Научная статья на тему 'Особенности смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности'

Особенности смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысложизненные ориентации / личность / успешность / мотивация достижений / результативность / life meaning orientations / personality / success / achievement motivation / effectiveness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Ю. Мариненко, Елена П. Калинина

Во введении представлено обоснование актуальности исследования особенностей смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности. Обобщены результаты теоретического анализа исследований содержания мотивации достижения успеха, актуализирующей индивидуально психологический потенциал человека в ситуации реализации значимой деятельности. Описаны факторы, детерминирующие успех, особенности ценностных ориентаций личности, определяющих ее стремление к успешности и достижениям. Дана содержательная характеристика психологической готовности к продуктивной деятельности и взаимодействию. Новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности. В содержании статьи включён сопоставительный анализ выраженности компонентов смысложизненных ориентаций и мотивации достижений у успешных и менее успешных субъектов. В разделе Результаты показана специфика проявления потребности в достижении, осмысленности жизни, ориентации на процесс или результат у лиц, находящихся на разных уровнях успешности. В данном разделе содержится анализ результатов эмпирического исследования особенностей компонентов смысложизненных ориентаций и потребности достижений у успешных и менее успешных субъектов, их ресурсов и рисков. В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования особенностей смысложизненных ориентаций и мотивации достижений у личности на разных этапах успеха активности. Данные эмпирического исследования показывают наличие определенной специфики выраженности этих переменных у групп «успешных» и «менее успешных» субъектов студенческого возраста. Впервые показаны различия смысложизненных ориентаций личности, находящейся на разных уровнях успешности в учебно-профессиональной деятельности. В Заключении показана значимость разработки определенной программы психологического сопровождения развития успешности личности в период профессиональной подготовки. Подчеркивается необходимость включения в эти программы проектной, научно-исследовательской, творческой деятельности, позволяющей личности погрузиться в интересные проекты и накопить позитивный опыт успеха, который может быть использован в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Life-meaning Orientations of Individuals with Different Levels of Success

The introduction provides a rationale for the relevance of studying the characteristics of the life-meaning orientations of individuals with different levels of success. The results of a theoretical analysis of research into the content of motivation to achieve success, which actualizes the individual psychological potential of a person in the situation of implementing significant activities, are summarized. The factors that determine success, the characteristics of a person’s value orientations that determine his desire for success and achievement are described. A meaningful description of psychological readiness for productive activity and interaction is given. The novelty of the study lies in the identification and description of the characteristics of the life-meaning orientations of individuals with different levels of success. The content of the article includes a comparative analysis of the severity of the components of lifemeaning orientations and achievement motivation in successful and less successful subjects. The Results section shows the specificity of the manifestation of the need for achievement, meaningfulness of life, orientation towards the process or result in individuals at different levels of success. This section contains an analysis of the results of an empirical study of the characteristics of the components of life-meaning orientations and the need for achievement in successful and less successful subjects, their resources and risks. The Discussion of the results presents a description and interpretation of the results of an empirical study of the characteristics of life orientations and achievement motivation in an individual at different stages of activity success. Data from an empirical study show that there is a certain specificity in the expression of these variables in groups of “successful” and “less successful” student subjects. For the first time, the differences in the life-meaning orientations of individuals at different levels of success in educational and professional activities are shown. The Conclusion shows the importance of developing a specific program of psychological support for the development of individual success during the period of professional training. The need to include project, research, and creative activities in these programs is emphasized, allowing the individual to immerse themselves in interesting projects and accumulate a positive experience of success that can be used in the future.

