Научная статья на тему 'Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах)'

Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ / ДИАГНОСТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА / ТРЕНИНГ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА / CREATIVE PROFESSIONAL THINKING / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF A CREATIVE THINKING / DIFFERENT TYPES OF PROFESSIONAL TASKS / THE DIFFERENT TYPES OF PROFESSIONAL TASKS / SITUATIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапов М. М.

В статье обсуждается вопрос о том, как научить психолога учиться творческому мышлению на всех этапах его профессионализации. Процесс профессионального мышления оценивается через проблемность как неотъемлемую черту познания, выражающую субъективное состояние познающего. Рассматриваются особенности и этапы формирования творческого мышления психолога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашапов М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF DEVELOPING CREATIVE THINKING FOR THE PSYCHOLOGIST. SITUATIONAL APPROACH AS A METHOD OF RESEARCH AND CREATIVE PROFESSIONAL THINKING

The article presents resources for using the situational approach as a method of research and creative professional thinking for the psychologist. The characteristics and fundamental properties of the approach, as well as its principles, laws, mechanisms and elements are defined. It is proven that the psychological structure of a psychologist's creative thinking is relative and depends on the peculiarities of the different types of professional tasks and specific situations which appear at the different stages of education. Highlevel demonstration of these elements reveals the overarching professional difficulties, whereas low-level actualization of these elements determines the situational professional problems. The psychological bases of the shaping of creative professional thinking of the psychologist on the grounds of the situational approach are stated

Текст научной работы на тему «Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах)»

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА (НА ДОВУЗОВСКОМ, ВУЗОВСКОМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ЭТАПАХ)

М.М. Кашапов (Ярославль)

Аннотация. В статье обсуждается вопрос о том, как научить психолога учиться творческому мышлению на всех этапах его профессионализации. Процесс профессионального мышления оценивается через проблемность как неотъемлемую черту познания, выражающую субъективное состояние познающего. Рассматриваются особенности и этапы формирования творческого мышления психолога.

Ключевые слова: творческое мышление, уровни проблемности, диагностика, формирование творческого мышления психолога, тренинг творческого мышления профессионала.

Нельзя творчески работать, не умея творчески мыслить. Как научить учиться творческому мышлению? Наиболее рациональный путь обучения мышлению посредством раскрытия его творческой сущности связан с организацией коллективной мыслительной деятельности. Основным её инструментом является рефлексия процесса и результата деятельности - нахождение затруднений, формулирование проблемы, выяснение причин неприемлемости нормативного подхода к ее решению. Для формирования творческого мышления необходимо предоставить обучаемым самостоятельность в процессе учебной деятельности, а также создать обстановку, благоприятную для самовыражения, всячески поддерживать неординарные решения.

Однако лишь 18% преподавателей умеют создавать условия, необходимые для формирования творческого мышления. Такие данные представлены в работах В.А. Якунина, Д.В. Вилькеева, Л.М. Митиной, Ю.Н. Кулюткина и др. В наших исследованиях получены аналогичные результаты, которые были установлены с помощью разработанной Е.М. Григорьевой, О.Н. Ракитской, А.А. Зверевой, Ю.А. Аду-шевой, М.М. Кашаповым методики диагностики абнотивности. Под абнотивностью мы понимаем комплексную способность преподавателя к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного обучаемого, способность заметить одаренного обучаемого и оказать ему психолого-педагоги-ческую поддержку, необходимую для проявления и дальнейшего совершенствования творческого мышления.

На следующем этапе были проведены 3 цикла работ, направленных на исследование и формирование творческого мышления психолога. Первый цикл осуществлялся на этапе допрофильного и профильного обучения в психолого-биологическом классе школы № 43 г. Ярославля (Т.В. Огородова, Ю.Б. Гречнева, М.М. Кашапов, О.Ю. Завьялова и др.), второй - на факультете психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова (М.М. Кашапов, И.В. Корнева, Ю.А. Адушева и др.); третий - на этапе профессиональной деятельности психологов-практиков

(М.М. Кашапов, Т.Г. Киселева, Е.В. Коточигова, И.В. Серафимович, Ю.В. Скворцова и др.). Под профессиональным мышлением мы понимаем совокупность таких интеллектуальных умений, реализация которых обеспечивает субъекту успешное осуществление деятельности. Развитое, зрелое мышление профессионала проявляется в умении ставить профессиональные цели, решать профессиональные задачи, используя знания, умения, навыки, полученные как в учебной, так и в профессиональной деятельности. На основе ситуационного анализа нами были установлены следующие важнейшие характеристики творческого профессионального мышления.

