Научная статья на тему 'Особенности соревновательной деятельности фехтовальщиков- рапиристов с ограниченными возможностями'

Особенности соревновательной деятельности фехтовальщиков- рапиристов с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майорова Любовь Теодосьевна., Соболева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности соревновательной деятельности фехтовальщиков- рапиристов с ограниченными возможностями»

Заметим, обозначенные выше внешние воздействия оказывают значительное административное влияние на процесс формирования и достижения определенного уровня профессионализма современного практикующего учителя (на формирование эталонного учителя). Считаем уместным в данном случае напомнить о том, что в теории менеджмента есть четкое понимание того, что работник становится успешным в профессии при условии совпадения производственных целей с личными. Работодателю (менеджеру) рекомендуется делать все возможное, чтобы такое совпадение состоялось. Существует ли у учителя школы возможность заниматься саморазвитием в соответствии с личными целями и представлениями о собственной карьерной ориентации?

Мы убеждены, что существует, но недостаточно реализуется. Каждый учитель, приходит в профессию с надеждой стать успешным, востребованным, уважаемым, полезным, т.е., полным желания реализовать свои карьерные амбиции. Представления о карьерном развитии, скорее всего, будут различаться в том числе, в зависимости от принадлежности к одному из шести перечисленных выше образовательных уровней. Совершенно очевидно, что каждый из учителей сначала мысленно, а потом и реально сформулирует собственный путь самосовершенствования и самореализации в профессии, но сможет ли он реализовать его самостоятельно, без поддержки администрации? Думаем, нет! Нужна добрая воля администраторов, заинтересованных в совпадении целей школьной организации и учителей, должны появиться вариативные образовательные маршруты восхождения учителей к пикам самореализации.

Помочь в разработке и последующей реализации индивидуальных образовательных маршрутов учителей может и обязан руководитель образовательной организации. Во власти руководителя, как центральной фигуры и основного субъекта управления, создать условия для самореализации учителей в стенах образовательной организации. Более того, он должен предусмотреть для учителей возможность трансформации профессионального роста в должностной через разработку плана карьеры (карьеро-граммы).

Подготовка компетентных учителей не происходит мгновенно - это поэтапный, длительный процесс "выращивания" посредством развития и саморазвития, образования и самообразования, накопления опыта, социо-куль-турных, профессиональных, коммуникативно-конструктивных и других знаний, умений и навыков. На наш взгляд, в этой связи правомерно говорить о разработке подходов к моделированию карьерного процесса, созданию основ стратегического управления карьерой на основе антропологического, системно-деятельностного подходов, элементов синергетики и моделирования.

Согласование процессов профессионального развития посредством административного выравнивания и одновременного создания персонифицированных маршрутов последовательного саморазвития и самореализации педагогов с учетом их личных интересов, по нашему мнению, привлечет учителей в профессию, создаст ситуацию успеха и закрепит их на рабочем месте. В школу, где интересы образования и интересы личности совпадают, придет современный молодой учитель!

ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ -РАПИРИСТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Майорова Любовь Теодосьевна.

к.п.н., доцент кафедры ТиМБФЕ СибГУФК, г.Омск Соболева Наталья Александровна

доцент кафедры физического воспитания ОмЮА, г.Омск

Оптимизация спортивной тренировки, индивидуализация процесса подготовки спортсмена невозможна без получения объективных данных об особенностях соревновательной деятельности.

Мы предположили, что соревновательная деятельность фехтовальщиков-рапиристов с ограниченными возможностями имеет свои особенности, выявление которых позволит конкретизировать процесс технико-тактической подготовки, что в свою очередь позволит повысить эффективность соревновательной деятельности.

В фехтовании на рапирах критерии оценки результативности уколов определены правилами соревнований. Это, как и в сабле, тактическая правота атак и ответов в ситуациях нанесения взаимных и одновременных уколов, а также возможности опередить атаку (ответ) контратакой (повторным уколом) [2, с. 43].

Особенностью фехтования на рапирах, также как в других видах оружия, на колясках являются малые перемещения поражаемой поверхности участников после начала схваток, которые ограничены наклонами туловища вперед (назад) и влево (вправо) [3, с. 12].

Педагогические наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельность ведущих фехтовальщиков-рапиристов с поражением опорно-двигательного аппарата показали, что спортсмены используют в небольшом объеме подготавливающие действия, несмотря на то, что современные рапиристы для нанесения укола в среднем использует 149 подготавливающих действий, а целям нанесения одного действительного укола служат 36 подготовительных действий [1, с. 46].

Одной из особенностей фехтования на рапирах является близкая дистанция, которую очень сложно разо-

рвать, т.е. приходится совершать очень много интенсивной работы. Фехтование активное, пауз между схватками почти не бывает. За меньшее количество времени проводится большее количество приемов. Постоянная борьба оружием в бою. Почти нет возможности подготовиться к атаке, растянуть дистанцию, а сразу же идут действия.

