БЕЛОЗЕРОВА Ирина Ивановна,
кандидат юридических наук, профессор кафедры процессуального права Всероссийской академии внешней торговли; доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса
и криминалистики Российского университета дружбы народов e-mail: [email protected]
СЕЛЕЗНЕВА Наталья Александровна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса
и криминалистики Российского университета дружбы народов e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ИНДИИ
Аннотация. Статья посвящена формированию системы ювенальной юстиции в Индии. В работе представлены обзор и особенности законов, принятых в Индии в целях создания системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, как нуждающихся в социальной защите, так и оказавшихся в конфликте с законом. Рассмотрены основные положения Законов о ювенальной юстиции 1986, 2000, 2015 гг. Ювенальное законодательство Индии претерпевает значительные изменения под влиянием норм международного права, но некоторые вопросы до сих пор вызывают научную полемику: определение возраста уголовной ответственности; осуществление надлежащего и справедливого отправления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления; эффективность применения мер социального контроля в целях предупреждения преступности и др.
Ключевые слова: ювенальная юстиция, правосудие, защита прав детей, уголовная ответственность несовершеннолетних, возраст уголовной ответственности, охрана и защита детей.
BELOZEROVA Irina Ivanovna,
PhD in Law, Professor of Procedural Law, All-Russian Academy of Foreign Trade; associate Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure
and criminalistics, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
SELEZNEVA Natalia Aleksandrovna,
PhD in Law,
associate Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure
and criminalistics, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University
FEATURES OF THE JUVENILE JUSTICE SYSTEM IN INDIA
Annotation. The article is devoted to the formation of the juvenile justice system in India. The paper presents an overview and peculiarities of laws adopted in India in order to create a system for protecting the rights and interests of minors, both in need of social protection and in conflict with the law. The main provisions of the Laws on Juvenile Justice 1986, 2000, 2015 are considered. Indian juvenile legislation is undergoing significant changes under the influence of international law. Some questions still cause scientific controversy: determination of the age of criminal responsibility; the
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
УДК 343.1 ББК 67.99
proper and fair administration of criminal justice for juveniles who have committed serious crimes; the effectiveness of social control measures for the prevention of crime and others.
Key words: juvenile justice, justice, protection of children's rights, criminal responsibility of minors, age of criminal responsibility, child protection.
Система ювенальной юстиции Индии имеет глубокие исторические корни. До британской колонизации поведение детей регулировалось индуистским и мусульманским правом, в соответствии с которым на семью ребенка возлагалась вся ответственность за его воспитание и поведение.
В период британского правления в Индии был принят ряд законов, направленных на защиту и охрану прав детей. Так, в период с 1850 по 1919 г. были приняты: Закон об учениках 1850 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1861 г., Закон об исправительных школах 1876 и 1897 гг. [2].
Например, Закон об учениках 1850 г. предусматривал обязательное обучение детей, как мальчиков, так и девочек, в возрасте от 10 до 18 лет. Он также определял, что беспризорники или мелкие правонарушители в возрасте от 10 до 18 лет могли быть направлены на профессиональное обучение в целях социальной реабилитации.
Статья 82 УК Индии 1860 г. установила ограничение возраста уголовной ответственности, в соответствии с которым презюмировалось, что ребенок, не достигший 7 лет, не способен действовать виновно, следовательно, он не подлежит уголовной ответственности. К детям в возрасте от 7 до 12 лет применялась презумпция «достаточной зрелости», означающей, что ребенок способен понимать характер своих действий при определенных обстоятельствах (ст. 83 УК).
Уголовно-процессуальный кодекс 1861 г. предусматривал проведение отдельных судебных заседаний для лиц моложе 15 лет с последующим их направлением на лечение в исправительные учреждения, а не в тюрьмы. Согласно ст. 399 УПК осужденный преступник в возрасте до 15 лет мог быть направлен в исправительную школу, если такая имелась на территории провинции; допускалось также освобождение с испытательным сроком (ст. 562 УПК).
