Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / СТРЕССОГЕННЫЙ ФАКТОР / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ЖЕНЩИНА-УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абакумова И.В., Годунов М.В., Белова Е.В., Комерова Н.Е.

Введение. Важными показателями регуляции личностных смыслов выступают смысложизненные ориентации и саморефлексия. Человек, живущий в современном, быстро меняющемся обществе, не полностью управляет своей жизнедеятельностью из-за действия различных факторов неопределенности. Наступившая в начале 2020 г. пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 охватила весь мир и считается глобальным фактором неопределенности. Возросшая с наступлением пандемии неопределенность жизни представляется дополнительным стрессогенным фактором. Новизна исследования заключается в получении эмпирических данных о гендерных особенностях смысловой регуляции педагогов в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Целью статьи является представление результатов эмпирического исследования различий смысложизненных ориентаций и саморефлексии у педагогов до и во время пандемии, как различного действия информационной неопределенности в их жизни. Методы. Исследование проводилось среди женщин-учителей средних школ Ростовской области в марте 2017 г. (п = 53) и в октябре 2020 г. (п = 43), т. е. до и во время пандемии, что можно считать различным действием неопределенности в жизни. В батарею психодиагностических тестов входили тест «Смысложизненные ориентации» по Д. А. Леонтьеву и анкета саморефлексии по И. А. Стеценко. Результаты. Выявлено повышение во время пандемии всех средних показателей обеих тестов по сравнению с показателями до пандемии. Различия по всем параметрам имеют статистически значимую достоверность, выявленную на основе критерия Манна - Уитни. Обсуждение результатов. В проведенном эмпирическом исследовании установлено, что пандемия для обследованной акмеологически однородной категории женщин-учителей может рассматриваться как преодолимый стрессогенный фактор. В результате воздействия такой информационной неопределенности произошли конструктивная перестройка процессов смысловой регуляции и психологическая адаптация, что привело к повышению уровня осмысленности жизненных ориентаций и саморефлексии среди респонденток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абакумова И.В., Годунов М.В., Белова Е.В., Комерова Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHERS' MEANING-BASED REGULATION UNDER CONDITIONS OF INFORMATION UNCERTAINTY

Introduction. Meaning-in-life orientations and self-reflection are important indicators of the regulation of personal meanings. In a modern rapidly changing society, individuals do not fully manage their lives due to the influence of various uncertainty factors. The COVID-19 pandemic that began in early 2020 and swept across the world is considered a global factor of uncertainty. The increased uncertainty of life associated with the pandemic is an additional stressor. This paper represents a first effort in obtaining empirical data on gender characteristics of teachers' meaning-based regulation in the context of the coronavirus pandemic. This paper reports the results of an empirical study of differences in meaning-in-life orientations and self-reflection among teachers before and during the pandemic as different conditions of information uncertainty in their lives. Methods. The study was conducted among female teachers of secondary schools in the Rostov region in March 2017 (n = 53) and in October 2020 (n = 43), i.e. before and during the pandemic, which can be considered different conditions of information uncertainty in their lives. We used the following psychological assessment tools: (a) the Meaning-in-Life Orientations test by D. A. Leont'ev and (b) the Self-reflection Questionnaire by I. A. Stetsenko. Results. We observed an increase in all means of both tests during the pandemic, compared to the pre-pandemic values. Differences in all parameters are statistically significant (according to the Mann-Whitney U test). Discussion. Our findings indicate that the pandemic represents a surmountable stressor for the homogeneous acmeological category of female teachers surveyed in this study. Information uncertainty contributes to constructive restructuring of the processes of meaning-based regulation and psychological adaptation, which leads to an increase in the level of meaningfulness of life orientations and self-reflection among the respondents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

УДК 159.99:159.9.072.43 https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.8

Особенности смысловой регуляции педагогов в условиях информационной неопределенности

Ирина В. Абакумова1, Михаил В. Годунов2*, Елена В. Белова3, Наталья Е. Комерова4

11 2' 4 Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация 3 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация

