов выявлены у каждого восьмого ребенка с нарушением зрения. Обращает на себя внимание тот факт, что только у этих детей обнаружены злокачественные новообразования.
Отклонения полового развития чаще выявлялись у учащихся коррекционных учреждений, чем у учеников СОШ. Причем его опережение определялось у каждого седьмого ребенка с нарушением слуха и умственной отсталостью, а отставание - у каждого пятого-шестого ребенка с нарушением зрения или слуха.
Последствия перинатальных поражений центральной нервной системы (ПП ЦНС) разной степени тяжести имелись у всех учащихся коррекционных школ и у 25,78% учеников СОШ
(табл. 2). У последних диагностированы последствия только «легких» ПП ЦНС в виде доброкачественной внутричерепной гипертензии (ДВЧГ), а также неврозоподобные нарушения - тики и заикания. Последствия «тяжелых» ПП ЦНС чаще встречались у детей с нарушениями слуха и умственной отсталостью. ДВЧГ и задержка речевого развития в 2-3 раза чаще выявлялась у учащихся коррекционных школ, особенно у детей с нарушениями слуха. Среди этих детей умственная отсталость легкой степени установлена у каждого пятого ребенка, дизартрия - у каждого третьего. Несмотря на то что частота неврозо-подобных нарушений не имела статистически значимых различий у детей сравниваемых групп, у каждого восьмого ребенка с нарушениями зрения выявлены тики и заикания, а у каждого десятого ученика с патологией слуха и умственной отсталостью - энурез.
ВЫВОДЫ
Таким образом, высокая сочетанность хронической соматической, неврологической и ортопедической патологии, острых респираторных заболеваний, нарушений физического и полового развития у учащихся коррекционных школ определяет необходимость создания комплексных реабилитационных программ, направленных на профилактику и коррекцию выявленных отклонений. В сопровождении таких детей необходимо предусмотреть взаимодействие педиатра с ортопедом, неврологом, детским хирургом и оториноларингологом. Учитывая высокую частоту аномалий развития внутренних органов, необходим регулярный мониторинг их морфофункцио-нального состояния. Кроме того, родителям таких
Таблица 2. Сравнительная характеристика патологии нервной системы и психических расстройств у детей
Диагноз, шифр по МКБ-Х Ученики СОШ (n = 512) Дети с нарушениями зрения (n = 111) Дети с нарушениями слуха (п = 115) Дети с умственной отсталостью (п = 142)
Органическое поражение ЦНС (О 80, О 03) - 4,5 11,3* 18,31* **
Эпилепсия (О 40) 1,56 1,8 6,09 10,56*
Доброкачественная внутричерепная гипертен-зия (О 93.2) 9,96 22,52* 34,78* 27,46*
СДВГ (Р 90) 10,94 10,81 6,09 38,73* ** Л
Задержка речевого развития (Р 80) 0,59 11,71* 37,39* ** 88,73* ** л
Неврозоподобные нарушения, в том числе: тики, заикания (Р 95, Р 98.5) энурез (Р 98.0) 14,84 13,67 0,78 16,21 11,71 4,5 13,04 I,74 II,3* 13,38 2,82 10,56*
Дизартрия (Р 06) 0,39 7,2 34,78* ** 13,38*
Примечание. Статистическая значимость различий: * - с учениками СОШ (р < 0,05), ** - с детьми с нарушением зрения (р < 0,05), Л - с детьми с нарушением слуха (р < 0,05).
детей следует давать рекомендации по предупреждению функциональных нарушений и формирования хронической патологии этих органов.
Особенности нарушений здоровья детей, обучающихся в том или ином коррекционном учреждении, отличающие их не только от учеников СОШ, но и от учащихся других специальных школ, могут использоваться для дифференцировки программ их сопровождения. Для детей с нарушениями зрения преимущественно характерны отклонения здоровья, которые можно рассматривать как проявления недифференцированной дисплазии соединительной ткани, что необходимо учитывать в программах их сопровождения. Сочетанность низкорослости, патологии эндокринной и нервной систем у детей с нарушениями слуха может быть
проявлением наследственных синдромов и послужить поводом для направления родителей ребенка на медико-генетическое консультирование. Учитывая высокую частоту нарушений со стороны эндокринной системы, в программе диспансерного наблюдения детей следует предусмотреть расширенное эндокринологическое обследование с проведением ультразвукового исследования щитовидной железы, анализа крови на содержание гормонов щитовидной железы и гормонов роста. У детей с умственной отсталостью выявлена высокая частота последствий «тяжелых» поражений головного мозга, аномалий развития, что можно рассматривать как следствие действия наиболее неблагоприятных факторов в периоде внутриутробного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Профилактическая педиатрия - новые вызовы / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Бара-нова, В. Ю. Альбицкий // Вопр. современной педиатрии. - 2012. - Т. 11, № 2. - С. 7-11.
2. Проблемы оптимизации медицинского обеспечения детей и подростков / Л. П. Чичерин [и др.] // Российский педиатрический журн. - 2005. - № 4. - С. 51-54.
3. Руководство по социальной педиатрии / под ред. В. Г. Дьяченко. - Хабаровск, 2010. - 262 с.