Научная статья на тему 'Особенности скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов в подготовительном периоде годичного цикла'

Особенности скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов в подготовительном периоде годичного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЮНЫЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / SPEED-POWER ABILITIES / YOUNG ATHLETES / PREPARATORY PERIOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Гаврилина Алина Олеговна, Зунг Нгуен Кристина, Епифанов Игнат Олегович

В статье рассматривается проблема совершенствования скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов 12-13 лет. Представлены данные, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента в группе юных легкоатлетов в рамках общеподготовительного периода годичного цикла. Результатом целесообразного использования в экспериментальной группе комплекса беговых, прыжковых и силовых упражнений в скоростно-силовом режиме стало достоверное улучшение показателей в тестах скоростно-силовой направленности. Полученные данные имеют практическую ценность для тренеров, осуществляющих подготовку легкоатлетического резерва.The article considers the problem of improving the speed-power abilities of young athletes aged 12-13 years old. The data obtained during the pedagogical experiment in the group of the young athletes as part of the general preparatory period of the annual cycle are presented. The result of the appropriate use in the experimental group of the complex of running, jumping and strength exercises in high-speed power mode was significant improvement in the results of the speed-power orientation tests. The data obtained are of practical value for the trainers involved in the preparation of the track and field athletics reserve.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Гаврилина Алина Олеговна, Зунг Нгуен Кристина, Епифанов Игнат Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов в подготовительном периоде годичного цикла»

координационных способностей занимающихся.

ВЫВОДЫ

Полученные в ходе исследования результаты, а также повторное тестирование занимающихся позволяют сделать заключение, что наиболее заметно прослеживается положительная динамика результатов у тех студентов, которые имели более низкие исходные показатели. Их количество по всем трем тестам значительно возросло. Заметно повысилась выносливость в беге на длинные дистанции как у мужчин, так и у женщин. Это в свою очередь говорит об эффективности используемых нами средств и методов в процессе организации занятий по дисциплине «Физическая культура» и показало практическую целесообразность их применения в процессе профессионально прикладной подготовки студентов агрономического профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, Л.Б. Концептуальные основы формирования готовности к развитию физической культуры студентов сельскохозяйственных вузов / Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2006. - № 4 (4). - С. 151-159.

2. Воротова, М.С. Влияние занятий профессионально-прикладной физической культурой на формирование готовности специалиста аграрного профиля / М.С. Воротова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 4 (33). - С. 35-41.

3. Севастьянов, В.В. Анализ состояния и проблемы организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов аграрных специальностей высших учебных заведений / В.В. Севастьянов // Перспективы науки. - 2015. - № 7 (70). - С. 22-25.

REFERENCES

1. Andrushchenko, L.B. and Kolomok, O.I. (2006), "Conceptual foundations of formation of readiness for development of physical culture of students of agricultural universities", News of the Lower Volga Agricultural University: science and higher professional education, No. 4 (4), pp. 151-159.

2. Volotova, M.S. (2014), "Influence of occupations of vocational-applied physical culture on formation of readiness of a specialist of agrarian profile", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (33), pp. 35-41.

3. Sevastyanov, V.V. (2015), "Analysis of the state and problems of the organization of the educational process on physical education of students of agrarian specialties of higher educational institutions", Prospects of science, No. 7 (70), pp. 22-25.

Контактная информация: bysido2006@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2020

УДК 796.42

ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА

Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва; Алина Олеговна Гаврилина, ассистент, Кристина Зунг Нгуен, ассистент, Игнат Олегович Епифанов, ассистент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье рассматривается проблема совершенствования скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов 12-13 лет. Представлены данные, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента в группе юных легкоатлетов в рамках общеподготовительного периода годичного цикла. Результатом целесообразного использования в экспериментальной группе комплекса бего-

вых, прыжковых и силовых упражнений в скоростно-силовом режиме стало достоверное улучшение показателей в тестах скоростно-силовой направленности. Полученные данные имеют практическую ценность для тренеров, осуществляющих подготовку легкоатлетического резерва.