В качестве единицы мышления мы рассматриваем проблемность как неотъемлемую черту познания, выражающую субъективное состояние познающего. Проблемность порождает процессы мышления и рефлексии, направленные на «снятие» профессионально значимых противоречий. Выделение именно такой единицы позволяет сформулировать операциональное определение профессионального мышления, под которым мы понимаем высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения проблем-ности, выявления внешне не заданных, скрытых свойств познаваемой и преобразуемой действительности. Творческий компонент профессионального мышления характеризуется конструктивным выходом за привычные схемы мышления и действия.

Уровни и типыг. Процесс профессионального мышления рассматривается нами на двух уровнях: ситуативном и надситуативном. Доминирующий ситуативный и доминирующий надситуативный уровни являются полюсами континуума уровней мышления. Умение устанавливать надситуативную проблем-ность в процессе решения проблемных ситуаций не только способствует активизации мыслительной деятельности, но и оказывает большое влияние на личностное развитие психолога. А это, в свою очередь, ведет к формированию личностных позиций, убеждений, помогая тем самым психологу совершенствовать свою деятельность. Личностный уровень характеризуется совокупностью отношений психолога к проблемной ситуации в целом, к себе самому и сво-

ей деятельности. Именно поэтому надситуативный уровень разрешения проблемности связан с самоактуализацией психолога.

Диагностика над ситуативной проблемности включает в себя систему показателей: критичность мышления; доказательность и обоснованность своей профессиональной авторской позиции; способность ставить проблемные вопросы и вести дискуссию; готовность к адекватной самооценке. Все это предполагает активную разработку и внедрение в практическую деятельность психолога условий и средств формирования умений обнаруживать надси-туативную проблемность. Формирование мышления - это изменение сложившихся ранее особенностей мышления профессионала в связи с необходимостью приведения его в соответствие с новыми требованиями. Профессионализм мышления выражается в умении видеть направление развития современных психологических проблем и находить наиболее эффективные средства их решения. Тактической задачей исследования профессионального мышления является поиск оснований для сравнения ситуативного и надситуативного уровней мышления. Исследование уровней обнаружения проблемности в процессе разрешения конкретной проблемной ситуации должно соответствовать следующим условиям:

1. Показатели уровня обнаружения проблемнос-ти зависят от индивидуальных особенностей субъекта деятельности и связаны с условиями и предметным содержанием конкретной ситуации. У одного и того же психолога в зависимости от выявленных им параметров может проявляться различный уровень обнаружения проблемности в решаемой ситуации.

2. Изучение уровня проблемности - это исследование не характеристик психолога как личности, а лишь выявление характеристик его как субъекта деятельности, т.е. субъектных характеристик. Знание проблемности позволяет определить вектор и содержание семантически-ориентированного поля профессионального мышления психолога.

3. Профессиональные мыслительные умения психолога организованы в контексте выполняемой деятельности и реализуются на двух уровнях. Ситуативный уровень - это решение комплекса текущих, актуальных профессиональных проблемных ситуаций. Надситуативный - решение психологом проблемной ситуации, связанной с перспективой личностного развития психолога.

4. Выявление и осознание психологом надситуа-тивной проблемности - это его самостоятельный вывод о способах решения внутренних проблем, т.е. разработка программ дальнейшего самоизменения, саморазвития, самоуправления собственным личностным ростом. Надситуативная проблемность - это уровень обнаружения проблемности, характеризующийся «оттормаживанием» одних конкретных при-

знаков ситуации и выбором таких, которые отражают сущность затруднения в данной ситуации.

