Научная статья на тему 'Особенности системы СМИ США начала XXI столетия'

Особенности системы СМИ США начала XXI столетия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6631
698
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Роузмари Бреди

Статья Бреди Роузмари «Особенности системы СМИ США начала XXI столетия» представляет собой описание современного состояния новостных массмедиа США. На многочисленных примерах, используя статистические данные, данные социологических опросов, автор анализирует деятельность всех видов СМИ: традиционных (газет, журналов), ставших традиционными (радио и телевидения), новых видов СМИ (кабельного телевидения, Интернета). Большое внимание в работе уделено этапам становления новых видов СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the U.S. media at the beginning of the 21 s1 century

The article is aa analysis of the current state of the American news media. Using statistical data and sociological polls, the author analyzes ±e activities of all forms of the American news media—newspapers, magazines, radio, television, cable television and Inferos. The article explains the rise of new types of news media in the U.S.

Текст научной работы на тему «Особенности системы СМИ США начала XXI столетия»

Бреди Роузмари

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СМИ США НАЧАЛА XXI СТОЛЕТИЯ

В последние десятилетия в медиаиндустрии США наблюдаются изменения, связанные с повышением роли электронных СМИ и, следовательно, с перераспределением внимания и интересов аудитории, что ставит традиционные виды СМИ; газеты, журналы, радио и телевидение - в условия жесткой конкуренции с новейшими технологиями. Эта проблема затрагивает и новостной медиабизнес, чья экономическая стабильность зависит прежде всего от способности компаний идти в ногу со временем, сохраняя своих рекламодателей и уровень дохода от рекламы. В тоже время освещение международных событий требует от американских СМИ больших вложений, особенно серьезные расходы компании несут, передавая информацию из «горячих точек», таких как Ирак и Афганистан.

По материалам «Исследовательского центра общественности и прессы Пью» (The Pew Research Center for the People and the Press), 74% американцев получает информацию о национальных и международных новостях благодаря телевидению, в то время как только 44% населения читает газеты. Радио источником новостей считают 22% , а Интернет - 24% американцев1.

В печатных медиа США крупнейшими по размеру тиража газетами являются следующие2:

Название газеты Периодичность издания Тираж издания

«Ю-Эс-Эй тудей» (USA Today) Понедельник-пятница 2,2 миллиона

«Уолл Стрит джорнэл» (The Wall Street Journal) Понедельник-суббота 2,1 миллиона

«Нью-Йорк тайме» (The New York Times) Ежедневно 1,12 миллиона

«Лос Анджелес тайме» (Los Angeles Times) Ежедневно 902 000

«Нью-Йорк ДЭЙЛИ ньюс» (The New York Daily News) Ежедневно 715 000

«Вашингтон пост» (The Washington Post) Ежедневно 707 690

Общенациональными по территории распространения можно назвать только две газеты: «Ю-Эс-Эй тудей» (USA Today) и «Уолл Стрит джорнэл» (The Wall Street Journal), Читатели других газет сконцентрированы главным образом на определенных территориях, хотя «Нью-Йорк тайме» распространяется более широко, чем «Лос Анджелес тайме» и «Вашингтон пост». Все эти издания прилагают значительные усилия для информирования читателей о мировых событиях. «Нью-Йорк тайме», например, имеет

© Бреди Роузмари, 2007

26 иностранных бюро3. Ее головное издательство владеет компанией «Интернешнл гералд трибун» (The International Herald Tribune), базируемой в Париже. «Уолл Стрит джорнал», собственность «Доу Джонс и Ко.» (Dow Jones and Co.), издает газеты в Европе, Азии и Латинской Америке.

В целом, согласно информации «Национальной газетной ассоциации» (National Newspaper Association)4, существует более чем 1400 крупных газет в больших городах США и около 7000 небольших ежедневных и еженедельных газет, приблизительно 54800 профессиональных журналистов работает полный рабочий день5.

Стиль и методы освещения новостей американскими журналистами отличаются от принятых в Европе. Во-первых, статьи, выражающие точку зрения автора, печатаются на особых редакционных страницах (editorial pages), а информационные статьи и статьи на другие темы размещаются в остальной части газеты. Во-вторых, сами новостные материалы не должны выражать субъективное авторское мнение, а должны представлять различные стороны события и стремиться к «объективности» («objectivity»), под которой в американской журналистике понимается акцент в публикации на справедливости и балансе (fairness and balance) освещения.

