Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ "МЯГКОЙ СИЛЫ" РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ "МЯГКОЙ СИЛЫ" РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / РОССИЯ / ГОСУДАРСТВО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Анжелика Андреевна

Актуальность статьи обусловлена ростом влияния в международных отношениях использования политики «мягкой силы», которая пришла на смену военной и экономической мощи государств. В статье анализируются основные составляющие концепции «мягкая сила». В настоящее время Российская Федерация заинтересована в использовании данной концепции в качестве эффективного инструментария продвижения своих интересов в современном мире. Цель статьи - рассмотреть роль политических институтов в формировании «мягкой силы» современной России на протяжении 2010-2020 гг. с необходимыми историческими дискурсами. Автор рассматривает такие основные составляющие «мягкой силы» современной РФ, как средства массовой информации, образование, культура и язык. Отмечено участие официальных структур и неправительственных организаций (НПО) в данном процессе. Дано определение, а также основные характеристики НПО в России. Обсуждается ряд особенностей «мягкой силы», связанных с информационной эпохой, что необходимо учитывать при реализации данной политики. Также сделаны обобщающие выводы о характере и возможностях осуществления политики «мягкой силы» в России. В целях описания политики российской «мягкой силы» в статье приведены примеры направлений данной концепции и их реализации. При написании статьи были использованы такие методы исследования, как общенаучные, институциональные и исторические методы. Использован также ситуационный анализ при выявлении наиболее влиятельных субъектов, задействованных в реализации «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONSTITUENT ELEMENTS OF RUSSIA’S "SOFT POWER"

The relevance of the article is due to the growing influence of the use of «soft power» policy in international relations, which replaced the military and economic power of States. The article analyzes the main components of the concept of «soft power». Currently, the Russian Federation is interested in using this concept as an effective tool for promoting its interests in the modern world. The purpose of the article is to consider the role of political institutions in the formation of «soft power» in modern Russia. The authors consider such main components of the «soft power» of the modern Russian Federation as the media, education, culture, and language. The use of official structures and non-governmental organizations in this process is noted. A number of features of «soft power» related to the information age are discussed, which should be taken into account when implementing this policy. Generalizing conclusions are also made about the nature and possibilities of implementing the «soft power» policy in Russia. In order to describe the policy of the Russian «soft power», the article provides examples of the directions of this concept and their implementation. When writing the article, such research methods as General scientific, institutional and historical methods were used. We also used situational analysis to identify the most influential actors involved in the implementation of «soft power».

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ "МЯГКОЙ СИЛЫ" РОССИИ»

- XD

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

.3

Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2020. № 1 (20). С. 18—23.

УДК 327.83 ББК 66.2(2Рос)

Особенности составляющих элементов «мягкой силы» России

А. А. Тарасова

Новосибирский университет экономики и управления, Новосибирск, Россия

Актуальность статьи обусловлена ростом влияния в международных отношениях использования политики «мягкой силы», которая пришла на смену военной и экономической мощи государств. В (статье анализируются основные составляющие концепции «мягкая сила». В настоящее время Российская Федерация заинтересована в использовании данной концепции в качестве эффективного инструментария продвижения своих интересов в совраменном мире.

Цель статьи — рассмотреть роль политических институтов в формировании «мягкой силы» современной России на протяжении 2010—2020 гг. с необходимыми историчесиими дискурсами. Автор) рассматривает такие основные составляющие «мягкой силы» современной РФ, как средства мвссовой информации, образование, культура и язык. Отмечено участие официальных структур и неправительственных организаций (НПО) в данном процессе. Дано определение, а также основные характеристики НПО в России. Обсуждается ряд особенностей «мягкой силы», связанных с информационной эпохой, что необходимо учитывать при реализации данной политики. Также сделаны обобщающие выводы о характере и возможностях осуществления политики «мягкой силы» в России. Iе це лях описания политики российско й «мягкой силы» в статье приведены примеры направлений данной! концепции в их- реализации.

При написании саатьи были использованы такие методы исследования, как общенаучные, институциональные и исторические методы. Использован также ситуационный анализ при выявсении наиболее влиятельных субъектов, задействованных в реализации «мягкой силы».

Ключевые слова: «мягкая сила», Россия, государство, внешняя политика, междннародныг отношвния.

