МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК: 339 Э01: 10.24412/2071-6435-2024-5-89-98
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ТОРГОВЛИ ВЫБРОСАМИ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В КНР
В последние годы Китай корректирует курс своего развития, все больше ориентируясь на «зеленую повестку», в том числе совершенствуя рынок торговли углеродными единицами, которые выделяются при сокращении компаниями выбросов парниковых газов на тонну эквивалента углекислого газа. Сегодня в КНР создана самая масштабная система углеродного регулирования, которая ежегодно охватывает 4,5 млрд тонн выбросов углекислого газа, что составляет 40% от общего объема выбросов в стране. К началу 2024 года совокупный объем квот на выбросы углерода на национальном углеродном рынке достиг 440 млн тонн на общую сумму 24,9 млрд юаней (3,5 млрд долларов). Сегодня динамично развивающийся рынок имеет ряд проблемных зон, для нивелирования которых на государственном уровне принимаются законодательные и финансовые меры с целью обеспечения наиболее эффективного распределения ресурсов. Автор описывает особенности системы торговли квотами на выбросы углекислого газа (СТК) в КНР, отмечает ее слабые стороны и возможности развития. Отмечается, что аналогичная модель СТК в Российской Федерации в перспективе позволит состыковать ее с такими же механизмами в рамках ЕАЭС и БРИКС и укрепить положение в международной торговле.
Ключевые слова: КНР, Министерство экологии и окружающей среды КНР (МЭОС), углерод, углекислый газ, выбросы, система торговли квотами на выбросы углекислого газа (СТК), декарбонизация, углеродный рынок, топливная электроэнергетика, парниковый газ, квоты.
Для цитирования: Бабаев К.В. Особенности системы торговли выбросами углекислого газа в КНР // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 5. С. 89-98. Э01: 10.24412/ 2071-6435-2024-5-89-98
К. В. Бабаев
Введение
С начала XXI века КНР выступает крупнейшим в мире потребителем энергии и эмитентом углерода. Так, в 2022 году на Китай пришлось более четверти мировых объемов выбросов углекислого газа (более
10 млрд тонн). В 2020 году Председатель КНР Си Цзиньпинь, выступая на Генассамблее ООН, объявил о целях по достижению пиковых выбросов углекислого газа до 2030 года и углеродной нейтральности к 2060 году. Это заявление лидера Поднебесной чрезвычайно важно для международной борьбы с изменением климата, а соответствующие действия еще более значимы. Китай как крупнейший источник вредных выбросов не первый год слышит упреки экологических активистов и политических деятелей в «климатической недобросовестности».
Активизация работы в рамках «зеленой повестки» в КНР в последние годы, впрочем, была инспирирована не только давлением со стороны западных держав, но и внутренними проблемами, вызванными плохой экологией. Речь идет о росте числе заболеваний, которые провоцирует загрязнение окружающей среды. Впервые экологическая тема была внесена в очередной пятилетний план (11-й) в 2006 году, Тогда же была запущена программа «Три Пи» (people, planet, profitability), которая призвана органично развивать человеческий потенциал, бизнес, общество, одновременно сохраняя природу. КНР с тех пор продолжает реализовывать эту стратегию, в нее вписывается и нынешняя китайская политика декарбонизации, которая будет иметь последствия на глобальном уровне — этим объясняется актуальность анализа развития системы углеродного регулирования Китая.
Принципы работы углеродного рынка в КНР
Углеродный рынок представляет собой механизм финансирования проектов и технологий, которые способствуют митигации изменения климата. Принцип действия данного рынка заключается в создании нового вида товара — углеродных единиц, которые образуются при сокращении предприятием выбросов парниковых газов на тонну эквивалента углекислого газа. Углеродные единицы могут приобретать компании, которые на данный момент не способны модернизировать производство или реализовать другой климатический проект — таким образом создается система финансовой поддержки климатических проектов.
В 2023 году глобальный рынок реестра углеродных единиц (учета выбросов углерода) оценивался в 15,5 млрд долларов и по оценкам аналитической компании Fortune Business Insights в 2030 году достигнет 64,5 млрд долларов [13].
