Выводы. Таким образом, уровень эффективности процесса подготовки специалистов, который ориентирован на применение дистанционных образовательных технологий, зависит от качества программно-методического обеспечения, а также от степени их соответствия требованиям и особенностям процесса образования. Уровень указанного соответствия зависит от выбранных подходов осуществления проектирования дистанционных технологий в рамках образовательной политики каждого конкретного вуза.
По нашему мнению, эффективность формирования соответствующей образовательным стандартам и вызовам времени системы дистанционного образования будет возможна при учете такого теоретического подхода, который заключается в траектории «от проектирования процесса обучения, воспитания и развития к технологии и методике обучения» при проектировании технологий дистанционного обучения. Поэтому в данном ключе ведущая роль отводится вопросам разработки и отбора соответствующего учебно-методического обеспечения.
Кроме того, использование даже отдельных элементов технологий дистанционного образования и специально разработанных учебно-методических комплексов в рамках традиционных форм организации процесса подготовки будущих специалистов дает стимул к внедрению современных технологий обучения, чем повышает качество отечественного высшего профессионального образования.
Литература:
1. Артистов, С.А. Использование компьютерных обучающих программ при дистанционном обучении экономистов / С.А. Артистов // Дистанционное образование. - 1999. - № 3. - С. 17-28.
2. Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. - 319 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Рос. газ. - 2012. - № 303. - 31 дек.
Психология
УДК 159.922.6
старший преподаватель Рудакова Ольга Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
обучающаяся 5 курса Поддубова Ирина Эдуардовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ОСОБЕННОСТИ С
Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных тем современной психологи личности,
бращение к проблеме продуктивного старения является актуальным, это связанно с тем, что длительные демографические изменения, сдвиг в процессе воспроизводства населения, сокращение рождаемости и увеличение продолжительности жизни приводит к росту числа пожилых людей в структуре общества. С учетом теоретико-методологического анализа философских, социологических и психологических исследований, рассматривающих проблему продуктивного старения, наше исследования основывается на необходимости определения показателей продуктивного старения личности позитивно влияющие на самоактуализацию «Я». В статье изложен констатирующий этап экспериментального исследования пожилого возраста.
Ключевые слова: смысл жизни, благополучие, старость, личность.
A
Введение. На сегодняшний день в отечественных и зарубежных психологических исследованиях увеличились эмпирические данные и обращения ученых к проблемам психологического сопровождения продуктивного старения: исследования когнитивной, личностной и эмоциональной и сфер, профилактика дистрессов, диагностика физических и психологических ресурсов в позднем возрасте. Вопрос о
пожилого возраста остается открытым и порождает новые споры в научном сообществе.
О.В. Краснова и А.Г. Лидерс в своих исследованиях отмечают, что стремительный рост пожилого населения в большинстве стран мира делает использование традиционного отношение к проблеме старения непригодным. Люди теряют способности адаптироваться к этому процессу. Ценности, к которым следует стремиться, это экономическая защищенность, психосоциальное благополучие и чувство удовлетворенности состоянием здоровья [1].
Проблема продуктивного старения не является новой, вопросы сохранения самоценности стареющего общества, активного долголетия, здорового продуктивного старения и адаптивных мер интересуют научный мир достаточно давно. Социально-экономические результаты при котором наблюдается старения общества в научной литературе представлены такими авторами, как: И.Г. Беленькая, А.А. Дыскин, И. Калинюк, А. Кваша, Г.В. Миль, Г. Сафаров, М.Я. Сонин, В.Д. Шапиро, Р.С. Яцемирская. Учёные в своих исследованиях в основном прибегают к рассмотрению негативных проявлений данного возраста, последствия болезней и порождаемые ими проблемы. На сегодняшний день, остаются малоизученными положительные аспекты этой проблемы, что стало основой актуальности нашего исследования [3, 4].
Так, продуктивное старение заключается в удовлетворенности новой жизнью, осознанием своей роли в этой жизни и принятии её, где важный момент в благоприятной оценке своей жизни в старости является -самоудовлетворение [2].
Изложение основного материала статьи. На основе изученной психологической научной литературы, с целью проведения констатирующего этапа исследования нами были подобраны следующие методики: методика «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котляков; методика «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера и др., в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина; Методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; методика «Шкала субъективного счастья» С. Любомирской, в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина.
Исследование проводилось на базе кафедры психологии Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте при поддержки Ялтинского Центра занятости. Эмпирической базой исследования стали результаты респондентов возрастного промежутка от 54 до 70 лет в количестве 30 человек (из них: 13 мужчин и 17 женщин).
Цель экспериментального исследования - определить показатели продуктивного старения личности позитивно влияющие на самоактуализацию «Я».
