Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО СЛОВАРЯ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО СЛОВАРЯ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
создание словаря обобщённых понятий и терминов / метод дедукции / научные знания / creating a dictionary of generalized concepts and terms / a deduction method / scientific knowledge

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бубнов Алексей Владимирович, Денисова Влада Владимировна, Минькова Кристина Олеговна

Работа посвящена особенностям формирования информации о понятиях и терминах в словарях. Для повышения эффективности понимания информации предлагается новый подход к формированию содержания словаря, в основе которого лежит представление об определённой науке в виде обобщённых понятий и классификаций, а также обобщённых структур, связывающих обобщённые понятия с помощью законов или описаний. При этом активно задействуется метод дедукции, дающий возможность наиболее полного раскрытия научных знаний. В результате появляется возможность использования терминологических словарей при проведении научных исследований и в учебном процессе для углублённого понимания материала изучаемой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMPILING A SYSTEMATIC DICTIONARY AND ITS PRACTICAL SIGNIFICANCE IN THE FORMATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AND THE EDUCATIONAL PROCESS

The work is devoted to a comparative analysis of the peculiarities of the formation of information about concepts and terms in various types of dictionaries. To increase the effectiveness of information representations in the dictionary, a new approach to the formation of the content of a word is proposed. This approach is based on the idea of a certain science, formulated in the form of generalized concepts and classifications, as well as generalized structures linking generalized concepts using laws or descriptions. The method of deduction is actively used, and it allows for a deeper understanding of scientific knowledge. As a result, it becomes possible to use this type of dictionaries both in ongoing scientific research and in the educational process for an in-depth understanding of the material of the discipline being studied.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО СЛОВАРЯ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

УДК 37(038) ГРНТИ 16.01.29

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО СЛОВАРЯ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

А.В. Бубнов, В.В. Денисова, К.О. Минькова Омский государственный технический университет Российская Федерация, 644050, г. Омск, просп. Мира, 11

Работа посвящена особенностям формирования информации о понятиях и терминах в словарях. Для повышения эффективности понимания информации предлагается новый подход к формированию содержания словаря, в основе которого лежит представление об определённой науке в виде обобщённых понятий и классификаций, а также обобщённых структур, связывающих обобщённые понятия с помощью законов или описаний. При этом активно задействуется метод дедукции, дающий возможность наиболее полного раскрытия научных знаний. В результате появляется возможность использования терминологических словарей при проведении научных исследований и в учебном процессе для углублённого понимания материала изучаемой дисциплины.

Ключевые слова: создание словаря обобщённых понятий и терминов, метод дедукции, научные знания.

FEATURES OF COMPILING A SYSTEMATIC DICTIONARY AND ITS PRACTICAL SIGNIFICANCE IN THE FORMATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AND THE EDUCATIONAL PROCESS

A.V. Bubnov, V.V. Denisova, K.O. Minkova

Omsk State Technical University

Russian Federation, 644050, Omsk, prosp. Mira, 11

The work is devoted to a comparative analysis of the peculiarities of the formation of information about concepts and terms in various types of dictionaries. To increase the effectiveness of information representations in the dictionary, a new approach to the formation of the content of a word is proposed. This approach is based on the idea of a certain science, formulated in the form of generalized concepts and classifications, as well as generalized structures linking generalized concepts using laws or descriptions. The method of deduction is actively used, and it allows for a deeper understanding of scientific knowledge. As a result, it becomes possible to use this type of dictionaries both in ongoing scientific research and in the educational process for an in-depth understanding of the material of the discipline being studied.

Keywords: creating a dictionary of generalized concepts and terms, a deduction method, scientific knowledge.

© Бубнов А.В., Денисова В.В., Минькова К.О., 2024

Язык является основным средством общения людей. Он является основой для формирования наук о различных областях окружающего мира. На основе языка у каждого человека формируется в уме и переносится в памяти словесная модель окружающего мира, отражающая реальные объекты и явления в виде обобщённых понятий [1, 2]. Такое представление знаний об окружающем мире в обобщённой словесной форме позволяет развить у человека первый уровень понимания окружающего мира в ходе общения людей.