Текст научной работы на тему «Особенности смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности»

NORTH-CAUCASIAN PSYCHOLOGICAL BULLETIN • 2023 • Vol. 21, № 4 GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.4.3

Особенности смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности

Татьяна Ю. Мариненко1*, Елена П. Калинина1

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Почта ответственного автора: marinenkotan@rambler.ru

Аннотация

Во введении представлено обоснование актуальности исследования особенностей смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности. Обобщены результаты теоретического анализа исследований содержания мотивации достижения успеха, актуализирующей индивидуально психологический потенциал человека в ситуации реализации значимой деятельности. Описаны факторы, детерминирующие успех, особенности ценностных ориентаций личности, определяющих ее стремление к успешности и достижениям. Дана содержательная характеристика психологической готовности к продуктивной деятельности и взаимодействию. Новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности. В содержании статьи включён сопоставительный анализ выраженности компонентов смысложизненных ориентаций и мотивации достижений у успешных и менее успешных субъектов. В разделе Результаты показана специфика проявления потребности в достижении, осмысленности жизни, ориентации на процесс или результат у лиц, находящихся на разных уровнях успешности. В данном разделе содержится анализ результатов эмпирического исследования особенностей компонентов смысложизненных ориентаций и потребности достижений у успешных и менее успешных субъектов, их ресурсов и рисков. В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования особенностей смысложизненных ориентаций и мотивации достижений у личности на разных этапах успеха активности. Данные эмпирического исследования показывают наличие определенной специфики выраженности этих переменных у групп «успешных» и «менее успешных» субъектов студенческого возраста. Впервые показаны различия смысложизненных ориентаций личности, находящейся на разных уровнях успешности в учебно-профессиональной деятельности. В Заключении показана значимость разработки определенной

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

программы психологического сопровождения развития успешности личности в период профессиональной подготовки. Подчеркивается необходимость включения в эти программы проектной, научно-исследовательской, творческой деятельности, позволяющей личности погрузиться в интересные проекты и накопить позитивный опыт успеха, который может быть использован в будущем.

Ключевые слова

смысложизненные ориентации, личность, успешность, мотивация достижений, результативность

Для цитирования

Мариненко, Т. Ю., Калинина, Е. П. (2023). Особенности смысложизненных ориента-ций личности с разным уровнем успешности. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(4), 35-44. https://doi.Org/10.21702/ncpb.2023.4.3

Research article UDC 159.99

https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.4.3

Peculiarities of Life-meaning Orientations of Individuals with Different Levels of Success

Tatyana Y. Marinenko1*, Elena P. Kalinina1

JDon State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation Corresponding author: marinenkotan@rambler.ru

Abstract

The introduction provides a rationale for the relevance of studying the characteristics of the life-meaning orientations of individuals with different levels of success. The results of a theoretical analysis of research into the content of motivation to achieve success, which actualizes the individual psychological potential of a person in the situation of implementing significant activities, are summarized. The factors that determine success, the characteristics of a person's value orientations that determine his desire for success and achievement are described. A meaningful description of psychological readiness for productive activity and interaction is given.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

The novelty of the study lies in the identification and description of the characteristics of the life-meaning orientations of individuals with different levels of success. The content of the article includes a comparative analysis of the severity of the components of life-meaning orientations and achievement motivation in successful and less successful subjects. The Results section shows the specificity of the manifestation of the need for achievement, meaningfulness of life, orientation towards the process or result in individuals at different levels of success. This section contains an analysis of the results of an empirical study of the characteristics of the components of life-meaning orientations and the need for achievement in successful and less successful subjects, their resources and risks. The Discussion of the results presents a description and interpretation of the results of an empirical study of the characteristics of life orientations and achievement motivation in an individual at different stages of activity success. Data from an empirical study show that there is a certain specificity in the expression of these variables in groups of "successful" and "less successful" student subjects. For the first time, the differences in the life-meaning orientations of individuals at different levels of success in educational and professional activities are shown. The Conclusion shows the importance of developing a specific program of psychological support for the development of individual success during the period of professional training. The need to include project, research, and creative activities in these programs is emphasized, allowing the individual to immerse themselves in interesting projects and accumulate a positive experience of success that can be used in the future.