Выявлено, что в технике действий клинком две типовые верхние позиции (шестая и четвертая) и две нижние (седьмая и восьмая) позиции, аналогичные соединения и защиты. Преобладают переводы над переносом [5, с. 18].

Разновидности атак и защит взаимозаменяемы при реализации различных тактических намерений. Однако преобладают обусловленные атаки, контратаки, ответы. При этом выбор сектора нанесения укола уколов в атаках и ответах чаще всего преднамеренный, а схватки при единоборстве клинками нередко переходят в многоактные. Имеют место проблемы сужения амплитуды движений клинком, достижения точности уколов в атаках и ответах [4, с. 32].

Нотационная запись боев позволила определить типовые характеристики применения средств ведения боя, отражающие современные тенденции фехтования на рапирах среди инвалидов.

Так, в засчитываемых схватках, превалирует стремление бойцов добиться решения тактических задач за счет применения атаки (53,5%). Защиты и ответы, контрзащиты и контрответы являются главным средством противодействия атакам и ответам (32,1%), причем, более чем вдвое чаще используются в сравнении с контратаками (14,4%)

Наиболее значимым показателем является высокая результативность контратак 62,9 % при немалом объеме их применения (14,4 %). Причина, по-видимому, заключается в том, что контратакующий рапирист затрудняет противнику нанесение точного укола. Контратака оказывается результативной даже без выигрыша темпа из-за промаха атакующего или возникающей против его клинка оппозиции.

Среди атакующих действий «неожиданным» является относительно малый объем применения атак с финтами (31,0 %) и значительно превышающий объем применения атак с действием на оружие (43,9 %).

Подавляющая часть атак с действием на оружие (76,9 %) выполняется в 4-е соединение (батманы - 55,0%, захваты - 21,9%), а почти все остальные в 6-е соединение (батманы - 8,9 %. Захваты - 14,2 %). Действия на оружие в нижние позиции носят эпизодический характер.

При парировании нападений основная нагрузка падает в боях на две верхние прямые защиты, 4-ю и 6-ю и ее технические разновидности, которые можно назвать высокой шестой или девятой (5,9%). Нижние защиты зарегистрированы в крайне малых объемах. 7-я занимает 1,7 %, а 8-я или 2-я - 4,8 %. Выявленной особенностью является значительный объем применения обобщающих за-

щит в бою спортсменами с поражением опорно-двигательного аппарата (32,9%) и крайне малый объем применения круговых защит (5,3 %).

Установлено следующее распределение нападений по секторам поражаемой поверхности: первое место занимают уколы в туловище - 77%. Значительно меньший процент составили уколы, нанесенные в область спины и бока -23 %. Наибольшее количество уколов приходится на нижние сектора. Спортсменам и тренерам следует обратить внимание на существенное количество уколов в нижний сектор, что косвенно подтверждает важность применения обобщающих защит, а также необходимостью освоения приемов ведения боя, нередко завершаемого нападениями в данный сектор.

Исследования показали, что в фехтовании на рапирах у фехтовальщиков и фехтовальщиков рапиристов с поражением опорно-двигательного аппарата есть много общего. Так нанесение действительного укола заканчивалось 53,6 % атак в схватках, анализируемых судьей. В не-поражаемую поверхность наносилось 26,3 % уколов, а в 20,1 % атак заканчивалось промахом, попаданием в защиту или оппозицию к противнику.

Анализ тактических аспектов ведения поединков, проведенных на рапире, показывает, что в тактической борьбе рапиристов превалирует стремление спортсменов опередить нападение противника, первым начав атаку. Отсюда существенное превышение объема схваток, проведенных наступательное (85,2%), в противовес оборонительным (14,8 %)

В процессе тренировочной деятельности следует обращать внимание тренировке на скорость преднамеренных действий (простых) как в атаке, так и защите; на узкое движение концом оружия, вытекающее из ограниченности поражаемого пространства.

Сужение амплитуды движений клинком при выполнении атак с финтом и атак батманом (захватом), достижения точности уколов в поражаемое пространство рапиристов.

Список литературы:

1. Павлов, А.И. Специальные тактические умения применять атакующие действия в фехтовании // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Научно-педагогические проблемы спортивного фехтования Сборник статей / Под общ. ред. А.И. Павлова. - Смоленск: СГАФКСТ, 2005. - С . 46-52.

2. Правила организации и проведения соревнований по спортивному фехтованию Российской Федерации /Под общ. ред. А.И. Павлова. - М., 2007. - 128 с.

3. Тышлер, Д.А. Фехтование на колясках. Содержание и методики тренировки / Д.А. Тышлер, Е.Б. Белкина. - М.: Человек, 2010. - 144 с.

4. Тыщлер Д.А. Фехтование. Начальное обучение. Технико-тактические приоритеты. Методики и упражнения / Д.А. Тышлер. - М., 2010. - 133 с.

5. Тышлер, Д.А. Фехтование. От новичка до чемпиона / Г.Д. Тышлер. - М.: Академический Проект, 2007. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.