Воспринимая обращённую к нему речь, любой человек на достаточном для него уровне понимает услышанное и при необходимости вносит корректировку в миропонимание. В данном случае понимание обеспечивается в результате «сжатия» информации о бесконечном количестве окружающих нас объектов, отличающихся разными признаками и находящихся в различных взаимоотношениях, в ограниченное количество слов (обобщённых понятий) языка. При этом каждое понятие с помощью метода дедукции легко связывается с конкретным объектом.

Трансформация разговорного языка в письменный позволила создать условия, во-первых, для передачи знаний любого человека в общество на бумажных носителях и развить систему образования и науки, во-вторых, преобразовать у человека словесную модель окружающего мира в научную (словесно-символьно-графическую). В результате появилась возможность быстрого развития науки, а также развития и преобразования знаний в формы, обеспечивающие более высокие уровни понимания системы мироустройства и её различных областей.

Новые формы представления знаний связаны с их дальнейшим обобщением на основе метода индукции: развитие метода классификаций и формирование обобщённых законов, связывающих обобщённые понятия. В результате появилась возможность формирования научной картины окружающего мира, дающей глубокое понимание функционирования и развития системы мироустройства. Наиболее высокий уровень научного понимания обеспечивает структурный подход к изучению внутреннего строения различных объектов, а также систем взаимосвязанных объектов. Данный подход нашёл эффективное применение в системе патентования изобре-

тений, которая вносит основной вклад в развитие научно-технического прогресса в стране.

Таким образом, основной целью фундаментальной науки является формирование наиболее обобщённых понятий (терминов), а также законов, связывающих эти понятия. В результате формируется структура науки (философия науки), дающая наиболее высокий уровень понимания. При этом знание «сжимается» в небольшой объём информации, из которого с помощью метода дедукции раскрываются практически неограниченные знания об исследуемой области окружающего мира.

Как разговорный язык, так и язык любой науки содержит определённое количество слов (терминов), используемых для формирования знания об определённой области окружающего мира. Обычно данные термины приводятся в словаре, содержащем основные понятия и термины, используемые в науке.

Целью работы является создание структуры словаря обобщённых понятий и терминов, позволяющего систематизировать знания в определённой области науки и дать более глубокое понимание её сути.

В основе построения систематизированного словаря лежит структурный подход, позволяющий в рассматриваемой области науки выделить основные наиболее обобщённые понятия и системные связи между ними. Таким образом, выделяется суть науки, дающая глубокое её понимание. Далее компоненты, сформированные системой, постепенно раскрываются в виде систем более низкого уровня или классификаций. Систематизированный словарь является дальнейшим развитием в типологии словарей направления «идеографический словарь», в котором слова упорядочены не по алфавиту, а по смыслу.

Основные задачи исследования.

1. Рассмотреть особенности использования при формировании систематизированного словаря понятий и терминов, их обобщений и классификаций, а также обобщённых структур из анализируемой области науки.

2. Показать целесообразность использования графических представлений классификаций и структур при выполнении систематизации материала.

3. Показать актуальность составления содержания словаря на основе сформированных обобщённых классификаций и структур для облегчения поиска и понимания представленной в словаре информации.

4. Определить роль систематизированного словаря обобщённых понятий и терминов в развитии и представлении научных знаний.

Для решения поставленных задач использованы следующие научные методы исследования:

- метод индукции и дедукции;

- метод классификации;

- структурный (системный) подход;

- метод анализа и синтеза.

Научная новизна работы заключается в новом подходе к формированию содержания систематизированного словаря на основе использования обобщённых понятий и классификаций, обобщённых структур в определённой науке. При этом высший уровень обобщения находит отражение в основных разделах содержания, и далее в каждом разделе с помощью метода дедукции последовательно раскрываются знания на более низких уровнях обобщения.

Практическая ценность работы заключается в появлении возможности использования данного вида словарей как в проводимых научных исследованиях, так и в учебном процессе для углублённого понимания материала изучаемой дисциплины.