Усиливающиеся процессы глобализации ведут к возникли овению различных с пособо в использования силы. В междусародных отношеноях сра-диционно выделяется военная и экономическая мощь госааорства [6]. Подобная сила развертывается в форме принуждения: применения силы ал и угрозы ее приманения, эканомических санкций и т. д. Болвшое значение сегодня придается пикому понятию как «мягкая сила» государства, а также инструментам данной политики, которые итанут важнейшей частью инстркментов внешней политики в будущем для большинства стран. В отличие от «жесткой силаа», «мягкая сила» испальгует политику позитисного притяжения и убеждения для достижения внешнеполитических целей [2]. В рамках политики «мягкой силы» страны соз-

дают привлекательные ресурсы, которые делают страну также привлекательной для всего мира.

Термин «мягкая сила» появился благодаря американскому политологу Дж. Наю. В 19950 г. он иопользует это понятие при написании статьи в журнале «Foreign Policy». [8] Впоследствии понятие очень быстро приобрело популярность сначала в академичесоих, а затем и в политических кругах.

В первые о необходимости ф ормиро вания по-оитивного омиджа страны за рубежом было упомянуто в «Концепции внешней политики РФ» от 28 июня 2000 г., ь которой была подчеркнута необходимость среди главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигать такие факторы, как

экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные1. Понятие «мягкой силы» впервые получило юридическое оформление в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом В. Путиным 12 февраля 2013 г.2

В «Концепции внешней политики РФ» от 30 ноября 2016 г. также выделен отдельный пункт об использовании для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам3.

Рассмотрим составляющие «мягкой силы» России более подробно. Следует начать с культуры и образования, поскольку сегодня они являются мощным ресурсом внешней политики развитых стран, решающим целый спектр задач: от создания положительного имиджа государств до формирования сферы их влияния. Кроме этого, они вышли за рамки национальных границ и политики одной страны [5].

Язык является одним из элементов культуры, он всегда играл важную роль в системе международных отношений. Изменения в геополитической картине мира, расширение сфер влияния мировых языков привело к тому, что язык стал важным ресурсом для продвижения собственных внешнеполитических интересов [4]. Русский язык является важным элементом среди инструментов властей, он используется как для того, чтобы объединить разные национальности, живущие в России вокруг «общероссийской нации», так и для того, чтобы распространить русское влияние за рубежом. Впервые о популяризации русского языка за рубежом как одной из ведущих целей политики России было заявлено ещё в 2010 г. в «Основных направлениях политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества». В России для этих целей организованы несколько организации, но самая известная из них — это фонд «Русский мир» [1].

1 Концепция внешней политики Российской Федерации (фактически утратила силу) от 2000 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата обращения: 01.05.2020)

2 Концепция внешней политики Российской Федерации (фактически утратила силу) от 2013 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_142236/ (дата обращения: 01.05.2020)

3 Концепция внешней политики Российской

Федерации (фактически утратила силу) от 2016 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/

(дата обращения: 01.05.2020)

Созданный в 2007 г. фонд «Русский мир» ставит перед собой такие цели как популяризация русского языка за рубежом и поддержка экспорта российских образовательных услуг. Деятельность фонда осуществляется через систему грантов и государственных целевых программ по развитию русского языка, культуры и международного имиджа России4. Таким образом, его деятельность может считаться использованием концепции «мягкой силы» РФ за рубежом.

Ресурсами «мягкой силы» и её показателями является несколько категорий, в том числе и образование. Одним из ключевых факторов, обусловливающих успех «мягких» инструментов внешнего воздействия государства и его умения расположить к себе международное сообщество, является возможность дать высшее образование иностранным студентам в своих вузах [7]. Образование является долгосрочным вложением в политику «мягкой силы», оно не даёт мгновенного показателя и результата, однако несёт в себе огромный потенциал. Высокий уровень качества образования является одним из важных факторов, способствующих развитию «мягкой силы» страны. Цель образовательных учреждений в политике «мягкой силы» — не только передача знаний будущим специалистам, но и формирование определённой модели социокультурного поведения. Для осуществления данной цели следует охватить все области жизни иностранного студента.

С мая 2017 г. в России осуществляется проект «Экспорт образования». Ключевая цель проекта — повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом решение задачи наращивания несырьевого экспорта Российской Федерации. Согласно данным, размещенным на официальном сайте Правительства РФ, в результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций — с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек5.

В качестве предварительных итогов можно отметить следующие. Так, по результатам исследования, подготовленного ФГАНУ «Социо-центр» в 2019 г., увеличение количества студентов

4 Фонд Русский мир. URL https://russkiymir.ru (дата обращения: 01.05.2020)

5 О приоритетном проекте «Экспорт образования» // Правительство России. URL http://government.ru/ info/27864/ (дата обращения: 01.05.2020)

произошло в основном за счёт стран Азии (прежде всего Туркмении, Индии, Узбекистана, Таджикистана и Китая). Данный факт можно объяснить близостью территорий данных стран, а также то, что приезжающие студенты уже могут владеть русским языком, у них нет трудностей в его использовании. Если обратится к данным по другим регионам, представленным в данном отчете, то мы видим небольшое количество студентов из Европы (1,26 % — студенты из восточноевропейских стран, 0,26 % — студенты из Северной Европы, 2,45 % — студенты из стран Западной Европы и 0,84 % — студенты из Северной Америки)1.

