Научная статья на тему 'Особенности содержания труда персонала коммерческого банка и новые тенденции в его организации'

Особенности содержания труда персонала коммерческого банка и новые тенденции в его организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселова Е. Г.

Содержание труда банковских специалистов отличает высокий уровень регламентации выполнения трудовых функций. Роль финансового посредника на рынке финансовых ресурсов требует от банковских служащих поиска новых методов сохранения и завоевания позиций на рынке. Использование реинжиниринга первичных процессов для построения бизнес-процесса инновационной деятельности как административного процесса, интегрирующего действия персонала на развитие бизнеса через формирование и использование разных видов инноваций, обеспечивает согласование разнонаправленных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания труда персонала коммерческого банка и новые тенденции в его организации»

3. Итоговая потребность в специалистах инновационных предприятий г. Томска и Томской области составит в 2005 г. - 670 чел. с учетом прогноза по созданию новых компаний. Количественные результаты прогнозирования проверены по данным 2004 г., и ошибка составила не более 6 %.

4. Средняя потребность в целом по инновационным предприятиям составляет 12 чел. в год на предприятие, при этом по гуманитарным специальностям - 2 и 10 по техническим, что составляет соответственно 16,7 и 83,3 %.

5. Выявлена особенность формирования потребности для новых инновационных компаний,

которая составляет в среднем 6 чел., в том числе 2,5 - по гуманитарным специальностям и 3,8 чел. - по техническим. Это подтверждается экспертными оценками формирования типовой команды для реализации инновационных проектов. В дальнейшем потребность остается на уровне 6 чел. в год на предприятие, однако структура ее изменяется, и увеличивается спрос на технические специальности до 4,5 чел.

6. Установлена отрицательная корреляция потребности в специалистах и высокой доли специалистов в структуре занятых. Воздействие этого фактора приводит к уменьшению потребности в специалистах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Приложение № 1 к приказу Минобр. России от 4.04.2003 № 4482 0К009-2003. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2003. - 66 с.

2. Результаты независимого мониторинга Региональной инновационной стратегии за 2002-2003 гг. // IRBA.RU. - Томск. -№ 1. - 2005. - С. 40-45.

УДК 331.108.2

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Е.Г. Новоселова

Томский филиал АБ Газпромбанка (ЗАО) E-mail: neg@gpb.tomsknet.ru

Содержание труда банковских специалистов отличает высокий уровень регламентации выполнения трудовых функций. Роль финансового посредника на рынке финансовых ресурсов требует от банковских служащих поиска новых методов сохранения и завоевания позиций на рынке. Использование реинжиниринга первичных процессов для построения бизнес-процесса инновационной деятельности как административного процесса, интегрирующего действия персонала на развитие бизнеса через формирование и использование разных видов инноваций, обеспечивает согласование разнонаправленных тенденций.

Для выполнения функции финансового посредника кредитные организации вынуждены осуществлять финансовые нововведения, которые позволяют наилучшим образом, то есть с меньшими затратами для тех, кто испытывает потребность в инвестициях, и с большим доходом для владельцев сбережений, а также с меньшим риском для обеих сторон, удовлетворять их потребности в банковских услугах. В таком случае, финансовые нововведения являются сущностной функциональной характеристикой банковской деятельности в макроэкономическом масштабе. Принимая во внимание тот факт, что банк в условиях рыночной экономики - коммерческое предприятие, следовательно, в самом общем виде, его цель - оптимизация прибыли, можно определить, что инновационная деятельность банка обеспечивает ему, как и любому предприятию, получение дополнительной прибыли от конкурентного преимущества, обусловленного использованием нововведений.