Keywords

life meaning orientations, personality, success, achievement motivation, effectiveness

For citation

Marinenko, T. Y., Kalinina, E. P. (2023). Peculiarities of life-meaning orientations of individuals with different levels of success. North-Caucasian Psychological Bulletin, 21(4), 35-44. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2023A3

Введение

В настоящей социальной реальности успешность личности имеет значение не только в контексте индивидуальной жизнедеятельности человека, но и для общества в целом. В условиях новой реальности для прогрессивного развития важна ориентация субъекта на успех во всех областях жизни. Адекватное представление об успехе и способах его достижения расширяет индивидуальные возможности личности, определяя направления и темп роста и развития. В современных условиях выделяется стремление человека быть преуспевающим, притязания на высокое качество жизни и психологическое благополучие.

Психологи подчеркивают, что высокая мотивация достижения, стремление к успеху и личностному росту является нормой продуктивного становления личности и личностного самоопределения на протяжении жизненного пути (Артемова, 2018; Волкова, Сачкова, 2020).

В современной психологии выделяется комплекс факторов, детерминирующих успешность личности: смысложизненные ориентации личности, установки, субъ-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ективные представления об успехе и способах его достижения; уровень и характер направленности активности; психологическую готовность к позитивным изменениям; потребность в достижении, компетентность, самостоятельность, организованность и креативность, и низкая личностная тревожность (Валиуллина, 2018; Дубровина, Домитрак и Фирсова, 2020).

В психологической науке феномен успеха трактуется как наделенный личностным смыслом положительный результат сознательной активности субъекта, направленной на достижение значимых целей, соотносимых с социальными эталонами и модой. В настоящее время психологи индивидуальный успех рассматривают как особую форму самореализации личности с высоким уровнем притязаний, обеспечивающая психологическое благополучие, позитивное самоотношение и признание эффективности со стороны значимых других (Джига, 2020).

При этом, интересно, что личный, субъективно значимый успех осознается и оценивается человеком как доказательство своей состоятельности и самоэффективности.

По мнению психологов определяющее значение в успешности личности отдается мотивации достижений, ценностям, смысложизненным ориентациям, самоотношению, уровню притязаний, выраженности надситуативной активности, личностному потенциалу.

Психологи отмечают, что продуктивное осуществление любой деятельности субъектом подразумевает наличие таких личностных качеств, как: компетентность, креативность, лидерство, гибкость, критичность, выносливость, работоспособность, способность к самосовершенствованию, эмоциональная устойчивость, умение работать в команде.

Ценностное отношение личности к успеху отражается содержании образа «Я», усиливает мотивацию и продуктивность активности, влияет на оценку самоэффективности и способности моделировать необходимые условия жизни. Аутопсихологическая компетентность личности является особо значимой внутренней детерминантой достижения успеха в деятельности и общении (Щербакова, Кичак и Лобода, 2018). В психологических исследованиях доказывается наличие связи социального интеллекта и аутопсихологической компетентности субъекта с его успешностью и конструктивностью предпринимаемых действий. Обращенность в будущее составляет «эмоциональный центр», своеобразную психологическую ось всей аутопсихологической активности.

Психологи показывают значимость позитивных эмоциональных переживаний относительно себя как успешного или неуспешного субъекта для поддержания психологического благополучия (Батурин, 2018).

Сегодня уделяется большое внимание индивидуальной смысловой основе достижений человека в будущем, так как ценности, экзистенциальные смыслы, смысложизненные ориентации, смысловые стратегии имеют большое значение в построение продуктивной жизни.

В качестве детерминирующих факторов развития индивидуального успеха выделяют также личные устремления субъекта, эмоциональное принятие достижений, осознание нужности, желательности реализации выдвигаемых целей. Современный человек в своем смысловом поле интегрирует ценность компетентности, интерес к повышению качества жизни, стремление к самосовершенствованию. В социальной среде сегодня существует широкий спектр возможностей, как разнообразных

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

социальных лифтов, так и рисков, а устойчивая ориентация на успех возникает как результат социальных установок перфекционизма , транслируемых на всех уровнях социальных коммуникаций, становясь одной из ведущих в системе иерархизирован-ных жизненных ценностей (Соколович, 2020).

В современных психологических исследованиях, подчеркивается нормативность успешности как определенного критерия индивидуального развития и эффективности, позволяющего самоутвердиться в социальных контекстах и занять определенный статус преуспевающего человека (Часникова, Тушнова, 2020).