В последние годы американские газеты сталкиваются со значительными проблемами из-за возрастающей конкуренции с Интернетом. По данным социологического опроса, на вопрос: «Была ли вами вчера прочитана газета?» - положительно ответили 23 % респондентов в возрасте от 18 до 29 лет, 60 % - в возрасте от 65 лет и старше. Уменьшение количества читателей заставляет рекламодателей сокращать объем закупки рекламы в газетах, что ведет к значительному уменьшению дохода газет6. Чтобы соответствовать запросам аудитории, газеты используют возможности Интернета, постоянно обновляя свои вебсайты. Однако это не приносит серьезных доходов, потому что большинство вебсайтов бесплатные, а общий доход от размещения рекламы в Интернете значительно меньше, чем от рекламы на газетных страницах (в 2005 г. он составил $12 миллиардов, что на $ 49 миллиардов меньше дохода от печатной рекламы).

Приблизительно 5% американцев для получения информации о национальных и международных новостях обращаются к журналам. Ведущие журналы новостей в США7:

Название журнала Тираж издания

«Тайм» (Time) 4,1 миллиона

«Ньюсуик» (Newsweek) 3,1 миллиона

«Ю-Эс ньюс энд Уорлд рипорт» (U.S. News and World Report) 2 миллиона

Кроме трех основных журналов новостей американцы могут узнать о событиях в мире благодаря большому количеству других журналов. Один из наиболее влиятельных еженедельных журналов (general weekly magazine), специализирующийся на международных проблемах, - журнал «Экономист» (Economist), британское издание, в настоящее время продающее больше журналов в США, чем где бы то ни было в мире. Его тираж в Северной Америке - 600 000. Другое еженедельное издание, все больше занимающееся вопросами внутренней и международной политики, - «Ньюйоркер» (The New Yorker) с тиражом в 1,1 миллиона. «Атлантик мансли» (The Atlantic Monthly), с тиражом в 395 000 экземпляров, также пишет обстоятельные статьи по международной

тематике. Более академические статьи (scholarly articles), рецензии на опубликованные книги и статьи-мнения печатаются в журнале «Нью Йорк ревю оф букс» (The New York Review of Books), не имеющем массового тиража8.

В другой группе журналов, связанных с освещением внешней политики, больше внимания обращают на комментарии, чем на новости, и при выражении своей позиции часто склоняются к какому-либо идеологическому спектру мнений. «Идеологически левыми» можно назвать журналы типа «Нейшн» (The Nation) и «Нью рипаблик» (The New Republic), «Идеологически правыми» - «Уикли стандард» (Weekly Standard) (фаворит неоконсерваторов в Вашингтоне) и «Нейшнл ревю» (National Review),

Академические издания (scholarly publications), например, «Форин афферс» (Foreign Affairs), издаваемое «Советом по международным отношениям» (Council on Foreign Relations), и «Форин полиси» (Foreign Policy), издаваемое «Фондом Карнеги для мира во всем мире» (Carnegie Endowment for International Peace), также принимают участие в полемике по вопросам международной политики, не имея серьезного идеологического крена ни вправо, ни влево9.

Передающие медиа (радио и телевидение) в настоящее время являются для американцев наиболее важным источником получения информации о событиях внутри страны и за ее пределами. Согласно проведенному исследованию группы изучения рыночной конъюнктуры «Арбитрон» (Arbitron)10, приблизительно 247 миллионов американцев (94 %) слушает радио каждую неделю, однако только для 22 % радио - главный источник национальных и международных новостей.

Безусловным лидером в предоставлении новостной информации населению является телевидение. 74% американцев получает новости о событиях в мире благодаря национальным телевизионным компаниям: кабельным сетям новостей («Кабельная сеть новостей» - «Си-эн-эн» (Cable News Network - CNN), «Канал Фокс Ньюз - «Фокс» (Fox News Channel - Fox) и «Эм-эс-эн-би-си» (MSNBC)) или трем вещательным сетям, передающим на всю страну последние известия утром и вечером («Эн-би-си» - NBC, «Си-би-эс» - CBS и «Эй-би-си» - ABC)11. Все они являются составными частями ведущих корпораций, принадлежащих акционерам без участия правительства США. Кроме того, частично финансируемый правительством США канал «Общественная вещательная служба» (Public Broadcasting Service), предлагает вечернюю программу новостей, транслируемую на всю страну.