* godunmv997@gmail.com Аннотация

Введение. Важными показателями регуляции личностных смыслов выступают смысло-жизненные ориентации и саморефлексия. Человек, живущий в современном, быстро меняющемся обществе, не полностью управляет своей жизнедеятельностью из-за действия различных факторов неопределенности. Наступившая в начале 2020 г. пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 охватила весь мир и считается глобальным фактором неопределенности. Возросшая с наступлением пандемии неопределенность жизни представляется дополнительным стрессогенным фактором. Новизна исследования заключается в получении эмпирических данных о гендерных особенностях смысловой регуляции педагогов в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Целью статьи является представление результатов эмпирического исследования различий смысложизненных ориентаций и саморефлексии у педагогов до и во время пандемии, как различного действия информационной неопределенности в их жизни. Методы. Исследование проводилось среди женщин-учителей средних школ Ростовской области в марте 2017 г. (п = 53) и в октябре 2020 г. (п = 43), т. е. до и во время пандемии, что можно считать различным действием неопределенности в жизни. В батарею психодиагностических тестов входили тест «Смысложизненные ориентации» по Д. А. Леонтьеву и анкета саморефлексии по И. А. Стеценко. Результаты. Выявлено повышение во время пандемии всех средних показателей обеих тестов по сравнению с показателями до пандемии. Различия по всем параметрам имеют статистически значимую достоверность, выявленную на основе критерия Манна - Уитни. Обсуждение результатов. В проведенном эмпирическом исследовании установлено, что пандемия для обследованной акмеологически однородной категории женщин-учителей может рассматриваться как преодолимый стрессогенный фактор. В результате воздействия такой информационной неопределенности произошли конструктивная перестройка процессов смысловой регуляции и психологическая адаптация, что привело к повышению уровня осмысленности жизненных ориентаций и саморефлексии среди респонденток.

ЩШ^Н СС ВУ 4.0 О Абакумова И. В., Годунов М. В., Белова Е. В., Комерова Н. Е„ 2022 101

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова

смысл, смысловая регуляция, смысложизненная ориентация, осмысленность жизни, саморефлексия, информационная неопределенность, стрессогенный фактор, коронавирусная инфекция, пандемия, женщина-учитель

Основные положения

> к ведущим показателям направленности смысловой регуляции относятся смысложизнен-ные ориентации и саморефлексия;

> при нахождении под действием информационной неопределенности в виде пандемии коронавирусной инфекции выявлено статистически значимое увеличение показателей смыс-ложизненных ориентаций и саморефлексии у женщин-учителей средних школ в сравнении с их состоянием до пандемии;

> усиление информационной неопределенности с наступлением пандемии женщины-учителя средних школ воспринимают как преодолимый стрессогенный фактор, из-за которого происходит переход в состояние большей организованности и мобилизации процессов смысловой регуляции.

Финансирование

Исследование выполнено в рамках реализации гранта РФФИ 18-29-22004 (2018): «Психологические и генетические исследования предикторов, определяющих поведение пользователей при восприятии Интернет-контентов различной информационной направленности».

Для цитирования

Абакумова, И. В., Годунов, М. В., Белова, Е. В., Комерова, Н. Е. (2022). Особенности смысловой регуляции педагогов в условиях информационной неопределенности. Российский психологический журнал, 19(1), 101-111. https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.1.8

Введение

Наивысший уровень регуляции развития личности составляет смысловая регуляция ее деятельности. Смысловая природа ключевых механизмов управления взаимодействиями индивида обусловлена интегральным характером влияния смысловых конструктов на поведение индивида (Леонтьев, 1997). При этом имеется отличие категории смысла от категории значения, что проявляется в дискурсе как психологии, так и в лингвистике, культурологии, а также в философии. Смысл необходим для разъяснения значения сообщения при вербальном общении через минимальный набор слов ^егеЫска, 2019). Смысл видится как способ задания и контекстного употребления значения, образуя семантический треугольник Фреге, как логическую модель знака ^геде, 2008). Среди гуманитарных наук до сих пор не выработано общепринятой дефиниции понятия «смысл» в силу приписывания ей разнообразных атрибутов (Леонтьев, 2007). Смысл выступает в роли междисциплинарного конструкта и всё чаще рассматривается как философско-лингвистически-психологическая категория (Серый, 2002).