Китай сравнительно рано начал экспериментировать в области раз-
работки и запуска системы торговли квотами на выбросы углекислого газа. В 2011-2016 годах восемь административных единиц провинциального уровня КНР (города центрального подчинения Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин, провинции Хубэй, Гуандун, Фуцзянь, Сычуань и город Шэньчжэнь) были определены для начала реализации пилотных проектов углеродного регулирования в рамках СТК.
В августе 2013 года в Шэньчжэне был официально запущен первый в КНР рынок торговли квотами, а в декабре того же года аналогичный механизм заработал в Гуанчжоу [1]. Инициатива удачно функционировала, и в январе 2021 года Министерство экологии и окружающей среды КНР (МЭОС) объявило о вступлении в силу экспериментального регулирования СТК, а 16 июля 2021 года была официально запущена в действие СТК, которая на первом этапе охватывала одну из ведущих отраслей экономики КНР — топливную электроэнергетику.
Постепенно Китай создал самую большую в мире систему углеродного регулирования, которая включала в себя ежегодные объемы выбросов углекислого газа в размере около 4,5 млрд тонн, то есть более 40% от общего объема выбросов в стране [12]. В СТК вошли 2162 ТЭС, для которых был установлен предельный нормативный показатель по выбросам СО2, который рассчитывался как объем выбросов на единицу производимой энергии и составлял 0,88 т СО2/МВт/час. Еще одним показателем, определенным МЭОС, стал суммарный выброс каждой компании в течение года, который сопоставлялся с объемами загрязнений в период 2019-2020 годов [1]. Первоначальная предельная квота выбросов ТЭС зависела как от ее текущей выработки энергии, так и от интенсивности выбросов, которая в свою очередь определялась типом используемого угля и оборудования. Исходя из этих показателей правительство выделяло некоторый лимит на выбросы углерода для ТЭС. В то же время станции, карбоновые отходы которых ниже предписанного уровня, могут реализовывать неиспользованную квоты на рынке посредством специально учрежденной Шанхайской экологической и энергетической биржи(ШЭЭБ), а ТЭС с выбросами больше нормативного показателя должны докупать квоты или приостанавливать деятельность. Если же станция продолжает работу, предварительно не получив дополнительные квоты, ей грозят большие штрафы. Таким образом, СТК стимулирует рост производственной эффективности или выработки менее углеродоемкой энергии. Получить квоты можно
было и иными способами, в том числе на аукционе или бирже, путем обмена с другими компаниями. В конце 2022 года совокупный объем квот на выбросы углерода на национальном углеродном рынке составлял около 235 млн тонн, а оборот составил почти 10,79 млрд юаней (1,5 млрд долларов) [11].
С 2023 года в Китае начался второй этап регулирования СТК, причем число ТЭС на рынке увеличилось до 2257, а ежегодный объем выбросов, которые охватывала СТК, достиг примерно 5,1 млрд тонн [10]. В рамках Китайской сертифицированной программы сокращения выбросов (China Certified Emission Reduction program, CCER), утвержденной МЭОС в ноябре 2023 года, в дополнение к обязательной системе углеродного регулирования в Китае допускается зачет «добровольных» углеродных единиц, но в размере не более 5% квоты, а сами единицы — сертифицированные единицы сокращения выбросов (СЕСВ), которыми предприятия также могут торговать, образуются в результате реализации проектов в трех областях: восстановление лесов, солнечная энергетика и морская ветроэнергетика (производство энергии из возобновляемых источников) [9].
Правительство планирует расширить возможности финансового механизма торговли квотами за счет дополнительных биржевых площадок, таких как, например, Гуанчжоуская биржа торговли выбросами. Кроме того, предполагается использование фьючерсов, а не только текущей цены на квоты, а также планируется допуск к торгам зарубежных инвесторов. Помимо платы за выбросы углерода, установленной для китайских компаний, правительство КНР рассматривает вопрос о создании трансграничной углеродной корректировки, направленной на уравнивание условий для импортеров определенных видов продукции и для китайских производителей [7].