В современных психологических работах ключ к пониманию природы успеха лежит в понимании и выявлении предикторов самореализации, продуктивного самоизменения и саморазвития.

Как демонстрируют исследования психологов, субъект, достигающий успеха в разных сферах жизнедеятельности, получает от социума позитивное подкрепление в виде одобрения и признания, авторитета, определенного статуса и авансирования достижения жизненных планов в будущем, происходит развитие необходимых социальных навыков и коррекции социального поведения (Otto, 2019).

Результативность целеполагания обуславливается, четкостью желаемого образа, концентрацией когнитивных, эмоциональных, конативных, волевых, аксиологических и личностных ресурсов человека. Предпринимая действия с ориентацией на образ будущего, субъект становится более продуктивным и результативным, а опасения относительно неудач и препятствий снижает активность. Удовлетворенность субъекта успехом и неудовлетворенность неудачей, принятие ответственности за исход событий коррелируют с локусом контроля жизни и способностью контролировать процесс и результат протекания событий жизни (Проненко и Вашумирская, 2023).

Человек со сформированными смысложизненными ориентациями может самостоятельно определять цели личного успеха, способствующие его развитию и находящиеся в рамках современных социальных ориентиров, открывающие перспективу будущего личности.

В процессе решения вопроса о детерминации успеха на уровне конкретного субъекта в комплексе с индивидуально психологическими факторами, выделяют и феномен «страха успеха».

Психологические особенности феномена «страха успеха» связываются с доминирующими в социокультурном контексте установками и стереотипными представлениями о повышенном внимании к человеку достигающему и невозможности для него ошибаться.

Современные психологи отмечают, что на уровне социума и отдельного человека отношение к успешному человеку может быть амбивалентным в зависимости от социальных установок и содержания субъективных представлений. В работах психологов показано, что противоречивое отношение к образу успешного человека отражает проекции социальных стереотипов и позиций обыденного сознания. Самоактуализация, успех, видимый личностный рост, самосовершенствование, ощутимое продвижение предполагает выделение из социума, что может приводить к побуждению других выйти из зоны комфорта. В связи с этим, индивидуальный успех субъекта может восприниматься микросоциумом, как связанный с необходимостью перемен у окружающих и несущий потенциальный дискомфорт другим, побуждающий их к вынужденным трансформациям (Кривошеева, 2020; Назаров, 2020). Так как для успешного человека характерна ярко выраженная неадаптивная активность,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

готовность рисковать, то большое значение имеет устойчивая система смыслового контроля, которая способствует гармонизации деятельности.

Методы

Цель исследования - изучение особенностей представлений о детерминантах успеха в юношеском возрасте.

Для исследования выделенных параметров был использован следующий комплекс методик:

Тест «Смысложизненых ориентаций» («Р11_» Д. Крамбо и Л. Махолик (модификация Д.А. Леонтьева)

Тест-опросник «Потребность в достижении» (Ю.М. Орлов, В.И. Шуркин, Л.П. Орлова). Методы математической статистики (критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Экспериментальная база исследования: факультет психологии, педагогики и дефектологии ДГТУ. В исследовании приняли участие студенты в количестве 160 человека.

Результаты исследования

В программе эмпирического исследования принимали участие студенты факультета психологии, педагогики и дефектологии. Выборка была представлена двумя группами, которые были сформированы по результатам анализа академической успешности: «успешные» (группа «А») и «недостаточно успешные» (группа «Б»).

С помощью методики «Смысложизненные ориентации» (в модификации Д.А.Леонтьева) диагностировался уровень осмысленности жизни и выраженность основных параметров смысл жизненных ориентаций у студентов с разным уровнем академической успешности.

Сравнительный анализ полученных данных показал, что студенты, входящие в группу «А», имеют высокие показали по шкалам «цели» и «результат», «локус контроля -Я». У респондентов группы «Б» в большей степени представлена ориентация на «процесс».