В современном периоде психологическое изучение феномена смысла становится актуальным направлением как теоретических, так и экспериментальных работ. Смысловой подход помогает расширять сферу решаемых проблем в области ценностно-мотивационного плана

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

личности, образования в быстро меняющемся мире, способов переживания сложных ситуаций и осознания жизни. К ним относятся работы по моделированию смысловой реальности (Леонтьев, 2007), анализу смысловых установок (Асмолов, 2016), сопереживания (Василюк, 2016), уровням смысловой сферы (Братусь, 2014), основам смыслодидактики (Фоменко, Абакумова, 2014), особенностям смысловой коммуникации в обучении (Кагермазова, 2014), поиску смысла жизни (Frankl, 2017).

Для полного установления смысловых связей в системе, как ее понимания, непременно нужен выход за ее пределы на позиции контекста как бахтинской «вненаходимости» (Бахтин, 2012). Именно по этой причине смысл слов находится из предложения, смыслы предложений находятся из текстов, смыслы текстов находятся из контекстов, а смысл жизни находится за пределами жизни. Значит, это невозможно делать абстрактно, а только исходя из определенной позиции целевого контекста (Тульчинский, 2018). Тогда на построение общих концептуальных моделей смысла влияет в самом широком значении контекст познания, деятельности и коммуникации, что является крайне разнородным полем с неповторимыми условиями развития личности.

В современных условиях интерес к изучению влияния на развитие личности различных эффектов неопределенности связан с необходимостью учета внутренних субъективных факторов развития - потребностей, мотивов, целей, интересов и личностных смыслов индивида. Все они могут не совпадать c внешними объективными условиями ситуаций деятельности (Кочеулова, 2018). Принятие во внимание действия факторов неопределенности позволяет более полно учитывать риски внешнего и внутреннего порядка в процессе развития личности с целью большего понимания поведения переживающего субъекта. Неопределенность начинает учитываться как новый методологический принцип и ключевой элемент науки, на который ориентируются психологические теории мышления, сознания, саморегуляции личности (Корнилова, 2018). Постмодернистская парадигма и междисциплинарность в изучении феноменов неопределенности отражают изменчивость состояний современного общества как транзитивность современной цивилизации (Марцинковская, 2018).

В плане действия неопределенности наиболее действенное влияние в последнее время оказывает возникшая весной 2020 г. мировая пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, влияние которой следует относить к категории глобальных эффектов воздействия неопределенности на современное развитие цивилизации. В отличие от эпидемии как непрерывно передающегося заболевания, имеющего прогрессирующий характер распространения на некоторых территориях с превышением определенного эпидемиологического порога, пандемия, по данным ВОЗ, представляет собой высшую стадию развития эпидемии, неуклонно распространяющейся в мировых масштабах.

В качестве первичного источника неопределенности выступает повышение вероятности заражения коронавирусной инфекцией (Рекомендации для населения..., 2020). Этот источник повышенного витального риска влечет за собой вторичные факторы, повышающие неопределенность жизнедеятельности - введение санитарных норм и расстояний при контактах людей, как соблюдение «социальной дистанции», и исключение или минимизация социальных контактов, как «самоизоляция» (Pfattheicher, Nockur, Böhm, Sassenrath, & Petersen, 2020). Действие этих исходных факторов неопределенности генерирует «производные» факторы неопределенности, воздействующие на все сферы общественной жизни, начиная от пространственной дистанции между людьми и количества людей в определенных помещениях,

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

изменения потребительского поведения, перехода на дистанционное обучение, остановки работы предприятий, и заканчивая карантинными ограничениями на перемещения в другие регионы и страны.

Т. В. Корнилова отмечает, что во время коронавирусной пандемии происходит перенос личностной регуляции внутреннего выбора и принятия решений в область взаимодействий с внешними социально заданными требованиями, в частности, обусловленными необходимостью соблюдения социального дистанцирования (Корнилова, 2020). В плане психосоматического состояния выявлены усиление бессонницы, депрессивных и тревожных реакций, рост посттравматических и обсессивно-компульсивных расстройств, состояния социальной отчужденности (Talevi et al., 2020). По данным Л. Э. Горлевской, во время пандемии наблюдалась трансформация потребительских предпочтений, увеличился спрос на продукты питания, фармацевтику, товары личной гигиены; сократилось потребление люксовых товаров, туристических услуг, автомобилей. В это же время произошел бурный рост электронных сервисов и онлайн-торговли; изменилось потребление медиаконтента: рост востребованности теле-и интернет-трансляций, сокращение наружной рекламы (Горлевская, 2020).

Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции с весны 2020 г. во всём мире применяются различные карантинные меры - от полной блокировки перемещений людей и остановки работы целых отраслей экономики до существенных ограничений социальной, культурной и экономической деятельности. Так, на основании Постановления Правительства РФ № 223 от 02.03.2020 г. были введены ограничения на вывоз некоторых видов продукции. В такой форс-мажорной ситуации было отменено или приостановлено проведение развлекательных, спортивных, общественных, образовательных и других мероприятий с большим скоплением людей. Это повлекло невозможность осуществления договоров поставки товаров и оказания услуг ввиду прекращения исполнения обязательств, согласно статье 417 Гражданского Кодекса РФ (Баранова, Удалов, 2020).

В плане трансляции информации о коронавирусной инфекции наблюдались эффекты искажения объективных фактов и появления неподтвержденных новостей - фейков, вводящих в заблуждение различные слои общества. В социально-психологическом плане тотальное распространение такой смеси адекватных и неадекватных фактов следует считать инфоде-мией, понимаемой как информационная неопределенность знаний о коронавирусной инфекции. Транслируясь в когнитивную сферу личности, это провоцирует увеличение уровня тревожности, стресса и депрессивных расстройств (Zinchenko, Morosanova, Kondratyuk, & Fomina, 2020). Это может приводить к негативным изменениям моделей поведения из-за понижения уровня критичности мышления при анализе правдивой и фейковой информации, и, как следствие,- к нарушению противоэпидемиологических требований, снижению доверия к государственным и медицинским органам. Для успешного преодоления информационной неопределенности от распространенности коронавирусной инфекции предлагается в период самоизоляции заниматься тактическим и стратегическим целеполаганием, добиваться поставленных целей, что означает более высокий уровень саморегуляции личности в условиях инфодемии (Zinchenko et al., 2020).

Тогда в качестве глобального фактора неопределенности, действующего на всех людей как в объективной, так и в субъективной сфере, следует выделить действие инфекционных заболеваний в мировом масштабе, в данном случае проявляющееся пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Некоторые исследователи отмечают наличие тенденций к преодолению влияния действующей коронавирусной пандемии как глобального фактора неопределенности жизни, т. к. это временное ситуативное явление (Малькова, 2020), преодоление которого, дополнительно к медицинским мерам предупреждения и лечения, необходимо дополнять различными психологическими методиками и координированной психологической помощью населению (Емельянова, 2020).

С позиций изучения поведения человека под действием эффектов неопределенности актуальным представляется исследование особенностей процессов смысловой регуляции при различном влиянии неопределенности - в данном случае, под действием коронавирусной инфекции. Необходимо отметить, что на первом этапе смысловая регуляция эмпирически изучалась нами в 2016-2017 гг., т. е. до пандемии, когда люди находились в более определенном состоянии жизнедеятельности. Второй этап исследования начался с октября 2020 г., когда пандемия длилась уже полгода и людям приходилось переориентироваться в условиях возросшей жизненной неопределенности. Поэтому необходимо исследовать направленность и качество произошедших изменений смысловой регуляции в разных условиях неопределенности.

Начавшаяся в конце 2019 г. вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 охватила весь мир, и с начала 2020 г. ее принято считать пандемией. Под ее действием жизнь мирового сообщества протекает в неизвестных условиях, неопределенность которых вносит значительные изменения и ограничения во все сферы жизни. Влияние пандемии коронавирусной инфекции мы относим к категории глобальных эффектов неопределенности, воздействующих на жизнь современного человека. Это можно соотнести с кризисами по типу «черных лебедей» как неожиданных и сильных кризисов (Талеб, 2018). В плане получения информации и переосмысления жизнедеятельности в условиях влияния коронавирусной инфекции ее следует рассматривать как информационную неопределенность, в силу наличия недостоверной информации в этой области. С позиции исследования изменения поведения в условиях действия таких эффектов неопределенности представляется актуальным изучение тенденций смысловой регуляции индивида, находящегося под действием или отсутствием действия эффектов такой информационной неопределенности.