Полученные данные по методике «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котляков 30 респондентов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение ответов 30 респондентов по методике «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котляков
Жизненные смыслы Ведущие (кол-во человек) Ведущие, (%) Нейтральные (кол-во человек) Нейтральные (%) Игнорируемые (кол-во человек) Игнорируемые (%)
Альтруистические 5 16.6 15 50 10 33.4
Экзистенциальные 11 36.6 17 56.6 2 6.8
Гедонистические 12 40 15 50 1 10
Самореализации 2 6.8 20 66.6 8 26.6
Статусные 4 13.4 15 50 11 36.6
Коммуникативные 8 26.6 19 63.3 3 10.1
Семейные 9 30 17 56.6 4 13.4
Когнитивные 6 20 14 46.6 10 33.4
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что среди ведущих жизненных смыслов ведущим показателем
-
нейтральному, что говорит о том, что значение этой категории представлены достаточно в системе жизненных смыслов в системе жизненных смыслов.
значение этой категории почти не представлены в системе жизненных смыслов.
Экзистенциальные 56.6%
36.6%
6.8%
Самореализации в 66.6%
26.6%
6.8%
данный показатель доминируют в системе жизненных смыслов.
По категории «Статусные жизненные смыслы» у 50% респондентов данный показатель сводится к нейтральному, что
36.6%
13.4%
Коммуникативные 63.3% р
26.6%
у 10.1% респондентов значение этой категории почти не представлено в системе жизненных смыслов. Семейные 56.6% р
не представлена в системе жизненных смыслов; у 30% респондентов данный показатель доминируют в системе жизненных 13.4%
33.4%
Анализ полученных данных по методике «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера, в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина 30 респондентов позволяет заключить
«слегка не довольны» реальным состоянием психического здоровья, что отражается на негативном мировосприятии; нарушение данного баланса связаны с субъективными, так и глобальными факторами, что может перерасти в депрессию;
26,6% респондентов оценивают свою жизнь неудовлетворительно; 16,6% респондентов оценивают сво
- -
не довольны» и «в высшей степени довольны».
Анализ полученных данных по методике «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева 30 респондентов представлен в таблице 2.
Таблица 2
Распределение ответов 30 респондентов по методике «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева
Субшкалы Высокий (кол-во человек) Высокий (%) Средний (кол-во человек) Средний (%) Низкий (кол-во человек) Низкий (%)
Цели в жизни 4 13.3 16 53.3 10 33.4
Процесс жизни 4 13.3 20 66.6 6 20.1
Результативность жизни 10 33.4 17 56.6 3 10
Локус контроля - Я 8 26.6 17 56.6 5 16.8
Локус контроля - жизни 7 23.3 17 56.6 6 20.1
Общий показатель жизненных ориентаций 11 36.6 14 46.6 5 16.8
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что самый выраженный показатель у респондентов данной выборки представлен по шкале «Результативность жизни», из этого следует, что 33,4% испытуемых испытывают чувство удовлетворенности через самореализацию или стремятся к данному показателю. Данная шкала позволяет респондентам
частично удовлетворены прожитой жизнью, и 10% - неудовлетворенны прожитой жизнью. и перспективы.
По шкале «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» у большинства респондентов (66.6%)
об адекватной оценки собственных сил и наличия контроля над жизнью. У 26.6% респондентов высокие баллы по этой
показатели. И у 20.1% респондентов низкие баллы, что говорит о фатализме, неподвластности, отсутствию контроля.
46.6% респондентов из представленной выборки имеют средний уровень жизненных ориентаций, 36.6% - высокий и 16.8% входят в зону риска.
Согласно анализу полученных данных по методике «Шкала субъективного счастья» С. Любомирской, в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина измеряющая эмоциональное переживание собственной жизни как целого, отражающее общий уровень психологического благополучия 30 респондентов
показатель эмоционального компонента субъективного благополучия или эмоционального комфорта, где под благополучием понимается таким как добродетельная, «правильная» жизнь; 32% респондентов имеют низкий показатель, что свидетельствует об отсутствии благополучия или эмоционального комфорта и, лишь 12% имеют высокий показатель что говорит об полной или частичной удовлетворенности жизнью.