В январе 2024 года Председатель ШЭЭБ Лай Сяомин отметил, что «Китай в настоящее время может похвастаться крупнейшим в мире рынком торговли квотами на выбросы углерода». К началу 2024 года совокупный объем квот на выбросы углерода на национальном углеродном рынке достиг 440 млн тонн на общую сумму 24,9 млрд юаней (3,5 млрд долларов). Объем торговли квотами на втором этапе регулирования СТК по сравнению с первым вырос на 89%, а цена поднялась до 60 юаней за тонну по сравнению с 48 юанями за тонну, когда рынок был только запущен. На бирже торговли квотами на выбросы углерода в Гуанчжоу,
крупнейшем местном углеродном рынке Китая, 1 апреля 2024 года квоты на выбросы закрылись на уровне 64,68 юаня (около 9,12 долларов) и было реализовано 6337 тонн квот при обороте 409862,75 юаней. Эти разрешения, официально известные как «Квоты на выбросы в провинции Гуандун» (Guangdong Emissions Allowances, GDEA), представляют собой ограничения на выбросы углекислого газа, предписанные компаниям. Предприятия, которые превышают этот уровень, должны покупать дополнительные квоты у властей или приобретать неиспользованные квоты на рынке у тех компаний, которые меньше загрязняют атмосферу. С декабря 2013 года на рынке Гуанчжоу было продано около 224,9 млн тонн GDEA с общим оборотом почти 6,43 млрд юаней [7]. Углеродный рынок провинции Гуандун охватывает все компании, чьи ежегодные выбросы углекислого газа превышают 10 тысяч тонн, за исключением компаний в Шэньчжэне, где есть отдельный углеродный рынок. В начале 2024 года в углеродный рынок провинции был включено 200 предприятий сталелитейной, цементной, нефтехимической, бумажной и авиационной отраслей [7]. В целом общее сокращение выбросов углерода в течение двух этапов СТК в энергетическом секторе Китая в ценовом выражении составило примерно 35 млрд юаней [10].
По данным Государственного управления по энергетике при Госсовете КНР (National Energy Administration), годовое производство возобновляемой электроэнергии в 2023 году достигло почти 3 трлн кВт/ч [9], к началу 2024 года общая установленная мощность возобновляемых источников энергии в Китае превысила 1516 ГВт, что составило 51,9% от общей установленной мощности по производству электроэнергии в Китае [15], а также почти 40% мировой установленной мощности возобновляемых источников энергии [4]. Согласно заявлению руководства ГУЭ КНР, «зеленое и низкоуглеродное развитие Китая приведет к огромному ускорению экономического роста и развитию рынка инвестиций и потребления объемом 10 трлн юаней (1,41 трлн долларов)» [14].
Проблемные аспекты китайского рынка торговли квотами на выбросы углекислого газа
В феврале 2024 года Госсовет КНР издал указ, ужесточающий регулирование торговли квотами на выбросы углекислого газа и вступивший в силу 1 мая 2024 года. Закон призван обеспечить правовую основу для работы китайского рынка торговли выбросами углекислого газа
и обеспечить ужесточение мер борьбы с фальсификацией данных о выбросах. Фактически речь идет о новой системе надзора, вынуждающей участников рынка контролировать качество своих данных. Положения документа дают властям больше полномочий для расследования случаев фальсификации и наказания ответственных компаний, включая сторонние фирмы, участвующие в мониторинге и проверке выбросов. Причем отмечено, что правительство Китая будет стремиться наращивать свой статистический, учетный и контрольный потенциал, связанный с выбросами углерода, а ежегодная отчетность будет институционализирована как по общенациональным выбросам, так и по выбросам отдельных регионов [8].
Хотя Китай создал национальную СТК, его новый рынок торговли выбросами углерода по-прежнему имеет ряд пробелов и нуждается в дальнейшем совершенствовании для обеспечения эффективного распределения ресурсов. Например, цены на углерод пребывают на довольно скромном уровне — примерно от 50 юаней (7 долларов) до 60 юаней за тонну с незначительными колебаниями. Однако данные Всемирного банка показывают, что цены на углерод должны вырасти до 80 долларов за тонну, чтобы достичь цели контроля повышения температуры в пределах 2 °С [5].