Методы

Для выявления тенденций смысловой регуляции под действием эффекта информационной неопределенности в виде коронавирусной пандемии проведен организованный специальным образом анализ эмпирических данных первого и второго этапов исследования. В каждом из обоих этапов применялись одинаковые батареи психодиагностических методик, в которые входили две методики изучения смысловой регуляции. Их показатели были выявлены нами в качестве основных и вспомогательных маркеров полярных смыслообразующих стратегий (Годунов, Елагина, Белова, 2017). Это тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) по Д. А. Леонтьеву и анкета саморефлексии по И. А. Стеценко. Таким образом, исследовалось семь показателей:

1) общий показатель «осмысленность жизни» (ОЖ);

2) субшкала «цели» (Ц);

3) субшкала «процесс» (П);

4) субшкала «результат» (Р);

5) субшкала «локус контроля - Я»;

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

6) субшкала «локус контроля - жизнь»;

7) уровень саморефлексии (УСР).

Тестирование с помощью данных методик проводилось дважды: первый раз - до коронавирусной пандемии, второй раз - во время коронавирусной пандемии. Тестирование проводилось среди двух выборок, близких по объему и совпадающих по основным акмеологическим признакам - возрасту, гендеру, семейному статусу, уровню образования, профессиональной направленности, месту проживания. В данной паре выборок, протестированных до и во время пандемии, респондентами были не одни и те же люди (не лонгитюдное исследование), а разные, но отвечающие требованиям к признакам выборки: замужние женщины-учителя средних школ Ростовской области. Для оценки значимости различий показателей в каждой паре выборок применялся U-критерий Манна - Уитни (Наследов, 2012).

В тесте «Смысложизненные ориентации» содержатся пары противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. Респондент при ответе на каждый вопрос выбирает из двух противоположных утверждений (например, «Я обычно: ужасно скучаю - полон жизни и энтузиазма») то, которое больше соответствует действительности, и отмечает его на 7-балльной шкале по степени приближения к одному из полюсов (Леонтьев, 2000). По всем 20-ти вопросам теста подсчитывается общий показатель «осмысленность жизни». Шкала «цели в жизни» характеризует наличие или отсутствие в жизни респондента целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временну ю перспективу. Шкала «процессы в жизни» говорит о том, воспринимает ли сам респондент процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Шкала «результативность жизни» отражает оценку респондентом пройденного отрезка жизненного пути, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая эта часть. Шкала «локус контроля - Я» показывает, насколько респондент воспринимает себя как хозяина своей жизни. Шкала «локус контроля - жизнь» показывает восприятие респондентом управляемости своей жизнью. Первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (взгляд в будущее), насыщенность жизни (опора на настоящее) и удовлетворенность самореализацией (принятие прошлого). Два последних фактора характеризуют внутренний локус контроля респондента как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность к такому контролю.

Анкета саморефлексии И. А. Стеценко направлена на установление показателя личностной рефлексии посредством изучения активности процесса самоанализа и самооценки респондента. Это дает возможность получить представление об установках человека к собственному Я (Стеценко, 2003). В ходе ответов на 60 вопросов респондент выбирает, насколько полно его суждения о самом себе соответствуют представленным в вопросах утверждениям. По сумме баллов по всем вопросам анкеты вычисляется общий показатель - «уровень саморефлексии».

Математическая обработка полученных эмпирических данных включала определение средних величин исследуемых показателей до и во время пандемии, а также процедуру оценки статистической значимости выявленных различий.

Результаты

Обе выборки совпадают по основным акмеологическим показателям (гендер, возраст, уровень образования, профессиональная направленность, семейный статус, местность проживания) и близки по объему. В ходе эмпирического исследования особенностей смысловой

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

регуляции под действием различных условий неопределенности получены средние показатели тестовых величин, которые имеют различия (табл. 1). Для установления статистической достоверности выявленных различий вычислены эмпирические коэффициенты и Манна - Уитни.