5. Реализация надситуативной проблемности позволяет психологу не только поставить психологический «диагноз» собственных личностных проблем, но и гипотетически проработать конкретные способы их решения, исходя из своего опыта, внутренних ресурсов, волевого и эмоционального настроя.

На этапе вузовского исследования получены следующие результаты.

1. Существуют значимые различия между уровнем профессионального мышления у студентов-пси-хологов. Студенты 3-х и 4-х курсов обладают большей надситуативностью в разрешении проблемных ситуаций, чем студенты 1-х и 2-х курсов.

2. Существуют значимые различия в уровне про-блемности у студентов-психологов в начале и в конце учебного года: у студентов 3-х и 4-х курсов в конце учебного года уровень надситуативной проблем-ности увеличился.

3. Существует взаимосвязь между уровнем профессионального мышления студентов-психологов и уровнем самоактуализации: у студентов-психологов с надситуативным уровнем мышления уровень самоактуализации намного выше, чем у студентов-пси-хологов с ситуативным уровнем мышления.

Структура. Установлена значимая корреляционная связь между основными компонентами творческого мышления (мотивационно-целевой, креативный, прогностический, рефлексивный) и уровнем обнаружения надситуативной проблемности. Высокий уровень проявления указанных компонентов обусловливает обнаружение надситуативной, а низкий уровень их актуализации - ситуативной про-блемности в решаемой ситуации. Существуют некоторые особенности структуры профессиональной деятельности психолога, которые, по нашему мнению, могут влиять на его мышление.

1. Профессиональная деятельность психолога балансирует между традициями, шаблонами, догмами и творчеством, свободой, инновациями, поэтому важно четко соблюдать оптимальную меру между этими крайностями. Процесс возникновения профессионального мышления связан с наличием проблемности в осмыслении возникшей ситуации. Благодаря установлению проблемности объективная профессиональная ситуация трансформируется в профессиональную (субъективную) проблемную ситуацию, через которую связаны мышление и деятельность психолога.

2. В способности реализации предельных целей посредством частных целей, умении их использовать и состоит мастерство психолога. Профессиональные цели формулируются не в виде действий психолога, а с точки зрения результатов деятельности заказчика.

3. В конкретной ситуации психолог сам вычленяет и решает проблему. Психолог несет ответствен-

ность за свои решения, их реализацию и сам определяет практическую значимость и выполнимость выработанного решения.

Свойства: активность - преобразующая позиция субъекта мышления; специфичность объекта мысли, которым является не сам объект изучения или труда, а вся взаимодействующая система (субъект действия, его воздействие на объект и сам объект труда); индивидуализированность мышления, обобщенность знания, т.е. профессиональное мышление зависит от индивидуальных приемов действия, от имеющихся средств исследования, от конкретной профессиональной деятельности; действенность, т.е. внесение изменений, преобразований; двойственность задач; субъектность объекта труда; самостоятельность - направленность на поиск собственных способов разрешения постоянно меняющихся, вариативных ситуаций.

Механизм перехода с ситуативного уровня мышления на надситуативный позволяет профессионалу в более полной мере актуализировать собственный творческий потенциал. Такой переход осуществляется через речевые конструкции + рефлексивные средства (осознание того, что стоит за рамками конкретной ситуации. Реализация мета-позиции в осмыслении происходящего характеризуется отсутствием ситуационной, внешней детерминистической зависимости) + внешняя помощь (обучение приемам над-ситуативного мышления). Учет данного механизма позволяет успешно формировать приемы надситуа-тивного мышления как психологическую основу творческого профессионального мышления.

Механизм синергетической альтернативы является способом снятия рассогласований в профессиональной деятельности. Это обнаружение такого варианта выхода из ситуации, который не только устранял бы её исходную противоречивость, но и заставлял бы сами противоречия «работать» на преодоление друг друга. Работа профессионала не может стать творческой, если не обеспечены механизмы её диссоциации и ассоциации. Разложить действительность на элементы, освоить их для того, чтобы потом в конкретных условиях быть способным целенаправленно воссоединить их в необходимой комбинации, - вот суть творческого мышления профессионала.