Три традиционных сети телевидения: «Си-би-эс» (CBS) (прежде известная как «Коламбия бродкастинг систем» (Columbia Broadcasting System), «Эн-би-си» NBC (прежде известная как «Национальная вещательная компания» (National Broadcasting Company) и «Эй-би-си» ABC (прежде известная как «Американская вещательная компания» (American Broadcasting Company), - предлагающие развлекательные программы и новости, начали радиовещание в 1920-х гг. и 1930-ых гг., а телевещание в 1940-х гг. и 1950-х гг12, В течение многих десятилетий американцы могаи получать новости со всего мира только из вечерних телевизионных программ новостей, предлагаемых «Си-би-эс», «Эн-би-си» и «Эй-би-си».

В 1980 г. с момента основания «Си-эн-эн» у программ новостей каналов трех телесетей появился конкурент в лице кабельного телевидения. Согласно исследованиям организации «Нилсен медиа рисерч» (Nielsen Media Research), в 1980 г. 52,1 миллиона зрителей смотрели вечером программы новостей трех основных сетей. К 2005 г, число зрителей телесетей сократилось до 27 миллионов.

В 1980 г. канал «Си-эн-эн» (CNN) предложил концепцию 24-часовых ТВ новостей. Ее основатель, предприниматель Тэд Тернер (Ted Turner), намеревался создать серьезную

службу новостей, использующую развивающиеся кабельную и спутниковую технологии, с бюро новостей во всем мире, чтобы зрители могли получать новости незамедлительно. В первые годы эта идея вызывала скептицизм. В 1985 г. организацией «Лидерство в журналистике» (Project for Excellence in Journalism) «Си-эн-эн» рассматривалась в широковещательной ТВ сети как компания, заслуживающая наименьшей степени доверия, чем любая другая компания-конкурент. Однако «Си-эн-эн» проявила настойчивость и стала пользоваться большой популярностью аудитории с началом войны в Персидском заливе, потому что была единственным источником круглосуточного освещения происходящих там событий. С 1989 г. по 1996 г. число подписчиков «Си-эн-эн» выросло в США с 53,8 миллиона до 71,4 миллионов. На 2004 г., согласно «Каган рисерч» (Kagan Research), американской компании по исследованию в области журналистики, предполагаемое число подписчиков «Си-эн-эн» насчитывало 91,4 миллиона13. В настоящее время «Си-эн-эн» имеет бюро новостей во всем мире и полностью посвящает свою деятельность передаче международных новостей, и в этом смысле не имеет конкурентов14.

В 1996 г. «Эм-эс-эн-би-си» (MSNBC) и «Фокс ньюз чэнэл» (Fox News Channel), чтобы составить конкуренцию «Си-эн-эн» запустили 24-часовые информационные службы. «Эм-эс-эн-би-си» - совместное предприятие гиганта программного обеспечения «Майкрософт» и широковещательной сети «Эн-би-си»15. Идея состояла в том, чтобы объединить силы обеих компаний и привлечь зрителей на кабельный канал и в Интернет16. Вебсайт успешно развивается, но кабельный канал никогда не приближался к рейтингу «Си-эн-эн» и оставался постоянно на третьем месте. И даже при том что канал «Эм-эс-эн-би-си» начал вещать на четыре месяца раньше, чем канал «Фокс ньюз», «Фокс» быстро побил его рейтинг17.