Закон об исправительных школах 1876 г. определял условия содержания правонарушителей в исправительных школах на срок от двух до семи лет. По достижении 18 лет лицо переводилось в тюрьму для взрослых. Положение о лечении и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей регулировалось Законом 1897 г.
В связи с тем, что в период британского правления национальное законодательство Индии самостоятельно не развивалось, некоторые провинции стали разрабатывать собственные законы по защите прав несовершеннолетних.
Таким первым актом стал Закон о детях Мадраса 1920 г., за которым последовали Закон о детях Бенгалии 1922 г. и Закон о детях Бомбея 1924 г. [2].
Важным законом для индийских детей, оставшихся без присмотра, и несовершеннолетних правонарушителей, стал Закон о детях 1960 г., который ввел запрет на применение тюремного заключения к детям, при каких бы то ни было обстоятельствах. А органами, правомочными заниматься вопросами таких детей, стали Совет по охране детства и Детский суд.
Современная система ювенальной юстиции Индии начала формироваться под влиянием руководящих принципов Минимальных стандартных правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятых странами ООН в ноябре 1985 г.
Закон о ювенальный юстиции Индии, пришедший на смену Закону о детях 1960 г., был принят в 1986 г. и состоял из 63 разделов и 7 глав. Основной целью данного Закона было создание системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, особенно в отношении безнадзорных детей и несовершеннолетних правонарушителей.
Действие Закона было направлено на достижение следующих приоритетных задач:
1) создание единых основ ювенальной юстиции, которые будут защищать права и интересы несовершеннолетних;
2) формирование механизма и инфраструктуры по защите, уходу, развитию и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей;
3) осуществление надлежащего и справедливого отправления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления.
Закон предусмотрел создание Совета по делам несовершеннолетних для безнадзорных детей, не являющихся правонарушителями, и Суда для несовершеннолетних правонарушителей.
В 2000 г. был принят Закон о ювенальной юстиции (заботе и защите детей), который регулировал вопросы материального и процессуального права по охране и защите детей и предусмотрел для них отличительную от взрослых систему отправления правосудия (в него вносились поправки в 2006, 2010 и 2013 гг.).
Важность данного Закона проявилась в том, что он ввел концептуальное различие между двумя категориями детей: «дети, находящиеся в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
конфликте с законом» и «дети, нуждающиеся в социальной защите».
Было предусмотрено создание специальных подразделений полиции по делам несовершеннолетних, которые должны заниматься детьми, как находящимися в конфликте с законом, так и детьми, нуждающимися в социальной защите. Статья 63 Закона определяет, что в каждом полицейском участке должен быть по крайней мере один сотрудник, назначенный и прошедший специальную подготовку в качестве «сотрудника по делам несовершеннолетних или детей». Закон требует, чтобы каждый ребенок, задержанный полицией, находился под контролем специального подразделения полиции по делам несовершеннолетних или уполномоченного сотрудника полиции. Ответственный за полицейский участок сотрудник должен сообщить родителям или опекунам ребенка и сотруднику службы пробации об его аресте. Если ребенок не освобождался под залог, то он подлежал переводу в Дом наблюдения и должен был там находиться до момента рассмотрения его дела Советом ювенальной юстиции (ст. 10, 12, 13). Дети, нуждающиеся в социальной защите, до рассмотрения их дела временно помещались в детский дом.
Закон подробно не раскрывал правомочия специальных подразделений полиции по делам несовершеннолетних, оставив этот вопрос на усмотрение штатов. Типовые правила, разработанные для штатов, которым были делегированы полномочия по созданию специальных полицейских подразделений по делам несовершеннолетних, а также созданию центров по развитию, реабилитации и социальной адаптации детей, ввели запрет на использование при аресте ребенка наручников и указывают, что дети не должны подвергаться аресту между закатом и восходом солнца. Предварительное расследование должно проводиться в кратчайшие сроки, не причинять стресса ребенку, во время допроса ребенка полиция должна обеспечить присутствие его родителей.