Ключевые слова: скоростно-силовые способности, юные легкоатлеты, подготовительный

период.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p36-40

FEATURES OF SPEED POWER TRAINING OF YOUNG ATHLETES WITHIN THE TRAINING PERIOD OF ANNUAL CYCLE

Tatiana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bau-man Moscow State Technical University, Moscow; Alina Olegovna Gavrilina, the assistant,

Kristina Zung Nguen, the assistant, Ignat Olegovich Epifanov, the assistant, Peter the Great

St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The article considers the problem of improving the speed-power abilities of young athletes aged 12-13 years old. The data obtained during the pedagogical experiment in the group of the young athletes as part of the general preparatory period of the annual cycle are presented. The result of the appropriate use in the experimental group of the complex of running, jumping and strength exercises in high-speed power mode was significant improvement in the results of the speed-power orientation tests. The data obtained are of practical value for the trainers involved in the preparation of the track and field athletics reserve.

Keywords: speed-power abilities, young athletes, preparatory period.

ВВЕДЕНИЕ

В современной легкой атлетике достижение высоких спортивных результатов невозможно без целенаправленной специальной физической подготовки, в рамках которой развитие и совершенствование скоростно-силовых способностей всегда занимало особое место [1, 3, 5]. Как известно, именно высокий уровень развития скоростно-силовых качеств является одним из неотъемлемых условий достижения успеха в большинстве видов легкой атлетики.

Изучение и обобщение опыта спортивной подготовки юных легкоатлетов, научно обоснованных данных современных литературных источников позволяют констатировать, что в настоящее время вопросы управления тренировочным процессом, связанные с развитием скоростно-силовых качеств, имеют неоднозначную трактовку [1, 3, 6].

Ряд специалистов [2, 4] считает целесообразным применение средств скоростно-силовой направленности в системе подготовки юных легкоатлетов, так как это способствует росту спортивных результатов. Вместе с тем, по мнению В.В. Скотникова и В.Ф. Соловьева [5], «в юношеском и юниорском возрасте, когда основной обмен и восстановительные процессы в организме протекают наиболее интенсивно, а уровень спортивного мастерства еще недостаточно высок, тренировочная нагрузка должна быть большой по объему и разносторонней по направленности и развитию различных физических качеств».

В преддверии выбора легкоатлетической специализации понимание существующей проблемы крайне важно для эффективной организации тренировочного процесса.

В связи с этим разработка программы применения комплексов упражнений ско-ростно-силовой направленности в общеподготовительном периоде годичного цикла для подготовки юных легкоатлетов является своевременной и актуальной.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Базой для проведения эксперимента стала ГБОУ СОШ № 104 им. героя Советского Союза М.С. Харченко Выборгского района г. Санкт-Петербурга (секция по легкой атлети-

ке). Участники эксперимента - юные легкоатлеты в возрасте 12-13 лет в количестве 20 человек (10 человек - контрольная группа, 10 человек - экспериментальная группа).

В экспериментальной группе занятия на основе разработанных комплексов упражнений, направленных на совершенствование скоростно-силовых способностей, проводились в течение 16 недель в рамках подготовительного периода годичного цикла (осенне-зимнего 2018 г. и весенне-летнего 2019 г.). В контрольной группе учебные занятия проводились по типовой программе. В обеих группах занятия проводились по 5 раз в неделю по 90 минут. Цикл занятий повторялся каждые 2 недели (таблица 1). В результате по экспериментальной программе было проведено 80 занятий.

Таблица 1 - Программа скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов в общеподготовительном периоде годичного цикла_

Часть занятия

неделя 1 (3, 5, 7)

неделя 2 (4, 6, 8)

№ занятия

5

1

Подготовительная

А

А

А

А

А

Основная

В, Е

Б, Д

В, З

Б, Д

Е, З

Г, Е

Б, Д

Е, З

Б, Д

В, З

Заключительная

Ж

Ж

Ж

Ж

Ж

Ж

Примечание: А - бег на месте с высоким подниманием бедра с высокой частотой движений; «семенящий» бег короткими шагами с высокой частотой движений; «колесо»; имитация работы рук; Б - бег с переменой усилий и темпа на отрезках 80-100 м; В - выбегание со старта в гору, под гору, с помощью натянутой резины; выпрыгивание из колодок в положении низкого старта толчком двух ног; Г - вбегание вверх по ступенькам, бег по ступенькам вниз; Д - ходьба: с активным перешагиванием через 3-5-7 барьеров в один шаг, на каждый шаг; широкими выпадами с упругим наступанием и быстрым выпрямлением ноги вперед-вверх; с продвижением вперед, отталкиваясь преимущественно стопой, руки работают как при беге; Е - прыжком быстрая смена положения ног в выпаде с опорой руками о пол, с гантелями в руках; выпрыгивание из колодок (с низкого старта) толчком двух ног с приземлением в яму с песком, поролоном; Ж - стоя на месте: имитация работы рук с максимальной частотой; движения ноги (сгибая-уступая) с резиновым амортизатором в разных вариантах; приседания с максимальной скоростью (10 с); отжимания с максимальной скоростью (до 20 с); упражнения для мышц брюшного пресса с максимальной скоростью )20-30 с); З - прыжки: на месте на двух-одной ноге, отталкиваясь стопой, постепенно повышая высоту на каждый 5-4-3 прыжок; на одной ноге с продвижением вперед на передней части стопы; с ноги на ногу на длину или частоту прыжков (до 30-50 отталкиваний)._