Объем торгов квотами на выбросы СО2 в Китае также недостаточен: в 2023 году он составил менее 500 млн тонн — около 1/20 годового объема торгов на углеродном рынке Европейского союза, причем цены на рынке ЕС составляют около 80 евро за тонну СО2. Наконец, цены на углерод еще не приобрели широкого влияния. Эффективное ценообразование на углерод может предоставить инвесторам ценные ценовые сигналы для распределения активов и управления рисками, однако нынешний углеродный рынок в основном функционирует как инструмент распределения квот, при этом его роль в финансовом ценообразовании и управлении рисками еще недостаточно оценена [6].
Ученые Китайской академии общественных наук отмечают, что эффективности СТК в стимулировании сокращения выбросов и мобилизации низкоуглеродных инвестиций препятствует ряд проблем, для решения которых и выполнения своей предполагаемой роли рынок торговли углеродом должен быть оптимизирован в следующих аспектах.
Во-первых, крайне важно установить четкий лимит выбросов углерода и максимальную квоту на конкретный будущий период, основываясь
на прошлых объемах выбросов и общих целях их сокращения. Во-вторых, следует поэтапно отказаться от распределения бесплатной квоты и обеспечить ее постепенное сокращение в сочетании с увеличением выставленной на аукцион квоты. В-третьих, важно расширить охват СТК, включив в него отрасли за пределами энергетического сектора. Секторы с высоким уровнем выбросов, такие как сталелитейная и химическая промышленность, производство бумаги и авиация, на которые приходится до 75% объема выбросов СО2 в стране, не учитываются, что требует оптимизации в ближайшем будущем. В-четвертых, активное участие в развитии углеродного рынка должны принимать финансовые институты, чье участие имеет решающее значение для эффективного определения цен, прогнозирования ожиданий и управления рисками. Кроме того, использование существующей финансовой инфраструктуры могло бы облегчить торговлю и расчеты на национальном углеродном рынке, а также стимулировать развитие углеродных деривативов и углеродных кредитов. В-пятых, следует придавать большее значение сертифицированным единицам сокращения выбросов, которые получают компании, добровольно участвующие в проектах производства энергии из возобновляемых источников. В настоящее время предприятия могут использовать СЕСВ для компенсации до 5% от требуемой нормы выбросов углекислого газа, хотя разумность этого ограничения все еще требует дальнейшего обсуждения [16].
ГУЭ КНР 21 марта 2024 года опубликовало свой план работы в области энергетики на 2024 год, изложив дорожную карту, направленную на поддержку «зеленого» и низкоуглеродного перехода энергетического сектора страны при одновременном повышении энергетической безопасности. В плане прогнозируется, что общая установленная мощность производства электроэнергии достигнет около 3,17 млрд кВт, а производство электроэнергии, как ожидается, дойдет до уровня примерно 9,96 трлн кВт/ч. Ключевой целью стратегии ГУЭ КНР является оптимизация энергетической структуры Китая с целью увеличить установленную мощность неископаемого топлива примерно до 55% от общей установленной мощности. По прогнозам, доля ветровой и солнечной энергии в общем объеме национального энергоснабжения составит более 17%, а доля природного газа в общем энергопотреблении достигнет около 18,9% [3].
Прогнозы и перспективы углеродного регулирования
Народный Банк Китая 11 апреля 2024 года опубликовал руководящие принципы по усилению финансовой поддержки зеленого и низкоуглеродного развития. Согласно документу, в ближайшие пять лет КНР построит ведущую в мире систему финансовой поддержки зеленого развития и сделает политику более скоординированной и эффективной с лучшим распределением ресурсов, управлением рисками и рыночным ценообразованием. Китай разработает и внедрит единые стандарты учета выбросов углерода для финансовых учреждений, а также будет способствовать раскрытию информации об окружающей среде учреждениями и финансовыми организациями. Будут сделаны усилия по постепенному расширению круга торговых организаций, подходящих для развития углеродного рынка Китая, увеличению кредитной поддержки зеленого развития и низкоуглеродной трансформации в энергетике, промышленности, транспорте, строительстве и других областях, а также оказанию поддержки предприятиям, имеющим право на включение в список внутри страны и за рубежом для финансирования или рефинансирования зеленого развития. В руководящих принципах также предложены меры по совершенствованию законов и правил, механизмов оценки и анализа зеленых финансов, обогащению соответствующих инструментов денежно-кредитной политики и углублению региональной реформы зеленых финансов [2].