Закон о ювенальной юстиции 2000 г. предусмотрел создание двух органов:
- Комитет по защите детей, состоящий из трех социальных работников, который рассматривает дела о детях, нуждающихся в социальной защите (ст. 4, 29);
- Совет ювенальной юстиции (взамен Суда по делам несовершеннолетних), состоящий из магистрата и двух социальных работников, которые рассматривают дела детей, находящихся в конфликте с законом.
Магистраты, назначенные в Совет ювенальной юстиции, должны обладать специальными
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
знаниями или подготовкой в области детской психологии или социальной защиты детей.
Совет ювенальной юстиции обладает юрисдикцией в отношении всех правонарушений, совершенных детьми в возрасте до 18 лет, включая случаи, когда ребенок обвиняется совместно с взрослым (ст. 6, 18). Закон призывает штаты создавать советы в каждом районе или группе районов.
Расследование в соответствии с Законом о ювенальной юстиции должно быть завершено в течение четырех месяцев, если только Совет не продлит этот период с учетом обстоятельств дела. Однако на практике этот срок не соблюдается из-за ограниченных ресурсов и загруженности. Например, в Дели (для всего города) был создан только один Совет, на рассмотрении которого находится более 3 тыс. дел, в том числе более 700 относятся к категории «серьезных». В результате многие дети в ожидании процессуального решения вынуждены находиться в длительном заключении, порой до двух лет и более, а в некоторых случаях содержаться в тюрьмах вместе с взрослыми, несмотря на запретные предписания Закона [15].
Закон не раскрывает процедуру проведения заседаний в Совете ювенальной юстиции, оставляя за штатами право определять регламент самостоятельно. Не существует также законодательного требования о проведении закрытых заседаний Совета.
Тем не менее Типовые правила рекомендуют, чтобы разбирательство в отношении детей было закрыто и проводилось в неформальной и дружественной обстановке. Правила некоторых штатов, например штата Тамилнад требуют, чтобы в зале не было высоких помостов или свидетелей, а разбирательство проводилось в стиле неформальной конференции. В некоторых штатах юве-нальное разбирательство проходит в магистратских кабинетах, а не в официальном зале суда. Однако практика штатов различается, и некоторые ювенальные суды существуют только на бумаге. В других штатах, как например в Дели, расположение и обстановка помещения Совета ничем не отличается от обычного судебного зала.
Статья 36 Закона предусматривает обязательное присутствие на заседании родителей или опекунов. С другой стороны, Совет ювенальной юстиции может принять решение о рассмотрении дела в отсутствии ребенка, если он будет убежден, что присутствие несовершеннолетнего «не является существенным для целей расследования».
Важно понимать, что возможность проводить разбирательство «без присутствия ребенка» противоречит праву детей на надлежащую право-
вую процедуру, а также на участие и выражение своих взглядов в любых судебных разбирательствах, которые их касаются. Но при этом ст. 8 Закона предусматривает защиту таких прав детей, находящихся в конфликте с законом, как неприкосновенность частной жизни; запрет на афиширование любых сведений, позволяющих идентифицировать ребенка с противоправным деянием, в средствах массовой информации и др. (ст. 19, 21).
Совет ювенальной юстиции имеет право решать следующие вопросы: определять возраст несовершеннолетнего; предоставлять залог; определять, совершил ли ребенок предполагаемое преступление или нет, а также издавать приказы по перечисленным положениям.