показателями продуктивного старения личности позитивно влияющие на самоактуализацию «Я» являются наличие следующих потребностей:
1. Потребности социального статуса в обществе;
2. Потребности в исполнении своего предназначения;
3. Потребности в реализации своих способностей;
4. Потребности в совершенствовании своей личность;
Полученные результаты в ходе исследования позволяют заключить, что в большей степени респонденты стремятся получать удовольствие от жизни, быть счастливым, наслаждаться всем разнообразием эмоций и ощущений, значение этой категории доминируют в системе жизненных смыслов, при этом не выражена потребность занимать высокое положение в обществе, активно строить карьеру, добиваться успеха и признания в глазах окружающих представлена слабо в системе
ровья, что отражается на
негативном мировосприятии; нарушение данного баланса связаны с субъективными, так и глобальными факторами, что может перерасти в депрессию. Исходя из полученных данных можно утверждать респондентам свойственен средний уровень жизненных ориентаций и эмоционального компонента субъективного благополучия (комфорта), где под
2001. - № 6. - С. 146-154
// Методология современной психологии. - Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН. - 2017. - С. 128-142. журнал КубГАУ. -№25(1). - 2007. - С. 76-70
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, доцент Василенко Виктория Евгеньевна Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); бакалавр Деева Анастасия Алексеевна
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург)
ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ, ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МАТЕРИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА
В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязей параметров отношения к ребенку, психического здоровья матери (ее эмоционального состояния) и психического развития младенца в период пандемии. Выборка: 78 диад мать-ребенок, возраст детей от 4 до 6 месяцев. Методики: Тест отношений матери (модификация ТОБ), Шкала оценки постнатальной привязанности Дж. Кондона, Шкала психологического функционирования (Achenbach T., Rescorla L., в адаптации Е.Р. Слободской), Методика реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (шкала ситуативной тревожности), Шкала оценки влияния травматического события (Weiss & Marmar; адаптация Н.В. Тарабриной) и Методика комплексной оценки уровня развития младенцев в возрасте от 2 до 16 мес. (KID-R Scale) (Kent Infant Development Scale). С помощью психодиагностических методов выявлено преобладание у матерей оптимального типа отношения к материнству и ребенку и достаточно высокий уровень привязанности к детям. Депрессивные и тревожные расстройства, а также симптомы посттравматического стрессового расстройства у женщин практически не обнаружены. Ситуативная тревожность в целом соответствует среднему уровню, при этом 35% женщин обладают высокой тревожностью. 74% младенцев характеризуются нормативным психическим развитием, 15% - опережающим 11% - некоторым отставанием. Корреляционный анализ выявил, что при тенденции к депрессивным, тревожным расстройствам и ситуативной тревожности отмечаются и соответствующие типы отношения к материнству и ребенку, более низкая привязанность к младенцу. При признаках ПТСР более выражен тревожный тип отношения к материнству и ребенку, при этом ниже привязанность. Психическое развитие младенцев в большей степени взаимосвязано с отношением женщин к материнству и ребенку, чем с эмоциональным состоянием матерей. Так, с уровнем развития ребенка выявлены положительные взаимосвязи у эйфорического типа и негативные у тревожного. Моторное, предречевое и социальное развитие детей, а также общий показатель их психического развития выше при более высокой привязанности к ним матерей. Познавательное развитие младенцев ниже при более высокой ситуативной тревожности матерей.
Ключевые слова: младенцы, отношение к ребенку, психическое здоровье матери, эмоциональное состояние матери, психическое развитие ребенка, период пандемии.
Annоtation. The article is devoted to analysis of the correlations between the parameters of attitude towards the child, the mental health of the mother (her emotional state) and the mental development of the infant during the pandemic. Sample: 78 mother-child dyads, children aged 4 to 6 months. Methods: Maternal relationship test, Maternal Postnatal Attachment Scale, (MPAS; Condon J.), The Achenbach System of Empirically Based Assessment, (Adult ASR/18-59; Achenbach T., Rescorla L.), State and trait anxiety (Spielberger, Khanin), Traumatic Event Impact Assessment Scale (Weiss & Marmar; adapted by N.V. Tarabrina) and Kent Infant Development Scale. The study with using psychodiagnostic methods revealed the prevalence of the optimal type of attitude towards motherhood and the child and a fairly high level of attachment to children in mothers. Depressive and anxiety disorders, as well as symptoms of post-traumatic stress disorder, are practically not found in women, situational anxiety generally corresponds to the average level, while 35% of women have high anxiety. 74% of infants are characterized by normative mental development, 15% -advanced, 11% - some lag. Correlation analysis revealed that with a tendency to depressive, anxiety disorders and situational anxiety, there are also corresponding types of attitudes towards motherhood and the child, a lower attachment to the baby. With signs of PTSD, an anxious type of attitude towards motherhood and a child is more pronounced, while attachment is lower. The mental development of infants is more interconnected with the attitude of women towards motherhood and the child than with the emotional state of mothers. The mental development of infants is more closely related to the attitude of women towards motherhood and the child than with the mothers' emotional state. So, positive relationships of the level of development of the child were found with the euphoric type and negative - with the anxious type. The motor, preverbal and social development of children, as well as the general indicator of their mental development, is higher with a higher attachment of mothers. Cognitive development of infants is lower with higher state anxiety of mothers.
Key words: infants, attitude to the child, mother's mental health, mother's emotional state, child's mental development, pandemic period
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №20-04-60368 Вирусы «Влияние стресса, связанного с пандемией, на эмоциональное состояние и психологическое функционирование женщины в период беременности и после рождения ребенка, особенности родов и развитие младенца»