Но не только государственные университеты могут осуществлять работу с иностранными студентами в рамках «мягкой силы». В 2010 г. был создан фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, который оказывает гран-товую поддержку реализации инициатив в области публичной дипломатии2. На сайте Фонда в открытом доступе находится журнал заявок на грант, которые может посмотреть любой желающий.

Также на сайте представлены научно-образовательные программы, например, Дипломатический семинар молодых специалистов, Каспийская молодежная школа, Школа по Центральной Азии, Академия безопасности и др.

Из приведенных данных можно сделать вывод о явной направленности Фонда на работу с молодежью, например, создание условий для развития специалистов публичной дипломатии посредством организации круглых столов, школ, встреч и форумов по данной тематике. Это говорит о реализации деятельности на будущее развитие страны в области публичной дипломатии, что является действительно важным в современных реалиях, поскольку неоспорима роль данного инструмента внешней политики в настоящее время. Молодёжный вектор деятельности Фонда им. А. М. Горчакова является хорошей основой для расширения не только российских, но и многосторонних каналов публичной дипломатии. Высшие учебные заведения России не предоставляют учебные программы, связанные непосредственно с публичной дипломатией. Близкие по направлению специальности, представленные в

1 Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образованиях Российской Федерации : стат. сб. Вып. 16. М., 2019. URL https:// sociocenter.info/ru/docs/stat-compilations/education-of-foreign-citizens (дата обращения: 01.05.2020)

2 Фонд Горчакова. URL https://gorchakovfund.ru (дата обращения: 01.05.2020)

российских вузах: политические науки и регионо-ведение, международные отношения, публичная политика и социальные науки и т. д. Желающие получить знания в области публичной дипломатии могут пройти курсы. Например, в МГИМО проходит ежегодный курс по публичной дипломатии, где обучающимся предоставляется уникальная возможность встретиться с российскими государственными и общественными деятелями, принимающими непосредственное участие в разработке и реализации стратегии публичной дипломатии нашей страны, познакомиться с историей публичной дипломатии, принять участие в дискуссии о перспективах ее развития.

Важной составляющей культуры «мягкой силы» являются и СМИ, что особенно актуально в настоящее время с бурным развитием информационных технологий. Из телеканалов, направленных на зарубежную аудиторию, стоит остановиться на телеканале Russia Today, который можно сравнить с Voice of America и Radio free Europe/Radio Liberty. Russia Today — телеканал, вещающий на нескольких языках и продолжающий расширять свою аудиторию. Сейчас телеканал информирует о событиях в мире и в России, а также предоставляет альтернативную повестку дня, порою отличительную от освещения BBC, CNN, Аль-Джазира International, CCTV и других мировых СМИ3.

Большое количество людей получают информацию из социальных сетей, предпочитая их в качестве главного источника новостей. В связи с этим социальные сети также будут играть важную роль в осуществлении политики «мягкой силы», поскольку через них аудитория имеет возможность формировать облик страны. Социальные сети используют не только организации, но и отдельные индивиды, связанные с политикой. В США достаточно популярно использование ведущими политиками социальных сетей для общения с аудиторией. В июле 2011 года в США прошли первые в истории интернет-дебаты: шесть претендентов на выдвижение кандидатами в президенты США от Республиканской партии провели их с помощью Twitter4.

На сегодняшний день президент США Д.Трамп имеет аудиторию 19,4 млн. подписчиков в Instagram (по состоянию на апрель 2020 г.)5 и

3 Телеканал Russia Today. URL: https://russian.rt.com (дата обращения: 01.05.2020)

4 Политики в социальных сетях // Информационное агентство ТАСС.. 15.09.2014. URL: https://tass.ru/ info/1442493 дата обращения: 01.05.2020)

5 Instagram-аккаунт Дональда Трампа. URL: https:// www.instagram.com/realdonaldtrump (дата обращения: 01.05.2020)

78 млн. подписчиков в Twitter (по состоянию на апрель 2020 г.)1. Все публикации активно обсуждаются пользователи со всего мира, что доказывает интерес граждан к личности президента.