Согласно ст. 15 Закона Совет может издавать следующие приказы в отношении ребенка, совершившего противоправное деяние:
- приказ о дозволении несовершеннолетнему вернуться домой после консультации или предупреждении как его родителей или опекуна, так и самого несовершеннолетнего;
- приказ о направлении несовершеннолетнего на участие в групповом консультировании и подобных мероприятиях;
- приказ о направлении несовершеннолетнего на общественные работы;
- приказ об уплате штрафа родителю несовершеннолетнего или самому несовершеннолетнему, если он старше 14 лет и зарабатывает деньги;
- приказ об освобождении несовершеннолетнего с испытательным сроком за хорошее поведение и помещение под опеку любого родителя, опекуна или другого здорового человека на срок до трех лет;
- приказ об освобождении несовершеннолетнего с испытательным сроком за хорошее поведение и помещение под опеку любого исправительного учреждения на срок до трех лет;
- приказ о направлении несовершеннолетнего в «специальный дом», пока ему не исполнится 18 лет, или несовершеннолетнего, которому более 17 лет, на срок не менее двух лет. При этом Совет может сократить срок с учетом характера преступления и обстоятельств дела;
- приказ о помещении в «безопасное место» для содержания под стражей на срок до максимального срока тюремного заключения, к которому несовершеннолетний мог быть приговорен за совершенное преступление, если ребенку 16 лет или больше, и он совершил серьезное преступление (ст. 16).
В Законе о ювенальной юстиции 2000 г. ничего не говорится о минимальном возрасте уголовной ответственности, который в настоящее
время остается на уровне семи лет, установленном еще в 1860 г. Уголовным кодексом. Этот предел продолжает оставаться самым низким в мире, в связи с чем Комитет ООН по правам ребенка неоднократно выражал обеспокоенность [5].
В соответствии с УК Индии дети в возрасте от 7 до 12 лет несут уголовную ответственность только в том случае, если они достигли «достаточной зрелости понимания, чтобы судить о характере и последствиях своего поведения» (ст. 83).
Достоинство Закона о ювенальной юстиции заключалось в том, что он был направлен на защиту всех детей в возрасте до 18 лет (ранее было только до 16 лет). Однако в Законе ничего не говорилось о том, каким образом определяется возраст ребенка: на момент совершения преступления или на момент судебного разбирательства. Позднее Верховный суд Индии постановил, что возраст ребенка должен определяться на момент совершения преступления [3], в связи с чем в 2006 г. в Закон была внесена соответствующая поправка.
Закон о ювенальной юстиции не содержал каких-либо ограничений в отношении преступлений, за совершение которых несовершеннолетние могли привлекаться к уголовной ответственности, как и не было оговорки о том, что лишение свободы могло использоваться только в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого срока. Напротив, допускалось установление надзора за молодыми правонарушителями по достижении ими 18 лет, как минимум, еще на два года. Например, если семилетний ребенок совершит незначительную кражу, то он может быть подвергнут содержанию под стражей в исправительном учреждении в течение 11 лет, а затем еще три года он будет находиться под надзором, что в общей совокупности значительно превышает срок, который взрослый получил бы за аналогичное преступление. Не было также положения, обязывающего Совет пересматривать дело ребенка через определенные промежутки времени. Но при этом Законом констатировалось, что ребенок не мог быть приговорен к смертной казни или пожизненному заключению или помещен в тюрьму в случае неуплаты штрафа или не предоставления залога.
В том случае, если несовершеннолетний в возрасте 16 лет или старше совершает преступление, которое является «настолько серьезным по своему характеру и поведение которого было таким, что он не может быть помещен в специальный дом», Совет ювенальной юстиции может издать приказ о заключении несовершеннолетнего в «такое безопасное место и таким образом, который он сочтет нужным» на срок, равный максимальному сроку лишения свободы, предусмо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
тренного за это преступление (ст. 16 Закона). Это положение фактически допустило возможность содержания несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет под стражей, и судьи по-разному толковали это положение, утверждая, что несовершеннолетним по закону не может быть назначено лишь пожизненное заключение и длительные сроки содержания под стражей [7].
В 2012 г. в Индии произошло событие, получившее название «групповое изнасилование в Дели» (Delhi Gang Rape Case), или дело Нирбхайи (Nirbhaya1 Сase), которое позволило по-другому взглянуть на проблему преступности несовершеннолетних и систему ювенальной юстиции, в том числе.