Закономерности творческого мышления, с одной стороны, базируются на общих законах мышления, а с другой стороны, имеют свою специфику. Закономерность мышления - это причинно-следственные отношения, определяющие направление и эффективность мыслительного процесса. Творчество, согласно психологической закономерности, установленной Я.А. Пономаревым, является таковым лишь до тех пор и в тех ситуациях, в которых происходит саморазвитие личности, что невозможно без опоры на резервы самоуправления личности. Творческая лич-

ность чаще отклоняется от жестких стандартов. Это помогает человеку наиболее взвешенно относиться к ситуации. Каждый человек является творцом, если он активно занимается саморазвитием. Проявление закономерностей творческого профессионального мышления характеризуется подъемами и спадами.

Особенности формирования творческого мыгшле-ния. Существенную роль в формировании творческого мышления играет специально сконструированная социально-учебная ситуация. Она является необходимым моментом для раскрытия и саморазвития творческой активности человека. Для достижения поставленной цели следует:

1. Развивать потребность человека в оптимизации своей мыслительной деятельности. Ошибкой начинающих преподавателей является ожидание вопросов от аудитории по содержанию излагаемого материала. Некоторые педагоги так и не могут дождаться таких вопросов. Если же учитель в ходе сообщения учебной информации сам задает вопросы, то, возможно, сработает психологический механизм интерференции: постепенно у обучаемых возникнет желание задавать собственные вопросы. Другой ошибкой является игнорирование назойливых вопросов «почемучек». В этом случае целесообразно попросить спрашивающего попробовать самому ответить на свой вопрос. Поиск ответа важно направить на самостоятельное раскрытие глубинных связей, что может приводить к отказу от старых схем.

2. Создавать доброжелательную атмосферу принятия того, что делает и что думает обучаемый, способствующую направлению его активности на самостоятельный поиск истины, своевременно поощрять такой поиск. Подкрепление собственного мнения человека важно, поскольку каждый способен увидеть в определенной мере что-то особенное.

3. Так учить человека самостоятельно и творчески мыслить, чтобы он не ставил ценность информации в зависимость от авторитета её источника. Освобождение ценности информации обеспечивает открытое обсуждение рассматриваемых проблем. Э.В. Ильенков подчеркивал, что ум с самого начала надо воспитывать так, чтобы противоречие служило для него толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи, а не только того, что о ней сказали другие люди. Учить специфически человеческому мышлению - значит учить диалектике, умению фиксировать противоречие, а затем находить ему действенное разрешение [5].

4. Сформировать у человека способность ревизовать свою привычную точку зрения, развить интерес и умение возражать себе. Самостоятельную творческую личность формирует самостоятельная творческая деятельность.

5. Создавать такие ситуации, находясь в условиях которых человек имел бы возможность замечать

широкие связи между проблемами, объектами и явлениями. Если он осознает их значимость, то ему легче принимать на себя ответственность за решение возникающих проблем.

6. Знать общие правила и закономерности мыслительной деятельности, по которым целесообразно мыслить и действовать. Важную роль играет создание собственной методологической базы, информационных фондов, специализированных языков описания проблемы в позитивном ключе, умение находить адекватные методические средства поддержки решения проблемы. Знание закономерностей явлений, как считает Г.С. Альтшуллер, даёт ключ к управлению ими [2]. Незнание этих закономерностей делает явления роковыми. Закономерности не бывают ни плохими, ни хорошими. Они могут быть «ещё неизвестными» или «уже известными».

7. Осуществлять практическую проверку этих правил и самоконтроль. Традиционная логика выделяет четыре качества логического мышления: 1) определённость; 2) последовательность; 3) непротиворечивость; 4) обоснованность. Эти качества связаны с четырьмя законами мышления: 1) закон тождества; 2) закон противоречия; 3) закон исключения третьего; 4) закон достаточного основания.