Таким образом, уже исходя из места банка в финансовой системе, можно выделить два обстоятельства: функциональное и экономическое, из-за которых банковская деятельность должна быть инновационной. Однако, в силу специфики становления банковской деятельности в России, функциональная и экономическая инновационность как свойство посредника на финансовом рынке, не находила отражения в системах управления трудом банковских специалистов. Это объясняется качественными различиями в содержании банковской деятельности в период государственного и рыночного механизмов перераспределения финансовых ресурсов. Содержание банковской деятельности различается: во-первых, интенсивностью выполнения возложенных на банки государством функций контроля деятельности предприятий; во-вторых, формами централизованного перераспределения финансовых ресурсов внутри народного хозяйства, часть из которых государство реализовывало через систему бан-

ков; в-третьих, механизмом регулирования государством кредитно-финансовой системы страны, и банковского сектора, в частности. Государственная система перераспределения ресурсов не только не требовала финансовых нововведений, но и запрещала изменять условия перераспределения финансовых ресурсов. Банки как государственные учреждения не имели финансового результата собственной экономической деятельности. Поэтому финансовые инновации как понятие отсутствовали в парадигме банковской деятельности доперестроечной России. Инновационность банковской деятельности получила бурное развитие с началом реформы банковской системы. Данное свойство проявляется в разных кредитных организациях с разной интенсивностью, которая определяется внутренней необходимостью самой системы, конкурентной средой и потребностями экономики в целом.

Изменение роли кредитных организаций в финансовой системе привело к изменению содержания труда банковских специалистов. При высоком уровне регламентации банковских операций, которым отличается банковская деятельность в силу исключительной роли банков в организации расчетов, привлечении вкладов и размещении привлеченных средств в кредиты, существует потребность в нере-гламентированных действиях сотрудников. Это обусловлено тем, что банк работает в рыночной среде, характеризующейся неопределенностью условий и ограниченностью ресурсов. Финансовые риски, внутренне присущие операциям финансовых посредников, конкурентная среда, развитие потребностей в финансовых инновациях в реальном секторе экономике, процессы глобализации экономики являются причинами изменений в содержании труда специалистов банка. Исследование сущности понятий «инновация» и «деятельность» позволяет сделать вывод о том, что инновационность присуща деятельности как факту человеческого бытия; инно-вационность реально-практической деятельности определяется целью, средствами, ресурсами и результатами, проявляется в технологиях, реализующих триаду отношений, и оценивается внешней, по отношению к данной совокупности субъекта и объекта деятельности, средой. То есть, «иннова-ционность» привносится в процессе организации деятельности; инновационность индивидуальной деятельности определяется способностью к саморазвитию субъекта деятельности и возможностью реализовать эту способность в конкретном действии. Поэтому лишь та индивидуальная деятельность инновационна, субъект которой является носителем потребности к саморазвитию и которому обеспечиваются условия для ее реализации.

Из этого следует, что инновационность деятельности зависит от инновационной способности сотрудников и организации, ее развития и использования и оценивается рыночной средой, где происходит актуализация результата деятельности. То есть, существует возможность ее активизации через управленческие механизмы.

Банковские инновации, с точки зрения потребителя, должны обеспечивать удовлетворение спроса клиентов на традиционные услуги банка, предложение новых услуг для групп клиентов и формирование на них массовый спрос (для соблюдения принципа доходности бизнеса), совершенствование организации и технологии выполнения операций при соблюдении установленных государством требований и нормативного для данного бизнеса уровня риска. Инновационная банковская деятельность и инновационная активность сотрудников, как характеристика степени интенсивности деятельности, направлена на появление потребности в инновации, ее разработку, реализацию в виде продукта, услуги или операции, проверку рынком и массовое предоставление клиентам. Принципиальным результатом банковской инновации, по оценке рынка, является ее тиражирование и типизация.

Итак, с одной стороны, содержание труда банковских специалистов отличает высокий уровень регламентации выполнения трудовых функций в связи с системообразующей ролью коммерческого банка как элемента кредитно-денежной системы государства, которая должна исполняться в соответствие с заданными данной системой параметрами. Однако роль финансового посредника на рынке финансовых ресурсов требует от банковских служащих поиска новых методов сохранения и завоевания позиций на рынке.

Две характеристики содержания труда банковского персонала: регламентированность и иннова-ционность, определяют его специфику и методы соотношения и организации каждой из характеристик. Исходя из того, что основную часть непроцентных расходов банка составляют затраты на содержание персонала, то становится очевидной важность рациональной организации труда в банке с учетом специфики его содержания.