Так, в середине декабря 2012 г. несколько молодых людей избили и жестоко изнасиловали в автобусе 23-летнюю студентку в одном из районов Нью-Дели. В конце декабря, несмотря на усилия врачей, девушка скончалась в больнице Сингапура. Обвиненным в преступлении лицам был вынесен смертный приговор, но один из участников преступления на момент его совершения был несовершеннолетним — он был на шесть месяцев моложе 18 лет, и Закон, предусматривавший смертный приговор за такое преступление, был к нему неприменим [1].
Групповое изнасилование студентки вызвало волну протестов в стране. 31 июля 2013 г. Субраманиан Свами (политик Партии Бхаратия Джаната) подал в Верховный суд Индии иск о защите общественных интересов, требуя, чтобы виновный подросток предстал перед судом как совершеннолетний [11, 12]. Совет ювенальной юстиции приговорил виновного к трем годам содержания в исправительном учреждении [6]. Мать жертвы подвергла критике приговор, указав, что, не наказывая несовершеннолетнего, суд поощряет других подростков совершать аналогичные преступления [14].
В Верховный суд Индии было подано восемь петиций, утверждавших, что Закон о ювенальной юстиции 2000 г. и некоторые его положения являются неконституционными, но они были отклонены. Верховный суд также отклонил требования о снижении возраста уголовной ответственности несовершеннолетних с 18 до 16 лет [9].
Действительно, в дальнейшем произошел рост детской преступности. Так, за период с 2005 по 2015 г. число зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, возросло с 18 939 до 31 396 [2].
1 Nirbhaya (хинди — бесстрашная) —
псевдоним жертвы, был введен в оборот и используется масс медиа в целях неразглашения настоящего имени в соответствии с Законом Индии об охране личности жертвы сексуального насилия.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
Таким образом, к 2015 г. появились основания, позволявшие пересмотреть ювенальное законодательство и принять новый Закон о юве-нальной юстиции [9], вступивший в силу 22 декабря 2015 г., после того, как был освобожден обвиняемый по делу Нирбхайи [10].
Учитывая недостатки и пробелы предыдущего Закона, были разработаны положения, которые конкретно регулируют права несовершеннолетних правонарушителей и их защиту и направлены на решение очевидных проблем детской преступности и сиротства.
Существующая система ювенальной юстиции в Индии концентрируется на трех задачах:
1) несовершеннолетнего правонарушителя не следует судить в суде, его следует исправлять всеми возможными способами;
2) несовершеннолетний правонарушитель не должен быть привлечен к наказанию, он должен получить шанс на исправление;
3) в отношении ребенка, находящегося в конфликте с законом, должны применяться меры не только уголовно-правового характера, но и социального контроля, например помещение в приют или детский дом (ст. 47, 48 Закона 2015 г.).
Теперь в состав Совета вводятся психологи и социологи, которые в спорных делах с участием несовершеннолетних будут решать вопрос о том, следует ли судить несовершеннолетнего преступника в возрасте 16-18 лет как взрослого или нет [4]. Это значит, что любое лицо, совершившее «чудовищное» преступление (Heinous offences) в возрасте от 16 до 18 лет, может быть судимо как совершеннолетнее, так же как лицо, совершившее менее тяжкое преступление в возрасте от 16 до 18 лет, но задержанное после достижения им 21 года [10]. К «чудовищным» преступлениям законодатель относит изнасилование и убийство, а также преступления, которые караются семилетним тюремным заключением.
Это положение подверглось самой суровой критике, как и вопрос об определении возраста уголовной ответственности. Многие правозащитники выступают против Закона, утверждая, что он противоречит международным стандартам и что большинство детей, нарушающих закон, происходит из бедных и неграмотных семей. Таких детей, по их мнению, нужно воспитывать, а не наказывать [13]. Активисты по защите прав детей и женщин назвали законопроект регрессивным шагом и раскритиковали его. Однако многие поддерживают жесткие меры, считая, что Закон станет эффективным средством в борьбе с насильственной преступностью и терроризмом.