Президент России В. В. Путин не использует социальные сети для общения с аудиторией. Однако существует страница в Твиттер «Президент России», где публикуются актуальные новости страны, связанные с В. В. Путиным2. Данная страница имеет аудиторию в количестве 3,3 млн человек (по состоянию на апрель 2020 г.). Лично ведет страницу в Твиттере заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д. А. Медведев3. Данная страница имеет аудиторию в количестве 4,7 млн человек (по состоянию на апрель 2020 г.). При анализе страниц и сравнения со страницами социальных сетей президента США видно отличие в том, что США используют социальные сети не только для донесения информации, но и для донесения своей точки зрения. Российские социальные в сети политике — это донесение «сухой» информации до граждан, их информирование о чем-либо. Представляется, что здесь есть возможности для увеличения аудитории и повышения интереса и качества материалов.

Также «мягкая сила» значительно может быть связана с личностями данной страны, хорошо известными на ее территории и за рубежом. Журнал Forbes публикует рейтинг самых влиятельных людей мира. Стоит отметить, что аналитика Forbes опирается не только на политически важные решения и перестановки на политической арене, они также изучают рейтинговый список американского журнала Time, который весной каждого года публикует список 100 наиболее влиятельных персон мира с целью ответить на вопрос о том, кто сегодня вершит историю. В 2018 г. президент России В. В. Путин находится в данном рейтинге на втором месте4. Данный факт подтверждает, что

1 Twitter-аккаунт Дональда Трампа. URL: https://twitter. com/realdonaldtrump (дата обращения: 01.05.2020).

2 Twitter-аккаунт «Президент России». URL: https:// twitter.com/kremlinrussia (дата обращения: 01.05.2020).

3 Twitter-аккаунт Д.А.Медведева. URL: https://twitter. com/MedvedevRussia (дата обращения: 01.05.2020).

4 Forbes. The World's Most Powerful People 2018. URL: https://www.forbes.eom/powerful-people/list/#tab:overall (дата обращения: 01.05.2020).

личность президента может также быть инструментом «мягкой силы» страны, поскольку он является тем субъектом, который в первую очередь ассоциируется со страной. Президент играет исключительную роль в формировании облика государства на международной арене.

Также действия во внешней политике, в том числе в сфере гуманитарной помощи играют значительную роль в формировании общественного мнения за рубежом. Например, в середине 2010-х гг. Россия впервые в своей современной истории была вынуждена реагировать на широкомасштабные гуманитарные вызовы, которые возникли в результате вооруженных конфликтов на востоке Украины и в Сирии. Данная деятельность происходила в качестве одного из основных гуманитарных игроков и даже, на определенных этапах и в отдельных районах, в качестве ведущего гуманитарного актора [3].

Подводя итог всему вышесказанному, следует остановиться на следующих моментах. Политика «мягкой силы» является способом приобретения влияния на международной политической арене. Россия имеет большой потенциал в использовании культурных традиций, образования и др. в реализации данной политики. Благодаря историческим событиям, географической близости и другим факторам, российское образование служит отличным инструментом «мягкой силы» для стран СНГ. Однако для других частей мира этот ресурс уже не является настолько привлекательным. Это касается и русского языка, изучение которого интересно представителям определенных стран. Несмотря на то что российское государство осуществляет финансовую поддержку многих проектов в этой области, в этой сфере отсутствует единый центр принятия решений, который мог бы взять на себя контроль по осуществлению политики в данном направлении. Институты публичной дипломатии России, реализующие себя в «мягкой силе» действуют разрозненно, преследуя свои цели. Также в нынешних реалиях повышения роли социальных сетей, эффективно было бы использование данного инструмента в полной мере, не только как еще одного источника новостей для аудитории. Подводя итог, следует сказать, что России необходимо развивать концепцию «мягкой силы».

Список литературы

1. Акифи, О. И. Популяризация русского языка как часть политики «мягкой силы» России в межкультурной коммуникации / О. И. Акифи // Русский язык в современном Китае : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю. В. Звездина.М., 2019. С. 5—8.

2. Бобыло, А. М. Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий / А. М. Бобыло // Вестник БГУ. 2013. № 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-v-mezhdunarodnoy-poHtike-osobennosti-natsionalnyh-strategiy (дата обращения: 09.05.2020).

3. Степанова, Е. А. Гуманитарная роль России в конфликтах на Донбассе и в Сирии / Е. А. Степанова // Пути к миру и безопасности. 2018. № 1 (54). С. 129—181.

4. Пашаева, Г. М. Языковое измерение soft power / Г. М. Пашаева // Дискурс-Пи. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/yazykovoe-izmerenie-soft-power (дата обращения: 05.05.2020)

5. Химич Г. А., Терентьева Е. Д. Роль гуманитарного сотрудничества в современной внешней политике Испании // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 1. С. 197—207.