В настоящий момент в организации труда в банках крайне редко используются методы научной организации и оплаты труда. Это происходит как в силу того, что процесс накопления требований к труду и специфических методов воздействия на труд в кредитной организации еще не завершен и не формализован, так и в силу превышения спроса на финансовые ресурсы над его предложением. Это обеспечивает высокий уровень дохода посредников и делает нечувствительной для финансового результата точную оценку затрат и результатов труда относительно массы средств, которые могут быть использованы для оплаты труда персонала. То есть, ни теоретически, ни экономически удовлетворение потребности в оптимизации затрат на персонал еще не стало первоочередной проблемой организации банковской деятельности.

Между тем, тенденция изменения ставки рефинансирования, сложившаяся в последние годы, соотношение цены спроса и предложения на финансовые ресурсы, ужесточение контроля Банка России за кредитными рисками, что ведет к дополни-

тельным расходам банка, являются факторами, которые определяют актуальность оптимизации соотношения затрат и результатов банковской деятельности. Это, в первую очередь, касается оптимизации затрат на содержание персонала. Данная статья затрат в наименьшей степени подвержена регулированию внешними условиями в связи с неразвитостью в целом Российского рынка труда и, в частности, труда банковских специалистов. На этой основе анализ содержания труда банковского персонала с целью его рациональной организации становится важной задачей для практики. В теории экономики труда данное направление не является приоритетным и фактически не имеет концептуальных основ, а лишь содержит отдельные выкладки.

Новые тенденции в содержании труда банковских специалистов должны найти отражение в организации труда, учитывающей данную специфику. «Поскольку банковские продукты имеют ограниченный срок жизни, долгосрочный успех банкам приносят не товары, а процессы их создания» [1. С. 17]. Исходя из этого, оптимальным образом задача учета специфики содержания труда банковских специалистов решается при структурировании всех бизнес-процессов и определении процедур исполнения типичных операций. Это обусловлено тем, что формализация процессов обеспечивает регламентированность труда специалистов. Анализ структуры процесса выявляет возможности совершенствования продукта данного процесса и его самого, то есть является основанием реализации инновационности труда. При этом в совокупности бизнес-процессов банка целесообразно выделение, как самостоятельного, процесса формирования банковских инноваций, так как он интегрирует все первичные процессы, поэтому относится к управленческим общебанковским процессам. Это позволяет планировать, контролировать, стимулировать и управлять инновационной деятельностью сотрудников банка.

Целью регламентации труда в рамках бизнес -процессов банковских операций является управление операционными рисками, которые представляют риск прямых или косвенных потерь из-за неэффективных внутренних процессов, действий людей и систем или из-за внешних факторов. Цель инжиниринга бизнес-процесса формирования банковских инноваций - организация деятельности банка, направленной на создание конкурентных преимуществ при удовлетворении потребностей клиентов в услугах финансового посредника, на формирование потребностей в новых услугах с целью сохранения и расширения доли рынка при достижении эффективных финансовых результатов работы банка.

Представим структуру бизнес-процесса формирования банковских инноваций. Бизнес-процесс формирования банковских инноваций по своей сути может быть отнесен к так называемым административным бизнес-процессам, в отличие от производственных бизнес-процессов. «Административные бизнес-процессы - это серия последовательных мероприятий по выполнению админи-

стративных задач. Эти процессы охватывают всю организационную структуру. Административные бизнес-процессы объединяют базы данных и саму организацию» [2. С. 3]. Смысл выделения данного бизнес-процесса состоит в том, что, в соответствие с философией основоположников данного направления совершенствования производства М. Хам-мера и Дж. Чампи, ключевым вопросом при инжиниринге бизнес-процессов является оптимизация не задач, а процессов на всех их стадиях [3. С. 78]. Инновационная деятельность персонала встроена в процесс выполнения основных производственных функций. Однако ее субъект, объект, процесс и результат имеет иные параметры, чем характеристики текущей производственной деятельности. Поэтому она организуется и реализуется в бизнес-процессе, который подлежит структурированию и формализации, также как и любой другой, обеспечивающий производственные результаты.