Для детей, находящихся в конфликте с законом, и детей, нуждающихся в опеке, были определены нормы надлежащего ухода и защиты, их раз-
вития, лечения, социальной интеграции, процедура усыновления. Был решен вопрос, связанный с усыновлением осиротевших и брошенных детей в соответствии с Гаагской конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г., определен статус приемной семьи. Теперь любая семья сможет встать на специальный учет, и дети, осиротевшие или находящиеся в конфликте с законом, могут быть переданы этой семье на воспитание. Такие семьи находятся под государственным контролем и получают финансовую помощь. При усыновлении приоритет отдается детям-инвалидам и детям, физически и материально недееспособным.
Закон ввел ответственность за преступления против несовершеннолетних для родителей или лиц, их заменяющих. Так, лицо, дающее ребенку алкоголь или наркотики, наказывается лишением свободы на семь лет и/или штрафом в размере 100 тыс. рупий; телесные наказания детей - тюремным заключением на срок до трех лет и/или штрафом от 10 тыс. рупий; продажа ребенка - тюремным заключением на пять лет или штрафом на сумму 100 тыс. рупий [8].
Можно по-разному оценивать нововведения Закона 2015 г., соглашаясь или критикуя позицию законодателя, но важно понимать, что ювеналь-ная система каждой страны формируется с учетом ее истории, сложившихся традиций и устоявшихся правил, норм международного права, а в некоторых случаях и с учетом резонансных дел и общественного мнения. Таким образом, система ювенальной юстиции в Индии продолжает развиваться и совершенствоваться, и любые нововведения направленны, прежде всего, на защиту и охрану детства.
Список литературы:
[1] Власти Индии пересмотрят Закон о ювенальной юстиции // Информационное агентство РИА-новости. URL: https://ria. ru/20151221/1346143079.html (дата обращения: 16.02.2019).
[2] Agarwal, D. Juvenile Delinquency in India -Latest Trends And Entailing Amendments In Juvenile Justice Act // People: International Journal Of Social Sciences. - 2018. - 3(3). - 1365 - 1383.
[3] Appeals case No. 210 of 2005. Pratap Singh v. Jharkhand State and others // Decision of the Supreme Court of February 2, 2005 (216).
[4] Cabinet approves amendments to Juvenile Justice Bill // Business Standard. 22 April 2015. URL: https://www.prsindia.org/administrator/uploads/ general/1430463471—MPR%20April%202015.pdf (дата обращения: 17.02.2019).
[5] Concluding Observations of the UN Committee on the Rights of the Child: India // CTRC / C / 15 / Add. 228, February 26, 2004 (215).
[6] Delhi gang rape: Teenager found guilty // BBC News. 31 August 2015.
[7] E-mail correspondence with UNICEF-India child protection staff. URL: https://unicef.in/Story/190/ Child (дата обращения: 11.02.2019).
[8] Juvenile Justice (Care and Protection of Children) Act, 2015. URL: https://www. turkaramamotoru.com/en/juvenile-justice-care-and-protection-of-children-act-2015-1220429.html (дата обращения 27.02.2019).
[9] Juvenile Justice (Care and Protection of Children) Act, 2015. URL: http://www.gpedia.com/en/ gpedia/Juvenile_Justice_(Care_and_Protection_of_ Children)_Act,_2015 (дата обращения: 11.02.2019).
[10] Rajya Sabha passes Juvenile Justice Bill, Nirbhaya's mother. URL: http://timesofindia. indiatimes.com/india/Rajya-Sabha-passes-Juvenile-Justice-Bill-Nirbhayas-mother-satisfied/ articleshow/50285328.cms (дата обращения: 11.02.2019).
[11] SC agrees to examine plea to base juvenile culpability on mental age // The Times of India. 1 August 2013.