Таблица 1

Средние показатели смысложизненных ориентаций, саморефлексии и эмпирические коэффициенты иэмп Манна - Уитни значимости их различий (при икр = 670 для статистически значимого уровня р < 0,05) у женщин-учителей средних школ до и во время пандемии коронавирусной инфекции

Показатель

Время тестирования

До пандемии COVID-19

Во время пандемии COVID-19

февраль 2017 г. март 2021 г.

Эмпирический коэффициент Цэмп Манна - Уитни

Количество человек 37 46 -

Средний возраст, лет 42,6 41,3 -

Осмысленность жизни (ОЖ) 110 122 266

Субшкала «цели» 35 38 610

Субшкала «процессы» 32 35 316

Субшкала «результат» 27 30 468

Субшкала «локус контроля - Я» 23 25 337

Субшкала «локус контроля - жизнь» 32 36 406

Уровень саморефлексии (УСР) 392 402 428

Представленные в таблице 1 данные свидетельствуют, что по всем исследуемым показателям теста смысложизненных ориентаций и уровня саморефлексии различия у женщин-учителей средних школ до и во время пандемии являются статистически значимыми, т. к. иэмп < икр = 670 при уровне достоверности р < 0,05. Под влиянием такой информационной неопределенности происходит перестройка смысловой регуляции, а именно - повышение показателей уровня саморефлексии, осмысленности своей жизни, восприятия прошлого, настоящего и будущего своей жизни, а также локусов ее контроля и контроля своего внутреннего мира. Такое повышение может указывать на переход смысловой сферы на уровень более строгой организации и повышенной мобилизации из-за действия механизмов образования новых личностных смыслов, их инициации и изменения смыслового выбора для преодоления возросшей неопределенности в мире, внесенной коронавирусной пандемией. Данное влияние информационной неопределенности можно считать дополнительным стрессогенным фактором, который является значимым, но преодолимым для эмпирически исследованной женской гендерной группы профессии типа «человек - человек» по классификации Е. А. Климова.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Обсуждение результатов

Исследование проведено для выявления показателей смысложизненных ориентаций и саморефлексии среди педагогов. Полученные эмпирические данные позволяют увидеть средние показатели используемых тестов в исследуемой категории респондентов и выявить различия между ними. Наше тестирование проводилось в одном городе на акмеологически одинаковых выборках в марте 2017 г. и в октябре 2020 г. Это с позиции изучения влияния неопределенности на смысловую регуляцию переживающего субъекта предоставляется как психологическое исследование в данной области до и во время пандемии коронавирусной инфекции.

Между всеми установленными в ходе исследования показателями имеются статистически достоверные различия до и во время пандемии. Интересным представляется то, что средние значения смысложизненных ориентаций и саморефлексии, измеренные до пандемии, оказались ниже, чем во время пандемии. Ее можно рассматривать в виде дополнительного фактора, которого не было никогда ранее и который усиливает информационную неопределенность современной жизни. То есть при наступлении пандемии более высокие измеренные показатели смысловой регуляции свидетельствуют о переходе смысловой сферы респондентов в состояние большей организованности и повышенной мобилизации. Мы предполагаем, что так осуществляются саморегулирующиеся механизмы выбора и инициации актуальных личностных смыслов для преодоления человеком возросшего сопротивления неопределенности жизни в мире, внесенной пандемией коронавирусной инфекции. Следовательно, участвовавшие в нашем исследовании женщины-учителя средних школ воспринимают действие пандемии как преодолимый фактор неопределенности. Под его действием произошло повышение уровня саморефлексии, осмысленности ими своей жизни, восприятия прошлого, настоящего и будущего своей жизни, а также локусов ее контроля и контроля своего внутреннего мира. Наше предположение подтверждается тем, что другие исследователи также отмечают предрасположенность к преодолению влияния пандемии (Малькова, 2020; Pfattheicher et al, 2020).

Выводы

По нашему представлению, ценным в исследовании является изучение особенностей смысловой регуляции на наиболее однородной выборке в акмеологическом плане и с помощью одинаковой батареи психологических тестов. Психологический опрос с помощью теста «Смысложизненные ориентации» по Д. А. Леонтьеву и анкеты саморефлексии по И. А. Стеценко проводился среди педагогов. Проведенное эмпирическое исследование можно считать практически однофакторным экспериментом, в котором варьируемым фактором выступал разный уровень влияния неопределенности на изучаемые смысложизненные ориентации и саморефлексию респондентов. Изменение неопределенности мы рассматриваем как состояние в марте 2017 г. до распространения коронавирусной инфекции и в октябре 2020 г. во время пандемии коронавируса COVID-19.