Основу словаря составляют слова (термины), при этом поясняющая информация о данных словах может сильно различаться по объёму (рис. 1). В орфографическом словаре [3] приводятся только отдельные слова (термины), в терминологическом [4] даются определения терминов, в толковом [5] приводится дополнительное толкование (разъяснение) смысла слов, а в энциклопедическом [6] приводятся целые статьи, разъясняющие смысл и особенности применения понятий.

Рис. 1. Классификация словарей в зависимости от объёма информации о приведённых словах

Сортировка терминов в словарях обычно осуществляется в алфавитном порядке, что может быть полезно человеку, начинающему изучать какую-либо науку. В этом случае легко можно найти нужное слово и прочитать его определение. На более высоком уровне познания такие словари становятся практически бесполезными, так как они никаким образом

не отражают структуру изучаемой дисциплины или науки, а также приводимые в них определения терминов практически не отражают взаимных связей терминов с другими, близкими по смыслу. Учитывая предыдущие рассуждения о формировании знаний, доступных пониманию, можно сделать вывод о необходимости формирования словарей, в которых расположение терминов осуществляется по их смысловой близости в соответствии с классификациями и структурами (системами), используемыми в науке. Поэтому формирование систематизированных словарей является важнейшей задачей любой фундаментальной науки.

Развитие науки связано с формированием её структуры, которая реализуется в виде обобщённых понятий и описания взаимных связей между понятиями. Такое формирование структуры полезно дополнять систематизированным словарём обобщённых понятий (терминов). В этом случае при формировании определений понятий полезно использовать описание взаимных связей между понятиями. То есть получается, что систематизированный словарь представляет собой описание формируемой структуры науки. Небольшой объём информации, представленный в словаре, делает его удобным для изучения, при этом изложенная в нём информация даёт глубокое понимание сути представленной в нём науки. Таким образом, использование систематизированного словаря терминов в учебном процессе совместно с основными учебными источниками информации (учебники, учебное пособие) позволит более глубоко понять изучаемый материал, а также развить мышление у обучающихся. Систематизированный словарь может сыграть большую роль в ходе выполнения научной работы. Благодаря его изучению у научного работника может сформироваться более глубокое знание о самой науке, а также понимание её проблем и возможностей их разрешения.

Рассмотрим особенности формирования систематизированного словаря терминов на примере разработанного систематизированного словаря терминов в сфере образования [7].

При составлении данного словаря использовались словари [8, 9] с расположением обобщённых понятий и терминов в алфавитном порядке. Из этих словарей были выбраны понятия и термины, связанные с системой

образования. Далее эти термины были рассор- системы образования может быть рассмотрена

тированы по двум направлениям: структура на трёх уровнях: министерство науки и выс-

системы образования; основные дисциплины шего образования; система высшего образова-

образовательного процесса (рис. 2). Структура ния; система среднего образования (рис. 3).

Рис. 2. Пример работы над составлением словаря в сфере образования

Рис. 3. Структура системы образования

Каждая из приведённых структур может быть рассмотрена в двух направлениях: вопросы организации структуры; основные выполняемые функции (рис. 4).

Рис. 4. Обобщённая структура уровня системы образования

Далее в словаре каждый элемент структуры делится на более мелкие структуры или классификации таким образом, чтобы следующая структура или классификация содержала небольшой объём обобщённых понятий, удобный для дальнейшего рассмотрения и анализа. Все последующие подразделения отражены в содержании словаря, который представляет собой систематизированную форму представления информации. Приведём примеры использования классификаций. Классификации функций министерства и организаций в системе высшего образования приведены на рис. 5-6.

Формирование системы ВУЗов и управление ими

Разработка образовательных стандартов по различным направлениям подготовки

Основные функции Министерства

Лицензирование направлений специальностей в ВУЗах

Мониторинг образовательного процесса

Аккредитация направлений специальностей

Рис. 5. Классификация основных функций Минобрнауки России в сфере образования

Перейдём к рассмотрению структуры второго раздела, посвящённого основным дисциплинам образовательного процесса. В обра-

зовательном процессе, отражённом в учебном плане, можно выделить две основные группы дисциплин (рис. 7).