[12] SC Asks Swamy To Inform JJB To Defer Verdict on Juvenile // Tehelka. 31 July 2013.
[13] Sixteen-Year-Olds to be Tried as Adults in Extreme Crimes, Says Lok Sabha // NDTV. 7 May 2015. URL: https://www.ndtv.com/india-news/ changes-to-juvenile-justice-act-spurred-by-gang-rape-outrage-passed-in-lok-sabha-761221 (дата обращения: 23.02.2019).
[14] Teen sentenced in rape, death of Indian medical student // CNN. 2 September 2014. URL: https://edition.cnn.com/2013/08/31/world/asia/india-gang-rape-sentencing/ (дата обращения: 20.02.2019).
[15] The Status of Children in India: An alternate report to the United Nations Committee on the Rights of the Child on India's First Periodic Report, Asian Centre for Human Rights, 2003.
Spisok literatury:
[1] Vlasti Indii peresmotryat zakon o yuvenal'noj yusticii // Informacionnoe agentstvo RIA-novosti. URL: https://ria.ru/20151221/1346143079.html (data obrashcheniya: 16.02.2019).
[2] Agarwal, D. Juvenile Delinquency In India -Latest Trends And Entailing Amendments In Juvenile Justice Act // People: International Journal Of Social Sciences. - 2018. - 3(3). - 1365-1383.
[3] Appeals case No. 210 of 2005. Pratap Singh v. Jharkhand State and others // Decision of the Supreme Court of February 2, 2005 (216).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
[4] Cabinet approves amendments to Juvenile Justice Bill // Business Standard. 22 April 2015. URL: https://www.prsindia.org/administrator/uploads/gen-eral/1430463471—MPR%20April%202015.pdf (data obrashcheniya: 17.02.2019).
[5] Concluding Observations of the UN Committee on the Rights of the Child: India // CTRC / C / 15 / Add. 228, February 26, 2004 (215).
[6] Delhi gang rape: Teenager found guilty // BBC News. 31 August 2015.
[7] E-mail correspondence with UNICEF-India child protection staff. URL: https://unicef.in/Story/190/ Child (data obrashcheniya: 11.02.2019).
[8] Juvenile Justice (Care and Protection of Children) Act, 2015. URL: https://www.turkaramamo-toru.com/en/juvenile-justice-care-and-protection-of-children-act-2015-1220429.html (data obrashcheniya: 27.02.2019).
[9] Juvenile Justice (Care and Protection of Children) Act, 2015. URL: http://www.gpedia.com/en/ gpedia/Juvenile_Justice_(Care_and_Protection_of_ Children)_Act,_2015 (data obrashcheniya: 11.02.2019).
[10] Rajya Sabha passes Juvenile Justice Bill, Nirbhaya's mother. URL: http://timesofindia.india-
times.com/india/Rajya-Sabha-passes-Juvenile-Jus-tice-Bill-Nirbhayas-mother-satisfied/article-show/50285328.cms (data obrashcheniya: 11.02.2019).
[11] SC agrees to examine plea to base juvenile culpability on mental age // The Times of India. 1 August 2013.
[12] SC Asks Swamy To Inform JJB To Defer Verdict On Juvenile // Tehelka. 31 July 2013.
[13] Sixteen-Year-Olds to be Tried as Adults in Extreme Crimes, Says Lok Sabha // NDTV. 7 May 2015. URL: https://www.ndtv.com/india-news/chang-es-to-juvenile-justice-act-spurred-by-gang-rape-out-rage-passed-in-lok-sabha-761221 (data obrashcheniya: 23.02.2019).
[14] Teen sentenced in rape, death of Indian medical student // CNN. 2 September 2014. URL: https://edition.cnn.com/2013/08/31/world/asia/india-gang-rape-sentencing/ (data obrashcheniya: 20.02.2019).
[15] The Status of Children in India: An alternate report to the United Nations Committee on the Rights of the Child on India's First Periodic Report, Asian Centre for Human Rights, 2003.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019