ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
THEORETICAL CONCEPTS OF "SOFT FORCE" POLICY IN THE CONTEXT OF MODERN INTERNATIONAL RELATIONS
УДК 32
Иваницкая Наталья Александровна, студент 2 курс, факультет истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет
Ivanitskaia Natalia Alexandrovna, student 2 year, Faculty of history, sociology and international relationships, Kuban State University
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к понятию «мягкая сила»: реалистский и неолиберальный. Разъясняется, что в современных международных отношениях политика «мягкой силы» должна реализоваться в рамках неолиберального подхода. В статье освещены основные методы и инструменты реализации политики «мягкой силы». Обозначены основные сферы внешней и внутренней политики, в которых производится применение данных механизмов. Также, освещаются основные цели и возможные результаты рассматриваемой концепции.
Annotation
Two main approaches to the term "soft power" are widely analyzed in the article (realistic and neoliberal). It is explained that nowadays only neoliberal "soft power" may take place in international relationships. In the article shows main methods and instruments to realize the "soft power" policy. Main spheres where "soft power" approach can be used in internal and external policy are defined. Furthermore, main goals of ""soft power" and some possible results of the concept are designated.
Ключевые слова: «мягкая сила», Дж. Най, сферы применения «мягкой силы», неолиберальный подход, реалистский подход, «мягкая» внешняя политика.
Key words: "soft power", Joseph S. Nye, spheres of the "soft power" policy, realistic approach, neoliberal approach, "soft" external policy.
Понятие «мягкая сила» было впервые предложено Дж. Наем в 1990-е гг. С тех пор оно неоднократно подвергалось жесткой критике, а до начала XXI в. Вообще чаще всего встречало неоднозначную, скорее негативную реакцию. Понятие «мягкой силы» нередко отождествлялось с пропагандой, хотя сам Дж. Най закладывал в новое понятие скорее позитивные принципы и подходы, никак не связанные с пропагандой.
Так, в понимании мягкой силы существует два основных подхода: неолиберальный и реалистский. Последний как раз отождествляет «мягкую силу» с методами принуждения, силового давления и шантажа, на которых как раз строится пропаганда. При реалистском направлении «мягкая сила» понимается как любой невоенный метод воздействия на противоположную сторону. При таком подходе экономические и политическое принуждение, давление и даже гонка вооружений может входить в понятие «мягкой силы».
Однако же «мягкая сила» в контексте современных международных отношений применяется в плоскости неолиберальной концепции, то есть именно так, как понятие изначально было предложено автором. Дж. Най разъясняет свою концепцию как метод, основанный на привлекательности тех или иных положений, феноменов, образов действий и иных положений или явлений для противоположной стороны. Более того, концепция Дж. Ная предполагает не монолог в одну сторону и не прямое одностороннее воздействие, а выстраивание диалога с другой стороной, основанного на доверительных отношениях с целью дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Такое взаимодействие в идеальном проявлении ведет к взаимному обогащению всех сторон. Для такой концепции характерны не «субъектно-объектные» отношения, а «субъектно-субъектные», когда противоположная сторона является не безликим субъектом, на который направлено какое-либо действие, а таким же полноправным субъектом, то есть полноценным игроком в выстраивании взаимодействия. Это значит, что противоположная сторона является активной, а не пассивной, может по-разному интерпретировать направленные на нее действия и применять инструмент «мягкой силы» в ответ.
При этом, «мягкая сила» не предполагает привлечение за счёт материального вознаграждения, шантажа, любого другого вида манипуляции или навязывания культурных образцов или стандартов, назойливости при демонстрации привлекательности и т.п.
Безусловно, во внешней политике нельзя ограничиваться одной только «мягкой силой». Различные сферы общественной жизни, будь то экономика или духовная сфера (культура, образование или спорт) предполагают целый
комплекс мер и вариантов взаимодействия. Поэтому ни одну сферу нельзя отнести к сугубо «мягкой» или «жесткой» силе.