Сравнение результатов диагностики групп студентов с разным уровнем успеваемости продемонстрировало наличие различий между ними на уровне абсолютных значений. Успешные студенты (группа «А») имеют более высокие значения по ряду шкал: «цели в жизни», «результативность», «локус контроля - Я» и «общая осмысленность жизни». Эти показатели можно рассматривать как отражение таких характеристик студентов как целеустремленность и удовлетворение настоящим отрезком жизни, большая уверенность в том, что можно относительно свободно выбирать, строить жизнь в соответствии со своими целями. Менее успешные респонденты (группа «Б») в большей степени ориентированы на настоящее, чем на будущее.

С целью изучения связей между академической успешностью и смысложизнен-ными ориентациями студентов был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена №).

Изучение корреляционных связей показало, что средний балл успеваемости имеет положительную корреляционную связь с целями в жизни (г = 0,503, p = 0,023), результативностью жизни, (г = 0,514, p = 0,021), локусом контроля Я (г = 0,439, p = 0,007) и общей осведомленностью жизни (г = 0,628, p = 0,003).

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

В результате, диагностики респондентов группы «А» и «Б» были получены данные относительно выраженности уровня потребности в достижениях. Успешные студенты преимущественно показывают повышенный и высокий уровень потребности достижений -59%, средний уровень 30% и только 11% - пониженный. Напротив, у менее успешных более выражен средний уровень потребности достижений -57% и только 23% студентов показали повышенный уровень и 20%- пониженный. С целью выявления достоверности различий у двух групп респондентов- студентов был применен критерий Манна-Уитни (и), было установлено, что потребность достижений у групп успешных и неуспешных студентов различается на уровне достоверности (р = 0,003). Таким образом, уровень потребности в достижении у студентов коррелирует с успешностью учебно-профессиональной деятельности.

Обсуждение результатов

Очевидно, стабильная высокая успеваемость позволяет студентам в большей степени ощущать продуктивность предпринимаемых усилий и жизни в целом, это также способствует повышению уверенности в своих возможностях, укреплению представления о способности контролировать свою жизнь, принимать решения и реализовывать на практике, продуктивно адаптироваться и быть эффективным субъектом коммуникаций нового типа (Звонова, 2020; Щербакова и Абачараева, 2022).

В связи с тем, что более успешные студенты чувствуют себя более уверено, четче осмысливают цели жизни, умеют лучше контролировать результат, они больше удовлетворены своей жизнью, считают, что могут принимать решения и добиваться своих целей. В тоже время, «менее успешные» в большей мере ориентированы на процессуальность и происходящее в настоящем.

Оказалось, что более половины «успешных» студентов демонстрируют повышенный и высокий уровень потребности в достижениях, что поддерживает настойчивость в реализации поставленных целей, повышает ответственность за результат деятельности, показывают увлеченность самим процессом профессиональной подготовки. Эта группа студентов характеризуется амбициозностью, инициативностью, готовностью решать новые задачи, желанием получить признание своих способностей и достижений со стороны значимых других, умением аргументировать свою позицию. В комплексе детерминирующих факторов, влияющих определенным образом на успешность учебно-профессиональной деятельности студентов, смысложизненые ориентации задают содержание и направление активности, а потребность в достижении поддерживают ее устойчивость и интенсивность. При этом, сформированные смысложизненные ориентации способны поддерживать потребность субъекта в достижении, что стимулирует активность, направленную на преодоление возникающих препятствий в процессе реализации выдвинутой цели, за счет развития рефлексии (Зверева, 2020; КауаБ|-^а & Khanova, 2019).

Интересным представляется тот факт, что с одной стороны потребность в достижении оказывает влияние на успешность обучения студентов, а с другой -потребность в достижении усиливается с ростом успешности учебно-профессиональной деятельности. Это связано с тем, что повышается и расширяется мотивация студентов, которые испытывают удовлетворение от успехов и снижается ситуационная тревожность в ситуации оценивания за счет уверенности в своих силах и активности.

В целом, уровень потребности в достижении у студентов, имеющих опыт успешных результатов учебно-профессиональной деятельности продолжает развиваться,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

так как учебные занятия вызывают в большей степени интерес, соответственно стимулируют к саморазвитию, заинтересованности и увлеченности.