1

2

5

4

2

3

4

5

А

А

А

А

А

Для определения уровня проявления скоростно-силовых способностей использовались следующие контрольные измерения: бег 20 м с ходу (с); бег 60 м (с); бег 100 м (с); прыжок в длину с места (м); тройной прыжок в длину с места (м); десятерной прыжок в длину с места (м); приседания (количество за 10 с); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания от пола) (количество за 10 с).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Начальное тестирование проводилось в сентябре 2018 г, конечное - в мае 2019 г. Полученные результаты подверглись математико-статистической обработке, в ходе которой определяли в том числе и процент прироста результата относительно исходного (таблица 2; рисунок 1).

Время пробегания 20 м с ходу сократилось в экспериментальной группе на 0,20 с, а в контрольной - на 0,10 с. Результат в беге на 60 м и на 100 м улучшился у спортсменов экспериментальной группы соответственно на 0,26 с и на 0,56 с, а у представителей контрольной - на 0,12 и на 0,16 с. Кроме того, представители экспериментальной группы выполнили за 10 с в среднем на 1,39 больше отжиманий и на 0,96 больше приседаний, чем до эксперимента. В контрольной группе улучшение скорости выполнения заданий в данных тестах составило, соответственно, 0,18 и 0,24 раза.

В ходе выполнения прыжковых тестов спортсмены экспериментальной группы также превысили результаты представителей контрольной группы.

Так, в экспериментальной группе в прыжках в длину с места прирост результата составил 0,10 м, в тройном - 0,60 м, а в 10-м - 2,46 м. В контрольной группе улучшение результатов в данных тестах составило, соответственно, 0,06 м, 0,40 м и 0,99 м.

Таблица 2 - Результаты тестирования показателей скоростно-силовых способностей за период эксперимента_

Название теста Группа Х±т Достоверность различий по Стьюденту

этап тестирования

начальное конечное

Бег 20 м с ходу, с Э 3,64±0,05 3,44±0,05 р<0,05

К 3,62±0,04 3,52±0,04 р>0,05

Бег 60 м, с Э 7,78±0,03 7,52±0,03 р<0,05

К 7,72±0,03 7,64±0,03 р<0,05

Бег 100 м, с Э 11,95±0,05 11,41±0,05 р<0,01

К 11,91±0,07 11,75±0,09 р>0,05

Прыжок в длину, м Э 2,12±0,02 2,22±0,02 р<0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К 2,13±0,11 2,19±0,07 р>0,05

3-й прыжок, м Э 6,26±1,06 6,86±1,07 р<0,05

К 6,30±1,14 6,70±1,17 р<0,05

10-й прыжок, м Э 21,92±0,69 24,38±0,74 р<0,05

К 22,19±0,37 23,18±0,20 р>0,05

Приседания, кол-во за 10 с Э 8,85±0,10 9,81±0,10 р<0,05

К 8,77±0,05 9,01±0,05 р<0,05

Отжимания, кол-во за 10 с Э 9,38±0,05 10,77±0,08 р<0,05

К 9,43±0,05 9,61±0,06 р<0,05

Дальнейшая математико-статистическая обработка полученных результатов позволила установить, что в экспериментальной группе юных спортсменов прирост результатов по всем тестам был статистически значимым. В контрольной группе прирост результатов достоверным был только в трех тестах из восьми - выполнении тройного прыжка с места, количестве отжиманий и приседаний за 10 с.