6. Чижевская, В. А. Экономический потенциал страны как фундамент военной мощи государства / В. А. Чижевская, А. В. Киров // Economics. 2016. № 4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekonomicheskiy-potentsial-strany-kak-fundament-voennoy-moschi-gosudarstva (дата обращения: 09.05.2020).

7. Филимонов, Г. Ю. Стратегия национальной культурной безопасности и «мягкая сила» современной России / Г. Ю. Филимонов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2010. № 3. С. 61—72.

8. Nye, J. Soft Power: The Means to Success in World Politics / J. Nye. New York : Public Affairs. 2004. P. 10—13.

Сведения об авторе

Тарасова Анжелика Андреевна — аспирант, Новосибирский университет экономики и управления, Новосибирск, Россия. an.yakovleva.pr@gmail.com

Eurasian journal of region and political research. 2020. No. 1 (20). Pp. 18—23.

Features of the constituent elements of Russia's «soft power»

A.A. Tarasova

Novosibirsk University of Economics and management, Novosibirsk, Russia. an.yakovleva.pr@gmail.com

The relevance of the article is due to the growing influence of the use of «soft power» policy in international relations, which replaced the military and economic power of States. The article analyzes the main components of the concept of «soft power». Currently, the Russian Federation is interested in using this concept as an effective tool for promoting its interests in the modern world.

The purpose of the article is to consider the role of political institutions in the formation of «soft power» in modern Russia. The authors consider such main components of the «soft power» of the modern Russian Federation as the media, education, culture, and language. The use of official structures and non-governmental organizations in this process is noted. A number of features of «soft power» related to the information age are discussed, which should be taken into account when implementing this policy. Generalizing conclusions are also made about the nature and possibilities of implementing the «soft power» policy in Russia. In order to describe the policy of the Russian «soft power», the article provides examples of the directions of this concept and their implementation.

When writing the article, such research methods as General scientific, institutional and historical methods were used. We also used situational analysis to identify the most influential actors involved in the implementation of «soft power».

Keyword: soft power, Russia, the state, foreign policy, international relations.

References

1. Akifi O.I. Populyarizatsiya russkogo yazyka kak chast' politiki «myagkoi sily» Rossii v mezhkul'turnoi kommunikatsii [Russian language Popularization as a part of the «soft power» policy of Russia in cross-cultural communication]. Russkii yazyk v sovremennom Kitae [Russian language in modern China]. Moscow, 2019. Pp. 5—8. (In Russ.).

2. Bobylo A.M. "Myagkaya sila" v mezhdunarodnoi politike: osobennosti natsional'nykh strategii ["Soft power" in international politics: features of national strategies]. Vestnik BGU [Bulletin of BSU], 2013, no. 14. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-v-mezhdunarodnoy-politike-osobennosti-natsionalnyh-strategiy, accessed 09.05.2020. (In Russ.).

3. Stepanova E.A. Gumanitamaya rol' Rossii v konfliktakh na Donbasse i v Sirii [Russia's Humanitarian role in the conflicts in the Donbas and Syria]. Puti k miru i bezopasnosti [Paths to peace and security], 2018, no. 1 (54), pp. 129—181. (In Russ.).

4. Pashayeva G.M. Yazykovoe izmerenie soft power [The Language dimension of soft power]. Diskurs-Pi [Discourse-PI], 2014, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoe-izmerenie-soft-power, accessed 05.05.2020. (In Russ.).

5. Himich G.A., Terenteva E.D. Rol' gumanitarnogo sotrudnichestva v sovremennoi vneshnei politike Ispanii [The Role of humanitarian cooperation in the modern foreign policy of Spain]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of the peoples' friendship University of Russia. Series: International relations], 2018, vol. 18, no. 1, pp. 197—207. (In Russ.).

6. Chizhevskaya V. A., Kirov A.V. Ekonomicheskii potentsial strany kak fundament voennoi moshchi gosudarstva [Economic potential of the country as the Foundation of the military power of the state]. Economics, 2016, no. 4 (13). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-potentsial-strany-kak-fundament-voennoy-moschi-gosudarstva, accessed 09.05.2020. (In Russ.).

7. Filimonov G.Yu. Strategiya natsional'noi kul'turnoi bezopasnosti i «myagkaya sila» sovremennoi Rossii [Strategy of national cultural security and «soft power» of modern Russia]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of the peoples ' friendship University of Russia. Series: International relations], 2010, no. 3, pp. 61—72. (In Russ.).

8. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York, Public Affairs, 2004. P. 10—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.