Заключение

Особенности формирования у студентов устойчивой мотивации успеха в учебно-профессиональной деятельности связано с актуализацией мотивации достижений и содержанием профиля смысложизненных ориентаций. При этом, большую роль играют субъективные представления о способах достижения успеха и возможностях корректировки своей активности в этом направлении. Специфика психологического сопровождения развития субъекта учебно-профессиональной деятельности в студенческом возрасте связана с реализацией функции проектирования успешности личности в будущем, стимулированием желания быть успешным и результативным. В психологических исследованиях акцентируется внимание на связи успешности личности и внешних поддерживающих факторов, способствующих реализации результативной активности.

В детерминации формирования моделей успеха в студенческом возрасте большое значение имеет погружение в проектную научно-исследовательскую, творческую активность, совершенствование умения оптимально использовать ресурсы в достижении цели. В этом ракурсе важен опыт реального объективированного успеха, наличие платформа апробации своих возможностей для студентов вуза и системы референтных оценок со стороны значимых окружающих и профильных социальных групп.

Литература

Артемова, Ю. В. (2018). Развитие мотивации достижения успеха у будущих журналистов в процессе обучения в университете. Психология образования в поликультурном пространстве, 4 (44), 105-113.

Батурин, Н. А. (2018). Успех и неудача как факторы взаимосвязи предыдущей и последующей деятельности. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 11(3), 5-12.

Валиуллина, Е. В. (2019). Роль конфликтности личности в формировании потребности в достижении успеха. NovaUm.Ru, 17, 452-455.

Волкова, Т. А., и Сачкова, М. Е. (2020). Мотивация достижения успеха в учебной деятельности у студентов. В Социальная психология: вопросы теории и практики: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М. Ю. Кондратьева (С. 127-130). Москва.

Джига, Н. Д. (2020). Взаимосвязь самоотношения студентов с мотивацией достижения успеха. Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение), 8, 78-83.

Дубровина, С. В., и Домитрак, Е. С., и Фирсова, А. В. (2020). Взаимосвязь мотивации достижения успеха с личностной и ситуативной тревожностью у студентов медицинского вуза. В Философия здоровья: интегральный подход: межвузовский сборник научных трудов (С. 57-63). Иркутск: ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России.

Зверева, Р. Г. (2020). Предпосылки развития мотивации достижения успеха с учетом возрастных особенностей. В Университетские чтения - 2020: материалы научно-методических чтений ПГУ (С. 44-49). ПГУ.

Звонова, Е. В., и Мельников М. А. (2020). Характеристики мотивации достижения успеха для студентов-участников международных программ. Международный научно-исследовательский журнал, 9-2 (99), 191-195.

Кривошеева, А. С. (2020). Взаимосвязь прокрастинации и мотивации достижения успеха у

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

студентов университета. Научно-практические исследования, 10-2 (33), 14-18.

Назаров, С. М. (2020). Психологические барьеры на пути к достижению успеха в профессиональной деятельности. В Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: сборник научных статей V Международной научно-практической конференции (С. 50-55).

Проненко, Е. А., и Вашумирская Д. В. (2023). Характеристика достижения целей в профессиональной деятельности молодых людей: связь с уровнем самоэффективности и локусом контроля. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(5), 18-26.

Соколович, Е. А. (2020). Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у индивидов с разными уровнями и видами перфекционизма в период ранней взрослости. Право. Экономика. Психология, 3 (19), 105-109.

Часникова, В. А., и Тушнова, Ю. А. (2020). Контент-анализ понятия «успех» пользователей социальных сетей. В Актуальные проблемы науки и техники - 2020: материалы национальной научно-практической конференции (С. 1137-1140).

Щербакова, Т. Н., и Абачараева, М. А. (2022). Студент как субъект коммуникации условиях информационной мобильности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 41-51.

Щербакова, Т. Н., Кичак, А. В., и Лобода, Т. В. (2018). Аутопсихологическая компетентность как фактор достижения успеха субъекта профессиональной деятельности. В С. В. Недбаева (ред.) Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс: Материалы Международной юбилейной интернет-конференции (С. 213-217).