Перерасчет изменения показателей тестирования в проценты показал, что по результатам всех контрольных тестов в экспериментальной группе наблюдался более значительный прирост (рисунок 1). Здесь изменения в процентах составили от 3,3 до 14,8%. В контрольной аналогичные изменения зафиксированы в диапазоне от 1,0 до 6,3%. I 1,9

Отжимания Приседания 10-й пр. 3-й пр. пр. Длину Бег 100 м Бег 60 м Бег 20 м

14,8

П_2,7

10,9

П_4,5

11,2

6,3

9,6

2,8

И 4,7

П_1,3

: 4,5

1,0

И 3,3

2,8

5,5

0,0

2,0

4,0 6,0

контрольная

8,0 10,0 экспериментальная

12,0

14,0

16,0

Рисунок 1 - Прирост результатов за период эксперимента в экспериментальной и контрольной группах юных

легкоатлетов (%)

Так, результаты в беге на 20 м с ходу, на 60 м и на 100 м в экспериментальной группе выросли, соответственно, на 5,5%, 3,3% и 4,5%. В контрольной группе изменения по результатам данных тестов составили соответственно 2,8%, 1,0% и 1,3%. Прирост результатов в экспериментальной группе в прыжке в длину с места составил 4,7%, в тройном - 9,6%, в десятерном - 11,2%. В контрольной группе аналогичные изменения соответствовали 2,8%, 6,3% и 4,5%. Количество выполненных за 10 секунд приседаний и отжиманий увеличилось в экспериментальной группе соответственно на 10,9% и 14,8%, а

в контрольной - на 2,7% и 1,9%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, применение в экспериментальной группе разработанной программы, направленной на повышение уровня развития скоростно-силовых способностей путем целесообразного использования комплекса беговых, прыжковых, силовых упражнений в скоростно-силовом режиме позволило достичь в соревновательных упражнениях (бег на 60 м, бег на 100 м, прыжок в длину) очевидного прироста результатов в сравнении с легкоатлетами контрольной группы. Результаты, полученные в ходе исследований, могут быть использованы для подготовки юных легкоатлетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анпилогов, И.Е. Эффективность применения средств локально-избирательного характера в скоростно-силовой подготовке спринтеров 15-17 лет в годичном цикле тренировки / И.Е. Анпилогов, О.В. Анпилогова // Здоровье для всех. - 2012. - № 2. - С. 28-32.

2. Арансон, М.В. Отбор и специализация юных спортсменов в скоростно-силовых видах спорта / М.В. Арансон, Э.С. Озолин, Б.Н. Шустин // Научный альманах. - 2015. - № 8 (10). - С. 400-406.

3. Иванова, Н.Д. Методико-практические рекомендации по совершенствованию спортивной подготовки атлетов старших возрастных групп, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Н.Д. Иванова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 6 (64). - С. 22-26.

4. Миронов, Д. Л. Анализ эффективности различных подходов к скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов-спринтеров / Д.Л. Миронов, В.Н. Егоров, Э.М. Попов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С. 132-138.

5. Скотников, В.В. Скоростно-силовая подготовка как наиболее важный раздел специальной физической подготовки: от теории к практике / В.В. Скотников, В.Ф. Соловьев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 296-300.

6. Табаков, А.И. Использование средств сопряженного развития координационных, силовых и скоростных способностей у легкоатлетов-спринтеров / А.И. Табаков, В.Н. Коновалов // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма : материалы III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. -Малаховка, 2019. - С. 342-349.

REFERENCES

1. Anpilogov, I. E. and Anpilogova, O. V. (2012) "The effectiveness of the use of locally selective means in speed-strength training of sprinters 15-17 years old in the annual training cycle", Health for all, No. 2, рр. 28-32.

2. Aranson, M. V., Ozolin, E. S. and Shustin, B. N. (2015) "Selection and specialization of young athletes in high-speed power sports", Scientific Almanac, Vol. 10, No. 8, рр. 400-406.

3. Ivanova, N. D. (2010) "Methodical and practical recommendations for improving the sports training of athletes of older age groups specializing in high-speed power athletics", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, рр. 22-26.

4. Mironov, D. L., Yegorov, V. N. and Popov, E. M. (2016) "Analysis of the effectiveness of various approaches to speed-strength training of young athletes-sprinters", Izvestiya Tula State University. Physical culture. Sport, No. 4, рр. 132-138.

5. Skotnikov, V. F. and Solovyov, V. B. (2018) "Speed-power training as the most important division in special physical training: from theory to practice", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, рр. 296-300.

6. Tabakov, A. I. and Konovalov V. N. (2019) "The use of the means of the conjugate development of coordination, power and speed abilities in athletes-sprinters", Modern trends in the development of the theory and methodology ofphysical culture, sports and tourism: materials of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation, Malakhovka, pр. 342-349.

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.