Целью административных бизнес-процессов, в общем виде, является создание информации, требуемой для выполнения организацией своих функций. Смысл инновационной деятельности - развитие продуктового ряда, совершенствование организации и технологии производства и продвижения потребителю банковских продуктов. Поэтому цель бизнес-процесса инновационной деятельности - создание информации, обеспечивающей реализацию данного смысла.

Исходя из того, что банковские инновации могут быть направлены как на внешнего пользователя-потребителя банковских услуг, так и на внутреннего пользователя - при продуктообразовании и продуктопродвижении их к потребителю, то бизнес-процесс инновационной деятельности не является единственным, а есть совокупность, определяющаяся видом инновации, которая возникает при осуществлении бизнес-процесса. Классифицируя банковские инновации как продуктовые, технологические, организационные и коммуникационные, соответственно, аналогично классифицируем и бизнес-процессы инновационной деятельности.

Для определения содержания бизнес-процесса инновационной деятельности воспользуемся подходом к проектированию любых административных бизнес-процессов, который выделяет ряд этапов инжиниринга процесса [2. С. 175]. Исходя из особенностей инновационной банковской деятельности, определим цели и результат каждого этапа. 1. Определение начальной позиции организации. На данном этапе следует структурировать первичные процессы, которые имеют решающее значение для банковской деятельности, и определить методы администрирования и механизм управления каждого из процессов. Данная задача может быть решена путем, во-первых, описания продуктов, являющихся результатом данного процесса, во-вторых, определения стадий исполнения и контроля операций; в-третьих, описанием постадийных процедур управления.

2. Определение применения информации. На данном этапе следует на основе анализа структурированных первичных процессов осуществить формализацию информации, которая необходима для совершенствования первичных бизнес-процессов как с точки зрения продуктов, так и с точки зрения стадий организации и технологий, которые используются в их рамках. Для решения данной задачи требуется выявить все возможные параметры продуктов первичных процессов и их востребованность внешними и внутренними пользователями, определить факторы востребованности, выявить взаимосвязи факторов и стадий бизнес-процессов, определить контрольные переменные параметров, критерии качества информации, средства ее контроля и документирования.

3. Проектирование логической структуры. На данном этапе осуществляется интеграция информации, полученной на первых двух этапов, обеспечивающая структурирование собственно бизнес-процесса инновационной деятельности. В результате формируется алгоритм и совокупность процедур, которые требуется произвести участникам первичных процессов для получения различного рода нововведений, не нарушая при этом регламент их выполнения.

4. Проектирование физической структуры. На данном этапе на основе проекта логической структуры бизнес-процесса формируется организационная структура функционирования процесса, где определены участники (подразделения и специалисты) различных первичных процессов, которые осуществляют конкретные функ-

ции по реализации определенных ранее процедур, взаимосвязи между ними, форматы результатов взаимодействия участников в рамках цикла появления и типизации инноваций. Именно на этой стадии формируется модель организации труда банковского персонала, реализующая разнонаправленные тенденции в содержании труда. Она формализуется в должностных обязанностях, лимитах ответственности, регламентах действий, оценке результатов, стимулах, определяющихся не только результатом первичных процессов, но и результатом бизнес-процессов инновационной деятельности. Использование реинжиниринга первичных процессов для построения бизнес-процесса инновационной деятельности как административного процесса, интегрирующего действия персонала на развитие бизнеса через формирование и использование разных видов инноваций, обеспечивает согласование разнонаправленных тенденций: регламентированность и инновационность труда банковского персонала. Это происходит потому, что при данном механизме организации труда обеспечивается строгая формализация действий для получения заданного результата и, одновременно, инновационность для производства новых банковских продуктов и способов их продажи потребителям. Реализация данной тенденции путем формирования бизнес-процессов банковских операций с выделением как отдельного бизнес-процесса формирования инноваций, позволяет, учитывая специфику банковской деятельности, администрировать производство инноваций в строго регламентированном трудовом банковском процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент банка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 399 с.

2. Харрингтон Дж., Эсселинг К.С., Нимвеген Х.В. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. - СПб.: Азбука, 2002. - 327 с.

3. Ален П. Х. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.