Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / vocabulary / children with intellectual disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова А.С.

Рассмотрены особенности словарного запаса детей с нарушением интеллекта. Выделены основные причины ограниченности словарного запаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VOCABULARY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The peculiarities of the vocabulary of children with intellectual disabilities. Identified the main reasons for the limited vocabulary.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

авторитарный, демократический, попустительский и т.д. - определяется отвержением или, наоборот, принятием ребенка, степенью контроля за его поведением и дистанцией между детьми и взрослыми. Самый известный стиль в семье, и неблагоприятный, это стиль авторитарный, особенно если жесткий контроль родителей сочетается с отчуждением, недостаточно теплыми эмоциональными отношениями в семье, не доверием родителей и подростка, приводит к постоянным конфликтам, подросток ждет ответные шаги от родителей, понимание и поддержку, но за частую ответа не бывает и ребенок ищет поддержку на стороне, там где его поймут и примут таким, какой он есть.

УДК 376.42

Павлова А. С. магистрант

кафедра специального (дефектологического) образования Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь Pavlova A.S. graduate student

science in the department of special (defectology) education

State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering Pedagogical University»

Russia, Simferopol ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА FEATURES OF VOCABULARY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Аннотация: рассмотрены особенности словарного запаса детей с нарушением интеллекта. Выделены основные причины ограниченности словарного запаса.

Ключевые слова: словарный запас, дети с нарушением интеллекта.

Annotation: the peculiarities of the vocabulary of children with intellectual disabilities. Identified the main reasons for the limited vocabulary.

Keywords: vocabulary, children with intellectual disabilities.

Словарный запас - это совокупность слов, что обозначают предметы, явления и понятия, которыми владеет человек, образующие его словарный состав, или лексику.

Цель данной работы состоит в рассмотрении ограниченности словарного запаса детей с нарушением интеллекта как одной из проблем специальной педагогики.

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, таких как А. К. Аксенова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

А. К. Аксенова отмечает, что серьезные недостатки наблюдаются у умственно отсталых школьников в лексике. В литературе довольно подробно освещена такая особенность речи учащихся с нарушением интеллекта как ограниченность, бедность словарного запаса. Их речь не имеет в себе слов различных грамматических категорий, которые обозначают абстрактные понятия, они не знакомы с названиями многих видовых и родовых понятий, хотя и те и другие обозначают конкретные предметы. Незнание большого количества слов, что несут разную степень обобщенности, делает речь детей малоконкретной и исходя из этого недостаточно обобщенной. Определенные грамматические категории не употребляются умственно отсталыми детьми совсем либо составляют минимальный процент в их словарном запасе. К таким относятся причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги, подчинительные союзы и прочее. [1].

Как пишет В. Г. Петрова, бедность словаря детей-олигофренов зависит от многих причин, среди них основной является - низкий уровень умственного развития этих детей. Немаловажную роль играют ограниченность их социальных и вербальных контактов, недостаточная сформированность интересов к низкий уровень словесно-логической памяти.

Ограниченность словарного запаса умственно отсталых младших школьников ярко выражается при назывании детьми предметов и явлений окружающего мира, их внешних и функциональных свойств, выполняемых действий. Выявлено, что дети далеко не всегда знают названия многих, постоянно встречающихся им объектов [2].

Ж. И. Шиф пишет, что запас слов умственно отсталых детей, особенно учеников младших классов, обычно очень беден. Дети часто не знают названий постоянно встречающихся и хорошо знакомых предметов. Ещё более узким кругом слов владеют ученики для обозначения действий предметов. Участвуя в опытах Л. С. Выгодского, ученики первых и вторых классов вспомогательной школы опускали ручку рубильника вниз и сразу же ставили её в прежнее положение. Описывая свои действия, они использовали такие глаголы: зажимал, вертел, хлопал, брал, делал, дёргал, крутил.

Особенно тяжело для умственно отсталых проходит усвоение и использование глаголов с приставками. Обычно первоклассники редко употребляют такие слова, как: пришёл, ушёл, перешёл, зашёл, отошёл. Их устраивает форма: шел, что используется во всех необходимых случаях, которая приблизительно передает самые различные направления движения.

Только редко появляются в речи слова, которые характеризуют свойства и качества предметов. Ученикам 3 классов вспомогательной школы

предложили подобрать подходящие прилагательные к существительным названиям хорошо знакомых предметов, таких как котёнок, цветок и т.д. Дети употребили в среднем только по 3 прилагательных, а нормальные ученики 3 класса - по 7 (данные Г. М Дульнева).

Бедность словарного запаса приводит к тому, что дети часто используют одну и туже группу слов, что и делает их речь однообразной, шаблонной и неточной. Недостаточность словарного запаса не только мешает ученикам адекватно выражать свои мысли, чувства и желания, но и в ряде случаев, затрудняет понимание обращённой к ним речи.

Большая часть всех слов, известных ученикам с умственной отсталостью, входит в их пассивный словарь и всего лишь относительно небольшая часть используется активно. Довольно четко видно расхождение между пассивным и активным словарём, когда дети употребляют имена прилагательные. При условиях, когда происходит активизация мыслительной деятельность, выявляется, что ученики обладают значительным запасом слов. Если дать детям слова для справок, то они обычно могут осуществить правильный подбор прилагательных. Подсказывание начальных букв нужного слова или его первого слога помогает учащимся вспомнить нужное им в данном случае прилагательное.

И, наконец, от учеников удаётся добиться правильного воспроизведения нужного слова, с помощью правильной подборки и постановки вопросов.

Умственно-отсталые дети сохраняют в своей памяти значительное количество слов и понимают их значения, но не употребляют по собственной инициативе. Эти слова - накопление их пассивного словаря. Переход слов в активный словарь происходит медленно. В результате сохраняется резкое преобладание пассивного словаря над активным. Характерное для умственно отсталых расхождение между активным и пассивным словарём может быть сглажено путём правильной организации их деятельности, воспитания новых потребностей и стремлений, развития мышления [3].

Таким образом, важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Использованные источники:

1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

2.Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.

3.Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. - М. : Просвещение, 1965. - 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.