Этапы! формирования творческого мышления. На первом этапе актуализируется поиск, отбор и накопление профессионально значимых качеств творческого мышления на основе выработанных критериев, формируется система понятий, проявляющаяся в обобщенном представлении о творческом профессиональном мышлении. На втором этапе происходит стабилизация состава профессионального мышления на основе формирования целостной структуры, в которой выделяются более значимые и менее значимые компоненты и связи. Этот этап посвящен освоению системы действий в осваиваемой области, что достигается широким использованием проблемного обучения, в ходе которого развивается самостоятельное мышление. На третьем этапе завершается свертывание структуры профессионального мышления, переход её из состояния развития в состояние использования, функционирования в конкретной ситуации. Этот этап характеризуется применением поисковых методов обучения решению нестандартных задач.

На каждом этапе реализуются следующие звенья творческого процесса: потребность в новой идее; выделение проблемы; отход от внутреннего ограничения рамок возможных решений; поиск, распознавание и выбор нужной комбинации среди множества других возможных; многократные усилия по приближению решения, приходящего чаще всего внезапно; кристаллизация решения.

Показатели сформированности творческого мышления. Об уровне развития творческого мышления можно судить по следующим показателям.

1. Оригинальность мысли, возможность получения ответов, разительно отличающихся от привычных (редкость, нетривиальность решений). Нестандартное мышление и восприятие мира. Развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода.

2. Спонтанная активность при решении профессиональных проблемных ситуаций. Быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей. Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями, а также выделение необходимых и достаточных условий решения задачи. Степень разработанности, детализации решений.

3. Восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений. Видеть новую проблему, устанавливать её связь с другими проблемами. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу развития проблемы. Способность найти несколько непривычных функций объекта или его части.

4. Гибкость (разнообразие вырабатываемых решений). Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы. Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок. Развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождение от её влияния.

5. Рост высказываний рефлексивного характера, в том числе и направленных на анализ причин своего поведения, неадекватного для решения проблемы той или иной конкретной ситуации. В случаях успешного поведения, являющегося новым для субъекта, анализируются причины традиционного для него поведения в аналогичных ситуациях.

Продуктом профессионального мышления является снятие проблемности в конкретной ситуации и выработка обобщенного способа действия, или приема. Обобщенность цели профессиональной деятельности, а также отсроченный характер принятых и реализованных творческих решений приводят к иерархичности процессов и результатов мышления. Особенно важным является умение увидеть, сформулировать сверхзадачу с учетом позитивной дальней и ближней перспективы. Именно в умении устанавливать надситуативную проблемность выражается конструктивность и конкретность мышления профессионала. Благодаря актуализации надситуативного типа мышления происходит преобразование профессиональной деятельности, приводящее к совершенствованию себя как субъекта.

С учетом установленных особенностей профессиональной деятельности была разработана программа

тренинга творческого мышления профессионала (72 часа), которая развертывается в процессе осуществления следующих образовательных функций: ревизия собственной психологической картины жизнедеятельности; создание условий, необходимых для овладения современными методами познания и самопознания; ориентация в перспективах собственного творческого личностного и профессионального роста.

Условия проведения интеллектуального тренинга: а) рассмотрение всех ответов, даже самых неожиданных, непривычных и странных, как ответов ценных, достойных внимания; б) поддерживание стремления участников к поиску новых и эвристических ответов; в) создание доброжелательной атмосферы; г) использование «дискуссионных качелей» как средства группового поиска нового, оригинального решения обсуждаемой проблемы.

Основные разделы! тренинга творческого мышления профессионала. Раздел I. Как научиться творчески думать? Блок 1. Творческая направленность личности. Блок 2. Творческое мышление как свойство интеллекта. Блок 3. Творческое мышление как процесс. Блок 4. Творческое мышление как деятельность, в результате которой создается новый и оригинальный продукт. Структура блока включает краткую характеристику определенного качества творческо-

го мышления. В каждом блоке описано более 15-17 интеллектуальных качеств. Все изучаемые на тренинге качества, а их более 60, в своей совокупности образуют творческое мышление. После рассмотрения конкретного качества участникам тренинга предлагаются тестовые задания, упражнения и другие тренинговые процедуры. Раздел II. Как творчески (бесконфликтно) реагировать на замечания? Раздел III. Тренинг личностного роста профессионала на основе гештальт-терапии.

Оценка эффективности тренинга проводилась по следующим критериям: адекватность, экономичность, оперативность, креативность профессионального мышления.