Kayasheva, O. I., & Khanova, Z. G. (2019). The role of psychology students' reflexivity in securing professional success. EurAsian Journal of Biosciences, 13(2), 2051-2056.

Otto, K. et al. (2019). Do Social Skills Shape Career Success in the Psychology Profession? Zeitschrift Für Arbeits-Und Organisationspsychologie A&O.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Artemova, Y. V. (2018). Developing motivation to achieve success among future journalists while studying at the university. Educational Psychology in Multicultural Spaces, 4 (44), 105-113.

Baturin, N. A. (2018). Success and failure as factors in the relationship between previous and subsequent activities. Bulletin of the South Ural State University Series: Psychology, 11(3), 5-12.

Chasnikova, V. A., & Tushnova, Y. A. (2020). Content analysis of the concept of "success" of social network users. In Current problems of science and technology - 2020: materials of the national scientific and practical conference (P. 1137-1140).

Dubrovina, S. V., & Domitrak, E. S., and Firsova, A. V. (2020). The relationship between motivation to achieve success and personal and situational anxiety among medical students. In Philosophy of health: an integral approach: interuniversity collection of scientific papers (pp. 57-63). Irkutsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Institute of State Medical University of the Ministry of Health of Russia.

Jiga, N. D. (2020). The relationship between students' self-attitude and motivation to achieve success. Bulletin of Baranovichi State University. Series: Pedagogical Sciences, Psychological Sciences, Philological Sciences (Literary Science), 8, 78-83.

Kayasheva, O. I., & Khanova, Z. G. (2019). The role of psychology students' reflexivity in securing professional success. EurAsian Journal of BioSciences, 13(2), 2051-2056.

Krivosheeva, A. S. (2020). The relationship between procrastination and motivation to achieve success among university students. Scientific and Practical Research, 10-2 (33), 14-18.

Nazarov, S. M. (2020). Psychological barriers to achieving success in professional activities. In Modern research into problems of human resource management: collection of scientific articles of the V International Scientific and Practical Conference (pp. 50-55).

Otto, K. et al. (2019). Do Social Skills Shape Career Success in the Psychology Profession? Zeitschrift Für Arbeits-Und Organizationspsychologie A&O.

Pronenko, E. A., & Vashumirskaya D. V. (2023). Characteristics of achieving goals in the professional

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

activities of young people: connection with the level of self-efficacy and locus of control. Innovative science: psychology, pedagogy defectology, 6(5), 18-26.

Shcherbakova, T. N., & Abacharaeva, M. A. (2022). The student as a subject of communication in the conditions of information mobility. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 5(6), 41-51.

Shcherbakova, T. N., Kichak, A. V., & Loboda, T. V. (2018). Autopsychological competence as a factor in achieving success of a subject of professional activity. In S. V. Nedbaeva (ed.) Psychological practices in Russian education: an innovative perspective: Proceedings of the International Anniversary Internet Conference (pp. 213-217).

Sokolovich, E. A. (2020). Motivation to achieve success and motivation to avoid failure in individuals with different levels and types of perfectionism during early adulthood. Right. Economy Psychology, 3(19), 105-109.

Valiullina, E. V. (2019). The role of personality conflict in the formation of the need to achieve success. NovaUm.Ru, 17, 452-455.

Volkova, T. A., & Sachkova, M. E. (2020). Motivation for achieving success in educational activities among students. In Social psychology: issues of theory and practice: Materials of the V All-Russian scientific and practical conference with international participation in memory of M. Yu. Kondratiev (P. 127-130). Moscow.

Zvereva, R. G. (2020). Prerequisites for the development of motivation to achieve success, taking into account age characteristics. In University readings - 2020: materials of scientific and methodological readings of PSU (P. 44-49). PGU.

Zvonova, E. V., & Melnikov M. A. (2020). Characteristics of motivation to achieve success for students participating in international programs. International Journal of Scientific Research, 9-2(99), 191-195.

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.