Канал «Фокс ньюз» был детищем Руперта Мердока (Rupert Murdoch), который создал корпорации СМИ в Австралии, Великобритании и США. СМИ Мердока включая газеты «Сан» (The Sun) в Великобритании и «Нью-Йорк пост» (The New York Post), известны тем, что поддерживают идеологию консервативного движения. Мердок полагал, что американские СМИ, включая «Си-эн-эн», являются либеральными по своим взглядам18. Мердок предложил сотрудничество Роджеру Эйльзу (Roger Ailes), медийному руководителю, в прошлом советнику президентов-республиканцев Ричарда Никсона (Richard Nixon), Рональда Рейгана (Ronald Reagan) и Джорджа Х.В. Буша (George H.W. Bush) по стратегиям в области коммуникаций (communications strategies). Эйльз разработал для канала «Фокс» иной принцип освещения событий, в котором репортаж делается на основе субъективных мнений самих журналистов (opinionated journalism), обычно интересных сильных личностей. Принципом деятельности новой сети Эйльз назвал «справедливость и сбалансированность» («fair and balanced»), тем самым показывая, что другие сети этому важному положению не отвечают. Канал «Фокс» вначале развивался медленно, в 1997 г. число его подписчиков было вдвое меньше, чем у «Си-эн-эн». Но принцип его деятельности, построенный на представлении разных точек зрения и яркой индивидуальности журналистов, в результате привел к успеху. В 2002 г. рейтинг канала «Фокс» впервые превысил рейтинг «Си-эн-эн». А в 2004 г., по данным «Исследования СМИ Нильсена» (Nielsen Media Research), «Фокс» смотрело 55 % всех зрителей кабельных каналов новостей, против 30% - «Си-эн-эн» и 15% - «Эм-эс-эн-би-си». Таким образом, «Фокс» стал самым популярным из трех кабельных каналов новостей19. Наконец, еще одним ведущим национальным телевизионным информационным каналом является «Общественная вещательная система» (Public Broadcasting System), которая в будние дни вечером передает часовую программу новостей, известную как «Час Новостей с Джим

Лерер» (The News Hour with Jim Lehrer), Эта программа привлекает в среднем 3 миллиона зрителей каждый вечер и известна своим серьезным подходом и комментариями экспертов.

Онлайн-новости становятся все более значимыми во всем мире. «Всемирная паутина» (The World Wide Web) - новый способ как для сбора, так и для распределения информации. Почти каждая ведущая американская организация СМИ: газета, журнал, радио или телевизионный канал - имеет соответствующий вебсайт, на который отправляет статьи, написанные своими штатными работниками или полученные из других источников. Эти сайты обеспечивают возможность традиционным СМИ постоянно обновлять свои репортажи.

Маркетинговые исследования и опросы показывают, что в 2005 г. 7 из 10 совершеннолетних американцев пользовались Интернетом, отправляя электронную почту, получая новости или просматривая содержание вебсайтов. Это в общей сложности 137 миллионов американцев. Приблизительно 70 % из них идут в Интернет, чтобы получить информацию о происходящих в мире событиях20. В исследовании интернет-использования американцами в возрасте старше 12 лет «Центра прессы Анненберга университета Южной Калифорнии» (University of Southern California Annenberg Center for the Press) показано, что 79 % американцев в 2005 г. пользовались онлайн21. Популярность вебсайтов измеряется числом «единственных в своем роде посетителей» («unique visitors), побывавших на сайте за месяц. Два ведущих агентства маркетинговых исследований изучают использование вебсайтов в США: «Нильсен/НетРейтингс» (Nielsen/NetRatings) и «Комс-кор» (Comscore). Согласно данным агентства «Нильсен» (Nielsen), в 2005 г. крупнейшими сайтами были следующие22:

Наименование сайта Количество посетителей / миллионов / («unique visitors) в месяц - в 2005 г.

«Яху ньюз» Yahoo (Yahoo News) 24,1

«Си-эн-эн» (CNN) 22,0

«Эм-эс-эн-би-си» (MSNBC) 23,4

«Эй-о-эл ньюз» (AOL News) 16,2

«Ганнетт ньюзпейперз» (Gannett Newspapers) 11,8

«Интернет бродкастинг системз» (Internet Broadcasting Systems) 11,4

«Эн-вай-таймз.ком» (NYTimes.com) 11,0

«Найт Райдер дижител» Риддер (Knight Ridder Digital) 9,9

«Трибун ньюзпейперз» (Tribune Newspapers) 9,4

«Ю-Эс-Эй тудей.ком» (USAToday.com) 9,4

«Эй-би-си ньюз дижител» (ABC News Digital) 8,1

К подобным результатам приходит в своем исследовании и «Комскор» (Сотэсоге), однако в его рейтинге «Эм-эс-эн-би-си» стоит на втором месте после «Си-эн-эн».