Полученные в результате нашего эмпирического исследования материалы могут использоваться для построения и уточнения концептуальных моделей преодоления неопределенных и кризисных ситуаций различными группами.

Перспективы исследования: необходимо расширить исследование для выявления влияния такого глобального фактора неопределенности, как действие пандемии, на различные

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

гендерные, возрастные, профессиональные, этноконфессиональные, географические категории респондентов. Также актуальным является установление границ конструктивного реагирования на действие пандемии в виде эустресса, повышающего мобилизационные ресурсы смысловой регуляции, и выявление областей дисстрессового воздействия, негативно влияющего на организацию смысловой деятельности в условиях пандемии. Это позволит разрабатывать целенаправленные методики психологической помощи выявленным группам, подверженным дисстрессовому воздействию коронавирусной инфекции. При этом также важным становится обоснованное увеличение арсенала применяемых для этого психодиагностических тестов, позволяющих расширять исследуемые сферы смысловой регуляции переживающего индивида.

Литература

Асмолов, А. Г. (2016). Конструирование образов образования в науке и культуре.

Образовательная политика, 1, 86-88. Баранова, А. В., Удалов, М. И. (2020). Применение статьи 417 ГК РФ с учетом пандемии коро-навируса. В О. Н. Широков (ред.), Новое слово в науке: стратегии развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с. 138-141). Чебоксары: Интерактив плюс. Бахтин, М. М. (2012). Собрание сочинений в 7 томах (Т. 3). Москва: Языки славянских культур. Братусь, Б. С. (2014). Уровни развития смысловой сферы личности. В И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова (сост.), Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика (с. 136-146). Москва: КРЕДО. Василюк, Ф. Е. (2016). Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии. Консультативная психология и психотерапия, 24(5), 205-227. https://doi.org/10.17759/ cpp.2016240511

Годунов, М. В., Елагина, М. Ю., Белова, Е. В. (2017). Исследование личностных профилей полярных стратегий смыслообразования. Российский психологический журнал, 14(3), 30-47. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.3.2 Горлевская, Л. Э. (2020). Трансформация предпочтений потребителей и маркетинговых коммуникаций в условиях коронавируса. В Р. М. Нижегородцев (ред.), «Экономика корона-кризиса: вызовы и решения»: Сборник трудов конференции (с. 152-156). Москва: НИПКЦ Восход-А. https://doi.org/10.25728/coronacrisis.2020.18-gorlevskaya Емельянова, Е. Н. (2020). Особенности психологической помощи в ситуации пандемии коронавируса. В Г. Ю. Гуляев (ред.), Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика: Сборник статей VII Международной научно-практической конференции (с. 142-145). Пенза: Наука и Просвещение. Кагермазова, Л. Ц. (2014). Смысловые коммуникации в учебном процессе. В И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова (сост.), Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика (с. 227-252). Москва: КРЕДО. Корнилова, Т. В. (2018). Представления о «каузальном инкрементализме» и психологической неопределенности как о перспективах развития объяснения в психологии. В А. Л. Журавлев, А. В. Юревич (ред.), Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития (Серия: Методология, история и теория психологии) (с. 368-384). Москва: Институт психологии РАН.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Корнилова, Т. В. (2020). Личностные основания принятия решений о социальном дистанцировании в трех странах (Россия, Азербайджан и Китай). В О. Н. Первушина (ред.), Новые вызовы неопределенности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. 46-49). Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.

Кочеулова, О. А. (2018). Преодоление неопределенности внешнего и внутреннего миров человека. В Е. В. Бакшутова, О. В. Юсупова, Е. Ю. Двойникова (ред.), Человек в условиях неопределенности: Сборник научных трудов: в 2-х томах (с. 30-33). Самара: Самарский государственный технический университет.

Леонтьев, Д. А. (1997). Очерк психологии личности. Москва: Смысл.