Российской экономике необходимо готовиться к новой глобальной углеродной реальности, которая включает в себя не только регулярную углеродную отчетность, но и вполне ощутимую плату за выбросы парниковых газов, причем нынешний уровень цены за углерод в странах Европы доходит до 25% от рыночной стоимости продукции. Развитие СТК в Российской Федерации в перспективе может дать возможность сопряжения механизма российского углеродного регулирования с аналогичными механизмами основных торговых партнеров, в частности в рамках ЕАЭС и БРИКС, а формирование единой системы углеродного регулирования позволило бы не только минимизировать риски для российских экспортных компаний, но и усилить свои позиции в международной торговле, а также адекватно ответить на трансграничное углеродное регулирование Евросоюза и аналогичные механизмы других стран.
^MTepaTypa/References
1. China to accelerate building carbon emission calculation system. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202210/28/ WS635b31c9a310fd2b29e7f015.html (accessed: 10 September, 2024).
2. China to step up financial support for green development. URL: http://www.china.org.cn/business/2024-04/11/content_117118248.htm (accessed:10 September, 2024).
3. China's 2024 energy strategy aims to boost green transition, ensure energy security. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202403/1309365.shtml (accessed: 10 September, 2024).
4. China's energy transition fueling green productive forces. URL: http://en.people.cn/n3/2024/0301/c90000-20139287.html (accessed: 10 September, 2024).
5. Financing a fresh green future. URL: https://www.bjreview.com/ 0pinion/Voice/202404/t20240407_800362343.html (accessed: 10 September, 2024).
6. Fine-tuned carbon trading regulation accelerates China's green transition. URL: https://www.bjreview.com/China/202402/ t20240227_800357732.html (accessed: 10 September, 2024).
7. Guangdong carbon market closes higher. URL: http://en.people. cn/n3/2024/0224/c90000-20136683.html (accessed: 10 September, 2024).
8. Hou Liqiang. Carbon budget management system to be set up at provincial, prefecture levels. URL: https://www.chinadaily.com. cn/a/202403/06/WS65e7b83fa31082fc043bada0.html (accessed: 10 September, 2024).
9. Hou Liqiang. Carbon credit system one step closer to relaunch. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202310/28/ WS653c48c0a31090682a5eb31a.html (accessed: 10 September, 2024).
10. Hou Liqiang. Trade volume, prices trending upward in China's carbon trading market. URL: https://www.chinadaily.com. cn/a/202402/26/WS65dc57e1a31082fc043b9252.html (accessed: 10 September, 2024).
11. Lan Xinzhen. The carbon course. URL: http://www.bjreview.com/ 0pinion/Fact_Check/202207/t20220725_800301818.html (ac-
cessed: 10 September, 2024).
12. Li Hongyang. Regulation to control carbon trading unveiled. URL: https://www.chinadaily.com.en/a/202402/05/ WS65c10214a3104efcbdae9ced.html (accessed: 10 September, 2024).
13. Liu Yukun. Emissions accounting new green drive push. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202312/28/ WS658cf072a31040ac301a9f2f.html (accessed: 10 September, 2024).
14. Multinationals embrace new opportunities created by China's green transition. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202404/02/ WS660bc09ea31082fc043c007d.html (accessed: 10 September, 2024).
15. Nation seeks win-win for carbon reduction. URL: https://www.chi-nadaily.com.cn/a/202404/03/WS660cb406a31082fc043c02f0.html (accessed: 10 September, 2024).
16. Xu Zhong. Green roadmap key to new development paradigm. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202306/19/ WS648fa66ea31033ad3f7bcf6c.html (accessed: 10 September, 2024).