Рис. 6. Классификация организаций в системе высшего образования Российской Федерации

Рис. 7. Основные группы дисциплин в образовательном процессе

Первый класс дисциплин предназначен для развития мыслительных способностей, усвоения полученных знаний и формирования миропонимания. Дисциплины второго класса помогают развить навыки практической деятельности в различных областях общественной жизни. Дисциплины первого класса отражают развитие наук и научного знания. В рамках данных дисциплин можно выделить три класса (рис. 8).

Язык науки [1] формируется из трёх составляющих: словесная форма (язык); сим-

волы (в основном математические); графика (визуальное представление информации в формах, удобных для понимания) (рис. 9).

Слова с помощью ассоциативных связей объединены в единый обобщённый образ с реальными объектами окружающего мира и поэтому являются реальными умственными моделями объектов. На основе слов в уме человека формируется словесная модель окружающего мира, которая используется в общении людей, обеспечивая глубокое понимание передаваемой информации.

Рис. 8. Классификация дисциплин учебного процесса

Слов сс на я форма

/Г. ы к науки

Символьная форма

Графическая форма

Рис. 9. Основные составляющие языка науки

Символы используются в различных науках и через зрительное восприятие помогают лучше понять представленную информацию. Следует отметить важную роль символов в формировании математических законов и математических моделей объектов и систем.

Графические представления предназначены для зрительного восприятия, что позволяет представить информацию на более высоком уровне понимания. В науке используется большое количество всевозможных графических форм: таблицы, различные графики и диаграммы, схемы, классификации, структуры, системы, алгоритмы и др. Зрительное восприятие значительно облегчает получение больших объёмов информации и даёт более глубокое её понимание.

Следующий раздел касается дисциплин, описывающих материальный мир. Познание материального мира осуществляется в двух основных направлениях: строение материального мира (пространственные представления) и история развития (временные представления) (рис. 10). Мир пространственных пред-

ставлений можно разделить на три области (рис. 11): микромир, макромир и мегамир.

Рис. 10. Основные направления познания материального мира

Рис. 11. Структура воспринимаемого материального мира

Строение макромира изучается географией, мегамир — в астрономии, а микромир — в физике и химии.

Более сложным и важным в процессе познания является мир живых существ. В рамках этого направления преподаваемые дисциплины

можно разделить на следующие группы (рис. 12): растения, животный мир и человек. Знакомство с миром растений осуществляется в рамках дисциплины ботаника, с животным миром — зоология, а с человеком — начинается с дисциплин анатомия и психология (рис. 13).

Рис. 12. Классификация живых существ

Рис. 13. Структура человека

Человек живёт в обществе, поэтому можно выделить следующие социальные образования людей (рис. 14): семья, государство, международное сообщество. Данные социаль-

ные образования изучаются в дисциплине об-ществознание и более глубоко в социологии и политологии.

Рис. 14. Классификация социальных образований людей

Основные функции человека: познавательная деятельность и практическая деятельность. Ранее были рассмотрены вопросы познавательной деятельности, но не менее важными являются дисциплины, позволяющие развить практические навыки в различных видах трудовой деятельности. Эта задача решается благодаря введению в учебный процесс следующих дисциплин: уроки труда, различные виды практик, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.

Выводы

1. Терминологические словари с расположением слов в алфавитном порядке не находят широкого применения в образовательном процессе. Они облегчают поиск слов и дают

краткую информацию только по найденным словам. Полученная в результате информация не вносит существенного вклада в понимание дисциплины, к которой относятся найденные слова. Поэтому большой объём информации, заключённой в словаре, используется на малые доли процента.