Леонтьев, Д. А. (2000). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (2-е изд.). Москва: Смысл.

Леонтьев, Д. А. (2007). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности (3-е изд., доп.). Москва: Смысл.

Малькова, В. К. (2020). Короновирус в российском информационном пространстве. Вестник антропологии, 2, 206-224.

Марцинковская, Т. Д. (2018). Транзитивное и цифровое пространство как новая психология повседневности. В Р. В. Ершова (ред.), Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов международной конференции (с. 219-223). Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет.

Наследов, А. Д. (2012). Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных (4-е изд., стереотип.). Санкт-Петербург: Речь.

Рекомендации для населения в отношении инфекции, вызванной новым коронавирусом (COVID-19) (2020). Доступ 18 Декабря 2021, источник: https://www.who.int/ru/emergencies/ diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public

Серый, А. В. (2002). Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Авторское издательство Кузбассвузиздат.

Стеценко, И. А. (2003). Педагогическая рефлексия: теория и технология развития у будущих учителей. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Талеб, Н. Н. (2018). Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. (В. Сонькина, А. Бердичевский, М. Костионова и др., пер. с англ.). Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус.

Тульчинский, Г. Л. (2018). К проблеме смысла в социальной семиотике: глубокая семиотика как концептуальное расширение социальной семиотики. Слово.ру: Балтийский акцент, 9(4). 15-26. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2018-4-2

Фоменко, В. Т., Абакумова, И. В. (2014). Психолого-смысловые аспекты интегративной организации учебного процесса. В И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова (сост.), Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидакти-ка (с. 350-376). Москва: КРЕДО.

Frankl, V. (2017). Man's search for meaning: Young adult edition (reprint edition). V. Frankl (Author), J. Boyne (Foreword). Boston, USA: Beacon Press.

Frege, G. (2008). Funktion, begriff, bedeutung: Funf logische studien. Goettingen, Germany: Vandenhoeck & Ruprecht.

Pfattheicher, S., Nockur, L., Böhm, R., Sassenrath, C., & Petersen, M. B. (2020). The emotional path to action: Empathy promotes physical distancing and wearing of face masks during the COVID-19 pandemic. PsyArXiv Preprints. https://doi.org/10.31234/osf.io/y2cg5

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Talevi, D., Socci, V., Carai, M., Carnaghi, G., Faleri, S., Trebbi, E., ... Pacitti, F. (2020). Mental health outcomes of the CoViD-19 pandemic. Rivista di Psichiatria, 55(3), 137-144. https://doi. org/10.1708/3382.33569 Wierzbicka, A. (2019). What Christians believe. The story of God and people in minimal English.

|New York: Oxford University Press. Zinchenko, Yu. P., Morosanova, V. I., Kondratyuk, N. G., & Fomina, T. G. (2020). Conscious self-regulation and self-organization of life during the COVID-19 pandemic. Psychology in Russia: State of the Art, 73(4), 168-182. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0411

Дата получения рукописи: 21.12.2021 Дата окончания рецензирования: 25.02.2022 Дата принятия к публикации: 27.02.2022

Заявленный вклад авторов Ирина Владимировна Абакумова - методология исследования, редактирование текста статьи. Михаил Викторович Годунов - планирование исследования, написание текста статьи. Елена Владимировна Белова - сбор эмпирических данных, статистический анализ данных. Наталья Евгеньевна Комерова - сбор эмпирических данных, статистический анализ данных.

Информация об авторах Ирина Владимировна Абакумова - доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57189598855, ResearcherlD: AAS-5266-2020, SPIN-код: 2859-0899; e-mail: abakira@mail.ru

Михаил Викторович Годунов - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57205468036, ResearcherlD: AAP-5976-2021, SPIN-код: 2440-3583; e-mail: aodunmv997@amail.com

Елена Владимировна Белова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры фармации медицинского факультета НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет "Синергия"», г. Москва, Российская Федерация; ResearcherlD: ABG-5506-2021, SPIN-код: 2690-9848; e-mail: elenadoc69@gmail.com

Наталья Евгеньевна Комерова - ассистент кафедры «Общая и консультативная психология» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; SPIN-код: 8656-9790; e-mail: komerova.nata@gmail.com

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.