Таким образом, американская аудитория для получения информации о национальных и международных событиях имеет возможность обращаться к разным источникам.

Социологические исследования показывают, что большая часть американцев, чтобы узнать о последних новостях, предпочитает пользоваться информацией, предоставляемой телевидением, значительно меньшее число людей читает газеты и журналы, немногие слушают радио. Интернет в последние годы становится важной альтернативой газетам и журналам, особенно среди читателей молодого возраста. Структура СМИ США будет претерпевать изменения в зависимости от того, как станут развиваться вкусы и предпочтения именно этой части аудитории.

1 «Where People Go for National/International News By Medium», State of the U.S. News Media 2006, Project of Excellence in Journalism. Joumalism.org. 14 April 2007. http://www.stateofthenewsmedia.com/2006/chartland.asp?id=225. Обычно американцы получают новости более чем из одного источника, поэтому сумма приведенных чисел больше 100 %.

2 Editor and Publisher International Yearbook, 2006 // www.editorandpublisher.com/eandp/yearbook/company_search_ result.jsp. - Другая известная газета - «Крисчен сай-енс монитор» (The Christian Science Monitor), ее тираж только 71.000 экземпляров.

3 «The New York Times Media Group»,The New York Times Company, March 31,2007. http://www.nytco.com/company-properties-times.html.

4 «Number of U.S.Daily Newspapers», The Source: Newspapers by the Numbers, Newspaper Association of America, 2005 // http://www.naa.org/thesource/14.asp.

3 «Newsroom Numbers», The Source: Newspapers by the Numbers, Newspaper Association of America, 2006. http://www. naa.org/thesource/25 .asp.

6 «Newspapers» State of the U.S. News Media, 2005. Project for Excellence in Journalism // http ://www.stateofthenewsmedia. com/2006/.

7 «Where People Go forNational/IntemationalNews By Medium», State of the U.S. News Media 2006. Project of Excellence in Journalism. Journalism.org. 14 April 2007 //http://www.stateofthenewsmedia.com/2006/chartland.asp?id=225.

8 Data comes from «Paid Circulation in Consumer Magazines» and «Top 300 Magazines» and «Magazines 300 Totals for 2005) in Advertising Age Data Center // http://adage.com/datacenter. На-’блюдение автора (БР). Citation data is from «Paid Circulation in Consumer Magazines», Advertising Age Data Center, http://www.adage.com/datacenter.

9 Личные наблюдения автора.

10 Executive Summary, State of the U.S. News Media, 2006», Project for Excellence in Journalism // http://www. stateofithenewsmedia.com/2006/executivesummary.

11 «Where People Go for National/International News By Medium», State of the U.S. News Media 2006. Project of Excellence in Journalism.

12 Stirling, Christopher H, and Kittross, John M. Stay Tuned: A Concise History of American Broadcasting. Belmont, Calif: Wadsworth Publishing Company, 1978. p.260-263.

13 ««National Broadcasting Company», Encyclopedia Brittanica Online // http://www.britannica.com/eb/article-9054963/ National-Broadcasting-Co-Inc.

14 «Cable TV», State of the U.S. News Media, 2005. Project for Excellence in Journalism» // http://www.stateofthenewsmedia. com/2005/.

15 «Cable TV», State of the U.S. News Media, 2005. Project for Excellence in Journalism.

16 «Майкрософт» (Microsoft) позже продала свою долю акций «Эн-би-си» (NBC).

17 «Cable TV», State of the U.S. News Media, 2005. Project for Excellence in Journalism.

18 Ken Auletta, «Broadcast News», The New Yorker. May 26. 2003 // http://www.newyorker.com.

19 «Cable TV», State of the U.S. News Media, 2005. Project for Excellence in Journalism // http://www.stateof thenews-medi a/2005/.

20 «Public More Critical of Press, But Goodwill Persist, June 26, 2005», Pew Research Center for People and the Press quoted in «Online», State of the U.S. News Media, 2006. Project for Excellence in Journalism.

21 «Online», State of the U.S. News Media, 2006. Project for Excellence in Journalism.

11 «Online Ownership», State of the U.S. News Media, 2006. Project for Excellence in Journalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.