2. Роль систематизированного словаря обобщённых понятий и терминов многократно возрастает в изучении и понимании дисциплины (науки), так как в нём выделены и объединены в группы основные обобщённые понятия каждого раздела дисциплины. Большую роль играют и определения данных понятий, так как в них в своеобразной форме уточняются взаимные связи с другими понятиями данного раздела, а также других близких по смыслу

разделов науки. В результате такой словарь дополняет материал изучаемой дисциплины и позволяет глубже понять её суть.

3. При составлении систематизированного словаря целесообразно использовать обобщённые структуры и системы основных понятий с учётом их взаимных связей и отно-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бубнов А.В. Научные основы организации образовательной деятельности. Омск : ООО «Амфора», 2022. 56 с.

2. Бубнов А.В. Механизмы и методы познавательной деятельности, принципы формирования научного знания : монография. Омск : ООО «Амфора», 2024. 76 с.

3. Орфографический словарь современного русского языка. 100 000 слов. М.: Аделант, 2014. 800 с.

4. Макаренко С.И. Справочник научных терминов и обозначений. СПб.: Наукоёмкие технологии, 2019. 254 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.

6. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. / гл. ред. : А.М. Прохоров. М. : Большая Российская энциклопедия, 2001. Кн. 1: А-Н. Кн. 2: Н-Я. 2015 с.

7. Бубнов А.В., Минькова К.О. Систематизированный словарь обобщённых понятий и терминов в сфере образования. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2023. 48 с.

8. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. СПб. : ООО «Полиграфуслуги», 2005. 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М. : Аделант, 2014. 800 с.

Алексей Владимирович Бубнов — доктор технических наук, профессор, bubnov-av@bk.ru; Вла-да Владимировна Денисова — студентка; Кристина Олеговна Минькова — студентка; Омский государственный технический университет.

шений, а также классификации обобщённых понятий, сформированных в данной науке.

4. Взаимное использование систематизированного словаря по конкретной дисциплине и обобщённого конспекта по данной дисциплине позволит как облегчить изучение дисциплины, так и углубить её понимание.

REFERENCES

1. Bubnov A.V. Nauchnye osnovy organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti. Omsk : OOO «Amfora», 2022. 56 s.

2. Bubnov A.V. Mekhanizmy i metody pozna-vatel'noy deyatel'nosti, printsipy formirovaniya nauch-nogo znaniya : monografiya. Omsk : OOO «Amfora», 2024. 76 s.

3. Orfograficheskiy slovar' sovremennogo russ-kogo yazyka. 100000 slov. M.: «Adelant», 2014. 800 s.

4. Makarenko S.I. Spravochnik nauchnykh termi-nov i oboznacheniy. SPb.: Naukoemkie tekhnologii, 2019. 254 s.

5. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy / Rossiyskaya akademiya nauk. Institut russ-kogo yazyka im. V.V. Vinogradova. 4-e izd., dop. M.: Azbukovnik, 1999.

6. Rossiyskiy entsiklopedicheskiy slovar': v 2 kn. / gl. red. : A.M. Prokhorov. M. : Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2001. Kn. 1: A-N. Kn. 2: N-Ya. 2015 s.

7. Bubnov A.V., Min'kova K.O. Sistematiziro-vanny slovar' obobschennykh ponyatiy i terminov v sfere obrazovaniya. Omsk : Izd-vo OmGTU, 2023. 48 s.

8. Krylov G.A. Etimologicheskiy slovar' russ-kogo yazyka. SPb : OOO «Poligrafuslugi», 2005. 432 s.

9. Egorova T.V. Slovar' inostrannykh slov sov-remennogo russkogo yazyka. M. : Adelant, 2014. 800 s.

Aleksey Vladimirovich Bubnov — Doctor of Technical Sciences, Professor, bubnov-av@bk.ru; Vlada Vladimirovna Denisova — Student; Kristina Olegovna Minkova — Student; Omsk State Technical University.

Статья поступила в редакцию 07.05.2024 г.

-^ Цитаты

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Чарльз Диккенс, английский писатель, прозаик, стенограф, репортёр

Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.

Ралф Уолдо Эмерсон, американский эссеист, поэт, философ, пастор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.