Более того, существуют различные проблемы при создании привлекательного образа для другой стороны. Любое общество неоднородно и критерии, и образы привлекательности разнятся у представителей разнообразных стран, национальностей и социальных групп. Таким образом, создание универсальной привлекательности, равно и как создание универсальной модели «мягкой силы» является просто невозможным. Само по себе наличие привлекательности еще не означает, что другая сторона воспринимает ее именно так. Эту привлекательность всегда необходимо раскрывать и доказывать, причем опираясь на особенности культурных норм и традиций стороны, на которую направлена «мягкая сила». Таким образом, для применения «мягкой силы» обязательным и необходимым фактором является наличие доверительных отношений, которые выстраиваются с партнерами на протяжении длительного времени. Отсутствие же доверительных отношений влечёт за собой подозрительность и, как следствие, - нейтральное или даже негативное восприятие инструмента «мягкой силы».
Пути использования «мягкой силы» могут быть различными. Одним из наиболее распространенных путей здесь считается публичная дипломатия на государственном (официальном) и на неофициальном уровне. К первому относятся публичные выступления официальных представителей государства в СМИ, брифинги официальных представителей Министерства иностранных дел, а также ведение политиками блогов (например, популярная сегодня в США twitter diplomacy).
Неофициальными каналами реализации «мягкой силы» могут быть СМИ, университеты (в сфере образования), музеи, театры, филармонии (в сфере культуры), а также иные частные организации, представители бизнеса и даже физические лица (посредством реализации культурных обменов, туристических поездок, иных видов коммуникации с иностранцами). Такая дипломатия получила названия дипломатии негосударственных участников и активно расширяется, и развивается в наши дни.
Это обусловлено тем, что бизнес более свободен для ведения всестороннего диалога. В основу бизнеса изначально закладывается получение прибыли, что невозможно без достижения компромисса с противоположной стороной. Негосударственные акторы сегодня обладают собственной «мягкой силой». Уровень услуг, предоставляемых определенной компанией, базирующейся в определенной стране или качество товаров этой компании, сегодня часто отождествляется с образом государства в целом.
Именно поэтому сегодня негосударственные акторы часто обращаются к «мягкой силе» как к ресурсу влияния.
Стоит также подчеркнуть, что инструменты «мягкой силы» направлены на создание долгосрочных связей и длительных партнерских отношений. Однако, далеко не всегда просчитывается, какие последствия может повлечь за собой тот или иной привлекательный образ и как он может повлиять на отношения с третей стороной. Поэтому, создание привлекательного образа должно быть комплексным и должно охватывать различные стороны, включая культуру, историю страны, ее традиции и обычаи.
Использованные источники:
1. Лебедева Марина М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО. 2017. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-ponyatie-i-podhody (дата обращения: 28.01.2020).
2. Паршин Павел Борисович Два понимания «Мягкой силы»: предпосылки, корреляты и следствия // Вестник МГИМО. 2014. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-ponimaniya-myagkoy-sily-predposylki-korrelyaty-i-sledstviya (дата обращения: 23.01.2020).
3. Чихарев И.А., Столетов О.В. Мягкая сила во внешней политике России. // Международные отношения. - 2015. - № 1. - C. 36-49. DOI: 10.7256/2305-560X.2015.1.11479
4. Nye J. "Soft Power." Foreign Policy. - №8 (1990). - p. 153 - 171.
5. Nye J. S., Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics / Joseph S. Nye, Jr. - New York: Public Affairs Group. - 2004. - 191 p.
Used sources:
1. Lebedeva Marina M. "Soft power": concept and approaches // Vestnik MGIMO. 2017. No3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7myagkaya-sila-ponyatie-i-podhody (accessed date: 01/28/2020).
2. Parshin Pavel Borisovich Two understandings of "Soft power": premises, correlates and consequences // Vestnik MGIMO. 2014. No2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-ponimaniya-myagkoy-sily-predposylki-korrelyaty-i-sledstviya (accessed: 01/23/2020).
3. Chikharev I.A., Stoletov O.V. Soft power in Russian foreign policy. // International relationships. - 2015. - No. 1. - C. 36-49. DOI: 10.7256 / 2305-560X.2015.1.11479
4. Nye J. "Soft Power." Foreign policy - No. 8 (1990). - p. 153 - 171.
5. Nye J. S., Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics / Joseph S. Nye, Jr. - New York: Public Affairs Group. - 2004 .-- 191 p.