Таким образом, разрешение профессиональных проблем психолога связано с решением определенных вопросов. С одной стороны, с организацией ряда внешних условий (методическое обеспечение, своевременное обучение и др.), направленных на становление педагога-психолога как субъекта деятельности. С другой стороны, с мерами, направленными на его личностное развитие, удовлетворяющими потребности в повышении компетентности, которая позволит не только профессионально ставить цели и задачи, но и выбирать эффективные, адекватные поставленным целям средства, способы и приемы.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 04-06-00250а).

Литература

1. Адушева Ю.А., Кашапов М.М. Особенности творческого профессионального мышления психолога // Проблемы совершенствова-

ния высшего психологического образования / Под ред. проф. А.В. Карпова. Ярославль, 2004. С. 29-46.

2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

3. Гречнева Ю.Б., Огородова Т.В., Кашапов М.М. Особенности взаимосвязи творческого мышления и мотивации достижения уча-

щихся профильных классов // Ярославский психологический вестник. Вып. 15. Москва; Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2004. С. 157-160.

4. Завьялова О.Ю., Огородова Т.В., Кашапов М.М. Особенности творческого мышления школьников и студентов в контексте про-

филизации обучения и профессионализации // Ярославский психологический вестник. Вып. 15. Москва; Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2004. С. 160-161.

5. Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Наука и жизнь. 1984. № 8. С. 14-20.

6. Киселева Т.Г., Кашапов М.М. Модель профессиональной компетентности психолога в соответствии со стандартами образования

// Социальная психология. 2003. Вып. 1 (5). С. 91-94.

7. Кашапов М.М. О некоторых проблемах социальной адаптации школьного психолога в педагогическом коллективе // Психологи-

ческие аспекты гуманизации педагогического процесса. Ярославль: ЯрГУ, 1991. С. 35-41.

8. Кашапов М.М. Психолого-педагогический тренинг творческого мышления // Психология профессионального педагогического

мышления / Под ред. М.М. Кашапова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. С. 331-397.

9. Кашапов М.М. Особенности творческого профессионального мышления психолога-консультанта // Ярославский психологичес-

кий вестник. Вып. 14. Москва; Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2004. С. 20-27.

10. Кашапов М.М. Особенности консультативной рефлексии психолога // Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Набережные Челны, 19-20 августа 2005 г.) / Под ред. Р.А. Ахмерова, Г.С. Прыгина. Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2005. С. 318-321.

11. Кашапов М.М. Особенности формирования творческого мышления профессионала // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. ИП РАН, 1920 сентября 2005 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 367-372.

12. Кашапов М.М. Ситуационный подход как метод исследования и формирования творческого профессионального мышления // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод психологии / Под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого, В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2005. С. 155-166.

13. Корнева И.В., Кашапов М.М. Особенности становления профессионального мышления психолога (вузовский этап) // Ярославский психологический вестник. Вып. 15. Москва; Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2004. С. 76-81.

14. Коточигова Е.В., Киселева Т.Г., Кашапов М.М. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // Социальная психология. 2003. Вып. 1 (5). С. 39-44.

THE PECULIARITIES OF DEVELOPING CREATIVE THINKING FOR THE PSYCHOLOGIST.

SITUATIONAL APPROACH AS A METHOD OF RESEARCH AND CREATIVE PROFESSIONAL THINKING M.M. Kashapov (Y aroslavl)

Summary. The article presents resources for using the situational approach as a method of research and creative professional thinking for the psychologist. The characteristics and fundamental properties of the approach, as well as its principles, laws, mechanisms and elements are defined. It is proven that the psychological structure of a psychologist’s creative thinking is relative and depends on the peculiarities of the different types of professional tasks and specific situations which appear at the different stages of education. High-level demonstration of these elements reveals the overarching professional difficulties, whereas low-level actualization of these elements determines the situational professional problems. The psychological bases of the shaping of creative professional thinking of the psychologist on the grounds of the situational approach are stated.

Key words: creative professional thinking, psychological structure of a creative thinking, different types of professional tasks, the different types of professional tasks, situational approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.